С другой стороны – это возможность увидеть своего ребенка в сравнении с другими детьми, наблюдать отношения между детьми; — драматизация позволяет формировать у детей опыт социальных связей, навыков поведения в обществе, поскольку каждое произведение имеет нравственную направленность. Благодаря мотивированной деятельности (пусть даже в нереальной, игровой ситуации) дети легче овладевают навыками и средствами общения. Участие в драматизации по своей психологической структуре является моделированием реальных жизненных ситуаций. Праздник – это художественное действие, шоу, в котором каждый ребенок должен участвовать активно (самостоятельно или с помощью взрослого). Праздник дает возможность объединить детей и взрослых в большой коллектив, организует их, сплачивает (заряжаясь общим действием и эмоциями, ребенок начинает действовать так же, как его соседи, окружающие люди).
Наиболее часто используемый набор методик: анкета «Психологический тип родителя» ёвой, тест-опросник родительского отношения – ОРО, социограмма «Моя семья» ёвой, тест «Незаконченное предложение», тест М. Люшера и др. Пятый шаг – формулирование проблемы. Задача работы специалиста на данном этапе состоит в анализе полученных данных, профессиональной трактовке родителям выявленных существенных и значимых сторон развития ребенка.
Важно
Предлагая свое видение ситуации, педагог подводит родителей к нахождению возможного выхода из проблемы. Шестой шаг – определение способов решения проблем. Основное внимание уделяется настраиванию родителей на кропотливый и системный труд по адаптированию ребенка к самостоятельной жизни.
Беллака, тест М. Люшера, рисуночные методики «Моя семья», «Несуществующее животное», «Человек», тест «Лесенка для детей» , тест Тревожности Спилберга — Ханина и др. Следует отметить, что в случае, когда у ребенка познавательные способности оказываются резко сниженными и психофизические недостатки развития имеют выраженную степень, то диагностическое обследование целесообразно проводить в присутствии какого-либо члена семьи.
Инфо
Четвертый шаг – обследование родителей (проводит педагог-психолог). Действия педагога на этом этапе направлены на изучение характера межличностных взаимоотношений родителей с ребенком и модели его воспитания.
Они готовы услышать педагога, понять его объяснения и выполнять задания. Поэтому специалист активно вовлекает их в проведение занятия, предлагая заканчивать начатое им упражнение.
Далее, объясняя его цель, он предлагает маме самостоятельно выполнить задание. В случае неудачи специалист приходит на помощь, заканчивая упражнение с ребенком и объясняя причины неудачи.
На завершающем этапе работы с родителями педагогом проводятся подгрупповые занятия, когда встречаются двое детей и их мамы. Специалист организует подобные занятия лишь после того, как удается сформировать сотрудничество мамы со своим ребенком на индивидуальных занятиях.
Как показали исследования и данные анкетирования, родители, воспитывающие проблемных детей, часто испытывают затруднения во время прогулок со своим ребенком. Конфликтные ситуации возникают как между детьми, так и между самими взрослыми.
Внимание
Я даю свое согласие АНО «АСИ» на обработку, в том числе автоматизированную, своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Указанные мною персональные данные предоставляются в целях полного доступа к функционалу сайта https://www.asi.org.ru и осуществления деятельности по направлениям АНО «АСИ», в соответствии с Уставом, а также в целях информирования о мероприятиях, программам и проектах разрабатываемых и реализуемых АНО «АСИ».
Им сложно произвольно улыбнуться, нахмурить брови, опустить уголки рта, широко раскрыть глаза, т. е. выразить свое состояние с помощью мимики. Театрализованные представления побуждают детей к смене мимического состояния. Увлекшись происходящим на сцене, дети начинают улыбаться, грустить, переживать за героев; — родители имеют возможность наблюдать своих детей в необычной обстановке, видят динамику их развития. Это является большим психологическим подспорьем для родителей, так как некоторые не могут и предположить, что их дети не воспринимают себя одинокими и отверженными, свободно чувствуют себя в присутствии большого количества людей.
Программа состоит из 7 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю с продолжительностью 40 – 60 минут. Работа с группой родителей осуществляется в несколько этапов. В ходе первого этапа педагог-психолог выясняет представления родителей о воспитании (его целях, способах воздействия, влиянии на личностное развитие и поведение ребенка, адекватность и динамичность родительской позиции). На втором этапе работа направлена на повышение эмоционального принятия ребенка, рост эффективности родительского контроля и требований, понимание поведения ребенка. На третьем этапе проводится обучение родителей эффективным способам общения с ребенком, адекватному выражению своих чувств, рефлексия работы по программе. В качестве основных методов и приемов работы используются практико-ориентированные технологии: дискуссия, ролевая игра, работа с памятками, решение проблемных ситуаций, психотехнические упражнения.
Организаторы проекта уже подготовили несколько мастер-классов по рукоделию, выпечке, макияжу, восточным танцам. В будущем в клубе будут проводиться мероприятия не только для мам особых детей, но и для самих ребятишек, а также для их здоровых сверстников, чтобы они могли играть и общаться друг с другом. Для детей с инвалидностью запланировано проведение обучающих и игровых программ, мастер-классов. Члены клуба «Счастливый час» будут собираться два раза в месяц.
При этом под эффективностью понимается реализация основных социальных функций досуга: компенсаторной, социализирующей, функции общения, творческой самореализации, развития личности. Обязательное условие досуговой программы — образовательный аспект, т. е. в результате ее освоения участник овладевает определенными знаниями, умениями и навыками, приобретает социальный опыт. В клубе реализуются следующие виды досуговых программ: экскурсии, поездки, походы, посещение праздников, спектаклей, театрализованных игр. Экскурсии, поездки, походы связаны с общением с природой, знакомством с родным городом, его достопримечательностями. Для ребенка с нарушениями в развитии возможность пребывания на природе крайне необходима для расширения жизненного пространства, получения экологических знаний, оздоровления.
Общество 13 декабря 2016 14:00 Иван Бондаренко Фото: ру. Он создан для того, чтобы мамы особых детей могли встречаться в неформальной обстановке, обсуждать свои проблемы, помогать друг другу и, что очень немаловажно, отдохнуть и расслабиться, а также почувствовать себя женщиной.
Но инвалидность — это не приговор. В нашем клубе мамы смогут не только общаться с друг другом, но и видеть истории успеха» — говорит Ирина.
Клуб общения для детей-инвалидов
«Жить как все»
Руководитель клуба: Гордеева Светлана Ивановна
Цель: Развитие социально-значимых качеств, необходимых для адаптации и интеграции инвалидов в социум, посредством организации и работы клуба общения, оказание комплексной психолого-педагогической помощи на основе сенсорной стимуляции.
Задачи клуба:
Целевая аудитория:
Направления в рамках клуба:
Программа предусматривает осуществление на межведомственной основе комплекса последовательных мероприятий, включающих в том числе:
формирование у семей, воспитывающих детей-инвалидов, и семей со здоровыми детьми мотивации к взаимодействию и взаимной поддержке;
образование у семей с детьми-инвалидами новых социальных связей, создание сетей взаимной поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, и семей со здоровыми детьми;
получение детьми-инвалидами социальных навыков, способствующих их интеграции в среду здоровых сверстников;
создание системы творческой реабилитации детей-инвалидов путем проведения выставок художественного и прикладного творчества с одновременным участием детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей;
проведение индивидуальных и групповых развивающих занятий;
реабилитация и предоставление психолого-педагогических услуг с использованием сенсорного оборудования.
Описание программы:
Позиции социальной работы в отношении инвалидов: сейчас взят курс на их интеграцию в общество, в этом немаловажное значение имеет психологическая атмосфера в семье. Открывается сеть реабилитационных центров, помогающих людям с ограниченными возможностями адаптироваться в социуме; создаются законы, условия обеспечивающие инвалидам полноценную жизнь в обществе, но вместе с тем процесс социальной интеграции детей-инвалидов идет медленно. По-прежнему большинство детей-инвалидов находится в ситуации вынужденной изолированности. Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают существенные трудности во взаимодействии с другими детьми, семьи с детьми-инвалидами лишены реальной возможности установить конструктивные контакты с социальным окружением, следовательно, у ребенка с ограниченными возможностями один выход: сидеть дома и смотреть телевизор.
В связи с этим возникает необходимость поиска новых путей интеграции инвалидов в социум. И клуб общения, организованный БУ РА «УСПН «Турочакского района», в данном случае является оптимальным вариантом решения проблем детей с ограниченными возможностями. Так занятия в клубе дают возможность ребенку не только для «выхода в свет», но и приобрести новые знания, навыки общения с окружающими, и как следствие, побороть свои страхи и комплексы.
Клуб общения для детей-инвалидов представляет собой цикл мероприятий и творческих занятий, направленных на достижение поставленных целей.
Работа с ребенком и семьей направлена на разработку психолого-педагогической характеристики и будет выполняться в двух направлениях: индивидуальной программы развития ребенка и групповые занятия.
Индивидуальная работа будет проводиться по основным линиям развития ребенка: социальное, физическое, познавательное. Режим занятий зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его взаимодействия с окружающими его взрослыми.
Групповые занятия создают необходимое пространство для получения опыта взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Групповые занятия разрабатываются для детей учетом их психических и физиологических возможностей. Занятия проводятся в игровой форме, при активном участии родителей. Особое внимание будет уделяться развитию познавательных способностей, речи, эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики, ловкости и точности движения. В своем проекте мы предполагаем, что, игра и творческие занятия являются ключевыми методами, так как игра, рисование, лепка из теста и работа с бумагой раскрепощает человека, развивает чуткость и наблюдательность к окружающим, а значит и понимание; заставляет бороться с комплексами, учит не зацикливаться на своих недостатках.
Занятия в сенсорной комнате будут стимулировать сенсорное развитие; компенсацию сенсорных впечатлений; сохранение и поддержку индивидуальности ребёнка через гармонизацию внутреннего мира.
Учитывая специфику данной категории людей, групповые занятия будут проводиться с периодичностью 2 раза в месяц.
Заключительным этапом программы в декаду инвалидов будет проведена выставка работ перед родителями и другими лицами, проведен анализ работы. Мероприятие закончится чаепитием для родителей и детей с ограниченными возможностями, По окончанию проделанной работы в Клубе общения руководителю вместе с детьми-инвалидами и их родителями необходимо оформить альбом.
Ожидаемые результаты:
МКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» Ленинск-Кузнецкого муниципального района»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МКУ «Социально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних «Надежда»
Ленинск-Кузнецкого муниципального района»
Н.В. Пасынкова ___________________________
«________» _______________________________
Программа клуба для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
«ШАГ НАВСТРЕЧУ»
Составители:
Чурилова М.В.,
социальный педагог
Карачёва Е.Ю.,
психолог
Пос. Клейзавод
2015 г.
Пояснительная записка
Семья является той естественной средой, которая обеспечивает гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка.
Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, сталкиваются со специфическими проблемами, испытывают затруднения в их разрешении: некомпетентность по вопросам воспитания и развития аномального ребенка, незнание родителями элементарных психолого-педагогических знаний для коррекционного обучения и воспитания ребенка в домашних условиях в доступном для него формате; искажение контактов с окружающим социумом и, как следствие, отсутствие поддержки со стороны социума и т.д.
Первой, исторически сложившейся, формой работы специалистов (врачей, педагогов и психологов) с родителями детей с отклонениями в развитии, является образовательно-просветительское направление. Долгое время при работе с семьей внимание концентрировалось на самом ребенке, но не на функционировании семьи, не на её членах, оказавшихся в ситуации психологической травмы, семейного стресса и кризиса.
Исследование семей, воспитывающих ребенка-инвалида, показало, что родители больного ребенка, при высокой готовности посвятить себя решению проблем ребенка, недопонимают (недооценивают) прямую взаимосвязь между состоянием ребенка и всей семьи с личностным состоянием родителя, значимость работы с личностными проблемами, поэтому возникает необходимость оказания психологической помощи не только инвалиду, но и его родственникам
Результаты анкетирования родителей по выявлению их заинтересованности к участию в работе клуба «Шаг навстречу» показали, что часть опрошенных родителей не высказывают потребности в психолого-педагогической работе лично с ними и их семьями.
Для родителей, имеющих запрос на работу со специалистами центра, групповая форма работы оказалась более востребованной, чем индивидуальная. В ходе предварительных бесед, родители выразили желание общаться с друг с другом, так как имеют схожие проблемы и готовы обмениваться опытом и оказывать взаимопомощь друг другу.
То есть, многоаспектность проблем больного ребенка вынуждает родителей ощутить недостаточную родительскую компетентность в вопросах психолого-педагогического воздействия на ребенка, чем и определяется содержание их запросов к специалистам.
При составлении программы деятельности клуба «Школа родителя особого ребенка» учтены как запросы родителей, так и объективно имеющаяся, но не обозначенная родителями, потребность в личностной психологической помощи и поддержке. Групповая форма работы несет в себе мощный ресурс для решения задач как педагогических, так и психологических.
Данная программа, оставляя в приоритете вопросы педагогического просвещения, включает в себя и задачи развития психологической компетентности родителей в самопознании и познании ребенка, в умении оказать себе помощь в стрессовой ситуации.
Цель программы
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с психофизическими нарушениями посредством психолого-педагогического просвещения; привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и обучению ребенка.
Задачи
формировать у родителей позитивное восприятие личности ребенка с нарушениями развития;
расширить видение родителями своих воспитательных функций в
отношении ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
познакомить родителей с эффективными методами родительско-
детского взаимодействия, воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка;
формировать у родителей мотивацию к взаимодействию со
специалистами учреждения, участию во встречах клуба «Шаг навстречу»;
способствовать расширению контактов с социумом, обеспечить
возможность общения родителей, имеющих детей со схожими проблемами.
Программа рассчитана на родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Приветствуется участие в родительских встречах других членов семьи (бабушек, дедушек, других членов семьи ребенка-инвалида), учитывая, что они, как члены семьи, оказывают влияние на ребенка, участвуют в его воспитании.
Срок реализации программы – 1 учебный год (затем она может быть продолжена).
Занятия родительского клуба проводятся примерно 1 раз в месяц (8-12 встреч).
Продолжительность и время проведения одного занятия 1,5-2 часа.
Предполагается, что основной состав группы будет постоянным, это позволит родителям лучше осознать предлагаемый материал и замотивировать родителей на практическое использование знаний в обучении и воспитании детей в домашних условиях.
Программа представлена в виде перечня тематики клубных встреч для родителей и конспектами занятий клуба «Шаг навстречу» (Приложения 1-6). В течение учебного года программа может корректироваться в зависимости от запросов, потребностей участников клубных встреч.
Тематический план занятий клуба «Шаг навстречу»
п / п
тема занятия
цели и задачи
«Знакомство. Права и льготы детей-инвалидов и их семей. Стили семейного воспитания»
Цели:
Знакомство с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.
Презентация МКУ «Социальный приют для детей и подростков «Надежда», рассказ о деятельности клуба «Мы вместе».
Привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и взаимодействию с ребенком.
Задачи:
Информировать родителей о деятельности социального учреждения.
Познакомить участников встречис правами и льготами детей – инвалидов и их родителей.
Предоставить информацию о родительских стилях воспитания.
Мотивировать родителей на участие в мероприятиях, проводимых клубом «Мы вместе».
Создать благоприятную, доброжелательную атмосферу в ходе мероприятия посредством игровых техник.
«Материнская любовь»
Цель:
Задачи:
Создать эмоционально положительный настрой на совместную работу;
Снять барьеры в общении и перейти к открытым, доверительным отношениям;
Показать родителям степень понимания своего ребенка, помочь глубже осознать свои отношения с детьми и эмоционально обогатить их.
«Тело как зеркало души»
Цель:
Рассказать о связи эмоциональных проблем и физического самочувствия человека.
Задачи:
Содействовать снижению утомляемости, тревожности, речевых и мышечных зажимов, эмоционального напряжения.
Способствовать укреплению эмоциональной устойчивости, повышение настроения.
«Почему мой ребенок злой?»
Цель:
Способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия между мамой и ребенком
Задачи:
познакомить с причинами появления агрессивности;
помочь участникам встречи в поиске путей преодоления агрессивного поведения детей;
познакомить с основными методами и приемами взаимодействия с детьми, проявляющими агрессию.
«Детские провокации, или как установить запреты»
Цель:
Обсуждение проблемы детско-родительских отношений в семье, правил установления запретов и необходимости наказаний.
Задачи:
Обсудить вопросы, касающиеся наказания, запретов, ограничений в процессе воспитания детей.
Выработать наиболее приемлемые способы ограничений, запретов в воспитании детей.
Способствовать повышению настроения при помощи коммуникативных игр.
«Маленькие манипуляторы»
Цель:
Способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия между мамой и ребенком
Задачи:
Познакомить участников встречи с понятием «детская манипуляция» и причинами ее возникновения.
Рассказать о проявлениях детских манипуляций и выработать рекомендации для решения данной проблемы.
Создать эмоционально положительный настрой на совместную работу.
Структура занятия
Занятие состоит из 3-х блоков:
1 блок: Введение в тему
Первый блок включает в себя организационную и информационную части.
Организационная направлена на создание атмосферы эмоциональной близости участников группы, включение в тематику общения.
В информационной части предлагаются мини-лекция по обозначенной теме, которая может иллюстрироваться просмотром видеосюжетов; рекомендации по работе с детьми в практической части занятия; подготовка рабочих мест.
2 блок: Практический
Это может быть практикум или мастер-класс для родителей, детско-родительский практикум. Таким образом, родители осваивают практические умения для самостоятельных занятий с детьми. По окончании детско-родительского занятия дети возвращаются в свои группы. В связи с этим, детско-родительское занятие предполагает предварительного продумывания организационных вопросов, связанных с приведением детей на занятие и возвращением их в группы после практической части.
3 блок: Итоговый
Это часть активного общения всех участников встречи и специалистов по поводу полученной информации и приобретенного опыта, осмысления происходящего, осознание своего реагирования на конкретные ситуации, психологическая и педагогическая интерпретация происходившего. Предоставляется возможность отрефлексировать свою позицию и стиль взаимодействия с ребенком.
Содержание и условия подачи информации имеют большое значение для формирования у родителей желания общаться со специалистами и вступить в сотрудничество ради своего ребенка. Ниже представлен перечень приемов, которые в разном сочетании можно использовать в структуре занятия.
Содержание темы занятия может раскрываться с помощью разных приемов:
Мини-лекция – вводит в тематику занятия, сосредотачивает внимание на обсуждаемом вопросе, знакомит с новой информацией по проблеме.
Притча – может быть эпиграфом или, наоборот, обобщением к теме; стимулом к возникновению дискуссии.
Дискуссия – обсуждение актуального вопроса; как правило, родители делятся личным опытом в решении проблем или обращаются за советом к группе.
Просмотр видеосюжетов с целью подчеркивания значимости обсуждаемой темы.
Психологическое упражнение, тренинговая игра – включаются в любой части занятия с определенной целью. Начало: для снятия напряжения, сближения участников группы, включения в тему разговора. По ходу занятия: для понимания обсуждаемой темы через осознание своих состояний, ощущений, эмоций; овладение приемами снятия стресса и гармонизации эмоционального состояния. В конце: обобщение темы или завершение занятия (например, ритуал прощания).
Практическое занятие (практикум) – овладение практическими умениями, знакомство с коррекционными методами и приемами работы с детьми.
Детско-родительские практикумы – совместная продуктивная деятельность, позволяющая осознать родителю свои позиции, способы взаимодействия, сотрудничества с ребенком, свое реагирование на ситуацию, когда ребенок не соответствует ожиданиям; практика поиска методов и приемов привлечения ребенка к деятельности и пр.
Фотовыставки по клубным занятиям, оформление фотоальбомов – информация о содержании прошедших клубных встреч, оживление опыта участия в клубных занятиях, в том числе, в детско-родительских; активизация положительных эмоций.
Раздаточный материал (памятка, методическое пособие, брошюра и пр.) для домашней методической копилки – для закрепления материала, поддержания интереса.
Предполагаемый ожидаемый результат
Возникновение у родителей интереса к процессу развития ребенка, желание и умение видеть маленькие, но важные для ребенка, достижения.
Участие родителей в коррекционно-образовательном процессе ребенка с пониманием значимости этого для их ребенка; развитие чувства удовлетворенности от успешного применения своих знаний в воспитании и развитии ребенка.
Повышение активности родителей в вопросах сотрудничества со специалистами учреждения; желание участвовать в психолого-педагогических мероприятиях (клубные занятия, психологические тренинги, консультации т.д.).
Расширение круга общения среди родителей учреждения.
Список литературы
В рамках своего исследования, мы проанализировали деятельность Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Александровский комплексный центр социального обслуживания населения» (356300, с. Александровское, ул. Московская, 4), и пришли к выводу о необходимости разработки программы поддержки родителей, воспитывающим ребенка-инвалида.
Одной из актуальных задач современного российского общества является оказание социальной и педагогической помощи семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При неуклонном росте числа таких детей, необходимо внимание к каждому из них. Это требует от педагогической общественности развития взаимоотношений образовательной системы и семьи.
Современная практическая педагогика, однако, не достаточно внимания уделяет проблемам проведения работы с семьями, имеющими таких детей.
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка становится непосильной для семьи, родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. Таким семьям необходима комплексная социально-педагогическая поддержка. К работе с семьей, имеющей больного ребенка или ребенка-инвалида, следует подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей на опережающую подготовку ребенка к жизни, вырабатывать у него умение мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы его развития.
Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Но многочисленные исследования (Г.Л. Аксарина, Н.Ю. Иванова, В.Н. Касаткин, Н.Л. Коваленко, А.Г. Румянцев и др.) свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения.
Цель программы: создание условий для преодоления социальной изолированности детей - инвалидов, их социализации в условиях семьи.
1. Реализация стратегии социализации и социальной интеграции детей - инвалидов в семье и обществе на основе индивидуального комплексного подхода, включая формирование системы творческой реабилитации детей-инвалидов и других форм самореализации, развитие программ семейного отдыха и оздоровления.
2. Укрепление ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с инвалидностью, и их социально-реабилитационной компетенцией, формирование позитивной мотивации к образованию новых социальных связей, а также содействие созданию сетей взаимной поддержки родителей детей-инвалидов.
3. Формирование единого ресурсного методического и образовательного пространства, повышение профессионального потенциала специалистов, занятых в сфере оказания социальных услуг детям - инвалидам.
4. Усиление координации и повышение эффективности деятельности государственных структур, общественных объединений и групп взаимной поддержки семей. воспитывающих детей - инвалидов, по улучшению положения детей с инвалидностью и их социальной включенности.
5. Формирование в обществе толерантного отношения к детям - инвалидам, популяризация идей содействия их социальной включенности.
Основной целью социальной службы, реализующей данную программу должно стать обеспечение деятельности по осуществлению социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями, а также оказание помощи семьям, в которых эти дети воспитываются.
Структура социальной службы включает:
Медицинскую службу, в которую входят врач - педиатр, врач - физиотерапевт, врач - психиатр, медсестра, медсестра по массажу и медсестра по физиотерапии;
Социально - педагогическую службу, в которую входят: социальные педагоги, воспитатели, педагог - психолог, педагог дополнительного образования, учитель-логопед, учитель-дефектолог, инструктор по физическому воспитанию.
Программа предусматривает следующие формы работы с семьями, имеющими нарушения здоровья:
Педагогический патронаж (социально-педагогическое обслуживание на дому);
Группы кратковременного пребывания ребенка-инвалида с комплексной реабилитацией (медицинской и педагогической);
Группы семейной реабилитации «субботние гостиные», основной целью которых является создание условий для решения внутрисемейных проблем и просвещения родителей с целью повышения процесса социализации и адаптации к современному обществу;
Организация кружковой работы, творческих мастерских и клубов.
Обучение и просвещение родителей совместно с заинтересованными организациями.
Программа построена на принципах:
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Гуманно-личностный - всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).
3. Принцип комплексности - социально-педагогическая поддержка рассматривается в комплексе, в тесном взаимодействии всех специалистов.
4. Принцип деятельностного подхода - помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.
Предполагаемый ход реализации программы:
1. Реализация стратегии социализации и социальной интеграции детей-инвалидов в семье и обществе на основе индивидуального комплексного подхода, включая формирование системы творческой реабилитации детей-инвалидов и других форм их самореализации, развитие программ семейного отдыха и оздоровления.
Социальное сопровождение семьи социальной службой сопровождения включает телефонные консультации, наблюдение развития ребенка, периодическое приглашение для прохождения курсов реабилитации, участие в мероприятиях и акциях учреждения, в том числе:
Социально-педагогический патронаж семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями и не имеющих возможности посещать центр (или детей раннего возраста) предполагает проведение социальными работниками развивающих занятий с детьми-инвалидами с тяжелыми нарушениями здоровья (которые не посещают ни детские сады, ни школы в силу своего заболевания или возраста) на дому 2 раза в неделю по 2 занятия различной направленности, с обязательным обучением родителей навыкам самостоятельной педагогической работы над развитием своих детей.
Коррекционые занятия в учреждение с детьми проводятся как в условиях группы дневного пребывания несовершеннолетних, так и по индивидуальным маршрутам развития. В зависимости от потребностей детей, необходимо организовать:
Занятия по социальной и бытовой адаптации в группе дневного пребывания для детей, не посещающих дошкольные учреждения и требующие отработки четких инструкций действий.
Индивидуальные коррекционные занятия проводят в зависимости от имеющихся проблем дефектолог, логопед или педагог-психолог.
Подгрупповые занятия по музыке и физкультуре обязательны для всех, отдельно проводятся и индивидуальные занятия по лечебной физкультуре в соответствии с назначениями врача.
По медицинским показаниям необходимо проводить консультации врачей (педиатр, физиотерапевт, психиатр), по вопросам назначения реабилитационных мероприятий и медицинских процедур: медицинский массаж, физиотерапия (светолечение, магнитотерапия, электролечение, ингаляции). А также индивидуальные занятия по физкультуре; курсы фитотерапии и витаминизации.
Для каждого ребенка необходимо составить индивидуальный маршрут развития, программу занятий, которые согласовываются с родителями. В свою очередь родители получают домашние задания и индивидуальные консультации по динамике развития ребенка.
1.2. Для реализации принципа интеграции детей - инвалидов предлагаем организовать клуб «Здоровый ребёнок». Цель: профилактика заболеваний у детей и содействие формированию здорового образа жизни семьи.
Предполагаем, что в процессе физической активности эффективно решатся оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Через систему специальных упражнений и игр дети ознакомятся с признаками здоровья (правильная осанка, походка), научатся защищаться от микробов. Полученные знания позволят особенным детям заниматься физическими упражнениями более осознанно и более полноценно, самостоятельно использовать средства физического воспитания в жизни.
Организованная двигательная деятельность связана с чёткой установкой на результат (игры - драматизации, спортивные и подвижные игры, игры - эстафеты). Дети смогут оценить своё «Я» по непосредственным усилиям, которые они приложат для достижения поставленной цели. А в связи с развитием самооценки разовьются такие личностные качества как самоуважение, совесть, гордость. В сложных действиях проявляется воля ребёнка - инвалида - преодоление препятствий при достижении поставленной цели. Особенно ценными в этом отношении являются подвижные и спортивные игры, физические упражнения, основанные на продолжительном и многоразовом повторении однообразных двигательных действий, при их выполнении требуется прилагать волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения. Таким образом, занятия в клубе «Здоровый ребёнок» будут являться важным фактором, влияющим на формирование личности ребёнка - инвалида и социализации его в обществе.
В целях содействия семье по развитию ребенка-инвалида, возможна организация клуба «Игра - дело серьёзное». Цель: развитие способностей детей через игровую деятельность.
Встречи в клубе проходят по программе для детей с инвалидностью и здоровых детей. Совместная деятельность приучает детей к общению со сверстниками и чужими взрослыми, развивает умение сотрудничать друг с другом, формируя чувство партнерства. Театрализованные виды деятельности (исполнение по ролям песенок, потешек, имитация движений и голосов птиц и животных) стимулируют образно-игровые проявления, развивают сферу чувств, будят сочувствие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого человека. В результате дети научатся взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров; дети будут более внимательны друг к другу, доброжелательны, научатся вежливой форме общения, разовьют эстетический вкус.
Также, нами предлагается проект творческой мастерской «Оч.умелые ручки» - по обучению детей различным видам творчества: плетению из фольги, конструированию из бумаги, рисованию нетрадиционными способами, лепке из глины и росписью по керамике, что будет способствовать развитию творческих способностей детей через продуктивно-прикладную деятельность. Дополнительная возможность тренировки мелкой моторики через создание разнообразных поделок, позволит детям развиваться и открывать в себе новые способности.
Возможность реализоваться ребенку-инвалиду представляет творческая мастерская «Музыкальная гостиная», способствующая развитию творческих способностей.
1.3. Большое значение в организации работы по социальной интеграции детей-инвалидов в семье и обществе, уделяется организации праздников и культурно-досуговых мероприятий.
Участие в празднично - досуговых мероприятиях не только помогает создать праздничное и радостное настроение у участников, но и способствует активизации их внутренних ресурсов. Социокультурная программа является психологическим тренингом - коммуникационным, эмоциональным, мотивационным, телесным. Участие в подобных программах станет для детей с ограниченными возможностями ещё одним шагом на пути к адаптации, принятии самого себя и трудностей мира, в котором они живут и действуют.
2. Укрепление ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с инвалидностью, и их социально-реабилитационных компетенций, формирование позитивной мотивации к образованию новых социальных связей, а также содействие созданию сетей взаимной поддержки родителей детей-инвалидов:
2.1. Программа предусматривает проведение диагностики и реализацию консультативной помощи родителям, имеющим детей-инвалидов по их воспитанию и развитию. Для каждой семьи может быть разработан маршрут индивидуальной работы, по которому и будет осуществляться сопровождение.
2.2. Для родителей, имеющих детей-инвалидов может быть реализован проект «Счастливый родитель», основной целью которого является создание условий для решения внутрисемейных проблем и просвещения родителей с целью повышения процесса социализации и адаптации ребенка-инвалида к современному обществу.
Данный проект предполагает проведение совместных занятий с родителями и детьми по формированию различных навыков продуктивного общения, творческих видов деятельности, а также систему групповых и индивидуальных консультаций для родителей по проблемам воспитания.
Одним из направлений данного проекта является организация совместной творческой и досуговой деятельности детей и взрослых, что способствует развитию положительных отношений между детьми и взрослыми и создаёт необходимые условия для успешного развития ребёнка в окружающей среде.
В результате, родители получат новые знания и освоят практические навыки и умения для совместной деятельности с ребенком, возможность снять напряженность и излишнюю тревожность, связанные с родительской «неуспешностью», возможность обменяться родительским опытом, установить доверительные отношения в группе.
В целом, можно отметить, что данная реабилитационная работа включает в себя систему социальных, педагогических и лечебно-оздоровительных воздействий, направленных на полное или частичное восстановление оптимального личного и социального статуса, отклонений в развитии и здоровье ребенка, испытывающего трудности в семье, в обучении, в своей микросоциальной среде.
Предполагаемые результаты
1. Программа способствует укреплению ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с инвалидностью (повышается желание заниматься ребенком), и их социально-реабилитационных компетенций (родители обучаются взаимодействию с ребенком), формирование позитивной мотивации к образованию новых социальных связей (расширяется круг общения)
2. Наметится повышение уровня навыков общения, укрепление ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, мотивации к образованию новых социальных связей.
3. Повысится уровень родительской компетенции в вопросах воспитания и развития детей, их отдыха и оздоровления.
4. Программа будет способствовать повышению уровня навыков общения, увеличению интереса к разнообразным видам творчества, укреплению ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, мотивации к образованию новых социальных связей.
Таким образом, предложенная нами программа будет способствовать эффективной социально-педагогической поддержке семье, воспитывающей ребенка-инвалида.
Цели и задачи клуба
Цели:
Оказания социальной поддержки родителей детей с ограниченными возможностями в вопросах реабилитации, развития и воспитания детей ОВ;
Оказания родителям детей с ОВ психологической и правовой помощи на базе социально-реабилитационного Центра
Задачи:
1) Юридическое консультирование родителей.
2) Организации совместного досуга родителей и детей с ОВ.
3) Обучение родителей методам реабилитации детей с ограниченными возможностями в домашних условиях.
4) Психологические тренинги.
5) Организация активного семейного отдыха на природе родителей и детей с ОВ.
6) Занятие в творческой мастерской, с использованием моделирования системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях.
Участники клуба:
- родители детей с ограниченными возможностями, проживающие на территории Всеволожского района;
Дети с ограниченными возможностями в возрасте от 1,5 до 18 лет;
Специалисты Центра (педагог-психолог, юрист-консульт, социальный педагог и др.);
Волонтёры.
Работа клуба осуществляется на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Мероприятия для родителей и детей проводятся бесплатно, с периодичностью 1 раз в месяц.
Формы работы клуба: психологические тренинги, досуговые мероприятия, консультации специалистов Центра, экскурсии и т.д.
По итогам каждого проведённого мероприятия руководитель клуба составляет Акт выполненных работ, ежеквартально и в конце года составляет аналитические справки по итогам работы клуба.
Финансирование
Финансирование осуществляется на основании соглашения между МКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» и КСВ «МО Всеволожский муниципальный район ЛО».
Ожидаемый результат:
- Повышение юридической грамотности родителей детей с ОВ;
- Расширение круга общения родителей и детей, преодоление социальной изоляции, взаимопомощь;
Преодоление стрессовых состояний родителями детей с ОВ без ущерба для психического и физического здоровья;
Формирование адекватное отношения к детям с особенностями развития;
Овладение приемами реабилитационной работы с детьми в домашних условиях;
Формирование и организация здорового образа жизни семьи;
Организация общения детей разного возраста с целью обогащения их социального опыта, а также общения их родителей;
Привитие навыков организации совместного досуга родителей и детей с ОВ.
Комитет по социальным вопросам
МО «Всеволожский муниципальный район Ленинградской области»
Муниципальное казённое учреждение социального обслуживания»
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МКУСО «СРЦН»
ФИО
Приказ №____от «____»______2013 г.
Положение
Клуба для родителей
Детей с ограниченными возможностями
«Мы вместе»
на 2013 год
г. Всеволожск
2013
Цели и задачи клуба
Цели:
Оказания социальной поддержки родителей детей с ограниченными возможностями в вопросах реабилитации, развития и воспитания детей ОВ;
Оказания родителям детей с ОВ психологической и правовой помощи на базе социально-реабилитационного Центра
Задачи:
1) Юридическое консультирование родителей.
2) Организации совместного досуга родителей и детей с ОВ.
3) Обучение родителей методам реабилитации детей с ограниченными возможностями в домашних условиях.
4) Психологические тренинги.
5) Организация активного семейного отдыха на природе родителей и детей с ОВ.
6) Занятие в творческой мастерской, с использованием моделирования системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях.
Участники клуба:
- родители детей с ограниченными возможностями, проживающие на территории Всеволожского района;
Дети с ограниченными возможностями в возрасте от 1,5 до 18 лет;
Специалисты Центра (педагог-психолог, юрист-консульт, социальный педагог и др.);
Волонтёры.
Организация деятельности клуба
Работа клуба осуществляется на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Мероприятия для родителей и детей проводятся бесплатно, с периодичностью 1 раз в месяц.
Формы работы клуба: психологические тренинги, досуговые мероприятия, консультации специалистов Центра, экскурсии и т.д.
По итогам каждого проведённого мероприятия руководитель клуба составляет Акт выполненных работ, ежеквартально и в конце года составляет аналитические справки по итогам работы клуба.
Финансирование
Финансирование осуществляется на основании соглашения между МКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» и КСВ «МО Всеволожский муниципальный район ЛО».
Ожидаемый результат:
- Повышение юридической грамотности родителей детей с ОВ;
- Расширение круга общения родителей и детей, преодоление социальной изоляции, взаимопомощь;
Преодоление стрессовых состояний родителями детей с ОВ без ущерба для психического и физического здоровья;
Формирование адекватное отношения к детям с особенностями развития;
Овладение приемами реабилитационной работы с детьми в домашних условиях;
Формирование и организация здорового образа жизни семьи;
Организация общения детей разного возраста с целью обогащения их социального опыта, а также общения их родителей;
Привитие навыков организации совместного досуга родителей и детей с ОВ.
План
Мероприятий клуба «Мы вместе»
на 2013 год
Дата | Мероприятия | Ответственные | Ожидаемый результат |
|
Февраль | «Правовая школа родителей» | Семинар-практикум для родителей (льготы семей, в которых воспитываются дети с ОВ) | Руководитель клуба, юрист-консульт, специалист КСВ «МО Всеволожский муниципальный район ЛО» | Повышение юридической грамотности родителей детей с ОВ |
Март | «Отважные рыцари и прекрасные дамы!» (интерактивная программа, посвящённая Дню защитника Отечества и 8 Марта) | Руководитель клуба, музыкальный руководитель | ||
Апрель | «Здоровая семья» | Занятие в зале ЛФК: обучение родителей методам саморегуляции. | Руководитель клуба, старшая мед. сестра, педагог-психолог | Преодоление стрессовых состояний родителями детей с ОВ без ущерба для психического и физического здоровья |
Май | «Школа заботливых родителей» | Психологический тренинг для родителей педагогом-психологом, социальным педагогом | Руководитель клуба, педагог-психолог | Формирование адекватного отношения к собственным больным детям; обучение приемам реабилитационной работы с детьми |
Июнь | «Подарим шар земной детям!» (коллективный выезд на природу, семейная эстафета, посвящённая Дню семьи и Дню защиты детей) | Организация активного семейного отдыха на природе родителей и детей с ОВ | Руководитель клуба, социальный педагог | Формирование и организация здорового образа жизни семьи. Расширение круга общения родителей и детей |
Сентябрь | Экскурсия в музей, посвящённая Дню Знаний | Организации совместного досуга родителей и детей с ОВ | Руководитель клуба, соц. педагог | |
Октябрь | «Мастерская добрых дел» (изготовление подарков) | Занятие в творческой мастерской, с использованием моделирования системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях. | Руководитель клуба, инструктор по труду | Организация общения детей разного возраста с целью обогащения их социального опыта, а также общения их родителей во время занятий в творческой мастерской |
Ноябрь | «Дари добро» (чаепитие, посвящённые Дню Матери и Международному Дню инвалидов) | Организации совместного досуга родителей и детей с ОВ | Руководитель клуба, соц. педагог | Расширение круга общения родителей и детей, преодоление социальной изоляции |
Декабрь | «Новогодние приключения» (семейный отдых) | Организации совместного досуга родителей и детей с ОВ | Руководитель клуба, музыкальный руководитель | Привитие навыков организации совместного досуга родителей и детей с ОВ |