Проблемы санаторно курортного лечения. Санаторно-курортная помощь и лечение – острые проблемы

12.10.2019 Препараты
Организация здравоохранения

Здесь есть много проблем. Первая проблема - это достаточно снисходительное отношение нашего министерства здравоохранения к санаторному этапу лечения. Когда речь идёт о послеклинических стадиях реабилитации, санаторном этапе лечения, это их задача, они берут ее на себя. Всё остальное - дело рынка. У нас есть блестящий институт в Москве, это «Российский научный центр медицинской реабилитации и курортологии». Они занимаются методиками и методами применения природных лечебных факторов для лечения. Но тут есть один нюанс, в таком санаторном лечении как части медицины есть два ключевых этапа.

Первый этап - отправка потенциального пациента туда, куда ему показано. Этап направления, отбора и направления.

И второй этап - лечение. Все занимаются тем, что разрабатывают методики лечения в санаториях или в курортных клиниках и так далее. А этапом направления практически никто не занимается, он со стороны рынка.

Вообще это рыночная отрасль, потому что сегодня из огромного конгломерата санаториев всего несколько десятков находится непосредственно под управлением Минздрава. Всё остальное либо частное, либо ведомственное или ещё какое-то. И это рынок. Даже то, что делает фонд социального страхования, государство платит деньги этим людям, это тоже рынок. А на правильное направление человека может влиять до полутора сотен факторов. Эти факторы связаны с формами, фазами, стадиями основного заболевания. Например, есть человек с ишемической болезнью, которому надо срочно лечить свои суставы, тут есть два момента и куча сопутствующих заболеваний. И влияет на выбор места и времени лечения, сезона лечения форумы, фазы, стадии и характер течения этих заболеваний. На это влияют параметры самого места лечения, санатория. Там есть природные, лечебные факторы. Но главное, санаторий для конкретного пациента должен обладать неоспоримыми свойствами, он должен в качестве основного профиля иметь то, что касается основного заболевания человека. И он должен иметь специалистов, сопутствующие профили, которые в случае чего, помогут человеку с его сопутствующими заболеваниями.

Первая проблема, которую отметило государство с подачи курортной ассоциации, на тему которого 26 августа прошедшего года был президиум государственного совета. Он посвящён тому, как повысить инвестиционную привлекательность нашего санаторного комплекса. Ясно, что многие санатории старые, плохо оборудованные. Как правило, лечебная база достойная, а вот место размещения сильно отстает. Для меня было странно, что только этому был посвящен президиум. Решили выделить серьезные деньги на переоснащение, около 37 миллиардов руб., всё это было с позиции туризма. Но как организовать и привлечь людей в санатории не сказали. Ясно, что вложение денег в улучшение санаторной базы поведёт к увеличению цены, но это одна сторона вопроса. А вот мотивировать людей поехать куда-нибудь отдохнуть, позагорать, а заодно принять массажи - это один подход. Но с точки зрения реальной эффективности повышения здоровья - это ключевой момент. И здесь ключевой момент - направление на санаторный этап лечения. Сегодня мы знаем, как это делать. Нами сделаны технологии, которых нет в мире, это построено на информационных технологиях. Как квалифицированно оказывать поддержку врачу в выборе места, времени и лечения и определить запреты, ограничения, рекомендации для каждого персонального человека. Как только появились в мире информационные онлайн и облачные технологии, в этой части аналогов этому нет в мире. Как только появилась возможность связать в поликлинике медицинские учреждения, где осуществляется направление с туристическим комплексом, мы тоже понимаем, как это сделать. По идее, врач не должен указывать место лечения, он должен определить ограничения, рекомендации, запреты. Потому что есть запреты людям с серьезными заболеваниями щитовидной железы, лечение в жаркий сезон запрещено.

Заместитель генерального директора ФГБУ «ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России», главный внештатный специалист Минздрава России по санаторно-курортному лечению, профессор Наталья Корчажкина

Санаторно-курортное лечение является особым видом медицинской помощи, основанной на преимущественном использовании природных лечебных ресурсов в целях профилактики, лечения и реабилитации. Особую значимость оно приобретает в связи с формированием новой трехуровневой модели организации здравоохранения в Российской Федерации, направленной на предупреждение, своевременное выявление заболеваний, а также лечение с применением современных высокотехнологичных способов.

Например, в 2010 году в структуре болезней как среди всего населения, так и среди детей в возрасте от 0 до 14 лет первое место занимали болезни органов дыхания. Вместе с тем регулярное профилактическое санаторно-курортное лечение таких болезней позволяет достичь устойчивой ремиссии заболевания, что приводит к существенному снижению заболеваемости, смертности и к увеличению продолжительности жизни значительного числа граждан Российской Федерации.

Наблюдается рост показателей заболеваемости злокачественными новообразованиями всего населения в динамике с 2008 года. Вместе с тем такие больные нуждаются не только в лечении осложнений, связанных с основным заболеванием и последствиями специального лечения (радиотерапия, химиотерапия), но и в дополнительном общеукрепляющем лечении сопутствующих заболеваний в условиях санатория. Вместе с тем в стране отсутствуют специализированные койки, позволяющие оказывать помощь таким больным.

Все это требует существенного пересмотра системы санаторно-курортного лечения граждан Российской Федерации, сформировавшейся в советский период и исчерпавшей себя по ряду причин.

Во-первых, отделение крупных лечебно-оздоровительных местностей и курортов в составе бывших союзных республик (основные курортные зоны на Балтике, в Карпатах, в Крыму, на Черноморском, Азовском побережье и в Закавказье) сделало несостоятельной сложившуюся методологию распределения пациентов с учетом профильных для лечения природных факторов.

Во-вторых, существенный технологический прогресс в сфере медицинских технологий, основанный на использовании природных и преформированных физических факторов, сделал возможным оказывать практически любое воздействие, необходимое в рамках лечения.

В-третьих, качество предоставляемых услуг санаторно-курортной помощи не может не зависеть от технологической базы организаций соответствующего профиля. Несмотря на то что в последние годы была проведена работа по модернизации санаторно-курортных учреждений, все еще отмечается острый недостаток оснащенных современным бальнеотехническим оборудованием большинства санаториев, находящихся в ведении Минздрава России.

В соответствии с концепцией дальнейшего развития системы отечественного здравоохранения до 2025 года важным направлением является возрождение медицинской профилактики, реабилитации и совершенствование санаторно-курортной помощи. Особое место в решении этих проблем занимает санаторно-курортное лечение, представляющее собой уникальный ресурс, позволяющий обеспечить долечивание и медицинскую реабилитацию больных после специализированной медицинской помощи.

Современная система санаторно-курортного лечения в Российской Федерации представлена 1958 санаторно-курортными организациями различного типа, организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности. Коечная мощность санаторно-курортных учреждений в Российской Федерации по федеральным округам приведена в таблице 1.

Таблица 1

Коечная мощность санаторно-курортных учреждений Российской Федерации

Федеральный округ

Количество санаторно-курортных организаций

Коечная мощность

Численность лиц, получивших лечение

По курсовкам (амбулаторно)

По путевкам

1 196 141 (22,2%)

1 096 886 (22,2%)

1 038 150 (19,3%)

Вместе с тем количество санаторно-курортных учреждений из года в год продолжает снижаться. Закономерно за последние пять лет уменьшилось на 381,1 тысячи человек число взрослых граждан РФ, получивших санаторно-курортное лечение в санаториях на территории России, в основном на территории Центрального (-130,1 тысячи человек), Приволжского (-114,9 тысячи человек) и Уральского (-48,6 тысячи человек) федеральных округов.

Кроме того, обращает на себя внимание нерациональное использование коечного фонда. Фактическая работа санаторно-курортной койки в федеральных округах и по Российской Федерации в целом составляет 215-253 дня в отличие от нормативных 320-350 дней.

Современная система организации санаторно-курортного лечения в Российской Федерации представлена санаторно-курортными организациями различной формы собственности, различной ведомственной принадлежности, финансируемыми из разных источников, функционирующими не по территориально-административному принципу, неравномерно расположенными на территории Российской Федерации вследствие базирования на курортах и в лечебно-оздоровительных местностях, не обладающими однотипными природными лечебными ресурсами, имеющими недостаточную материально-техническую оснащенность и дефицит кадров.

Данные закономерности ведут к низкой доступности санаторно-курортного лечения для населения,и как следствие, к отсутствию этапности оказания медицинской помощи.

Финансовое обеспечение санаторно-курортного лечения на территории Российской Федерации осуществляется из 6 источников: федеральный бюджет, региональные бюджеты, средства фонда обязательного социального страхования, средства организаций, личные средства граждан, средства госкорпораций.

Обязательства государства по оказанию санаторно-курортного лечения гражданам Российской Федерации выполняются за счет:

· бюджетных ассигнований федерального бюджета при наличии медицинских показаний на санаторно-курортное лечение отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, и оказание государственных услуг федеральными органами исполнительной власти по социально-курортному лечению определенных категорий граждан;

· ассигнований, предусмотренных бюджетом ФСС РФ: это оплата расходов на осуществление медицинской реабилитации в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, застрахованным лицам, получившим повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том числе после оказания стационарной либо амбулаторно-поликлинической помощи в период временной нетрудоспособности в связи со страховым случаем до востребования трудоспособности или установления стойкой утраты трудоспособности, и оплата расходов за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, санитарно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Следует отметить, что процент удовлетворения заявок на санаторно-курортное лечение льготных категорий граждан не превышает 60%, что, несомненно, имеет негативное социальное значение.

Все это обуславливает необходимость изменения организационной структуры санаторно-курортной службы в Российской Федерации. Детальные предложения по развитию санаторно-курортной отрасли в рамках Государственной программы развития здравоохранения Российской Федерации, разработанные совместно с ведущими специалистами Минздрава России и Федерального медико-биологического агентства, представлены в Министерство здравоохранения РФ.

Подпрограмма 2 «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе для детей» Государственной программы развития здравоохранения предусматривает два этапа: Iэтап - 2013-2015 годы, IIэтап - 2016-2020 годы. Ресурсное обеспечение за счет средств федерального бюджета в 2013-2015 годах - 32 423 852,9 тысячи рублей. В результате целевой индикатор (охват пациентов санаторно-курортным лечением) возрастет не менее чем до 45% к 2020 году (2011 - 3,5%, 2012 - 6%).

Разработчиками являются: Департамент организации медицинской профилактики, скорой, первичной медико-санитарной помощи и санаторно-курортного дела Минздрава России, ФГБУ «ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна», ФГБУ «Российский научный центр медицинской реабилитации и курортологии Минздрава России», ФГУ «Пятигорский государственный научно-исследовательский институт курортологии» ФМБА России, ФГУ «Томский научно-исследовательский институт курортологии и физиотерапии» ФМБА России.

Можно выделить следующие основные направления модернизации системы санаторно-курортного лечения:

· Повышение доступности санаторно-курортного лечения. Данный этап включает разработку современных научно обоснованных показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения взрослых и детей; разработку и внедрение порядка организации и стандартов санаторно-курортного лечения.

· Оптимизация деятельности, реструктуризация санаторно-курортных организаций РФ. В рамках этого этапа необходимо определить потребность в санаторно-курортном лечении согласно заболеваемости взрослого и детского населения России; провести актуализацию профилей санаториев в соответствии с типом (профилем) курортов, на которых они расположены; перепрофилизацию коек в зависимости от потребности при наличии соответствующих природных лечебных ресурсов.

· Обеспечение санаторно-курортным лечением отдельных категорий граждан в рамках оказания государственной социальной помощи. В рамках данного этапа необходимо обеспечение санаторно-курортным лечением при наличии медицинских показаний граждан - получение набора социальных услуг в целях профилактики основных заболеваний. Необходимо провести изменение методики определения размера средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование услуг по санаторно-курортному лечению льготных категорий граждан; запланировать ритмичное финансирование средств ФСС РФ и субъектам РФ в рамках переданных полномочий; произвести сокращение длительности проведения процедур выбора санаторно-курортной организации; разработать четкие стандарты санаторно-курортного лечения.

· Обеспечение санаторно-курортным лечением застрахованных граждан, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Необходима реабилитация в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, застрахованным лицам, получившим повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том числе оказание стационарной либо амбулаторно-поликлинической помощи в период временной нетрудоспособности в связи со страховым случаем до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты трудоспособности; санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

· Обеспечение санаторно-курортным лечением пациентов с социально значимыми заболеваниями (туберкулез, дети с онкогематологическими заболеваниями).

· Развитие реабилитационного этапа санаторно-курортного лечения (формирование государственного заказа на санаторно-курортный этап медицинской реабилитации пациентов после оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи для СКО разных форм собственности; повышение санаторно-курортного лечения в федеральных СКУ Минздрава России после специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи. Здесь основной проблемой является значительная нехватка коечного фонда для обеспечения санаторно-курортного этапа после оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.

· Объективизация статистического наблюдения.

· Совершенствование кадровой политики. Необходимо провести изменение штатных расписаний санаторно-курортных организаций с увеличением числа специалистов по физиотерапии, лечебной физкультуре, медицинской реабилитации, повышать квалификацию врачей-специалистов; усилить мотивационное звено. Принято решение о проведении совещания с членами профильной комиссии по санаторно-курортному лечению с целью разработки программы по тематическому усовершенствованию для врачей и среднего медицинского персонала по новейшим технологиям санаторно-курортного лечения для 3-го этапа реабилитации. Проект программы подготовлен, разработана отдельная программа и для среднего медицинского персонала.

· Сохранение курортов и лечебно-оздоровительных местностей, природных лечебных ресурсов. При этом нужно сохранить статус курортов и лечебно-оздоровительных местностей как особо охраняемых природных территорий; привести статус курортов в соответствие с действующим законодательством о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах; провести актуализацию округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов.

Основными направлениями совершенствования санаторно-курортной службы являются развитие государственно-частного партнерства в санаторно-курортной отрасли в регионах в рамках функционирования особых экономических зон туристско-рекреационного типа по направлениям; внедрение «высоких технологий здоровья» в сочетании с рекреационными и санаторно-курортными услугами, что будет способствовать расширению форм и типов функционирующих санаторно-курортных объектов в регионах; совершенствование организационной структуры санаторно-курортной службы в регионе посредством образования санаторно-курортных кластеров.

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНАТОРНО – КУРОРТНЫМ ЛЕЧЕНИЕМ ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СОЦИАЛЬНУЮ ПОМОЩЬ

Введение

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации наше государство является социальным, то есть его политика направлена на созда-ние условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие чело-века . В связи с этим одной из важных функций государства является актив-ное влияние на социальные отношения в интересах широких слоев населе-ния. Гражданам в силу возраста, инвалидности, потери кормильца и других случаях, предусмотренных законом, предоставляются меры социальной под-держки в виде социальных пособий, доплат к пенсии, субсидий, жизненно необходимых товаров и социальных услуг, в том числе и путевок на санатор-но-курортное лечение.

Цель данной работы исследовать законодательные и практические ас-пекты проблемы предоставления путевок на санаторно-курортное лечение для отдельных категорий граждан при наличии медицинских показаний для профилактики основных заболеваний и внести некоторые поправки в законо-дательство Российской Федерации, регулирующее данные правоотношения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие за-дачи:

Изучить Федеральный закон от 17 июля 1999г. № 18-ФЗ " О государст-венной социальной помощи ";

Исследовать статистические данные о предоставленных путевках и гра-жданах, ожидающих их предоставление, на территории Калужской области;

Ознакомиться с практикой рассмотрения дел по предоставлению сана- торно-курортного лечения льготным категориям граждан в судах общей юрисдикции Калужской области.

1) Право граждан на получение социальной помощи в виде предос-тавления путевок на санаторно-курортное лечение.

В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. №178 - ФЗ «(3 государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон № 178-ФЗ), начиная с 2005 года, Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ) и его исполнительные органы обеспечивают в целях профилактики основных заболеваний путевками на санаторно- курортное лечение граждан льготных категорий, при наггичии у них меди-цинских показаний. Правом на получение такого вида государственной соци-альной помощи обладают: инвалиды войны, участники Великой Отечествен-ной Войны, ветераны боевых действий, инвалиды, дети-инвалиды и т.д. (ст. 6.1 Федерального закона № 178-ФЗ). -

Порядок выполнения работы по предоставлению путевок на санаторно- курортное лечение установлен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012г. №271н «Об утверждении Административного регламента предоставления ФСС РФ граж-данам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению, при наличии медицинских показаний, путевок на санаторно-курортное лече-ние, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бес-платного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно».

В данном Административном регламенте перечислены стандарты, сро-ки, органы, последовательность действий при предоставлении путевок на са- наторно-курортное лечение гражданам, даны исчерпывающие основания для отказа в предоставлении путевок: обращение с заявлением лиц, не относя-щихся к льготным категориям граждан, непредставление заявителем необхо-димых документов, отказ заявителя от государственной услуги полностью

1993г. (с изм. и доп. 30.32 2008) // Российская газета - 2009 -№7.

2 Федеральный закон Российской Федерации №178-ФЗ: принят Гос. Думой 25.06.1999г (в ред. от 02.07.2013г.) // справочно-правовая система «Консультант Плюс»

или в части возможности получения путевки на санаторно-курортное лече-ние, оформление заявителем документов с нарушением требований Россий-ского законодательства/"

Финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг в отношении категорий граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи осуществляется за счет средств и в объеме, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.

В соответствии с действующим Российским законодательством Госу-дарственное учреждение -


  • Перейти в раздел » 2012год

Введение

Выбор темы данной курсовой работы «Санаторно-курортные лечения: понятие, значение и правовое регулирование» связан с большой актуальностью в настоящее время. Значение данной работы заключается в том, что с перехода СССР, а затем и России к рыночным экономическим отношениям, произошел перелом в экономической системе страны, стали появляться новые элементы в различных сферах жизнедеятельности, конечно же, это коснулось и сферы услуг. Тема «Санаторно-курортные лечения: понятие, значение и правовое регулирование» очень обширна, в этой области возникают противоречия социального, экономического, ресурсного, экологического, а главное - гражданско-правового характера.
Санаторно-курортное дело, которым занимаются многие учреждения в России является составной частью государственной политики и важным разделом национальной системы здравоохранения, которое позволяет целенаправленно и эффективно осуществлять профилактику заболеваний и восстановительное лечение больных, проводить их реабилитацию.
Организация санаторно-курортной помощи основана на принципах профилактической и реабилитационной направленности.
Курорты России располагают практически всеми известными в мире типами лечебных минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных факторов, в том числе не имеющих аналогов в мире, ресурсы которых обеспечивают существующую потребность и перспективу развития курортного комплекса.
Федеральный закон от 23.02.95г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» определено, что природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите.
Санаторно-курортное лечение сочетает в себе множество функций:
- профилактическое оздоровление населения;
- реабилитацию больных;
- анимационно-досуговую деятельность.
Профилактическое оздоровление населения в санаторно-курортной практике осуществляется с использованием двух основных форм:
- компенсаторно-расширенного восстановления физических сил человека, осуществляемого в ежедневном лечении в санаториях-профилакториях;
- расширенного восстановления физических сил и здоровья в процессе санаторного лечения в отпускной период.
Благотворное влияние курортного лечения обусловлено действием на больного всей окружающей обстановки. Во время пребывания на курорте на человека, помимо свойственных данной местности лечебных средств (минеральные источники, климат, грязи), влияют и другие условия: отдых, перемена обстановки, лечебное питание, а также определенный режим, являющийся основой лечения и отдыха.
Комплексные оздоровительно- профилактические мероприятия, как показывают результаты исследований, улучшают состояние здоровья граждан в 1,7 раза. Использование лечебных факторов санаторно-природного комплекса и современных малозатратных медицинских технологий на их основе повышает эффективность оздоровления и реабилитации граждан на 25-30%, снижая на 10-15% издержки на лечение в условиях поликлиник и стационаров.
В курсовой работе необходимо достичь следующей цели - дать анализ лечебно-профилактической деятельности курортных учреждений.
Необходимо решить ряд следующих задач:
- дать понятие санаторно-курортного лечения;
- рассмотреть значение санаторно-курортного лечения;
- изучить правовое регулирование санаторно-курортные лечения.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
В первой главе рассматривается понятие санаторно-курортного лечения и некоторые проблемы, связанные с обеспечением санаторно-курортным лечением
Во второй главе содержится правовое регулирование санаторно-курортного лечения
При написании работы были исследованы нормативные акты, регулирующие в данной отрасли.
Большую роль при написании данной работы сыграли труды ученых, таких как: Бударина А.А., Березовский Д.П., Мисник Н.Н., Кузнецова Е.В. Генералов А.В., Ерофеев Ю.Б. Подкопаев М.В. и другие.

Глава 1. Понятие и значение санаторно-курортного лечения

Сфера обслуживания по предоставлению санаторно-курортного лечения представляет собой широкий и объемный институт. Данное понятие охватывает сферу производства как материальных, так и нематериальных благ. Сфера обслуживания выражена в совокупности разнообразных отраслей хозяйствования, каждая из которых осуществляет свою деятельность с помощью предоставления определенных услуг, тем самым, удовлетворяя потребности граждан.
Общий признак санаторно-курортного лечения заключается оказание медицинской помощи, лечений, проведение консультаций и так далее 1 . Гражданский Кодекс Российской Федерации уделяет услугам как самостоятельному объекту гражданского права значительное место. Возмездным началам оказания услуг посвящена глава 39 Гражданского кодекса.
Общеизвестно, что здоровье населения является наиболее зримым показателем социального благополучия, нормального функционирования общества, важнейшей предпосылкой обеспечения безопасности любой страны.
В соответствии со статьёй 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации, конституциями и иными законодательными актами субъектов Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
При этом следует отметить, что для системы социального обеспечения характерным является то, что в этой сфере действует большое количество законов и отсутствует единый кодификационный источник, регулирующий весь комплекс отношений, входящих в эту сферу. Так, на сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения, как правило, регулируется разными законами. Тем не менее, «в качестве кодификационного акта в области социального обеспечения в Российской Федерации можно рассматривать Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан». Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья, а также гарантии обеспечения этого права, среди которых право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи. Указанный документ определяет основные принципы охраны здоровья граждан, обязанности государственных органов и медицинских учреждений: соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья; приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; доступность медико-санитарной помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья».
Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Санаторно-курортное лечение также служит делу охраны здоровья граждан и тесно связано с медицинской помощью.
Санаторно-курортное лечение является эффективной формой оздоровления населения, в том числе и льготных категорий. Однако оно является самостоятельным видом социального обеспечения и предполагает обеспечение граждан путевками на санаторно-курортное лечение бесплатно или со скидкой». Компенсационные выплаты по социальному обеспечению являются одним из видов социального обеспечения граждан, который заключается в денежных выплатах (разовых и периодических), имеющих четко выраженный характер возмещения в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Среди различных видов компенсационных выплат различают, например, денежные выплаты отдельным категориям инвалидов на санаторно-курортное лечение 2 .
Порядок предоставления льготного санаторно-курортного лечения и финансирования соответствующих расходов регламентируется постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами федеральных органов исполнительной власти и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Организация работы по обеспечению санаторно- курортным лечением льготной категории граждан возложена на Фонд социального страхования Российской Федерации и обусловлена:
1) наличием у Фонда разветвленной централизованной структуры в субъектах Российской Федерации;
2) эффективно функционирующей Единой информационной системой ЕИСС «Соцстрах, позволяющей оперативно передавать и получать и обрабатывать необходимую информацию в рамках системы Фонда на территории всей страны;
3) большим опытом работы по организации санаторно-курортного лечения и оздоровления работающих граждан и членов их семей, а также граждан, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Фонд Социального Страхования Российской Федерации утвержден перечень санаторно-курортных учреждений, на его основе сформирована информационная база с учетом профиля лечения, организационно-правовой формы, количества койко-мест, степени загруженности в здравницах. Фонд Социального Страхования Российской Федерации отрабатывается модель отбора здравниц на конкурсной основе. В конкурсе могут принять участие санаторно-курортные учреждения Российской Федерации.
В целях эффективного решения задач санаторно-курортного лечения льготных категорий граждан ведется разработка автоматизированной информационной системы (АИС). На основе информации, полученной из Регистра лиц, имеющих право на получение единых денежных выплат, а также данных органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, органов Медико-социальной экспертизы, лечебно-профилактических учреждений предполагается ведение персонифицированного регистра льготных категорий граждан, имеющих право на санаторно-курортное лечение.
Фонд может взять на себя гораздо большее число льготных категорий, которые претендуют на санаторно-курортное лечение. Фонд имеет хорошо отработанную эффективную информационную систему, которая может послужить для решения более широкого круга проблем.
В соответствии с часть 3 статьи 13 Федерального Закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» санаторно-курортные организации, специализирующиеся на лечении граждан, имеющих льготы, установленные Правительством Российской Федерации, по санаторно-курортному обслуживанию, с учетом объемов оказанных услуг приравниваются по оплате коммунальных услуг к лечебным учреждениям, подведомственным органам местного самоуправления.
Согласно статьи 15 этого Федерального Закона санаторно-курортные организации, осуществляющие лечебный процесс, имеют статус лечебно-профилактических организаций и функционируют на основании государственной лицензии, предоставленной в установленном порядке 3 . Реорганизация санаторно-курортных организаций осуществляется с сохранением ими своей лечебно-оздоровительной специализации.

1.1. Некоторые проблемы, связанные с обеспечением санаторно-курортным лечением

В данном пункте хотелось бы кратко осветить некоторые проблемы, существующие в настоящее время в сфере социального обеспечения. «С 1 января 2005 года 30 миллионов льготников имели право на пользование социальным пакетом и на получение ежемесячных денежных выплат. Зачем, понадобилось отменять привычную для всех систему льгот? В чем суть закона? Удалось ли в нем в правильном соотношении заменить натуральные льготы на денежные выплаты? Ответы на эти и другие вопросы покажет время. Реформа льготного социального обеспечения будет поэтапной. В 2005 году для всех льготников сохраняли бесплатные лекарства, санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд в транспорте в виде социальных услуг. Начиная с 2006 года им было предоставлено право выбора. Сохранить за собой эти услуги, или взять деньгами. Герои СССР, России, социалистического труда, полные кавалеры орденов Славы и трудовой Славы из данного закона выведены. Наиболее ресурсоемкие льготы, в том числе санаторно-курортное лечение сохраняются в натуральном виде».
«В общественном сознании сегодня присутствует страх перед преобразованиями в системе социального обеспечения. Трудно даются первые шаги реформы в условиях крайне низкого уровня доверия общества к власти, причины которого хорошо известны. Многие очень болезненно воспринимают замену льгот денежными выплатами. Вернуть доверие людей можно только тогда, когда они почувствуют, что они лучше обеспечиваются санаторно-курортным лечением, лекарствами и так далее.
По мнению министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Михаила Зурабова, «проблемы, обсуждаемые сегодня, чрезвычайно важны и актуальны, они будут стоять перед социальной сферой в ближайшие месяцы и годы. Самые сложные задачи, стоящие перед властью, носят абсолютно технологический характер 4 . Так необходимо будет организовать на совершенно другом качественном уровне санаторно-курортное лечение льготных категорий граждан. В модернизации нуждается сама система санаторно-курортного обслуживания, которая в последние годы переживала отнюдь не лучшие времена. И дополнительное направление в 2004 году 10 млрд. руб. на развитие санаторно-курортной сети - это новый этап ее развития. Органы социального обеспечения собираются выкупать путевки на тот период, который никогда не пользовался спросом, что должно привести к заметному снижению стоимости путевок на остальные сезоны, когда граждане вынуждены полностью или частично оплачивать их за свой счет.
Необходимо нормально финансировать транспортные расходы льготных категорий населения, это позволит замедлить рост тарифов, а возможно, и целиком его остановить. Ведь инфляция имеет совершенно понятные экономические формы. Если не оплачена услуга, если не загружена санаторно-курортная сеть, то экономика неизбежно заставит повысить тарифы, чтобы компенсировать убытки. За все надо платить, и государство должно заплатить за это так, чтобы человек выиграл. Это касается как льготников, так и тех, кто оплачивает услуги за счет своей заработной платы. Поэтому суть правительственного подхода к обеспечению льготных категорий граждан состоит в существенно большем выделении финансовых средств, оно не собирается отменить привычную для людей систему льгот, а изменить и существенно улучшить механизм их финансирования».

Глава 2. Правовое регулирование санаторно-курортного лечения

В настоящее время в Российской Федерации изменены механизмы организации и финансирования санаторно-курортного лечения застрахованных работающих граждан в связи с необходимостью санаторного долечивания непосредственно после стационарного лечения заболеваний, а также оздоровления детей застрахованных граждан при направлении их в детские санатории и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия 5 .
До 2010 года на эти цели выделялись средства обязательного социального страхования в соответствии с федеральными законами о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий год. Оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей являлась страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования.
и т.д.................

На сегодняшний день система санаторно-курортной помощи в стране не имеет единой структуры и рассредоточена между министерствами, ведомствами, общественными организациями, акционерными обществами, что определяет развитие санаторных учреждений с учётом интересов и возможностей собственника. Независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, санатории России в решении общей задачи составляют единый комплекс, требующий управления и организационно-методического обеспечения.

Отсутствие единой структуры санаторной помощи, сложная экономическая ситуация и особенности налоговой политики отразились на состоянии курортов страны.

Одним из главных факторов, обеспечивающих конкурентоспособность «дореформенных» отечественных санаторно-оздоровительных услуг, был относительно низкий уровень цен. В результате введения свободных цен при ухудшившемся экономическом положении подавляющего большинства населения, прежде всего и нуждающегося в оздоровлении, ценовая конкурентоспособность была утрачена. Отсутствие действенного государственного контроля за ростом цен, в том числе за ростом цен на продукцию и услуги естественных монополий, и привело к тому, что санаторно-оздоровительные услуги стали неконкурентоспособными и невостребованными. Относительная стабилизация санаторно-курортного комплекса и его «выживаемость» в начале реформируемого периода достигнуты в значительной мере благодаря в первую очередь осуществляемой государством системе финансирования закупок санаторно-оздоровительных услуг через внебюджетные фонды, которую можно рассматривать как временную меру государственного воздействия на санаторно-курортный рынок.

В период новых экономических отношений, несмотря на рост общей заболеваемости населения, число санаторно-курортных учреждений значительно сократилось .

Даже беглый, поверхностный анализ развития санаторно-курортного комплекса за период проведения реформ свидетельствует о сложности происходящих в нем социально-экономических процессов. Несмотря на наметившиеся после кризиса 1998 года признаки начала стабилизации, такие как постепенное замедление интенсивности спада производства и предоставления санаторно-оздоровительных услуг, состояние санаторно-курортного комплекса продолжает оставаться крайне тяжелым. В немалой степени этому способствует практическая реализация намерений государства сокращать свое присутствие на рынке санаторно-оздоровительных услуг, отказ государства в существенной поддержке санаторно-курортного комплекса как социально-ориентированного хозяйственного сектора. Глубина и масштабы кризиса во многом обусловлены и тем, что до 1992 года санаторно-курортный комплекс обслуживал закрытую экономику и поэтому без существенной реструктуризации оказался недееспособным применительно к характеру и структуре спроса на санаторно-оздоровительные услуги в условиях рынка.

К началу рыночных преобразований основой исторически сложившегося санаторно-курортного комплекса являлись крупные и средние санаторно-курортные организации с высокой степенью концентрации специализированного производства, с разветвленной, централизованной, хорошо отлаженной сетью реализации услуг и их востребованностью. Форсированный характер осуществляемых мер по установлению рыночных отношений, не обеспеченных соответствующей нормативно-правовой базой, эффективным государственным регулированием, включая защиту и поддержку интересов отечественных производителей санаторно-оздоровительных услуг, отсутствие самостоятельного органа исполнительной власти, занимающегося только вопросами санаторно-курортного комплекса, придал этому процессу недопустимо разрушительный характер.

В настоящий момент большинству российских здравниц приходится действовать в условиях олигополического рынка, то есть рынка, состоящего из небольшого числа продавцов, чутко реагирующих на политику ценообразования и маркетинговые стратегии конкурентов. В этих условиях предприятие должно иметь упорядоченную методику установления исходной цены на свои товары и услуги.

Естественно, что принимать решения об установлении цены на тот или иной продукт только с финансовой точки зрения нельзя. Важно все время иметь в виду, что для достижения максимальных результатов информация о затратах должна использоваться в сочетании с информацией нефинансового характера, в частности, о пристрастиях клиентов, ценах и качестве продукции конкурентов, ассортименте продукции, спросе, тенденциях и даже моде. В этом смысле затраты часто служат фактором ограничения при принятии решений, а не движущей силой.

Ослаб контроль за состоянием курортных ресурсов. Имеют место захват и порча земель курортов и лечебно-оздоровительных местностей, растаскивание и нерациональное использование природных лечебных ресурсов, приводящее к истощению и загрязнению минеральных вод и лечебных грязей и как результат - к утрате лечебной базы курортов.

Для санаторно-курортных учреждений одной из наиболее сложных является проблема эффективности землепользования. В настоящее время вопросы курортного дела в стране вошли в перечень поручений Президента РФ. По итогам заседания президиума Госсовета России (23 июля 2004г.) основное направление в работе курортов сформулировано как вопрос ”разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на сохранение потенциала санаторно-курортной сферы и формирование системы современных санаторно-курортных комплексов, повышение эффективности землепользования и управления собственностью, развитие инфраструктуры курортов, формирование индустрии курортного дела”.

Обеспокоенность многих работников курортной сферы по поводу ”земельного вопроса” не была воспринята разработчиками Земельного кодекса. С 1 января 2006г. закон обязал негосударственные оздоровительные учреждения выкупить земельные участки, переданные им ранее (в Федеральном законе от 23 февраля 1995г. № 26-ФЗ ”О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах” прописано, что указанные объекты являются национальным достоянием народов России и требуют особых условий землепользования и защиты).

Сегодня хозяйствующие субъекты должны сделать выбор между получением этими учреждениями земли в бессрочное пользование и ее арендой. Размеры арендных платежей, зависящие от площади территории, расположения здравниц и коэффициента, который могут устанавливать регионы, весьма значительные. Например, в Новомосковске арендная плата, установленная для санатория-профилактория (а площади учреждений этого типа обычно существенно меньше, чем у санаториев), достигает 950 тыс. руб. в год. Подобные расходы непосильны для большинства производственных организаций, поэтому они отказываются от содержания здравниц. В последние годы именно эта сеть понесла самые существенные потери, сократившись в 2,5 раза.

Если настаивать на внесении поправки в земельное законодательство о льготном предоставлении здравницам земельных участков, то следует определиться с нормой земельных ”наделов”. По-видимому, следует уточнить возможное количество ”бесплатной” или ”льготной” земли, а для этого необходимо разработать и легализовать научно обоснованные нормативы типовых площадей под здравницы, расположенные в разных природно-географических условиях и с различным инфраструктурным обеспечением.

Кроме того, в настоящее время в связи с передачей большинства месторождений в пользование и разработку различным акционерным обществам необоснованно резко возросла стоимость природных лечебных факторов (минеральных вод, лечебных грязей и т.д.), отпускаемых для нужд санаторно-курортных учреждений.

Назрела острая необходимость обоснования Концепции развития курортного дела в России, в которой должны быть продуманы все звенья санаторно-курортной системы -- от центрального ведомства до муниципального санатория.

Каковы сегодня главные проблемы санаторно-курортной сферы России, требующие решения?

§ Проблемы качества обслуживания на российских курортах

§ Проблема ценовой политики российских курортов как основной фактор оттока туристов

§ Проблема недостатка сопутствующих услуг.

§ Сегодня отсутствует система государственного управления курортом, нет федерального органа исполнительной власти, которому на правительственном уровне необходимо определять основные направления государственной политики в сфере санаторно-курортного лечения и отдыха.

В первую очередь существует острая необходимость в принятии федерального закона «Об основах курортного дела в Российской Федерации».

В настоящее время материально-техническая база санаториев устарела на 70%, многие здания нуждаются в срочном ремонте и реконструкции. Положение усугубляется и тем, что до настоящего времени не определена потребность в санаторно-курортном лечении в соответствии со структурой заболеваемости россиян (в том числе в региональном разрезе) и по таким группам населения, как участники ВОВ, инвалиды, дети, жители экологически неблагополучных районов и др. Их санаторно-курортное лечение обеспечивается за счет государственных ассигнований и средств ФСС России. Неопределенность целевой потребности приводит к нерациональному использованию финансовых ресурсов, снижает эффективность лечения.

Несмотря на то что отдельные документы, регламентирующие организацию предоставления санаторно-курортной помощи здравницами Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, приняты после 2000г., базируются они на технологиях советского периода, основанных на 100%-ном бюджетном плановом финансировании. Серьезные проблемы, связанные с санаторно-курортным лечением льготных категорий граждан, возникли при реализации Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004г. Нерешенным в должной мере остается вопрос об оплате проезда льготников, получивших путевки на санаторно-курортное лечение в учреждения федерального подчинения через территориальные органы исполнительной власти.

Регламентирующие санаторно-курортную помощь населению документы носят долгосрочный характер и не предусматривают перераспределения путевок ни между территориями (даже если таковые оказались невостребованными), ни в течение года. Во многом это обусловлено тем, что территории отчитываются перед санаториями и территориальными зональными управлениями исключительно в конце года, а потому и Росздрав может получить информацию по недоиспользованию или дефициту путевок на территориях лишь в начале следующего года. Этот порядок нуждается в изменении: необходимо сформировать автоматизированную систему сигнальной информации о запросах и выборе путевок в санаторно-курортные учреждения по территориям, а тем категориям граждан, которым санаторно-курортное лечение предоставляется на базе здравниц Росздрава, выдавать путевки через уполномоченные федеральные государственные учреждения.

До настоящего времени законодательно не закреплена ”обязательность” использования санаторно-курортными учреждениями природных лечебных факторов. Нерешенность этого вопроса выхолащивает принципы классической российской курортологии, основанной на включении в процесс оздоровления многообразных отечественных природных лечебных ресурсов, многие из которых уникальны. Речь идет о лицензионных требованиях к санаторно-курортным учреждениям и системам добровольной сертификации услуг по санаторно-курортному лечению. Соответствующие документы могли бы быть приняты Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Кроме того, использование природных лечебных факторов должно быть закреплено в рамках системы ценообразования на санаторно-курортные услуги.

При прохождении лицензирования санаторно-курортным учреждениям ”негласно” перестали выдавать лицензии на стационарную деятельность, отсекая их тем самым от значимого для них финансового потока страховых денег. Добровольное медицинское страхование в одночасье осталось за бортом. Необходимо сформировать нормативную базу, которая позволит предоставлять санаторно-курортным учреждениям различных форм собственности услуги на страховых принципах при условии, что критериальная оценка таких услуг становится прозрачной и унифицированной.

Для развития курортно-рекреационных услуг, в том числе и санаторно-курортных, следует принципиально изменить работу научно-исследовательских организаций. Планирование научных исследований должно увязываться со спросом на готовую научную продукцию, при этом спрос следует регулировать не только рыночными механизмами ”приобретения” новых технологий, но и системой государственных требований к лицензированию (разрешительная функция), сертификации (оценка качества предоставляемых услуг), аккредитации учреждений (государственное признание). Кроме того, необходим механизм обновления стандартов предоставления медицинских услуг с учетом новых медицинских технологий.

Особое внимание при планировании научно-исследовательских работ в области здравоохранения следует уделить вопросам перехода медицинских учреждений на страховые принципы работы с учетом изменений, обусловленных реформой отрасли. Речь идет о принципиально новом финансовом менеджменте, основывающемся на реализации межбюджетных отношений и работе как с государственным страховщиком, так и со страховыми медицинскими организациями.

В последние годы возникла потребность в укороченных (7, 14, 18 дней) лечебных курсах в здравницах. Их введение обусловлено объективными причинами: с одной стороны, сокращенные отпуска у обеспеченной клиентуры из коммерческих структур, с другой - финансовая несостоятельность большинства граждан, которые не имеют возможности оплатить полный курс лечения. Это требует создания научно обоснованных результативных коротких лечебных курсов, их легализации в соответствующих нормативных актах.

Большинство российских здравниц не имеет в своих штатах специально подготовленных курортологов. Правда, определенные подвижки начались: Министерством образования и науки РФ утверждена соответствующая медицинская специальность, но обучившихся по ней отрасль получит только через шесть лет. В этой связи очевидна необходимость организации системы переобучения медицинского персонала (при медицинских вузах или базовых санаториях). Тем более что руководители санаторно-курортных учреждений осознали актуальность этой проблемы - недаром они стремятся направлять своих специалистов на повышение квалификации в различные учебно-методические центры.

Необходимо наладить информационно-рекламное дело можно только усилиями дееспособного органа управления отраслью, и на федеральном, и на региональном уровне. В структуре этого органа или при нем должен действовать информационный центр, аккумулирующий информацию как по отрасли в целом, так и по отдельным курортам.

Основной целью государственной политики в области здравоохранения на период до 2015 года является улучшение состояния здоровья населения на основе повышения доступности и качества медицинской помощи, профилактики заболеваний путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости и потребностям населения, современному уровню развития медицинской науки и технологий.

В рамках реализации мероприятий по модернизации здравоохранения необходимо законодательное закрепление государственных гарантий оказания медицинской помощи населению продолжение совершенствования системы медицинского страхования.

Переориентации части объемов медицинской помощи на амбулаторно-поликлинический этап, усиления профилактической направленности здравоохранения, проведения диспансерного наблюдения, оздоровления и коррекции выявленных изменений в состоянии здоровья населения; широкого внедрения ресурсосберегающих, стационарозамещающих технологий; расширения спектра медицинских ус

В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» муниципальные амбулаторно-поликлинические учреждения будут оснащены современным диагностическим оборудованием, станции скорой медицинской помощи - санитарным автотранспортом.

Обеспеченность врачами-терапевтами участковыми на 10 тыс. населения увеличится в 2015 с увеличением стоимости родового сертификата на 4 тыс. рублей с учетом направления части этих средств в детские поликлиники, осуществляющие наблюдение за детьми в возрасте до 1 года.

В 2013-2015 годах политика государства будет направлена на сохранение потенциала санаторно-курортной сферы и формирование системы современных курортных комплексов, рациональное использование природно-лечебных ресурсов, проведение структурных преобразований сети санаторно-курортных учреждений с целью улучшения хозяйственной самостоятельности санаторно-курортных организаций. Будет продолжена организация круглогодичного оздоровления детей и пожилых граждан.

Основной задачей по социальному обслуживанию престарелых и инвалидов в 2013-2015 годах будет являться обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.

По нашему мнению, именно курортная отрасль способна взять на себя часть задач по укреплению здоровья нации, с которыми не справляется городская медицинская сеть.

Для того чтобы понять состояние дел в сфере санаторно-курортных предприятий Санкт-Петербурга, были проанализированы некоторые статистические данные за несколько последних лет.

В настоящее время в административных границах Санкт-Петербурга расположены 63 курортные организации, имеющие свыше 16000 койко-мест. При этом в государственной собственности находится 61% организаций, в частной - 39%.

По количеству организаций санаторно-курортной сферы в Санкт-Петербурге налицо явная тенденция их уменьшения год от года. Это соответствует общей тенденции по стране.

Таблица 1. Сравнительная динамика основных показателей санаторно-курортного комплекса РФ