Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды. Выбор без выбора

Психологические защиты.

Психологическая защита – это совокупность психических механизмов, действующих на бессознательном уровне и обеспечивающих лучшее приспособление в различных ситуациях, способствуя устранению тревоги, улучшению самочувствия, повышению самооценки и улучшению взаимоотношений.

Защитные механизмы стабилизируют личность, но не решают конфликта – ограничивают личность от возможности вскрыть этот конфликт. Действуют как хороший косметический ремонт. Иногда хороший косметический ремонт возможен, нужен, не обязательно рушить стены и возводить новые.

Формируются с раннего детства и тесно связаны со стержневыми свойствами характера. У каждой личности есть весь спектр защит, но используются 1-2-3. В норме защитные психологические механизмы адекватны угрозе. В случаях болезни и других выраженных проблем защитные механизмы могут быть не адекватны ситуации, могут вообще не срабатывать, психологическая защита может начать работать на болезнь или на проблему. Описано более 2 десятков вариантов психологических защит. Не существует строгой общепринятой классификации (мы будем разбирать классификацию Карвасарского – главного психиатра страны).

Учение о психологических защитах идёт из психоанализа.

Психоаналитики выделяли такую функцию психологических защит: поддержание равновесия между либидо и мортидо.

С точки зрения психоанализа, судьба человека определяется судьбой его влечений. Либидо – всё, что связано с развитием, с работой, с активностью.

С точки зрения природы, эволюции, влечение к смерти очень важно, чтобы мы освобождали место для следующих поколений. Продолжительность жизни определяется психической энергией. Если бы не было мортидо, мы жили бы дольше, была бы проблема с перенаселением. Смещение в сторону мортидо: люди с явно выраженным аутоагрессивным поведением. Стремление себя убивать не в остром (единоразовый акт суицида), а в хроническом поведении. Склонность становиться жертвой, виктимность. Аутоагрессивное поведение у зависимых. Удобно и социально приемлемо уйти из жизни с помощью алкоголя, курения, наркотиков. Люди со склонностью к рискованному поведению – езда на высокой скорости. Экстремальные виды спорта — стремление к скорости, к адреналину становятся чем-то вроде наркотика, в моменты, связанные с возможностью умереть, «на грани», они испытывают ощущение жизни.

Каждое влечение должно быть локализовано.

Как можно распорядиться влечениями / реализация влечения:

  • Когда влечение реализуется напрямую. Сексуальное влечение – напрямую на личностях своего или противоположного пола. Влечение к смерти может быть реализовано напрямую через профессиональную деятельность (например, врач-хирург, патологоанатом).
  • Влечение может быть реализовано на замещающих объектах. Влюблённый при отсутствии любимого с обожанием смотрит на подарки, которые дарили друг другу. Школьник портит учебник, реализуя свою ненависть к определённому предмету.
  • Сублимация влечения. Сублимация – это удовлетворение влечения через социально приемлемые высокодуховные формы поведения – живопись, музыка, творчество, стахановские подвиги на обычной работе. Сублимация доступна только человеческой психике, а предыдущие формы реализации влечений доступны и животным. Сублимация помогает духовно и личностно расти.
  • Последний вариант реализации влечения – вытеснение из сознания в бессознательное. Чтобы вытеснить, нужно применить много психической энергии. Чем больше влечение, тем больше нужно энергии, чтобы вытеснить и удерживать вытесненным (не допустить до сознания). Вытеснение бессознательного не подлежит оценочной квалификации (плохо – хорошо). Есть влечение – его необходимо удовлетворить, а у личности отсутствуют механизмы его удовлетворения (либо эта личность не наработала способы удовлетворения влечения, либо произошёл конфликт невозможности удовлетворить), и происходит вытеснение.

Классификация психологических защит по Карвасарскому :

  1. Рационализация

Механизмы рационализации были открыты Фрейдом в эксперименте с зонтиком. Человеку под гипнозом внушали, что идёт дождь, он, находясь в помещении, раскрывал зонт. Потом его выводили из гипноза и спрашивали, почему он стоит в комнате с зонтиком – и человек начинал искать объяснения своему поведению, которое было невозможно никак объяснить.

Позже проводился такой эксперимент. Людей оставляли в комнате и наблюдали. Большинство людей метались, а в какой-то момент успокаивались. Когда их спрашивали, что с ними происходило, давали странные объяснения: «я решила, что ещё 15 минут я посижу спокойно». Люди искали точку опоры. Ситуация, когда не понятно, что происходит, вызывает тревогу, и человек, давая даже нелепое и безумное объяснение, успокаивает тревогу. У человека есть потребность, чтобы каждое следствие имело причину, чтобы мир был стройным и понятным. В погоне за стройностью мира человек даже готов взять на себя часть ответственности за то, что он не совершал – вину. Например, жена отправляет мужа за хлебом, а он попадает под машину и погибает, и жена винит себя в его гибели – ей так легче перенести его смерть, нежели принять ситуацию такой, какая она есть. Когда абитуриенты подходят к списку поступивших – не видят своей фамилии в списке, кто-то думает, что ему всегда не везёт, кто-то подумает, что ошиблись.

Сам факт происшествия нужно как-то объяснить, как-то обосновать. С объяснением легче справиться с ситуацией. А испытать в ситуации напрямую нахлынувшие чувства (в чистом виде) труднее. Для психики проще даже принять тяжёлый факт тотального невезения, если этот факт что-то может объяснить.

Наше сознание хочет построить такую внутреннюю картину мира, в которой не будет противоречий, которая ясная и прозрачная. Это даёт человеку ощущение контролируемости и управляемости ситуацией, миром, ощущение того, что он может спрогнозировать, регулировать мир. Поиск каузальности – поиск причины и следствия. Как будто бы человек должен знать, что каждый его шаг логичен, что всё, что бы он ни делал, имеет какое-то основание.

Рационализация направлена на снятие напряжения при переживании дискомфорта, но не на разрешение противоречия, которое лежит в основании конфликта. Как правило, рационализация использует квазилогические объяснения.

Умение пребывать в ситуации противоречий – важное качество психологов, которое нужно в себе растить. Существует много вопросов, на которые нет ответов (риторические вопросы), много что в этом мире невозможно рационально объяснить.

Человек, который быстро находит объяснение, не даёт проявиться чувствам или развернуться мышлению в какую-то другую сторону, он быстро навешивает ярлык.

Рационализация также проявляется, когда существует двоякость знаний – несколько мнений по одному вопросу.

Чтобы иметь вредную привычку или зависимость, нужно психику защитить от осознавания вредных последствий. Пример с курением: есть люди, которые курили и умерли от рака лёгких, есть люди, которые курят всю жизнь и живут долго и без болезней – курильщик воспринимает и научную информацию о вреде, и наблюдает курящих людей, которые не заболевают раком лёгких.

Рационализация возникает и тогда, когда есть пробел в знаниях . Человек домысливает, почему что-то произошло.

Как распознать рационализацию:

  • Рациональный человек очень быстр в объяснениях.
  • Вследствие рационализации мышление становится шаблонным, человек словно лишается способности фантазировать.
  • Такой человек склонен к ярлыкам – очень быстро люди, события и явления подгоняются под схему и навешивается ярлык. То или другое очень быстро загоняется словно бы в «прокрустово ложе».

Выгоды рационализации:

  • Мир предстаёт стройным, логически обоснованным, предсказуемым
  • Рационализация позволяет сохранить лицо и выйти сухим из воды в таких ситуациях, которые являются нелицеприятными для человека.
  • Позволяет менять отношение к предмету, к ситуации, ничего не меняя в себе.
  • Снимает тревогу, напряжение, придаёт уверенность человеку.

Что может запустить рационализацию : какая-либо ситуация, когда есть блокировка актуальной проблемы. Когда человек что-то хочет, но в силу каких-то причин получить не может – не хватает возможностей личности или ситуация. Задача такой рационализации – обесценить цель, которую человек либо не может достичь, либо не может / не хочет приложить достаточное количество усилий. Прототип такой рационализации – басня про лису и виноград.

Минусы рационализации:

  • Идёт отодвигание конструктивного решения проблемы в пространстве и времени. Проблема не решается, а усугубляется.
  • Когда рационализация обслуживает желание выглядеть лучше перед собой и другими, она ещё и усугубляет проблемы, лишает возможности личностного роста. Значительно упрощает внутренний мир личности.
  • При рационализации используются одни и те же схемы, одни и те же объяснения, логические цепочки не разнообразны – делает мышление более ригидным, сужает мышление. Для такого человека не остаётся места в мире для удивления и чудес. Человек просто не замечает то, что не вписывается в привычное восприятие, в «прокрустово ложе» логических объяснений.

Чтобы успешно работать, нужно распознать рационализацию и наработать приёмы по её преодолению. Рационализация распознаётся преимущественно на вербальном материале (по тому, как человек говорит) – по квазилогическим объяснениям, желанию быстро всё объяснить. Их мир словно одномерен – это проявляется в разговоре.

Вопросы , которые психолог должен задавать самому себе, чтобы у себя выявлять и искоренять рационализацию:

  • Насколько вы быстры в объяснениях?
  • Стремитесь ли всегда выстраивать причинно-следственные связи?
  • Осталось ли в вашем переживании мира удивление, чувство прикосновения к тайне? Или вами двигает страсть раскрыть все тайны?

Не спешить всё объяснять, необходимо оставить время для переживания чувств – чувства требуют времени, паузы. Не спешите с интерпретациями, в том числе поведения своих клиентов. Важно научиться воспринимать каждый факт поведения человека как нечто уникальное. Не быть самоуверенным в выводах. Важно, чтобы уникальность сохранялась. С логикой невозможно опоздать. Мышление натренировано давать объяснения. А момент, когда нужно почувствовать, понять, что происходит на самом деле – можно и упустить, зарационализировав чьё-то поведение.

В наибольшей степени рационализацию используют люди с обсессивно-компульсивными чертами.

Как можно работать с рационализацией:

Если не прибегать к рационализации, человек испытывает вполне переносимые чувства, хоть и неприятные. Не нужно прятаться за рационализацию, хоть она и даёт спокойствие.

Когда к вам приходит клиент, приходится решать, усиливать психологические защиты клиента или ломать их и решать ситуацию в корне. Клиент может придти в таком состоянии, что нет энергии и сил, чтобы решать, он нуждается в том, чтобы его защиты подкрепили, и вы будете вместе с ним рационализировать, помогать ему найти логические и квазилогические объяснения, чтобы поддержать его, сделать косметический ремонт. Это вполне адекватный запрос.

Есть разные степени использования рационализации – у кого-то включается только в стрессе, а кто-то использует постоянно.

Если клиент пришёл с проблемой, и вы видите, что рационализация мешает решить проблему – вы идёте к конфликтной ситуации, вы показываете клиенту, как можно решить, а он рационализирует, вам эту защиту нужно ломать – прояснением или конфронтированием.

Проблемной эта защита становится в ситуации, связанной со стрессом. В какой-то бытовой ситуации с ней работать нет необходимости (например, девушке понравилось платье, не было денег купить, придумала себе, что не очень-то и хотелось).

  1. Вытеснение

Условия для вытеснения:

  • Влечение должно быть однозначным, сильным, без вариантов («хочу именно это»).
  • Таким же сильным должен быть запрет на удовлетворение этого желания – тотальный запрет, без вариантов. Это может быть запрет внутреннего цензора, беспощадного и безальтернативного (он может быть разным у разных людей), сильное предписание суперэго (например, девочку так воспитывали, что мужу нельзя изменять ни в коем случае).
  • У личности не отработаны приёмы сублимации
  • Вся ситуация, с этим связанная, носит характер невозможности или конфликта.

Варианты вытеснения:

  • Вытеснение требований или предписаний суперэго (сверх-Я).

Вытесняется что-то неприятное, связанное с чувством вины. Чувство вины – некоторая расплата за совершённый поступок, и вытеснение работает на то, чтобы человек почувствовал себя хорошо. Если вытеснение удаётся, чувство вины снимается, возвращается психологический комфорт, но с серьёзными последствиями. Например, человек берёт взятку – если первый раз, то появляется чувство дискомфорта, вступает вытеснение, затем рационализация («все берут», «это не взятка, а подарок») несоответствия между тем, что человек делает, и его внутренним убеждением, что так делать не хорошо, подкреплённого законом и моралью. Если в первой фазе есть дискомфорт, то во второй фазе человек себя уже хорошо чувствует. На работу психологических защит затратилась энергия и продолжает тратиться. Это вызывает астенический симптомокомплекс (нарушение работоспособности, утомляемость, вялость, слабость, нарушение сна, раздражительность, потеря контроля, слезливость, желанный отдых не приносит восстановления, более раннее изнашивание организма) возникает на первой фазе работы рационализации с вытеснением. АСК возникает не в 100 %. Периодически возникает ощущение опустошённости – если люди долго занимаются вытеснением с рационализацией.

Человек, который склонен к антисоциальным поступкам – просчитывает на 3-4 шага, а на дальнюю перспективу не просчитывает. Пример: высокопоставленный чиновник из-за маленькой взятки рискует (неоправданно) высокой должностью.

Конфронтация – говорить напрямую «это не решает проблему». Клиент приходит к вам за конкретным результатом, он оплачивает консультацию, он напрямую заинтересован в результате. Иногда клиент сам просит о конфронтации. Клиент понимает конфронтацию – да, есть риск, что восстановите клиента против себя, и он уйдёт из терапии, но в консультировании всегда есть смысл рискнуть.

  • Вытеснение влечения.

Когда влечение не может быть реализовано напрямую, не может быть сублимировано – оно вытесняется / загоняется в бессознательное, в Оно / Ид. Соответственно, весь объём энергии, которая сопровождает влечение, тоже остаётся в бессознательном. Находясь в бессознательном, движимая принципом удовольствия, эта энергия живёт. И вытесненное влечение не перестаёт быть фактом психической активности личности. Вытесненное влечение может различными способами влиять на поведение человека.

Суперэго приходится быть постоянно начеку, постоянно поддерживать вытеснение влечения, это требует достаточно сильного напряжения, которое может трансформироваться и выражаться в астеническом синдроме.

Другое следствие того, что вытеснение исключает возможность сублимации вытесненного — использование энергии нежелательного влечения на такие цели и объекты, которые не вызывают сомнений в отношении социальной одобряемости. Кроме того, у загнанного в подполье влечения, которое культурно не переработалось, много шансов вырваться на свободу в самый неподходящий момент, иногда в социально опасной форме. Пример – истерическая реакция, припадок гнева, немотивированный аффект (задели чуть-чуть, а на свободу вырвался целый вулкан, на небольшой раздражитель личность даёт неадекватную реакцию).

Момент из фильма «Три тополя на Плющихе» (когда героиня Дорониной металась, выйти на свидание или нет):

В результате вытеснения вытеснился реальный путь для прорыва, далась возможность аффекту проиграться, пометаться, но в самый решающий момент (когда вроде бы влечение победило) появилась пелена на глазах как будто пелена на разуме. Когда ситуация становится безопасной, потеря зрения / слуха / памяти проходит, как по мановению волшебной палочки.

Любой аффект говорит о значимости.

  • Вытеснение реальности.

Человек вытесняет или очень сильно искажает информацию, которую не хочет воспринимать. Поскольку она для него может быть болезненна или неприятна, либо разрушает представление человека о себе. В этой ситуации сверхЯ (суперэго) напрямую делает человека слепым или глухим, либо нечувствительным к важной тревожной информации. Словно если бы человек воспринял эту информацию – его психическая жизнь словно разрушится, произойдёт разрушение психики (практически как смерть).

Иллюстрация – пример из автобиографической повести Мариэтты Шагинян «Человек и время». Мариэтта, будучи ученицей начальных классов, взмолилась Богу, чтобы не слышать историю с «клубничкой», которую рассказывала старшеклассница, а убежать было некуда, и из вежливости не могла остановить рассказ – и оглохла на всю жизнь. У Мариэтты было сильное сверхдоминантное бескомпромиссное Сверх-Я (супер-Эго).

При вытеснении реальности существует много предписаний Супер-Эго, которые не дают возможности найти адекватный компромисс. У Мариэтты – предписания быть вежливой (девочка была послушной, доверяла тому, что говорили родители, и соответствовала этому – это собственный выбор ребёнка, плюс индивидуальные особенности – стремление к перфекционизму и негибкость мышления, при этом сам характер предписаний жёсткий), не перебивать, подавать реплики в ответ, и при этом не воспринимать содержимое. На тот момент вытеснить реальность показалось для психики самым безопасным.

Психика наша очень лабильна, подвижна, способна на многое.

Одним из вариантов вытеснения реальности является нервная анорексия (худая девушка смотрит в зеркало и видит себя полной).

Что плохого в вытеснении: вытеснения, раз начавшись, потом всё чаще и чаще используются, и являются причиной психосоматических заболеваний; на вытеснение тратится огромное количество психической энергии.

Случай: женщину-врача соседи позвали вытащить повешенного из петли, диагностировать смерть. Она перерезала петлю – сопротивление было велико, очень не хотелось этого делать, но в Супер-Эго поселилась клятва Гиппократа. И после этого отнялась правая рука – истерический парез (всё нормально с нервами и мышцами; есть расстройство, а патологии нет). Психолог принял её симптом (не стал критиковать) – приём косвенного внушения: сказал, что такое бывает со всеми, кто вынимает покойника из петли, и все симптомы проходят ровно через 2 недели (так оно и случилось).

Как лучше для человека, известно только ему самому: возможно, если влечение прорвётся, Супер-Эго после этого может так замучить (например, чувством вины), что человек предпримет суицидальную попытку.

Психолог напрямую говорил клиентке, что ей нужно разорвать мучительные отношения с мужем, т.к. они приносили клиентке очень много страданий. Но она на тот момент не была готова к разрыву отношений, даже к восприятию совета расстаться. Ушла из терапии. А когда сама созрела, сама прервала отношения, вышла замуж за другого, родила ребёнка, всё сложилось очень благополучно. Это всегда выбор самого человека.

Научиться свои влечения реализовывать, сублимировать, перерабатывать либо вообще выдерживать.

Совсем избежать психологических защит невозможно (они уже сложились), но перестроиться можно.

Тест Плучека выявляет ведущие психологические защиты человека.

У клиента можно выявлять защиты по проблеме – какие защиты работают на эту проблему. Например, у алкоголиков ведущая – отрицание (отрицают свою болезнь). Наркоманы признают свою болезнь. Отрицание алкоголика поддерживается рационализацией – «я пью, как все», «сосед пьёт ещё больше», «я знаю деда, который пил и дожил до 90 лет», что алкоголь полезен (факт полезности красного вина, водка выводит тяжёлые металлы, радиацию).

Любовная зависимость – желание находиться рядом с человеком, с которым больше негатива, чем позитива. Или желание такого человека, с которым невозможно соединиться. Пример: девушка влюбляется в женатого мужчину, он её 10 лет говорит, что не может развестись, т.к. жена больная, что он не спит с женой, а потом женщина узнаёт, что жена беременна третьим ребёнком. Он говорит, что теперь уже точно не сможет развестись, что жена украла его сперму. Причём с интеллектом у женщины всё в порядке – дело в том, что её зависимость очень сильна. Суть этой зависимости в том, что на бессознательном уровне огромный страх интимности, страх близких отношений. Близкие отношения предусматривают, что люди много времени проводят вместе, и тебя увидят такой, какая ты есть. А иметь дистантные отношения безопаснее, и никогда не будет близости. Сознательно она стремится к близости, а на бессознательном уровне выбираются такие мужчины, с которыми невозможно быть близкой – либо женат, либо живёт в другой стране и не собирается переезжать. При этом имеет место повторяемость – это уже энный мужчина в такой жизни. Комплекс защит – и лечится детская травма. Это бывает, если у девочки были нарушены отношения с отцом – её сексуальность не была принята отцом или, наоборот, граница была нарушена. Как будто она хочет вернуть детскую ситуацию и вылечить её – либо хочет быть близкой с отцом, с которым невозможно быть близкой. Пример: отец оставил в детстве, и клиентка больше никогда не видела отца. Девочка ещё ни в чём не виновата, а её уже бросает отец, самый первый мужчина в её жизни. Или травма может выглядеть так: отец говорил дочке, которая хотела танцевать и красивое платье, что её подружка красавица, и ей действительно нужно красивое платье, а у его дочки другие ценности – ум. Отец не поддержал её женственность, не принял её как девочку, как маленькую женщину. И отношения нарушились. Другая девочка бы восприняла как вызов – что она будет самой красивой, и у неё будут самые красивые платья. А эта девочка восприняла как истину – и сейчас, будучи взрослой и имея модельную внешность, она считает себя некрасивой, стесняется раздеться на пляже, хотя объективно имеет великолепную фигуру.

Отсутствие одного из родителей – серьёзная психологическая травма. Может привести к проблемам, а может привести к большому богатству (хочется вознестись – все самые богатые люди имели серьёзные психологические проблемы в детстве; мышление, направленное на зарабатывание денег, как будто бы залечивает детскую травму).

Бессознательное влечение прорывается через сон, через оговорки / описки.

Настя Михеева, психолог - сексолог, секс-коуч, преподаватель тантры, специалист по женскому оргазму. Для сайта Хэппи Вагина Гуру: для онлайн курсов и проекта бесплатного обучения на психолога-сексолога, секс-коуча и преподавателя современной сексуальной тантры с выдачей 3 сертификатов на русском и английском языках.

В изучении проблемы активности как особого явления важное место занимает раскрытие механизмов ее осуществления. В современной психологической литературе не существует единого подхода к определению сущности психологического механизма. Однако чаще всего психологический механизм определяется как «субъективное описание», или отражение на субъективном уровне тех объективных процессов, которые обеспечивают взаимодействие человека с окружающей средой. При этом психологический механизм является не простой констатацией данных процессов, а скорее раскрывает их содержательные и функциональные характеристики. Психологический механизм в основе своей выполняет регулятивную функцию в управлении различными энергетическими уровнями взаимодействия человека с окружающей средой.

В.Г. Агеев, говоря о сущности понятия «психологический механизм», замечал: «Идея механизма, то есть некоторого более элементарного уровня анализа, к которому не сводима специфика более высокого уровня, но который способен выполнить здесь функцию средства, всегда была заманчива для психологического исследования. Шла ли речь о наследственных, инстинктивных механизмах человеческого поведения или же о психофизиологических механизмах сенсорных процессов, сама возможность объяснить нечто сложное, неуловимое, ускользающее через нечто более простое, понятное, позволяющее себя зафиксировать, классифицировать, «квантифицировать» и т.д., естественно, казалась в высшей степени привлекательной и разумной. Можно приводить бесчисленное множество примеров подобного объяснения сложного через простое. Простое при этом чаще всего обозначалось термином «механизм», а сложное - тем содержательным феноменом, которое получает объяснение, когда понятно действие механизма, лежащего в его основе».

Наиболее простые формы действия психологических механизмов связаны со спонтанной активностью. Представление о механизме спонтанной активности основывается на явлении, которое присуще всем живым системам, являясь существенным их свойством, глубинной потребностью организма. Ее необходимо возбуждать и вызывать какими-либо стимулами. Она всегда есть в нем, как И и любом другом живом организме. Жизнь есть активность. Следовательно, важно обеспечить лишь поиск необходимых условий для проявления уже существующей активности.

При таком понимании природы активности, - пишет Г.С. Сухобская, - мотивация выступает, как проблема регуляции активности, а не создания ее.

Основными параметрами активности выступает :

  • сила;
  • интенсивность;
  • «канализация» - направленность в определенные сферы действительности».

Известно, что проблема спонтанной активности обсуждалась многими физиологами и психологами. В частности, Н.И. Гращеннов, Л.П. Латаш, И.М. Фейгенберг, совершенствуя представление в структуре рефлекторной деятельности, об аппарате предвосхищения - акцепторе действия, санкционирующей афферентации, о рефлекторном кольце и обратной связи, информирующей мозг о результатах действия и т.д. (П.К. Анохин), выделили так называемые спонтанные» ритмические процессы, играющие важнейшую роль в саморегуляции деятельности центральной нервной системы.

И.М. Сеченов в своей книге «Рефлексы головного мозга» (1863) показал, что все акты сознательного и бессознательного в жизни по способу своего происхождения суть рефлексы. Он выделил в рефлексах три звена :

  1. Начальное звено - внешнее раздражение и превращение его органами чувств в процесс нервного возбуждения, передаваемого в мозг.
  2. Среднее звено - центральные процессы в мозгу (процессы возбуждения и торможения) и возникновение на этой основе психических состояний (ощущений, мыслей, чувств и т.д.).
  3. Конечное звено - внешнее движение.

По мнению Сеченова, рефлексы головного мозга начинаются чувственным возбуждением, продолжаются определенным психическим актом и кончаются мышечным движением, поскольку среднее звено не может быть обособлено от первого и третьего, а также поскольку все психические явления - неотъемлемая часть всего рефлекторного процесса, имеющего причину в воздействиях внешнего для мозга реального мира.

Это была первая и довольно успешная попытка создания рефлекторной теории психики. Однако честь глубокой экспериментальной разработки рефлекторной теории психики принадлежит Ивану Павлову, создавшему новую область науки - учение о высшей нервной деятельности. И.П. Павлов разделил рефлексы на безусловные и условные. Безусловные рефлексы есть реакции на строго определенные раздражители из внешней среды. Условные рефлексы есть реакции на первоначально безразличный раздражитель, который становится небезразличным вследствие его неоднократного сочетания с безусловным раздражителем. Условные рефлексы осуществляются высшими отделами мозга и основываются на образующихся между нервными структурами временных связях.

Н.А. Бернштейн, разрабатывая проблему физиологии активности, главным звеном ее признавал модель потребного будущего. Н.А. Бернштейн утверждал, что движения и действия человека не «реактивны », - они активны, целенаправленны и меняются в зависимости от замысла. Принцип активности противопоставляется в его теории принципу реактивности, согласно которому тот или иной акт, движение, действие определяются внешним стимулом, осуществляются по модели условного рефлекса и преодолевают понимание процесса жизнедеятельности как процесса непрерывного приспособления к среде. Главное содержание процесса жизни организма - это не приспособление к среде, а реализация внутренних программ. В ходе такой реализации организм неизбежно преобразует среду.

А.Р. Лурия, изучая психическую деятельность человека, выделил три основных функциональных блока мозга, участие которых необходимо для осуществления любого вида психической деятельности:

  1. Активации и тонуса . Анатомически он представлен ретикулярном формацией, которая регулирует уровень активности коры бодрствующего состояния до утомления и сна. Полноценная деятельность предполагает активное состояние человека, лишь в условиях оптимального бодрствования человек может успешно воспринимать информацию, планировать свое поведение и осуществлять намеченные программы действий.
  2. Приема, переработки и хранения информации . Он включает и себя задние отделы больших полушарий. В затылочные зоны Поступает информация от зрительного анализатора. Височные отделы отвечают за переработку слуховой информации. Теменные отделы коры связаны с общей чувствительностью, осязанием. Блок имеет иерархическое строение и состоит из корковых полей трех типов: первичные принимают и перерабатывают импульсы от периферийных отделов, во вторичных происходит аналитическая переработка информации, в третичных осуществляется аналитико-синтетическая обработка информации, поступающей от разных анализаторов, - этот уровень обеспечивает наиболее сложные формы психической деятельности.
  3. Программирования, регуляции и контроля . Блок расположен преимущественно в лобных долях мозга. Здесь ставятся цели, формируются программы собственной активности, осуществляется контроль за их протеканием и успешностью выполнения.

Совместная работа всех трех функциональных блоков мозга составляет необходимое условие осуществления любой психической деятельности человека.

П.К. Анохиным была создана теория функциональных систем, запомнившаяся одной из первых моделей подлинной психологически ориентированной физиологии. Согласно положениям этой теории физиологическую основу психической деятельности составляют особые формы организации нервных процессов. Они складываются при включении: отдельных нейронов и рефлексов в целостные функциональные системы, которые обеспечивают целостные поведенческие акты. Исследования ученого показали, что поведение индивида Определяется не отдельным сигналом, а афферентным синтезом всей доходящей до него в данный момент информации. Афферентные гипотезы запускают в ход сложные виды поведения.

В.Г. Леонтьев рассматривал в качестве психологического механизма - механизм мотивации. Данный механизм представляет собой систему «психических явлений, предназначенных для преобразования и формирования активности, выраженной одним или несколькими мотивами, в требуемую активность, выраженную другими мотивами». В.Г. Леонтьев рассматривает мотивационный механизм как систему психофизиологических, психических и социальных предпосылок мотивации как направленного побуждения человеческой активности. Эти механизмы мотивации неоднородны, разноуровневы. На базе одних возникают мотивационные состояния, которые затем выражаются в тех или иных формах мотивации: мотиве, потребности, впечатлении и пр., на базе других происходит становление, формирование мотивации как конкретного реального побуждения активности, на базе третьих происходит реализация мотивации в виде преобразования внутренней и внешней среды человека. Механизмы мотивации имеют разную степень обобщенности и конкретизации. Одни из них способны обеспечивать активность поведения только в одной какой-либо конкретной ситуации. Они обладают высокой избирательностью. Всякие изменения ситуации прекращают действия механизма. Другие, более обобщенные, способны обеспечивать активность поведения в различных условиях и ситуациях. Третьи имеют статус всеобщего механизма. Его действие просматривается практически во всех случаях поведения и деятельности человека. Такие механизмы В.Г. Леонтьев называет исходными, генерализованными.

Анализ большого экспериментального материала позволил В.Г. Леонтьеву выявить несколько типов психологических механизмов мотивации, которые проявляются в различных конкретных условиях. Эти механизмы отличаются разной степенью обобщенности и специфичностью действия. К ним относятся механизм спонтанной активности, механизм динамического равновесия, адаптационный механизм.

Раскрывая характеристику мотивационных механизмов, которые рассматриваются им как «система психических явлений», неоднозначных по своему действию, но осуществляющих регулярную и формирующую функции (что находит отражение в определении), В.Г. Леонтьев не только выделяет разные виды, уровни, формы, типы представленности этих механизмов, но, по существу, вычленяет внутри них разные подтипы.

К числу особо значимых, ответственных за активность человека относятся механизмы регуляции деятельности.

Конопкин на основе принципа единства сознания и деятельности выделяет ряд таких механизмов. К ним относятся звенья психологической структуры саморегулирования: принятая субъектом цель, субъективная модель значимых условий деятельности, программа исполнительных действий, критерии успеха, информации и результате, решение о коррекциях.

Все эти механизмы относятся к уровню сознательного регулирования как высшему уровню саморегуляции.

Результаты исследования О.А. Конопкина раскрывают психологические механизмы саморегуляции, опосредствующие зависимость различных форм сенсомоторной деятельности от таких существенных характеристик внешней среды, как физические качества сигналов, временная неопределенность значимых, временные характеристики потока сигнальных стимулов, вероятностные характеристики отдельных событий и структурные особенности сигнальной последовательности. В этом же направлении ведут разработку механизмов pегуляции В.В. Карпов, В.И. Степанский, Г.З. Бедный.

Особым проявлением механизма регуляции выступает волевое усилие. А.Ф. Лазурский определял волевое усилие как особый психофизиологический процесс, связанный с реакцией личности на ситуацию вне и внутри нее.

В.И. Селиванов определял волевое усилие как механизм создания побуждения или преодоления препятствий.

Н.Н. Ланге пытался найти физиологические механизмы волевых действий, выделяя в волевом акте четыре части :

  1. чувство, потребность, стремление;
  2. предсказание о цели;
  3. представление о движении;
  4. само движение.

В.А. Иванников, исследуя психологические механизмы волевой регуляции действия, выделяет реальный механизм, реальное образование, которое обеспечивает побуждение к действию - смысл действия. Он формируется в совместной деятельности людей и определяется не только мотивами каждого человека, но и социальной связью действий разных людей. Изменение смысла действий В.А. Иванников определяет как психологический механизм волевой регуляции. Изменение смысла действия приводит к изменению поведения. Причем изменения смысла действия можно достичь разными путями-через переоценку значимости мотива или предмета потребности, через предвидение и переживание последствий действий или отказа от его осуществления, через изменение роли, позиций человека. Помимо изменения смысла действий через изменение реальной ситуации, этой цели можно достичь и через привлечение целей и мотивов из воображаемой ситуации, которая может быть задана другими людьми или исходить от самого человека. На значение воображения в структуре волевой регуляции указывали Лев Выготский, А.В. Запорожец, Дмитрий Узнадзе и др.

Важными в контексте изучения активности представляются психологические механизмы, обеспечивающие своего рода «продвижение» в деятельности. В этом плане интересны механизмы, связанные с формированием и реализацией фиксированной установки, действие которой в свою очередь связано с положениями вероятностного прогнозирования (И.М. Фейгенберг), Основное положение здесь заключается в том, что субъект, опираясь на вероятностно организованный прошлый опыт поведения в подобных ситуациях, выдвигает гипотезы о наступлении будущих событий с приписыванием каждой из гипотез определенные вероятности. В соответствии с таким прогнозом осуществляется преднастройка - подготовка к определенным способам действия, приводящая с наибольшей вероятностью к достижению некоторой цели. И.М. Фейгенберг под вероятностным прогнозированием понимает «способность сопоставлять поступающую через анализаторы информацию о наличной ситуации с хранящейся в памяти информацией о соответствующем прошлом опыте и на основании этого сопоставления строить предположения о предстоящих событиях, приписывая каждому из этих предположений ту или иную степень достоверности. В любой деятельности человек предвидит наиболее вероятностные возможности дальнейшего развития событий, включая наиболее вероятные результаты собственных действий. Таким образом, без вероятностного прогнозирования была бы невозможна какая бы то ни было деятельность человека». При этом не вероятностном прогнозировании исследователем выделяются два уровня:

  1. Вероятностное прогнозирование дальнейшего хода событий, развивающихся независимо от действий прогнозирующего субъекта, но важных для него. Это события, от которых субъект зависит в каком-либо отношении, но повлиять на ход которых не может. Если такой прогноз хорош, т.е. хорошо опирается на прошлый опыт, он обеспечивает трезвый взгляд на жизнь.
  2. Вероятностное прогнозирование хода таких событий, на течение которых влияют действия субъекта (или его бездействие). При разных его действиях различна вероятность того, что удастся получить важный для субъекта желаемый результат (или приблизиться к его достижению). Отсюда - планирование, выбор действий. Вся система еще больше усложняется, если на ход событий могут влиять не только действия субъекта, но и действия других людей, имеющих свои цени (часто - отличные от целей субъекта). Эти люди формируют свои прогнозы (в том числе прогнозы действий субъекта), строят свои планы. Их предстоящие действия также должны учитываться пронозом субъекта. Подобный прогноз обеспечивает активную жизненную позицию, выбор таких действий, которые делают человека полезным тому, ради чего он живет, полезным тому делу и тем людям, которые для него значимы, существенны. Человеку, осознавшему, для чего он живет, такой прогноз помогает ответить на вопрос "как жить?". А это практически главные вопросы, определяющие существование каждого индивидуума. Ответ на эти вопросы помогают сделать выбор: либо жить так, чтобы выжить, либо чтобы жить так, как человек считает достойным.

Процесс вероятностного прогнозирования выступает важным пишем формирования механизма готовности к действию, деятельности, сам являясь, по сути, особого рода психологическим механизмом.

В связи с проблемами активности особое значение в современной сложной ситуации в обществе с его высокой динамичностью приобретает выявление и изучение псимеханизмов, обеспечивающих не только повышение активности, но и новый уровень развития личности, в том числе ее «переформирование».

В числе основных механизмов, которые способствуют переформированию личности, в психологической литературе выделяются:

  • обратная связь, или конфронтация личности со своим «Я»; информация о себе в восприятиях других;
  • понимание и принятие других;
  • открытое выражение своих чувств, осознание потребности в коммуникации и степень удовлетворенности ею.

Смысл действия этих механизмов заключается в использовании внутренних психологических ресурсов личности. А условием «запуска» их действия выступают механизмы эмоциональной самоподдержки и направленное самовоздействие на нейтрализацию негативного «Я». Низкий уровень самооценки, эмоционально негативное отношение к себе препятствуют восприятию новой информации, оптимальной работе с собственным «Я», обостряя действие защитных механизмов. По этой причине внешняя эмоциональная поддержка может оказывать стабилизирующее воздействие на самооценку, изменяя тем самым отношение не только к себе, но и к системе подходов к решению проблем. Направленное самовоздействие, которое осуществляется в процессе внутри личностного общения с собственным «Я», является достаточно эффективным психологическим механизмом. В процессе такого общения выявляются проблемы, осуществляется их анализ, подготавливаются решения и происходит переформирование личности. Практически все разновидности рефреминга реализуются на базе данного механизма. В результате его действия повышается уровень активности личности, углубляется самоопределение.

Выше рассмотренные психологические механизмы, определяющие характеристики поведения, развития, переформирования личности - лишь небольшая часть, опосредствующая активность человека, реализующего себя в многоплановой деятельности.

Механизмы формирования психологических проблем и психосоматических расстройств:

В общем смысле эти механизмы связаны с противоречием, взаимным противостоянием двух форм организации когнитивных процессов: логической и дологической (первичный процесс по З. Фрейду, организмический оценочный процесс по К. Роджерсу). Представление о существовании двух принципиально различных видов когнитивных процессов, различающихся по их роли в психологической адаптации индивида, повторяется с некоторыми вариациями во многих моделях личности, как абстрактно-теоретических, так и сугубо прикладных (психокоррекционных). В нижеследующей таблице сведены воедино положения ряда подобных моделей — общепсихологических (отражающих эволюционное и онтогенетическое развитие психики, а также связанных с отражением на уровне когнитивных процессов функциональной асимметрии полушарий) и частных, созданных авторами отдельных психотерапевтических методов (включая психоанализ З. Фрейда, когнитивную терапию А. Бека, личностно-центрированное консультирование по К. Роджерсу, рационально-эмотивную терапию по А. Эллису).

Таблица 1. Различные модели адаптивных и дезадаптивных когнитивных механизмов.

Модели психики Когнитивные механизмы
Правополушарные Левополушарные
О б щ и е
Физиологическая Конкретно-образное мышление Абстрактно-логическое мышление
Онтогенетическая Детское мышление Зрелое мышление
Эволюционная Дологическое мышление Логическое мышление
Ч а с т н ы е
З. Фрейд Первичный процесс * Вторичный процесс
А. Бек Первичная когнитивная

Обработка *

Вторичная когнитивная

Обработка

К. Роджерс Организмический оценочный Условные ценности *
А. Эллис Иррациональное мышление * Рациональное мышление

Примечание: * — дезадаптивные когнитивные механизмы

С точки зрения организации когнитивных процессов, общий механизм формирования психологических проблем представляется следующим образом. В ситуации стресса, замешательства и неопределенности спонтанно формируется измененное состояние сознания, связанное с регрессией, переходом к первичному процессу по З. Фрейду, или в терминологии А. Бека — когнитивный сдвиг. Иными словами, происходит возврат к правополушарному, «детскому» (образному, дологическому или «ино-логическому»), эволюционно древнему подсознательному способу когнитивной переработки информации. По образному выражению Д. М.Каммероу, Н. Д.Баргер и Л. К.Кирби (2001), в ситуации острого стресса и потери самообладания «мы ведем себя как дети или настаиваем на беспочвенной точке зрения», теряя способность рассуждать логично. С точки зрения юнговской психологической типологии (подробнее см. раздел, посвященный типологическому подходу к психокоррекции), при этом происходит временный переход от ведущей (сознательной) типологической функции к подчиненной (ранее подсознательной, вытесненной). С точки зрения психодинамической модели, наблюдается активизация типовых механизмов психологических защит (подробно рассматриваемых в разделе «Детские причины взрослых проблем»), в так называемой нейролингвистической мета-модели (НЛП) — включение индивидуальных «фильтров» сознания, таких как обобщения, исключения (упущения) и искажения (Вильямс К., 2002).

Отсюда вытекает нелогичность решений, принимаемых человеком в подобном состоянии, с позиции формальной логики, обыденного сознания. А зачастую соответственно и их неадаптивность, неприемлемость в глазах окружающих, с точки зрения принятых в обществе норм и стереотипов поведения (в сравнении с примитивно-наивной, «первобытной» логикой подсознания). Возвращаясь же в обыденное состояние, человек испытывает негативные последствия рассогласования сознательных и подсознательных когнитивных и мотивационно-эмоциональных механизмов психики, описываемых как ее «расщепление», «фрагментация» с формированием противостоящих сознательным устремлениям подсознательных структур. Эти относительно автономные фрагменты личности описаны под разными названиями во многих психотерапевтических теориях: сюда можно отнести юнговские и адлеровские «комплексы», «субличности» в психосинтезе (Р. Ассаджиоли), «внутренние части» в НЛП, «незавершенные гештальты» в гештальт-терапии или «подавленные целостности» по В. В.Козлову (1993) в трансперсональной терапии, «кластеры» по М. Щербакову (1994) в глубинной интегративной психотерапии. Именно подобные механизмы, на физиологическом уровне связанные с рассогласованием активности левополушарной (сознательной) и правополушарной (в обыденном состоянии — подсознательной), лежат в основе представлений о множественности «Я» (Гурджиев Г. И., 2001, 1992) или мозаичной, матричной структуре личности (Скворцов В., 1993).

Собственно, идея «раскола» психики как механизма телесно-психологических проблем, была выдвинута еще в конце XIX в. французским клиницистом и психологом П. Жане. В труде «Психологический автоматизм» (1889 г.) он описал реакцию человека на психотравмирующую ситуацию как раскол, или отщепление от сознательной части личности отдельных частей, содержание которых связано с переживанием данной ситуации. Эти фрагменты личности были им названы «идеями-фикс»: «Такая идея, подобно вирусу, развивается в недоступном субъекту углу личности, действует подсознательно и вызывает все нарушения… психического расстройства» (цит. по Руткевич А. М., 1997). Эти «обломки», погружаясь в глубины подсознания, в дальнейшем ведут относительно автономное сущестование. Периодически, в моменты слабости сознательной части личности, они могут «овладевать» сознанием человека, сужая сферу внимания и вызывая разнообразные болезненные проявления — как душевные, так и телесные.

Отсюда вытекает практическая важность для психокоррекции представлений о полярности/амбивалентности как основе «мозаичности» психики, а также об интеграции конфликтующих друг с другом частей личности как способе устранения внутренних психологических конфликтов (см. описание метода Ретри).

Конкретные механизмы нарушения адаптивной роли когнитивных процессов при переходе к дологическому, «детскому» мышлению приведены в таблице {2 . Наиболее же детально проявления упомянутой дезадаптивной «детскости» мышления описаны Ф. Перлзом в виде так называемых Нарушений границы контакта (или Универсальных невротических механизмов , по М. Папушу), включающих следующие разновидности:

1) чужая точка зрения искренне воспринимается как собственная; происходит автоматическое подчинение внешнему воздействию через инкорпорированные убеждения, родительские установки (интроекция). В психоаналитической модели личности это соответствует гипертрофии «морализаторской» функции Супер-Эго.

2) Отсутствие собственной точки зрения; гипертрофированный конформизм и зависимость от окружающих, нарушение самоидентичности (слияние) — аналог детской несамостоятельности, слабость сознательного Эго.

3) Трудность выбора собственной точки зрения, перекладывание ответственности на чужие плечи, на «старших» в прямом или в переносном смысле, а также приписывание собственных желаний окружающим (проекция). Боязнь ответственности, неспособность принимать ее на себя также связаны с незрелостью Эго.

4) Склонность к признанию собственной точки зрения ошибочной и вытекающее отсюда самонаказание, вплоть до само (ретрофлексия). Причина подобной мазохистической настроенности зачастую кроется в чрезмерном усилении воспитательно-наказующей функции Супер-Эго.

В духовно-философской традиции к наиболее общим, Базовым механизмам формирования психологических проблем (и препятствиям для личностного роста) принято относить следующие (Успенский П. Д., 2002):

1) неискренность. Имеется в виду не столько корыстный обман или ложь, вызванная конкретными жизненными обстоятельствами, сколько привычка человека к «двоемыслию», внутренняя раздвоенность, нестабильность. Неискренность распространяется и на отношение человека к себе самому, перерастая в поверхностность и несерьезность, а то и в самообман, когда желаемое выдается за действительное. Особенно часто встречаются такие виды самообмана «во благо», как игнорирование имеющихся проблем (маска показного благополучия), а также, если скрыть проблему не удается — переоценка возможностей справиться с ней собственными силами (неистинный, кажущийся контроль человека над собой, особенно над собственными чувствами). Подобные игры взрослых людей (по выражению Э. Берна), являются также «островками детства», по сути трансформацией детской игры.

2) Воображение. Имеется в виду воображение избыточное, оторванное от жизни, которое человек использует не для разрешения проблем, а для их создания. (Вспомним классическое определение Шарко: «Невроз — это болезнь воображения»).

3) Отождествление — состояние, когда человек, по выражению П. Д.Успенского (2002), «не может отделить себя от идеи, чувства или поглотившего его объекта». Здесь можно усмотреть прямую аналогию с таким невротическим механизмом, описанным Ф. Перлзом, как слияние и приводящим к расстройствам личности по типу зависимости или нарушения идентичности. Подобная поглощенность — будь то захваченность эмоцией или самозабвенное увлечение процессом какой-либо деятельности, обычно игры, — также является характерной чертой детского поведения. Психологически это объясняется недостаточной дифференцированностью у ребенка собственного «Я», его слияния с окружающим миром, который воспринимается как часть самого себя (детский синкретизм).

Но если отождествление с деятельностью (как с ее результатом, так и с самим процессом деятельности) имеет важнейшее позитивное значение (адаптивное, творческое) как для детской, так и для зрелой личности, то отождествление с эмоцией во многих случаях дезадаптивно. Источником психологических проблем может явиться и отождествление с некоторым объектом (чаще близким человеком, реже с социальным статусом или материальной собственностью), при утрате которого наступает своеобразный «синдром рикошета», описываемый в психоанализе как «потеря объекта». Для предотвращения подобных проблем по мере взросления (и особенно в процессе осознанного личностного роста) человеку необходимо вырабатывать навык разотождествления (дистанцирования, дисоциации).

4) Учитывание, под которым понимается обостренная зависимость от мнения окружающих. Свой вклад в это вносят повышенная конформность и неуверенность в себе, тесно связанная с неустойчивостью самооценки. Последняя может претерпевать резкие перепады: от завышенного самомнения вплоть до крайней степени самоуничижения, в зависимости от внешних хвалебных или, напротив, критических замечаний. Аналогия этих черт личности взрослого человека с психологией ребенка очевидна и неосопорима.

Соответственно для исправления этих когнитивных нарушений также необходимо измененное состояние сознания, но уже создаваемое целенаправленно (психокоррекционное). Подобное состояние сознания мы рассматриваем как своеобразный «возврат в детство», в основе которого лежит физиологическая возрастная регрессия (Сандомирский М. Е., Белогородский Л. С., 1998). С этой точки зрения, по сути все методы психотерапии и личностного роста основаны на временном возврате человека «в детство», осуществляемом либо с помощью психотерапевта/психолога, либо самостоятельно.

Это справедливо для различных техник, начиная с классического гипноза (являющегося наиболее выраженным проявлением трансферных отношений, в которых гипнотизер играет роль властного, «всемогущего» родителя, а пациент соответственно — покорного ребенка) и заканчивая такими, как трансактный анализ (работа с внутренним «ребенком»), гештальт-терапия, НЛП, психосинтез, холодинамика, использующие работу с субличностями, или подсознательными частями — представляющими собой «детские» части психики, эриксоновский гипноз и самовнушение (аффирмации, настрои и др.), обращающиеся к «детской» части личности через «детскую» речь, работа с образами (например, символдрама, направленное воображение и др.). В «разговорных» методах, ориентированных на озарение-инсайт (психоанализ, экзистенциальный анализ) возврат в подобное состояние происходит в краткие «моменты истины», когда человек приходит к новому пониманию своих проблем. При углублении осознавания проблема трансформируется, «кристаллизуется» (см. далее), что само по себе дает психокоррекционный эффект.

Психические механизмы – это целостный набор психических состояний и процессов, реализующих движение к некоторому результату в соответствии со стандартной или часто встречающейся последовательностью.
«“Психологические механизмы” это такое понятие, в котором сливается образно-метафорическое описание (ведущее начало от родового “механизма”) и научное представление о внутрипсихических процессах, обеспечивающих эффективность – в нашем случае – психологического воздействия» – так описывает психологические механизмы Е. Л. Доценко .
В зависимости от задействованных психологических механизмов и характера внутриличностных процессов различают несколько видов манипуляций.

Модель перцептивно-ориентированной манипуляции
♦ Вовлечение – восприятие через об раз.
♦ Мишени – желания, интересы адресата.
♦ Фон – межмодальные ассоциации, соответствие образа мотиву, намеченному в качестве мишени воздействия.
♦ Побуждение – прямая актуализация мотива, соблазнение, провокация.

Простейшие приемы выстраиваются на предъявлении таких стимулов, которые актуализируют необходимую манипулятору потребность. На этом принципе строится подавляющее большинство, например, сексуальных уловок: обнажение участков тела, подчеркивание эротически привлекательных форм, использование движений и жестов, ассоциирующихся с сексуальными играми, и т. п.
Близкие по природе приемы основаны на непосредственном управлении воображением адресата. Поучительный пример находим у А. С. Пушкина в «Сказке о царе Салтане». Это история о том, как князь Гвидон добился того, чтобы царь-батюшка навестил его город на острове Буяне. Манипуляция заключается в том, что Гвидон ни разу не пригласил Салтана к себе, каждый раз ограничиваясь лишь передачей приветственных поклонов, но в конце концов дождался-таки (непрошеного!) визита. Расчет был на то, что после рассказов удивленных купцов об увиденном на острове Буяне царь сам изъявит желание нанести визит своему новому соседу. Для того Гвидон и старался удивить купцов – первый манипулятивный прием был несколько раз успешно испытан на них. Принцип его простой: большинству людей трудно удержаться от того, чтобы не рассказать об удивительных вещах – и удивить этим слушателя. Второй же прием – побуждение желания Салтана навестить Гвидона – опирается в основном на любопытство, которому, несомненно, и цари подвластны.

Модель конвенционально-ориентированной манипуляции
♦ Вовлечение – с помощью специальных схематизмов: правил, норм, сценариев.
♦ Мишени – готовые образцы поведения.
♦ Фон – социальн о заданные и индивидуально усвоенные программы жизни, принятые адресатом сценарии поведения, личностно усвоенные представления о том, что необходимо исполнять, и проч.
♦ Побуждение – распределение ролей, соответствующие сценарии, напоминания (о договоренности, об общении, о должном, о запретах, об ожидаемом и т. п.).
Повсюду, где крепки социальные нормы, традиции, найдется подходящая жертва для манипулятора. Само понятие культуры включает в себя систему запретов и табу, которые должен учитывать каждый воспитанный человек. Те, кто понимает это слишком буквально, выполняет правила чересчур усердно, неизбежно попадают в число конвенциональных роботов. Предлагаем несколько шутливых иллюстраций к данному тезису. Чаще всего подтрунивают над приверженностью традициям англичан.

Судно причалило к необитаемому острову. При высадке на берег команда обнаружила там англичанина, давным-давно спасшегося при кораблекрушении, а также три построенных им дома.
– Неужели все это вы сами построили? Невероятно! Но зачем вам, одному, три дома? – недоумевали путешественники.
– Вот этот, первый, – мой дом (он же – моя крепость); второй – клуб, в который я хожу; третий – клуб, в который я не хожу.

Еще эпизод из жизни конвенционального робота, похоже, опять-таки англичанина.

Поздней ночью дворецкий осмелился нарушить покой своего хозяина для того, чтобы сообщить:
– Сэр, я сожалею… В спальню вашей супруги через окно проник неизвестный…
– Джон, достань мое ружье и охотничий костюм. Я полагаю, пиджак в клетку подойдет для данного случая?

При всей жесткости ограничительных рамок традиций приходится признавать, насколько они необходимы как атрибут культурного человека. Очень точно на этот счет выразился Антуан де Сент-Экзюпери: «Правила поведения порой напомин ают ритуальные обряды: они кажутся бессмысленными, но они воспитывают людей». То, что их используют манипуляторы, – неизбежные социально-психологические издержки.

По безлюдной знойной пустыне ползет человек, еле слышно повторяя:
– Пить, пить, пить…
Ему навстречу ползет другой человек и шепчет:
– Галстук, галстук, галстук…
Первый путник даже перестал стонать и возмутился:
– Какой, к черту, галстук, когда умираешь от жажды?
– В трех милях отсюда я обнаружил ресторан, где есть и вода, и соки, и коньяк. Но без галстука туда не пустят.

Столь строгие приверженцы традиций будто сами напрашиваются, чтобы нашелся кто-либо на роль лидера-манипулятора и принялся ими руководить.
Портрет конвенционального робота, законопослушного советского гражданина нарисовал в своей известной юмореске Михаил Ж ванецкий.

Алло?.. Это милиция?.. Скажите, вы меня не вызывали?.. Я вернулся из командировки, а соседи говорят, кто-то приходил c повесткой – меня куда-то вызывают… Чижиков Игорь Семенович, Лесная, 5, квартира 18… Я не знаю, по какому делу… Нет, я не в магазине… Нет, не блондин… 33… Я на всякий случай. Вдруг вы… Не вызывали… Может, ограбление?.. Я-то нет… Но мало ли… Может, кто-нибудь оклеветал?.. Может, вы знаете?.. Нет, пока ничего. Значит, вы не вызвали?.. Извините за беспокойство.
Алло?.. Это военкомат?..

Алло?.. Это суд?.. Алло?..

Это диспансер?..

Алло! Это милиция?.. Это Чижиков из диспансера. Мне сказали, чтобы я к вам обратился. Не блондин… Лицо чистое. Сто шестьдесят семь, сороковой, тридцать три, голубые… Я все-таки зайду… Ну пожалуйста, доведем до конца… Можно?.. Спасибо. Бегу…

Модель операционально-ориентированной манипуляции
♦ Вовлечение – посредством использования таких автоматизмов, как сила привычек, инерция, навыки, логика действий.
♦ Мишени – привычные способы поведения и деятельности.
♦ Фон – инерция, стремление к завершению гештальта.
♦ Побуждение – подталкивание адресата к включению соответствующего автоматизма.
Примерами манипуляций данного вида могут служить упоминавшаяся ранее басня Крылова «Ворона и Лисица» и рыбная ловля.

Модель манипуляции, ориентированной на умозаключение
♦ Вовлечение – когнитивная схема, внутренняя логика ситуации, стандартное умозаключение.
♦ Мишени – закономерности познавательных процессов, когнитивные установки.
♦ Фон – снятие когнитивного диссонанса.
♦ Побуждение – намек, «озадачивание», имитация попыток решения проблемы.

Манипуляции данного вида осуществляют наиболее удачливые следователи в тех случаях, когда есть уверенность в том, что подозреваемый действительно совершил преступление, но не хватает доказательств для предъявления ему обвинения. Следователь сообщает преступнику некую информацию, побуждая его к действиям по уничтожению улик, и ловит его на этом. Именно так поступал сыщик Коломбо в знаменитом сериале.

Модель манипуляции, ориентированной на личностные структуры
♦ Вовлечение – поступок, принятие решения.
♦ Мишени – мотивационные структуры.
♦ Фон – принятие ответственности за выстраданный в сомнениях выбор.
♦ Побуждение – актуализация внутриличностного конфликта, имитация процесса принятия решения.

Весьма пок азательна в этом плане манипуляция, которую мы называем «Хочу с вами посоветоваться». Манипулятор, получая совет, тем самым возлагает ответственность за последствия на того, кто этот совет дал. В соответствующих главах мы покажем, как это используется манипуляторами в служебных и деловых отношениях, во взаимоотношениях между родителями и детьми.

Модель манипуляции, ориентированной на духовную эксплуатацию
♦ Вовлечение – совместный поиск смысла.
♦ Мишени – отношения между мотивами, смыслы.
♦ Фон – привычные для адресата способы совладания со смысловой дезориентацией и заполнения смыслового вакуума.
♦ Побуждение – актуализация существующих смыслов и ценностей, подталкивание к смысловой дестабилизации и переоценке ценностей, имитация процесса поиска смысла.

Знаменитая фраза Васисуалия Лоханкина «А может, в этом и есть сермяжная правда?» имеет прямое отношение к манипуляциям данного вида.
К этому же виду относятся случаи вербовки в свои ряды, которые проводят всевозможные религиозные секты. Это заведомо манипулятивные организации, ибо они заставляют человека поверить в собственное несовершенство. Они вселяют в него недоверие к собственной природе, после чего человек начинает испытывать потребность во внешнем руководстве собой. Основатели сект преследуют, как правило, эгоистические цели личного обогащения и властвования над людьми, поддавшимися их влиянию. Взамен последние обретают чувство безопасности, уверенности в своем будущем и в правильности выбранного пути.

Человека…

Психологическая защита рассматривалась в рамках психоанализа (З.Фрейд, А. Фрейд, А.Адлер, К.Г. Юнг, К.Хорни, Э.Эриксон, Э.Фромм), гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс), гештальтпсихологии (В.Райх, Ф.Перлз), отечественной психологии (Д.Б.Узнадзе, В.Н.Мясищев, Ф.В.Бассин, Ф.Е.Василюк, Л.И.Анцыферова, Грановская Р.М., Никольская И.М., Соколова Е.Т., Крюкова Т.Л., Либин А.В., Русина Н.А. и др.).

Общим является то, что психологическая защита понимается как система стабилизации личности, устраняющая психологический дискомфорт.

Психологическая защита впервые была описана в парадигме психоанализа. Как известно, структура личности по Фрейду включает в себя «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Инстинкты и желания «Оно» (являясь по Фрейду асоциальными и эгоистичными), изгнанные из сознания, стремятся быть удовлетворенными. Эта энергия является "двигателем" человеческого поведения. Но «Сверх-Я» (социальные нормы) накидывает на них узду и тем самым делает возможным совместное существование людей. Психическое и социальное развитие человека идет через установление баланса между инстинктами и культурными нормами - "Я" человека вынуждено постоянно искать компромисс между рвущейся наружу энергией бессознательного и тем, что допускается обществом. Этот баланс, компромисс и устанавливается посредством защитных механизмов психики. З.Фрейд изучал взаимосвязь отдельных видов ПЗ и неврозов. Он определял защиту как механизм, действующий в ситуации конфликта и направленный на снижение возникающего в его процессе чувства тревоги. Он видел решение конфликта в переводе травмирующих переживаний из бессознательного в сознание и отреагирования их (1894). З.Фрейд видел позицию психотерапевта как абсолютного авторитета, единственно активной стороны во взаимодействии с пациентом, который ориентируется на выявление и анализ конфликтов личности.

Понятие "защитные механизмы" было введено в обращение А.Фрейд, которая рассматривала их как перцептивные, интеллектуальные и двигательные автоматизмы, возникшие в процессе непроизвольного и произвольного научения, а определяющее значение в их образовании придавалось травмирующим событиям в сфере ранних межличностных отношений(1936).

Последователи психоанализа при сходных взглядах на понимание механизмов защиты как неотъемлемого свойства индивида, определяют по-разному источники конфликтов, приводящих их в действие: К. Г. Юнг связывает внутренний конфликт с несоответствием требований внешней среды и типологической установкой индивида; А. Адлер видит источник в конфликте между чувством неполноценности и стремлением к власти; К. Хорни указывает на конфликт между базовыми стремлениями и удовлетворением несовместимых невротических потребностей; Э. Эриксон - с психосоциальными кризисами личности; Э. Фромм видит причину в конфликте между свободой и сохранением чувства безопасности. А.Маслоу видит в защитных механизмах внутренние препятствия для адекватного восприятия и последующим реалистическим овладением ситуацией. В противоположность психоаналитическому пониманию психологической защиты как необходимого условия избежания невроза, как способа устранения конфликта и как фактора развития личности, А.Маслоу полагает защиту как фактор, затрудняющий личный рост.

Психотерапевтическая практика К. Роджерса ориентировалась не на выявление и анализ конфликтов личности (в отличие от Фрейда), а на создание условий для принятия себя и самоактуализации личности клиента. Он акцентировал внимание на том, что воздействие терапевта должно быть направлено не непосредственно на клиента (как в психоанализе), а только на ситуацию, в которой находится клиент, чтобы она соответствовала возможности актуализации «здесь и теперь» опыта клиента, который является для него угрожающим. В контексте взаимодействия с терапевтом эмпирически наблюдаемое сопротивление клиента, по К. Роджерсу, является способом изменения угрожающей ситуации, в которой он находится, а вовсе не защитой в процессе осознания. Основная функция терапевта - обеспечить ситуацию, в которой клиент может снизить свою защищенность и посмотреть объективно на свои реальные мысли, чувства и конфликты. З. Фрейд предлагает человеку справляться со своими конфликтами в «мире конфликта», а К. Роджерс - в «мире эмпатии». В обоих случаях у человека возникает новое понимание ситуации и он может иначе действовать. Однако в первом случае другой человек выступает для клиента как актуальный или потенциальный противник, а во втором - как друг и союзник (по Журбину В.И.).

Проблема психологической защиты также была предметом рассмотрения представителями гештальтпсихологии. В.Райх ввел понятие о "броне характера" и "телесном панцире" как явлениях постоянной защиты. Ф. Перлз продолжил идею о том, что психологическая защита появляется в "языке тела" и развил ее в теорию единства тела и психики. В качестве центрального показателя и критерия личностного здоровья Ф.Перлз предложил равновесие между личностью и окружением, достигаемое осознанием себя и своих потребностей.

В основу исследований и концепций психологической защиты, развиваемых в отечественной психологической науке , положены два основных подхода: теория установки Д.Б.Узнадзе и теория отношений В.Н.Мясищева. Но, в отличие от психоаналитического акцента на конфликте между сознанием и бессознательным, акцент переносится на диссонанс между различными системами установок. Среди отечественных исследователей наибольший вклад в разработку проблемы психологической защиты внёс Ф.В.Бассин. Он был категорически не согласен с положением психоанализа о том, что ПЗ является «последним средством для устранения эмоционального напряжения, вызванного конфликтом сознательного и бессознательного» и считал (как и Зейгарник, Е.Т.Соколова и др.), что психологическая защита является нормальным, повседневно работающим механизмом человеческого сознания. Другие исследователи (В.А.Ташлыков, Ф.Е.Василюк и др.), считают, что защитные механизмы ограничивают оптимальное развитие личности, её «собственную активность», «выход на новый уровень регуляции и взаимодействия с миром» Р.М.Грановская, И.М.Никольская предлагают различать между патологической психологической защитой или неадекватными формами адаптации и «нормальной, профилактической, постоянно присутствующей в нашей повседневной жизни». Широкое толкование психологической защиты было проведено в рамках теории личности (Л. И. Анцыферова, Ф.Е.Василюк, Б.В.Зейгарник,). Ф. Е.Василюк предлагает типологию критических ситуаций, вызывающих действие защитных механизмов. К ним относятся, по мере усложнения, - стресс, фрустрация, конфликт и кризис. Л.И.Анцыферова сводит защитные механизмы к трем основным стратегиям совладания - конструктивным, неконструктивным, самопоражающим. Л.И.Анцыферова также указывает на влияние особенностей личности на выбор стратегий и выделяет два типа личности: интерналов, нацеленных на успешное совладание, и экстерналов, уверенных в собственной недееспособности.

Актуализации механизмов психологической защиты способствуют ситуации, которые представляют собой серьезное испытание для человека, которые в некоторой степени превышают его внутренние ресурсы, выходят за рамки его актуального развития. Психологическая защита определяется не объективным событием как таковым, а субъективной значимостью этого события для человека.

Главная задача психологической защиты - это устранение психологического дискомфорта, а не реальное решение ситуации.

16 механизмов психологической защиты по Р.Плутчику:

Двигательная активность(«сделай что-нибудь!») - понижение беспокойства, вызванного запретным побуждением, путем разрешения его прямого или косвенного выражения без развития чувства вины.

Компенсация(«зато я…всё равно я… когда-нибудь я…») - интенсивная попытка исправить или найти подходящую замену реальной или мнимой, физической или психологической несостоятельности.

Отрицание(«не замечай этого!») - отсутствие осознания определенных событий, элементов жизненного опыта или чувств, болезненных в случае их осознания.

Замещение(«вот кто во всём виноват!») - высвобождение скрытых эмоций, обычно гнева, на предметах, животных или людях, воспринимаемых, как менее опасные для индивида, чем те, которые действительно вызвали эмоции.

Фантазия(«разряди тревогу в другом мире!») - бегство в воображении с целью ухода от реальных проблем или во избежание конфликтов.

Идентификация(«будь как это!») - бессознательное моделирование отношений и поведения другого лица, как путь к повышению самоценности или совладанию с возможным разделением или утратой.

Интеллектуализация(«переосмысли это!») - бессознательный контроль над эмоциями и побуждениями путем чрезмерного полагания на рациональное истолкование событий.

Интроекция(«не знай, откуда у тебя это!») - присвоение ценностей, стандартов или черт характера других людей в целях предупреждения конфликтов или угроз с их стороны.

Изоляция(отгородись, чтобы не чувствовать этого!») - восприятие эмоционально травмирующих ситуаций или воспоминание о них без чувства тревоги, естественно связанного с ними.

Проекция(«припиши свои недостатки другому!») - бессознательное отражение собственных эмоционально неприемлемых мыслей, свойств или желаний и приписывание их другим людям.

Рационализация(«найди этому оправдание!») - нахождение правдоподобных причин для оправдания действий, вызванных подавленными, неприемлемыми чувствами.

Образование реакции(«обрати это в противоположное!») - предупреждение выражения неприемлемых желаний, особенно сексуальных или агрессивных, путем развития или подчеркивания противоположного отношения и поведения.

Регрессия(«плачь об этом!») - возвращение в состоянии стресса к ранним или более незрелым паттернам поведения и удовлетворения.

Подавление(«не помни об этом!») - исключение из сознания смысла и связанных с ним эмоций, или опыта и связанных с ним эмоции.

Сублимация(«трансформируй это!») - удовлетворение вытесненного инстинктивного или неприемлемого чувства, особенно сексуального или агрессивного, путем осуществления социально одобряемых альтернатив.

Аннулирование(«перечеркни это!») - поведение или мысли, способствующие символическому сведению на нет предыдущего акта или мысли, сопровождаемых сильным беспокойством или чувством вины.