Вальдорфская школа. Вальдорфская педагогика в школах

14.10.2019 Гепатит

КУРСОВАЯ РАБОТА

Вальдорфская педагогика


Введение


В мировом образовательном пространстве в настоящее время происходит изменение представлений о сущности и целях образования. Это вызывает потребность в поиске иных подходов к организации образовательного процесса, определении способов обеспечения возможности саморазвития и самореализации личности. Демократизация национальных систем ведет к смене парадигмы образования, в рамках которой человек становится все более активным субъектом преобразований в образовании .

Современное общество, все острее ощущает необходимость в воспитании активного, творческого, внутренне свободного человека, осознающего свою самоценность и уникальность и умеющего жить в условиях свободы, но при этом ориентированного на общечеловеческие ценности, на взаимосвязь с миром и достижениями цивилизации. В этой связи, наряду с использованием достижений отечественной педагогики актуальным для современного российского образования оказывается зарубежный опыт, содержащий конструктивные идеи гуманистически ориентированной педагогики .

Вальдорфская школа способствует развитию творческой личности, формированию личностных качеств, таких как целеустремленность, индивидуализм, что в полной мере позволяет считать программу вальдофской школы отвечающей основным принципам государственной политики в области образования, что, в свою очередь, является актуальным направлением для дальнейшего развития системы образования РФ в целом.

Цель данной работы рассмотреть систему вальдорфской школы как особую систему образования.

Объектом исследования является вальдорфская педагогика как педагогическая система образования.

Предмет исследования: сущность и особенности вальдорфской педагогики.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

·проследить историю возникновения вальдорфских школ;

·познакомиться с системой обучения и воспитания вальдорфской школы;

·познакомиться с концепциями штайнеровской педагогики;

·рассмотреть опыт создания вальдорфских школ в России;

·рассмотреть основные направления, формы, методы и средства организации обучения и воспитания в вальдорфских школах в современной России.


1. Теоретические основы изучения педагогики Р. Штайнера в отечественной и зарубежной литературе


.1 Исторические предпосылки создания вальдорфской педагогики в отечественной и зарубежной литературе

штайнеровский вальдофский педагогика школа

Послевоенный кризис в Германии обусловил поиск новых форм социальной жизни общества. Рудольф Штайнер обратил тогда внимание, что деление школьной системы на народную, реальную школу - школу с политехнической и естественнонаучной ориентацией - и гимназию - гуманитарно ориентированную школу - усиливают барьеры непонимания между различными социальными слоями общества . Именно наличие этих барьеров в сознании людей различных групп населения являлись, по его мнению, одной из существенных причин разразившихся в Европе социальных катастроф.

Штайнер не был единственным, который высказывал подобные взгляды. Целый ряд авторов конца XIX - начала XX столетия объявили современную им школу виновной в общем культурном и социальном упадке общества. «Профессор - национальная болезнь Германии» (Юлиус Лангбен). Ницше подверг резкой критике перенасыщенность преподавания историей, результатом чего явилось «переполненность голов школьников бесчисленными мертвыми понятиями из прошлого». Из такой школы выходят «слабые личности», «бродячие энциклопедии», «образованные филистеры». Они хотя и напичканы «образованием», но абсолютно чужды реальному ощущению и опыту жизни. Наряду с односторонним интеллектуализмом резкой критике подвергалась также и ранняя специализация, которая, хотя и развивает в человеке умения и навыки в какой-либо частной области, но осуществляет это за счет общего развития человека. «В чем задача современной школьной системы, - писал один из педагогов-реформаторов, - особенно старшего звена? Сделать из человека машину…» .

Итак, в широких слоях общества осознавалась потребность в социально-культурном обновлении. Была осознана роль школы в общем социально-культурном кризисе. Старую школьную систему должна занять система образования, сориентированная соответственно на: целостное, всеобщее, «подлинно человеческое», живое и жизненное. Подчеркивалась роль искусства в воспитании. Безликого, серого «человека толпы» должна была сменить яркая, свободная личность. Напичканного знаниями, но пассивного и непрактичного «профессора», должен был сменить активный творческий тип личности, с сильной волей и развитой жизнью чувств. Таковы были идеалы, породившие многочисленные попытки изменить положение дел в системе образования Германии начала столетия и известные в истории педагогики как движение реформ-педагогики.

Вальдорфская школа и связанный с ней педагогический импульс возникли в первой четверти нашего столетия в Германии (1919 г.). Первая вальдорфская школа была открыта для детей рабочих фирмы «Вальдорф-Астория», которая взяла на себя большую часть расходов на ее содержание. Однако сразу в нее влились и дети других слоев общества. Таким образом, с самого начала в вальдорфской школе был устранен какой-либо отбор по социальному или материальному признаку. Несмотря на то, что вальдорфская школа стремится и в настоящее время следовать этому принципу, социологические исследования показывают, что процент детей из среды рабочих и «низших слоев» населения довольно низок (данные по ФРГ). «Вальдорфские родители» - это в основном люди с высшим образованием: юристы, врачи, инженеры, работники социальной и культурной сферы. Ими движет главным образом заинтересованность в здоровом, всестороннем, гармоничном развитии их собственных детей. Именно такие «заинтересованные» родительские группы и явились инициаторами многочисленных новых вальдорфских школ .

1.2 Обучение и воспитание вальдорфских школах


Вальдорфские школы - это система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель - развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. Уже на стадии дошкольного воспитания и в начальной школе закладывается солидный фундамент знания и опыта, на котором будеn базироваться образование в средней школе. На этой стадии вальдорфская школа пытается развить в ребенке такие качества как эмоциональная зрелость, инициативу и творческий подход к делу, здравый смысл и обостренное чувство ответственности .

Вальдорфская школа предлагает ребенку такой способ познания мира, общества и самих себя, который исключал бы отчужденность от предмета, развивал бы в учащемся чувство сопричастности к происходящему вокруг него . Программы вальдорфских школ строятся таким образом, чтобы учитывать индивидуальные потребности каждого ученика. Опыт вальдорфского движения, накопленный за 75 лет его существования, показал, что его принципы могут быть адаптированы к культурам самых разных народов. Причина в том, что программы этих школ нацелены более на развитие природных способностей человека, чем на просто передачу знаний. Широта подхода и междисциплинарность - отличительная особенность этих программ .

Преподавание в вальдорфских школах основано на принципах преемственности и личного воздействия педагога. Все занятия в дошкольный период ведет один и тот же педагог, а с 6 до 14 лет с ним работает один и тот же классный руководитель. В 14-18 лет учащийся получает помощь и поддержку своего классного наставника. Таким образом, на протяжении каждого отдельного периода своего детства и юности ребенок находится под наблюдением одного и того же человека, знающего особенности и потребности своего подопечного. Педагог в праве самостоятельно решать, чему и как учить в данный момент ребенка с тем, чтобы максимально использовать творческие возможности последнего. При этом и педагог получает возможность проявить преданность делу и наилучшим образом использовать свой профессиональный опыт.

Педагогика вальдорфских школ построена на познании растущего ребенка и на учете условий и законов развития человека. Воспитание и обучение всегда должны основываться на науке о человеке. В связи с этим принципом возникает вопрос: насколько далеко простираются методы этой науки? Методы обычной сегодня антропологии - под этим понимаются все научные дисциплины, занимающиеся изучением человека - исследуют непосредственно только физическое тело, а духовное и душевное начала - лишь в той степени, насколько они проявляются через физическое тело. Но при этом особенности воспитания и развития, скрытые в духовном и душевном, ускользают из поля зрения. Р. Штейнер создал методы непосредственного изучения душевной и духовной действительности, в том числе человеческой души и духа. Они лежат в основе вальдорфской педагогики и педагогической деятельности учителей в вальдорфских школах .

Глубокое понимание развития в детстве и юности показывает, что это не просто процесс непрерывно прогрессирующего расширения знаний и умений. Этот процесс отчетливо расчленен в связи с тем, что в ребенке происходят метаморфозы, в результате которых он приобретает новое отношение к миру; прежние доминанты учебы и развития отходят на задний план, уступая место новым. Это происходит наиболее отчетливо на седьмом году жизни и в возрасте от 12 до 14 лет. Поэтому вальдорфская педагогика выделяет три фазы развития с совершенно специфическими задачами, содержанием и методами воспитания. В отличие от многократно критикуемой теории фазного развития, вальдорфская педагогика никогда не считала, что развитие человека происходит по заранее заданной, генетически детерминированной программе. Хотя указанные перемены и находятся в тесной связи с возрастом ребенка, однако на каждой ступени необходимо стимулировать и направлять процесс развития через воспитание и преподавание.

Вальдорфская педагогика от 7 до 14 лет (1-8 год обучения)

В развитии ребенка седьмой год жизни означает глубокое изменение его телесно-душевной формы. Внешне это проявляется в первом изменении телосложения ребенка и смене зубов (второе изменение телосложения происходит в период полового созревания) . По многим признакам физического развития можно заметить, что силы, которые в раннем детстве действовали в формировании тела, с этого момента больше не действуют в нем. Теперь они становятся доступными ребенку душевно как две тесно взаимосвязанные способности: как способность к образной фантазии, к произвольным воспоминаниям в образах, и как способность творческого образного созидания и переживания. Тем самым ребенок становится способен знакомиться с миром и понимать мир в образах. По сравнению с прежней связанностью сознания с чувственным восприятием это означает начало формирования самостоятельной внутренней жизни. Постигать, изучать и понимать - эти способности реализуются в отделившемся от внешнего мира душевно-внутреннем процессе. Образ означает больше, чем внутреннее представление ощущаемого. В образах фантазии ребенок может схватывать не только отдельное, но и события и взаимосвязи, не только явление, но и внутренние закономерности, значение и суть. Значение образа состоит и в том, что образ своей наглядностью в отличие от абстрактного характера понятий активно вызывает сопереживание через чувство. Он оживляет и расширяет жизнь чувств.

Ребенок еще не может самостоятельно постигать связи и закономерности . Поэтому он хочет узнавать и учиться понимать их при помощи учителя. Учитель, способный преподавать образно, т.е. не интеллектуально, а возбуждая фантазию и чувство ребенка, становится для него авторитетом. Образное преподавание - одно из самых универсальных средств воспитания. Образы сказок и легенд, мифологии, саг и биографий оказывают сильное воздействие на развитие души, установок характера и совести. Образы не принуждают как поучения или авторитарно преподанные ценности. Они возбуждают в ребенке углубление душевной жизни и собственную нравственную волю.

Образное преподавание помогает детям обучаться письму и чтению так, что это не является только овладением некой культурной техникой. Занятия искусством развивают чувство формы; культура речи формирует чувство языка и звука. На этой основе буква становится для ребенка образом соответствующего звука, усвоение письма и чтения - результатом более широкого образовательного процесса. Подобным образом дети подводятся к пониманию чисел и операций с числами .

К концу 9-го - началу 10-го года жизни к фантазии добавляется осознанное понимание внешнего мира. Ребенок приходит к обнаружению двойственности себя самого и окружающего мира. Теперь преподавание должно открыть ребенку мир в различных проявлениях (от истории до природы) во всем богатстве, смысле его явлений и событий. Аналитическое рассмотрение может лишь воспитать в подрастающем человеке отчуждение от мира, а предмет преподавания может стать лишь внешним знанием. В вальдорфских школах учитель в процессе преподавания естественных наук так описывает растения и животных, что ученики своей фантазией и чувством могут проникнуть в их формы, поведение и отношение к окружающему миру, законы образования и жизни, постичь душевную сущность растений и животных. Предшествующие культуры и действующие в истории личности вообще нельзя понять, не привлекая силы фантазии.

Образное преподавание развивает в детях мышление, которое проникает сквозь поверхность вглубь вещей и явлений. Оно ведет учеников к сопереживанию и, следовательно, к расширению мира чувств. Как известно, то, что усвоено через образ и то, что затронуло наши чувства, усваивается лучше всего. Поэтому образное преподавание имеет особое значение и для развития памяти. От учителя оно требует живой духовной проработки и творческой образной подачи материала и во всех тех областях, которые здесь не упоминаются. Особое значение при воспитании имеют в первые восемь лет учебы также уроки искусства и труда .

Процессы формирования души требуют, чтобы один и тот же учитель на протяжении многих лет следовал за учеником, сопровождая его развитие. Поэтому в течение первых восьми лет обучения основные предметы для каждого класса преподает один и тот же классный учитель. За эти восемь лет он ежедневно дает в своем классе по крайней мере один спаренный урок в течение двух часов. Поэтому он близко узнает каждого ученика и его особенности. Таким образом преподавание и воспитание могут слиться .

Преподавание после 14 лет (9-12 год обучения)

Во время полового созревания и второго изменения телосложения молодой человек претерпевает такие же значительные изменения, как и при смене зубов. Благодаря сильному импульсу роста в подростковый период, в своих конечностях и в своей воле подросток вступает в более глубокую связь с силой тяжести; при ломке голоса появляется индивидуальный тембр; в так называемых вторичных половых признаках тело получает сильный душевный отпечаток. Эти процессы вместе с половой зрелостью являются выражением единого явления: молодой человек осознает свое собственное личное существо. При переходе от детства к юности человек начинает свободнее и самостоятельнее вступать в соприкосновение с окружающим миром личными силами своей души, т.е. чувством и волей. Его стремление к внутренней и внешней самостоятельности особенно ярко выражается в новой установке - вырабатывать взгляды, ориентировку и цели, исходя из своих собственных оценок .

Личное обращение к окружающему миру позволяет молодому человеку стать человеком своего времени. Внутри него оживают идеалы и жизненные цели. На их основе и на основе приобретшего личностный оттенок чувства молодой человек ищет - сначала неуверенно и неумело - личную связь с миром и осознанное отношение к самому себе. Отсюда появляются новые требования к преподаванию, касающиеся как содержания, так и метода. Вместо образного преподавания теперь используются методы, развивающие в молодом человеке способность к суждению, ориентированную на разнообразие мира. Теперь в различных предметах (родной язык, история, естественные науки и пр.) он учится тщательно изучать материал, точно наблюдать за явлениями и экспериментами. Одна из задач учителя в этот период состоит в том, чтобы факты преподносились обозримым образом и так, чтобы ученик смог выработать на них способность ясного суждения. Тем самым преподавание основных предметов приобретает более научный характер. Но речь не может идти о том, чтобы навязывать молодому человеку гипотезы и модели, т.е. мысли и аргументы других людей. Преподавание нуждается в преимущественно феноменологической ориентировке. Модели обсуждаются во вторую очередь. Когда они основываются на собственной оценке ученика, то теряют скрыты и догматизм, парализующе действующий на людей этого возраста, который слепую веру выдаст за научное знание .

Образование способности суждения связано с развитием личного взгляда на мир. Чтобы при преподавании истории искусств прийти к оценке произведения искусства (пластика, живопись или архитектура), молодой человек должен сначала вжиться в него, а уж потом он сможет дать оценку его качества и сравнить с другими произведениями. Это ведет к воспитанию эстетического переживания. Чтобы в биологии постичь принципы живого развития и вынести суждение, молодой человек должен развивать способности сотворчески вникать в суть живого существа на разных стадиях развития. То же самое относится и к математике, физике и др. Таким образом способность суждения тесно связана с человеческий личностью и ее развитием. Важно, чтобы действующий в подростках и молодых людях дух не приобрел бы неполноценной формы ни к чему не обязывающей и повсюду одинаковой интеллектуальности.

В вальдорфских школах учитывается внутренняя ориентация молодого человека на жизнь своего времени. Технология, процессы экономической жизни, условия жизни и труда, социальные проблемы изучаются точно так же, как астрономия или математика. Согласно сформированному Рудольфом Штейнером принципу, любое преподавание должно учить жизни .

На стремление молодого человека к честному труду вальдорфская школа отвечает преподаванием разнообразных ремесел. Особенно глубокую связь с личными силами души молодого человека, с его активным развитием и его духовно-творческими глубинами имеет искусство. Без непрерывных упражнений в таких областях искусства как пластика, живопись, рисунок, музыка, языки, образование человека в этом возрасте будет недостаточным .

Междисциплинарный подход, используемый в вальдорфских школах начиная с первых и до выпускных классов, позволяет привить ученикам целостный взгляд на мир. Это не только помогает им осваивать в школе отдельные области знаний, но самостоятельно устанавливать сложные связи между явлениями. Междисциплинарный подход применяется при изучении всех предметов с учетом возрастных особенностей детей. От двух первых часов занятий до трех-четырех недель может быть посвящено рассмотрению таких тем как география Северной Америки, механика, древним римлянам, деревьям, финансам, питанию или архитектуре. И это оказывается эффективным методом обучения, который позволяет развить память учащих и поддержать их интерес к учебе. Тщательно соблюдается баланс между получением практических навыков в работе в саду, мастерской или на предприятии и занятиями самыми различными видами искусств: музыкой, ритмикой, театром, живописью и скульптурой.

Штайнеровские школы представляют собой самостоятельные самоуправляющиеся учебные организации. В Великобритании они сотрудничают друг с другом в рамках Ассоциации штайнеровских школ и входят в другие международные объединения. Всю ответственность за учебный процесс несут учителя, которые образуют педагогический коллектив. Директора в такой школе нет, а руководство осуществляет совет школы, в который входят родители, учителя и администратор, управляющий школьным хозяйством. Единственной целью такого объединения является совместная работа на благо учащихся. Такая организация - не только модель общины, совместно заботящейся о благе учеников, но эффективный способ мобилизации способностей и талантов всех лиц, заинтересованных в процветании школы .

Таким образом, систему образования в целом в вальдорфской школе можно выразить одним из высказываний Рудольфа Штайнера: «Не спрашивайте, что нужно знать и уметь делать человек, чтобы наилучшим образом соответствовать запросам существующего общества. Поставьте вопрос по-иному: чем жив человек, и кто из него или из нее может вырасти. Это единственный способ выявить новые качества каждого нового поколения и направить их на служение обществу. Тогда общество станет таким, каким его может сделать, преодолевая существующие условия, это поколение. Новое поколение отнюдь не должно становиться таким, каким бы хотело его видеть предшествующее» .


1.3 Концепции штайнеровской педагогики


У каждого педагога существует свое представление о человеке, которое неосознанно влияет на формирование педагогических взглядов учителя. Известно, что каждая педагогическая теория или отдельно взятые педагогические методы так или иначе основываются на определенных представлениях о человеке.

Штайнеровская педагогика также опирается на учение о человеке . Учитель, используя в своей работе лишь отдельные элементы, не сможет приблизиться к пониманию ее сущности. Если же педагог поймет учение о человеке и будет применять его на практике, он самостоятельно сможет разработать свою практическую дидактику и методику и иногда в формах, отличающихся от разработанных другими.

На каких же представлениях о человеке основывается штайнеровская педагогика? В современном мире взаимодействует множество различных психологических и философских направлений человеческой мысли, одно другого сложнее в своих теоретических построениях. Но если попытаться найти их внутренний стержень, их исходную точку, тогда все философские модели можно разделить на две основные группы в соответствии с тем, как они определяют человеческую индивидуальность .

К первой группе можно отнести теории (а они являются наиболее распространенными в современном мире), которые не оставляют за человеком права на существование у него свободной духовной индивидуальности: человек предстает как продукт неумолимых природных законов, как растение или животное, только более сложный по своему строению, так как является результатом более длительного эволюционного процесса.

Существо человека в контексте данных мировоззренческих концепций определяется, с одной стороны, наследственностью, с другой - окружением, т.е. человек - это комбинация генов, другими словами, генотип, который дается ему при рождении. На эту базовую программу влияет в большей или меньшей мере окружающий мир (средовая обусловленность). В свете этих теорий мысли, чувства, желания человека - это лишь результат двух основных линии воздействия: наследственности и среды. Один человек отличается от другого вследствие комбинации влияющих на него факторов. Все поступки человека обусловливаются некими внешними факторами, а не выводятся из сущностной человеческой природы, в которой звучит голос его «Я» .

Штайнеровская педагогика исходит из иного понимания человеческого существа. Несомненен тот факт, что человек наследует многие качества, а также мы признаем, что окружение, среда или факторы внешнего воздействия оказывают огромное влияние на развитие человека. Но, составляя картину человека, лежащую в основе штайнеровской педагогики, мы принимаем во внимание еще одну важную сторону человеческого существа, которую определяем понятием «человеческая индивидуальность». Человеческая индивидуальность не является следствием или проявлением генотипа или средовой обусловленности, а является самоценной духовной сущностью человека. Это духовное человеческое начало или, другими словами, человеческое «Я» невозможно воспринять с помощью органов чувственного восприятия, т.е. определить по цвету, измерить с помощью каких-либо инструментов или определить на вкус. Но каждый из нас с уверенностью ощущает его проявление в себе самом или своих ближних .

Если считать сущностным центром человеческого существа духовное «Я», то, соответственно, процесс человеческого мышления нельзя рассматривать как чисто материалистическое явление. В прошлом веке была высказана мысль о том, что вещество, материя способны мыслить. Десятилетиями процесс мышления сравнивался с работой слюнной железы: мозг или вещество производит мысли так же, как слюнная железа выделяет слюну.

В штайнеровской педагогике человеческое мышление рассматривают не как способность вещества, а как способность самого человека. Эта способность проистекает из того сущностного духовного «Я» человека, которое мыслит и творит не в материальном вещественном мире, а в мире духовного бытия. Эта духовная индивидуальность человека, его духовное «Я», является центром человеческой свободы и творчества. Именно внутренняя духовная сущность стоит над природными и средовыми факторами, воздействующими на человека. Ведь человек, рассматриваемый лишь как продукт наследственности и окружения, не может обладать ни силой творчества, ни внутренней свободой. Его поступки определяет природа, и она является творцом. Невозможно найти источник человеческой свободы, рассматривая человека лишь как природное и общественное существо. Источником человеческой свободы и творчества может являться только «Я» человека, его свободная и созидающая духовность .

Итог к данной главе можно подвести следующий: вальдорфское образование - альтернативная педагогическая система, основанная на антропософском представлении о человеке и на чувственно-сверхчувственном познании, на образном мышлении, сопереживании. Основателем вальдорфской педагогики является Рудольф Штайнер, создатель антропософии. В его честь система также называется «штайнеровской» или «вальдорфско-штайнеровской». Первая вальдорфская школа была создана в 1919 году. Сейчас вальдорфское образование практикуется в более чем 950 признанных независимых вальдорфских школах и в 1400 независимых вальдорфских детсадах, расположенных в примерно шестидесяти странах мира, и составляет одну из крупнейших в мире независимых образовательных систем .

Обучение должно воздействовать не только на интеллект, но на всего человека в целом. Интеллект - лишь одна из душевных составляющих цельной личности, а любое нарушение равновесия приводит к одностороннему развитию ребенка, к различным болезням.

Преподавание в вальдорфских школах основано на принципах преемственности и личного воздействия педагога.


2. Изучение опыта создания вальдорфских школ в современности


.1 Из опыта создания вальдорфских школ в России


Первые вальдорфские инициативы возникли у нас еще на заре перестройки. Потом - многочисленные семинары, лекции зарубежных доцентов, основание Семинара по подготовке учителей, первые выпускники-учителя с дипломами (1991 г.). По иронии судьбы самая первая вальдорфская школа «Семейный лад», открывшаяся в Москве в 1990 году, возникла по инициативе православных педагогов. Ее основательница Ирина Никитина познакомилась тогда с вальдорфской педагогикой и сразу приняла ее. Ирина Никитина - не единственный православный вальдорфский учитель. Это интересно отметить потому, что критику в адрес вальдорфской школы можно часто слышать именно со стороны некоторых представителей Православной Церкви .

В самом конце 90-х годов и начале нового столетия вальдорфские школы России подошли к этапу первых выпусков. Первой была Московская свободная вальдорфская школа: выпуск 11-го класса состоялся в 2000 году; многие дети успешно поступили в престижные московские университеты. От того, как пройдут дальнейшие выпуски, во многом будет зависеть дальнейшее формирование общественного мнения о вальдорфской педагогике .

Однако на сегодня дела таковы, что прошло примерно 10 лет с начала «вальдорфской волны» в России, и названное движение замедлило свое распространение.

В отечестве имеется полтора - два десятка небольших вальдорфских школ, плюс несколько вальдорфских учреждений лечебно-вспомогательного типа. Большинство из них влачат, мягко говоря, весьма скромное существование

Нередки серьезные проблемы: с помещениями, с местными властями, с деньгами. Более того, всё сильнее обозначаются проблемы с детьми и их родителями, - школы, в которых 5 лет назад не хватало мест для зачисления всех желающих, сегодня открывают первые классы на 10 или даже 5 учеников. Явно более половины школ однозначно этаблировались в общественном сознании как коррекционные учебные заведения. Многие школы постоянно сотрясаются внутренними конфликтами между учителями, и часто никакого конца этому не видно .

Российские управленцы образования и педагоги-ученые устойчиво проявляют все более сдержанное отношение к вальдорфской педагогике. Из прессы явным образом исчезли позитивные статьи о ней; уже годы как не было никакого заметного телеэфира. Еще одна деталь: магазины перестали брать эту продукцию на реализацию; мотив - «не продается» .

У городских и областных руководителей образования многих регионов сформировалась, по отношению к существующим у них на территориях вальдорфским школам, примерно следующая позиция: «Закрывать их не будем, но и помогать не намерены. Пусть выживают сами по себе, если у них выйдет» .

Если и есть исключения из этой общей картины (Московская свободная школа на Серпуховке, Самарская школа, некоторые другие), то это как раз суть «исключения, подтверждающие правило» .

Иногда люди, знакомые с описанной фактурой, не отрицают ее, но говорят, что она явилась результатов несчастливых случайностей («нам не удалось найти способных учителей», «мы никак не можем найти сильного директора», «у нас в школе подобрались бедные родители» и проч.). Если, однако, вся изложенная выше картина определилась случайностями, то тогда трудно понять, что вообще можно называть закономерностью .

В настоящее время вальдорфские школы, детские сады и педагогические инициативы существуют во многих городах нашей страны. В Москве известны по крайней мере четыре школы, одна из которых большая, хорошо оборудованная школа со стабильным финансовым положением - школа №1060 в Стремянном переулке, рядом с метро Серпуховская. В 1991 г. Московский Департамент выделил для осуществления опытного совместного проекта старое, требующее ремонта здание, которое было отремонтировано на средства из добровольных пожертвований, полученных из Германии. Другие школы - маленькие, как правило, без собственных помещений. Родители вынуждены платить большие деньги на содержание школы, что, конечно, существенно препятствует росту и нормальному развитию школ. Школы работают в режиме постоянного острого финансового дефицита. Кроме этого, есть несколько (около пяти) детских садов. Помимо Москвы, вальдорфские школы и детские сады существуют в Санкт-Петербурге (4), Ярославле, Владимире, Воронеже, Рязани, Казани (2), Самаре, Жуковском, Зеленограде, Тюмени, Иркутске, Смоленске, Одессе, Днепропетровске. Школы находятся на самых разных стадиях развития. Не так давно ряд вальдорфских школ объединились в Ассоциацию вальдорфских школ России, цель которой способствовать повышению квалификации учителей, разрабатывать и согласовывать учебные планы и представлять движение перед общественностью. Так что можно сказать, что вальдорфская педагогика у нас в стране является пусть скромным, но все же заметным инновационным движением .


2.2 Основные направления, формы, методы и средства организации обучения в вальдорфских школах в России


Основные направления, формы, методы и средства организации обучения в вальдорфских школах в России можно рассмотреть на примере Санкт-Петербургской вальдорфской школы.

Основу вальдорфской системы обучения составляют:

·Возрастная ориентация учебного плана и методов обучения.

·Классный учитель («для ребенка учитель много важнее предмета») ведет основные предметы не только в начальной, но и в средней школе (до 7 класса).

·Интеграция предметов. Сближение сведений из разных областей знаний благодаря теме года - своей для каждого класса (учебный план).

·Традиция устного рассказывания, театральные постановки как часть учебного процесса.

·Художественно-эстетического элемент в образований: рукоделие, ремесла, живопись, музыка, лепка, эвритмия, садоводство и прочее, 1-11 классы.

·Отмена системы отметок в баллах (до 7 класса), использование вместо них подробных критериев оценки учебной деятельности ребенка.

·Установка на свободное развитие ребенка в соответствии с индивидуальными особенностями.

·«Гигиена преподавания» - ориентация на ритм дня, недели, года, преподавание «эпохами» - концентрация учебного материала, с целью его органического преподавания и восприятия.

·Преподавание иностранного языка с второго класса по особой методике (погружение в языковую стихию).

·Еженедельные учительские конференции (коллегии) - как следствие: постоянное наблюдение за детьми и учебным процессом.

·Совместная работа учителей и родителей, родители могут активно участвовать в жизни школы.

·Особое внимание уделяется художественной организации пространства, окружающего детей (т. н. вальдорфский интерьер).

·«Школа в интересах ребенка» - это школа, где ребенок, молодой человек может развиваться согласно своим индивидуальным возможностям. Еще

Песталоцци говорил: «Никогда не сравнивай ребенка с другим ребенком. Но всегда только с самим собой!» . Задача такой школы:

·Научить действовать, проявлять волю и нести ответственность за свои поступки.

·Проявлять внимание к слабым, терпимость к иному мировоззрению и образу жизни, вероисповеданию-то есть воспитать внутренне свободного человека.

Остановимся на некоторых положениях более подробно.

Вальдорфская педагогика опирается на идею Р. Штайнера, суть которой в том, что все силы - души, мысли, чувства, воли - ребенка составляют единое целое .

Важной отличительной чертой педагогических воззрений Штайнера является его философский антропологический подход к обучению ребенка. В искусстве воспитания и обучения необходимо, прежде всего, глубокое знание человеческой природы .

Р. Штайнер уже в начале ХХ века выступал против раннего интеллектуализма и ранней специализации в обучении (болевая точка современного российского образования) . Учитель вальдорфской школы стремится не столько передать определенную сумму знаний, сколько затронуть чувства ученика, пробудить интерес, сделать так, чтобы ребенок увлекся предметом, полюбил его.

Обучение построено на феноменологическом подходе, главный принцип которого: «Не информация, а стремление к истине», сначала мы учимся наблюдать какое-либо явление (действие с предметом, эксперимент, простое наблюдение), далее производим описание, зарисовки явления, и, наконец, находим закономерность и, осмысляя ее, формулируем закон .

Важные принцип обучения - «не вширь, а вглубь», когда концентрируются на узловых примерах и понятиях . Это экономичный принцип преподавания, когда важно не количество рассмотренных явлений, а их характерность для каждой области. Познавательные способности детей активизируются, когда знания даются не в готовом виде, как в традиционной школе, а самостоятельно добываются - место фронтального опроса занимает диалог, работа в группах, обсуждение проблемы, мастерские, индивидуальная работа. Обучение, таким образом, носит проблемный характер, происходит развитие самостоятельного научного мышления.

Каждый учебный день в каждом классе начинается с «главного урока» (1 час, 40 минут). В течение длительного времени (от 2-х до 4-х недель, но в старших классах бывает и по 1-й неделе) содержание главного урока составляет какой-то один школьный предмет (история, физика, биология и т.д.). Материал выстраивается логично, концентрированно, углубленно - своего рода метод погружения .

Предметы, которые требуют постоянных упражнений, - языки, математика, а также предметы эстетического цикла, физкультура, эвритмия - выстраиваются по недельному графику .

Вальдорфская педагогика имеет экологическую направленность, в широком смысле слова. Целостное представление о жизни природы, ее закономерностях формируется не только за счет знаний, но и через опыт переживания природных явлений. Совмещая научный и художественный подход к явлениям действительности, учитель старается дополнить физическую картину мира явлений природы ее поэтическим или художественным изображением. Т. о. элементы искусства играют существенную роль в самом учебном процессе. Рассказ учителя - законченный текст образного характера, оформление тетради эпохи по предмету, исполнение музыкальных произведений, связанных с преподаваемой темой, поэтическое воплощение явлений физического мира (астрономия, физика и поэзия, математика и гармония стихотворных ритмов и т.п.), рецитация (хоровое чтение различных текстов) и т.д. В начале ХХ века Р. Штайнер почувствовал исходящую от возрастающей индустриализации жизни опасность для духовного здоровья человека . Уже тогда дети, живущие в больших городах, не имели представления о человеческом труде в его первозданном значении. Сейчас - тем более. Как сажают, растят, собирают и пекут хлеб или цветы? Как строят дом или плетут корзины? Быт, окружающий современного ребенка, настолько автоматизирован и далек от природы, что дети не имеют представления об элементарных навыках человеческой деятельности. Восстановить эти связи и пытается вальдорфская школа: один из главных принципов - связь с жизнью, установление соотношений между научными знаниями и жизненным опытом. Поэтому столь большое внимание уделяется практикам: садоводческой, лесоводческой, сельскохозяйственной, социальной.

Обучение в школе носит творческий, поисковый характер как со стороны учеников, так и (прежде всего!) со стороны учителя. До 7-8 класса, классный учитель (т.е. основной учитель этого класса, его классный руководитель, организатор, воспитатель и т.д.) ведет по возможности большинство предметов.

Именно этот человек воплощает собой гармоничное совмещение и соединений разных дисциплин, осуществляет собирание потоков информации, интегрирует живопись, письмо, музыку, эвритмию и др. в ярком образе своего урока. Классный учитель досконально знает детей своего класса, поэтому может учитывать особенности восприятия того или иного ребенка, наблюдая его в течение дня на разных предметах и в разной деятельности. Это очень сложно для одного человека, но дает эффект, не достигаемый в рамках предметного обучения обычной школе, когда ребенок, учитель и предмет отчуждены друг от друга .

Вальдорфская школа - это, прежде всего, гуманная школа, «школа в интересах ребенка», когда не ребенок для школы, а школа для ребенка. Т. е. здесь ребенок имеет право оставаться ребенком. Это отличает вальдорфскую школу от традиционной государственной, которая во многом напоминает учреждение, цель которого выдача информации и контроль - оценка результата усвояемости этой информации; здесь процветает конкуренция достижений, соревновательный дух, селекция.

Критика Вальдорфских школ

В очень многих работах Штайнер противопоставляет свою духовную науку, не пользующуюся, однако, никакими научными методами исследования и базирующуюся целиком на его «ясновидении», общепринятому естествознанию, считая как раз его несостоятельным, например: «Тот, кто сегодня возьмет в руки книгу, имеющую хоть какое-нибудь отношение к психологии, обнаружит, что в подобных сочинениях уже нет реального содержания… Создается впечатление, что психологи просто играют понятиями» . Или: «Вся абстрактная болтовня, которую мы встречаем сегодня в психологических книгах и в психологических объяснениях, исходящих от сегодняшней науки, … не более чем документ о невежестве наших философов, ничего не знающих о действительной взаимосвязи душевного с телесным» .

В своих трудах Штайнер многократно подчёркивает, что только его представления о человеке и мироздании единственно верны: «…Наука с неизбежностью впадает в заблуждения, если не будет следовать руководству оккультной науки, которая всегда укажет ей правильный путь к тому, что может быть открыто с помощью физического исследования» ; «Все обучение в будущем должно быть построено на реальной психологии, почерпнутой из антропософского миропознания»; «Внешней науке нечего сказать об этом; ответ может дать только антропософски ориентированная наука» .

У вальдорфской педагогики, как у любой идеи, есть не только сторонники, но и критики. Вот что писал о Штайнере русский философ Н. Бердяев: «Редко кто производил на меня впечатление столь безблагодатного человека, как Штайнер. Ни одного луча, падающего сверху. Все он хотел добыть снизу, страстным усилием прорваться к духовному миру… Некоторые антропософы производили на меня впечатление людей одержимых, находящихся в маниакальном состоянии. Когда они произносили «доктор (Штайнер) сказал», то менялось выражение глаз, лицо делалось иным и продолжать разговор было нельзя. Верующие антропософы гораздо более догматики, гораздо более авторитарны, чем самые ортодоксальные православные и католики…» .

Семен Франк: «В двух формах происходит, в области учений о душе, устранение научного знания: в форме наивной фальсификации науки через безотчетное, сумбурное ее смешение с религией и мистикой и в форме сознательного отрицания науки. Первое мы имеем в столь популярных ныне оккультических и теософских учениях о душе, которые сами именуют себя сокровенной наукой («Geheimwissenschaft» Штейнера!)… За всем тем остается несомненным, что так, как по большей части ведутся исследования этого типа, они представляют невыносимую смесь объективных наблюдений с субъективной фантастикой и, главное, основаны на грубейшем смешении науки с мистикой, одинаково искажающем ту и другую и ведущем к каком-то противоестественному супранатуралистическому реализму» .

Еще один русский философ и педагог, блестящий знаток европейской философии Василий Зеньковский замечает, что: «Штейнер всецело во власти сумбурного подсознания, его сознательная мысль архаична и инфантильна, для научно-философского и мистического эзотеризма он вечно остается непосвященным. Штейнер грезит и видит сны; но бывают «вещие сны» и бывает бред. Примером такого бреда может служить христология Штейнера» .

Николай Лосский: «Все это учение переполнено сведениями о природе Солнца и различных планет, о различных духах, населяющих их, о влиянии на душу умершего человека, сведениями явно фантастическими, выходящими за пределы доступного человеку опыта и обнаруживающими свою несостоятельность, поскольку некоторые из них противоречат общим достоверно известным принципам строения мира. Например, Штейнер утверждает, что горящие газы находятся только на периферии Солнца, а внутри его нет ничего материального, даже пространства. Трудно понять, как мыслит человек, способный говорить о шаре, у которого периферия пространственна, а внутренность не то чтобы пуста, а совсем не пространственна!» .

Отношение Ивана Ильина к антропософии высказано в его письмах: «Уничтожающее дружное противодействие нас всех системе Штейнера, [которая] через насилие над душами своих адептов чинит насилие над добрым именем и честью всех мыслящих свободно - есть наш общий безусловный долг и акт самосохранения!… [Нужно организовать] дружное противодействие против лже-идейного первоисточника, т.е. против организованной анти-культуры штейнерианства, ибо иначе последуют без числа и меры новые факты попрания личностей и идей… Выдвигаемая Штейнером «Антропософия» - учение враждебное и настоящей философии, и подлинному искусству» .

«В одном из писем Блоку А. Белый пишет, что в 1904 году Булгаков сказал ему: «Теософия это еще ничего. Сейчас нас ожидает уже настоящая тьма - Штейнер!» .

Т. о. духовность и «высшие миры» Штайнера чужды русскому менталитету, вот уже тысячу лет воспитывающемуся на христианских идеалах. К тому же у нас есть немало своих замечательных педагогов, таких как Пирогов, Одоевский, Ушинский, Тихеева, Водовозова Макаренко, Сухомлинский, Амонашвили и др., идеи и методы воспитания которых не мешало бы почаще вспоминать и претворять в жизнь.

Конечно, для тех, кто придерживается мировоззрения Штайнера, вальдорфская педагогика имеет право на существование.

Утверждая, что антропософские взгляды не прививаются ученикам, Карлгрен (повторяя Штайнера) много говорит о свойственной детям подражательности окружающим их взрослым: «Разве так уж неестественно, что влияние некоторых учителей на детей … простирается вплоть до области мировоззрения. … Конечно, вальдорфские учителя… не в силах противостоять тому, чтобы их ученики бездумно перенимали у них … весь строй мыслей, ведь любое воспитание - это в определённой мере влияние». Это при том, что все учителя должны быть убеждёнными антропософами (прим. автора). «Главное, чтобы педагоги, неизбежно влияя на учеников, … всё же способствовали развитию, совпадающему с их собственными личностными пристрастиями» (Карлгрен) .

«Когда говорят о вальдорфской педагогике, то речь идет об образе жизни. Специфической особенностью вальдорфских школ является то, что все члены корпорации видят одну и ту же духовную цель. Стало правилом, что учителя не могут исполнять своих обязанностей без тщательного изучения человековедения Р. Штейнера и без внутренних усилий, которых требует антропософский путь развития» (Карлгрен) .

Итак, и дети, и учителя должны приобрести не просто знания о религии или антропософии - но пережить соответствующий религиозный опыт: «Надо дать детям приобрести религиозный опыт» . «Один раз в неделю для детей устраивается религиозное действо, которое ввел Рудольф Штейнер» .

Учителю изучение оккультной доктрины Штейнера должно помочь, в частности, тем, что он должен научиться распознавать в детях опыт их прошлых инкарнаций . В самих «вальдорфских школах принято свободное христианское религиозное обучение» (там же). «С первого по четвертый класс преподавание строится на основе рассказов, пробуждающих почитать Господа Бога, Божественное в природе» .

Итак, к силам, оказывающим формирующее воздействие на физические органы, принадлежит та радость, которую ребенку дарит его окружение: ласковые лица воспитателей и, прежде всего, искренняя, непритворная любовь. Любовь, своим теплом согревающая физическое окружение, в подлинном смысле слова - как наседка яйца - высиживает формы физических органов .

И это различие заключается не только в том, что один учитель более умелый или применяет те или иные педагогические приемы; главное, что влияет на процесс обучения: какие мысли он в себе носит, с какими мыслями входит в класс. Учитель, занятый мыслями о становлении человека, влияет на учеников совсем иначе, чем учитель, который об этом никогда не думает.

Мы живем в эпоху, когда должны быть изжиты любые апелляции к эгоизму, - если только человечество не хочет и дальше следовать тем же путем упадка культуры, по которому оно движется сегодня.

мы должны иметь в виду, что работаем над чувством, представлением и волей следующего поколения. Мы должны привлечь это поколение для определенных задач человеческого будущего . В жизни имеет цену не готовое знание, но работа, которая подводит к готовому знанию; и в педагогическом искусстве эта работа обладает совершенно особой ценностью .

Воспитание в детях чувства прекрасного и соответственно этому восприятие хороших поступков как прекрасных и дурных - как отвратительных.

Некоторые положительные моменты есть: воспитание чувства прекрасного, индивидуальный подход, любовь к детям. Но это неоднократно высказывали многие педагоги и до Штайнера, так что тут он Америку не открыл.

Такой антропософский взгляд: «Человеческая индивидуальность («Я») берёт начало из сверхчувственных миров и … привносит с собой определённые наклонности, которые никоим образом не вытекают из наследственности, не берутся из окружающей среды…» прямо противоречит современным знаниям психологии. Противоречит науке и является религиозным по сути признание идеи реинкарнации: "…в некоторых ситуациях получаешь непосредственное и сильное впечатление, что находишься перед проявлениями такой человеческой сущности, которая исходит из предшествующей земной жизни». Но для меня слово «наука» звучит вполне определенно. В науке принято демонстрировать все методы, с помощью которых ты пришел к своим результатам. Эти методы должны быть признаны и используемы другими учеными (причем независимо от их личных религиозных позиций). Любой результат в науке должен быть воспроизводим другими исследователями, и тем самым проверяем .

Итак, первые вальдорфские инициативы возникли у нас еще на заре перестройки. Потом - многочисленные семинары, лекции зарубежных доцентов, основание Семинара по подготовке учителей, первые выпускники-учителя с дипломами.

Вальдорфские школы работают по принципу «неопережения» развития ребёнка, но предоставления всех возможностей для его развития в собственном темпе. При оборудовании школ отдается предпочтение натуральным материалам и неготовым игрушкам и пособиям (в первую очередь для развития фантазии детей). Большое внимание уделяется духовному развитию всех участников учебно-воспитательного процесса. Учебный материал подается блоками (эпохами), но день на всех этапах обучения (от яслей до семинарий) разделён на три части: духовный (где преобладает активное мышление), душевный (обучение музыке и танцу), креативно-практический (здесь дети учатся в первую очередь творческим задачам: лепить, рисовать, вырезать из дерева, шить и так далее).Ритм дня может быть подчинен тому предмету, блок которого сейчас в изучении (например, если изучают математический материал, детям предлагают «увидеть» его во время танца или при шитье). Кроме того, учебный материал даётся с учетом соответствия развития ребёнка и развития исторического общества. (Например, в 6 классе, когда у детей формируется представление о справедливости и государственности, проходят историю Римской империи, а в 7 классе, в период начала полового созревания, проходят средневековье, с его ярко выраженной мужественностью (рыцари) и женственностью (дамы). При этом дети ставят спектакли, участвуют в турнирах, танцуют и даже ездят в города со средневековыми крепостями .


Заключение


В нашем быстро меняющемся и нестабильном мире человек все чаще должен проявлять инициативу, гибкость и ответственность. Выпускники вальдорфских школ зарекомендовали себя как находчивые, творческие люди, способные достойно справляться с трудностями, которыми изобилует сегодняшняя действительность. Во многих отношениях они могут считать себя гражданами мира.

В вальдорфские школы в Европе попадают чаще ребята, чьи родители осознают глубокую ответственность за образование своих детей. Это и является основной причиной некоторой тенденции к элитарности этих школ в европейских странах, таких как Швеция, Германия, США, Австрия, что противоречит их первоначальному замыслу. В России эта проблема может встать особенно остро, если учесть идейную направленность родителей, имеющих средства для оплаты обучения в негосударственной школе. Вальдорфская школа не ставит перед собой узко специальной цели, например, подготовки в вуз, но стремится дать целостное, широкое образование, необходимое любому человеку в современном мире, независимо от того, какую профессию он для себя выберет. Поэтому среди бывших вальдорфских учеников, как показывают социологические исследования, есть представители всех профессий: от актеров и музыкантов, до инженеров и фермеров, врачей и священников. С педагогически-социальной точки зрения, крайне важно для взаимопонимания людей в обществе, чтобы в одном педагогическом сообществе - классе, школе - учились бы вместе молодые люди, которые впоследствии будут работать в самых разных областях жизни.

Ясно, что такая модель общеобразовательной школы, не искусственно, но целостно соединяющей в себе гуманитарную и естественнонаучную линии (народную школу, гимназию и реальную школу), развитие индивидуальности и социализацию с учетом формирования человека в целом, нуждается в серьезном педагогическом обосновании. В этом «целом» образование в сегодняшнем понимании этого слова является лишь одной составляющей и, быть может, не самой главной. Например, соматическое, психическое и личностное (духовное) здоровье детей и молодежи как составная задача школы - не просто декларируемые, а выражающиеся в конкретных формах организации преподавания и содержания образования - нравственное развитие, а также ориентация на социальные ценности должны составлять приоритет, а не являться чем-то несущественным по сравнению с выполнением государственных стандартов образования, сориентированных главным образом на сдачу экзаменов, то есть на чисто интеллектуальное усвоение. Расширение понятия образования - это ценнейший вклад, которым может внести вальдорфская педагогика в развитие отечественной школьной системы.


Список литературы


1.Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. М., 2006. - 243 с.

.Арапов М. Что такое вальдорфская школа. Москва. Журнал «Курьер» 2007, №5.

3.Бердяев Н.А. Теософия и антропософия в России. // Типы религиозной мысли в России. Париж, 1989. [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]:

#"justify">. Виноградов Д.М. перевод с немецкого Рудольф Штайнер. Эзотерическая антропология

.Виноградов Д.М. перевод с немецкого учебного курса лекций для преподавателей Свободной вальдорфской школы, прочитанных в 1919 году в Штутгарде, М., Персифаль, - 2005.

6.Гаврюшин Н.К. В спорах об антропософии. Иван Ильин против Андрея Белого. // Вопросы философии. 1995, №7.

.Загвоздкин В.К. Рудольф Штайнер основатель вальдорфской педагогики. Биографический очерк. Москва. Журнал «Человек» 2008, №1.

8.Загвоздкин В. О вальдорфской педагогике и ее критиках // Человек. 2006, №1.

9.Ежемесячный электронный журнал «Педагогическая наука юга России» [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]: #"justify">.Калгрен Ф. Воспитание к свободе. Педагогика Рудольфа Штайнера. Издательство Московского Центра вальдорфской педагогики. Москва - 1993. - 270 с.

11.Лосский Н.О. Учение о перевоплощении Интуитивизм, М., 1992. - 302 с.

12.Михайлов Н. Очерк жизни и деятельности Иоганна-Фридриха Песталлоци

.Педагогическая наука юга России Ежемесячный электронный педагогический журнал. - #"justify">.Сайт Московской вальдорфской школы [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]: #"justify">.Сайт Санкт-Петербургской вальдорфской школы [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]: #"justify">16.Сборник статей о Вальдорфской педагогике [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]: #"justify">.Сумнительный, К.Е. Западноевропейские педагогические системы: теоретическое осмысление и практика применения во второй половине ХХ века [Текст]: монография / К.Е. Сумнительный, М.: «Научная книга», 2008. - 240 с.

18.Трапезников Т.Г. перевод издания: Рудольф Штайнер. Очерк тайноведения. Издательство «Духовное знание» Москва, 1916. Издательство «НОЙ» 1992. - 257 с.

.Рудольф Штайнер. Антропософские руководящие положения. Путь познания антропософии. Мистерия Михаила. «Антропософия» Москва - 2006

.Рудольф Штайнер. Воспитание ребёнка с точки зрения духовной науки. М. - «Парсифаль» 2005. - 240с

.Штайнер Р. Общее учение о человеке как основа педагогики. М - «Парсифаль» 2005. - 320 с.

.Штайнер Р. Познание и посвящение. (Две лекции 1922 г.). - М., Центр вальдорфской педагогики, 1992 - 47 с.

23.Штайнер Р. Происхождение и цель человека. Основные понятия духовной науки. Внутреннее развитие человека. Берлин, 1904. - 280 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Такое направление в педагогике, как вальдорфская школа , существует уже более ста лет. И в последние годы идеи Рудольфа Штейнера, основателя данной образовательной методики приобретают все большую популярность в России. Хотя до Европы нам пока далеко - в Германии, Швейцарии. Великобритании и других западных странах множество родителей мечтает отдать ребенка в вальдорфский детский сад или школу, полагая, что именно там их малыш будет чувствовать себя наиболее комфортно, развиваясь в абсолютно естественных условиях.

Русские же родители относятся к подобным спорным методикам более критично и недоверчиво. Но в любом случае вальдорфская педагогика, как и любая другая школа, имеет своих сторонников, обладает рядом положительных особенностей и имеет право на существование. Мы с Вами постараемся разобраться в основных преимуществах данной школы, а также определить, какими недостатками обладает вальдорфская педагогика Штайнера.

Основным отличием вальдорфской школы от обычной является идея о том, что детство - это не короткий период времени, который нужно максимально использовать для развития и обучения ребенка, как полагает большинство традиционных методик. Это уникальное время, которое дети должны использовать для игр, развития своих творческих способностей и духовного потенциала. Малыши обладают безграничными возможностями, которые они должны реализовать в ранние годы. Поэтому не стоит отвлекать их изучением алфавита, счетом и математикой. Такие логические предметы изменяют их сознание, заставляя мыслить абстрактно, в то время как их естественное мышление направлено на всестороннее исследование окружающего мира.

Конечно, на первый взгляд это выглядит шокирующе. Не каждому родителю удастся спокойно наблюдать за тем, как его ребенок до третьего класса не имеет ни малейшего представления о буквах, слогах, счете и вообще еще ни разу не держал ручку в руке. Но если следовать принципам вальдорфской педагогики, то по окончании школы можно увидеть хороший результат. Дети владеют школьной программой не хуже остальных, при этом они очень креативно мыслят и намного лучше других умеют работать в команде. Им неведома зависть, они не боятся сделать ошибку. Такие люди достигают значительных успехов в выбранной профессии и создают счастливые семьи.

Принципы вальдорфской педагогики

1. Нет раннему развитию интеллекта. На первый взгляд это кажется странным, ведь мы привыкли к тому, что с малышами нужно начинать заниматься как можно раньше. Но вальдорфская педагогика объясняет это тем, что обучение детей абстрактным дисциплинам нужно начинать лишь тогда, когда полностью сформировался их эмоциональный мир. И с этим сложно поспорить, особенно если учесть, что выпускники вальдорфских школ довольно успешно поступают в выбранные ими вузы, а это значит, что в результате они полностью усваивают всю программу.

2. Никаких оценок. Соревновательный момент в вальдорфской школе полностью отсутствует. Дети обучаются в комфортной для них атмосфере, осваивая материал в удобном для них темпе. При этом знание, как таковое, не является целью обучения. Прежде всего, малыши должны наслаждаться процессом общения со сверстниками и с воспитателем. Детский коллектив в вальдорфской школе очень сплоченный, и отношения между детьми и преподавателями очень доверительные. Но в то же время на плечи педагогов ложится огромная ответственность, ведь именно они должны стать для детей таким образцом, на который им хотелось бы равняться, и который стимулировал бы их самосовершенствоваться.

В России многие родители склонны опасаться, что такое слишком мягкое отношение в школе может «распустить» и без того разбалованных детей. Поэтому в нашей стране более популярна вальдорфская педагогика в детском саду, а далее родители отдают детей в школы с более строгой дисциплиной, а также с более напряженным графиком обучения и контроля. Возможно это правильное решение, хотя здесь многое зависит от характера и темперамента ребенка, а также от отношений и типа воспитания в семье. Некоторым малышам вальдорфская школа наверняка бы пришлась по вкусу, особенно тем, что совершенно не дружит с точными науками, отличается креативом, а также увлекается народным творчеством.

3. Особое пространство. Группы в вальдорфских садах и школах не предполагают слишком большой переполненности, максимум 20 человек. При этом в одном коллективе за одним занятием объединяют деток разных возрастов. Пространство в подобных группах организовывают таким образом, чтобы ничего не подавляло свободного развития детей – никаких компьютеров, телевизоров и плееров. Только натуральные материалы и естественные цвета. В этом методика Штейнера схожа с .

4. Развитие фантазии Особое внимание в вальдорфской педагогике уделяется художественной деятельности детей. Они много рисуют, лепят, мастерят. При этом даже игрушки, которые они используют для игр, лишь отдаленно напоминают определенные предметы. Например, вместо кукол девочки используют особым образом перевязанные и украшенные платочки, а вместо конструкторов малыши используют веточки, камушки, шишки или, например, ракушки.

5. Гармония души и тела. Вальдорфская школа рассматривает каждого отдельного ребенка, как целостную личность, которая должна сбалансированно развиваться во всех направлениях – интеллектуальном, эмоциональном, социальном и физическом. Поэтому дети не только занимаются по общеобразовательной программе, но также готовят вместе с преподавателем, содержат собственный огород, вместе убирают и оформляют классную комнату. Сколько времени у детей остается на другие занятия – это уже другой вопрос. Многие родители предпочитают, чтобы их ребенок после 6 уроков школы шел в спортивную секцию или в музыкальную студию. Но это опять же на любителя. Некоторым родителям хочется, чтобы их ребенок особо не напрягался и учился тому, что пригодится ему в дальнейшей жизни.

6. Нет слову «нет». Любая инициатива должна поддерживаться. Останавливать ребенка можно лишь в том случае, если его действия могут принести вред окружающим, ему самому или повредить вещи. В остальных случаях воспитатель должен сделать все возможное, чтобы ребенок воплотил в жизнь свою идею. Такой принцип кажется немного странным, ведь невозможно разрешать маленькому ребенку буквально все. Но в то же время, как часто родители оказываются уж слишком строгими и запрещают детям слишком многое. Вальдорфская школа учит нас тому, что чем реже ребенок слышит слово «нет», тем значимее оно становится для него.

Теперь, рассмотрев некоторые преимущества и недостатки вальдорфской педагогики, Вы сможете сделать осознанный выбор, отдавать или не отдавать ребенка в подобную школу. А может быть, Вы просто откроете для себя полезный опыт школы Штейнера и будете использовать данные знания в своей собственной методике воспитания детей.

Дорогие читатели «ШколаЛа», здравствуйте! Сегодня тема для обсуждения непростая.

  1. Во-первых, вопрос не очень хорошо изучен в России.
  2. Во-вторых, среди более-менее что-то знающих много сторонников, но немало и противников.
  3. В-третьих, дать какие-то рекомендации и подвести итоги не получится.

Заинтриговала? Скажу больше: вместе с вами буду разбираться сама.

Что такое вальдорфская школа слышали? Наверное, отдалённо. А на самом деле это направление в педагогике существует уже почти сотню лет, из которых добрых 20 известно в России.

План урока:

Откуда взялась вальдорфская система образования?

Особое обучение появилось в Германии в период послевоенного кризиса, когда нужно было найти новые пути воспитания. Малообеспеченные дети в то время могли обучаться только элементарным знаниям в народных школах. Гимназии преподавали исключительно гуманитарные дисциплины, особо не вникая в реалии жизни. Училища готовили сухих технарей, не способных говорить на иностранных языках, но хорошо владеющих руками.

Австрийский мыслитель Рудольф Штайнер решил создать такое образование, которое могло бы научить всему и сразу, при этом предлагал соединить человеческое и духовное, через мышление открыть саморазвитие и духовное сознание. Так как был эзотериком.

Первая школа появилась в 1919 для детей рабочих сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория», чтобы выпустить квалифицированные кадры. Оттуда и пошло название вальдорфская. Постепенно в новую образовательную систему влились и другие слои населения.

К 1938 году вальдорфская методика появилась в США, Британии и Швейцарии. По духовной системе начали учить в голландских, норвежских, австрийских и украинских школах.

Сегодня в России насчитывается чуть больше 20 школ в таких городах как Москва, Санкт-Петербург, Ухта, Красноярск, Ижевск и других.

Многие европейские родители мечтают отдать ребёнка на воспитание в детсад или школу с вальдорфским уклоном, считая, что там он будет «как рыба в воде». Российские мамы и папы относятся к нововведению с недоверием. Почему?

Что преследует Штайнер?

Проблема восприятия такого образования в том, что основатель вальдорфского учения в основу методики положил антропософию. Заумно, правда? Такая философия – одно из направлений учения о том, что человеческая душа и божество едины. Попахивает религией.

Суть обучения – раскрыть возможности через чувства. Главной задачей является сохранение беззаботного ощущения детства. Поэтому основное отличие вальдорфской школы от традиционной – максимальное использование счастливых лет не для обучения, а для игр и творчества, раскрытия духовного потенциала и исследования окружающего мира.

Вальдорфский метод воспитания ребёнка основан на психологии и эмоциональной поддержке взрослых, которые находятся рядом. Для этого учителя – наставники духовного общения проникают в мысли и переживания.

В принципе, ничего пугающего. Все мы, взрослые, стремимся к тому, чтобы нашим детям было душевно и комфортно и стремимся к тому, чтобы они творчески гармонично развивались.

Что же такого особенного преподносят ученикам вольдорфской школы, чтобы петь ей оды и выносить на строгий суд? Вот основные принципы преподавания по Штайнеру.

Запрет на ранее развитие

Вижу округлённые глаза родителей, которые стремятся, чтобы ребёнок читал-считал-писал уже лет в пять. На это у школы есть ответ: обучать детей абстрактным предметам нужно только после того, как «устаканится» их эмоциональный мир.

Именно поэтому в вальдорфской школе до второго класса не учат букв, не считают и не пользуются канцелярской ручкой. Сначала они рисуют, чтобы набить руку. И лишь второклашки начинают писать, причём как в старые добрые времена. Сначала палочками на воске, потом чем-нибудь острым на бересте, потом гусиными перьями. Конечно, интересно, но для меня, например, напоминает прошлый век. Как бы не отстать от современности.

Среди главных уроков в начальной школе – языки, живопись, письмо, математика. Все другие дисциплины подключаются в более старшем возрасте. Урок состоит из музыкальной части, рабочей и подвижной игры. Изучение главного предмета идёт эпохами – по три недели, в течение которых происходит углублённое изучение чего-то одного и опосредованно — всего остального.

Учимся без оценок

В школе до 8 класса нет отличников и двоечников. Просто оценок нет. Материал каждым осваивается в удобном темпе. Знание в полном его смысле, как мы привыкли, – не самоцель. Контрольных нет, экзаменов нет. Так что здесь лет до 10-12 с усердием не учатся, пока, как говорят сами вольдорфовцы, «астральное тело не созреет».

В общем, вначале один космос. Лишь с девятого класса начинается оценивание успеваемости, а потом как у всех ЕГЭ.

Здесь важный момент – персона учителя, как тот идеал, к которому должны стремиться ученики. Ведь первые 8 классов ведёт все предметы один педагог. С одной стороны, неплохо. Но тут на плечи организаторов ложится непомерная ответственность таких идеалов подобрать, чтобы с них можно было картины писать. Время-то гимназий, где трудились интеллектуальные образцы воспитания царской эпохи, давно прошло.

Может ли сегодня один человек одновременно хорошо знать математику, письмо, историю, географию, физику и астрономию, чтобы её преподавать?! Судя по вальдорфскому обучению, может.

Нельзя говорить «Нет!»

Вальдорфские дети могут всё, ну или почти всё, что не причиняет вред окружающим. Каждая инициатива поддерживается, прикладываются все усилия, чтобы ученик воплотил в жизнь свои идеи. Да, хорошо, ведь очень часто взрослые своими запретами ставят жирную точку в детской инициативе.

Здесь приветствуют фантазию и делают ставку на художественную деятельность. Дети рисуют, поют, играют на музыкальных инструментах, ставят театральные постановки. И всё делают вместе — садят огород, готовят еду, прибирают класс, готовятся к праздникам. Одна большая семья.

Особенность пространства

Здесь нет ни компьютеров, ни телевизоров, всё из натуральных материалов и естественных природных цветов. Вот у меня сразу вопрос: а как такой идеализированный ребёнок будет справляться с шагающим семимильными шагами прогрессом и не разочаруется ли он при встрече с обыденной жизнью? Жить-то ему предстоит в обычном, невальдорфовском мире.

Почему нужно ограничивать ребёнка в полноценном познании всего мира и знакомить только с духовной частью?

Что думают люди?

Задумались? И я. А не даст ли такая свобода плоды вседозволенности? И где та самая дисциплина, которая давно апробированным методом «кнута и пряника» приводит к поставленной цели? Как бороться с элементарной детской ленью, когда не напрягают? Вопросов много. Поискала отзывы о вальдорфском воспитании.

Вот что думают об этом обычные родители.

  • Как быть, если нужно будет перевести ребёнка в обычную школу? А оценки? А освоение программ? Невозможно сразу понять, успеваети ученик по всем предметам. А ещё в вальдорфской школе учатся дольше – целых 12 лет! Поэтому таких особенных деток берут при переводе в простую школу на класс ниже: например, из 6 только в 5-ый. Да и как превращают вальдорфскую характеристику в пятибальную систему для простой школы — большой вопрос.
  • Попахивает сектой, где осуждаются дополнительные занятия вне учреждения. Только идеализированное и оторванное от реальности в пределах дозволенного школой. Многие мамы отмечают эзотерическо-мистическую направленность.
  • Грань предоставления свободы настолько тонка, что часто со свободолюбивыми воспитанниками духа «пуп Вселенной» по мере взросления становится тяжело справляться. Когда ребёнку было всё можно, ему трудно от общества вдруг слышать «нельзя».

Я же лично сделала простой вывод для себя. Такая школа имеет место быть, но не для всех детей. Если вашего ребёнка природа одарила творческими способностями, то это хороший вариант для их развития в комфортной обстановке. Они не будут завистливы, не побоятся сделать ошибку и будут креативно мыслить, а также им будет легко работать в коллективе.

Но ежели ваше дитя – чистой воды технарь, то туда дорога вам закрыта, не потянет он потом ни один физмат! Точные науки там на вторых ролях.

В вальдорфской школе есть, что взять. Это уважение к личности ребёнка и бережное отношение к не возвращающемуся обратно детству. А как это брать, поступая в учебное заведение или факультативно дома — решать вам.

А давайте теперь посмотрим как проходит урок музыки в вальдорфской школе. И, вы знаете, это действительно урок МУЗЫКИ!

Надеюсь, что немного смогла открыть вам тайну вальдорсфского образования. Жду комментариев, очень интересно, что вы об этом думаете.

Всего вам доброго!

Всегда ваша, Евгения Климкович

Доброго времени суток, дорогие читатели! Пишу вдохновленная и одновременно озадаченная. Сегодня мне посчастливилось прочесть один удивительный отзыв о вальдорфской школе. Ранее, кажется, я что-то слышала о ней, но, то, что я узнала сегодня – повергло меня в шок!

Система образования в таком учреждении сильно отличается от привычной программы обучения. Причем оказалось, что есть также и детские сады с одноименным названием. И они также отличаются от обычных детских заведений. Каких же принципов придерживается вальдорфская школа, что это такое? Давайте разбираться!

Большая часть родителей придерживается мнения, что школа должна держать ребенка в узде. Ровно также, что школа должна учить. И это вполне нормально, ведь это устоявшееся суждение.

Я многое прочла про вальфдорскую школу (методика Штайнера ). Спрашивала у людей, которые имели к ней хоть какое-то отношение. В чем разница-то? Оказывается, в данной школе обучение проходит по принципу «желания». Ребенка не заставляют сидеть над учебниками, а дают возможность выбора.

Выходит, что основное отличие вальдорфской школы от общеобразовательной в том, что она направлена на развитие творческой стороны ребенка.

В этой школе вы не увидите телевизоров или компьютеров. Здесь дети не пользуются телефонами. Все игрушки сделаны из натуральных составляющих. Дети мастерят своими руками с первых классов невероятные поделки. Кстати, именно натуральный состав игрушек делает вальдорфскую школу схожей с методикой Монтессори. Но, сейчас не об этом.

Многие родители отметили, что есть в этой школе что-то эзотерическое. Что-то волшебное, невозможное, удивительное. И это «что-то» так и манит детей каждый день идти в школу. Неожиданно, да?

Но ведь не бывает все так прекрасно. Правда? Я решила, что есть всё-таки какие-то подводные камни у данной системы образования. И оказалась права. Давайте рассмотри плюсы и минусы методики Штайнера.

2. Преимущества школы

«Не отнимайте у ребенка детство» — слышали такую фразу? Вальдорфская школа всеми руками «за».

Именно поэтому у школы множество своих особенностей, которые так привлекают родителей и детей:

  1. Основной упор в первых классах обучения делается на развитие личности ребенка. Дети в этой школе – центр вселенной. Каждый из них имеет свое мнение и право высказать его. Педагог, в свою очередь, пытается максимально поддержать ребенка и воплотить его мысль/идею/желание. Главное, чтобы это не навредило другим.
  2. В школе обычно изучается два иностранных языка. Причем обучение начинается с первых классов.
  3. В школе уделяется огромное внимание творчеству. Дети не только рисуют и поют (как это принято в обычных школах), но и играют на музыкальных инструментах, познают эвритмию (искусство художественного движения), танцуют, посещают театральные занятия.
  4. Отсутствую домашние задания.
  5. Праздник – святое. Пасха, Рождество, Новый год, масленица и другие праздничные дни отмечаются с размахом! Подготавливаются сценки, дети учат стихи и песни, мастерят своими руками подарки друг другу. Особое внимание – дню рождению. Вместо привычной раздачи конфет в начале урока – здесь целое торжество. Весь класс подготавливает подарки имениннику, читают ему стихи, дарят открытки.
  6. В школе все едины. Отсутствует дух соперничества. Здесь нет места зависти и злому умыслу. Нет лидеров и «изгоев». Благодаря этому класс превращается в один сплоченный коллектив.

Многие родители отмечают, что дети, воспитанные в данной школе – открытые и добродушные люди.

3. Недостатки школы

Есть несколько нюансов у данной школы, которые мне не совсем понятны. Например, детям не ставят оценки за их знания. Вместо этого на каждого ребенка заводится «тетрадь-характеристика». С одной стороны – отлично. Ребенок не находится «в погоне» за пятеркой. Знания, полученные не «по оценке» гораздо дольше остаются в голове. Но с другой стороны, так сложно оценить успеваемость.

Есть и другие «недочеты»:

  1. Трудности с переводом в другую школу. Оно и понятно, попробуй, переведи характеристику ученика в пятибалльную систему.
  2. Обучение в школе может длиться 12 лет, в то время как в обычной школе можно уйти после 9 класса в колледж или обучаться в целом 11 лет.
  3. Нет сильного упора на точные науки, поэтому зачастую выпускники такой школы – гуманитарии.
  4. Есть бесплатные вальдорфские школы, однако чаще – частные, а значит, платные.
  5. Сравнение с сектой. Некоторые родители отмечают, что атмосфера, которая царит в школе, слишком идеализированная и отрывает ребенка от реальности.

Чтению детей не обучают до второго класса. Впрочем, многие привычные для средней школы уроки здесь вводятся позднее обычного.

4. «Правила» школы

Есть у данной школы свой «изюм», который и делает её особенной.

И это – принципы вальдорфской педагогики:

  1. Здесь не принято говорить ребенку «нет». Ребенок может все! В пределах разумного, конечно. Бить другого ученика, крушить кабинеты и прочее ему не позволят. Но, чаще всего, здесь такого и не случается. Дети очень крепко между собой дружат.
  2. «Нет» преждевременному интеллектуальному развитию. Все должно идти своим чередом. Педагоги данной школы считают, что ребенок в начальных классах ещё не готов изучать трудные науки. На этом и не настаивают. Обычно лишь к четвертому классу начинается действительное обучение. Однако говорят, что именно к четвертому классу развитие детей вальдорфской школы выравнивается и уже ничем не отличается от детей из общеобразовательного учреждения.
  3. Учитель – авторитет. Причем один педагог ведет свой класс от самого начала и до конца. Первые восемь классов именно он будет обучать детей всем дисциплинам и лишь после девятого класса появляются другие педагоги. Детям, кстати, это нравится.
  4. Первый урок – главный урок. Утро детей данной школы начинается с важного предмета: математика, русский язык и так далее. После него обычно делается упор на творческое развитие ребенка.
  5. Отсутствие оценок. И детей это мотивирует. Их никто не пытается оценить. Никто не ставит «два», из-за чего у ребенка не появляется чувства никчемности.
  6. Особая атмосфера. В школе словно живет волшебство. Класс — как одна большая семья. Все праздники могут посещать родители и принимать в них активное участие, наравне с детьми и учителями.
  7. Отсутствие директора. Все школьные вопросы решаются на совете, участники которого: учителя, родители, воспитатели.

6. Перспектива в будущем

Если верить отзывам, большая часть детей абсолютно спокойно сдают экзамены, хотя, как я уже писала выше, здесь не делают акцент на интеллектуальном развитии ребенка.

Выпускники без труда поступают в высшие учебные заведения. Но чаще это творческая или гуманитарная профессия. Профессии, выбранные учениками – их любимые. Они посещают ВУЗы с удовольствием.

Также замечено, что дети из данных школ – открытые, счастливые, добродушные, креативные и творческие. Они легко находят язык с людьми разных мировоззрений и прекрасно умеют работать в коллективе.

В любом случае, только родитель сможет принять решение о том, подходит ли данная школа его ребенку или нет. Меня, например, очень вдохновляет мысль о том, что в данной школе своя гармония. Здорово, когда ребенок воспитывается и обучается в волшебном месте. И уж очень привлекает тот факт, что школа превращает любой праздник в сказку, где каждый ученик – очень важный и нужный персонаж. Впрочем, более подробную информацию можно узнать на сайте вальдорфской школы.

Посмотреть подробное видео о вальдорфской школе можно здесь:

Вальдорфская школа – педагогическая система, сформировавшаяся в Германии в начале ХХ века. Немецкий ученый Рудольф Штайнер по просьбе дирекции табачной фабрики в Штутгарте основал школу для детей работников предприятия. Штайнер, имеющий весьма широкий кругозор и издавший 300 томов научно-публицистических трудов (из которых 25 посвящены педагогике), создал принципиально новый тип учебно-воспитательного учреждения, - так называемую, свободную вальдорфскую школу. Суть вальдорфской педагогики заключается в том, чтобы развить способности каждого ребенка и помочь ему обрести веру в собственные силы.

В технологии вальдорфской школы нашло воплощение философское учение о том, что развитие способности к познанию, - путь к совершенству человека. Согласно этим взглядам, ребенок – духовное существо, которое развивает заложенные природой возможности в партнерских отношениях с педагогом.

Отсюда основные задачи вальдорфской педагогики:

  • воспитание чувств;
  • формирование художественного вкуса;
  • развитие умения творить на основе знания природы.

Вальдорфская технология сочетает интеллектуальный, эстетический и трудовой аспекты воспитания, обеспечивая межпредметные связи. Не менее важные стороны технологии – внимание к здоровью детей и коллегиальность в управлении школой.

Принципы вальдорфской педагогики

Вальдорфская педагогика обучения строится на основе следующих принципов:

  1. Гармонизация духовной жизни. Учителя уделяют равное внимание развитию чувств, мышления и воли.
  2. Преподавание «эпохами». Каждый блок (эпоха) длится 3 – 4 недели, обеспечивая постепенное наращивание знаний и обретение умений. К концу эпохи дети явно видят результат работы.
  3. Гармонизация социальной среды. Педагоги организуют обучение без принуждения и с учетом индивидуальности каждого ребенка.
  4. Личностный подход к ребенку. Безоценочная система обучения не позволяет детям разочаровываться в себе, нацеливает на дальнейшее развитие и способствует сохранению душевного и психического здоровья учащихся.
  5. Совместная деятельность. Приветствуется работа в группах, что воспитывает дружелюбие и толерантность, развивает взаимопомощь.
  6. Особые требования к преподавателю. Вальдорфская педагогика нацеливает учителей на постоянное развитие и самосовершенствование, справедливо полагая, что качественно воспитательно-обучающий процесс может проводить только развитый во всех отношениях педагог.

Вальдорфская школа: за и против

Вальдорфский метод становится все более популярным на постсоветском пространстве. Педагоги-последователи Штайнера и многие родители отмечают особую гуманность методики обучения, быструю адаптацию ребенка в социальной среде, царящую в учебном заведении атмосферу взаимопонимания и уважения. Подчеркивая результаты действия вальдорфской педагогики, обращают внимание на то, что выпускники школы отличаются творческими способностями, развитым воображением, способностью к самоорганизации и дисциплинированностью.

В то же время у вальдорфской школы имеются некоторые недостатки, самым значимым из которых является отсутствие цели подготовить ученика к следующей социальной ступени – поступлению в специальное или высшее учебное заведение, так как система знаний, полученных в данной школе, отличается от стандартной общеобразовательной.

Сейчас по всему миру действуют учебные заведения, объединенные и курируемые ассоциацией вальдорфских школ. Выбирая школу для собственного ребенка, обязательно задумайтесь, что вы считаете приоритетным в воспитательно-образовательном процессе, какими бы вы хотели видеть своего сына или дочь в будущем. Вполне возможно, что вашим представлениям о воспитании и обучении соответствует гуманная вальдорфская система.