Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб

Побызакова Элла Леонидовна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ РХ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Аскизская специальная (коррекционная) школа – интернат» 8 вида. Республика Хакасия, село Аскиз.

Подлинное чтение начинается с того момента, когда за словом и словосочетанием ребенок увидит и почувствует живые образы: картины, звуки, запахи Здесь и начинается удивительное: глаз видит одно, а сознание творит другое (ведь читать нам начинают еще в детстве, когда мы видим на странице только черные крючки, знаки, которые впоследствии называем буквами, а видим, например, Колобка и из этих черных знаков, крючков узнаем того же Колобка).
Одним из требований, предъявляемых программой коррекционных школ8 вида к чтению умственно отсталых школьников, является осознанное чтение. Работа над осознанным чтением не ограничивается периодом обучения в начальных классах, она продолжается и остается актуальной на протяжении всех лет обучения УО школьников. Чем старше они становятся, тем сложнее и объемнее становятся тексты, в текстах закладывается более глубокий смысл, усложняется сюжетная линия и т.п.
Осознанное чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Этот навык является наиболее важным для чтения, т.к. если человек не понимает того, о чем читает, теряется весь смысл процесса чтения. Задача учителя помочь школьникам правильно осмыслить и понять читаемый текст, научить устанавливать смысловые связи в тексте, помочь осознать идейный смысл произведения. Вся работа, проводимая на уроке чтения, направлена именно на решение этих задач.
Для этого рекомендуется использовать разнообразные методы: подготовка учащихся к восприятию текста через беседу, рассказ, экскурсии, демонстрацию картин, иллюстраций, видеоматериала. Немаловажное значение имеет работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями, анализ изобразительных средств художественных произведений, анализ текста, закрепление содержания прочитанного текста, составление различных видов планов, пересказ, а также обобщающие беседы.
Осознанное чтение необходимо не только на уроках чтения, но и при изучении технологии обработки ткани, дерева. Так как только точно по прочитанной инструкции можно сделать изделие. Можем сказать, что чтение, а именно осознанное чтение помогает нашим детям узнать что-то новое, представить то, что они видели.
Существуют разные методы, приемы для достижения осознанного чтения. В статье Шишковой М,И,(к.п.н., доцент кафедры олигофренопедагогики МГОПУ им.М.А. Шолохова) предлагаются различные варианты заданий, направленные на формирование навыка осознанного чтения. Прежде всего, эти задания связаны с лексической работой над словом, т.к. именно эта работа обеспечивает понимание элементарного смысла произведения. Непонимание прочитанного начинается, как правило, с непонимания значения отдельных слов и выражений, а это ведет к невозможности понять более глубокий смысл произведения. Также в статье представлены задания, связанные с развитием смысловой догадки школьников и умением прогнозировать содержание, жанровую специфику, эмоциональный характер текста перед его чтением и в процессе чтения.
Задание 1. Разбор значений слов синонимов.
На магнитной доске прикреплены таблички с написанными на них словами - синонимами.
Ключ – родник, воин – солдат, забор – изгородь, плетень.
Задание 2.Разбор значения слов - синонимов и их сопоставление со словами из читаемого произведения.
Задание 3.Самостоятельное придумывание синонимов и сопоставление их с читаемым текстом.
Задание 4. Подбор к данному слову, слова с противоположным значением, объяснение значения слова, составление с этими словами словосочетания, предложения.
Задание 5. Работа со смешанными рядами близких и противоположных по значению слов (синонимов, антонимов).
Задание 6. Работа с фразеологизмами.
Учитель просит объяснить смысл выражений. Словосочетания написаны на карточках. Карточки можно прикрепить на магнитную доску, можно раздать учащимся. Так же школьникам необходимо определить, подходит ли данное выражение к читаемому на уроке произведению (отрывку, персонажу).
а) Человек с головой, не сносить головы, как снег на голову, сломя голову, потерять голову, голова идет кругом, морочить голову.
б) Задирать нос, водить за нос, клевать носом, остаться с носом, вешать нос, зарубить на носу, встретиться нос к носу.
в) Говорить в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаза выколи, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, с глазу на глаз.
г) Держать ухо в остро, покраснеть до ушей, развесить уши, слышать краем уха, ушки на макушке, пропустить мимо ушей, медведь на ухо наступил, навострить уши, прожужжать все уши.
д) Зуб на зуб не попадает, говорить сквозь зубы, зубы заговаривать, попасть на зуб.
е) Язык без костей, тянуть за язык, язык проглотить, язык не поворачивается, острый на язык, злые языки, найти общий язык, держать язык за зубами.
ж) Валится из рук, из рук вон плохо, легкая рука, умывать руки, взять себя в руки, как без рук, мастер на все руки, прибрать к рукам, сидеть сложа руки.
з) Со всех ног, встать с левой ноги, идти в ногу, ног под собой не чуя, встать на ноги, падать с ног, сбиться с ног, путаться под ногами, одна нога здесь другая там.
Задание 7. Обучение умению прогнозировать содержание текста и развитие смысловой догадки.
1.Перед началом чтения произведения попросить учащихся определить жанр приведения, тему, сюжет, эмоциональный характер произведения. (В.Астафьев «Осенние грусти», Г.Скребицкий «Добро пожаловать!»).
Задание 8.Упражнения, направленные на определение смысловой структуры текста, связи смысловых частей текста.
1.Найди ошибку: У котенка белая лапки. Дедушке Ване семь лет. Я вчера буду купаться. Мы завтра были на даче.
Систематическое использование подобного рода заданий, безусловно, принесет положительные результаты. У школьников появится интерес к читаемым произведениям и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы. В результате предложенных упражнений уточняется и обогащается словарный запас учащихся, развивается лексическая сторона речи, вырабатывается умение правильно строить предложения, правильно и последовательно излагать свои мысли. Появляется и развивается интерес и любовь к родному языку.
Литература:
1. Коррекционная педагогика, 2007г. №1(19), стр. 53-58
2.А.К. Аксенова. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. Учебник для вузов. М.Владос.1999.стр. 175-180.

Программа занятий по внеклассному чтению в коррекционных школах для детей YIII вида

«Любите книгу всей душой! Она не только ваш

лучший друг, но и до конца верный спутник»

Эрнест Миллер Хемингуэй.

Пояснительная записка

Всегда велась и ведется серьезная работа по привлечению внимания к проблемам чтения. Сегодня отмечается снижение интереса к чтению у детей. Перед учителем стоит задача- построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало культурных, нравственных, и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности.

В наш век научно- технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.

Проблема формирования правильного, сознательного и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную роль в образовании и развитии личности ребенка.

Формирование читательского интереса у школьников в условиях специальной коррекционной школы- интерната YIII вида характерно значительными трудностями, связанными с такими особенностями детей, как сниженная любознательность, медленный темп чтения, недопонимание смысла прочитанного, неумение выбрать книгу, исходя из своих возможностей.

На своих уроках я стараюсь пробуждать у воспитанников любовь к чтению и интерес к книге, развивая чувство родного языка, обогащая активный и пассивный словарь учащихся.

Но первоначальные результаты диагностики уровня читательского интереса к книге поставила перед собой 2 проблемы:

Как сделать чтение интересной и желанной деятельностью

Как обеспечить учащемуся эффективное восприятие и осознание прочитанного.

Решению этих проблем может служить программа по внеклассному чтению, направленная на повышение уровня читательского интереса у учащихся. При разработке программы руководствовалась «Методикой обучения русскому языку» Воронковой Н.Н., и «Методикой внеклассного чтения» Светловской Н.А.

Цель программы:

Обогащение внутреннего мира ребенка через книгу.

Повышение уровня читательского интереса у учащихся с ОВР

Развитие навыков чтения, как вида речевой деятельности

Подготовить детей к восприятию словесного искусства, которое раскрывает перед читателями богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождает чувство гармонии и красоты, учит понимать прекрасное в жизни.

Формирование эколого- валеологических компетенций на уроках внеклассного чтения.

Задачи программы;

Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.

Формировать умения воссоздать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащегося, воспитывать художественный вкус.

Совершенствовать все виды речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо)

Прививать любовь к чтению книг, развивать навыки самостоятельного чтения, желание

преодолевать трудности чтения.

Расширение знаний о литературных произведениях.

Формирование первичных представлений о произведениях казахских, зарубежных и

русских писателей.

Воспитание бережного отношения к книге.

Межпредметная связь

Межпредметные связи осуществляются с такими дисциплинами, как:

Казахский язык (запоминание и проговаривание специфических звуков ә,ң,ғ,ү,ұ,қ,ө,һ, правильная постановка ударения)

Русский язык и чтение (расширение и обогащение словаря, развитие речевого содержания, высокой культуры речи)

Естествознание и география (человек и его взаимоотношения с окружающей средой)

Родиноведение (сведения об этнокультуре и быте казахского народа)

Мир вокруг (обогащает представление об окружающем мире)

Изодеятельность (дает возможность выразить свои эмоции и чувства на бумаге)

Пути реализации программы:

Формы и виды работы:

Урок – путешествие

Урок- рассуждение

Урок- спектакль

Уроки- экскурсии в прошлые военные года

Урок- конференция

Викторины

Литературный час

Частично- поисковая работа

Работа по иллюстрациям, рисование

Видеопросмотр

В программу для внеклассного чтения входят произведения литературы – казахская и русская поэзия, произведения Т.Алексеева, Н.Носова, М.Пришвина, А.Пушкина, В.Короленко, Л.Толстого, Г. Троепольского, Р. Фраермана, Б.Полевого, Т.Кажебаева, М.Абылкасымова, М.Кабанбаева,У. Турманжанова, Ж. Карменова, Ж. Мулдагалиева, К. Идрисова, М. Ауэзова, М. Гумерова, М. Сундетова, А. Кунанбаева, С.Муканова, С.Бегалина, а также произведения мировой литературы – Марк Твена, сказки Г.Х. Андерсона, Шеперро.

Занятия внеклассного чтения предполагает высокую активность, любознательность учащихся. Ученики должны быть включены не только в поиск «информации», но и иметь отстаивать свою точку зрения на события в жизни, проявлять интерес к чтению, испытывать потребность общаться с книгой.

Методическое и материально-техническое оснащение программы

В основе методики внеклассного чтения лежит совместная деятельность педагога и ребенка. Уроки внеклассного чтения представляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного интереса. Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего развития. Методы очень разнообразны. Они зависят от многих условий: от объема и качества информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Информацию ребенок получает по многим каналам, поэтому так важен метод целостного восприятия, детальное восприятие, целенаправленное наблюдение.

Методическое обеспечение программы меняется в зависимости от форм организации деятельности. В программе всегда есть место для фантазии, изобретательности, открытии тайн.

В зависимости от поставленных задач, педагог использует различные методы обучения: проблемно- поисковый, репродуктивный, беседы, диагностические ситуации, путешествия, просмотра видеофильмов.

Учитывая условия школы, использование ТСО, оформление выставок на различные темы и т.д., данная программа дает возможность выявлять и развивать психофизический потенциал учащегося, его способности, больше проявлять интерес к чтению.

Структура программы

Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизиологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Изучение начинается с 5 класса и заканчивается в 9 классе.

Программа по данному курсу распределена по месяцам.

Порядок прохождения программы и планирование количества часов – 1 раз в месяц. При тематическом планировании учитываются потребности и учебно - воспитательная работа в школе.

На весь курс программы отводится 9 часов в каждом классе.

В программе особое внимание уделяется формирование навыка «Молчаливого чтения», чтения «про себя». Л.С. Выготский писал, что при таком чтении понимание прочитанного лучше.

Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта школьников. Это творчество помогает ученику оценить художественное произведение.

В данной программе использованы различные технологии обучения

Учебно – тематический план к программе « Внеклассное чтение»

5 класс

Месяц

Тема внеклассного чтения

Формы проведения занятий

Сентябрь

В мире сказок

«Петух и павлин»

Урок путешествия

Спешите делать добро

Т. Кажебаев «В автобусе»

О друзьях товарищах

Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома»

Урок - спектакль

Охранять природу – значит охранять Родину

Т. Алексеев «Снегирь»

Урок – рассуждение о прочитанном

О животных

М. Турежанов «Белый козленок»

Урок – рассуждения о прочитанном

Из произведений зарубежных писателей

М.Твен «Приключения Тома Сойера»

О родной земле

М. Абылкасымов «Родная земля»

Урок - конференция

Идет война народная.

Рассказы о Великой Отечественной войне

Викторина. Экскурсия в библиотеку

6 класс

Месяц

Тема внеклассного чтения

Материал, использованный на уроке

Формы проведения занятий

Сентябрь

В мире казахских сказок

«Добрый и злой»

Урок путешествия

Про животных, любовь к животным

У. Турманжанов

«Белый верблюженок»

Урок - рассуждения о прочитанном

О доброте и добрых поступках

Ж. Карменов «Помошник»

Урок- конференция

М.М.Пришвин – поэт русской природы

Книги Пришвина

Урок – экскурсия

М. Кабанбаев «Сам пропадай, а друга выручай»

Урок – рассуждения о прочитанном

Выставка рисунков, книг

Литературный ринг

Родная земля

Ж. Мулдагалиев «Отчизна»

Урок - конференция

В мире сказок и приключений

Русские народные сказки

Частично- поисковая работа,работа по иллюстрациям

Идет война народная

Сергей Алексеев «Буханка»

Викторина, урок- экскурсия в прощлое.

7 класс

Месяц

Тема внеклассного чтения

Материал, использованный на уроке

Фомы проведения занятий

Сентябрь

Добрые поступки

Н.Носов «Огородники»

Урок- путешествие

Стихи, песни о прирде

Викторина

Литературный ринг по произведениям А.С.Пушкина

Выставка сказок, книг

Литературный ринг

Писатели о себе

Л.Н.Толстой «Детство»

Урок- экскурсия

«Крылатая и честная юность»

В.Г.Короленко «Дети подземелья»

Урок- рассуждение о прочитанном

Вы в ответе за тех, кого приучили (о дружбе человека и животного0

Г.Троепольский «Белый Бим Черное ухо»

Урок- рассуждение о прочитанном

О родной земле

К.Идрисов «Мой край»

Урок- конференция

В мире сказок А.С.пушкина

«Сказка о царе Салтане…»

Просмотр сказки

Дети войны

Сергей Алексеев «Блокадный хлеб»

Урок- экскурсия в прошлое, в военные года

8 класс

Месяц

Тема внеклассного чтения

Материал, использованный на уроке

Фомы проведения занятий

Сентябрь

В мире сказок и приключений

«Медведь и комар» казахские сказки

Урок- путешествие

Сбережем родную природу во всей ее красе

Стихи, рассказы о природе В.Бинки, М.Пришвина,Е.Чарушиной

Урок - конференция

Литературный ринг по произведениям А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова

Выставка книг, сказок, стихов

Литературный ринг

Взаимоотношение человека и природы

М. Ауэзов «Серый Лютый»

Урок- рассуждение о прочитанном

Честь смолоду храни. С бесчестными не знайся

М.Кабанбаев «Арстан, я и виолончель»

Урок- рассуждение о прочитанном

Крылатое чудо

Кроссворды, таблицы, карточки

Уроки- отчет КВН

Моя Родина

М. Гумеров «Лесок на целине»

Урок- конференция

О доброте и добрых поступках, любви

Р.Фраерман «Дикая собака Динго»

Урок- рассуждение о прочитанном

Идет война народная

С.П.Алексеев «Бретская крепость»

Викторина. Урок- экскурсия в прошлое, военные годы.

9 класс

Месяц

Тема внеклассного чтения

Материал, использованный на уроке

Фомы проведения занятий

Сентябрь

О взаимоотношениях со взрослыми и смелости

М.Сундетов «Сын чабана»

Урок- рассуждение о прочитанном

В мире приключений и сказок

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»

Урок - путешествие

Знакомство с эпосами

Эпос «Алпамыс - батыр»

Урок - путешествие

Абай – поэт, просветитель

Рассказы Абая Кунанбаева

Урок- конференция

Любовь к животным

С. Бегалин «Проток»

Урок- рассуждение о прочитанном

Крылатое чудо

Кроссворды, таблицы, карточки

Уроки- отчет. КВН

Родная моя земля

К. Идрисов «Мой край»

Урок- конференция

Писатели о себе (тяжелое детство)

С. Муканов «Мой Мектебы»

Урок- рассуждение о прочитанном

Великая война

Б.Полевой «Гвардии рядовой»

Урок- экскурсия в прошлое, военные годы.

Результаты реализации программы

В результате реализации данной программы предполагается, что учащиеся будут ходить в библиотеку не просто брать книги, а проявлять интерес к чтению, испытывать потребность общаться с книгой.

Во время бесед о прочитанных книг ах учащиеся будут проявлять активность, любознательность, будут делиться впечатлениями с педагогами, библиотекарем и друг другом.

Конечным результатом реализации программы должна стать положительная динамика уровня читательского интереса у учащихся.

Список использованной литературы .

1. Р.Б. Нуртазина, Э.Д. Сулейменова «Книга для чтения» Алматы «Рауан» 1995г.

2. Хрестоматия по детской художественной литературе казахстанских авторов, Алма – Ата «Рауан» 1990г.

3. К. Д. Бейбытова «Казахская литература» хрестоматия Алматы «Рауан», 1998г.

4. «Живой родник» книга для чтения по казахской литературе Алматы «Рауан» 1997г.

5. В.Я. Коровина, Т.Ф. Курдюлова, И.С. Сбарский «В мире русской литературы» М. «Просвещение» 1987г.

6. Е.В. Владимиров, В.Н. Джанаева, Ю.Г. Тайгунова, Ю.К. Чустузиан «Книга для внеклассного чтения» Ленинград «Просвещение» 1985 г.

7. Н.Н. Светловская «Методика внеклассного чтения» М «Просвещение» 1977г.

Рабочая программа

Внеклассное чтение

Пояснительная записка

«Книга – это маяк,

который светит дольше и дальше других»

Е. Мурашова

Пояснительная записка

Сегодня в стране ведётся серьёзная работа по привлечению внимания к проблемам чтения. «Национальная программа поддержки и развития чтения», подготовленная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Российским книжным союзом, отмечает снижение интереса к чтению у населения.

Формирование читательского интереса у школьников в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида характеризуется значительными трудностями, связанными с такими особенностями детей, как сниженная любознательность, медленный темп чтения, недопонимание смысла прочитанного, неумение выбрать книгу исходя из своих возможностей.

На библиотечных уроках, регулярно проводимых в классах, мы старались пробуждать у воспитанников школы-интерната любовь к чтению и интерес к книге, развивая чувство родного языка, обогащая активный и пассивный словарь учащихся.

Но первоначальные результаты диагностики уровня читательского интереса школьников поставили перед нами две проблемы:

Как сделать чтение интересной и желанной деятельностью;

Как обеспечить школьнику специальной (коррекционной) школы-интерната эффективное восприятие и осознание прочитанного.

Решению этих проблем может служить программа по внеклассному чтению, направленная на повышение уровня читательского интереса у учащихся с ограниченными возможностями здоровья. При разработке программы в основном руководствовались методикой обучения русскому языку Воронковой В.В. и методикой внеклассного чтения Светловской Н.Н., где детально раскрыта технология работы с детской книгой на занятиях внеклассного чтения.

Библиотекарь видит свою цель в том, чтобы совместно с педагогом приучить ребенка к чтению, помочь детям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания.

Цель программы – повышение уровня читательского интереса у учащихся с ограниченными возможностями здоровья; организация самостоятельного чтения школьников дома и на занятиях внеклассного чтения.

Задачи:

    Приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья к чтению;

    Пропаганда ценности чтения и книги;

    Формирование первичных представлений о произведениях русских и зарубежных детских писателей;

    Совершенствование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;

    Развитие воображения, творческих способностей
    и речи читателей.

Содержание программы:

    Развитие устойчивого интереса к книге и желание преодолеть трудности чтения.

    Воспитание бережного отношения к книге.

Формы и виды работы:

    Коллективное чтение сказок и рассказов, содержание которых доступно для детей.

    Пересказ сказок по иллюстрациям.

    Работа в классе с материалами уголка внеклассного чтения.

    Самостоятельное чтение книги с захватывающим сюжетом, отрывок из которой был прочитан библиотекарем.

    Конкурсы, праздники, посвященные прочитанным книгам.

    Подборка хорошо иллюстрированных и небольших по объёму книг для детей с низким уровнем читательского интереса.

    Подборка книг более серьёзного содержания для детей с более высоким уровнем читательского интереса.

    Оказание индивидуальной помощи в выборе книг с учётом техники чтения ученика.

    Подведение итогов по количеству прочитанных в четверти книг.

    Поощрение при подведении итогов.

    Контроль за чтением книг по внеклассному чтению.

    Пересказ текстов.

    Коллективное чтение статей из детских газет, журналов.

    Коллективное чтение с последующим обсуждением содержания.

    Беседы о прочитанном.

    Коллективное составление кратких отзывов о книгах.

    Ведение учетных листков по внеклассному чтению.

Педагогические методы и приёмы для каждого класса

Таблица 1

Методы

и приёмы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Пересказ сказок по иллюстрациям

Коллективное чтение

Наглядная агитация

Конкурсы, праздники по подведению итогов прочитанной книги

П6оощрение при проведении итогов прочитанной книги

Контроль над чтением

Чтение библиотекарем (педагогами) отрывка из книги с захватывающим сюжетом, предложить дочитать книгу самостоятельно

Обсуждение книг, прочитанных произведений

Анализ учётных листов по внеклассному чтению

Коллективное составление отзывов по прочитанным произведениям

В программу для внеклассного чтения входят произведения литературы – русская поэзия, произведения К.Л.Ушинского, А.Толстого, А. Гайдара, С. Баруздина, В.Осеевой, Е.Пермяка, И. Крылова, Н.Артюховой, С. Алексеева, Н.Носова, В. Драгунского, А. Барто, Л.Воронковой, В.Бианки, М.Пришвина, Н.Сладкова, В Чаплиной, Е.Чарушина, а также произведения мировой литературы – сказки Г.Х. Андерсена, Ш.Перро, А.Милна. При составлении календарно-тематического планирования учитываются юбилейные литературные даты русских и зарубежных писателей и поэтов, возрастные особенности детей.

Одним из принципов построения программы является вертикальный тематизм, когда тема внеклассного чтения становится «стержнем», пронизывающим все или некоторые темы недели. Библиотекарь и учитель на качественно ином уровне смогут осуществить интегрированные связи, что позволяет осуществлять практическую направленность занятий внеклассного чтения, их связь с жизнью.

1.Нет интереса к чтению книг.

2. Не может самостоятельно выбрать книги.

3. При выборе книг главное внимание обращает на иллюстрации, объём.

4. Не всегда дочитывает книгу.

5. Работая с журналами, газетами, рассматривает только рисунки.

6. Нуждается в постоянном контроле.

1. Самостоятельно находит книги, рекомендованные учителем.

2. Выбирая книгу, ориентируется на автора, название книги, иллюстрации.

3. Понимает и объясняет содержание иллюстрации в книге.

4. Отвечает на вопросы по содержанию прочитанного.

5. Берёт самостоятельно журналы, газеты; рассматривает иллюстрации; читает выборочно (по интересу) рассказы, стихи.

1. Самостоятельно выбирает книги, обращает внимание на автора, название книги, иллюстрации.

2. Читает с желанием.

3.Делится впечатлениями о прочитанном.

4. Может самостоятельно выделить главную мысль.

5. Пересказывает близко к тексту.

6. Рассматривает, читает журналы, газеты.

7. Знает названия детских журналов.

8. Самостоятельно посещает библиотеку.

Занятия внеклассного чтения предполагают высокую активность, любознательность учащихся. Ученики должны быть включены не только в поиск «информации», но и уметь отстаивать свою точку зрения на события в жизни, проявлять интерес к чтению, испытывать потребность общаться с книгой.

Результаты работы по программе определяются по уровню развития читательского интереса школьников.

Личностные, метапредметные результаты.

Личностными результатами являются следующие умения:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных и прослушанных произведений, к их поступкам. Средство достижения этих результатов

тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним; просмотр спектаклей и их обсуждение.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД

Регулятивные УУД:

определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; – проговаривать последовательность действий на занятии;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги; – учиться работать по предложенному учителем плану Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, инсценировка небольших текстов. Средством формирования познавательных УУД служат тексты книг, просмотр спектаклей, посещение библиотеки.

Коммуникативные УУД :

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

договариваться с одноклассниками совместно с воспитателем о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах

Планируемые результаты.

    Обогащение внутреннего мира ребенка.

    Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.

    Умение работать с текстом, с книгой.

    Знание и четкое произношение в разных темпах 5- 8 скороговорок.

    Развитие навыка координации движений с работой речевого аппарата.

Программа содержит 34 занятия -1 раз в неделю, продолжительностью 35-40 минут.

Тематическое планирование занятий по внеклассному чтению (34 часа)

0,5

0,5

викторина, игра, обзор

Доклад по теме

«Приёмы коррекционной работы на уроках чтения в начальных классах специальной (коррекционной) школы Y Ш вида»

(выступление на методическом объединении)

Тешкина П.Ю.

04.06.15 г.

Опыт работы с учащимися доказывает, что чтение продолжает оставаться для учащихся коррекционной школы одним из предметов, трудности усвоения которого преодолеваются очень медленно. Все это отрицательным образом сказывается на изучении всех остальных предметов.

Как известно, чтение включает в себя четыре основных качества:

    Беглость

    Правильность

    Выразительность

    Осознанность

Формирование этих качеств тесно взаимосвязано между собой и проходит у некоторых школьников достаточно сложно в силу задержки их психофизического и речевого развития. По мере взросления школьников качество их чтения улучшается, но ряд проблем остается.

Темп чтения у детей с проблемами в развитии зависит от информационной, лексической и структурной сложности текста. Чем сложнее текст, тем медленнее читают дети.

Беглое чтение – это такой темп, который характерен для разговорной речи, и при котором понимание читаемого материала опережает его произношение. Для формирования беглости чтения важна многократность упражнений в самом чтении.

Приемы работы по формированию беглого чтения:

    многократность прочтения (по абзацам, эстафета, выборочное, по ролям)

    чтение текста и разделение его на части, озаглавить каждую часть, составление характеристики героев);

    речевая разминка

Правильность чтения у умственно отсталых школьников отрабатывается с определенными трудностями. Такие дети допускают большое количество ошибок, искажающих звуковой состав слова.

Типичные ошибки и их причины:

    замены звуков (из-за недостатков произношения, нарушения фонетико-фонематического слуха, плохой зрительной дифференцировки, инертности процессов возбуждения и торможения, непонимания слов);

    пропуски букв (из-за нарушения внимания, инертности процессов переключения с одного звука на другой и упрощения слов);

    добавление лишних звуков (из-за нарушения внимания, нарушения процессов возбуждения и торможения - застревание, склонности к упрощению).

Приемы работы над правильностью чтения:

    Многократность прочтения текста со сменой заданий:

    чтение по заданию;

    эстафета цепочкой;

    выборочное чтение;

    чтение по ролям (с 3-го класса).

    Проведение речевых зарядок (пятиминуток), предваряющих чтение текста, основной целью которых является подготовка учащихся к прочтению трудных слов и переходу на более совершенный способ чтения.

    Использование различных игровых приемов:

    игра "Будь внимательным" (в таблице сходные по звуковому составу слова - потеплели, потемнели );

    игра "Фотоаппарат" (быстро показываются слова или предложения, нужно прочитать, запомнить, повторить, формируется память и поле зрения);

    игра "Буксир" (читает учитель, дети следят; затем читают дети, по очереди, начиная с сильных учеников).

    Включение в чтение учащихся со слабой техникой чтения:

    отраженное чтение (читает сильный ученик, слабый повторяет);

    хоровое чтение;

    чтение с продолжением (сильный ученик начинает, слабый продолжает);

Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала. Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические ударения.

Образец выразительного чтения дает сам учитель, либо используется чтение в исполнении профессиональных артистов (вставка – использование мультимедиа)

Кроме этого большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно делать логические ударения и паузы.

Логические ударения

Для того, чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Именно эту мысль важно донести до учащихся путем выполнения несложных упражнений. Например:

На доске или на индивидуальных карточках написаны предложения.

    Дети завтра пойдут в кино.

    Дети завтра пойдут в кино.

    Дети завтра пойдут в кино.

    Дети завтра пойдут в кино .

Паузы

Кроме логических ударений, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы. Речевая пауза – это остановка, которая делит звуковой поток на отдельные части, внутри которых звуки следуют один за другим непрерывно. Например:

Учитель выразительно читает несколько пословиц, подобранных к изучаемому художественному произведению. Учащиеся внимательно слушают и по окончании чтения учителем каждой пословицы указывают, между какими словами наблюдалась пауза, объясняют смысл пословицы. После этого учащимся предлагается самим прочитать пословицы, соблюдая необходимые паузы. В дальнейшем задание усложняется, пословицы читают с соблюдением необходимых пауз и логических ударений.

    Доброе братство | лучше богатства.

    Один в поле | не воин.

    Согласье | крепче каменных стен.

    Одна пчела | не много меду натаскает.

Осознанность чтения - это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Этот навык является наиболее важным для чтения, т.к. если человек не понимает того, о чем читает, теряется весь смысл процесса чтения. Задача учителя помочь школьникам правильно осмыслить и понять читаемый текст, научить устанавливать смысловые связи в тексте, помочь осознать идейный смысл произведения.

Немаловажное значение имеет работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями, анализ изобразительных средств художественного произведения, анализ текста, закрепление содержания прочитанного текста, составление различных видов планов, пересказ, а так же обобщающие беседы.

Задания, связанные с лексической работой над словом:

Задание 1. Разбор значений слов-синонимов.

На магнитной доске прикреплены таблички с написанными на них словами-синонимами. По возможности, слова подбираются к тексту произведения, читаемого на уроке. Значение слов объясняется самими учениками, в случае затруднений используется толковый словарь или словарь синонимов.

ключ – родник
воин - солдат, боец
зябнуть - стынуть, мерзнуть
забор - изгородь, плетень
стеречь - охранять, караулить, сторожить
храбрый - смелый, отважный, мужественный, бесстрашный

Задание 2. Подбор к данному слову слова с противоположным значением, объяснение значения слова, составление с этими словами словосочетания, предложения.

Веселый - грустный (рассказ).
Веселое - грустное (выражение лица).
Веселый - скучный (день).

Задание 3. Упражнения, направленные на определение смысловой структуры текста, связи смысловых частей текста.

а) Найди ошибку.

У котенка белая лапки

Дедушке Ване семь лет

Я вчера буду купаться

Мы завтра были на даче

Систематическое использование подобного рода заданий, безусловно, принесет положительные результаты. У школьников появится интерес к читаемым произведениям и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы.

Вся работа, направленная на развитие у учащихся навыков правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения протекают в единстве. Она способствует более полному пониманию текста и одновременно развитию техники чтения, повышает самостоятельность учащихся в работе над текстом

Список используемой литературы.

1. Учебная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждения 8 вида. ПОдготов. 1-4 классы (под редакцией В. В. Воронковой). М. : Просвещение. 2013 г.

2. Г.И. Данилкина «Особенности обучения русскому языку во вспомогательной школе».

3 . Л.И. Рудченко «Обучению чтению в специальных классах».

4 . Н.А. Касаткина «Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка начальных классов».

5 . М.И. Оморокова «Преодоление трудностей».

6. М.И. Оморокова «Формирование системы читательских умений у младших школьников на уроках чтения»

Уроки чтения в коррекционной школе VIII вида выполняют функцию коррекции недостатков: исправляется произношение, становится более стабильным внимание, совершенствуется память, сглаживаются некоторые дефекты логического мышления в установлении причинно- следственной зависимости явлений и событий, активизирует словарь детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преодоление трудностей в развитии навыков чтения у учащихся коррекционной школы VIII вида.

Опыт работы с учащимися доказывает, что чтение продолжает оставаться для учащихся коррекционной школы одним из предметов, трудности усвоения которого преодолеваются очень медленно. Все это отрицательным образом сказывается на изучении всех остальных предметов.

Уроки чтения в нашей школе выполняют функцию коррекции недостатков: исправляется произношение, становится более стабильным внимание, совершенствуется память, сглаживаются некоторые дефекты логического мышления в установлении причинно- следственной зависимости явлений и событий, активизирует словарь детей.

Как известно, чтение включает в себя четыре основных качества:

  1. Беглость
  2. Правильность
  3. Выразительность
  4. Осознанность

Формирование этих качеств тесно взаимосвязано между собой и проходит у некоторых школьников достаточно сложно в силу задержки их психофизического и речевого развития. По мере взросления школьников качество их чтения улучшается, но ряд проблем остается.

Темп чтения у детей с проблемами в развитии зависит от информационной, лексической и структурной сложности текста. Чем сложнее текст, тем медленнее читают дети.

Беглое чтение - это такой темп, который характерен для разговорной речи, и при котором понимание читаемого материала опережает его произношение. Для формирования беглости чтения важна многократность упражнений в самом чтении.

Приемы работы по формированию беглого чтения:

  1. многократность прочтения (по абзацам, эстафета, выборочное, по ролям, чтение текста и разделение его на части, озаглавить каждую часть, составление характеристики героев);
  2. речевая разминка (пятиминутка) 5-6 класс. Например:

А) речевая гимнастика:

“Забей гол”. Рот закрыт, губы без движения. Кончик языка задевает щёки.

“Качели”. Водить нижнюю челюсть из стороны в сторону, затем вперёд - назад.

“Лошадка”. Цоканье.

“Задуй свечу”. Щёки должны быть втянуты.

Б) скороговорка (на доске):

Два дровосека, два дровокола, два дроворуба
Говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену.

  1. сочетание курсорного (беглого) и статорного (аналитического) чтения на основе изучаемого текста;
  2. прием подсчета слов («жжужащее» чтение);
  3. развитие смысловой догадки;
  4. зрительные диктанты (4-5 класс). Проводится на уроках русского языка (орфографическая пятиминутка).

Правильность чтения у умственно отсталых школьников отрабатывается с определенными трудностями. Такие дети допускают большое количество ошибок, искажающих звуковой состав слова. Примерно 80 % учащихся первого года обучения допускают различные нарушения правильности чтения. К сожалению, нарушения правильности чтения сохраняются и в старших классах

Типичные ошибки и их причины:

  1. замены звуков (из-за недостатков произношения, нарушения фонетико-фонематического слуха, плохой зрительной дифференцировки, инертности процессов возбуждения и торможения, непонимания слов);
  2. пропуски букв (из-за нарушения внимания, инертности процессов переключения с одного звука на другой и упрощения слов);
  3. добавление лишних звуков (из-за нарушения внимания, нарушения процессов возбуждения и торможения - застревание, склонности к упрощению).

Приемы работы над правильностью чтения:

  1. Многократность прочтения текста со сменой заданий:
  1. чтение по заданию;
  2. эстафета цепочкой;
  3. выборочное чтение;
  4. чтение по ролям (с 3-го класса).
  1. Проведение речевых зарядок (пятиминуток), предваряющих чтение текста, основной целью которых является подготовка учащихся к прочтению трудных слов и переходу на более совершенный способ чтения.
  2. Использование различных игровых приемов:
  1. игра "Будь внимательным" (в таблице сходные по звуковому составу слова - потеплели, потемнели );
  2. игра "Фотоаппарат" (быстро показываются слова или предложения, нужно прочитать, запомнить, повторить, формируется память и поле зрения);
  3. игра "Буксир" (читает учитель, дети следят; затем читают дети, по очереди, начиная с сильных учеников).
  1. Включение в чтение учащихся со слабой техникой чтения:
  1. отраженное чтение (читает сильный ученик, слабый повторяет);
  2. хоровое чтение;
  3. чтение с продолжением (сильный ученик начинает, слабый продолжает);

Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала. Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические ударения.

Образец выразительного чтения дает сам учитель, либо используется чтение в исполнении профессиональных артистов (вставка - использование мультимедиа)

Кроме этого большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно делать логические ударения и паузы.

Логические ударения

Для того, чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Именно эту мысль важно донести до учащихся путем выполнения несложных упражнений. Например:

На доске или на индивидуальных карточках написаны предложения.

  1. Дети завтра пойдут в кино.
  2. Дети завтра пойдут в кино.
  3. Дети завтра пойдут в кино.
  4. Дети завтра пойдут в кино .

Паузы

Кроме логических ударений, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы. Речевая пауза - это остановка, которая делит звуковой поток на отдельные части, внутри которых звуки следуют один за другим непрерывно. Например:

Учитель выразительно читает несколько пословиц, подобранных к изучаемому художественному произведению. Учащиеся внимательно слушают и по окончании чтения учителем каждой пословицы указывают, между какими словами наблюдалась пауза, объясняют смысл пословицы. После этого учащимся предлагается самим прочитать пословицы, соблюдая необходимые паузы. В дальнейшем задание усложняется, пословицы читают с соблюдением необходимых пауз и логических ударений.

  1. Доброе братство | лучше богатства.
  2. Один в поле | не воин.
  3. Согласье | крепче каменных стен.
  4. Одна пчела | не много меду натаскает.

Осознанность чтения - это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Этот навык является наиболее важным для чтения, т.к. если человек не понимает того, о чем читает, теряется весь смысл процесса чтения. Задача учителя помочь школьникам правильно осмыслить и понять читаемый текст, научить устанавливать смысловые связи в тексте, помочь осознать идейный смысл произведения.

Немаловажное значение имеет работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями, анализ изобразительных средств художественного произведения, анализ текста, закрепление содержания прочитанного текста, составление различных видов планов, пересказ, а так же обобщающие беседы.

Задания, связанные с лексической работой над словом:

Задание 1. Разбор значений слов-синонимов.

На магнитной доске прикреплены таблички с написанными на них словами-синонимами. По возможности, слова подбираются к тексту произведения, читаемого на уроке. Значение слов объясняется самими учениками, в случае затруднений используется толковый словарь или словарь синонимов.

  1. ключ - родник
    воин - солдат, боец
    зябнуть - стынуть, мерзнуть
    забор - изгородь, плетень
    стеречь - охранять, караулить, сторожить
    храбрый - смелый, отважный, мужественный, бесстрашный

Задание 2. Подбор к данному слову слова с противоположным значением, объяснение значения слова, составление с этими словами словосочетания, предложения.

  1. Веселый - грустный (рассказ).
    Веселое - грустное (выражение лица).
    Веселый - скучный (день).

Задание 3. Упражнения, направленные на определение смысловой структуры текста, связи смысловых частей текста.

а) Найди ошибку.

У котенка белая лапки

Дедушке Ване семь лет

Я вчера буду купаться

Мы завтра были на даче

Систематическое использование подобного рода заданий, безусловно, принесет положительные результаты. У школьников появится интерес к читаемым произведениям и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы.

Вся работа, направленная на развитие у учащихся навыков правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения протекают в единстве. Она способствует более полному пониманию текста и одновременно развитию техники чтения, повышает самостоятельность учащихся в работе над текстом