Журнал санаторно курортная отрасль. Развитие санаторно-курортной сферы россии

туризм курортный рекреационный санаторий

Анализ демографических показателей края и основных его городов и районов свидетельствует об уменьшении в структуре населения детей, анализ заболеваемости свидетельствует о катастрофическом ухудшении здоровья детского населения. Для реабилитации детей функционируют лишь два санатория, относящиеся к муниципальной собственности. Существует необходимость в расширении сети детских санаториев или, что предпочтительнее, открытие санатория "Мать и дитя" на базе одного из местных санаториев. Разработку реабилитационных программ мог бы взять на себя научно-исследовательский институт медицинской климатологии восстановительного лечения.

Рациональная перестройка инфраструктуры СКУ. Необходимо создать в профильных СКУ многообразие специализированных кабинетов, клиник, постоянно вести разъяснительно - рекламную работу в виде лекций, школ - семинаров, рекламных листков и т.д., пропагандируя передовые реабилитационные технологии, рекламируя приятную обстановку, удовольствие и полезность от лечебных процедур.

Для увеличения потока потребителей необходимо предлагать три вида услуг по путевкам без фиксированных сроков: проживание, питание, лечение; проживание и питание; только проживание. Ко всем трем видам путевок должен быть набор сервисных услуг (экскурсии, концерты, танцы, спортивные мероприятия и др.).

Потребность в организационно - финансовой перестройке санаториев. Финансирование курортов федерального значения осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет иных источников финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации; финансирование программ оздоровления населения - за счет средств государственного социального страхования. Оздоровление экономики отрасли возможно за счет повышения эффективности деятельности СКУ, льготного налогообложения деятельности СКУ, использования внутриучрежденческих взаиморасчетов как экономического инструмента повышения уровня организации и эффективности деятельности СКУ.

Подготовка, переподготовка и подбор кадров. В учебных программах медицинских заведений практически отсутствуют сведения о санаторно-курортном лечении, у молодых специалистов существует дефицит знаний в области реабилитационной терапии естественными средствами. Ожидать быстрой перестройки учебных планов не приходится. Необходимо создавать региональные учебные центры по подготовке и переподготовке специалистов для СКУ. Речь идет не только о медицинских работниках, но и в не меньшей мере работниках СКУ, обеспечивающих сервисное обслуживание больных (повара, официанты, экскурсоводы, работники клубов, библиотек, парикмахерских, средств связи и др.). Учебные центры должны создаваться на базе профильных научно-исследовательских институтов и (или) учебных заведений.

Разработка новых передовых медицинских технологий. Для разработки новых лечебно-оздоровительных технологий в Приморском крае имеются широкие возможности. Прежде всего, по разработанной в институте медицинской климатологии и восстановительного лечения методике и выведенной формуле можно выделить лечебно-оздоровительные местности и определить количественно их рекреационный потенциал, используемый в настоящее время в пределах 5 - 10 процентов от максимально возможного. Приморский край располагает значительным лечебным природным потенциалом, основу которого составляет муссонный климат умеренных широт, около 100 источников минеральных вод, месторождения морских сульфидных иловых и сапропелевых лечебных грязей, большие запасы торфов, морские и пресноводные водоемы, разнообразные экзотические ландшафты, памятники природы. Природные ресурсы Приморья достаточны для реализации проектов, направленных на удовлетворение потребности в лечении, оздоровлении и отдыхе не только жителей Приморского края, но и всего Дальнего Востока и частично Восточной Сибири.

Социально - экономические преобразования обуславливают тенденции в санаторно-курортной отрасли - увеличение доли кратковременного отдыха и лечения. В межсезонье финансовое положение санаториев может быть улучшено за счет конгрессного и делового туризма. На этот вид деятельности следует обратить внимание, прежде всего пригородным санаториям. Мировой опыт свидетельствует, что 40 - 50 процентов организаторов собраний в корпорациях проводят свои мероприятия на курортах. Обслуживание на условиях полного пансиона с предоставлением услуг под одной крышей находит много приверженцев.

В Приморском крае для целей лицензирования и аккредитации СКУ разработаны стандарты их деятельности. Это позволило объективно оценить качество лечебно-профилактической деятельности учреждений, повысить эффективность и безопасность медицинских услуг. Трехлетнее наблюдение за СКУ после их лицензирования подтверждают это. В этом отношении наш край опередил другие территориальные образования Российской Федерации. Решение отмеченных задач, как и развитие санаторно-курортной отрасли Приморья, невозможно без улучшения экологической обстановки рекреационных территорий, разработки комплекса мероприятий по предотвращению деградации природных ресурсов и восстановлению рекреационных ресурсов в результате антропогенного воздействия.

Разрабатываемый комплекс мероприятий должен включать:

  • · систему мониторинга состояния лечебно-оздоровительных территорий;
  • · вывод из зон санитарной охраны курортов предприятий, не имеющих отношения к функционированию учреждений оздоровления и отдыха;
  • · разработку и утверждение зон санитарной охраны и технологических схем эксплуатации перспективных месторождений минеральных вод и лечебных грязей;
  • · резервирование перспективных лечебно-оздоровительных зон с ограниченным режимом природопользования в них;
  • · разработку юридических нормативов для пользователей природными ресурсами.

Реорганизация санаторно-курортной отрасли должна проходить по направлениям:

  • 1. Организационные мероприятия санаторно-курортной отрасли, требующие согласования с федеральными, краевыми органами здравоохранения;
  • 2. Структурно-функциональная реорганизация лечебно-оздоровительных учреждений на уровне главных врачей курортов и санаториев;
  • 3. Научное обоснование новых медицинских технологий на уровне научно-исследовательских институтов.

Туризм представляет собой сложный социально-культурный, экономический и психологический феномен, многогранность которого характеризуется наличием большого количества определений. Одни из них носят узкоспециальный характер, отражают отдельные аспекты туризма - экономические, социальные, правовые и т.п. Другие - сущностные определения - характеризуют предмет в целом, раскрывают внутреннее содержание туризма, выражающееся в единстве всего многообразия свойств и отношений. В наиболее общем виде туризм можно определить с двух сторон:

  • - во-первых, это вид социально-культурной и досуговой деятельности в рамках всего свободного перемещения населения от места своего проживания и работы в другой регион (в пределах данной страны или за границу);
  • - во-вторых, это индустрия, производящая услуги, необходимые для удовлетворения потребностей, возникающих во время путешествий.

Одним из специфических видов туризма является санаторно-курортный туризм. Ему присущи все основные признаки туризма, с одной стороны, а также специфические особенности, с другой.

Рынок санаторно-курортных и туристских услуг состоит из многочисленных и разнообразных по профилю санаторно-курортных учреждений, туристских фирм, гостиничных предприятий, различных организаций, имеющих целью проведение необходимого лечения, организацию оздоровительного отдыха, увлекательных туристических туров, экскурсионную деятельность и разнообразного вкусного лечебного питания отдыхающих.

Последние два года знаменовались определенными изменениями в состоянии санаторно-курортного дела в России. Этой отрасли стали больше внимания уделять на государственном уровне, при этом курортно-рекреационная система и ее проблемы рассматривались в едином комплексе с туризмом. Это особенно важно, так как по сей день не утихают споры, относятся ли санаторно-курортные организации к туризму.

Исторически сложилось так, что лечебный отдых в России был и остается доминирующим. Санатории и пансионаты с лечением, несмотря на все перипетии переходного лихолетья, удерживают положительную динамику, что свидетельствует о сохранении у населения России интереса к поддержанию здоровья на курортах. В настоящее время учреждений оздоровительного профиля насчитывается свыше 4000 единиц общей вместимостью 761 тысяча мест, в то время как туристских баз сохранилось всего 158, емкостью в 27 тысяч мест. При этом число лечебно-оздоровительных учреждений (санаториев, санаториев-профилакториев и пансионатов с лечением (2232)) по-прежнему больше, чем просто учреждений отдыха (2184).

С точки зрения системы организации лечения и оздоровления российские курорты и сегодня являются одними из лучших в мире. Российские курортные технологии вполне современны, имеют значительную коммерческую ценность, в том числе и экспортную. Однако в целевых программах устойчивого развития туризма, как правило, нет даже упоминания о курортах. С научной точки зрения это принципиально неверно, так как устойчивое развитие рекреации и туризма должно базироваться на рациональном использовании всех видов рекреационных ресурсов, включая и природные лечебные ресурсы.

Осознав перспективность развития туризма, в регионах стали формировать специализированные органы управления туризмом (Комитеты, Управления, Департаменты и даже Министерства), проводить политику, поддерживающую туризм и формы предпринимательства, с ним связанные. Курорты же остались вне поля их внимания и поддержки. Это приводит к тому, что даже в тех регионах, где курортное дело является самой развитой формой туристской индустрии, при разработке концепций развития туризма приоритет отдается другим видам туристской деятельности.

Понятие «курортное обслуживание» и «туристическое обслуживание» не поглощают друг друга, но в силу исторически развивающейся отрасли по удовлетворению потребностей населения в отдыхе, функционируют близко друг с другом. Курортная отрасль не может существовать в отрыве от туризма, хотя бы потому, что она относится к системе отдыха, где помимо лечебных функций присутствуют спортивные и анимационные занятия, а также экскурсионные программы. Сейчас выбор курорта во многом определяется условиями размещения и развлечения, дополняющими лечебные курсы. Да и сами лечебные программы среди сочетанных видов аэротерапии ранее включали не только хождение по терренкурам, но и занятия ближним туризмом. И туристские организации (турбазы, горнолыжные и горные курорты, яхтклубы и т.д.), и санатории используют одну и ту же инфраструктуру (транспорт, связь, тепло, энергосети, сферу услуг и проч.), а также одни и те же объекты социокультурной инфраструктуры (театры, музеи, киноконцертные залы и т.д.); они заинтересованы в их совершенствовании.2

При этом сама по себе туристская отрасль может стать фактором, обеспечивающим повышение конкурентоспособности российской экономики. Россия располагает большим потенциалом, как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. У нее есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, природные достопримечательности, а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа. В докладе Всемирного совета по туризму и путешествиям отмечается, что в следующем десятилетии Российская Федерация может стать одной из ведущих стран в сфере путешествий и туризма.

Однако ситуация в курортной сфере складывается не лучшим образом.

С одной стороны, многие санаторно-курортные учреждения, акцентировав основное внимание на оказании общего сервиса, стали уделять меньше внимания медицинской стороне своей деятельности. С другой стороны, те регионы, которые имеют в своем распоряжении великолепные природные лечебные грязи, исключительного качества воды, рассолы, газы, по уровню сервиса до сих пор оставляют желать лучшего.

Необходимо уравновесить эту ситуацию и научиться сочетать природные богатства, гигантский практический опыт и европейский сервис для того, чтобы люди могли не только отдыхать, но и оздоравливаться, проходить реабилитацию, долечиваться.

А.С. Колпаков, управляющий делами Президента Российской Федерации

Санаторно-курортное направление экономики России традиционно является составной частью государственной политики и важным разделом системы здравоохранения, в первую очередь её профилактической составляющей.

В своём послании Федеральному собранию президент Российской Федерации В.В. Путин подчёркивал, что в соответствии с Концепцией развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации приоритетом государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения с помощью возрождения медицинской профилактики и совершенствования санаторно-курортной помощи, позволяющей целенаправленно и высокоэффективно осуществлять оздоровление населения и проводить реабилитацию больных лиц. Кроме того, одной из первоочередных задач Концепции является создание условий, возможностей и мотивации населения для ведения здорового образа жизни.

Министр здравоохранения Российской Федерации В.И. Скворцова также отмечала в своих выступлениях, что важнейшими задачами Министерства здравоохранения Российской Федерации становится «глобальное улучшение» профилактики и оздоровления, где большая роль будет принадлежать санаторно-курортной помощи, в связи с чем диктуется необходимость совершенствования санаторно-курортного дела в России и повышения эффективности работы санаторно-курортных учреждений.

В общегосударственной системе здравоохранения страны важное место отводится санаторно-курортному лече-нию, являющемуся базовым компонен-том восстановления и поддержания здоровья граждан. Комплекс мероприятий позволяет це-ленаправленно и высокоэффективно осуществлять оздоровление населения и проводить третий этап медицинской реабилитации пациентов, как и отражено в подпрограмме «Развитие медицин-ской реабилитации и санаторно-ку-рортного лечения, в том числе детям», принятой в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».

В современных условиях восстановление системы санаторно-курортного лечения и оздоровления, доступности его для основной массы населения, возрождение российских курортов представляется важной общенациональной задачей, способной внести большой вклад в повышение уровня общественного здоровья. Иными словами, дальнейшее развитие санаторно-курортного комплекса — это прежде всего дополнительное инвестирование в здоровье населения России.

В основу санаторно-курортного лечения положены социально и научно обоснованные прогрессивные принципы: профилактическая и реабилитационная направленность, преемственность между амбулаторно-диагностическими, стационарными и санаторно-курортными учреждениями, высокая квалификация и специализация оказываемой помощи. Значимость санаторно-курортного лечения обусловлена сохранением неблагоприятных тенденций в состоянии здоровья населения и той ролью в их преодолении, которая отводится курортному делу в современной концепции развития российской системы здравоохранения.

Отечественная санаторно-курортная отрасль имеет ряд неоспоримых достоинств: в российском туризме курортная сфера изначально являлась доминирующей за счёт распространённой сети учреждений и мощной материальной базы. Традиционно заложена дифференциация курортов на детские, для детей с родителями и взрослые.

Повсеместно используются результаты многолетних широкомасштабных исследований и научно обоснованные методики применения лечебных природных и преформированных факторов для оздоровления, профилактики, санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации. Российские курорты имеют серьёзную диагностическую базу, а научный подход как к изучению и охране природных лечебных ресурсов, так и к организации лечебного процесса остаётся отличительной особенностью российских санаторно-курортных учреждений за счёт персонализированного подхода к каждому отдыхающему и разработке комплексных программ лечения. Действуют программы долечивания больных после оперативных вмешательств, оказания высокотехнологичной помощи пациентам. Всё это способствует сохранению высокой конкурентоспособности российской отрасли в мире и определяет потенциал развития санаторно-курортной сферы в структуре экономики страны.

Санаторно-курортные учреждения, как любые хозяйствующие субъекты в нашей стране, функционируют в условиях рыночной экономики, поэтому все позитивные и негативные стороны рыночных отношений полностью распространяются на отношения в сфере курортного дела. Изменение формы собственности курортных организаций, ослабление контроля над использованием природных лечебных ресурсов в период с начала 80-х до конца 90-х привели к возрастанию стоимости и уменьшению доступности санаторно-курортных услуг для населения, необоснованному уменьшению объёма использования природных лечебных факторов в практике работы курортов.

В связи с этим в ближайшие годы необходимо разработать и провести ряд масштабных мероприятий по формированию здоровьесберегающего тренда у взрослого населения со сложившимся и устоявшимся мировоззрением по организации собственного жизненного пространства и переориентированию населения, у которого существуют отработанные десятилетиями стереотипы неправильного питания, организации труда и отдыха и прочие деструктивные паттерны, на санаторно-курортное оздоровление и первичную профилактику социально значимых заболеваний.

Основными приоритетами дальнейшего развития санаторно-курортной отрасли являются также санаторно-курортное оздоровление детей младшего и школьного возраста, молодёжи, укрепление здоровья работоспособного населения и сохранение здоровья в пожилом возрасте. Комплексные оздоровительно-профилактические мероприятия повышают уровень здоровья в 1,5 раза, использование лечебных ресурсов санаторно-природного комплекса и новых малозатратных высокоэффективных медицинских технологий на их основе повышает эффективность оздоровления граждан на 25-30 %.

В связи с этим дальнейшее развитие санаторно-курортного дела в Российской Федерации должно являться важной составной частью государственной социально-экономической политики, которая в современных условиях, с одной стороны, должна быть ориентирована на реализацию широкой доступности для населения, особенно для его социально незащищённых групп, услуг санаторно-курортных организаций как неотъемлемой составляющей системы здравоохранения (обеспечивающей профилактику заболеваемости и послебольничную реабилитацию граждан), а с другой стороны, относясь к лечебно-оздоровительному виду туризма, санаторно-курортная отрасль должна активно использовать эффективные туристские технологии (маркетинг, менеджмент, гостеприимство) и разнообразные услуги туризма (экскурсионного, конгрессного, спортивного, экологического и других).

Первоочередными задачами и направлениями дальнейшего развития санаторно-курортной отрасли и государственного регулирования в курортной сфере должны быть:

1. Усовершенствование системы обеспечения санаторно-курортным лечением слабо защищённых групп населения страны (дети, инвалиды, престарелые, участники военных действий и ликвидаторы техногенных и стихийных катастроф и другие категории лиц, определённые законодательством), предусмотрев установление предельной стоимости социальных путёвок.

2. Восстановление и развитие системы государственного управления, регулирования и контроля деятельности санаторно-курортных учреждений; разработка и совершенствование необходимых нормативно-правовых документов.

3. Разработка и реализация научно-практических программ по использованию лечебно-оздоровительного туризма, включая туризм для инвалидов, с целью оздоровления и первичной профилактики заболеваний; разработка и внедрение новых лечебно-оздоровительных технологий для вторичной профилактики заболеваний на основе эффективного применения природных и преформированных физических факторов.

4. Сохранение и развитие природных лечебных ресурсов; экологический контроль за состоянием курортных местностей.

5. Совершенствование системы подготовки кадров для санаторно-курортной деятельности.

6. Улучшение материально-технической и научно-методической базы санаторно-курортных и научно-исследовательских учреждений.

Государственная политика в курортном деле должна основываться на приоритетности решения социальных проблем общества, одной из которых является санаторно-курортная помощь населению страны, и строиться на следующих принципах:

1. Доступность санаторно-курортной помощи населению вне зависимости от социального статуса граждан, уровня их доходов и места жительства.

2. Приоритет оздоровительных и профилактических мер в области курортного дела.

3. Поддержка курортологии как науки, изучающей природные лечебные факторы и разрабатывающей эффективные методы их медицинского применения.

4. Консолидация действий органов исполнительной власти всех уровней, организаций и граждан по формированию и реализации комплексных программ развития курортного комплекса Российской Федерации.

5. Многоуровневый подход к организации оздоровительных, лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий на курортах с учётом как общих потребностей населения страны в целом, так и специфических потребностей населения различных регионов, отдельных социальных, профессиональных и возрастных групп.

6. Единство всей системы курортного дела вне зависимости от территориального и ведомственного разграничения.

7. Единство медико-профилактической, оздоровительной и экономической эффективности системы курортного дела.

8. Содействие превращению санаторно-курортного комплекса Российской Федерации в высокорентабельную и конкурентоспособную отрасль её экономики.

Таким образом, процесс развития санаторно-курортной отрасли в рамках системы здравоохранения Российской Федерации подразумевает комплекс мероприятий, направленных на повышение качества всей социально-бытовой и культурной сферы российских курортов, создание современной индустрии реабилитации, лечебно-оздоровительной деятельности и отдыха.

Кроме того, на государственном уровне необходимо уделять больше внимания проведению научно-исследовательских и производственных работ в области разведки и использования природных лечебных ресурсов, разработке и внедрению в практику работы курортных организаций современного технологического оборудования. Очень важно рациональное использование ценнейших месторождений минеральных вод и лечебных грязей.

В свете решения данных вопросов Правительству Российской Федерации было предложено определить роль государства в регулировании рынка санаторно-курортных услуг, разработки механизма их финансирования, предоставления и потребления и предусмотреть разработку:

Предложений по совершенствованию системы управления природопользованием на курортах,

Порядка и критериев лицензирования медицинской деятельности и аккредитации санаторно-курортных учреждений, а также системы обязательной сертификации санаторно-курортных услуг,

Критериев формирования государственного заказа на санаторно-курортное лечение граждан и установление предельной стоимости социальных путёвок,

Научно обоснованных нормативов обеспечения санаторно-курортной помощью для различных категорий населения,

Фундаментальных исследований по изучению механизма действия естественных и преформированных курортных факторов при лечении различных заболеваний.

Эффективно построенная система профильного санаторно-курортного лечения позволит не только повысить уровень здоровья населения и тем самым внести существенный вклад в выполнение государственной социальной задачи, но и даст устойчивый поток финансирования в санатории, послужит стимулом развития их лечебной базы, улучшения условий временного проживания и сервисных служб.

Организация санаторно-курортной деятельности тесно связана с подготовкой кадров, в связи с чем необходимо уделять особое внимание программам подготовки не только врачей, медицинских сестёр, работников служб социальной поддержки и другого персонала санаторно-курортной сферы, но и профессорско-преподавательского состава.

В основу дальнейшего развития курортного дела должен быть положен так называемый кластерный принцип организации курортов, который предполагает интегрирование санаторно-курортных лечебных и научных учреждений с организациями туристического комплекса, то есть широкое развитие как курортного лечебного кластера, так и оздоровительного и иных видов туризма с привлечением частного капитала.

Данный подход к решению проблем, связанных с инновационным развитием и становлением курортной отрасли, позволит в короткие сроки модернизировать санаторно-курортную базу, оснастить курорты современным оборудованием, более эффективно решать проблемы реабилитации и оздоровления населения Российской Федерации.

Целебные свойства воды известны людям с глубокой древности. Особой популярностью пользовались термальные воды в Римской империи. В Риме, Стамбуле, городах Причерноморья до наших дней сохранились величайших сооружений - термы, посещение которых, было также обязательно, как и посещение храмов. Водолечение, термотерапия, массаж, физические упражнения служили признаком благополучия и высокой культуры римлян.

Основоположником курортного дела в России по праву считается Петр Первый. Сохранился именной указ царя от 24 июня 1717 года «О приискании в России минеральных вод». Первый российский курорт Марциальные воды был основан в 1714 году по Указу Петра Первого в 50 километрах от Петрозаводска. Углекислые минеральные воды с высоким содержанием железа оказались эффективными при многих заболеваниях, не уступая по своим целебным свойствам зарубежным аналогичным источникам. В январе 1719 года «Его царское Величество пишет историк, - изволили выехать из Санкт-Петербурга к Олонецким водам.

Ввоз заграничных минеральных вод в Россию с 1720 года был категорически воспрещен.

Спустя несколько лет Петр Первый основал еще один курорт - Липецкие минеральные воды Тамбовской губернии, где побывал в 1725 году. По его высочайшему Указу здесь были выстроены дворец, «купальное заведение», прогулочная галерея. Для лечения больных применялись «железно-щелочные минеральные воды», торфолечение и кумысолечение. В 1806 году дворец и другие постройки сгорели, курорт надолго пришел в запустение.

К числу старейших курортов страны, наряду с Олонецкими и Липецкими водами, относятся минеральные воды Забайкалья, среди них - Горячинск, Дарасун, Утучан, Ямнул, Молоковка. Около двух веков известны Кавказские минеральные воды - Пятигорск, Кисловодск, Железноводск, Есентуки.

Россия располагает всеми основными видами курортных ресурсов - благоприятным климатом, богатейшими месторождениями минеральных вод, разнообразных по составу и физическим свойствам, многочисленными солеными озерами, лиманами, торфяниками и другими источниками ценных лечебных грязей. Разнообразие и богатство курортных ресурсов обусловили создание многочисленных курортов различных типов. Даже в Восточной Сибири имеются запасы термальных азотных минеральных вод и сульфидной иловой грязи, на основе которых функционирует курорт Талал (Магаданская область).

Европейская часть обладает многочисленными курортными ресурсами. На Севере и Северо-западе - Выборгская и Ленинградская курортные зоны, курорты Зеленоградск, Отрадное, Светлогорск, здесь имеются также бальнеогрязевые курорты (на основе месторождений хлоридных, хлоридных натриевых, сульфатных, железистых и других минеральных вод сульфидных иловых и торфяных грязей), в том числе первый в России курорт Марциальные воды, Старая Росса, Солониха, Сольвичегорск, Хилово. Живописная природа, благоприятные климатические условия, месторождения хлоридных натриевых, железистых, бромных и других видов минеральных вод и лечебных грязей позволили создать широкую сеть климатических и бальнеогрязевых курортов, а также и других оздоровительных учреждений в Центральном, Центрально-черноземном и Поволжском районах (курорты Дорохово, Краинка, Липецк, Нижнеивкино, Сергеевские Минеральные воды, Солигач и другие).

Благоприятный климат предгорий Урала, наличие лесных массивов, озерных сапропелевых грязей и сульфидных илов, а также сульфидных и других минеральных вод обусловили развитие здесь климатических и грязевых курортов Кисегач, Ключи, Курьи, Нижние Серьги, Самоцвет, Увильды. На базе сульфидных, хлоридных натриевых вод функционирует крупнейший на Урале бальнеологический курорт Усть-Качка. Уникальные природные лечебные факторы - горячие пары и сухие газы - используют на курорте Янгантау. В Западной Сибири на базе термальных радоновых азотных источников (Алтайский край) функционирует курорт Белокурихи, а на базе озерных месторождений сапропелевых и сульфидных иловых грязей, торфяников, а также хлоридных натриевых (в том числе термальных) минеральных вод - курорты Б.Тараскуль, Карачи, Медвежье, Прокопьевский. В Восточной Сибири (преимущественно в южной и юго-восточных ее частях) основой для курортного строительства явились значительные запасы азотных термальных, углекислых (в том числе радоновых), хлоридных натриевых, сульфидных и других минеральных вод, а также озерной сульфидной иловой грязи, которые используются на популярных курортах Горячинск, Дарасун, Купа, Молоковка, Ургучан, Усолье, Усть-Кут, Чедер, Шира и другие.

На Дальнем Востоке благоприятные природно-климатические условия и запасы сульфидной иловой грязи способствовали созданию Владивосточной курортной зоны. На основе месторождений термальных азотных минеральных вод функционируют курорты Апненские Минеральные воды, Кульдуп, Начинки, Паратунка, углекислых вод - курорт Шмаковка.

Во многих районах лесостепной, степной зоны и зоны полупустынь имеются благоприятные климатические условия, используемые для климатотерапии (в том числе в сочетании с кумысолечением), и минеральные озера с запасами лечебных грязей (Троцкий климатокумысолечебный район, курорты Гай, Чехово, Шафраново, Эльтон, Аксаково и другие). В России расположены крупнейшие бальнеологические курорты Кавказких Минеральных Вод - Есентуки, Железноводск, Кисловодск, Пятигорск, а также популярные курорты - Нальчик, Серноводск, Талиск.

Благодаря исключительно- благоприятным ландшафтно-климатическим условиям Черноморского побережья Кавказа, теплому морю с удобными для купания пляжами, наличию богатых месторождений сульфидных и йодо-бромных минеральных вод и значительных запасов лечебных грязей этот район России превратился в крупнейшую курортную зону, где ежегодно отдыхают и лечатся несколько миллионов человек (курорты Анапа, Сочи, Гиленджик и другие).

В дореволюционной России при наличии нескольких сотен разведанных местностей с минеральными источниками и месторождениями лечебных грязей функционировали только 36 курортов, где использовались эти природные лечебные факторы. Было всего 60 санаториев на 3 тысячи мест. Лечили больных частнопрактикующие врачи. Уровень благоустройства большинства курортов не отвечал санитарным требованиям. Так, даже в Кисловодске не было водопровода, канализации, отсутствовали мостовые, водостоки, улицы не освещались; наряду с роскошными особняками имелись пустыри, свалки. Царское правительство не заботилось о развитии отечественных курортов. Недоступность курортного лечения для широких масс трудящихся можно проиллюстрировать статистическими данными о социальном составе проходивших лечение, например, на курортах Кавказских Минеральных Вод в 1907 году помещики и дворяне - 41,9%, представители буржуазии - 23,8%, офицеры царской армии - 10,5%, чиновники и прочие - 23%.

Основные принципы организации курортного дела в СССР:

ѕ научное обоснование курортных лечебных ресурсов и организации лечебного дела;

ѕ доступность курортного лечения для населения;

ѕ осуществление курортного лечения (полностью или частично) за счет средств государственного социального страхования, профсоюзных и других организаций;

ѕ медицинский отбор больных для лечения на курортах;

ѕ тесная связь и преемственность между курортным лечением и лечением по месту жительства и работы.

Декреты Советского правительства, принятые в первые годы после Великой Октябрьской революции, послужили началом развития курортов и организации учреждений отдыха трудящихся. Декрет «О лечебных местностях общегосударственного значения» от 4 апреля 1919 года провозгласил национализацию курортов и передачу их в руки трудящихся. «Лечебные местности или курорты, - говорилось в декрете, - где бы таковые на территории РСФСР ни находились и кому бы ни принадлежали со всеми сооружениями, строениями и движимостью, обслуживающими ранее курорт и находящимися на присоединенных и приписных к курортам землях, составляют собственность Республики и используются для лечебных целей». Декрет имел важное значение для становления санаторно-курортного дела в стране. Он положил начало санитарной охране курортов. Снабжение курортов и санаториев продовольствием и топливом было приравнено к снабжению больниц, что имело тогда большое значение.

Тяжелое экономическое положение страны не позволяло выделять достаточные средства для развития курортного хозяйства. Однако в той или иной мере санаторно-курортное строительство осуществлялось даже в самые трудные года Гражданской войны.

Если в 1919 году в стране функционировало всего 5 курортов - Старая Русса, Липецк, Сергиевские Минеральные воды, Эльтон и Кашин, то в 1920 году, после разгрома белогвардейцев и успешной ликвидации иностранной интервенции на Урале и Северном Кавказе, в Сибири, количество действующих курортов достигло 22 , их коечный фонд составлял 21 тысячу, а число больных, получивших лечение, превысило 48 тысяч.

В 1921 -1922 годах начали функционировать курорты Черноморского побережья Кавказа: Анапа, Сочи, Гагра, Сухуми; началось восстановление курортов Боржоми, Абастумани; принял больных Сестрорецк. В 1923 году восстанавливаются курорты Забайкалья и Дальнего Востока. В 1925 году в бывшем царском дворце в Ливадии открыт первый санаторий для крестьян, а в Гурорузе создан Всероссийский санаторий пионерлагерь «Артек».

Первый дом отдыха был открыт в мае 1920 года в одном из дворцов на Каменном острове в Петрограде, последующие под Москвой (в Серебрянном Бору, Тарасовке, Звенигороде, Краскове), на Урале, в Донбасе. 13 мая 1921 года был подписан декрет «О домах отдыха», которые « организуются в целях предоставления рабочим и служащим возможности восстановить свои силы и энергию в течение получаемого или ежегодного очередного отпуска в наиболее благоприятных и здоровых условиях. После издания этого декрета губернские отделы профсоюзов повсеместно приступили к организации домов отдыха, широко используя для этого бывшие имения и особняки капиталистов и помещиков.

В июне 1921 года декретом Советского правительства предлагалось в месячный срок освободить в курортных местностях Крыма и Кавказской группы курортов все пригодные для устройства санаториев помещения и здания и передать их в ведение курортных органов.

Было решено привлечь к санаторно-курортному строительству средства социального страхования. С первых лет Советской власти началось и подлинно научное изучение курортных факторов, их влияния на организм человека. Организуются первые курортные поликлиники. Санатории становятся основными лечебными учреждениями на курорте.

Последующий период (1922 - 1928) характеризуются совершенствованием руководства курортами. В 1923 году при Наркомздраве создано Главное курортное управление. Благодаря чему:

ѕ дифференцируется сеть курортов союзного и местного подчинения;

ѕ впервые организуется ведомственные санатории на курортах;

ѕ в развитии курортного дела активно включаются профсоюзы;

ѕ создаются условия для перевода отдельных санаториев на хозрасчет.

Наркомздраву выделяются:

ѕ средства для проведения гидрогеологических, горнотехнических и водопроводно-канализационных работ на курортах;

ѕ пособия для восстановления основных жилищных фондов и бальнеологических установок;

ѕ долгосрочные ссуды на льготных условиях на восстановительные и строительные работы, на ведение курортных хозяйств.

На многих курортах страны стала внедряться и совершенствоваться система амбулаторно-курсовочного лечения. Строительство санаторно-курортных учреждений получило большой размах. На курортное лечение направлялись преимущественно рабочие с производства.

Местные органы управления курортами уже располагали необходимыми экономическими возможностями, поэтому ряд курортов был полностью передан в их подчинения, но при сохранении единства планирования курортного дела в целом по стране. Постепенно продлевались сроки сезонного функционирования курортов и санаториев, а общесоюзные курорты переводились на круглогодичную работу, что позволило укомплектовать штаты постоянными кадрами врачей и средним медицинским персоналом. Повысилась культура медицинского обслуживания на курортах, резко возросла их пропускная способность. Одновременно развивалась сеть оздоровительных учреждений, организуются дома отдыха для матерей с детьми.

В послевоенные годы были проведены работы по восстановлению сети курортов, санаториев, домов отдыха, освоению новых курортных месторождений, реконструкции старых и строительству новых санаториев и курортных учреждений.

Быстро развивались местные курорты, природные лечебные факторы стали шире использоваться во вне курортных условиях. Улучшилась лечебная работа на курортах, культурно-бытовое обслуживание и условия отдыха трудящихся.

Развитие сети санаториев и домов отдыха и совершенствование их работы продолжалось и в последующие годы.В 1956 году проведена реорганизация управления санаторно-курортным делом, объединение и укрупнение мелких учреждений, что положительно сказалось на медицинском и культурно-бытовом обслуживании больных и отдыхающих, привело к более рациональному использованию коечного фонда, природных лечебных факторов, сокращению расходов на содержания аппарата управления. Дальнейшей ватной мерой улучшения санаторно-курортной помощи и организации отдыха трудящихся явилась передача всех хозрасчетных санаториев, домов отдыха, курортных лечебниц, поликлиник, пансионатов в ведение профсоюзов.

Для общего руководства санаторно-курортным делом и организацией отдыха трудящихся в системе профсоюзов были созданы советы по управлению курортами профсоюзов. Санатории и другие лечебно-оздоровительные учреждения на курортах находились главным образом в ведении органов здравоохранения и профсоюзов. При этом санатории для больных туберкулезом, детские и некоторые другие санатории содержались за счет государственного бюджета, а лечение в этих учреждениях проводилось бесплатно. Развитие сети санаториев и учреждений осуществлялось как за счет госбюджета и собственных средств курортных учреждений, так и за счет фондов предприятий и других нецентрализованных источников финансирования.

В основу развития курортного дела в СССР были положены бережное отношение к природным лечебным факторам и окружающей среды в целом, рациональное использование курортных территорий, проведение работ по реконструкции и расширению действующих курортов, освоению новых районов, пригодных для организации лечения и отдыха трудящихся. На Центральный совет по управлению курортами профсоюзов были возложены обязанности по координации деятельности санаторно-курортных и оздоровительных учреждений в вопросах использование природных лечебных средств и факторов и организации курортного режима. Это позволило более эффективно расходовать силы и средства для улучшения состояния бальнеотехнического хозяйства курортов, активизации работы гидрогеологических контрольно-наблюдательных станций и установления рациональной эксплуатации минеральных источников, месторождений лечебных грязей, а также создать единые правила пользования всеми ведомственными и общекурортными учреждениями, лечебными пляжами, курортными парками, обеспечить соответствующий санаторно-курортный режим. санаторный курортный краснодарский

В разработке проблем курортологии принимали участие врачи, гидрогеологи, метеорологи, биологи, физики, химики и другие специалисты. Они разрабатывали научные основы развития и организации курортов, сети санаторно-курортных учреждений, использовали физико-химические, биологические и другие свойства минеральных вод, лечебных грязей, особенности климата, механизм действия курортных факторов на организм, результаты лечения на курортах; разрабатывали новые методы лечения и методики использования курортных факторов. Особое внимание уделяли изучению использования курортных факторов для медицинской реабилитации.

Рациональному использованию кадров высококвалифицированных специалистов и наиболее эффективному применению современной медицинской аппаратуры, улучшению лечебно-диагностической работы способствовала организация на многих курортах централизованных, хорошо оснащенных общекурортных или «кустовых» клинических и биохимических лабораторий, рентгеновских кабинетов, кабинетов функциональной диагностики, психотерапии, аллергологии.

На отдельных курортах автоматизированы сбор, передача и обработка медицинской информации, внедрены методы радиобиотелеметрии для функциональных дистанционных исследований состояния больных во время занятий лечебной физкультурой, морских купаний, дозированной ходьбы. На всех крупных курортах и в курортных местностях, где сосредоточено большое число санаторно-курортных учреждений, организованы базовые санатории консультативно-методические центры.

Развитие советской курортологии создало научную базу для успешного использования курортных ресурсов в лечебно-профилактических целях. По характеру ведущих лечебных факторов выделяют 3 основные группы курортов:

ѕ бальнеологические;

ѕ грязевые;

ѕ климатические.

Деление курортов на эти группы условно, так как многие из них располагают двумя и даже тремя основными природными лечебными факторами и являются бальнеогрязевыми, климатобальнеологическими.

Характерная особенность организации санаторно-курортного лечения в СССР заключалась в том, что оно строилось на строго научных началах. Таким образом, пик расцвета санаторно-курортного дела в России пришелся на Советский период истории, когда все курорты в СССР принадлежали государству, а санатории, дома отдыха и базы отдыха, пансионаты - профсоюзам, министерствам, ведомствам, предприятиям и учреждениям.

Курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.

Санаторно-курортные организации - предприятия, учреждения, организации различной формы собственности и ведомственной принадлежности, расположенные как на территории курортов, лечебно-оздоровительных местностей, так и за их пределами, осуществляющие лечебную и оздоровительную деятельность с использованием природных лечебных факторов.

Сегодня курортный комплекс России насчитывает более 2,3 тыс. санаторно-курортных и оздоровительных учреждений на 371,2 тыс. мест. Ежегодно там проходят лечение и оздоровление более 5 млн. человек. В последние годы наметилась тенденция к сокращению общего числа здравниц при увеличении количества мест в них, т.е. к укрупнению санаторно-курортных организаций.

Российские здравницы распределены по территории страны не равномерно: большая часть (ок. 50%) находятся в Южном и Приволжском федеральных округах.

По данным журнала «Курортные Ведомости», наибольшее число санаторно-курортных организаций в 2008 г находились в Южном Федеральном округе (28,8% от общего количества российских санаториев). Второе место по численности занимал Приволжский округ (22%). Третье - Центральный федеральный округ, где сосредоточено 16% российских санаториев. Меньше всего санаторно-курортных организаций в Северо-Западном (7,8%) и Дальневосточном (3,6%) округах. Лишь 9% данных организаций расположены в УрФО. Данное распределение вполне соотносимо с природно-климатическими условиями в России.

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), более половины россиян (68%) прошлым летом никуда не ездили отдыхать (в 2007 г таких было 60%), в их числе каждый пятый (21%) оставался дома из-за отсутствия денег, каждый второй (47%) «занимался своими делами». Летом 2008 года нигде не отдыхало меньшее число россиян - 60%, среди них 24% указали, что не было на это средств.

Наиболее предпочтительные виды отдыха для россиян - пляжный (30%), лечение в санаториях (28%), познавательный отдых (21%) или спортивный (19%). Реже отмечают отдых в пансионатах (16%), дома 14%), на даче и в огороде (12%). Стоит отметить, что в исследовании за 1999 год 27% россиян также предпочли санатории.

Таблица 1 - Результаты опроса ВЦИОМ

Какой вид отдыха Вы предпочитаете? (любое число ответов)

Всего опрошенных

Возраст, лет

60 и старше

Пляжный отдых

Лечение в санаториях

В домах отдыха, пансионатах

Походы (пешие, велосипедные, байдарочные и т.д.), рыбалка, охота

Познавательный отдых - экскурсии, путешествия по историческим, памятным местам

Отдых на даче, огороде

Отдых дома

Пока не решили, затрудняюсь ответить

Проблемы развития туризма и курортно-рекреационного комплекса имеют значение практически для каждого человека, ведь, по сути, речь идет о здоровье. В этих проблемах тесно переплетены социальные, природоохранные и экономические факторы.

По словам Президента РФ Владимира Путина, в целом курортное дело в России пока малоэффективно: «Заметных успехов мы здесь не достигли: инфраструктура курортных регионов изношена и медленно реконструируется; здесь не торопятся с созданием необходимых условий для развития рынка санаторно-оздоровительных услуг; преобладают монополизм и устаревшие методы управления; как результат - высокая цена путевок, достаточно скудный сервис. Получается, людям просто негде отдохнуть в своей собственной стране». Санаторно-курортный комплекс России с начала 1990-х годов переживал не лучшие времена. Если в 1990 г на территории РФ действовали 3,6 тыс. санаториев и курортов, то к 2000 г их численность снизилась в 1,5 раза. Почти в 2,7 раза сократилась и численность оздоравливающихся: с 12 562 тыс. человек до 4 682 тыс. С середины 1990-х годов в курортной отрасли России наметились положительные тенденции развития. Выжившие в переходный период санатории, пансионаты и дома отдыха стали закупать современное оборудование, развивать новые виды услуг.

Молодежь отдает предпочтение пляжу и походам; среднее поколение - пляжу и познавательным экскурсиям, старшее - санаторному лечению и домашнему отдыху. Россиян с образованием:

ѕ ниже среднего, как правило, привлекает санаторное лечение и домашний отдых;

ѕ со средним и средним специальным образованием - пляж и лечение в санаториях;

ѕ с высшим и незаконченным высшим - пляжный и познавательный отдых.

Главной причиной «воздержания» от отдыха является отсутствие средств - доля остававшихся по тем или иным причинам летом дома сокращается с 86% в группе со среднедушевыми доходами не более 1500 рублей в месяц до 46% в группе с доходами свыше 5000 рублей.

Почти каждый второй россиянин (46%) не собирался тратить деньги на летний отдых в прошлом году. Наиболее типичная запланированная сумма на одного отдыхающего члена семьи составила менее 5.000 рублей, ее указали 15% опрошенных, 12% собирались израсходовать от 5.000 до 10.000 рублей. Сумму до 25.000 рублей на человека наметили 7% опрошенных, свыше этого - 3%. Каждый шестой опрошенный затруднился назвать возможные расходы.

По данным Фонда «Общественное мнение», большинство опрошенных россиян полагают, что возможностью поехать на курорт или в экскурсионный тур обладают только богатые люди. Подобную точку зрения применительно:

ѕ к отдыху за рубежом высказывают 84% респондентов;

ѕ применительно к отдыху в России - 77%.

Такую форму отдыха для себя лично подавляющее большинство участников опроса сочли недоступной: лишь 13% в ходе опроса заявили, что люди их круга и социального положения могут себе позволить съездить отдохнуть за рубеж, и четвертая часть (24%) - что они могут позволить себе отдохнуть на российском курорте или в ходе экскурсионного тура по России.

Обращает на себя внимание тот факт, что отдых в своей стране, связанный с дальней поездкой, представляется россиянам лишь немногим более доступным, чем отдых за рубежом. При этом выяснилось, что многие участники опроса в любом случае не хотели бы отдыхать вдали от родного дома - даже в том случае, если бы финансовое положение им это позволило, причем от гипотетической возможности отдыха за рубежом опрошенные отказывались чаще (31%), чем от гипотетической возможности поехать на курорт или в экскурсионный тур по России (20%). Подобной позиции придерживались не только люди пожилого возраста, которых могут останавливать, среди прочего, и соображения здоровья, но и молодые респонденты. Очевидно, что возможность поехать на отдых (в особенности - за рубеж) блокируется не только финансовыми обстоятельствами, но и культурными установками и привычками россиян.

Половина опрошенных (52%) полагают, что они чувствовали бы себя неуверенно, неловко, отдыхая за границей, и треть (30%) заявили, что не испытывали бы такого чувства.

Пожалуй, один из наиболее примечательных результатов опроса - тот факт, что отдых в России в восприятии россиян связан скорее с пребыванием на курортах, а отдых за рубежом - в большей степени с экскурсионными поездками. Так, если бы у респондентов была возможность выбирать между экскурсионным туром по России или по какой-либо зарубежной стране, 44% предпочли бы поехать за границу, и 31% - путешествовать по России. Если же респондентам пришлось бы выбирать между российским и зарубежным курортом, 40% выбрали бы российский, и 30% - зарубежный. Еще один показатель: среди тех участников опроса, кто не отказался бы, при наличии такой возможности, отдохнуть в России, 45% выбрали бы курорт и 27% - экскурсию.

По всей видимости, в массовом сознании бытует представление, что выезд за рубеж - это возможность «посмотреть мир» (и что именно таким образом следует отдыхать за рубежом), а загорать-купаться-лечиться можно и на российских курортах, при этом не испытывая психологического дискомфорта, сопутствующего, по мнению многих, пребыванию за границей. Кроме того, судя по полученным данным, некоторые россияне полагают, что условия для экскурсионных и познавательных поездок в нашей стране хуже, чем за рубежом.

Есть мнение, что отдых за границей дешевле, а условия - лучше. Сейчас, по данным туроператоров, у нас наибольшим спросом пользуют туры в Турцию, Египет, ОАЭ, Болгарию, Грецию и Хорватию.

Для развития российских здравниц не обойтись без поддержки государства. Сейчас ряд прямых и косвенных мер направлены на укрепление санаторно-курортного комплекса. Во-первых, существенно увеличился поток отдыхающих за счет предоставления льготных путевок. Во-вторых, налоговые льготы, которые может получить территория, будут способствовать развитию санаторно-курортных организаций.

Впервые идею национальных проектов, способных сконцентрировать усилия властей и финансовые средства на решении конкретных вопросов выдвинул в сентябре 2005 г президент РФ Владимир Путин.

Меры по решению основных проблем здравоохранения предполагают оптимизацию расходования бюджетных средств, смещение акцента оказания медпомощи в первичное звено (догоспитальный этап), профилактическую направленность здравоохранения.

Таблица 2 - Результаты опроса ВЦИОМ о преимуществах зарубежных и российских курортов

Российские курорты

Зарубежные курорты

Почему вы предпочли бы отдых на российском/зарубежном курорте?

1. Наши курорты не уступают иностранным ("у нас курорты не хуже", "хорошие места есть, не уступают иностранным", "обслуживание отличное, почти как за рубежом").

1. За границей лучше сервис ("Более цивилизованное обслуживание", "выше уровень обслуживания", "качественно", "комфорта больше", "они более благоустроены").

2. Я - патриот ("на Родине лучше", "предпочитаю свою страну", "свое, ближе по духу", "у себя дома лучше", "я патриот своей страны").

2. За границей интересно, можно получить новые впечатления ("Из любопытства", "там интереснее, "познать мир", "расширить кругозор", "узнать другие страны").

3. Отдых в России безопаснее, спокойнее ("безопаснее в своей стране", "в зарубежье опасно ехать", "в России безопаснее и надежнее", "на Родине спокойнее").

3. За границей высокий уровень медицинского обслуживания (больше ответственность по лечению", "лучше лечат", "там лечение качественнее").

4. Заграница далеко ("Ближе", "далеко ездить в мои года нельзя", "далеко туда ехать", "не люблю дорогу далекую", "поближе к дому").

4. За границей не был(-а) ("Мечта у меня такая", "не была за границей", "хочется побывать за границей").

5. В России подходящий климат, экология ("Климат другой", "климат и природа более подходящие и богаче", "климатические условия ближе", "наша природа лучше", "привычный климат").

5. Хочу посмотреть жизнь людей в других странах ("В целях сравнения", "интересно посмотреть, как там живут", "интересно посмотреть, как там все устроено", "посмотреть на другую жизнь").

6. В России чувствуешь себя свободнее, увереннее ("здесь чувствуешь себя увереннее", "проще", "свободнее чувствуешь себя", "свое привычней").

6. За границей лучше, спокойнее в целом ("в России обязательно на что-нибудь нарвешься", "там общество стабильное, безопаснее").

7. Отсутствие языкового барьера ("Говорят по-русски", "за рубежом надо знать язык", "нет языкового барьера, среди своих легче", "среди своего народа","общение со своими").

7. Поездка за границу дешевле ("там дешевле", "это дешевле, чем отдыхать в России").

8. В России высокий уровень медицинского обслуживания ("Доверия больше своим докторам", "наши врачи лучше", "нашим докторам доверяю").

8. Нет желания путешествовать по России ("на российских был", "свое надоело", "тут я везде уже был в советские времена").

9. Отдых в России доступнее, дешевле ("Более доступно", "дешевле", "сэкономил бы денег", "такая поездка дешевле").

9. За рубежом лучше природа ("природа другая, своя надоела", "там море чистое", "там природа чище").

10. Хочу узнать свою страну ("мы еще России не видели", "свою страну увидеть", "я в России еще мало где был").

Основные цели национального проекта в здравоохранении:

ѕ укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности;

ѕ повышение доступности и качества медицинской помощи;

ѕ укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе;

ѕ развитие профилактической направленности здравоохранения;

ѕ удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи.

Председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев заявил, что с 2006 г «необходимо начать восстанавливать в рамках обязательного медицинского страхования систему санаторно-курортного лечения работающих».

Говоря о санаторно-курортном лечении для льготной категории граждан, Исаев отметил, что в 2005 г в санаториях отдохнуло более 1 млн. льготников или 7,5% тех, кто имеет право получать социальный пакет. Для сравнения он привел цифры 2004 г, когда в санаториях отдохнуло всего 234 тыс. человек.

Президент РФ Владимир Путин 5 июня подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об особых экономических зонах в РФ», принятый Госдумой 19 мая и одобренный Советом Федерации 26 мая 2006 года.

Законом вводится новый вид особых экономических зон /ОЭЗ/ - туристско-рекреационные особые экономические зоны, целью создания которых является развитие и эффективное использование туристских ресурсов в России.

Специальная экономическая зона туристско-рекреационного типа (далее - СЭЗ) - статус, присваиваемый постановлением Правительства РФ части государственной и таможенной территории РФ (курорту, рекреационной зоне, лечебно-оздоровительной местности), на территории которой действует специальный режим ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Особые экономические зоны курортно-рекреационного типа создаются в целях:

ѕ стимулирования инвестиционной деятельности, направленной на сохранение, развитие и эффективное использование курортно-рекреационных ресурсов на территории РФ;

ѕ создания современной курортной, туристической, транспортной, жилищно-коммунальной и других видов инфраструктуры на территории специальных экономических зон курортно-рекреационного типа;

ѕ концентрации ресурсов для достижения целей развития курортно-рекреационного комплекса РФ.

Особенно важным создание зон такого типа будет для малого и среднего бизнеса, так как развитие туристско-рекреационной зоны связано с расширением сферы услуг, функционированием большого количества гостиниц, предприятий общественного питания и т.д.

Туристско-рекреационные ОЭЗ создаются на одном или нескольких участках территории РФ. При этом они могут находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования. На территории туристско-рекреационной ОЭЗ допускается разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов.

Правительству РФ предоставляется право определять виды деятельности, осуществление которых не допускается в особой экономической зоне. Предусматривается также возможность передачи ряда функций органа управления ОЭЗ акционерному обществу, 100% акций которого принадлежит РФ.

Госдума приняла закон о предоставлении специального налогового режима туристско- рекреационным особым экономическим зонам /ОЭЗ/.

Поправки в Налоговый кодекс РФ и закон «Об иностранных инвестициях в РФ» вводят специальное налогообложение для организаций-резидентов ОЭЗ. В течение 5 лет они освобождаются от уплаты налога на имущество и земельного налога. Кроме того, предусматривается возможность установления законами субъектов РФ пониженной ставки налога на прибыль, подлежащую зачислению в бюджеты субъектов РФ. При этом размер ее не может быть ниже 13,5 проц.

По мнению заместителя руководителя Федерального агентства по управлению ОЭЗ Михаила Рычева, победить в новом конкурсе имеют шансы сразу несколько территорий Сибирского федерального округа. В частности, соответствующие документы на конкурс готовят администрации Республики Бурятия и Иркутской области, планирующие создать туристско-рекреационную зону вокруг озера Байкал. О готовности участвовать в конкурсе заявляли и Республика Алтай, Алтайский край, Кемеровская область.

Туристические зоны будут иметь самый либеральный режим среди всех ОЭЗ, в них не будет ограничений ни по территории, ни по количеству субъектов, которые смогут участвовать в одной зоне. Также по его словам, в таких зонах не будет ограничений по объему инвестиций, срок действия зоны составит 20 лет. На создание туристско-рекреационных ОЭЗ могут претендовать более 40 субъектов РФ.

Помимо налоговых льгот, которые будут предоставлены некоторым здравницам в рамках введения туристско-рекреационных зон, существует и строка в бюджете, направленная на обеспечение россиян санаторно-курортным лечением.

Таблица 3 - Расходы федерального бюджета на санаторно-курортное лечение

Конечно, люди едут отдыхать не только за счет средств государства. Как минимум, столько же своих денег, сколько выделяют федеральный бюджет и Фонд социального страхования, российские граждане тратят на санаторно-курортный отдых. Санаторно-курортная отрасль переживает период глубоких реформ, главными особенностями которого являются отказ от государственного финансирования санаторного лечения и углубление рыночных отношений. А это означает, что финансовое благополучие в отрасли все больше зависит от индивидуального потребителя, самостоятельно оплачивающего свою поездку на отдых. Видимо, новый отдыхающий имеет несколько отличное от прежнего рекреационное поведение.

Таким образом, сегодня курортный комплекс России насчитывает более 2,3 тыс. санаторно-курортных и оздоровительных учреждений на 371,2 тыс. мест. Ежегодно там проходят лечение и оздоровление более 5 млн. человек.

Эффективное развитие санаторно-курортного комплекса России положительно скажется на состоянии здоровья населения, будет способствовать уменьшению уровня заболеваемости и инвалидности, сокращению расходов на лечение больных в поликлиниках и стационарах. Приведет к улучшению состояния инфраструктуры курортов и лечебно-оздоровительных местностей, обеспечению экономической стабильности и прибыльности всего санаторно-курортного комплекса, позволит сохранить и рационально использовать ценнейшие природные лечебные ресурсы России, повысить уровень оказания санаторно-курортных услуг и конкурентоспособность отечественного курортного комплекса на международном рынке.