Вальдорфская педагогика в домашних условиях. Вальдорфская школа

14.10.2019 Гепатит

вальдорфская педагогика ориентируется на личность ребенка. в этой педагогике нет специально разработанных приемов и занятий – это просто жизнь детей в особом семейном климате, благоприятном для развития внутреннего мира ребенка, и в особой обстановке, наполненной натуральными материалами, заряжающими жизненной силой и дающими толчок для фантазии: дощатые полы, столы и стулья, самотканые ковры на полах, тряпичные сшитые куклы, вязаные гномики, деревянные лошадки, соломенные бычки. вальдорфская система против раннего обучения детей, так как целенаправленное интеллектуальное развитие лишает ребенка детства и притупляет его интуицию и воображение. вальдорфская система делает акцент на приобщении детей к народной культуре, творчестве, духовном развитии и воспитании.

историческая справка

вальдорфская педагогика была основана рудольфом штайнером. в 1907 году он издал книгу «образование ребенка», в которой раскрыл основные принципы обучения. а 7 сентября 1919 года открыл первую школу, а затем и детский сад для детей, чьи родители работали на табачной фабрике «вальдорф-астория» в штутгарте (германия). именно от названия фабрики и произошло название методики – вальдорфская.

вскоре подобные детские сады и школы были открыты и в других городах германии, а также сша, великобритании, швейцарии, голландии, норвегии, австрии и венгрии и др. на данный момент по всему миру насчитывается около 2000 вальдорфских садов и 800 вальдорфских школ. в россии первые вальдорфские сады и школы начали появляться с 1990 года, в основном в них работали и работают православные педагоги, получившие специальную подготовку.

биография

рудольф штайнер (27.02.1861 – 30.03.1925) - немецкий ученый философ и педагог, видный деятель, родоначальник антропософии (науки о познании человеческой духовности). им было написано более 20 книг и прочитано около 6000 лекций, в которых затрагивалась религия, философия, наука, экономика, сельское хозяйство, образование, медицина и искусство.

ближайшей соратницей рудольфа штейнера была его жена - мария фон сиверс (14.03.1867 – 27.12.1948).

о вальдорфской методике

у рудольфа штейнера был свой взгляд на развитие детей. он одним из первых заявил, что детство – уникальный период жизни человека, а потому дети как можно дольше должны оставаться маленькими, а задача родителей и воспитателей - помочь им насладиться всеми прелестями раннего возраста.
вальдорфская система образования основана на уважении к детству и работает по принципу «неопережения», т.е. предоставляет ребенку возможность развиваться в собственном темпе.
цель вальдорфской педагогики - развивать природные способности каждого ребенка и укреплять его веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. во главу угла эта школа ставит не передачу знаний, воспитание.

главным содержанием работы в вальдорфском детском саду является освоение народной культуры и разнообразных видов художественной деятельности.

для вальдорфцев очень важно созвучие в ребенке души и тела. иными словами, ребенок – это целостный и гармоничный человек во всех проявлениях - интеллектуальных, эмоциональных, духовных, социальных и физических.

основные принципы организации детских садов и школ

дети-дошкольники. в вальдорфских садах разновозрастные группы для детей от 3х до 7 лет. таким образом, дети живут, как в одной большой многодетной семье. младшие ребятки стремятся подражать старшим, старшие учатся ухаживать за младшими. наполняемость групп - до 20 человек.

организация пространства. индивидуальность ребенка может развиваться свободно, если её ничего не подавляет. поэтому для создания радостной, спокойной и творческой атмосферы в вальдорфской группе организовано игровое пространство (столы, плетеные стульчики, вдоль стен стоят деревянные открытые полки, на них - корзины с шелковыми и хлопчатобумажными лоскутами и т.д.), подготовлено разнообразное оборудование (самодельные игрушки) и художественно оформлены помещения (стены и занавески – нежно-розового цвета, на стенах - панно из тканей и природных материалов, репродукции икон и картин, на столах – льняные скатерти и т.д.). вальдорфская среда не предусматривает наличие телевизора, радио и компьютеров.

Вальдорфские игрушки. вальдорфцы не признают пластмассовые, электронные и механические игрушки. предпочтение отдается упрощенным игрушкам исключительно из природных материалов. игрушки только намекают на свою возможную функцию и позволяют вариативно использовать себя в игре. считается, что именно такие рукотворные игрушки заставляют ребенка фантазировать, додумывать образы и придумывать с ними свои сюжеты. так, например, куколкой может стать завязанный по-особому носовой платок или веточка, листик дерева. строительным материалом здесьвыступают деревянные брусочки, поленья, чурбаны, спилы веток и стволов, шишки, желуди, каштаны, кусочки коры, камни, ракушки и т.п. руками воспитателей, родителей и самих детей создаются красиво сшитые куклы, гномы, животные, эльфы, набитые непряденой шерстью, вязаные куры и овечки, подвижные деревянные игрушки по типу загорских (кузнец стучит по наковальне) и т.п.

Воспитатель. в вальдорфском саду важны не столько знания, сколько общее самочувствие малыша, осознание им своего места в мире, развитие его индивидуальности. а всего этого можно добиться благодаря приятной атмосферы в группе, сплоченности детского коллектива и доверительных отношений с воспитателем, а всё это полностью зависит от личности самого педагога. поэтому к вальдорфским преподавателям особые требования – ведь они для своих воспитанников «образцы для подражания» и высший авторитет. воспитатели должны заниматься самосовершенствованием и следить за своим поведение, движениями, манерами и всем остальным.

Подражание. первые семь лет малыш постигает мир опытно - подражательным, а не рассудочным путем. взаимодействуя с родителями и другими людьми, играя, рисуя, кушая, ребенок подсознательно впитывает окружающую действительность и приобретает огромный опыт, который проходит через его руки, голову и сердце и закладывает основу его чувств, мыслей, поступков и стремлений. именно подражательный инстинкт и естественное любопытство, а не зубрежка и формальные требования взрослых сохраняют и приумножают в детях искреннюю любовь к учению.

Игровая деятельность. самой важной деятельностью для ребенка – является свободная игра. наверно ни в одном саду дети не играют столько, сколько в вальдорфском саду. при этом детям не задаются правила игр, они играют только в то, что им интересно (в основном это сюжетно – ролевые игры), а задача взрослых как можно меньше вмешиваясь в саму игру, а просто побуждать, поддержать и развить интерес ребят к игровой деятельности. помимо игровой деятельности дети подражают и помогают взрослым в ухаживании за садовыми растениями, варке компота, резке салатов, выпечке хлеба, пирогов и печенья, уборке группы и т.д. т.е. дети занимаются осмысленным, настоящим и полезным делом, получая тем самым широкое и глубокое представление об окружающем мире.

всему своё время. вальдорфские педагоги противники раннего целенаправленного обучения - они избегают нагрузок на память и интеллект детей. они считают, что от вложенных в ребенка готовых знаний нет никакого прока. процесс обучения должен быть тесно связан с индивидуальными, возрастными и духовными особенностями развития детей и выстроен так, чтобы определенные знания дети получали именно в тот период, когда им действительно это интересно. для маленького ребенка будет более естественным постигать мир в игре, через эмоции, а не изучать абстрактные понятия в виде букв и цифр. с детьми раннего возраста в вальдорфской системе в основном уделяется внимание лепке, развитию мелкой моторики, азам вышивания. а со старшими - пошиву игрушек, резьбе по дереву, обработке камня.

ритм и повторения. вся наша жизнь пронизана ритмом и повторениями (части суток, неделя, времена года и т.д.). и наши предки всегда жили в согласии с ритмами природы. поэтому в вальдорфской педагогике жизнь детей в соответствии с их ритмическими циклами - считается одним из условий их гармоничного развития. у последователей штайнера ритм дня представляет собой
чередование фаз «вдоха» и «выдоха». фаза «выдоха» - это свободная творческая игра ребенка, в которой он выражает и проявляет себя. она сменяется фазой «вдоха», когда дети впитывают в себя что-то новое, занимаясь с воспитателем. ритм недели состоит из чередующихся занятий – в понедельник дети рисуют, во вторник – лепят из воска, в среду – занимаются прядением, в четверг – пекут, в пятницу у них генеральная уборка. годовой ритм связан с изменениями погодных условий – весной дети делают грядки на садовом участке, летом – плетут венки из цветов, зимой – лепят из теплого воска. жизнь в ритме дает ребенку уверенность и спокойствие.

Занятия. при избытке умственной деятельности ухудшается здоровье детей, поэтому по вальдорфской программе в течение дня идет плавный переход от «трудовых» видов деятельности (шитье, вязание, прядение, валяние, резьба по дереву, обработка камня и металла) к «художественно-эстетическим» (живопись, музыка, лепка, игра на музыкальных инструментах, эвритмия (образная пластика), ритмические игры, гимнастика, традиционно-народные игры).

Индивидуальность. в вальдорфской системе все равны – тут нет «хороших» и «плохих» детей, «толстых» и «злых», отсутствует разделение детей по материальному, социальному, национальному, религиозному статусу, нет цифровых отметок (безоценочная система) и соревнований. данный подход позволяет детям наиболее полно раскрыть свои способности и избежать ощущения неполноценности.

Родители. в вальдорфской системе очень важна совместная работа родителей и педагогов, посвященная общей задаче воспитания. родители здесь - частые и желанные гости, и их инициатива всегда приветствуется – помощь в изготовлении игрушек, оформлении и уборке группы, активное участие в праздниках и т.д.

последователи штайнера берегут и поддерживают любую инициативу ребенка. у них существует только три причины, по которым можно отказать или запретить ребенку что-то делать:

Если выполнение желания ребенка может причинить вред ему самому.

Если его действия могут повредить другим.

Если могут пострадать какие-либо вещи.

при этом запрет взрослого должен быть четким, лаконичным и не допускающим возражений. тогда он будет действенным и ребенок поймет, что все в жизни происходит не по произволу взрослого, а подчиняется необходимым законам.

будние дни

как же проходит день в вальдорфском саду?

о приходе малышей воспитателя предупреждает колокольчик, подвешенный над дверь. педагог встречает ребенка, здоровается с ним за руку, что означает: «заходи, малыш, тебе здесь рады».

день начинается общим приветствием - «утренним кругом», который объединяет детей и позволяет каждому из них осознать своё место. с детьми проводится ритмическая игра-зарядка, где дети активно двигаются, топают и хлопают, читают стихи, поют песни.
затем идет свободная игра, тут дети могут строить из столов и стульев башни, дома, кареты; выкладывать из каштанов дорожки или заборчики; перевозить на тележке грузы; играть в «дочки – матери» (пеленать и кормить «голышей»); раскладывать камушки и шишки по корзинам и т.д.


воспитатели же сидят посреди комнаты за большим рабочим столом и, как и любая мать, исподволь наблюдая за детьми, занимаются «своими домашними делами». они шьют кукол, вяжут крючками мячики, плетут корзины, штопают носки, стирают белье или готовят винегрет. любой ребенок, заинтересовавшись и желая «подражать», может присоединиться к ним.

после свободной игры – уборка игрушек и завтрак (хлеб, мюсли или другие злаковые блюда, фрукты, чай).

затем «вдох» - интенсивная музыкально – ритмическая игра. после нее – снова расслабление - прогулка на свежем воздухе, где детям позволено лезть и в воду, и в грязь (в специально приготовленной одежде), играть в песочнице. а можно сходить в парк, покормить животных или, если «на дворе весна или лето» - заняться огородничеством.
после возвращения с улицы – у детей есть время снова на «вдох» - воспитатель рассказывает или показывает сказку (например, братьев гримм), легенду, басню, библейскую историю, историческое событие и т.п. причем, одно и тоже произведение воспитатель может «обыгрывать» целую неделю, благодаря чему, дети «вживаются» в сказку и знают в ней каждое слово. можно не только рассказывать, но и всем вместе сочинять сказки о вылепленных детьми персонажах: «жил был зайчонок (которого слепила катя). он очень боялся волка и лису (их тоже лепили дети)» и т.д. - разыгрывается целое театральное представление.

потом обед за общим столом, накрытым самотканой льняной скатертью и салфетками. еда подается в красивых глиняных мисочках.

после обеда сон в уютной деревянной кроватке под лоскутным одеялом, потом полдник и занятия на «вдох». это может быть пение или игра воспитателя на блок – флейте, ксилофоне, лире или других музыкальных инструментах, пальчиковые и жестовые игры, эвритмия и т.п.
за "вдохом" следует "выдох" - подвижные игры, игры-ожидания (например, «что в мешочке лежит?»)

праздники в вальдорфском саду

праздники в вальдорфском саду занимают особое место. ведь эти праздники – не демонстрация достижений, а важная часть общей жизни. они проводятся в духе народных традиций. детей не «муштруют» по заготовленному сценарию. это настоящие праздники детской души, где дети, родители и воспитатели являются и гостями и хозяевами одновременно. поэтому и делают они все вместе – украшают детский сад, прямо в группе пекут пироги, накрывают на стол, разучивают стихи, поют песни, танцуют.

в вальдорфском детском саду, кроме календарных праздников (нового года, женского дня), существуют и другие праздники. например, день урожая, на котором делается костер из листьев, печется картошка, а каждый малыш получает в подарок корзину с осенними дарами. а в ноябре - праздник фонариков – дети и взрослые, «вооружившись» самодельными фонарями отправляются на поиски клада, который припрятали гномы. на рождество – спектакль о чуде, свечи, яблоки и тихая
музыка. после нового года – - с трещотками, санями, хороводами, прыжками через костер, ну и конечно сжиганием чучела. на иван – купалу– гулянья на лужайке между украшенными березками, хороводы, костры.

ну и конечно же, самый главный праздник для каждого ребенка – его день рождения. малыш может прийти в этот день в группу с родителями, которые расскажут о его появлении на свет и о самых интересных событиях из его жизни. затем поздравления с днем рождения, подарки, хороводы, домашние угощения.

отрицательные моменты вальдорфской системы

Вальдорфские детские сады подойдут далеко не всем детям, вернее не всем родителям. ведь принципы штайнера должны быть близки вашим жизненным взглядам – следование народным традициям, обстановка дома без всяких излишеств, отсутствие плодов цивилизации, творческий семейный уклад, любовь к искусству, литературе, театру и т.д.

Нужно понимать, что основное направление вальдорфских садов и школ – гуманитарное. так что если ваш ребенок больше склонен к точным наукам – ему это врядли подойдет. закончив школу, выпускники - «вальдорфцы» в основном идут учиться на педагогов, актеров, художников, дизайнеров и т.п.

Изначально вальдорфская система была рассчитана на детей рабочих табачной фабрики. поэтому-то так много внимания уделяется именно хозяйственно-трудовым навыкам, а не интеллектуальным, научным, техническим и логическим.

Сам рудольф штайнер был весьма незаурядным человеком – мистиком, эзотериком, увлеченным изучением души и ауры человека, основателем антропософского общества. естественно, что и в его системе идет небольшой «перекос» имеемо в чувственно - духовную сферу.

Педагогика создавалась около ста лет назад и за всё это время она почти не изменилась! но прогресс-то не стоял на месте. получается, что дети в вальдорфском детском саду живут в замкнутой искусственной среде – играют в палочки и камушки, учатся читать и считать только в третьем классе, не знакомятся с классическими произведениями для детей (пушкина, барто, михалкова, носова и т.д.), не прилагают никаких усилий для добычи знаний. но рано или поздно ребенок столкнется с реальностью – не будет ли она для него подобно «удара молнии» и не окажется ли он «белой вороной» в нашем динамичном мире.

Воспитатели никогда не ругают детей, не делают им замечаний (только в самом крайнем случае). а если ребенок итак слишком и неуравновешенный, он может в дальнейшем стать и вовсе не управляемым.

Хотя как правило, дети, посещающие вальдорфский садик – ходят в него с большим удовольствием. ведь один из главных принципов вальдорфской педагогики – отсутствие любого принуждения.

о вальдорфских куклах:


Материал к занятию.

Такое направление в педагогике, как вальдорфская школа , существует уже более ста лет. И в последние годы идеи Рудольфа Штейнера, основателя данной образовательной методики приобретают все большую популярность в России. Хотя до Европы нам пока далеко - в Германии, Швейцарии. Великобритании и других западных странах множество родителей мечтает отдать ребенка в вальдорфский детский сад или школу, полагая, что именно там их малыш будет чувствовать себя наиболее комфортно, развиваясь в абсолютно естественных условиях.

Русские же родители относятся к подобным спорным методикам более критично и недоверчиво. Но в любом случае вальдорфская педагогика, как и любая другая школа, имеет своих сторонников, обладает рядом положительных особенностей и имеет право на существование. Мы с Вами постараемся разобраться в основных преимуществах данной школы, а также определить, какими недостатками обладает вальдорфская педагогика Штайнера.

Основным отличием вальдорфской школы от обычной является идея о том, что детство - это не короткий период времени, который нужно максимально использовать для развития и обучения ребенка, как полагает большинство традиционных методик. Это уникальное время, которое дети должны использовать для игр, развития своих творческих способностей и духовного потенциала. Малыши обладают безграничными возможностями, которые они должны реализовать в ранние годы. Поэтому не стоит отвлекать их изучением алфавита, счетом и математикой. Такие логические предметы изменяют их сознание, заставляя мыслить абстрактно, в то время как их естественное мышление направлено на всестороннее исследование окружающего мира.

Конечно, на первый взгляд это выглядит шокирующе. Не каждому родителю удастся спокойно наблюдать за тем, как его ребенок до третьего класса не имеет ни малейшего представления о буквах, слогах, счете и вообще еще ни разу не держал ручку в руке. Но если следовать принципам вальдорфской педагогики, то по окончании школы можно увидеть хороший результат. Дети владеют школьной программой не хуже остальных, при этом они очень креативно мыслят и намного лучше других умеют работать в команде. Им неведома зависть, они не боятся сделать ошибку. Такие люди достигают значительных успехов в выбранной профессии и создают счастливые семьи.

Принципы вальдорфской педагогики

1. Нет раннему развитию интеллекта. На первый взгляд это кажется странным, ведь мы привыкли к тому, что с малышами нужно начинать заниматься как можно раньше. Но вальдорфская педагогика объясняет это тем, что обучение детей абстрактным дисциплинам нужно начинать лишь тогда, когда полностью сформировался их эмоциональный мир. И с этим сложно поспорить, особенно если учесть, что выпускники вальдорфских школ довольно успешно поступают в выбранные ими вузы, а это значит, что в результате они полностью усваивают всю программу.

2. Никаких оценок. Соревновательный момент в вальдорфской школе полностью отсутствует. Дети обучаются в комфортной для них атмосфере, осваивая материал в удобном для них темпе. При этом знание, как таковое, не является целью обучения. Прежде всего, малыши должны наслаждаться процессом общения со сверстниками и с воспитателем. Детский коллектив в вальдорфской школе очень сплоченный, и отношения между детьми и преподавателями очень доверительные. Но в то же время на плечи педагогов ложится огромная ответственность, ведь именно они должны стать для детей таким образцом, на который им хотелось бы равняться, и который стимулировал бы их самосовершенствоваться.

В России многие родители склонны опасаться, что такое слишком мягкое отношение в школе может «распустить» и без того разбалованных детей. Поэтому в нашей стране более популярна вальдорфская педагогика в детском саду, а далее родители отдают детей в школы с более строгой дисциплиной, а также с более напряженным графиком обучения и контроля. Возможно это правильное решение, хотя здесь многое зависит от характера и темперамента ребенка, а также от отношений и типа воспитания в семье. Некоторым малышам вальдорфская школа наверняка бы пришлась по вкусу, особенно тем, что совершенно не дружит с точными науками, отличается креативом, а также увлекается народным творчеством.

3. Особое пространство. Группы в вальдорфских садах и школах не предполагают слишком большой переполненности, максимум 20 человек. При этом в одном коллективе за одним занятием объединяют деток разных возрастов. Пространство в подобных группах организовывают таким образом, чтобы ничего не подавляло свободного развития детей – никаких компьютеров, телевизоров и плееров. Только натуральные материалы и естественные цвета. В этом методика Штейнера схожа с .

4. Развитие фантазии Особое внимание в вальдорфской педагогике уделяется художественной деятельности детей. Они много рисуют, лепят, мастерят. При этом даже игрушки, которые они используют для игр, лишь отдаленно напоминают определенные предметы. Например, вместо кукол девочки используют особым образом перевязанные и украшенные платочки, а вместо конструкторов малыши используют веточки, камушки, шишки или, например, ракушки.

5. Гармония души и тела. Вальдорфская школа рассматривает каждого отдельного ребенка, как целостную личность, которая должна сбалансированно развиваться во всех направлениях – интеллектуальном, эмоциональном, социальном и физическом. Поэтому дети не только занимаются по общеобразовательной программе, но также готовят вместе с преподавателем, содержат собственный огород, вместе убирают и оформляют классную комнату. Сколько времени у детей остается на другие занятия – это уже другой вопрос. Многие родители предпочитают, чтобы их ребенок после 6 уроков школы шел в спортивную секцию или в музыкальную студию. Но это опять же на любителя. Некоторым родителям хочется, чтобы их ребенок особо не напрягался и учился тому, что пригодится ему в дальнейшей жизни.

6. Нет слову «нет». Любая инициатива должна поддерживаться. Останавливать ребенка можно лишь в том случае, если его действия могут принести вред окружающим, ему самому или повредить вещи. В остальных случаях воспитатель должен сделать все возможное, чтобы ребенок воплотил в жизнь свою идею. Такой принцип кажется немного странным, ведь невозможно разрешать маленькому ребенку буквально все. Но в то же время, как часто родители оказываются уж слишком строгими и запрещают детям слишком многое. Вальдорфская школа учит нас тому, что чем реже ребенок слышит слово «нет», тем значимее оно становится для него.

Теперь, рассмотрев некоторые преимущества и недостатки вальдорфской педагогики, Вы сможете сделать осознанный выбор, отдавать или не отдавать ребенка в подобную школу. А может быть, Вы просто откроете для себя полезный опыт школы Штейнера и будете использовать данные знания в своей собственной методике воспитания детей.

Вальдорфская педагогика — это альтернативная система педагогики , которая основана на антропософском подходе к пониманию природы человека.

Антропософия — религиозно-мистическое учение, основателем которого стал австриец Рудольф Штайнер . Именно к нему обратился Вальдорф-Астория , хозяин сигаретной фабрики, с просьбой помочь ему в открытии школы , предназначенной для детей сотрудников фабрики. У Штайнера появилась возможность применить собственную теорию на практике. Основой педагогической системы, применяющейся в этой школе, стала антропософия . К этому времени им уже была написана книга " Образование ребёнка ", посвящённая этой теории.

Школа Вальдорфа сразу приобрела огромный успех и дала своё имя альтернативной педагогической системе.

С точки зрения антропософов, развитие каждого ребёнка происходит циклично . Чтобы изучить ту или иную область знаний, ему требуется опредёленное время . И, пытаясь опередить это время, педагоги вредят ребёнку . Штайнер всегда очень отрицательно относился к теориям раннего развития , "заразив" этим неприятием всех своих сподвижников и единомышленников. Педагоги Вальдорфской системы уверены, что нельзя торопить детство — пусть ребёнок насладится этим золотым временем в полной мере. Только в этом случае, считают они, можно ожидать раскрытия его как полноценной, гармоничной личности.

Согласно антропософической теории, детский сад вовсе не является подготовкой к школе. В свою очередь, школа не является подготовкой к институту. Обучение по Вальдорфской педагогике подразумевает соединение изучения окружающего мира, эстетического воспитания и всевозможных прикладных ремёсел.

В качестве кредо Вальдорфской педагогики выступает утверждение — "Всему своё время" . Эта система является антагонистом многочисленных методик раннего развития детей. Педагоги, придерживающиеся принципов антропософии, считают, что самое лучшее и полезное для ребёнка — познавать окружающий мир естественным путём , без принуждения, без внутреннего сопротивления, используя для этого чувственный опыт.

Основные принципы Вальдорфской педагогики:

  • Полная близость к природе (естественная среда, сад, поле, огород) и полный запрет ТВ, компьютера и других достижений цивилизации;
  • Особое внимание уделяется прикладным умениям — рисованию, вязанию, лепке и т.д., тогда как традиционные науки — чтение, письмо, математика, — отодвигаются на второй план;
  • Личность ребёнка — приоритетна;
  • Принципом обучения становятся подражательные действия — взрослый делает, дети стараются повторить;
  • Никаких оценок, никаких эталонов, никакого принуждения;
  • Натуральность — не только в окружении, но и в предметах интерьера и пособиях: всё сделано из природных материалов , в том числе — мебель и игрушки.

Разумеется, Вальдорфская педагогика соединяет в себе как положительные , так и отрицательные черты . Дети, воспитанные по этой системе, становятся гармонично развитыми личностями с хорошо развитым воображением, обладают широким взглядом на всевозможные явления и понятия. Все они с любовью относятся к природе, многое умеют делать руками, достаточно ответственны, и дисциплинированы, приучены отвечать за младших и уважать старших.

Однако не следует забывать, что в основе Вальдорфской системы лежит антропософия — мистическое учение . А значит, родителям, которым нравятся вышеизложенные пункты, следует внимательно изучить основополагающие принципы этой системы.

Если вы собираетесь отдать ребёнка в Вальдорфский детский сад, необходимо понимать: здесь его не научат ни чтению , ни основам математики. Это особенно важно для тех ребят, которые после садика пойдут в обычную, традиционную школу. Педагоги таких садов и школ категорически против параллельных занятий ребёнка в других секциях или кружках.

Не забывайте, что стандартам Штайнер-педагогики крайне сложно соответствовать как дома, так и в обществе.

Система раннего развития детей, основанная Рудольфом Штайнером в Германии, имеет множество последователей, но и ровно столько же противников. Чем же привлекает эта система раннего развития родителей со всего мира?

В основе Вальдорфской системы раннего развития детей заложена идея, что детей в раннем возрасте нужно максимально раскрыть духовно и творчески. Главная цель – это личность ребенка. Какую же современную маму это не привлечет? Я – не исключение. Но чтение, письмо, абстрактные науки ребенок осваивает после семи лет. Вот это очень большое НО для меня, с которым не могу смириться.

В дошкольном воспитании ручному труду уделяется огромное внимание. Дети учатся вышивать, вязать, пробуют свои силы на гончарном круге, ткацком станке. Занятия по изобразительному искусству, а точнее игры с красками, превращаются в открытие. Детям предоставляют всего лишь желтый, красный и синий цвета – все остальные цвета и оттенки можно получить с помощью волшебства смешивания. Малыш пробует, творит, находит неожиданные сочетания собственным опытом. Это прекрасно!

Группу в вальдорфском детском саду посещают дети разных возрастов и старшие всегда готовы придти на помощь младшим. Моя дочка ходила в обычный детский сад, но в экспериментальную разновозрастную группу. Я была очень довольна, но предпочла бы, чтобы Лиза не была одной из старших. Так не за кем тянуться, зато взаимовыручку мы приобрели отменную.

Окружают малышей игрушки только из натуральных материалов (глины, дерева, шерсти). Эко-мариалы конечно, очень хорошо, но лишить мальчишек и девчонок «Лего» я не могу. Сейчас очень популярны Вальдорфские куклы, которые мамочки делают своими руками. Мне казалось очень странным то, что у нее нет лица (10 лет назад информации было не много и я везде читала, что именно так должно быть). Тем не менее, я сшила дочери такую куклу и она ей очень нравилась длительное время. И сейчас она хранит ее. Значит, все таки, есть в этом что-то таинственное, необъяснимое для меня. Больше всего информации по вальдофским куклам я нашла здесь.

Многие эмоции, чувства, ощущения передаются ребенку посредством кукольных представлений, инсценировок. Это, я думаю, используют многие мамочки, создавая пальчиковые, теневые театры. С гордостью можем считать, что это по-вальдорфски J.

Одно из самых приятных отличий от стандартных систем воспитания – это обилие праздников. Это мне особенно по вкусу. В нашей жизни много праздников не бывает. Отмечаются и общепринятые праздники (масленицу, пасху) и дополнительные – праздник урожая, праздник фонариков. Детки делают фонарики и отправляются на поиски сокровищ гномов. К каждому празднику готовятся подарки. Вспоминаются усилия родительского комитета и походы по магазинам, но они здесь ни при чем. Подарки делают родители своими руками, передавая тепло и частичку своей души.

А каковы доводы противников Вальдорфской системы? Первое противоречие – это отсутствие в программе обучения математики и чтения до семи лет. Самый плодотворный период, когда ребенок схватывает материал играя, упускается. В первый класс отправить неподготовленного ребенка? В этом случае школа тоже должна быть вальдорфская, а их в России не много. У нас, в Нижнем Новгороде, ее просто нет.

Отсутствие в игрушках привычных машинок, конструкторов, обычных кукол, возможно, забирает частичку детства. Огромное литературное наследство таких авторов как Маршак, Чуковский, Носов, Пришвин не доносится до воспитанников вальдорфской системы, так как детям в основном читают сказки Братьев Гримм, средневековые легенды о рыцарях, гномах. По-моему, все книг совместимы и много чтения никогда не бывает.

Вот такая противоречивая эта Вальдорфская система раннего развития. Но и ее частичка есть в нашей жизни.

В педагогике существует не мало авторских школ и методик, и естественно, каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. Начать анализ авторских педагогических систем нам хотелось бы с педагогического направления, основанного австрийским ученым Рудольфом Штайнером, известным как вальдорфская педагогика. Первый вальдорфский садик появился еще в 1919 году и существует он до сих пор. В чем секрет их популярности и долговечности, и на каких принципах основана их работа, вы узнаете сегодня.

Прежде всего стоит отметить, что цель вальдорфской системы - воспитание свободной творческой личности. Работа вальдорфских садиков и школ базируется на 5 основных принципах. Причем она настолько просты и доступны, что каждый из вас может успешно применить их дома.

Создаем для ребенка атмосферу любви

Ребенок должен всегда и везде чувствовать себя любимым и счастливым. Улыбка, теплые слова, поцелуи не только поднимут ребенку настроение, но и положительно скажутся на физическом состоянии ребенка. Атмосфера Вальдорфского садика всегда очень теплая и дружелюбная, дети приходят туда, как во второй дом.

Становимся для ребенка примером

Последователи Рудольфа Штайнера уверены, что ребенок вырастает точно таким же, как окружающие его взрослые. Поэтому как воспитатели, так и родители должны тщательно следить за своими словами и поступками. Не стоит давать ребенку обещаний, которые вы не сможете сдержать, будьте последовательны в своих поступках. Иначе вы рискуете получить результат, который в последствии будет очень сложно исправить.

Играем

Игра - основной вид деятельности дошкольников. И если в обычных садиках на игру отводят совсем немного времени, потому что детям нужно еще почитать, посчитать, порисовать, полепить, разучить стихи и песни, то в вальдорфском садике весь день проходит в игре.

Создаем условия для развития

Приверженцы в школах считают, что все лучшее для развития ребенка дарит нам природа, поэтому в садике пластмассовые и деревянные игрушки заменяют желуди, ракушки, шишки, ленты и кусочки ткани. Ребенок сам создает для себя игрушку. Это развивает творческие способности и воображение.

Приучаем ребенка к режиму

Главное условие успешного обучения и воспитания в вальдорфской школе - четкая, ритмичная организация группы. Самостоятельные игры сменяются занятиями с воспитателями, а каждый день недели посвящен одному виду деятельности: рисованию, музыке, кукольному театру. Вальдорфские педагоги утверждают, что ребенок, живущий по режиму более спокоен и собран.
Как вы видите, принципы вальдорфской педагогики просты и понятны. Вы можете успешно использовать их в домашнем воспитании. И помните, любовь и уважение к ребенку - главные условия его гармоничного развития.




Вальдорфская педагогика ориентируется на личность ребенка. В этой педагогике нет специально разработанных приемов и занятий – это просто жизнь детей в особом семейном климате, благоприятном для развития внутреннего мира ребенка, и в особой обстановке, наполненной натуральными материалами, заряжающими жизненной силой и дающими толчок для фантазии:дощатые полы, столы и стулья, самотканые ковры на полах, тряпичные сшитые куклы, вязаные гномики, деревянные лошадки, соломенные бычки. Вальдорфская система против раннего обучения детей, так как целенаправленное интеллектуальное развитие лишает ребенка детства и притупляет его интуицию и воображение. Вальдорфская система делает акцент на приобщении детей к народной культуре, творчестве, духовном развитии и воспитании.

Историческая справка

Вальдорфская педагогика была основана Рудольфом Штайнером. В 1907 году он издал книгу «Образование ребенка», в которой раскрыл основные принципы обучения. А 7 сентября 1919 года открыл первую школу, а затем и детский сад для детей, чьи родители работали на табачной фабрике «Вальдорф-Астория» в Штутгарте (Германия). Именно от названия фабрики и произошло название методики – вальдорфская.

Вскоре подобные детские сады и школы были открыты и в других городах Германии, а также США, Великобритании, Швейцарии, Голландии, Норвегии, Австрии и Венгрии и др. На данный момент по всему миру насчитывается около 2000 вальдорфских садов и 800 вальдорфских школ. В России первые вальдорфские сады и школы начали появляться с 1990 года, в основном в них работали и работают православные педагоги, получившие специальную подготовку.

О методике

У Рудольфа Штейнера был свой взгляд на развитие детей. Он одним из первых заявил, что детство – уникальный период жизни человека, а потому дети как можно дольше должны оставаться маленькими, а задача родителей и воспитателей — помочь им насладиться всеми прелестями раннего возраста.

Вальдорфская система образования основана на уважении к детству и работает по принципу «неопережения», т.е. предоставляет ребенку возможность развиваться в собственном темпе.

Цель вальдорфской педагогики — развивать природные способности каждого ребенка и укреплять его веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. Во главу угла эта школа ставит не передачу знаний, воспитание.
Главным содержанием работы в вальдорфском детском саду является освоение народной культуры и разнообразных видов художественной деятельности.
Для вальдорфцев очень важно созвучие в ребенке души и тела. Иными словами, ребенок – это целостный и гармоничный человек во всех проявлениях — интеллектуальных, эмоциональных, духовных, социальных и физических.

Основные принципы вальдорфской педагогики:

Организация пространства. Индивидуальность ребенка может развиваться свободно, если её ничего не подавляет. Поэтому для создания радостной, спокойной и творческой атмосферы в вальдорфской группе организовано игровое пространство (столы, плетеные стульчики, вдоль стен стоят деревянные открытые полки, на них — корзины с шелковыми и хлопчатобумажными лоскутами и т.д.), подготовлено разнообразное оборудование (самодельные игрушки) и художественно оформлены помещения (стены и занавески – нежно-розового цвета, на стенах — панно из тканей и природных материалов, репродукции икон и картин, на столах – льняные скатерти и т.д.). Вальдорфская среда не предусматривает наличие телевизора, радио и компьютеров.

Вальдорфские игрушки. Вальдорфцы не признают пластмассовые, электронные и механические игрушки. Предпочтение отдается упрощенным игрушкам исключительно из природных материалов. Игрушки только намекают на свою возможную функцию и позволяют вариативно использовать себя в игре. Считается, что именно такие рукотворные игрушки заставляют ребенка фантазировать, додумывать образы и придумывать с ними свои сюжеты. Так, например, куколкой может стать завязанный по-особому носовой платок или веточка, листик дерева. Строительным материалом здесь выступают деревянные брусочки, поленья, чурбаны, спилы веток и стволов, шишки, желуди, каштаны, кусочки коры, камни, ракушки и т.п. Руками родителей и самих детей создаются красиво сшитые куклы, гномы, животные, эльфы, набитые непряденой шерстью, вязаные куры и овечки, подвижные деревянные игрушки по типу загорских (кузнец стучит по наковальне) и т.п.

Подражание. Первые семь лет малыш постигает мир опытно — подражательным, а не рассудочным путем. Взаимодействуя с родителями и другими людьми, играя, рисуя, кушая, ребенок подсознательно впитывает окружающую действительность и приобретает огромный опыт, который проходит через его руки, голову и сердце и закладывает основу его чувств, мыслей, поступков и стремлений. Именно подражательный инстинкт и естественное любопытство, а не зубрежка и формальные требования взрослых сохраняют и приумножают в детях искреннюю любовь к учению.

Игровая деятельность. Самой важной деятельностью для ребенка – является свободная игра. Наверно ни в одном саду дети не играют столько, сколько в вальдорфском саду. При этом детям не задаются правила игр, они играют только в то, что им интересно (в основном это сюжетно – ролевые игры), а задача взрослых как можно меньше вмешиваясь в саму игру, а просто побуждать, поддержать и развить интерес ребят к игровой деятельности. Помимо игровой деятельности дети подражают и помогают взрослым в ухаживании за садовыми растениями, варке компота, резке салатов, выпечке хлеба, пирогов и печенья, уборке группы и т.д. Т.е. дети занимаются осмысленным, настоящим и полезным делом, получая тем самым широкое и глубокое представление об окружающем мире.

Всему своё время. Вальдорфские педагоги противники раннего целенаправленного обучения — они избегают нагрузок на память и интеллект детей. Они считают, что от вложенных в ребенка готовых знаний нет никакого прока. Процесс обучения должен быть тесно связан с индивидуальными, возрастными и духовными особенностями развития детей и выстроен так, чтобы определенные знания дети получали именно в тот период, когда им действительно это интересно. Для маленького ребенка будет более естественным постигать мир в игре, через эмоции, а не изучать абстрактные понятия в виде букв и цифр. С детьми раннего возраста в вальдорфской системе в основном уделяется внимание лепке, развитию мелкой моторики, азам вышивания. А со старшими — пошиву игрушек, резьбе по дереву, обработке камня.

Ритм и повторения. Вся наша жизнь пронизана ритмом и повторениями (части суток, неделя, времена года и т.д.). И наши предки всегда жили в согласии с ритмами природы. Поэтому в вальдорфской педагогике жизнь детей в соответствии с их ритмическими циклами — считается одним из условий их гармоничного развития. У последователей Штайнера ритм дня представляет собой чередование фаз «вдоха» и «выдоха». Фаза «выдоха» — это свободная творческая игра ребенка, в которой он выражает и проявляет себя. Она сменяется фазой «вдоха», когда дети впитывают в себя что-то новое, занимаясь с воспитателем. Ритм недели состоит из чередующихся занятий – в понедельник дети рисуют, во вторник – лепят из воска, в среду – занимаются прядением, в четверг – пекут, в пятницу у них генеральная уборка. Годовой ритм связан с изменениями погодных условий – весной дети делают грядки на садовом участке, летом – плетут венки из цветов, зимой – лепят из теплого воска. Жизнь в ритме дает ребенку уверенность и спокойствие.

Занятия. При избытке умственной деятельности ухудшается здоровье детей, поэтому по вальдорфской программе в течение дня идет плавный переход от «трудовых» видов деятельности (шитье, вязание, прядение, валяние, резьба по дереву, обработка камня и металла) к «художественно-эстетическим» (живопись, музыка, лепка, игра на музыкальных инструментах, эвритмия (образная пластика), ритмические игры, гимнастика, традиционно-народные игры).

Индивидуальность. В вальдорфской системе все равны – тут нет «хороших» и «плохих» детей,«толстых» и «злых», отсутствует разделение детей по материальному, социальному, национальному, религиозному статусу, нет цифровых отметок (безоценочная система) и соревнований. Данный подход позволяет детям наиболее полно раскрыть свои способности и избежать ощущения неполноценности.