Развитие санаторно-курортной сферы россии. Современное состояние и тенденции развития санаторно-курортного комплекса российской федерации Статья место курортная отрасль

12.10.2019 Препараты

А.С. Колпаков, управляющий делами Президента Российской Федерации

Санаторно-курортное направление экономики России традиционно является составной частью государственной политики и важным разделом системы здравоохранения, в первую очередь её профилактической составляющей.

В своём послании Федеральному собранию президент Российской Федерации В.В. Путин подчёркивал, что в соответствии с Концепцией развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации приоритетом государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения с помощью возрождения медицинской профилактики и совершенствования санаторно-курортной помощи, позволяющей целенаправленно и высокоэффективно осуществлять оздоровление населения и проводить реабилитацию больных лиц. Кроме того, одной из первоочередных задач Концепции является создание условий, возможностей и мотивации населения для ведения здорового образа жизни.

Министр здравоохранения Российской Федерации В.И. Скворцова также отмечала в своих выступлениях, что важнейшими задачами Министерства здравоохранения Российской Федерации становится «глобальное улучшение» профилактики и оздоровления, где большая роль будет принадлежать санаторно-курортной помощи, в связи с чем диктуется необходимость совершенствования санаторно-курортного дела в России и повышения эффективности работы санаторно-курортных учреждений.

В общегосударственной системе здравоохранения страны важное место отводится санаторно-курортному лече-нию, являющемуся базовым компонен-том восстановления и поддержания здоровья граждан. Комплекс мероприятий позволяет це-ленаправленно и высокоэффективно осуществлять оздоровление населения и проводить третий этап медицинской реабилитации пациентов, как и отражено в подпрограмме «Развитие медицин-ской реабилитации и санаторно-ку-рортного лечения, в том числе детям», принятой в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».

В современных условиях восстановление системы санаторно-курортного лечения и оздоровления, доступности его для основной массы населения, возрождение российских курортов представляется важной общенациональной задачей, способной внести большой вклад в повышение уровня общественного здоровья. Иными словами, дальнейшее развитие санаторно-курортного комплекса — это прежде всего дополнительное инвестирование в здоровье населения России.

В основу санаторно-курортного лечения положены социально и научно обоснованные прогрессивные принципы: профилактическая и реабилитационная направленность, преемственность между амбулаторно-диагностическими, стационарными и санаторно-курортными учреждениями, высокая квалификация и специализация оказываемой помощи. Значимость санаторно-курортного лечения обусловлена сохранением неблагоприятных тенденций в состоянии здоровья населения и той ролью в их преодолении, которая отводится курортному делу в современной концепции развития российской системы здравоохранения.

Отечественная санаторно-курортная отрасль имеет ряд неоспоримых достоинств: в российском туризме курортная сфера изначально являлась доминирующей за счёт распространённой сети учреждений и мощной материальной базы. Традиционно заложена дифференциация курортов на детские, для детей с родителями и взрослые.

Повсеместно используются результаты многолетних широкомасштабных исследований и научно обоснованные методики применения лечебных природных и преформированных факторов для оздоровления, профилактики, санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации. Российские курорты имеют серьёзную диагностическую базу, а научный подход как к изучению и охране природных лечебных ресурсов, так и к организации лечебного процесса остаётся отличительной особенностью российских санаторно-курортных учреждений за счёт персонализированного подхода к каждому отдыхающему и разработке комплексных программ лечения. Действуют программы долечивания больных после оперативных вмешательств, оказания высокотехнологичной помощи пациентам. Всё это способствует сохранению высокой конкурентоспособности российской отрасли в мире и определяет потенциал развития санаторно-курортной сферы в структуре экономики страны.

Санаторно-курортные учреждения, как любые хозяйствующие субъекты в нашей стране, функционируют в условиях рыночной экономики, поэтому все позитивные и негативные стороны рыночных отношений полностью распространяются на отношения в сфере курортного дела. Изменение формы собственности курортных организаций, ослабление контроля над использованием природных лечебных ресурсов в период с начала 80-х до конца 90-х привели к возрастанию стоимости и уменьшению доступности санаторно-курортных услуг для населения, необоснованному уменьшению объёма использования природных лечебных факторов в практике работы курортов.

В связи с этим в ближайшие годы необходимо разработать и провести ряд масштабных мероприятий по формированию здоровьесберегающего тренда у взрослого населения со сложившимся и устоявшимся мировоззрением по организации собственного жизненного пространства и переориентированию населения, у которого существуют отработанные десятилетиями стереотипы неправильного питания, организации труда и отдыха и прочие деструктивные паттерны, на санаторно-курортное оздоровление и первичную профилактику социально значимых заболеваний.

Основными приоритетами дальнейшего развития санаторно-курортной отрасли являются также санаторно-курортное оздоровление детей младшего и школьного возраста, молодёжи, укрепление здоровья работоспособного населения и сохранение здоровья в пожилом возрасте. Комплексные оздоровительно-профилактические мероприятия повышают уровень здоровья в 1,5 раза, использование лечебных ресурсов санаторно-природного комплекса и новых малозатратных высокоэффективных медицинских технологий на их основе повышает эффективность оздоровления граждан на 25-30 %.

В связи с этим дальнейшее развитие санаторно-курортного дела в Российской Федерации должно являться важной составной частью государственной социально-экономической политики, которая в современных условиях, с одной стороны, должна быть ориентирована на реализацию широкой доступности для населения, особенно для его социально незащищённых групп, услуг санаторно-курортных организаций как неотъемлемой составляющей системы здравоохранения (обеспечивающей профилактику заболеваемости и послебольничную реабилитацию граждан), а с другой стороны, относясь к лечебно-оздоровительному виду туризма, санаторно-курортная отрасль должна активно использовать эффективные туристские технологии (маркетинг, менеджмент, гостеприимство) и разнообразные услуги туризма (экскурсионного, конгрессного, спортивного, экологического и других).

Первоочередными задачами и направлениями дальнейшего развития санаторно-курортной отрасли и государственного регулирования в курортной сфере должны быть:

1. Усовершенствование системы обеспечения санаторно-курортным лечением слабо защищённых групп населения страны (дети, инвалиды, престарелые, участники военных действий и ликвидаторы техногенных и стихийных катастроф и другие категории лиц, определённые законодательством), предусмотрев установление предельной стоимости социальных путёвок.

2. Восстановление и развитие системы государственного управления, регулирования и контроля деятельности санаторно-курортных учреждений; разработка и совершенствование необходимых нормативно-правовых документов.

3. Разработка и реализация научно-практических программ по использованию лечебно-оздоровительного туризма, включая туризм для инвалидов, с целью оздоровления и первичной профилактики заболеваний; разработка и внедрение новых лечебно-оздоровительных технологий для вторичной профилактики заболеваний на основе эффективного применения природных и преформированных физических факторов.

4. Сохранение и развитие природных лечебных ресурсов; экологический контроль за состоянием курортных местностей.

5. Совершенствование системы подготовки кадров для санаторно-курортной деятельности.

6. Улучшение материально-технической и научно-методической базы санаторно-курортных и научно-исследовательских учреждений.

Государственная политика в курортном деле должна основываться на приоритетности решения социальных проблем общества, одной из которых является санаторно-курортная помощь населению страны, и строиться на следующих принципах:

1. Доступность санаторно-курортной помощи населению вне зависимости от социального статуса граждан, уровня их доходов и места жительства.

2. Приоритет оздоровительных и профилактических мер в области курортного дела.

3. Поддержка курортологии как науки, изучающей природные лечебные факторы и разрабатывающей эффективные методы их медицинского применения.

4. Консолидация действий органов исполнительной власти всех уровней, организаций и граждан по формированию и реализации комплексных программ развития курортного комплекса Российской Федерации.

5. Многоуровневый подход к организации оздоровительных, лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий на курортах с учётом как общих потребностей населения страны в целом, так и специфических потребностей населения различных регионов, отдельных социальных, профессиональных и возрастных групп.

6. Единство всей системы курортного дела вне зависимости от территориального и ведомственного разграничения.

7. Единство медико-профилактической, оздоровительной и экономической эффективности системы курортного дела.

8. Содействие превращению санаторно-курортного комплекса Российской Федерации в высокорентабельную и конкурентоспособную отрасль её экономики.

Таким образом, процесс развития санаторно-курортной отрасли в рамках системы здравоохранения Российской Федерации подразумевает комплекс мероприятий, направленных на повышение качества всей социально-бытовой и культурной сферы российских курортов, создание современной индустрии реабилитации, лечебно-оздоровительной деятельности и отдыха.

Кроме того, на государственном уровне необходимо уделять больше внимания проведению научно-исследовательских и производственных работ в области разведки и использования природных лечебных ресурсов, разработке и внедрению в практику работы курортных организаций современного технологического оборудования. Очень важно рациональное использование ценнейших месторождений минеральных вод и лечебных грязей.

В свете решения данных вопросов Правительству Российской Федерации было предложено определить роль государства в регулировании рынка санаторно-курортных услуг, разработки механизма их финансирования, предоставления и потребления и предусмотреть разработку:

Предложений по совершенствованию системы управления природопользованием на курортах,

Порядка и критериев лицензирования медицинской деятельности и аккредитации санаторно-курортных учреждений, а также системы обязательной сертификации санаторно-курортных услуг,

Критериев формирования государственного заказа на санаторно-курортное лечение граждан и установление предельной стоимости социальных путёвок,

Научно обоснованных нормативов обеспечения санаторно-курортной помощью для различных категорий населения,

Фундаментальных исследований по изучению механизма действия естественных и преформированных курортных факторов при лечении различных заболеваний.

Эффективно построенная система профильного санаторно-курортного лечения позволит не только повысить уровень здоровья населения и тем самым внести существенный вклад в выполнение государственной социальной задачи, но и даст устойчивый поток финансирования в санатории, послужит стимулом развития их лечебной базы, улучшения условий временного проживания и сервисных служб.

Организация санаторно-курортной деятельности тесно связана с подготовкой кадров, в связи с чем необходимо уделять особое внимание программам подготовки не только врачей, медицинских сестёр, работников служб социальной поддержки и другого персонала санаторно-курортной сферы, но и профессорско-преподавательского состава.

В основу дальнейшего развития курортного дела должен быть положен так называемый кластерный принцип организации курортов, который предполагает интегрирование санаторно-курортных лечебных и научных учреждений с организациями туристического комплекса, то есть широкое развитие как курортного лечебного кластера, так и оздоровительного и иных видов туризма с привлечением частного капитала.

Данный подход к решению проблем, связанных с инновационным развитием и становлением курортной отрасли, позволит в короткие сроки модернизировать санаторно-курортную базу, оснастить курорты современным оборудованием, более эффективно решать проблемы реабилитации и оздоровления населения Российской Федерации.

Курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.

Санаторно-курортные организации - предприятия, учреждения, организации различной формы собственности и ведомственной принадлежности, расположенные как на территории курортов, лечебно-оздоровительных местностей, так и за их пределами, осуществляющие лечебную и оздоровительную деятельность с использованием природных лечебных факторов.

Сегодня курортный комплекс России насчитывает более 2,3 тыс. санаторно-курортных и оздоровительных учреждений на 371,2 тыс. мест. Ежегодно там проходят лечение и оздоровление более 5 млн. человек. В последние годы наметилась тенденция к сокращению общего числа здравниц при увеличении количества мест в них, т.е. к укрупнению санаторно-курортных организаций.

Российские здравницы распределены по территории страны не равномерно: большая часть (ок. 50%) находятся в Южном и Приволжском федеральных округах.

По данным журнала «Курортные Ведомости», наибольшее число санаторно-курортных организаций в 2008 г находились в Южном Федеральном округе (28,8% от общего количества российских санаториев). Второе место по численности занимал Приволжский округ (22%). Третье - Центральный федеральный округ, где сосредоточено 16% российских санаториев. Меньше всего санаторно-курортных организаций в Северо-Западном (7,8%) и Дальневосточном (3,6%) округах. Лишь 9% данных организаций расположены в УрФО. Данное распределение вполне соотносимо с природно-климатическими условиями в России.

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), более половины россиян (68%) прошлым летом никуда не ездили отдыхать (в 2007 г таких было 60%), в их числе каждый пятый (21%) оставался дома из-за отсутствия денег, каждый второй (47%) «занимался своими делами». Летом 2008 года нигде не отдыхало меньшее число россиян - 60%, среди них 24% указали, что не было на это средств.

Наиболее предпочтительные виды отдыха для россиян - пляжный (30%), лечение в санаториях (28%), познавательный отдых (21%) или спортивный (19%). Реже отмечают отдых в пансионатах (16%), дома 14%), на даче и в огороде (12%). Стоит отметить, что в исследовании за 1999 год 27% россиян также предпочли санатории.

Таблица 1 - Результаты опроса ВЦИОМ

Какой вид отдыха Вы предпочитаете? (любое число ответов)

Всего опрошенных

Возраст, лет

60 и старше

Пляжный отдых

Лечение в санаториях

В домах отдыха, пансионатах

Походы (пешие, велосипедные, байдарочные и т.д.), рыбалка, охота

Познавательный отдых - экскурсии, путешествия по историческим, памятным местам

Отдых на даче, огороде

Отдых дома

Пока не решили, затрудняюсь ответить

Проблемы развития туризма и курортно-рекреационного комплекса имеют значение практически для каждого человека, ведь, по сути, речь идет о здоровье. В этих проблемах тесно переплетены социальные, природоохранные и экономические факторы.

По словам Президента РФ Владимира Путина, в целом курортное дело в России пока малоэффективно: «Заметных успехов мы здесь не достигли: инфраструктура курортных регионов изношена и медленно реконструируется; здесь не торопятся с созданием необходимых условий для развития рынка санаторно-оздоровительных услуг; преобладают монополизм и устаревшие методы управления; как результат - высокая цена путевок, достаточно скудный сервис. Получается, людям просто негде отдохнуть в своей собственной стране». Санаторно-курортный комплекс России с начала 1990-х годов переживал не лучшие времена. Если в 1990 г на территории РФ действовали 3,6 тыс. санаториев и курортов, то к 2000 г их численность снизилась в 1,5 раза. Почти в 2,7 раза сократилась и численность оздоравливающихся: с 12 562 тыс. человек до 4 682 тыс. С середины 1990-х годов в курортной отрасли России наметились положительные тенденции развития. Выжившие в переходный период санатории, пансионаты и дома отдыха стали закупать современное оборудование, развивать новые виды услуг.

Молодежь отдает предпочтение пляжу и походам; среднее поколение - пляжу и познавательным экскурсиям, старшее - санаторному лечению и домашнему отдыху. Россиян с образованием:

ѕ ниже среднего, как правило, привлекает санаторное лечение и домашний отдых;

ѕ со средним и средним специальным образованием - пляж и лечение в санаториях;

ѕ с высшим и незаконченным высшим - пляжный и познавательный отдых.

Главной причиной «воздержания» от отдыха является отсутствие средств - доля остававшихся по тем или иным причинам летом дома сокращается с 86% в группе со среднедушевыми доходами не более 1500 рублей в месяц до 46% в группе с доходами свыше 5000 рублей.

Почти каждый второй россиянин (46%) не собирался тратить деньги на летний отдых в прошлом году. Наиболее типичная запланированная сумма на одного отдыхающего члена семьи составила менее 5.000 рублей, ее указали 15% опрошенных, 12% собирались израсходовать от 5.000 до 10.000 рублей. Сумму до 25.000 рублей на человека наметили 7% опрошенных, свыше этого - 3%. Каждый шестой опрошенный затруднился назвать возможные расходы.

По данным Фонда «Общественное мнение», большинство опрошенных россиян полагают, что возможностью поехать на курорт или в экскурсионный тур обладают только богатые люди. Подобную точку зрения применительно:

ѕ к отдыху за рубежом высказывают 84% респондентов;

ѕ применительно к отдыху в России - 77%.

Такую форму отдыха для себя лично подавляющее большинство участников опроса сочли недоступной: лишь 13% в ходе опроса заявили, что люди их круга и социального положения могут себе позволить съездить отдохнуть за рубеж, и четвертая часть (24%) - что они могут позволить себе отдохнуть на российском курорте или в ходе экскурсионного тура по России.

Обращает на себя внимание тот факт, что отдых в своей стране, связанный с дальней поездкой, представляется россиянам лишь немногим более доступным, чем отдых за рубежом. При этом выяснилось, что многие участники опроса в любом случае не хотели бы отдыхать вдали от родного дома - даже в том случае, если бы финансовое положение им это позволило, причем от гипотетической возможности отдыха за рубежом опрошенные отказывались чаще (31%), чем от гипотетической возможности поехать на курорт или в экскурсионный тур по России (20%). Подобной позиции придерживались не только люди пожилого возраста, которых могут останавливать, среди прочего, и соображения здоровья, но и молодые респонденты. Очевидно, что возможность поехать на отдых (в особенности - за рубеж) блокируется не только финансовыми обстоятельствами, но и культурными установками и привычками россиян.

Половина опрошенных (52%) полагают, что они чувствовали бы себя неуверенно, неловко, отдыхая за границей, и треть (30%) заявили, что не испытывали бы такого чувства.

Пожалуй, один из наиболее примечательных результатов опроса - тот факт, что отдых в России в восприятии россиян связан скорее с пребыванием на курортах, а отдых за рубежом - в большей степени с экскурсионными поездками. Так, если бы у респондентов была возможность выбирать между экскурсионным туром по России или по какой-либо зарубежной стране, 44% предпочли бы поехать за границу, и 31% - путешествовать по России. Если же респондентам пришлось бы выбирать между российским и зарубежным курортом, 40% выбрали бы российский, и 30% - зарубежный. Еще один показатель: среди тех участников опроса, кто не отказался бы, при наличии такой возможности, отдохнуть в России, 45% выбрали бы курорт и 27% - экскурсию.

По всей видимости, в массовом сознании бытует представление, что выезд за рубеж - это возможность «посмотреть мир» (и что именно таким образом следует отдыхать за рубежом), а загорать-купаться-лечиться можно и на российских курортах, при этом не испытывая психологического дискомфорта, сопутствующего, по мнению многих, пребыванию за границей. Кроме того, судя по полученным данным, некоторые россияне полагают, что условия для экскурсионных и познавательных поездок в нашей стране хуже, чем за рубежом.

Есть мнение, что отдых за границей дешевле, а условия - лучше. Сейчас, по данным туроператоров, у нас наибольшим спросом пользуют туры в Турцию, Египет, ОАЭ, Болгарию, Грецию и Хорватию.

Для развития российских здравниц не обойтись без поддержки государства. Сейчас ряд прямых и косвенных мер направлены на укрепление санаторно-курортного комплекса. Во-первых, существенно увеличился поток отдыхающих за счет предоставления льготных путевок. Во-вторых, налоговые льготы, которые может получить территория, будут способствовать развитию санаторно-курортных организаций.

Впервые идею национальных проектов, способных сконцентрировать усилия властей и финансовые средства на решении конкретных вопросов выдвинул в сентябре 2005 г президент РФ Владимир Путин.

Меры по решению основных проблем здравоохранения предполагают оптимизацию расходования бюджетных средств, смещение акцента оказания медпомощи в первичное звено (догоспитальный этап), профилактическую направленность здравоохранения.

Таблица 2 - Результаты опроса ВЦИОМ о преимуществах зарубежных и российских курортов

Российские курорты

Зарубежные курорты

Почему вы предпочли бы отдых на российском/зарубежном курорте?

1. Наши курорты не уступают иностранным ("у нас курорты не хуже", "хорошие места есть, не уступают иностранным", "обслуживание отличное, почти как за рубежом").

1. За границей лучше сервис ("Более цивилизованное обслуживание", "выше уровень обслуживания", "качественно", "комфорта больше", "они более благоустроены").

2. Я - патриот ("на Родине лучше", "предпочитаю свою страну", "свое, ближе по духу", "у себя дома лучше", "я патриот своей страны").

2. За границей интересно, можно получить новые впечатления ("Из любопытства", "там интереснее, "познать мир", "расширить кругозор", "узнать другие страны").

3. Отдых в России безопаснее, спокойнее ("безопаснее в своей стране", "в зарубежье опасно ехать", "в России безопаснее и надежнее", "на Родине спокойнее").

3. За границей высокий уровень медицинского обслуживания (больше ответственность по лечению", "лучше лечат", "там лечение качественнее").

4. Заграница далеко ("Ближе", "далеко ездить в мои года нельзя", "далеко туда ехать", "не люблю дорогу далекую", "поближе к дому").

4. За границей не был(-а) ("Мечта у меня такая", "не была за границей", "хочется побывать за границей").

5. В России подходящий климат, экология ("Климат другой", "климат и природа более подходящие и богаче", "климатические условия ближе", "наша природа лучше", "привычный климат").

5. Хочу посмотреть жизнь людей в других странах ("В целях сравнения", "интересно посмотреть, как там живут", "интересно посмотреть, как там все устроено", "посмотреть на другую жизнь").

6. В России чувствуешь себя свободнее, увереннее ("здесь чувствуешь себя увереннее", "проще", "свободнее чувствуешь себя", "свое привычней").

6. За границей лучше, спокойнее в целом ("в России обязательно на что-нибудь нарвешься", "там общество стабильное, безопаснее").

7. Отсутствие языкового барьера ("Говорят по-русски", "за рубежом надо знать язык", "нет языкового барьера, среди своих легче", "среди своего народа","общение со своими").

7. Поездка за границу дешевле ("там дешевле", "это дешевле, чем отдыхать в России").

8. В России высокий уровень медицинского обслуживания ("Доверия больше своим докторам", "наши врачи лучше", "нашим докторам доверяю").

8. Нет желания путешествовать по России ("на российских был", "свое надоело", "тут я везде уже был в советские времена").

9. Отдых в России доступнее, дешевле ("Более доступно", "дешевле", "сэкономил бы денег", "такая поездка дешевле").

9. За рубежом лучше природа ("природа другая, своя надоела", "там море чистое", "там природа чище").

10. Хочу узнать свою страну ("мы еще России не видели", "свою страну увидеть", "я в России еще мало где был").

Основные цели национального проекта в здравоохранении:

ѕ укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности;

ѕ повышение доступности и качества медицинской помощи;

ѕ укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе;

ѕ развитие профилактической направленности здравоохранения;

ѕ удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи.

Председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев заявил, что с 2006 г «необходимо начать восстанавливать в рамках обязательного медицинского страхования систему санаторно-курортного лечения работающих».

Говоря о санаторно-курортном лечении для льготной категории граждан, Исаев отметил, что в 2005 г в санаториях отдохнуло более 1 млн. льготников или 7,5% тех, кто имеет право получать социальный пакет. Для сравнения он привел цифры 2004 г, когда в санаториях отдохнуло всего 234 тыс. человек.

Президент РФ Владимир Путин 5 июня подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об особых экономических зонах в РФ», принятый Госдумой 19 мая и одобренный Советом Федерации 26 мая 2006 года.

Законом вводится новый вид особых экономических зон /ОЭЗ/ - туристско-рекреационные особые экономические зоны, целью создания которых является развитие и эффективное использование туристских ресурсов в России.

Специальная экономическая зона туристско-рекреационного типа (далее - СЭЗ) - статус, присваиваемый постановлением Правительства РФ части государственной и таможенной территории РФ (курорту, рекреационной зоне, лечебно-оздоровительной местности), на территории которой действует специальный режим ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Особые экономические зоны курортно-рекреационного типа создаются в целях:

ѕ стимулирования инвестиционной деятельности, направленной на сохранение, развитие и эффективное использование курортно-рекреационных ресурсов на территории РФ;

ѕ создания современной курортной, туристической, транспортной, жилищно-коммунальной и других видов инфраструктуры на территории специальных экономических зон курортно-рекреационного типа;

ѕ концентрации ресурсов для достижения целей развития курортно-рекреационного комплекса РФ.

Особенно важным создание зон такого типа будет для малого и среднего бизнеса, так как развитие туристско-рекреационной зоны связано с расширением сферы услуг, функционированием большого количества гостиниц, предприятий общественного питания и т.д.

Туристско-рекреационные ОЭЗ создаются на одном или нескольких участках территории РФ. При этом они могут находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования. На территории туристско-рекреационной ОЭЗ допускается разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов.

Правительству РФ предоставляется право определять виды деятельности, осуществление которых не допускается в особой экономической зоне. Предусматривается также возможность передачи ряда функций органа управления ОЭЗ акционерному обществу, 100% акций которого принадлежит РФ.

Госдума приняла закон о предоставлении специального налогового режима туристско- рекреационным особым экономическим зонам /ОЭЗ/.

Поправки в Налоговый кодекс РФ и закон «Об иностранных инвестициях в РФ» вводят специальное налогообложение для организаций-резидентов ОЭЗ. В течение 5 лет они освобождаются от уплаты налога на имущество и земельного налога. Кроме того, предусматривается возможность установления законами субъектов РФ пониженной ставки налога на прибыль, подлежащую зачислению в бюджеты субъектов РФ. При этом размер ее не может быть ниже 13,5 проц.

По мнению заместителя руководителя Федерального агентства по управлению ОЭЗ Михаила Рычева, победить в новом конкурсе имеют шансы сразу несколько территорий Сибирского федерального округа. В частности, соответствующие документы на конкурс готовят администрации Республики Бурятия и Иркутской области, планирующие создать туристско-рекреационную зону вокруг озера Байкал. О готовности участвовать в конкурсе заявляли и Республика Алтай, Алтайский край, Кемеровская область.

Туристические зоны будут иметь самый либеральный режим среди всех ОЭЗ, в них не будет ограничений ни по территории, ни по количеству субъектов, которые смогут участвовать в одной зоне. Также по его словам, в таких зонах не будет ограничений по объему инвестиций, срок действия зоны составит 20 лет. На создание туристско-рекреационных ОЭЗ могут претендовать более 40 субъектов РФ.

Помимо налоговых льгот, которые будут предоставлены некоторым здравницам в рамках введения туристско-рекреационных зон, существует и строка в бюджете, направленная на обеспечение россиян санаторно-курортным лечением.

Таблица 3 - Расходы федерального бюджета на санаторно-курортное лечение

Конечно, люди едут отдыхать не только за счет средств государства. Как минимум, столько же своих денег, сколько выделяют федеральный бюджет и Фонд социального страхования, российские граждане тратят на санаторно-курортный отдых. Санаторно-курортная отрасль переживает период глубоких реформ, главными особенностями которого являются отказ от государственного финансирования санаторного лечения и углубление рыночных отношений. А это означает, что финансовое благополучие в отрасли все больше зависит от индивидуального потребителя, самостоятельно оплачивающего свою поездку на отдых. Видимо, новый отдыхающий имеет несколько отличное от прежнего рекреационное поведение.

Таким образом, сегодня курортный комплекс России насчитывает более 2,3 тыс. санаторно-курортных и оздоровительных учреждений на 371,2 тыс. мест. Ежегодно там проходят лечение и оздоровление более 5 млн. человек.

Эффективное развитие санаторно-курортного комплекса России положительно скажется на состоянии здоровья населения, будет способствовать уменьшению уровня заболеваемости и инвалидности, сокращению расходов на лечение больных в поликлиниках и стационарах. Приведет к улучшению состояния инфраструктуры курортов и лечебно-оздоровительных местностей, обеспечению экономической стабильности и прибыльности всего санаторно-курортного комплекса, позволит сохранить и рационально использовать ценнейшие природные лечебные ресурсы России, повысить уровень оказания санаторно-курортных услуг и конкурентоспособность отечественного курортного комплекса на международном рынке.

Говоря о важнейшей роли курортной отрасли в профилактике заболеваний, лечении и реабилитации больных, следует констатировать низкое финансовое обеспечение обязательств государства по санаторному лечению граждан, исключение санаторного лечения из видов страхового обеспечения, слабую платежеспособность населения, недостаточную востребованность государством услуг санаторно-курортных организаций всех форм собственности. И, как следствие, отсутствие этапности оказания медицинской помощи и сохраняющиеся высокие заболеваемость и инвалидность населения.

Нет необходимости убеждать в важности лечебной и профилактической роли санаторно-курортной отрасли, которая всегда была одним из эффективнейших и массовых звеньев отечественного здравоохранения.

Опираясь на это, Минздрав предложил концепцию программы развития санаторно-курортного лечения, в которой не только освещены проблемы санаторно-курортной отрасли, но и намечены основные пути их решения.

Задача состоит в конструктивной доработке концепции с учетом более эффективного использования потенциала здравниц для оздоровления населения.

Следует обратить внимание, что в настоящее время нет достоверного учета ни количества санаторно-курортных учреждений, ни количества лиц, получивших лечение.

Так, по одним данным Росстата, в 2011 г. была 2461 санаторно-курортная организация на 499 тысяч коек, предоставившая лечение 5 млн. 382 тыс. больным, по другим - 1958 организаций на 345,6 тыс. мест, пролечивших 4 млн. 951 тыс. человек, а, по данным Минздрава, сейчас в России 1944 санаторно-курортных учреждения различных форм собственности, которые в 2010 г. пролечили 6 млн. 297 тыс. пациентов (данные Росстата).

Хотя в основных направлениях модернизации системы санаторно-курортного лечения и предусматривается ведение Государственного реестра курортного фонда РФ, но, на наш взгляд, это должно быть первоочередной задачей федерального органа исполнительной власти в соответствии со статьей 4.1 № 23-ФЗ.

Санаторно-курортные организации, включенные в Госреестр, будут обеспечивать лечение больных через госзаказ без всяких конкурсов. Перепрофилирование санатория под заболеваемость населения должно быть осуществлено обязательно с учетом наличия природных лечебных факторов. А охват санаторно-курортным лечением с 6% в 2012 г. до 45% можно увеличить не к 2020 году, а в ближайшие 2-3 года.

Для этого необходимо использование следующих резервов:

Койка должна работать не 215-253 дня, а 320-350 дней в году. Кроме того, должны быть задействованы все здравницы, включенные в Госреестр, вне зависимости от формы собственности. Не включенные в Госреестр учреждения будут размещать клиентов, приезжающих на короткие сроки, получающих фитнес, велнес, СПА, другие оздоровительные услуги, а так же курсовочное лечение на курорте.

Если нет достоверного учета курортного фонда, нельзя дать объективную оценку его состояния, определить количество лечившихся по путевкам и в укороченные сроки, медицинскую профилизацию здравниц и источники финансирования пребывания в санаториях. Не говоря уже о социальной, профессиональной и возрастной структурах лечившихся и востребованности лечебных профилей курортов.

Кроме того, должен быть осуществлен учет природных лечебных ресурсов, особо охраняемых территорий, целевое их использование, разведка, изучение. Резервирование их под будущее курортное строительство. Сегодня без определения реального состояния курортной отрасли невозможно выстраивать программу его развития. К сведению: площадь всех земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов составляет всего лишь 0,09% от площади земель особо охраняемых территорий и объектов.

Об эффективности и востребованности санаторного лечения свидетельствует тот факт, что в 2011 году 431 тысяча больных, в том числе 99 тыс. детей, лечилось на курортах по курсовкам. И это притом, что в 2012 году на продвижение российского турпродукта было выделено из федерального бюджета 136 млн. рублей, а на продвижение курортного продукта - 0.

Выездной туризм увеличился на 11,8% и составил в 2011 г. 14 млн. человек, которые вывезли из страны более 30 млрд. долларов США.

В связи с тем, что в России давно идет «ползучая» приватизация курортных земель, необходимо на время ввести мораторий на продажу земель лечебно-оздоровительного назначения, взять их на учет, разобраться в каких целях они используются и кем, проводится ли плановое восстановление природных лечебных ресурсов, тем более, резервируются ли земли под будущее курортное строительство или уже сегодня незаконно застраиваются объектами, не имеющими никакого отношения к лечебно-рекреационному делу. Надо ликвидировать нарушения. Это важнейшая, неотложная задача.

В бюджете фонда социального страхования РФ в последние годы не предусматриваются средства на оплату санаторных путевок работающим и членам их семей. Сокращаются программы санаторной помощи гражданам, относящимся к льготным категориям.

Средства федерального и региональных бюджетов на санаторно-курортное лечение граждан льготной категории из года в год уменьшаются. Кроме того, конкурсная стоимость койко-дня пребывания в санатории устанавливается значительно ниже фактической.

Известно, что издержки санаториев обусловлены поддержанием необходимого уровня материально-технической базы, номерного фонда, медицинской базы, содержанием квалифицированного медицинского и обслуживающего персонала, расходами по налоговым отчислениям (в частности по налогу на имущество и земельному налогу) и занимают значительную долю в стоимости путевки.

Наряду с существенным ростом цен на коммунальные услуги резко растут цены на продукты питания, хозяйственные расходы, дорожают банковские кредиты. В целом затраты здравниц резко возрастают. В связи с увеличением затрат растет и стоимость путевок.

Что касается сезонных здравниц, то доходы они получают 2-4 месяца в году, а издержки несут круглый год, имея рентабельность не выше 3-7%.

До 2006 года существовали льготы по налогу на имущество и земельному налогу для санаторно-курортного комплекса страны. После их отмены увеличение налогового бремени легло на себестоимость и цену путевок. В частности, согласно СанПиН 2.4.4.1204-03, площадь земельного участка для санаториев принимают при размещении на курортах 150 кв.м., вне курортов 200 кв.м. на одну койку. За эту землю санаторий не должен платить, т.к. слово «курорт» дословно означает «лечебная местность». Целевое использование этой земли охраняется и регламентируется действующим законодательством.

Санаторно-курортный комплекс, безусловно, является одной из важнейших отраслей сферы услуг не только в России, но и во многих странах мира. Необходимо отметить отсутствие в литературе единого подхода к определению сферы услуг и непосредственно к самому термину «услуга». В рамках нашего исследования, под услугой будем понимать «продукт труда, выступающий, прежде всего в виде процесса достижения результата, а не только самого результата, характеризующийся наличием взаимодействия в этом процессе продавца и покупателя, обладающий такими специфическими свойствами как неосязаемость, неотделимость от источника, изменчивость качества, несохраняемость» .

По нашему мнению, под данное определение в широком смысле подпадают и санаторно-курортные услуги, однако в виду наличия у них ряда специфических характеристик, необходимо дать определение, учитывающее отличительные черты услуг данного вида. В вопросе выделения особенностей санаторно-курортной услуги ученые относительно единогласны. Так, обобщив ряд исследований, можно говорить о таких ее качествах, как неосязаемость, неотделимость от источника, неспособность к хранению, комплексность. Последняя характеристика означает, что санаторно-курортная услуга представляет собой комплексный пакет услуг, включающий проживание, лечение, отдых, досуг.

Таким образом, под санаторно-курортной услугой мы понимаем такой вид услуг, предоставляемых специализированными предприятиями санаторно-курортной сферы отдыхающим с целью удовлетворения комплекса их потребностей в лечении и оздоровительном отдыхе.

Современное состояние санаторно-курортного комплекса России является последствием структурных преобразований экономики страны, произошедших при переходе государства к рыночным отношениям. По данным на конец 2008 года курортный комплекс РФ представлен 4484 санаторно-курортными организациями и организациями отдыха на 753331 койко-мест, из них санаториев и пансионатов с лечением – 1361 и 569 детских учреждений. Количественные данные, характеризующие динамику численности организаций отрасли и численность лиц, получивших курортные и туристические услуги приведены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Санаторно-курортные организации и организации отдыха (на конец года)

Годы Число санаторно-курортных организаций и организаций отдыха, всего В них койко-мест В том числе санаториев и пансионатов с лечением В них койко-мест В том числе детские санатории В них койко-мест
1990 7431 129847 1176 296653 619 81069
2000 4876 754461 1192 287518 528 81510
2002 4709 754025 1279 326169 553 106618
2004 4579 796475 1319 340696 579 112052
2006 4490 761841 1321 354316 580 123021
2008 4484 753331 1361 359460 569 117978

Составлено на основании данных Госкомстата: www.gks.ru .

Таблица 2

Численность лиц, размещенных в гостиницах, санаторно-курортных организациях и организациях отдыха, тыс.человек

Численность размещенных лиц, всего
2000 2005 2008
Всего: 25073,4 28410,9 35454,8
В том числе:
Гостиницы и аналогичные средства размещения 165559,3 18546,8 24757,6
Санаторно-курортные организации и организации отдыха, всего: 8514,1 9864,1 10697,3
Из них:
Санаторно-курортные организации 4583,7 5941,2 6356,5
Организации отдыха 3345,8 3411,0 3798,9
Туристские базы 584,6 313,6 364,8

На сегодняшний день санаторно-курортная отрасль страны не имеет единой структуры и рассредоточена между различными министерствами, ведомствами, акционерными обществами, общественными организациями. В связи с этим развитие санаторных организаций происходит бессистемно, обособленно, главным критерием и направляющим вектором здесь выступают лишь интересы и возможности собственников. Однако, независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, санаторно-курортная отрасль представляет собой единый комплекс, который требует организационно-методического обеспечения и управления.

В современных экономических условиях в структуре санаторно-курортного комплекса страны можно выделить несколько групп. В первую группу входят некоммерческие лечебно-профилактические учреждения с государственной и муниципальной формой собственности, функционирующие по «госпитальному» принципу, оказывающие преимущественно медицинские и ограниченный перечень прочих услуг. Эти учреждения составляют примерно 38% от общего числа предприятий отрасли.

Вторую категорию здравниц (около 5%) составляют структуры ведомств и финансово-промышленных групп в виде оздоровительных центров, чаще всего представляющих собой гостиничные комплексы с развитой лечебно-диагностической базой. Кроме того, высокоразвита система предоставления сопутствующих услуг: питания, досуг, бытовых, экскурсионных и т.п.

Оставшаяся часть предприятий санаторно-курортной отрасли – это коммерческие предприятия различных организационно-правовых форм, их около 57%. Часть предприятий данной группы продолжает функционировать по принципам медицинских учреждений, привлекая для санаторно-курортного лечения фонды предприятий и организаций и личные средства граждан, а также средства Фонда социального страхования. Таким образом, процессы, в настоящее время происходящие в санаторно-курортной отрасли, представляют собой некий переход от бесплатной льготной медицины к медицине, функционирующей на коммерческой основе.

В ракурсе исследуемой проблемы необходимо остановится на вопросе о месте санаторно-курортной отрасли в рыночных условиях хозяйствования. Во всем мире санаторно-курортная отрасль традиционно рассматривается как составная часть сферы туризма, которая является одной из крупнейших, высокодоходных и динамично развивающихся отраслей современной мировой экономики. Так, на сферу туризма приходится до 11% мирового валового национального продукта (ВНП), 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений .

Однако, мнения отечественных ученых в этом вопросе не столь однозначны. Так, Б.Н. Семенов считает, что санаторий – это лечение в обрамлении разнообразных приятных составляющих (природа, климат, здоровый режим, смена обстановки, отдых, экскурсии и т.д.). Собственно санаторное лечение, более приятное и комфортное, также вызывает положительные эмоции даже при наличии возможного ухудшения самочувствия (адаптация, бальнеореакция и т.д.).

Противоположной точкой зрения в этой дискуссии выступают мнения ряда исследователей (А.Н. Разумов, И.П. Бобровницкий, Е.Р. Яшина, И.Б. Петрунь), которые полагают, что ориентация исключительно на контингент больных людей в качестве основной целевой аудитории, несоответствие мировым стандартам по качеству обслуживания, отсекает от отдыха в отечественных курортных организациях целого ряда потенциальных клиентов, таких как «практически здоровые люди», и в первую очередь, молодежь.

Сторонники этой позиции считают, что существенную роль в развитии санаторно-курортной отрасли страны может сыграть дополнение к традиционным медицинским услугам, предлагаемым курортными организациями, широкого комплекса современных лечебно-профилактических услуг в сочетании с бытовыми, досуговыми, услугами питания. Также, необходимо заимствовать ряд элементов туристического бизнеса – мощной индустрии отдыха и развлечений. Так, опрос отдыхающих на российских курортах показал ослабление интереса к медицинской составляющей. Для основной части респондентов целью поездки является отдых, и лишь 25% опрошенных отмечают приоритетность санаторно-курортного лечения. Если еще 5-7 лет назад аналогичные опросы показывали преобладание лечебно-оздоровительной составляющей, то в настоящее время налицо смена приоритетов .

Еще одной тенденцией, характерной для современного этапа развития курортной сферы является предоставление более коротких, по сравнению с традиционными сроками курсов санаторно-курортного лечения. В настоящее время более 30% больных руководствуясь экономическими соображениями поступают на санаторно-курортное лечение на укороченные сроки (от 10 до 14 дней). Санаторно-курортные учреждения, учитывая запросы потребителей, вынуждены реализовывать свои услуги частично, в каждом конкретном случае разрабатывая такой их комплекс, который соответствовал бы требованиям клиентов. Между тем, несмотря на все существующие проблемы в санаторно-курортной сфере, нельзя не подчеркнуть наличие в нашей стране мощного потенциала развития отрасли (различные климатические зоны, ценные рекреационные ресурсы, богатство природного мира, историко-культурное наследие страны).

С учетом всего вышеизложенного, на наш взгляд, правомерно говорить о необходимости перехода санаторно-курортных организаций на качественно новую модель поведения на рынке, когда приоритетным становится создание комплекса рекреационных и досуговых услуг, способных удовлетворить платежеспособный спрос населения с учетом индивидуального подхода к каждому клиенту и приемлемости самой услуги по соотношению «цена-качество».

Библиографический список

1. Ветитнев А.М.. Сервисноориентированная концепция управления санаторно-курортными организациямив рыночных условиях: диссертация… доктора экономических наук: 08.00.05. - Москва, 2005.
2. Лобова С.В., Пяткова О.Н. Развитие сферы туристских услуг в Алтайском крае // Региональная экономика: теория и практика.- 2010. - №2 (137).
3. Ветитнев А.М. Курортное дело: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2007.

СОСТОЯНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО КОМПЛЕКСА НА РЫНКЕ УСЛУГ РОССИИ И ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Аветисян Алина Эдвардовна

студент 5 курса, кафедра экономики и управления на предприятиях торговли ХГАЭП, РФ, г. Хабаровск

E- mail : rozohka @ mail . ru

Золотова Яна Владимировна

научный руководитель, канд. экон. наук, доцент ХГАЭП, РФ, г. Хабаровск

Перспективы развития санаторно-курортной отрасли в России и Хабаровском крае значительны. С целью удовлетворения лечебно-оздоровительных потребностей человек посещает курорты, санатории и дома отдыха, где он получает качественное лечение, проходит курсы оздоровления и реабилитации. На сегодняшний день данная сфера является одним из основополагающих социальных институтов, решающих проблему повышения качества здоровья населения. Особенно актуальным и необходимым является развитие региональной санаторно-курортной сети, деятельность которой направлена на лечение и профилактику многих заболеваний, так как в отдельных регионах нашей страны фиксируется угрожающий уровень общей заболеваемости, превышающий иногда 80-90 %.

Целью функционирования санаторно-курортной территории является всестороннее удовлетворение медико-биологических (лечение, оздоровление, профилактика), социальных (отдых и досуг) и экономических (снижение нетрудоспособности, пополнение местных бюджетов, развитие местной инфраструктуры) потребностей человека и общества в целом. Курортная территория представляет собой лечебно-оздоровительную и рекреационную среду, где человек получает полноценное лечение, серию оздоровительных процедур или отдыхает, а также может посетить культурно-массовые и спортивные учреждения.

На сегодняшний день рынок санаторно-курортных услуг России насчитывает более чем 2,2 тыс. оздоровительных и санаторно-курортных учреждений на 371,2 тыс. мест. Большая часть этих здравниц находится в Приволжском (22 %) и Южном (28,8 %) федеральных округах. Такое распределение объясняется плотностью проживания населения страны и благоприятными природно-климатическими условиями данных регионов.

Санаторно-курортные учреждения различаются по своей организации и количеству обслуживаемых клиентов. Это может быть как небольшая лечебница, рассчитанная на 100 мест, так и крупный многопрофильный комплекс, в состав которого входят несколько санаториев с годовым оборотом в сотни миллионов рублей. Почти на 60 % рынок санаторно-курортных услуг представлен пансионами с лечением и санаториями. Самые востребованные направления лечения ¾ кардиология и неврология. В меньшей или большей степени участниками рынка являются не только санаторно-курортные учреждения разной направленности, но и отдельные комплексы, туристические фирмы, специализирующиеся на организации оздоровительного отдыха, и др.

Максимальная заполняемость санаториев и курортов приходится на период с июня по сентябрь, при этом самыми загруженными месяцами являются июль и август. На долю рынка санаторно-курортных услуг в эти месяцы приходится до четверти годового объема.

По некоторым данным российский рынок санаторно-курортных услуг в 2011 году увеличился на 8 % по сравнению с 2010-м и составил около 65,5 млрд. руб. Согласно прогнозам специалистов, в период с 2011 по 2015 г ожидается ежегодный прирост рынка в пределах 8 %. Рост будет обусловлен расширением предлагаемых лечебных программ и, как следствие, увеличением численности потребителей .

В последнее время на рынке санаторно-курортных услуг наметилась тенденция к запросам на более короткие, по сравнению со стандартными, сроки курсов санаторно-курортного лечения. Это привело, в свою очередь, к укрупнению лечебниц и увеличению емкости оказываемых услуг. Снижение среднего времени нахождения в здравницах препятствует более быстрому росту рынка санаторно-курортных услуг.

Лечебно-оздоровительные услуги, которые принимает человек в рамках учреждений санаторно-курортного комплекса, способны повысить качество здоровья в 2-2,5 раза. Применение в лечебном процессе природных лечебных факторов позволяет увеличить эффективность оздоровления граждан более чем на четверть и снизить затраты на лечение в условиях больницы примерно на 15 %. Предприятия санаторно-курортной системы образуют отдельную отрасль экономики регионов, обеспечивая социальную стабильность в развитии депрессивных и маргинальных территорий посредством пополнения местного бюджета, строительства инфраструктурных объектов.

В отрасли санаторно-курортных услуг России занято 212,6 тыс. человек или 0,15 % от общей численности населения России (рисунок 1).

Рисунок 1. Динамика изменения численности обслуживающего персонала санаторно-курортного комплекса России по годам

Общее снижение численности обслуживающего персонала (врачи, медсестры, менеджеры, горничные, повара и др.) санаторно-курортного комплекса наблюдается практически во всех регионах России, что необходимо стабилизировать за счет эффективной региональной политики по регулированию развития курортного дела. Причинами снижения численности персонала в санаторно-курортных учреждениях могут быть следующие: снижение спроса на курортное лечение, высокая себестоимость санаторно-курортных путевок, которая вызвана дороговизной медицинского обслуживания, а также снижение государственной социальной поддержки граждан по выделению льготной поддержки по санаторно-курортному лечению и реабилитации.

В комплексе лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий санаторно-курортное лечение занимает важное место. К санаторно-курортным учреждениям относятся санатории, санатории-профилактории, пансионаты с лечением, курортные поликлиники, бальнеологические лечебные, грязелечебницы круглогодичного действия .

Курортный фонд Российской Федерации - это совокупность всех выявленных и учтенных природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, а также курортов и курортных регионов . Учитывая необъятные просторы России, уникальность и разнообразие природных лечебных факторов, и развитость курортной отрасли, выделены следующие курортные регионы:

· курорты Северо-запада и Севера России;

· курорты Средней полосы России;

· курорты Поволжья;

· курорты Урала;

· курорты Сибири;

· курорты Дальнего Востока.

На сегодняшний день санаторно-курортная отрасль страны не имеет единой структуры и рассредоточена между различными министерствами, ведомствами, акционерными обществами, общественными организациями. В связи с этим развитие санаторных организаций происходит бессистемно, обособленно, главным критерием и направляющим вектором здесь выступают лишь интересы и возможности собственников. Однако, независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, санаторно-курортная отрасль представляет собой единый комплекс, который требует организационно-методического обеспечения и управления.

В современных экономических условиях в структуре санаторно-курортного комплекса страны можно выделить несколько групп.

В первую группу входят некоммерческие лечебно-профилактические учреждения с государственной и муниципальной формой собственности, функционирующие по «госпитальному» принципу, оказывающие преимущественно медицинские и ограниченный перечень прочих услуг. Эти учреждения составляют примерно 38 % от общего числа предприятий отрасли.

Вторую категорию здравниц (около 5 %) составляют структуры ведомств и финансово-промышленных групп в виде оздоровительных центров, чаще всего представляющих собой гостиничные комплексы с развитой лечебно-диагностической базой. Кроме того, высокоразвита система предоставления сопутствующих услуг: питания, досуг, бытовых, экскурсионных и т. п.

Оставшаяся часть предприятий санаторно-курортной отрасли ¾ это коммерческие предприятия различных организационно-правовых форм, их около 57 %. Часть предприятий данной группы продолжает функционировать по принципам медицинских учреждений, привлекая для санаторно-курортного лечения фонды предприятий и организаций и личные средства граждан, а также средства Фонда социального страхования. Таким образом, процессы, в настоящее время происходящие в санаторно-курортной отрасли, представляют собой некий переход от бесплатной льготной медицины к медицине, функционирующей на коммерческой основе.

Рынок санаторно-курортных услуг способствует экономическому развитию мировой, национальной и региональной экономик, всех взаимодействующих отраслей, включая транспорт, гостиничное хозяйство, общественное питание, организацию развлечений, услуги медицинского лечебного характера, оказываемые населению в целях профилактики и лечения заболеваний, а также реализацию услуг досуга (рисунок 2).

Согласно данным рисунка 2 доля санаторно-курортных организаций Хабаровского края на 2013 год составило 19 %.

Рисунок 2. Доля санаторно-курортных предприятий Хабаровского края на 2013 год

Исследование динамики численности людей, лечившихся и отдыхавших в лечебно-оздоровительных учреждениях Хабаровского края за период с 2010 по 2012 годы, показало, что этот показатель из года в год постепенно увеличивается. Так, в 2010 году численность отдохнувших в лечебно-оздоровительных учреждениях Хабаровского края, составила 50,1 тыс. чел., а в 2012 году ¾ 52,9 тыс. чел.

Динамика численности граждан, лечившихся и отдыхавших в лечебно-оздоровительных учреждениях Хабаровского края, представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Численность лечившихся и отдыхавших в лечебно-оздоровительных учреждениях Хабаровского края в 2010-2012 годах, чел.

Показатель

Санатории

Санатории - профилактории

Всего по санаториям и санаториям-профилакториям

Санаторно-оздоровительные лагеря круглогодичного действия

Размещение лечебных учреждений санаторно-курортного типа на территории Хабаровского края неравномерно.

Так, 9 лечебно-оздоровительных учреждений, или 36 %, расположены в зоне города Хабаровска, 6 ¾ в Еврейской Автономной области в поселке Кульдур, 3 ¾ в Комсомольске-на-Амуре, 2 ¾ в Ванинском районе (поселки Ванино и Тумнин), также имеются санатории-профилактории в Амурске, поселках Хор и Солнечный.

Как правило, расположение учреждений обусловлено природно-климатическими факторами: наличием лечебных грязей, подземных термальных источников, минеральных вод, экологически чистой лесной зоны.

Основной профиль деятельности предприятий ¾ лечение и профилактика различного рода заболеваний.

Ряд лечебно-оздоровительных предприятий является учреждениями общетерапевтического профиля (санатории-профилактории «Мечта», «Родник», «Елочка», «Бриз» и другие).

Среди профильных учреждений крупнейшими являются санатории «Уссури», «Дружба», «Кульдур», «Анненские минеральные воды».

В санатории-профилактории принимаются все возрастные категории, за исключением специализированных детских санаториев «Амурский», «Новый источник».

Ряд лечебно-оздоровительных предприятий имеют ведомственную принадлежность: основной контингент их клиентуры ¾ это трудящиеся и их семьи, имеющие отношение к определенным отраслям и профессиям.

Так, в Хабаровском крае имеются два санатория-профилактория для железнодорожников ¾ «Железнодорожник» в городе Хабаровске и «Горячий ключ» в селе Тумнин.

Имеются свои ведомственные санатории-профилактории у Хабаровского нефтеперерабатывающего завода, Теплоозерского цементного завода, Комсомольского-на-Амуре металлургического завода и другие.

Несмотря на ориентацию на основной контингент, с целью снижения убыточности, все ведомственные лечебно-оздоровительные учреждения принимают сторонних посетителей, как взрослых, так и детей.

Посетителям предлагается проживание в одно-, двух-, трех- и четырехместных номерах, номерах «полулюкс» и «люкс». Во всех лечебно-оздоровительных учреждениях созданы необходимые бытовые условия, организуется трех- и четырехразовое, а также диетическое питание. Предлагаются путевки на различные сроки проживания: от 1-3 дней (для туризма и отдыха) до 14-28 дней (лечение и оздоровление). Отдельным категориям посетителей предлагаются льготные путевки. Помимо основных услуг, связанных с лечением и оздоровлением, санаторно-курортные учреждения Хабаровского края предлагают дополнительные услуги: различные массажи, ванны, грязелечение, культурно-развлекательные и спортивные мероприятия, бассейны, экскурсии, выезды.

В ходе изучения выявлены наиболее конкурентоспособные лечебно-оздоровительные учреждения Хабаровского края ¾ это санатории «Уссури», «Военный санаторий», «Железнодорожник» и «Кедр».

Здравницы Хабаровского края вносят весомый вклад в формирование положительного имиджа Дальнего Востока. Для того чтобы быть востребованными санаторно-курортными предприятиями на рынке, а также повысить качество своих услуг, они принимают участия в крупнейших отраслевых выставках ¾ тихоокеанской международной туристской выставке, международной туристской выставке «Отдых Leisure», международной специализированной выставке для инвалидов, всероссийском форуме «Здоровье нации», всероссийской специализированной выставке «Туризм. Спорт. Отдых» и «Медицина и Здоровье».

С каждым годом происходит постепенное увеличение дополнительных культурно-оздоровительных услуг. На основе вышеперечисленного можно сделать вывод, что современная ситуация на рынке санаторно-курортных услуг Хабаровского края характеризуется растущим спросом не только на лечебно-оздоровительные услуги, но и на расширении номенклатуры дополнительных услуг по организации досуга населению.

В мае 2013 года в Сочи состоялся ежегодный Всероссийский форум «Здравница-2013», организатор события Министерство здравоохранения Российской Федерации собрал лучших представителей санаторно-курортной сферы для обсуждения актуальных вопросов и знакомства с инновациями, а также для рассмотрения темы сохранения и развития санаторно-курортного комплекса России. В рамках форума прошел ряд мероприятий: международный конгресс, выставка достижений санаторно-курортной отрасли, творческий конкурс, а также многочисленные конференции, семинары и круглые столы. Темами выставки стали «Природные лечебные факторы, методы лечения, реабилитация и оздоровление в санаторно-курортных учреждениях». Главная задача форума «Здравница» - объединение усилий всех регионов страны, всех санаторно-курортных организаций, независимо от их ведомственной принадлежности, по сохранению и развитию санаторно-курортного комплекса России. Решение этой проблемы требует участия специалистов разного профиля, взаимодействия лечебного и профилактического направлений медицины, в том числе представителей санаторно-курортной отрасли.

Утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (24 декабря 2012 года № 2511-р). Цель программы: обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.

Таким образом, для санаторно-курортной сферы характерны специфические черты и особенности, качественно отличающие ее от других сфер и отраслей народного хозяйства. Эти особенности непосредственно связаны с предпринимательской деятельностью санаторно-курортных организаций, которая основывается на рыночных принципах хозяйствования. Россия обладает уникальными целебными ресурсами. Это позволило создать в стране систему санаторно-курортного лечения разной направленности. Хабаровский край является одним из наиболее крупных по экономическому потенциалу регионов Дальнего Востока благодаря своему географическому положению, богатой истории и уникальным природным ресурсам, идеальным для санаторно-курортной сферы.

От обеспеченности санаторно-курортным лечением и рационального использования ресурсов санаторно-курортного комплекса будут зависеть дальнейшие успехи в оздоровлении населения россиян. Очевидным является и то, что без повышения качества и доступности санаторно-курортного лечения невозможно добиться решения задач по повышению рождаемости и снижению уровня смертности и инвалидизации россиян.

Список литературы:

1.Годовой отчёт ОАО «РЖД-здоровье» за 2010 г. М.: 2011 [Электронный ресурс] ¾ Режим доступа. - URL: http://www.rzdz.ru (дата обращения 25.03.2014).

2.Ветитнев А.М., Журавлева Л.Б. Курортное дело: учеб. пособие. М.: Кнорус, 2006. - 528 с.

3.Перова М.Б., Перов Е.В. Социальная статистика: мини-словарь. М.: Финансы и статистика, 2005. -176 с.