Рецептивная речь. В социальных сетях

Дети развиваются с разной скоростью. Существует возрастной диапазон, когда малыши достигают определенных успехов, согласно которому и определяют, есть ли отклонения в развитии.

Задержка развития речи – одно из наиболее частых отклонений. Согласно статистическим данным, 1 ребенок из 20 имеет некое речевое расстройство. Родителей беспокоит, что ребенок не начал говорить в ожидаемом возрасте, или не может произносить слова четко.

Типы задержки речи

Задержка речевого развития у детей существует в разных формах:

– понимание речи;

– высказывание;

– речевая артикуляция.

Как правило, страдает только одна из форм воспроизведения речи. Важно понимать различие между понятиями предложенными ниже.

Рецептивная речь – это речь, которую ребенок способен понять, отдельный навык от умения производить разговорную речь.

Экспрессивная речь – это навык, с помощью которого ребенок общается. Для большинства детей, это разговорная речь. Некоторые дети могут выражать себя через язык жестов, картинки или другими методами.

Артикуляция – это четкость звуков речи – насколько хорошо ребенок способен продуцировать специфические фонемы в родном языке.

Рецептивная речь

Развивается задолго до того, как появляется разговорная. В 3 месяца ребенок распознает голоса, и понимает несколько слов. В возрасте 2 лет большинство детей понимают более 300 слов и способны следовать указаниям, которые содержат два самостоятельных этапа. Смотрите таблицу ниже для типичных рецептивных речевых навыков.

Рецептивная речь по возрасту

Возраст Умения Признаки задержки
4 месяца Повернет голову на голос Нет зрительного контакта или не улыбается
5 месяцев Способен различать голоса и звуки окружающей среды (будет смотреть на дверь, когда дверной звонок звонит) Не поворачивается когда к нему обращаются родители или не ищет источник звука
6-9 месяцев Понимает, что предметы не исчезают, когда скрытые от взгляда (постоянство объекта); понимает несколько простых предметов в повседневной жизни (собака, кошечка, телефон, слово “нет”). Не ищет скрытые предметы, не понимает, “нет” или любое другое слово.
12 месяцев Способен понимать действия в один шаг, слова, обозначающие действия, и имена знакомых людей. Не реагирует на простые просьбы (“иди сюда”) или не вступает в такие игры, как “ку-ку”.
15 месяцев Понимает речь взрослого без жестов и артикуляции Не реагирует на просьбы в игре (нажимаем на кнопку, катать мяч).
18 месяцев Будет указывать именованные объекты в книжке и покажет части тела Не умеет называть и показывать части тела
2 лет Понимает вопросы “где” и “что”, понимает более 300 слов, и действия в два шага (поставь мяч и иди ко мне) Не может определить действие слова как “бегать” или “прыгать” на картинке, не может выполнить два задания
3 лет Понимает 500-1,000 слов, различает цвета, предлоги (в/под/на), и деление на девочек-мальчиков Не может идентифицировать детали объектов, не может сортировать объекты.
4 лет Способен классифицировать и определить смысл. Не может в игре подбирать и классифицировать объекты.
5 лет Умеет слушать и отвечать на вопросы о рассказе, понимает понятия времени, начинает идентифицировать цифры и буквы. Не может ответить на вопросы о простой истории (“что же Маша съела в доме трех медведей?”)

Причины расстройства рецептивной речи у детей

Ребенок может не уметь обрабатывать или понимать речь из множества причин. Любой родитель, который подозревает проблемы с рецептивной речью, обязан обратиться к специалисту по месту жительства , чтобы определить источник проблемы.

Возможные причины отклонений:

  • Глухота
  • Черепно-мозговая травма
  • Глобальная задержка развития
  • Нарушение обработки слуховой информации
  • Хронические ушные инфекции

Развитие экспрессивной речи

Экспрессивная речь появляется позже, чем рецептивная речь, так ребенок учится передавать смысл. Сначала возникает гуление, к 9 месяцам малыш научится повторять звуки и короткие простые слова (мама, баба, папа). В 12 месяцев сможет махать “пока-пока” и будет издавать различные звуки, повторяющие животных, сможет соединять два-три слова. В возрасте двух лет, большинство детей имеют около 50 слов в своем словарном запасе, и соединяет их в несложные маленькие предложения.

Этапы развития экспрессивной речи

Возраст Умения Признаки задержки
4 месяца Улыбается, агукает. Не издает никаких звуков.
6 месяцев Смеется, имитирует высовывание языка, может начать лепетать. Не смеется или не имитирует мимику.
9 месяцев «Болтает» с постепенным увеличением числа звуков, визгов, всячески привлекает к себе внимание. Не производит никакого лепета
12 месяцев Машет «привет», говорит 1-2 слова (как да-да или мяч). Не производит сложный лепет, не стремится повторять звуки
15 месяцев Может играть и «комментировать» игру. Не взаимодействует, не производит разнообразные сложные звуки и выражения.
18 месяцев Имитирует слова, имена, некоторые фотографии объектов. Нет истинных слов, не может имитировать слова.
2 лет Имеет около 50 слов и начинает соединять 2 слова вместе. Менее 20 слов или не соединяет вместе 2 слово в фразы.
2 1/2 лет Использует слово “я” или “меня”, чтобы обратиться к собственной личности, задает простые вопросы (“где печенье?”) Менее 50 слов и нет фраз
3 лет Спрашивает, Что/Где/Кто? Использует 3-5 слов в предложении. Не задает вопросы, выражается короткими предложениями.

Причины расстройства экспрессивной речи

Некоторые дети имеют трудности в понимании языка и не могут выразить себя в обычной манере. Ребенок с выразительным расстройством может иметь нарушение синтаксиса (повторение слов в предложении в необычном порядке), заикаться, с трудом вспоминая слова, повторять одно слово много раз, или знать меньшее количество слов, чем типично для развивающегося ребенка. Неумение выражать мысли может вызвать поведенческие проблемы у детей , так как они не могут донести свои желания и потребности. Возможные причины расстройства экспрессивной могут быть вызваны такими факторами, как:

  • Глухота
  • Черепно-мозговая травма
  • Задержки развития
  • Аутизм
  • Детская апраксия речи

Этапы развития и расстройства артикуляции

Способность вырабатывать четкую речь, занимает довольно длительное время. Маленький ребенок может называть мяч “ма”, так как звук «ч» сложен. Некоторые звуки ребенок может освоить только к 6-8 годам.

Задержку развития артикуляции у детей часто и называют “задержкой речи”, и она является наиболее распространенной формой речевой задержки развития. Артикуляция расстройства могут быть вызваны:

  • Фонологическими расстройствами
  • Апраксией речи
  • Моторными расстройствами
  • Низким тонусом мышц ротовой полости
  • Глухотой

Первые шаги родителей при подозрении задержки речевого развития

Некоторые задержки развития речи могут быть легкими и со временем наладиться, все же, задержка должна оцениваться через скрининг и с логопедом.

Как минимум ребенок с задержкой речевого развития должен пройти:

  • Тестирование слуха (аудиограмма) лицензированным врачом-сурдологом
  • Тестирование рецептивной, экспрессивной речи и артикуляции
  • Медицинский осмотр педиатром

В зависимости от причины, задержка речевого развития у детей будет протекать по разному, при этом назначается дополнительная диагностика специалистами:

– Дети с потерей слуха будут направлены к ЛОР специалисту и получат слуховые аппараты или кохлеарный имплант, чтобы позволить речи развиваться должным образом (наряду с соответствующей терапией).

– Дети с апраксией речи могут наблюдаться у невропатолога и получать соответствующую терапию.

В любом случае, лечение зависит от очень многих факторов и диагноза. Самое главное, что могут сделать родители – это не дать нарушениям прогрессировать. Остальное – сделают хорошие специалисты .

Ищете хорошего врача для ребенка в Алматы? Оставьте свою заявку на консультацию и мы индивидуально подберем для Вашего ребенка отоларинголога, логопеда, сурдолога или педиатра.

Это специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором понимание ребенком языка находится на более низком уровне, чем следовало бы ожидать в его возрасте. При этом страдают все стороны использования языка и имеются нарушения артикуляции.

Однако нарушение способности к пониманию языка не связано с умственной отсталостью, так как при психологическом обследовании таких детей с помощью письменных тестов на коэффициент интеллектуальности у них не обнаруживается нарушения интеллекта. Но обследование способности понимания устной речи выявляет значительные отклонения от нормы, не соответствующее хорошим данным исследования интеллекта.

Это расстройство встречается у 3-10% детей школьного возраста, и у мальчиков в 2-3 раза чаще, чем у девочек.

Расстройство рецептивной речи средней степени обычно обнаруживается в возрасте 4 лет. Легкие формы расстройства могут не выявляться до 7-9 лет, когда язык ребенка должен усложняться, а при тяжелых формах расстройство обнаруживается уже к 2 годам.

Дети с расстройством рецептивной речи с трудом и с большой задержкой понимают чужую речь, но остальная интеллектуальная деятельность, не связанная с речью, у них в пределах возрастных норм.

В тех случаях, когда затруднение способности понимать чужую речь сочетается с неспособностью или затруднением собственного речевого выражения, говорят о расстройстве рецептивно-экспрессивной речи.

Во внешних проявлениях расстройство рецептивной речи у детей до 2 лет напоминают расстройство экспрессивной речи - ребенок не может самостоятельно произносить слова или повторять слова, произнесенные другими людьми.

Но в отличие от расстройства речевого выражения, где ребенок может указать на предмет, не называя его словами, при расстройстве рецептивной речи ребенок не понимает команд и не в состоянии показать на обычные предметы домашнего обихода, когда его об этом просят.

Такой ребенок не произносит слов, но у него нет нарушений слуха, и он реагирует на другие звуки (звонок, гудок, погремушку), но не на речь. В целом такие дети лучше реагируют на звуки окружающей среды, чем на звуки речи.

Говорить такие дети начинают поздно. В своей речи они допускают много ошибок, пропускают, искажают многие звуки. В целом усвоение языка у них более замедленное, чем у нормальных детей.

В тяжелых случаях дети не способны понимать простые слова и предложения. В легких случаях дети испытывают затруднения в понимании только сложных слов, терминов или сложных предложений.

У детей с расстройством рецептивной речи наблюдаются и другие нарушения. Они не могут перерабатывать зрительные символы в словесные. Например, на просьбу описать, что нарисовано на картинке, такой ребенок испытывает затруднения. Он не может распознавать основные свойства предметов. Например, он не может отличить легковую машину от грузовой, домашних животных от диких и так далее.

У большинства таких детей обнаруживаются изменения на электроэнцефалограмме. Наблюдается частичный дефект слышания правильных тонов и неспособность определить источник звука, хотя в целом слух у них нормальный.

Расстройство рецептивной речи обычно сопровождается нарушением артикуляции.

Следствием всех этих нарушений является плохая успеваемость в школе, а также затруднения в общении и повседневной жизни, требующей понимания чужой речи.

Прогноз при расстройстве рецептивной речи в целом хуже, чем при расстройстве речевого выражения, особенно в тяжелых случаях. Но при своевременно начатом правильном лечении эффект хороший. В легких случаях прогноз благоприятный.

Виды алалии, ее причины, патогенез, дифференциальная диагностика и возможности лечения. Препарат с торговым названием «Нейромидин» фирмы «Olainfarm». Анализ эффективности.

Мин с к

За болотная А.М., Макарина-Кибак Л.Э., Гребень С.А.

Zabolotnaya A.M., Makarina-Kibak L.E., Greben S.A.,

Centre of Otorhinolaryngology, Minsk, Belarus

Disorders of expressive and receptive speech: from etiology to treatment

Резюме. Рассмотрены виды алалии, ее причины, патогенез, дифференциальная диагностика и возможности лечения. Установлено, что присоединение к комплексу реабилитационных мероприятий препарата с торговым названием «Нейромидин» фирмы «Olainfarm» (международное название – ипидакрин) ускоряет и улучшает психоречевое развитие у детей. Анализ эффективности производился на основании заполнения протоколов заседаний мультидисциплинарной бригады.

Алалия является наиболее тяжелым нарушением речи и подразделяется на две большие группы: моторную и сенсорную . В дошкольном возрасте она встречается примерно у 1% детей, среди школьников – у 0,2–0,6%, при этом у мальчиков в 2–3 раза чаще, чем у девочек.

Моторная алалия, или расстройство экспрессивной речи по МКБ-10, F.80.1 – недоразвитие, выраженное затруднениями в овладении активным словарем и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи. В ее основе лежит расстройство или недоразвитие аналитикосинтетической деятельности, выраженное, в частности, заменой тонких и сложных артикуляционных дифференцировок более грубыми и простыми. Моторная алалия развивается при нарушении функций коркового конца речедвигательного анализатора (центр Брока) и его проводящих путей . Сенсорная алалия, или расстройство рецептивной речи по МКБ-10, F.80.2 – недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов; у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи. Причиной сенсорной алалии является поражение коркового конца слухоречевого анализатора (центр Вернике) и его проводящих путей .

Этиология. Непосредственными причинами алалии могут быть:

– пренатальные вредности (воздействуют в период внутриутробного развития): токсикоз, вирусные, эндокринные и другие заболевания матери во время беременности, травмы, иммунологическая несовместимость крови матери и плода и т.д.;

– натальные вредности (повреждения при родах): обвитие пуповиной, черепно-мозговая травма, быстрые роды и др.;

– постнатальные вредности (воздействие различных вредных факторов после рождения): менингиты, энцефалиты, травмы головы, опухоли и др.;

– перинатальная патология (сочетание воздействия на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов, в первые дни после рождения).

Патогенез. При алалии клетки мозга недоразвиты. Они прекращают свое развитие на стадии нейробластов. Это недоразвитие мозга может быть врожденным или рано приобретенным в доречевом периоде (в первые три года жизни ребенка, когда идет интенсивное формирование клеток коры головного мозга и когда стаж ребенка пользованием речью еще очень мал). Дальнейшее развитие мозговых систем, наиболее важных для речевой функции, происходит на патологической основе.

Недоразвитие мозга или его раннее поражение приводит к понижению возбудимости нервных клеток и к изменению подвижности основных нервных процессов, что влечет за собой снижение работоспособности клеток коры головного мозга. Следы недоразвития мозга остаются на долгие годы или на всю жизнь.

Дифференциальная диагностика. Для выставления диагноза необходимо провести дифференциальную диагностику алалии с другой патологией, а также различных видов алалий между собой. Дифференциальную диагностику двух видов алалий между собой представлено в таблицах 1-7.

Таблица 1. Дифференциальная диагностика моторной и сенсорной алалии

Критерий сравнения М оторная алалия Сенсорная алалия
Восприятие речи Восприятие речи сохранно на перцептивном уровне Грубо нарушено
Понимание речи Понимание речи соответствует возрасту, возможно без опоры на зрительное восприятие артикуляции Понимание речи нарушено, может незначительно улучшаться при зрительном восприятии артикуляции говорящего
Слуховое внимание Сохранно Нарушено
Эхолалия Отсутствует Присутствует
Повторение услышанного Затрудняются повторить слово, фразу Повторяют, не понимая смысла проговоренного слова
Коммуникация Отмечается стремление к языковой коммуникации (невербальной и вербальной) Нежелание (и невозможность) вступать в общение
Мимикожестикуляторная речь Активное использование жестов, выразительная мимика Отсутствие жестов и амимичность или невыразительность мимики
Наличие компенса-торных средств Как компенсаторные средства выступают мелодика, звукоподражания, «звуковые жесты» Отсутствие компенсаторных средств
Динамика улучшения речи Отмечается динамика в овладении речью при ее спонтанном и направленном формировании Крайне низкий темп при направленном формировании речи

Таблица 2. Дифференциальная диагностика моторной алалии и нарушений слуха

Критерий сравнения Моторная алалия Сенсорная алалия
Слух Слуховая функция сохранна Слуховая функция нарушена
Спонтанное овладение речью Некоторая возможность спонтанного усвоения речи (хотя ограниченная и в целом дефектно проявляющаяся) Вне специального обучения речь не формируется
Экспрессивная речь Наличие отдельных словкорней, псевдослов, звукоподражаний Отсутствие экспрессивной речи
Просодические компоненты речи Просодика (мелодика речи, ритм, паузы, ударе-ние) сохранны Просодика нарушена
Мимико-жестовая речь Сопровождается словами, звукокомплексами, невербальными вокализациями Мимико-жестовая речь активно используется, но вербально не сопровождается

Таблица 3. Дифференциальная диагностика моторной алалии и задержки речевого развития

Критерий сравнения М оторная алалия За д е р ж ка речевого развития
Темп овладенияречью Задержка темпа нормального овладения речью сочетается с патологическим проявлениями – нарушениями структурно-функциональной стороны речи Задержка темпа речевого развития, его скачкообраз-ность
Спонтанное усвоение язы-ка Самостоятельно ребенок не может овладеть лексико-грамматическими обобщениями Возможность самостоятельного усвоения ребенком некоторых норм родного языка
Импрессивная речь Затруднено понимание грамматических изменений слов,смешивает квазиомонимы (похоже звучащие слова) Хорошо понимает обращенную речь, отсутствуют сме-шения в понимании значений сходно звучащих слов
Экспрессивная речь – Нарушена программа высказывания;– стойкие грубые нарушения структуры слова, фразы (телеграфный стиль);– аграмматизм;– с накоплением словаря усиливается аграмматизм – Есть программа речевого высказывания;– отсутствуют грубые нарушения структуры слова ифразы, аграмматизм
Особенности динамики в коррекционной работе – Не может без коррекционного воздействия преодолеть дефект;– возможны остаточные явления в школьном возрасте – Способны к самостоятельному овладению речевыми обобщениями;– речевую недостаточность преодолевают спонтанно;– коррекция направлена на звуковую сторону речи;– к школе преодолевают речевую недостаточность
Анатомофизиологические особенности Нарушения ЦНС носят стойкий органический характер Носят обратимый нейродинамический характер или не наблюдаются
Особенности психической деятельности Иногда нуждаются в преодолении речевого негативизма Сформирована мотивация деятельности, нет речевого негативизма

Таблица 4. Дифференциальная диагностика моторной алалии и анартрии (дизартрии)

М оторная алалия А н а р т р и я (дизартрия)

Критерий сравнения М оторная алалия А н а р т р и я (дизартрия)
Речевая моторика Моторный уровень речеобразования полностью или относительно сохранен и потенциально позволяет осуществлятьартикуляционный акт Нарушения артикуляционного компонента речи составляют суть данной патологии
Системность нарушения Нарушается вся языковая система (произношение, лексика, грамматика) Нарушается одна из подсистем –фонетическая
Нарушения зву-
копро-
изношения:
1. Механизм
2. Полиморф-
ность
1. Расстройства произношения
звуков являются следствием на-
рушения производства фонемати-
ческих операций – выбора и ком-
бинирования фонем.
2. Многие звуки, подверженные
нарушениям (искажениям, заме-
нам, пропускам, повторениям, пе-
рестановкам), имеют одновремен-
но и правильное произношение.
3. Преобладают разнотипные на-
рушения звукопроизношения (ис-
кажения, замены, пропуски).
4. Доминируют замены небольшого
количества звуков.
5. Может быть одновременно и
правильное, и искаженное произ-
ношение звука.
6. Замены артикуляторно сложных
и артикуляторно простых звуков.
7. Произношение звука в составе
слогов относительно сохранно, в
составе слова – нарушено
1. Расстройства произношения
вызваны прежде всего наруше-
ниями фонетических (моторных)
операций.
2. Только единичные звуки име-
ют одновременно правильное
произношение.
3. При стертой дизартрии прео-
бладают однотипные нарушения
(либо искажения, либо пропуски,
либо замены).
4. Доминируют искажения боль-
шого количества звуков.
5. Для всех искаженных звуков
характерно постоянное искаже-
ние.
6. Замены преимущественно ар-
тикуляторно сложных звуков.
7. Нарушено произношение зву-
ка как в словах, так и в слогах

Таблица 5. Дифференциальная диагностика моторной алалии и детской моторной афазии

Критерий сравнения М оторная алалия Детская моторная афазия
Анамнез Действие патологических факторов наблюдается в пренатальном и раннем постнатальном периоде (до 3 лет) Воздействие патологических факторов происходит в возрасте после 3 лет
Механизм нарушения Недоразвитие речи как системы Избирательность в поражении какой-либо из подсистем речи (лексической, грамматической, фонематической)
Необходимость коррекционного воздействия Необходимо целенаправленнаяречевая коррекция Возможно спонтанное восстановление речи
Нарушения ЦНС Симптомы поражения головного мозга не ярко выражены Симптомы локального поражения головного мозга

Таблица 6. Дифференциальная диагностика моторной алалии и нарушений речи, вызванных и н т елле ктуальной недостаточностью

Критерий сравнения М оторная алалия Интеллектуальная недостаточность
Сущность нарушения Форма патологии речевой деятельности, результат неусвоения в онтогенезе структуно-функциональных закономерностей языка при сохранности неязыковых психическихпроцессов Нарушения развития речи– результат патологии познавательной деятельности
Предречевое развитие Соответствует возрасту Задержка сроков гуления, лепета
Динамика развития речи Спонтанно речью не овладевают, нет скачков в темпе развития речи – К 6–7 годам на основе подражания овладевают простым грамматическим стереотипом; – по мере овладения стереотипом темповладения речью ускоряется
Импрессивная речь, установление причинноследственных связей Понимание обращенной речи относительно сохранно, понимает сложные синтаксическиеконструкции, делает попытку выражать в речи причинно-следственные связи доступными ему языковыми средствами (интонация, псевдослова, звукоподражания, «звуковыежесты», кинетическая речь) Выражают только самые элементарные причинноследственные связи, понимание речизатруднено
Формально-языковые нарушения речи (грамматический строй речи) Аграмматизм (на уровне синтаксиса связного текста и отдельных высказываний, на морфологическом уровне), трудности поиска слов, выбора морфем и установления порядка следования слов Речь логически бедная илиалогичная – можетбыть правильной в формально-языковом (грамматическом) отношении
Запас знаний и представлений С трудом актуализируется в речи Ограничен

Таблица 7. Дифференциальная диагностика моторной алалии и аутизма (синдром Каннера)

Критерий сравнения М оторная алалия Аутизм
По определению Речевая патология Особая психическая аномалия, нарушено формирование эмоционального контакта с окружающим миром
Раннее развитие речи Речь развивается неполноценно Раннее речевое развитие – норма, по темпу может обгонять сверстников. При утрате речи разговаривает сам с собой и во сне
Реакция на обращенную речь Сохранная постоянная реакция на речь окружающих Не реагирует на обращенную речь, но процесс понима-ния речи не нарушен
Психопатологические симптомы Отсутствуют Отмечаются психопатологические симптомы, фобии и непредсказуемые реакции
Особенности психического раз-вития Может наблюдаться задержка психического развития, дефицитарное развитие Могут наблюдаться умственная отсталость и неравно-мерное искажение психических процессов
Экспрессивная речь Активно используют зачатки речи (вербаль-ной и невербальной), состояние речи не зависит от окружающей обстановки Одновременное употребление лепетных и сложно организованных, правильных по языковой структуре высказываний, не употребляют слова ДА и Я, стойкий аграмматизм в незнакомой обстановке
Мимико-жестовая речь Активно используют в общении Не использует жесты и мимику(распад)
Эхолалия Не отмечается Встречаются непосредственные и отставленные во времени эхолалии
Просодика Не нарушена Своеобразные нарушения просодической стороны речи – замедление темпа, скандированное и рифмованное произношение, высокая тональность голоса
Общение Стремление к контактам (кроме случаев речевого негативизма) Отказ от общения
Эмоционально-волевая сфера Адекватность эмоций Неадекватность эмоциональных реакций
Моторика Относительно сохранная (исключения) Стереотипия в движениях и действиях, своеобразие походки, ходьбы по лестнице, трудности пространственной ориентировки, потряхивания тела, самостимул

Лечение. Peшaющee знaчeниe в лeчeнии и oбучeнии дeтeй c aлaлиeй имeeт плacтичнocть дeтcкoгo мoзгa – cпocoбнocть здopoвыx клeтoк мoзгa зaмeщaть тe, кoтopыe пo тeм или иным пpичинaм нe включилиcь в paбoту. Hepвныe клeтки кopы мoзгa, кoтopыe oтвeчaют зa выcшиe пcиxичecкиe функции, нe имeют вpoждeннoй cпeциaлизaции. Cущecтвуeт тoлькo вpoждeннaя пpeдугoтoвaннocть нepвныx клeтoк к кaкoму-либо виду дeятeльнocти. Ho пpи нeoбxoдимocти мoжнo зacтaвить «здopoвыe» cтpуктуpы, пpeднaзнaчeнныe для чего-то oднoгo, выпoлнять eщe и дpугoe. Этo вoзмoжнo пpи уcлoвии, чтo coxpaнны пpoвoдящиe нepвныe пути, cвязывaющиe мeжду coбoй oтдeльныe учacтки мoзгa. B пepиoд peчeвoгo paзвития иx cocтoяниe бoлee вaжно, чeм cocтoяниe caмиx peчeвыx зoн. Плacтичнocть дeтcкoгo мoзгa пpинципиaльнo oтличaeт eгo oт взpocлoгo, нeпoвpeждeнныe учacтки кoтopoгo c тpудoм включaютcя в кoмпeнcaтopный пpoцecc. Имeннo плacтичнocть нepвныx ткaнeй в дeтcкoм вoзpacтe пoзвoляeт oкaзывaть пoмoщь дeтям c aлaлиeй. Даже в самых тяжелых случаях алалии ситуация не безнадежна, если вовремя начато лечение. Важно как можно раньше начать многократное комплексное лечение. Банальное знание нормального развития речи (своевременного появления гуления, лепета, слов, фраз) должно способствовать раннему направлению ребенка с отличным от нормы речевым развитием к специалистам: неврологу, психиатру, логопеду.

Лечение алалии всегда комплексное, осуществляется группой специалистов, включает логопедию, медикаментозное лечение, массаж, физиопроцедуры, психологическую и психотерапевтическую коррекцию. Медикаментозное лечение должно быть интенсивным и составлять 3–4 курса в год. Врачам давно известно об эффективности ноотропов при лечении данной патологии, но, к сожалению, не все информированы о лечебном эффекте Нейромидина (ипидакрина). Как антихолинэстеразный препарат ипидакрин был синтезирован достаточно давно, но применялся в основном при синдроме мышечной гипотонии. Впоследствии было замечено и доказано, что препараты этой группы, в том числе Нейромидин, улучшают когнитивные функции, включая речь .

Вышеназванный препарат обладает двумя механизмами действия: с одной стороны он ингибирует холинэстеразу, с другой – блокирует калиевую проницаемость мембраны. Сочетание двух эффектов приводит к улучшению нервно-мышечной передачи. В результате восстанавливается проведение возбуждения в периферической нервной системе, стимулируется центральная нервная система, улучшается речь, память, обучаемость. Следует отметить и подчеркнуть еще одно интересное и важное свойство Нейромидина – его мягкий седативный эффект . Это важно в связи с тем, что в половине случаев расстройству экспрессивной и рецептивной речи сопутствует синдром гиперактивности. Таким образом, назначение Нейромидина позволяет избежать перевозбуждения ребенка. В РНПЦ оториноларингологии Нейромидин используется при лечении пациентов с алалией с 2008 г. За это время стационарно было пролечено 292 ребенка с алалией в возрасте от 5 до 10 лет. Для сравнительного анализа мы взяли пациентов с алалией, пролеченных в 2007 и 2011 гг. Методом случайной выборки проанализировано по 60 историй с вышеуказанным диагнозом соответственно за каждый год. Курс реабилитации продолжался 25 дней и включал назначение препаратов, улучшающих метаболические процессы в нервной системе (актовегин, пантогам, энцефабол и др.), логопедические занятия, массаж, физиотерапевтическое лечение, ДЭНС-терапию, психотерапию, музыкотерапию.

Всем пациентам, лечившимся в 2011 г., в неврологическом статусе которых была гипотония мышц, в том числе артикуляционных (косвенный признак – гиперсаливация), а также отсутствовала судорожная готовность мозга на ЭЭГ, назначался таблетированный препарат «Нейромидин» в дозировке 1–1,5 мг/кг в сутки в 2 приема (утром и вечером).

Для оценки эффективности лечения нами использовались протоколы заседаний мультидисциплинарной бригады, разработанные Министерством здравоохранения Республики Беларусь («Система оказания специализированной помощи детям с психическими и поведенческими расстройствами мультидисциплинарной бригадой специалистов», инструкция по применению от 26.07.2008 г. № 053-06 06), в которых давалась качественная оценка крупной и мелкой моторики, астенической симптоматики, эмоциональных нарушений, моносимптомных неврозов, познавательных процессов (память, внимание, мышление, речь), умственной работоспособности, поведения, уровня развития интеллекта.

Заседания мультидисциплинарной бригады проводились трижды: в начале, середине и конце лечения. В состав бригады входили психиатр, оториноларинголог, логопед, психолог, психотерапевт.

В ходе лечения пациентов (2011 г.) к концу терапии с использованием Нейромидина отмечалось улучшение крупной и мелкой моторики у 87% пациентов, познавательных процессов, в том числе речи – у 92%, умственной работоспособности – у 95%, эмоциональной регуляции – у 76%, уменьшение поведенческих нарушений – у 70% больных. Наблюдалась хорошая переносимость данного препарата, побочных эффектов назначенной терапии не отмечено. Сравнительный анализ лечения алалии в 2007 г. (без включения Нейромидина) показал распределение цифр следующим образом: улучшение крупной и мелкой моторики – у 62% пациентов, познавательных процессов, в том числе речи – у 71%, умственной работоспособности – у 75%, эмоциональной регуляции – у 64%, уменьшение поведенческих нарушений – у 65% больных (см. рисунок). Бóльшая эффективность лечения детей с алалией при включении в схему Нейромидина связана с его механизмом действия – улучшением проводимости импульса в нервной системе посредством увеличения активности нейромедиатора ацетилхолина, что, с одной стороны, непосредственно стимулирует речь, обучаемость, память, внимание, двигательную активность артикуляционных мышц, с другой – оказывает легкий седативный эффект, что, в свою очередь, увеличивает усидчивость и работоспособность маленьких пациентов, необходимые для их занятий с логопедом (опосредованный эффект).

Выводы:

1. Нейромидин является препаратом выбора и может использоваться в комплексном лечении детей с алалией.

2. Прием Нейромидина должен быть длительным и составлять не менее 4 недель.

3. Назначение препарата особенно актуально при наличии мышечной гипотонии, отсутствии эпиактивности (возможно наличие сопутствующего синдрома гипер-активности).

4. Применение Нейромидина сопровождается хорошей переносимостью, побочных эффектов наз наченной терапии не отмечено.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Беккер К.-П., Совак М . Логопедия / Пер. с нем. – М., 1981. – С. 100–111.

2. Горюнова Т.П. Из опыта логопедической работы по преодолению нарушений импрессивной стороны речи // Нарушения речи у дошкольников / Сост. Р.А. Бе-лова-Давид, Б.М. Гриншпун. – М.,1969. – С. 72–76.

3. Григорьева Н.К., Объедков В.Г. Расстройства речи в детском и подростковом возрасте Минск,2005. – 28 с.

4. Григорьева Н.К., Алыко Т.Н., Третьяк И.Г., Сакович С.Л. // Мед. новости. – 2010. – № 2. – С. 41–42.

5. Зайцев О.С. Фармакологическая коррекция когнитивных нарушений после тяжелой черепно-мозговой травмы // Тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф. «Современный взгляд на проблемы когнитивных нарушений в психоневрологической практике». – Минск, 2010. – С. 8–10.

6. Захаров В.В., Головкова М.С . // Лекарства Украины. – 2009. – № 2 (128). – С. 97–101.

7. Козелкин А.А., Козелкина С.А. // Запорожский мед. журн. – 2006. – № 1 (34). – С. 28–32.

8. Козелкин А.А., Козелкина С.А., Сикорская М.В. // Украин. вестн. психоневрологии. – 2004. – № 2 (39). – С. 12–14.

9. Шалькевич Л.В., Яковлев А.Н. // Мед. новости. – 2007. – № 14. – С. 72–75.

М е ди ц ин с кие новости. – 2013. – №1. – С. 44-49.

Эпидемиология . Распространенность расстройства рецептивной речи составляет 3 - 10% детей школьного возраста, но тяжелые случаи представлены в пропорции 1:2000: В отличие от расстройства экспрессивной речи, здесь нет диспропорции по полу пациентов. Генетическая отягощенность не обнаружена.

Причины . Причина расстройства рецептивной речи неизвестна. Корреляции с органическими церебральными факторами, которые могли бы играть этиологическую роль, убедительно не подтверждены, хотя у больных обычно обнаруживаются множественные признаки корковой недостаточности. У родственников больных выше, чем в популяции представленность судорожного синдрома и специфического расстройства чтения. Возможно избирательное нарушение разграничения звуковых сигналов, поскольку большинство больных обнаруживает более высокую чувствительность к восприятию неречевых звуков.

Клиника . Стержневым проявлением является избирательная задержка формирования способности понимать значение вербальной информации при относительной сохранности невербального интеллекта. В легких случаях обнаруживается замедленное понимание сложных предложений или необычных, абстрактных лингвистических форм, идиоматических оборотов, юмора. В тяжелых случаях эти трудности распространяются на простые слова и фразы. Тяжелые формы расстройства обращают на себя внимание к 2 годам, более легкие могут обнаруживаться лишь с началом школьного обучения. В большинстве случаев задержано также формирование навыков речевой экспрессии, что делает клиническую картину обоих расстройств практически идентичной с тем существенным различием, что при экспрессивном речевом расстройстве не запаздывает развитие рецептивных навыков.

В отличие от экспрессивного расстройства, дети с расстройством рецептивной речи к полутора годам не могут указывать на знакомые предметы обихода, когда их называют и к двум годам понимать простые инструкции. Они обнаруживают известную способность к социальному взаимодействию, могут вступать в ролевые игры и в ограниченном объеме использовать жестовую речь. Внешне их можно принять за глухих, но они адекватно реагируют на слуховые раздражители, кроме речевых. Если они начинают позднее говорить, то демонстрируют замедленное приобретение речевых навыков и грубые нарушения артикуляции. Могут наблюдаться мутизм, эхолалия, неологизмы. У большинства больных обнаруживается повышенный порог слуховой чувствительности, отсутствие музыкального слуха и неспособность локализовать источник звука.

Возможны билатеральные отклонения на ЭЭГ. Высока коморбидность с другими нарушениями психологического развития и эмоционально-поведенческими расстройствами, но менее вероятны сочетания с расстройством координации, нарушением активности внимания, функциональным энурезом. Расстройство существенно затрудняет обучение ребенка и приобретение приспособительных навыков повседневной жизни, основанных на понимании вербального и знакового общения. Прогноз благоприятен лишь в легких случаях расстройства.

Диагноз . Для диагностики рецептивного расстройства речи состояние должно соответствовать следующим критериям:

  1. определяемые тестовым методом навыки рецептивной речи не менее, чем на два стандартных отклонения ниже уровня, соответствующего возрасту ребенка;
  2. тестовые данные рецептивной речи коррелируют с уровнем невербального IQ в пределах одного стандартного отклонения;
  3. отсутствуют общие расстройства развития, неврологические, сенсорные или соматические расстройства, которые могут прямо отразиться на рецептивной речи;
  4. IQ выше 70.

В большинстве случаев сочетание с расстройством экспрессивной речи делает необходимым выставление двух диагнозов.

Дифференциальный диагноз определяется задачами, сформулированными в критерии 3 диагностики рецептивного расстройства речи. В отличие от случаев аутистического расстройства, здесь обнаруживаются более развитые социальные навыки, более высокий уровень невербального интеллекта и более чуткое реагирование на внешние стимулы.

Лечение . Основным методом терапии является поведенческий тренинг рецептивных и экспрессивных речевых навыков. Дебатируется вопрос о большей эффективности лечения в индивидуальной или групповой обстановке. Поощряется использование в терапии и общении с родителями игр, основанных на символическом мышлении, воображении, поскольку нет доказательств того, что использование невербальной коммуникации тормозит развитие речевых навыков. В наблюдении дефектолога ребенок нуждается вплоть до устранения задержки речевого развития. Психотерапия и семейная консультация часто необходимы для коррекции низкого уровня самоутверждения и тренировки социальных навыков.

Не секрет, что при расстройстве рецептивной речи у ребенка возникают такие проблемы, как несоответствие понимания речи нужному уровню, то есть, недостаточное для его умственного развития. Нередко наблюдается проблема словесно-звукового произношения, в том числе и фонетико-фонематического анализа. Данное расстройство обозначается термином афазия, врожденная слуховая невосприимчивость, имеющая отношение к развитию. Расстройство рецептивной речи выражается в сниженной способности к слуховому восприятию речи, притом, что сохранен физический слух. Если расстройство наблюдается в легких случаях, то имеется замедленное понимание наиболее сложных предложений. При тяжелой форме у ребенка может отсутствовать понимание обращенной к нему речи полностью.

Также, параллельно этим явлениям имеют место расстройства общего развития, нарушения физического и неврологического плана, которыми обусловлены различные речевые дефекты. В школьном возрасте частота данного расстройства определяется показателем от трех и до десяти процентов, причем, девочки страдают расстройством рецептивной речи в два разе реже, чем мальчики. Как правило, расстройство бывает обнаружено примерно в четырехлетнем возрасте. К ранним признакам относится неспособность воспринимать знакомые названия, также неспособность производить идентификацию одновременно нескольких объектов к полуторагодовалому возрасту, непонимание простых инструкций в двухлетнем возрасте.

К поздним нарушениям относится неспособность восприятия грамматических структур, таких как вопросы, отрицания, сравнения. Также, ребенок может не понимать паралингвистические составляющие речи, например, тональность голоса, специфические жесты, и прочее. В то же время, нарушено восприятие ребенком просодических речевых характеристик. Тем не менее, для таких больных типично уместное использование жестов, адекватное отношение к родителям, нормальные ролевые игры. При расстройстве рецептивной речи могут быть эмоциональные реакции, гиперактивность, тревожное состояние, неприспособленность в социальном плане. Дети с этим сложнейшим расстройством самоизолируются от сверстников, иногда наблюдается энурез, нарушенная координация.

Причина заболевания

В настоящее время ученые имеют множество различных предположений, касающихся возникновения расстройства рецептивной речи, но конкретные причины все-таки не названы. Предполагается, что этиологическую роль могли играть корреляции с церебральными органическими факторами, но данному фактору нет убедительного подтверждения. Хотя отмечено, что больные часто страдают множественными признаками корковой недостаточности. Также интересен факт, что при обследовании родственников больных обнаружено, что у них повышенный судорожный синдром и специфические расстройства чтения выражены в большей степени, чем у других людей.

Не исключаются избирательные нарушения разграничения звуков, так как в основном пациенты обнаруживают наивысшую чувствительность к неречевым звукам.

Также, среди предположений о причинах данного расстройства имеет место теория о поражениях головного мозга, называется задержка нейронального развития, также принимается во внимание генетическая предрасположенность. Стоит подчеркнуть, что ни одна из версий не имеет стопроцентного подтверждения, хотя вероятность довольно велика. Некоторые исследователи утверждают, что всему виной могут оказаться нейропсихологические механизмы, когда пациент не способен дифференцировать невербальные компоненты речи, так как у него имеется дисфункция правого мозгового полушария.

Но отмечено, что почти все дети, имеющие неправильное развитие рецептивной речи, в лучшей степени реагируют, когда слышат звуки среды, чем звук речи других людей.

Большинство специалистов все-таки склонны утверждать, что причина заболевания не определена, хотя при всем при этом, у многих больных обнаруживается немало признаков корковой недостаточности. Особое внимание обращается на то, что у пациентов является пораженной височная доля полушария, являющегося доминантным. В любом случае, прежде чем выявлять причины предполагаемого расстройства рецептивной речи, необходимо исключить такие варианты, как , плюс общие расстройства развития, не исключается и приобретенная афазия.

Лечение

Как утверждают специалисты, ведение детей с подобной патологией всегда различно и в каждом случае имеются свои особенности. Многие врачи уверены, что такие пациенты нуждаются в изоляции, и проведении последующего обучения речевым навыкам. Основным фактором при использовании данной методики является абсолютное отсутствие посторонних раздражителей. Одним из первых методов лечения расстройства рецептивной речи также считают психотерапию, которая способна купировать эмоциональные и поведенческие проблемы, являющиеся сопутствующими.

В том числе, используется и так называемая семейная терапия, которая подразумевает выстраивание правильных взаимоотношений с пациентом. Иногда специалисты настаивают на таком методе терапии, как поведенческий тренинг, способствующий развитию речевых и экспрессивных навыков. В данном случае, споры возникают лишь о том, какой вид тренинга более эффективен, — индивидуальный, или когда работа производится одновременно с группой детей.