Клинико психологическая характеристика акалькулии детского возраста. Как проявляется акалькулия, ее виды, диагностика и лечение

Дискалькулия - это неумение оперировать математическими категориями, неспособность понимать суть арифметических операций, понятия «число», «сумма», «треугольник» и им подобные. Как правило, данное нарушение появляется у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте, но может возникнуть и у взрослого человека. Дискалькулию сложно диагностировать неспециалисту, поэтому зачастую дети с такой патологией попадают в специализированные классы для школьников с нарушениями психического развития.

Примерно 10% школьников страдают от той или иной формы дискалькулии. Не все родители знают, что при своевременной диагностике ещё в дошкольном возрасте можно предпринять эффективные меры по предупреждению этой патологии и облегчить ребёнку процесс освоения школьной программы.

Если ребёнок страдает от проявлений дискалькулии, он испытывает негативное отношение к «точным наукам». Хроническая неуспеваемость может отразиться и на овладении предметами гуманитарного цикла, а также стать причиной низкого социального статуса школьника. У него не складываются отношения со сверстниками, а педагоги и родители часто оказывают на него неоправданно мощное давление из-за его воображаемой лени и отсутствия прилежания. В дальнейшем такие дети испытывают трудности с выбором профессии и самореализацией.

  • Боязнь арифметики – в основе нарушения лежит негативный опыт обучения счёту путём принуждения, наказания. Связана эта необычная фобия с тем, что при решении арифметических примеров, особенно задач, у ребёнка возникали трудности или его часто ругали и наказывали. Со временем у него развился страх и неуверенность в своих силах из-за боязни быть наказанным.
  • Социальные проблемы. Они чаще всего возникают у детей, которые воспитываются в условиях педагогической запущенности, в неблагополучной семье.
  • Поражение теменной доли коры головного мозга из-за патологии беременности и родов, травм головного мозга и нейроинфекций, опухолей и генетически обусловленных дефектов.
У взрослых данная проблема часто появляется вследствие нарушения работы головного мозга. К её возникновению могут привести кровоизлияния, органические поражения в височном отделе, опухоли, тромбы, кисты и черепно-мозговые травмы. Спровоцировать возникновение дискалькулии могут и различные психологические травмы. При появлении проблем с применением математических знаний следует обратиться к психоневрологу.

Дискалькулия у детей часто возникает и из-за расстройств мыслительной деятельности. К таковым относятся:

  • нарушение в обработке зрительной информации;
  • пониженная концентрация внимания;
  • нарушение логического мышления;
  • проблемы с усвоением и запоминанием информации.

Дискалькулия может сочетаться с такими нарушениями чтения и письма, как дисграфия и дислексия, а также с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Симптомы проблемы

Дети, страдающие дискалькулией, не способны понять, что представляет собой число и по какому принципу выстроен числовой ряд, не могут различить и запомнить цифры. Они не могут производить операции с числовыми значениями, не умеют раскладывать их на слагаемые. Им сложно сравнивать количество предметов, проделывать простейшие арифметические действия и проводить вычисления по внутреннему плану, то есть, считать «в уме».

Симптомы дискалькулии:

  • сложности с различением и написанием цифр;
  • неумение определять время и ориентироваться в часах, минутах, секундах;
  • нарушения координации тонких движений;
  • неспособность определить пройденное расстояние, измерить длину отрезка;
  • сложность восприятия понятий «меньше», «больше»;
  • невозможность решения задач без иллюстративного сопровождения;
  • сложности при решении логических задач, выполнении действий с абстрактными категориями;
  • неспособность визуального определения количества предметов, составления их в группы без пересчёта их по одному.
Как только близкие обнаружили у ребёнка вышеперечисленные симптомы, следует незамедлительно обратиться за консультацией к логопеду или психотерапевту. Специалист проведёт дифференциальную диагностику, определит форму нарушения, выделит причины его появления и разработает эффективный метод коррекции.

Вследствие нарушения в обработке зрительной информации ребёнок может решать примеры, только если присутствует их предметная составляющая. Самостоятельно представить то, что написано в условии задачи, малыш не может. Кроме того, школьники в начальных классах неспособны рационально рассчитывать свободное время, что и приводит в будущем к плохой успеваемости и проблемам с поведением. На видео ниже данный аспект описан достаточно полно:

Формы дискалькулии

Она может быть врождённой или приобретённой, первичной или вторичной. Специалисты выделяют следующие формы:

  • Практогностическая – неумение вести абстрактный счёт, классифицировать предметы по форме, величине, количеству.
  • Вербальная – невозможность назвать числа, геометрические фигуры и действия, которые с ними совершают.
  • Графическая – проблемы с переводом числа в форму цифры, изображением математических символов, геометрических фигур.
  • Лексическая – характерны ошибки в чтении арифметических знаков и цифр, в понимании условий задачи, сути математических операций, нарушения пространственной визуализации.
  • Операциональная – у ребёнка появляются трудности в совершении простых арифметических действий и решении элементарных примеров и задач.
  • Арифмерия – неспособность к обучению вычислительным операциям.
  • Псевдодискалькулия – нарушение усвоения математики из-за сниженной мотивации учения, не грамотно организованного процесса обучения.

В некоторых случаях у детей, страдающих дискалькулией, могут возникнуть симптомы сразу нескольких форм данного заболевания. После определения вида специалист разрабатывает терапию, направленную на коррекцию нарушения и дальнейшую профилактику развития у ребёнка других её форм.

Существует такое понятие, как акалькулия - это нейропсихологический симптом, который проявляется в нарушении счёта и счётных операций из-за поражения различных участков коры головного мозга. Не нужно путать его с дискалькулией.

Тестовые задания для диагностики

Заподозрить появление у ребёнка дискалькулии можно ещё до наступления школьного обучения. Достаточно предложить 5–7-летнему малышу посчитать что-то, после чего можно увидеть, что выполнение элементарных математических действий вызывает у него значительные трудности.

Тестовые задания для детей младшего школьного возраста:

  • посчитать от 10 до 20 (счёт до 10 может быть безупречен);
  • расположить числа в порядке возрастания и убывания;
  • сравнить два числа;
  • определить название геометрических фигур, классифицировать их по цвету, размеру;
  • выполнить арифметические действия (сложение и вычитание);
  • проанализировать схему тела человека;
  • определить направление вправо-влево.

После проведения обследования специалист может с точностью определить форму дискалькулии и начать работу по её коррекции.

Как проводится коррекция дискалькулии

Коррекцию (лечение) проводят в поликлинике или специализированном медицинском центре. Этим занимаются следующие специалисты: психоневролог, невропатолог, детский психолог, логопед. Основное лечение проводится в игровой форме, могут быть использованы специализированные компьютерные программы и интерактивные занятия ребёнка со специалистом.

В среднем, для устранения проблемы требуется провести 30–90 занятий, в тяжёлых случаях их число доходит до 250.

Методы и упражнения для коррекции:

  • решение задач, приближенных к жизненным ситуациям (в магазине, в семье, на прогулке);
  • имитация предметов палочками, спичками, пуговками и другим подручным материалом;
  • создание педагогом схем, памяток, содержащих алгоритм выполнения заданий;
  • переход от вербального проговаривания своих действий во внутренний план;
  • измерение предметов линейкой, определение величины на глаз, взвешивание сыпучих предметов, измерение объёма жидкостей;
  • обучение автоматическому восприятию групп предметов до пяти штук, все составляющие группы должны иметь разный цвет и размер;
  • сопровождение решения задач рисунком, который выполняет ребёнок.

Различные игры для маленьких пациентов, страдающих данной патологией, направлены на обучение счёту и выполнению элементарных математических действий. Малыша обучают сортировке предметов по разнообразным характеристикам. После этого специалист помогает ребёнку осваивать простые математические задачи и действия. В ходе обучения необходимо добиться того, чтобы маленький пациент понял последовательность совершаемых им банальных операций и действий. Далее ребёнку объясняют, как правильно раскладывать числа и объекты на части, собирать их в единое целое.

Чтобы избавиться от данной патологии, с ребёнком необходимо заниматься с раннего возраста, сортировать фигуры, семена, крупы, перекладывать их в различные ёмкости, все эти задания сопровождать речью, а также знакомить с математическими терминами (один-много, цифры, формы и т. д.). Нужно научить малыша правильно называть числа, геометрические фигуры, их характеристики (размер, цвет) и действия, совершаемые над ними.

Далее ребёнок учится правильно применять выученные термины и слова в быту, в разговоре с родственниками, сверстниками, друзьями. Особое внимание необходимо уделять переводу произносимых символов в письменную форму. Ребёнок должен обязательно научиться правильно писать числовые значения и арифметические знаки.

Совместно с коррекцией дискалькулии необходимо также проводить развитие абстрактного и логического мышления, зрительной памяти, ориентации в пространстве и музыкальных способностей у малыша. Он должен учиться самостоятельно контролировать свои действия и способность грамотно распределять личное время. Вот пример нескольких упражнений:

Для лечения данного нарушения у ребёнка или взрослого врачи могут назначить определённые медикаментозные препараты, такие как Глицин, Кортексин и витамины группы B. Именно врачи, но никак не логопеды или дефектологи (к сожалению, они часто назначают препараты, хоть и не имеют на это права).

Способы профилактики

Предупредительные меры по профилактике дискалькулии можно проводить ещё в раннем дошкольном детстве. Прежде всего, следует провести максимально полную коррекцию имеющихся неврологических патологий. В раннем возрасте можно начинать обучение элементарной математике в игровой форме.

Родители должны наглядно демонстрировать своему чаду, как пересчитывать предметы, фигуры и выполнять элементарные математические задания, например, во время плавания можно предложить малышу посчитать синие шарики или поймать три красных шарика сачком. Обучая ребёнка счету, необходимо тщательно проговаривать названия цифр, в дальнейшем арифметических действий. Показывать количество предметов ребёнку можно на пальцах или с использованием мелких игрушек, предметов. Постепенно нужно учить малыша тому, чтобы он соотносил количество предметов с конкретной цифрой.

Чтобы у ребёнка не развилась операциональная дискалькулия, его нужно обязательно обучить правилам счёта и порядку математических действий. Для профилактики вербальной и лексической формы необходимо просить малыша при подсчёте говорить название цифр, а при рассматривании разнообразных фигур и других предметов - их цвет и форму. Родители должны следить за правильностью употребления тех или иных обозначений и при совершении ребёнком ошибок спокойно их корректировать, не используя жёстких наказаний.

Чтобы предотвратить возникновение дискалькулии в графической форме, необходимо уделять особое внимание развитию у ребёнка зрительной памяти, мелкой моторики, координации движений посредством пальчиковых и подвижных игр, собирания разрезных картинок, кубиков, пазлов, играть с мелкими деталями конструктора, нанизывать бусинки на шнурок, определять их форму и цвет. Очень эффективна в этом отношении продуктивная деятельность малышей – лепка, рисование, аппликация, изготовление поделок, оригами.

Мамы и папы должны обязательно уделять внимание развитию мышления и памяти у ребёнка, и тогда, в будущем, возникновения дискалькулии можно будет избежать.

Дискалькулия – нарушение, выраженное в неспособности человека к счету, решению математических задач. Чаще всего это состояние проявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте. Часто детей, страдающих дискалькулией, признают или умственно отсталыми или ленивыми, их помещают в специальные классы для отстающих. Для дальнейшего полноценного развития и успешного обучения ребенка важно провести своевременную диагностику и коррекцию этого нарушения.

Код по МКБ-10

F81.2 Специфическое расстройство арифметических навыков

Причины дискалькулии

Дискалькулия у взрослых людей проявляется в результате нарушения нормальной работы мозга. К этому заболеванию могут привести органические поражения височного отдела головного мозга. К этому могут приводить кровоизлияния и тромбы, опухоли и кисты головного мозга, черепно-мозговые травмы.

Развитие дискалькулии у взрослого человека требует немедленного обращения к неврологу!

К психотравматическим факторам относятся:

  1. Боязнь математики. Этот психологический фактор значительно влияет на способность детей к счету. Возможно, у ребенка есть плохие воспоминания об обучении математике, когда ему не удавалось правильно решать примеры, и его за это наказывали или ругали. В таком случае неуверенность в себе и страх перед повторным наказанием снижает способности ребенка к счету.
  2. Общее нарушение психологического здоровья ребенка. Часто это расстройство наблюдается у детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях.

Расстройства мыслительной деятельности, которые приводят к дискалькулии:

  1. Нарушения в обработке визуальной информации – детям не удается визуализировать то, что описано в задаче.
  2. Проблемы с абстрактно-логическим мышлением.
  3. Проблемы с памятью, неспособность выучить формулы и правила решения математических задач.
  4. Низкая концентрация внимания.

Симптомы дискалькулии

Дискалькулия – это не только нарушение способности к счету, это комплексные расстройства мыслительной деятельности, которые проявляются различными симптомами.

  1. Ребенок не понимает, что такое число и не знает названия чисел.
  2. Он не понимает, по какому принципу выстроен числовой ряд, не способен определить место числа в последовательности.
  3. Ребенок не способен производить операции со сложными числами, не понимает, как разложить число на слагаемые.
  4. У ребенка нарушена способность к сравнению чисел. Он не понимает, что означает большее и меньшее число.
  5. Сравнения количества и размеров предметов также вызывают затруднения.
  6. Ребенку трудно производить арифметические действия над числами, он не понимает значение этих действия. Он способен выполнять только элементарные арифметические операции с помощью ручного, а не мысленного счета.
  7. Ребенок не знает последовательности арифметических действий и не способен решать примеры из нескольких действий.
  8. Он не может запомнить названия чисел и математические термины, не знает, что они означают.
  9. Ребенок не способен правильно записать числа.
  10. Из-за нарушений способности к визуализации ребенок способен решать задачи только при условии наличия их предметного составляющего. Он не способен представить то, что описывается в задаче.

В целом, дискалькулия у детей проявляется в неспособности понимать и решать математические и логические задачи. Ребенок не способен запомнить и понять условия задачи и выработать алгоритм ее решения. Дискалькулия у школьников часто связана с тем, что они к тому же не способны правильно рассчитать свое время. Все это приводит к низкой успеваемости в школе.

Формы

В зависимости от патогенеза выделяют следующие виды этого заболевания:

  1. Практогностическая. У ребенка не получается посчитать объекты, определить, сколько их, сопоставить численность одной и другой группы.
  2. Вербальная. Ребенок ошибается, когда называет числа, действия, которые над ними совершают, геометрические фигуры.
  3. Графическая. У ребенка не получается записать числа, знаки математических действий, нарисовать геометрические фигуры.
  4. Дислексическая. Ребенок ошибается, когда читает числа и арифметические знаки в условии задачи.
  5. Операциональная. Ребенку трудно совершать математические действия над числами, решать простые или сложные примеры. У ребенка могут наблюдаться несколько групп симптомов. После определения вида заболевания специалистами разрабатывается терапия, направленная на коррекцию существующих нарушений и предупреждение развития других видов дискалькулии.

Осложнения и последствия

Последствия и осложнения дискалькулии проявляются в неспособности ребенка освоить школьную программу и отказе от дальнейшего обучения. Неспособность к счету сопровождается слабой способностью усваивать и гуманитарные науки. Как следствие, такой человек не способен овладеть какой-либо профессией, испытывает затруднения в жизни.

Дифференциальная диагностика

Первые признаки дискалькулии проявляются в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые сталкивается с потребности считать, и элементарные математические операции вызывают у него трудности. Если родители выявили у ребенка подобные проблемы, им следует обратиться к специалисту-логопеду или детскому психологу. Специалистами проводится дифференциальная диагностика вида нарушения, выявляются его причины и разрабатывается метод коррекции.

Для точной диагностики ребенку предлагают совершить ряд математических операций:

  • посчитать от 10 до 20;
  • сравнить числа между собой;
  • расставить предложенные числа по убыванию или возрастанию;
  • произвести элементарные арифметические операции над числами;
  • назвать и рассортировать по цвету, размеру разные геометрические фигуры.

Способность или неспособность ребенка к тем или иным группам математических действий позволяет поставить четкий диагноз и определить вид дискалькулии. От этого напрямую зависит дальнейшее лечение.

Лечение дискалькулии

Коррекцию нарушения проводят в логопедических пунктах, а так же в поликлиниках и специализированных лечебных центрах. Для эффективной коррекции требуется совместная работа врача-логопеда, невропатолога и детского психолога. В терапии используются специальные компьютерные игры для детей с дискалькулией и интерактивные занятия со специалистом.

Терапевтические игры при дискалькулии направлены на обучение ребенка счету и выполнению математических операций. Его учат сравнивать предметы, сортировать их по различным характеристикам. После того, как ребенок достигает успеха в этом, можно начать обучать его простым арифметическим действиям. При этом важно добиться, чтобы ребенок понял логику совершаемых операций и простейших математических действий. Затем его обучают раскладывать целый объект или число на части и собирать из них целое.

Для коррекции нарушения очень важно развивать грамотную и богатую речь ребенка, обогащать запас слов, включая математические термины. Для начала ребенок должен правильно называть цифры, и действия, которые с ними совершаются, геометрические фигуры и их характеристики: цвет, размер. Затем ребенка обучают правильно использовать выученные слова в разговорной речи. Пристальное внимание уделяют письменной грамотности: способности правильно записать цифры и математические знаки.

Параллельно с коррекцией неспособности к счету важно проводить общее развитие мыслительных способностей ребенка: развитие абстрактно-логического мышления, зрительной памяти, пространственной ориентации, способности к прогнозированию, музыкальных способностей. Детей обучают самоконтролю и способности оценивать и распределять свое время.

Ряд препаратов, например, витамины группы В, глицин, когитум, кортексин, при дискалькулии применяются для улучшения мозгового кровообращения и активизации высшей нервной деятельности.

Профилактика

Для профилактики нарушения практогностического типа рекомендуется проводить обучение детей навыкам счета в дошкольном возрасте. Ребенку нужно показывать, как считают предметы, как выполняются простейшие арифметические действия. При обучении важно проговаривать название чисел и математических действия и сопровождать это визуализацией (показывать количество пальцев или предметов). Важно развивать у ребенка способность соотносить реальный предмет и его изображение. При этом ребенок запоминает название предметов, чисел и арифметических действий.

Чтобы избежать развития операциональной дискалькулии, важно обучать ребенка правилам счета, порядку арифметических действий.

Чтобы избежать вербальной и дислексической дискалькулии, важно просить ребенка проговаривать названия чисел и действия, цвет, размер и форму геометрических фигур, предметов. При этом родитель должен контролировать правильность использование тех или иных слов, в мягкой форме корректировать ошибки.

Для профилактики графической дискалькулии важно развивать зрительную память ребенка и способность распознавать и оперировать зрительными образами. Важное значение имеет мелкая моторика и координация движений, умение на основе зрительной информации просчитать движения рук, например, оценить расстояние до предмета, успеть схватить движущийся объект.

Для профилактики всех видов заболевания важно развитие пространственного и абстрактно-логического мышления, всех видов памяти, грамотной и четкой речи, четкой координации.

АКАЛЬКУЛИЯ - от греч. а - отрицательная частица + лат. calculatio - счет, вычисление. Автор. S.E.Henschen (1919 г.). Нейропсихологическое нарушение. Характеризуется нарушением счетных операций.

Виды: - первичная акалькулия как симптом, независящий от других расстройств высших психических функций, наблюдается при поражении теменно-затылочно-височных отделов коры левого полушария и представляет собой нарушение понимания пространственных отношений, перехода через десяток, связанного с разрядной структурой числа, неразличение арифметических знаков и т.д.;

- вторичная акалькулия, входящая в структуру того или иного нейропсихологического синдрома, может возникать при поражении височных отделов коры больших полушарий, когда нарушается устный счет, затылочных отделов, когда не различаются сходные по написанию цифры, и префронтальных отделов, когда нарушается целенаправленная деятельность, планирование счетных операций и контроль за их выполнением.

Текст словарных статей И.М.Кондаков «Психологический словарь» Copyright © 2004-2006 ЛАНИ, СПИИРАН Copyright © 2004-2006 группа ExOS Дизайн - Z-Vector http://vocabulary.ru/dictionary/487/word/

· ДИСКАЛЬКУЛИЯ http://vocabulary.ru/dictionary/487/word/

НеспособностьНЕСПОСОБНОСТЬ Вообще – любое отсутствие способности выполнять какую-то функцию. Этот термин может использовать... к обучению, при которой ребенокРЕБЕНОК Человек в возрасте: 1. От рождения до зрелости. 2. От рождения до пубертатного периода. 3. Согла... со средним или выше среднего интеллектом испытывает чрезмерные трудности в изучении обычной арифметики. Следует отличать от акалькулии. См. арифметическое расстройствоРАССТРОЙСТВО - 1. Нарушение строя, порядка построения чего-либо. 2. Причинение ущерба чему-либо; нарушение пор... развития.

АРИФМЕТИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО, ВОЗРАСТНОЕ

Название синдромаСИНДРОМ (syndrome) Группа ПРИЗНАКОВ и СИМПТОМОВ, которые обычно появляются вместе. Синдром сам по себе не..., характеризующегося тем, что ребенокРЕБЕНОК Человек в возрасте: 1. От рождения до зрелости. 2. От рождения до пубертатного периода. 3. Согла... проявляет значительно более низкие успехиУСПЕХ 1. Выполнение, достижение цели. 2. См. уровень достижений. в арифметике, чем можно было бы ожидать исходя из стандартизированных тестов, возрастаВОЗРАСТ - в психологии - категория, означающая качественно специфическую ступень развития онтогенетическо..., школы, коэффициентаКОЭФФИЦИЕНТ - 1. В математике - обычно постоянная или известная величина, служащая множителем для другой, обы... интеллекта и т.д. (Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г.)

5. Принципы обучения математике учащихся с речевыми нарушениями

ПРИНЦИПЫ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

1. Нейропсихологическая квалификацияКВАЛИФИКАЦИЯ - 1) степень и вид профессиональной обученности (подготовленности) индивида, наличие у него знани... дефекта,

2. Опора на сохранные формы деятельности,

3. Внешнее программирование восстанавливаемой функции.

4. Опора на личность больного, учет его знаний, интеллектуального опыта,

5. Принцип взаимодействия и взаимовлияния педагога и обучающегося.

«2.1. Оптическая акалькулия 12

Нарушение и восстановление функции счета при поражении затылочных отделов коры мозга

Среди неспецифических форм акалькулии мы отмечаем четыре формы - сенсорная, аку стико-мнестическая, оптическая и условно-лобная , при которых счет нарушается, но не первично, а из-за вторичных механизмов нарушения.

Диагностирование оптической акалькулии связано с рядом трудностей. Во-первых, ее можно спутать с первичной - пространственной - акалькулией; во-вторых, оптическая акалькулия редко встречается в чистом виде, а чаще протекает как оптико-пространственная , которая по своей клинической картине приближается к первичной акалькулии, но в ее основе лежат более сложные смешанные механизмы. …

Оптическая акалькулия возникает при поражении затылочных отделов как левого (чаще), так и правого полушарий. При поражении затылочных систем мозга нет такого грубого распада понятия числа; сохраняется осознание связей и отношений чисел; менее пострадавшими оказываются и счетные операции. При этой форме акалькулии основными являются дефекты процесса восприятия числа - оптические, а иногда и оптико-пространственные расстройства, в связи с чем данная группа больных испытывает конкретные трудности, связанные с дифференцированным восприятием оптической структуры числа, т.е. они не могут оценить значение и назвать близкие по своему рисунку числа (цифры – С. Ц.) (ср.: Зи8,7и1,2и8,4и1 и т.д.). Нередки дефекты оптического распознавания чисел (записи чисел – С. Ц.), которые отличаются друг от друга лишь пространственным расположением отдельных элементов (ср.: 6 и 9, 3 и 5,66 и 96 и т.д.), и дефекты в оценке чисел, обозначенных римскими цифрами (ср.: IX и XI, IV и VI и т.д.). Эта форма акалькулии идет обычно в синдроме оптической предметной агнозии и реже - оптико-пространственной.

Если наряду с чисто оптическими дефектами обнаружатся, хотя и незначительные, оптико-пространственные ошибки (в оценке чисел, значения которых отличаются только пространственным расположением элементов: 3 и 5, 6 и 9, XI и IX и др.; в счетных операциях - ошибки пространственного происхождения; или при задании разложить ряд цифр последовательно слева направо (1, 2, 3 и т.д.) и, наоборот, - справа налево (9, 8 и т.д.) - ошибки или задержки при выполнении задания), то в этих случаях имеет место не чистая оптическая, вторичная акалькулия, а смешанная - оптико-пространственная. При этой форме акалькулии отсутствуют грубые первичные дефекты понятия числа, его психологического содержания, пространственных дефектов при отсчете чисел в счислительных операциях (вычислениях – С. Ц.), но, тем не менее, эти симптомы возможны, и тогда акалькулия приобретает сложную комплексную форму. … Все это требует и иного методического подхода к восстановительному и формирующему обучению.

Иная картина обнаруживается у детей с поражением или недоразвитием затылочных зон мозга. Как правило, у этой группы детей наблюдаются грубые нарушения предметного гнозиса, дефекты действий с предметами, понимания окружающего предметного мира и нарушения речи. В этом синдроме и будут протекать вторичные нарушения счета и счетных операций, обусловленные описанными дефектами, а также и нарушением ИД (ИД – интеллектуальная деятельность) в звене общего поведения, несформированности личности и др. Поэтому методы восстановления счета у детей принципиально отличны от методов обучения счету взрослых больных с локальными поражениями мозга . (выделено нами – С. Ц.)

Подводя итоги, отметим следующее.

Клиническая картина характризуется трудностями дифференцирования, оценки и называния близких по конфигурации чисел и цифр. Этот дефект ведет к трудностям счислительных операций (вычислений – С. Ц.). Иногда оптические трудности распознавания цифр и чисел осложняются дефектами пространственного восприятия чисел и их оценки.

Нейропсихологическая картина. Здесь на первое место выступает синдром оптических расстройств - оптическая агнозия, аграфия, алексия, а также и симптомы оптического отчуждения значения и смысла цифры. Основной фактор нарушения счета - нарушение дифференцированного зрительного восприятия цифры. В этом случае чаще всего обнаруживаются следующие симптомы: нарушение узнавания цифры и числа; трудности дифференцирования цифр, близких по конфигурации; замена одной цифры на похожую; дефекты вычленения существенных признаков цифры; уравнивание признаков похожих цифр (пример: даются две цифры - 3 и 8 - и на вопрос: «Что является отличительным признаком цифры 3, а цифры 8?» больной отвечает: «Они одинаковые»). Отчуждение значения цифры, ее неузнавание возникает из-за дефектов зрительного восприятия и вычленения существенных признаков. В синдром оптической акалькулии входит и нарушение называния цифры и числа (вторичное), и нарушение счислительных (счетных) операций из-за указанных дефектов.

Психологическая картина. Эта форма акалькулии представляет собой последствие нарушения процессов зрительного (зрительно-пространственного) восприятия. В этом случае нарушается образ восприятия цифры, но сохраняется ее образ-представление. Отчуждение значения цифры, ошибки называния возникают из-за дефектов вычленения ее существенных признаков при сохранности глобального восприятия перцепторного образа и образа-представления цифры.

Описанная картина оптической акалькулии, ее синдром, симптомы и механизм нарушения позволили нам разработать адекватные механизму дефекта методы восстановления счета, главной идеей которых является рациональное восстановительное обучение.

Научные основы восстановительного обучения

Восстановительное обучение опирается на ряд важнейших принципов, разработанных отечественными психологами и нейропсихологами. Обучение должно учитывать разную структуру нарушения ВПФ, в том числе и счета, и ее зависимость от топики поражения мозга и того фактора, который лежит в основе нарушения. В связи с этим необходим дифференцированный подход к восстановлению пострадавших функций.

Приступая к обучению, следует:

1. Изучить дефект - его механизм (фактор); для этого он квалифицируется, т.е. вычленяются фактор и первичный, центральный дефект на основе нейропсихологического - качественного анализа дефекта. Здесь мало поможет простое описание клинической картины нарушения.

2. Найти то звено в психологической структуре процесса, которое оказалось нарушенным. Для этого нужно знать структуру процесса в норме, что позволит выявить звено, которое нужно восстановить, и те сохранные звенья в структуре счета или счетных операций, на которые можно и нужно опереться в обучении.

3. Знать генезис счета и счетных операций, процесс их формирования, взаимодействия с другими ВПФ. Опорами в обучении должны стать те ВПФ, с которыми функция счета взаимодействует и в онтогенезе, и в процессе ее реализации. Так, успеха в преодолении дефекта в звене зрительного восприятия цифры можно добиться, если включить в систему опознания знака (цифры) кинестетические двигательные ощущения, когда-то (в онтогенезе) принимавшие участие в формировании понятия числа у ребенка и ушедшие у взрослого в запасный фонд афферентаций, или включить изучаемую цифру в арифметическое действие, или в действие порядкового счета и т.д. Опора на сохранные компоненты структуры счета, на материальные и материализованные формы действия, широкое использование сохранных и наиболее упроченных в прошлом опыте форм деятельности являются важнейшими принципами восстановительного обучения больных с локальными поражениями мозга.

4. Использовать такой важнейший принцип восстановительного (или формирующего у детей) обучения, как опора на личность больного, учет его знаний, интеллектуального опыта, опора на его эмоционально-волевые процессы. Успешное восстановление функций возможно только при воздействии на личность больного, его мотивы, интересы, и нужно прежде всего «...восстановить деятельность и направить его активность» 1 . Поскольку все ВПФ, в том числе и счет, формируются в предметной деятельности, а усвоение знаний и навыков протекает через собственную деятельность субъекта, при восстановительном обучении необходимо опираться на принципы организации деятельности больных, предметной деятельности.

Это особенно важно, когда деятельность больного нарушена (или не сформирована) и ее нужно организовать. Организация деятельности больных - взрослого и ребенка - один из важнейших принципов восстановительного обучения.

С целью организации деятельности, ее активизации рекомендуется использовать весьма эффективный метод программированного обучения, т.е. обучения, которое управляется извне путем взаимодействия двух-трех и более человек. Программы представляют собой серию последовательно выполняемых операций. Операции записаны на карточке, лежащей перед больным, или последовательно проговариваются на слух больному педагогом. Выполнение этих операций приводит к восстановлению нарушенного звена в структуре счета, и последующая работа с программами сокращается по составу операций, переходит с материального (предметного) уровня на внутренний уровень выполнения «в уме». В конце обучения по программам выполнение нарушенного действия проводится больным самостоятельно. Психологическая сущность таких программ заключается в том, что они раскрывают содержание деятельности (или действий) больного, т.е. отвечают на вопрос, что нужно делать (чтобы, например, опознать цифру, или назвать ее, или провести арифметическое действие) и указывают путь и способы, отвечая на вопрос - как это сделать. Еще один важнейший принцип, используемый при восстановительном обучении, - принцип взаимодействия и взаимовлияния педагога и обучающегося. Лучшие результаты восстановительного обучения достигаются при «разделении пострадавшей функции на двоих» (а в групповых занятиях на 3 - 5 человек).

Подчеркнем, что направленному восстановительному обучению должно предшествовать детальное изучение строения дефектной функции.

Методы восстановительного обучения счету при оптической акалькулии 13

Центральной задачей обучения счету и счетным операциям при оптической акалькулии является восстановление четкого и дифференцированного восприятия конфигурации (формы) цифры и ее записи, обобщенности и константности восприятия цифры, восстановление образа-представления цифры и чисел. Для этого рекомендуется использовать разработанные нами методы, которые опираются на сохранные проприоцептивные и кинестетические ощущения, на двигательную основу записи чисел, на действия с числами и цифрами.

При всех формах акалькулии начинать работу необходимо с практических действий с предметами, обозначения их количества, и только после этого переходить к действиям с числами и цифрами. При этом весьма эффективны следующие методы.

Метод предметного счета, состоящий в том, что пересчитываются все предметы, лежащие на столе или находящиеся в комнате, и подсчитывается их общее количество, после чего находится (среди написанных на карточках) и записывается соответствующее число.

Метод действия с числами (цифрами), состоящий в том, что выполняется порядковый счет с опорой на написанные числа, составление заданного числа из цифр, написанных на карточках, и т.д.

Метод решения задач, состоящий в том, что даются простейшие задачи типа «Хозяйка купила 3 кг фруктов и 2 кг овощей. Сколько всего кг купила хозяйка?» Постепенно задачи нужно усложнять.

В перечисленных и некоторых других методах цифра и число выступают предметом действия с ними. Психологическая сущность этих методов заключается в том, что предметом (объектом) внимания здесь является не цифра или число, а действие пересчета, подсчета, складывания (или вычитания) предметов и т.д. Эти методы полезно применять не только в начале обучения, а на каждом занятии в течение всего периода обучения. Главная характеристика этих методов - действие, деятельность с числами - должна сохраняться, а задания - меняться, усложняться в процессе продвижения в обучении. Остановимся на анализе конкретных методов.

Метод двигательного (моторного) образа цифры. Процедура (программа операций): произносится вслух название цифры; требуется: а) быстро «написать» ее в воздухе рукой (двигательная память, моторный образ цифры) с закрытыми глазами; б) найти эту цифру среди лежащих на столе трех цифр - с закрытыми глазами, наощупь; в) ощупать ее; г) назвать; д) списать; е) написать по памяти. Длительная работа по последовательному выполнению всех операций этой программы позволяет восстанавливать действие узнавания и называния цифры. Постепенно количество операций уменьшается, действие опознания цифры становится более сокращенным и менее произвольным за счет интериоризации некоторых операций.

Этот метод и ряд других, подобных ему, опираются на совместную работу и взаимодействие кинестетического, слухового, зрительного анализаторов и используют произвольный уровень речи (вербальная форма записи операций, называние цифры, восприятие ее наименования на слух). Афферентации с этой системы анализаторов в процессе выполнения операций идут в ответ на эти стимулы и создают новую функциональную систему восприятия и узнавания цифры. Таким образом, этот метод использует ряд опор на сохранные анализаторы с целью создания новой функциональной системы, а также на перевод действия на наиболее упроченные и непроизвольные уровни (двигательный образ и др.) и произвольную речь.

Метод реконструкции цифры включает приемы собственно реконструкции заданной цифры и получения из нее ряда других цифр. Например, дается цифра «3» и ряд элементов (полукруги, круги, палочки и др.); задача - дополнить заданную цифру сначала до любой цифры, а позже - до определенной, заданной. Эта система приемов завершается вербальным сравнительным анализом строения полученной и исходной цифры (общее описание конфигурации сравниваемых цифр, включающее выделение сходства и отличий, выделение существенного элемента в каждой цифре). Отработанные способы опознания цифры закрепляются в таких упражнениях, как цифровой диктант близких и далеких по оптическому образу знаков, подчеркивание общего и отличного в заданных цифрах, узнавание цифры методом ощупывания, называние и запись заданного числа (цифры), включение отрабатываемых чисел в предметные счетные операции и другие действия сними.

Метод конструкции цифры отличается от предыдущего (метода реконструкции) тем, что больному предлагаются различные элементы, из которых ему нужно сконструировать цифру: либо по образцу, либо по речи - по слову-наименованию цифры, а впоследствии - по собственному выбору, т.е. по образу-представлению. В последнем случае задание состоит в том, чтобы из элементов, вырезанных из дерева, пластмассы, картона (фактура и форма которых должна хорошо ощущаться рукой), сконструировать цифру. После выполнения задания проводится контроль правильности выполнения, сравнительный вербальный анализ построенной цифры путем ответа на вопросы: на какую другую цифру похожа / непохожа и почему?

Нередко дефекты оптического восприятия чисел сопровождаются амнезией на их наименования. В этих случаях в обучение следует включать опору на речь - использовать сохранившиеся в речевом опыте больных детские стихи и песни, в которых имеются наименования чисел: «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять», «Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать». Чтение стихов или пение песен сопровождается соответствующими обозначениями чисел. Весьма успешно используются даты общенародных праздников («1 Мая - великий наш праздник», «1 сентября-в школу, детвора», «8 Марта - день особый» и др.).

Метод игры в «цифровое лото». Программа, реализующая метод, состоит из следующих операций: вслух произносятся цифры и числа; больной осуществляет: а) поиск услышанной цифры (с закрытыми глазами) путем ощупывания и выбора нужной цифры из трех данных ему; б) поиск соответствующей клетки (соотнесение слухового образа цифры со зрительным). Сначала игра проводится на малом объеме (одна карта) и каждый раз с выбором только из трех фишек, позже объем увеличивается.

Клинико-психологическая характеристика
акалькулии и дискалькулии детского
возраста

СОДЕРЖАНИЕ
Понятие акалькулии и дискалькулии
Нейропсихологические аспекты акалькулии,
симптоматика, классификация
Симптоматика дискалькулии
Этиология дискалькулии
Механизмы дискалькулии
Классификация дискалькулии

ДИСКАЛЬКУЛИЯ
недоразвитие способностей к
вычислительным операциям,
патологическая
затрудненность при
выполнении вычислительных
операций.
Частота встречаемости в
школьной популяции – около
5%.
Дискалькулия встречается
одинаково часто среди
представителей обоих полов.

Акалькулия
нарушение функций счета и
распознавания цифр, возникающее
из-за поражения корковой части
головного мозга.
У взрослых и детей возникает,
вследствие травм, кровоизлияния,
опухоли ГМ.
Также может развиваться у детей
на фоне общей умственной
отсталости.

Нейропсихологические аспекты
акалькулии
Впервые о заболевании упомянул психиатр Ф. Хеншен в 1919 году.
Благодаря своим исследованиям о нарушении анализа и синтеза
вычислительных операций учёный выделил два основных вида
акалькулии:
первичная;
вторичная.
Первичная форма синдрома наблюдается при поражении теменной,
затылочной и височных участков коры. Наиболее существенные
нарушения при первичной форме синдрома наблюдаются у детей.
Формирование отделов мозга, отвечающих за понятие пространства,
может не наступить к моменту поступления ребёнка в школу. В таких
случаях на первом году обучения могут возникать трудности в
понимании чисел и арифметических операций.

Основные симптомы первичной
формы акалькулии
отсутствие понимания разницы между
числами, например, больному кажутся
одинаковыми числа 245 и 254;
невозможность различать разрядные
строения чисел;
нарушение понятия пространственных
координат;
сложности с арифметическими
операциями;
отсутствие понятия чисел;
нарушение понятия «больше» -
«меньше».

Вторичная форма акалькулии
протекает на фоне уже существующих нейропсихологических синдромов. Данная
форма акалькулии связана с поражениями следующих отделов головного
мозга:затылочный, височный, префронтальный.
При поражении затылочной области наблюдается нарушение визуального
восприятия чисел, как правило, вторичная форма заболевания протекает на
фоне алексии, оптической агнозии. Больной не может визуально отличить
сходные по написанию числа, при этом разрядное понятие чисел зачастую
сохранно. Довольно часто данный синдром протекает в комплексе с амнезией
на названия чисел.
Если поражена височная область коры головного мозга у больного наблюдается
дефект слухового восприятия чисел. В основном встречается при акустикомнестических и сенсорных афазиях.
Поражение префронтальных участков свидетельствует о нарушении понимания
арифметических операций. Данный синдром, как правило, наблюдается при
поражении доминирующего полушария головного мозга. Для леворуких лиц
преобладающим является правое полушарие, для праворуких – левое.

Симптоматика дискалькулии
недостаточное овладение математическим
словарем;
неправильное называние чисел;
неточное представление о графической
структуре цифр;
механическое воспроизведение порядка
следования чисел;
трудности в определении места числа в ряду
натуральных чисел;
недостаточное знание состава числа;
трудности усвоения правил образования числа;
трудности установления отношения числа к его
соседям;
несформированность количественных
отношений чисел;
элементарный способ выполнения
арифметических действий (дети опираются не на
правила, а на внешние действия, используют
«ручной» способ выполнения);
мыслительные операции носят
преимущественно конкретный характер

Этиология дискалькулии
Дискалькулия же, в отличие от акалькулии проблема, которая
зарождается еще в юном возрасте. Различные виды нарушений
счетных операций связаны с органическим поражением
головного мозга на ранних этапах онтогенеза и вторичным
недоразвитием мозговых структур, формирующихся в
постнатальном периоде.
Среди факторов риска выделяются особенности протекания
беременности (недоношенность, токсикоз, асфиксия).
Причинами дискалькулии могут быть перенесенные инфекции,
хронические болезни, соматическая ослабленность детей.
Г.Е. Сухарева в этиологии нарушений на первое место ставила
заболевания первых трех лет жизни, родовые травмы и травмы
головного мозга в раннем возрасте

Этиология дискалькулии
Ю.Г. Демьянов – неблагоприятное микросоциальное
окружение. М.С. Певзнер придавала значение физическому
состоянию детей.
П.П. Блонский, М.С. Певзнер придают значение физическому
состоянию детей (физическое недоразвитие в сочетании с
малокровием, плохим сном).
Другие авторы основной причиной считают личностные
нарушения (страх перед школой, плохая адаптация в
школьной ситуации).

Механизм дискалькулии
Вопрос о механизмах дискалькулии у детей представляет
собой сложную и недостаточно изученную проблему. Выделяют
несколько концепций:
Авторы первой концепции
(N.Granjon-Galifret, A.Benton,
L.Kosc) в качестве механизмов
дискалькулии выделяют
гностико-праксическаи
нарушения. При этом
дискалькулия соотносится с
нарушением пальцевого
гнозиса и праксиса, в
сочетании с
несформированностью схемы
тела, конструктивной
апраксией.

Механизм дискалькулии
Сторонники психологической
концепции (С.С. Мнухин,
К.С.Лебединская, Г.М.
Капустина) связывают
дискалькулию с механизмами,
сочетающими в себе
несформированность
психических функций,
влияющих на процесс
овладения навыками счета
(память, внимание,
мышление).

Классификации дискалькулий
врожденные и приобретенные (С. С. Мнухин);
первичные и вторичные (Н. Граньон-Галифрет (N.
Granjon-Galifret), Дж. Айюриагерра (J. Ajuriaguerra),
Л. С. Цветкова)
Наиболее обобщенной и практико-ориентированной
является классификация Л. Косч (L. Kosč).
вербальную дискалькулию
практогностическую дискалькулию
дислексическую дискалькулию
графическую дискалькулию
операциональную дискалькулию

Классификации дискалькулий
ВЕРБАЛЬНАЯ ДИСКАЛЬКУЛИЯ
Вычислительные операции
могут успешно выполняться,
но при этом ребенок
неспособен называть числа,
символы, количества, понятия.
Один из наиболее
распространенных симптомов
- неспособность к выполнению
простой задачи пересчета.

Классификации дискалькулий
ПРАКТОГНОСТИЧЕСКАЯ ДИСКАЛЬКУЛИЯ
(апраксическая дискалькулия)
Неспособность к
использованию
абстрактных
математических символов
при выполнении операций
с объектами.
Больные неспособны
пересчитать объекты или
разделить их на группы по
форме, размеру,
пространственным
характеристикам.

Классификации дискалькулий
ДИСЛЕКСИЧЕСКАЯ
ДИСКАЛЬКУЛИЯ
Нарушение чтения
математических знаков,
словесного обозначения
математических понятий,
восприятие цвета, формы,
величины, количества,
пространственного
восприятия, зрительной и
слуховой памяти

Классификации дискалькулий
ГРАФИЧЕСКАЯ ДИСКАЛЬКУЛИЯ
Неспособность
соотнести
предъявляемую цифру
с ее графическим
символом.
Однако, подобные
люди способны
соотнести символьное
обозначение числа с
его словесной
формулой.

Классификации дискалькулий
ОПЕРАЦИОНАЛЬНАЯ ДИСКАЛЬКУЛИЯ
Неспособность аккуратно
применять математические
операции. Найденные решения
математических задач являются
ошибочными либо, если решения
правильны, являются
случайными.
Это наиболее трудно
диагностируемый вид, так как
логика, используемая больными
при выполнении математических
операций – труднодоступна.

Другие виды дискалькулий
ПСЕВДОДИСКАЛЬКУЛИЯ - Недоразвитие математических способностей,
возникающее в результате необразованности, отсутствии мотивации учиться,
академического отставания или неадекватности обучающих программ.
ОЛИГОКАЛЬКУЛИЯ (генерализованная
дискалькулия) - Общая неспособность, вызванная
расстройством широкого спектра математических
функций. Часто сопровождается умственной
отсталостью в то время как остальные формы
дискалькулии развиваются при сохранном уровне
интеллекта.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ДИСКАЛЬКУЛИЯ
(цифровая дискалькулия) - Неспособность к
концептуализации арифметических функций
основанных на операциях с символами (+/-),
уравнений и математических выражений.
Возникает в следствии нарушения визуальнопространственных процессов.

Коррекция дискалькулии

Для коррекции дискалькулии необходима совместная
работа различных специалистов (логопед, невролог,
психолог и другие).
Они
проводят
комплексный
курс
коррекции
дискалькулии,
развивают зрительно-пространственную ориентировку,
мыслительную деятельность,
способность
программирования
математических
конструкций,
логико-абстрактную деятельность.
формируют у детей процессы самоконтроля.

Нельзя ограничивать описание дискалькулии только нарушениями счёта.

«Дискалькулия – комплекс нарушений понимания логики математических действий, закономерностей преобразования чисел и их соотношений, непонимание условий задач.»

Симптомы дискалькулии можно объёдинить в следующие группы:

  • Ошибки в назывании чисел.
  • Запоминание порядка следования чисел без понимания их значений.
  • Затруднения с определением места числа среди остальных чисел.
  • Недостаточное знание математической терминологии.
  • Сложности в разложении числа на слагаемые.
  • Невозможность распределить числа по закономерности больше-меньше.
  • Ошибки в написании чисел.
  • Выполнение только элементарных арифметических операций, причём исключительно путём ручного счёта.
  • Мыслительные процессы предельно конкретны, задачи воспринимаются только при наличии предметного условия.
  • Затруднения при выполнении последовательных арифметических действий.
  • Значительные сложности или полная невозможность выполнения действий со сложными числами.

Причины дискалькулии

Дискалькулия может быть как следствием общей задержки умственного развития, так и результатом воздействия различных психотравмирующих факторов.

Нередко дискалькулия возникает у детей, которые имели негативный опыт обучения счёту – их принуждали к обучению, наказывали за плохие результаты, учитель не смог найти подхода к данному ребёнку. Всё это приводит к неуверенности в своих способностях, замкнутости, страху, а как следствие – к нарушению счёта.

Возможные органические причины дискалькулии – затруднения в обработке зрительной информации, вследствие чего ребёнок не может распознать условия задачи и невозможность запоминать математические формулы и закономерности, согласно которым и решаются задачи.

Часто дискалькулия встречается у детей из асоциальных семей. У таких детей задействованы все механизмы формирования дискалькулии.

Диагностика дискалькулии

Родители могут самостоятельно заподозрить наличие у ребёнка такого расстройства, как дискалькулия. Диагностика конкретного её вида производится при личной беседе логопеда, врача или психолога с ребёнком. Его просят посчитать до 10 или 20, выбрать большие или меньшие числа, сделать простейшие арифметические операции, расположить числа в порядке увеличения и уменьшения, назвать различные геометрические фигуры, разложить их по цвету. Далее в зависимости от выявленных нарушений делается предположение о виде дискалькулии и путях её коррекции.

Классификация дискалькулии

Наиболее удобной является следующая классификация дискалькулии:

  1. Практогностическая – невозможность сосчитать предметы или их обозначения.
  2. Графическая – сложности при записи цифр и математических символов, затруднение или полная невозможность воспроизвести геометрические фигуры.
  3. Вербальная – затруднения при необходимости назвать математические действия, понятия.
  4. Дислексическая – нарушение чтения математических символов.
  5. Операциональная – невозможность выполнять арифметические действия.

Описанные виды дискалькулии удобны для разработки оптимальной стратегии её коррекции и профилактики.

Профилактика дискалькулии

  1. Практогностическая дискалькулия предупреждается с помощью обучения навыкам счёта, выполнения арифметических операций с их проговариванием, называнием результата и показыванием соответствующего количества пальцев, развития всех видов памяти и грамотной речи, пространственного восприятия и двигательной координации, обучения соотнесению реального предмета и его изображения.
  2. Профилактика дискалькулии графического типа возможна с помощью упражнений для развития восприятия зрительных образов, мелкой моторики, координации между зрением и движением рук, тренировки различных видов памяти, понимания связи между предметом и его изображением, обучения математическим терминам.
  3. Вербальная дискалькулия предупреждается с помощью обучения ребёнка названиям математических операций и их сути, умению правильно использовать их в речи, развития всех видов памяти, обучения пониманию идеи о форме, цвете, размере предметов, использованию этих понятий в речи.
  4. Дислексический вариант дискалькулии можно предупредить, развивая зрительное восприятие ребёнка, его представления о цвете, форме, обучая его узнаванию математических символов и правильному их называнию, смыслу этих знаков, развивая память и логическое мышление.
  5. Операциональная дискалькулия для профилактики требует обучение счёту, действиям с числами, использованию математических терминов в речи и счёте, развитие речи, памяти и мышления, различных видов восприятия.

Коррекция дискалькулии

Чаще всего коррекцией дискалькулии занимается логопед. Также при необходимости привлекаются психологи, педиатры, неврологи. Занятия могут проводиться в специализированных кабинетах поликлиник, детских садах, профильных группах или классах. Для коррекционных занятий разрабатываются специальные игровые упражнения, обучающие счёту, параллельно развивая речь и мышление ребёнка, его музыкальные, изобразительные, учебные способности.

Развитие связной, полноценной речи – крайне важное направление работы при дискалькулии. Коррекция осуществляется путём расширения словарного запаса детей параллельно с обучением математическим терминам, их значениям и правильному употреблению. На первом этапе вводятся понятия меньше-больше, одинаково, названия геометрических фигур, обобщающие признаки предметов. Далее подключается обучение порядковому счёту и использованию в речи цифр, сравнению предметов и их количества, формируется связь между цифрой и её внешним видом в письме, развитие различных видов памяти, мелкой моторики, мышления.

При достижении устойчивых результатов в счёте и сравнении преподаватель переходит к обучению простейшим арифметическим действиям, их проговариванию и записи, пониманию смысла задачи, логики решения. Расширяется словарь детей и их речь, происходит обучение новым способам сравнения предметов. Вводится понятие составных частей, разбиения предмета на части и складывания его из деталей. Дети обучаются изображению на бумаге цифр и знаков. Продолжается развитие моторики, навыков рисования, памяти и речи.

Вовремя начатые регулярные занятия со специалистом помогут устранить проявления дискалькулии у ребёнка и повысить его успеваемость.

Дискалькулия у взрослых

«Дискалькулия у взрослых – повод для немедленного обращения к неврологу, она может быть проявлением угрожающего жизни состояния!»

В большинстве случаев это проявление органического поражения головного мозга, чаще всего инсульта. Также причинами дискалькулии у взрослых могут быть опухоли, травмы, кисты при их локализации в височной области.