В каждом втором резюме соискатели пишут, какие они креативные и амбициозные и как сильно хотят работать только на благо компании. Половина таких навыков добавляется для балласта, а ведь среди стандартных умений есть и такие, которые полезны всем.
flickr.comКопирайтеров, журналистов и писателей у нас и так много, так зачем вам , если ваша работа с текстами никак не связана? Подсказка: 36% работодателей, по данным портала hh.ru, отказывают в собеседовании и даже не рассматривают резюме, если сопроводительное письмо было составлено с ошибками. То есть вас даже не пригласят, если увидят, что вы описали свой «функционал».
Неспособность связать два слова может стать стеной на пути повышения. Начинающий инженер несколько лет может работать только с железом. Но работа руководителя, например, заключается не столько в разработке, сколько в управлении. Значит, надо писать письма, служебные записки, задания, отчёты… и бросить все силы на изучение родного языка, чтобы удержать новое место и зарплату.
Выражение мыслей в устной форме идёт рука об руку с предыдущим пунктом рейтинга. Причём разговорные навыки помогают не только в работе. Если вам по долгу службы надо делать презентации или проводить встречи, то - обязательное условие работы. А если сидите в кабинете или лаборатории в тишине, умение поговорить позволяет адаптироваться на рабочем месте быстрее. Угрюмых молчунов любят только другие угрюмые молчуны, и то не очень.
Чтобы показать, что вы умеете разговаривать, не нужно говорить стихами или постоянно болтать. Правила хорошего устного общения другие:
Собственно, всё. И не пытайтесь шутить, если вы никогда до этого не пробовали себя в качестве комика.
Кажется, что - это врождённая черта характера. Она либо есть, либо её нет. Но на самом деле её можно прокачать.
Нужна она больше вам, чем работодателю, потому что без здоровой дозы уверенности карьеры не построить. Соглашаться со всеми и слушать чужие указания удобно для кого угодно, кроме вас. Прописная истина о том, что нужно верить в себя, чтобы чего-то добиться, будет всегда верна. Впрочем, есть грань между уверенностью и высокомерием, так что не пытайтесь демонстрировать, какой вы крутой, прямо на собеседовании. Учитесь постепенно, а в очереди на собеседование постарайтесь хотя бы спину выпрямить.
Это один из краеугольных камней продуктивности. Даже если вам не интересна эта тема, работать - то есть выдавать продукт труда - всё равно придётся, так что и время распределять нужно с умом.
По статистике , только на социальные сети в день уходит в среднем два с половиной (!) часа. На Лайфхакере можно найти столько материала по этой теме, что прочтение статей можно приравнять к университетскому курсу.
Конечно, ваши показатели и ваша премия не зависят только от того, как грамотно вы составляете расписание. Но вам виднее, куда потратить время, освободившееся в результате грамотного планирования.
Вообще-то, этот навык почти невозможно найти в списках требований к соискателю вакансии, потому что мало кто видит прямую зависимость между общением в профессиональном сообществе и работой. Но это может повлиять на работу. Например, если вы задействованы в области, которая бурно развивается, и хотите не отставать от прогресса, нужно постоянно перенимать чужой опыт. А если вы посещаете отраслевые , то у вас есть шанс найти на них заказчиков и партнёров. Кроме того, знание сообщества даёт возможность найти экспертов и проконсультироваться с ними.
Шутки о противостоянии бухгалтеров и админов всё ещё популярны, как ни странно. Предполагается, что опыт общения с техникой сегодня есть у всех без исключения.
А если вы приходите в офис, то надо в первый же день разобраться, где компания хранит электронные документы и в каком мессенджере отделы общаются между собой. Да и обращаться в техподдержку с формулировкой «Я ничего не делал, это всё он сам», показывая пальцем на зависший компьютер, уже несолидно.
И чем лучше ваши навыки , тем больше у вас возможностей для карьерного роста. Не обязательно превращаться в гика, но основы нужны как воздух.
Работать строго по инструкции умеют многие, но по-настоящему вкусные и прибыльные проекты и должности достаются тем, кто умеет смотреть на вещи под необычным углом и быстро решать сложные проблемы. Одно только это умение можно сделать , а если способность быстро находить выход сопровождается и другими качествами, то вам цены нет.
Нет-нет-нет, не в том смысле, что все должны искать клиентов и быть мастерами холодных звонков. Просто нужно уметь торговаться. Например, когда вы разговариваете о повышении зарплаты или определяете размер будущего оклада. Учитесь продавать своё время и получать комфорт в качестве вознаграждения. Нужно быть хорошим торговцем, чтобы перенести срок дедлайна, согласовать предложенные командой изменения проекта или договориться об удалённой работе.
На умении работать в команде в последние несколько лет все рекрутеры, кажется, помешались. Хотят видеть командных игроков даже в профессиях, в которых важна индивидуальная работа.
Впрочем, командная работа, как и другие пункты из этого списка, - это шанс добиться карьерного роста. Даже если вы не стремитесь к руководящим должностям, понимание общих целей коллектива вдохновляет на интенсивную работу.
Это главный из непрофильных навыков, который помогает жить и работать. Интеллект - это ваши знания и ваше умение работать с информацией, эмоциональный интеллект - умение применять свои знания в реальных ситуациях. Эмпатия помогает взаимодействовать с другими, а главное - её тоже можно развивать.
Почему-то до сих пор большинство людей думает, что успех зависит от уровня профессионализма в профессии. От того, насколько хорошо вы разбираетесь в своей непосредственной работе, будь вы инженером, программистом, маркетологом или швеей. У меня есть один очень хороший друг, который как-то сказал, что хороший специалист - это публичный специалист. Если вы профессионал, но никто об этом не знает и никто с вами не работает - какой в этом толк? Если вы отличный специалист, но не можете убедить в этом окружающих, з а-явить о себе на рынке, публично доносить свои идеи до других, то почему другие должны воспринимать вас успешным? Часто людям, которые хотят реализовать себя в обществе, не хватает не профессионализма, а умения быть эффективным лидером как по отношению к другим - вести за собой, так и по отношения к себе - вести себя и управлять своей эффективностью.
Если вы чуть более подробно начнете изучать тему лидерства, то узнаете, что вместо высокого уровня IQ настоящие лидеры обладают высоким уровнем EQ - эмоциональным интеллектом. Эти люди могут не уметь выполнять работу исполнителя, но умеют делегировать, брать ответственность за результат и принимать решения. Разумеется, вы должны быть профессионалом в своей области, но без должных «мягких» навыков (soft-skills) это, зачастую, не приведет к масштабированию вашего успеха.
В любом случае, каждый из нас всегда хотел бы настолько хорошо говорить, выступать, убеждать, планировать и зарабатывать, чтобы конкурентов на вас не нашлось. К сожалению, за время учебы в школах и вузах мы совсем не обрели навык самообразования, а делали то, что нам говорили делать. Помните ли хотя бы один предмет, на котором преподаватель собирал с группы студентов ожидания от того или иного семинара и действительно ориентировался на ваши потребности? Вообще система образования построена так, чтобы человеку думать особо не надо, а надо просто учить, не делать ошибок - это уже давно известный всем факт. Вот, кстати, самое опасное: существующая образовательная система учит бояться учиться, бояться ошибаться, бояться сделать что-то не так, иначе, чем другие. В итоге, большая часть населения боится или не умеет отстаивать свою позицию и права, принимать четкие и взвешенные решения, анализировать ситуацию (перед тем, как что-то делать), ну или другая крайность - делать, а не годы размышлять о том, что стоило бы изменить в своей жизни. В итоге, очень многие люди сталкиваются с тем, что для них обучение - это ноша.
В реальности обучение - интересный и неотъемлемый процесс в жизни каждого человека, который хочет сделать карьеру и стать лучшим профессионалом в своей отрасли или на своем рынке. Во многих российских компаниях, в отличие от западных, руководители до сих пор две трети рабочего времени отводят на что угодно, кроме как развитие персонала. Успешные компании уже давно внедрили систему обучения и развития, а наставничество - важнейшая функция любого руководителя. Без развития персонального не будет и развития карьерного.
Эта книга поможет вам, будучи руководителем, предпринимателем или сотрудником, понять, как достигать результатов и своих целей быстрее с помощью непрерывного профессионального, персонального и личностного роста.
Осознанно выбирая определенные направления развития, вы начинаете обращать больше внимания на ситуации и действия, связанные с достижением избранных вами целей развития. Вы целенаправленно стараетесь получить именно тот опыт, который необходим для того, чтобы развиваться в нужном вам направлении. Таким образом, Вы не плывете по течению жизни, а движетесь туда, куда хотите, используя как запланированные шаги, так и новые возможности, возникающие в Вашей профессиональной деятельности.
Что мешает людям развиваться:
У меня есть хороший знакомый, назовем его условно "Иван". Иван 4 года постоянно приходит на все мои мастер-классы, тренинги и вебинары. Разумеется, он посещает еще и занятия в других проектах. Своеобразный тренинговый вампир - халявщик. Четыре года он ходит - за четыре года ничего в его жизни и не поменялось. Вечный студент. Хороший пример, отражающий, что просто ходить на образовательные события бессмысленно. Есть такие знакомые или вы увидели себя в каком-то из пунктов, то не волнуйтесь - это нормально: многое из вышеперечисленного легко исправляется и д о-статочно лишь чуть более осмысленно отнестись к персональному развитию.
А чем, собственно, опасно все вышеперечисленное? Вы тратите свое время, энергию, силы на все, что угодно, только не на повышение собственной эффективности. Я называю такой подход «Окропим да помолимся» - люди подвергают себя всем тренингам подряд без разбора - «Авось чему-то научусь». Кто-то стоит на месте долгое время и теряет это самое время. Кто-то просто боится поверить во что-то большее, чем у него есть сейчас. Кто-то просто не верит в то, что у него что-то получится. Кто-то тратит свое время на то, чтобы возлагать ответственность за свой рост на кого угодно, кроме себя (например, на преподавателя, спикера или наставника). В любом случае у каждого человека существует огромное количество разного рода заморочек, которые мешают ему ускорить свой рост (по карьерной лестнице, в бизнесе или где - бы там ни было еще). И как только человек осознает, что же такое его тормозит, он начинает верить в себя, позволяет себе желать большего, берет на себя ответственность за свое движение в этой жизни - он сразу начинает замечать, как он сам начинает прыгать, как ему раньше казалось, выше своей головы.
И когда кто-то слышит, когда я говорю «Вот это вот мешает тебе развиваться и расти дальше. Если ты внедришь вот такой инструмент - ты сможешь получить то, что хочешь!», люди делятся на два клана: «Да забей» и «А что мне с этим делать или как внедрить?». Как вы понимаете в данном случае правильная и адекватная реакция человека со здравым смыслом задавать вопрос "А как я могу это внедрить и что из этого действительно мне нужно". Это старая история про то, что миром правят те, кто задает себе вопрос не «Почему?», а «Как?». Как мне добиться большего? Как мне научиться получать то, что я хочу? Как мне ускорить свой рост? Как я могу это сделать?
Вот очень важная мысль, возможно, самая главная в этой книге: научитесь мастерству (или усильте его) постановки вопроса перед собой «Как я могу добиться цели и решить проблему?» или «Как я могу усилить эффект от того, что делаю сейчас?».
Давайте посмотрим, когда развитие происходит:
Таким образом, надо понять одну простую истину: если вы реально хотите развиваться, действительно знаете к чему и зачем вы идете (и сформулировали это), понимаете, какие навыки вам надо развить и какие инструменты вы для этого будете использовать, то результаты не заставят вас ждать.
У вас уже возник вопрос: «Так а чего мне развивать-то в итоге?». Давайте перейдем к самому интересному - обзору необходимого портфеля навыков для делового человека. В этом приложении я решил представить вам самые популярные и известные навыки, которые требуются для повышения уровня персональной эффективности (корпоративного отрудднкаа, управленца, предпринимателя, чиновника).
Существует два вида навыков: soft-skills и hard-skills. Первые - социально-психологические навыки, которые пригодятся вам в большинстве жизненных ситуаций: коммуникативные, лидерские, командные, публичные, «мышленческие» и другие. Вторые - профессиональные знания и навыки: они понадобятся вам на работе и в выполнении бизнес-процессов. Для развития навыков необходимо выбрать нужные инструменты (и не один, а два -три). Дальше в книге я довольно подробно опишу, как использовать тот или иной инструмент развития, будь то тренинг, чтение литературы, посещение вебинаров или общение с наставником.
Есть еще третья сторона вопроса - личность. В данном случае, я имею в виду совокупность ваших личностных черт и установок по отношению к окружающему миру, людям, успеху, поражениям, целям и так далее. В данной версии книги мы не будем затрагивать подробно этот вопрос, но знайте, что никакие навыки вас не спасут, если у вас не подготовленная личность. Например, если не уважаете и не любите своих сотрудников, то навык мотивации развить не получится, пока вы не измените отношения к сотрудникам. Нельзя также научиться продавать, если вы не испытываете почтения к своим клиентам, людям и своему продукту. Первично - ваше отношение к вещам и установки, а навыки - вторичны.
Вы можете найти множество разных классификаций навыков, а тут для простоты восприятия я решил разделить компетенции по четырем основным направлениям:
Коммуникация:
Управление собой:
Мышление:
Управленческие навыки:
Предпринимательские навыки:
При составлении этого списка возникла идея добавить еще и «Навыки предпринимателя». Сюда можно, конечно, указать такие навыки, как бизнес-планирование, финансовое моделирование, п о-нимание маркетинговых процессов, навыки продвижения бизнеса и управления репутацией. Но так как мы говорим в основном о soft-skills, то я пришел к такому решению: предприниматель обладает (в идеале, конечно) всеми вышеперечисленными навыками. Вам может показаться, что в таком случае ему не хватает лишь рентгеновского зрения и умения летать, и, возможно, Вы будете правы. В этой модели предприниматель - идеальный пример супер-человека, накаченного самыми необходимыми навыками. Без них он будет спотыкаться на разных этапах развития бизнеса. Если обучить предпринимателя продвижению в Интернете, но не научить продавать и вести переговоры - все закончится плачевно. Он просто не сможет выстроить коммуникацию с клиентами, а возможно, даже и с партнерами, и коллегами. Большинство бизнесов рушатся не потому что предприниматель не нашел идеи (идеи не стоят ровным счетом ничего - большую часть идей для бизнеса уже давно придумали), а не смог ее реализовать по причине нехватки персональных компетенций.
Вообще людям довольно свойственна хаотичность во многом. Часто они предпринимают шаги, не упорядочивая, не понимая системы в целом, просто используя отдельные элементы и инструменты. Например, ходят на разные мероприятия, но не могут составить единой картины. Или пытаются соблюдать правила здорового образа жизни, но очень частично: едят здоровую пищу, но не используют аэробные нагрузки; стараются научиться чему-то, но не совсем понимают, как с этим дальше жить, и в целом, для чего все это было.
Для того чтобы обучение было действительно эффективным (равно как и любая другая деятельность, управление проектом, например) надо эффективно поставить цель и спланировать процесс. Я расскажу кратко о том, как это сделать.
Самое главное: примите на себя ответственность за собственное развитие. Не перекладывайте ответственность на преподавателей в университете, тренеров в учебном центре и спикеров в бизнес - инкубаторах.
Москва не сразу строилась. Равно как и ваши результаты по тем навыкам, которые вы хотите приобрести. Ниже я описал как эффективно использовать методы развития. Тренинги и семинары - освоение моделей успешного поведения в процессе разного рода обучающих мероприятий.
Самообучение - самостоятельное изучение информации о моделях успешного поведения. Сюда мы можем отнести и чтение литературы, и самостоятельное изучение разных материалов (статьи, блоги, мануалы тренингов), прослушивание вебинаров.
Поиск обратной связи - получение обратной связи от коллег, руководителей, наставников и экспертов с открытого рынка об успешности своего поведения в аспекте конкретного навыка.
Обучение на опыте других и ментворкинг - выделение моделей успешного поведения в работе человека, обладающего высоким уровнем развития данной компетенции и работа с наставником.
Специальные задания (фоновые тренинги) - самостоятельные упражнения, развивающие определенные компетенции, воспитывающие в вас выбранные личностные качества или, наоборот, утилизирующие вредные привычки.
Развитие в процессе работы - поиск и освоение более эффективных моделей поведения при решении задач, входящих в ваш профессиональный функционал.
Однажды мудрец купил на базаре птицу. Предвкушая вкусный обед, он направился домой. Вдруг птица заговорила.
Не убивай меня, - сказала она, - В обмен на свободу я дам тебе три ценных совета. Подумав, старик согласился.
Первый совет: никогда не верь тому, что кажется тебе чушью. Второй: трезво оценивай свои силы и никогда не берись за дело, преуспеть в котором у тебя мало шансов. И наконец, третий совет: никогда не жалей о содеянном добре.
Выслушав птицу, мудрец отпустил ее. Но, вспорхнув на дерево, она закричала:
Ты глупец! Вчера я проглотила алмаз, и, если б не твоя доверчивость он достался бы тебе, и ты бы разбогател!
Разозлившись, старик полез на дерево, но, не удержавшись, сорвался и упал. Птица подлетела к нему.
Ты выслушал мои советы и как будто даже понял их, а как дошло до дела, поступил совсем по-другому. Ну, скажи, зачем мне глотать алмаз? И разве ты не понимал, что в столь почтенном возрасте тебе не влезть на дерево? А про великодушие ты забыл сразу, как только в тебе заговорила жадность. С этими словами она улетела, оставив мудреца лежать на земле.
Вывод: многие то и дело совершают эту ошибку. Они советуются с проверенными экспертами, чтобы сделать правильный выбор, но, в конце концов, слушаются излишне оптимистично настроенных людей с богатым воображением. Необоснованный оптимизм пробуждает жадность, а это слишком сильное чувство.
Обратной связью (далее ОС) можно назвать реакцию человека на ваши действия или бездействия. В последнее время многие ждут от других и запрашивают обратную связь, одновременно с этим, относясь к ней либо в формате «Ого, надо сразу же внедрить!» или «Да что ты говоришь? Иди ты со своей обратной связью, я сам знаю как лучше». Как Вы понимаете, ни первый, ни второй вариант не поможет Вам эффективно внедрить полученную информацию или, наоборот, от внедрения отказаться. Есть важное правило: ответственность за то, принимаете вы обратную связь или отвергаете ее, лежит на вас. Вы можете прислушаться, а можете просто сказать человеку «Спасибо!» и отложить информацию в «нижний ящик». Запомните: любая обратная связь очень субъективна и человек, дающий ее, дает через призму своего опыта и своей картины мира. Понятно, что ваши картины мира могут отличаться.
Есть еще прекрасный инструмент: фоновые задачи. Вы берете на день-два-три некоторую обязанность соблюдать конкретное правило. Например, Вы хотите сформировать образ уверенного в себе человека: ходите два-три дня с высоко поднятым подбородком и прямой спиной. Вживаетесь, так сказать, в роль уверенного человека. Или Вы узнали, что часто во время переговоров или рядового общения с друзьями начинаете свой разговор со слова «Нет», а это мешает достигать целей в общении. Вы в течение двух- трех дней начинаете ответ на вопрос любого человека со слова «Да», даже если дальше высказываете противоположную вашему собеседнику позицию. Ну и так далее.
То есть Ваша задача: найти что-то, что Вы хотите развить в себе (или от чего хотите избавиться), и в течение нескольких дней концентрироваться исключительно на этом.
И вот важный момент: если Вы нарушили правило, то платите человеку сумму (10-50-100 рублей - не важно). Если вы обещали себе весь день не говорить слова «Нет», то за каждое нарушение платите тому, кому сказали «нет» 50 рублей. Если обещали себе ходить целый день только с прямой спиной, но нарушили обещание - 50 рублей. Обещали себе формулировать мысли максимум в одно-два предложения, а в результате говорите по полчаса - 50 рублей. И так далее. Я отучался даже от самых вредных привычек в течение 3-4 дней выполнения фонового задания. Мне было довольно неприятно выкладывать впустую деньги. Хотя лучше это воспринимать как инвестицию.
Что важно, если Вы решили работать с этим инструментом:
Каждый день мы сталкиваемся с разными задачами и проблемами, которые необходимо решать. Каждый день, месяц, квартал, год. Порой мы прибегаем за помощью к людям, которые либо помогают нам решить проблему с помощью советов и рекомендаций, либо к людям, которые помогают нам решить проблему, просто задавая в опросы (они знают, как это делать) и вы сами находите решения. Первые - это, скорее, консультанты. Вторые - коучи. Наверняка вы сталкивались с ситуацией, когда общались с человеком, выговаривались о своих проблемах, а пока повествовали весь этот поток информации структурировался и вы внезапно (может быть с парочкой вопросов от собеседника) находили решение проблемы и в результате наступало чувство легкости: ура, я придумал и понял, как решить задачу. Было такое?
Вы можете и сами быть себе коучами. Навык самокоучинга помогает грамотно самостоятельно задавать себе вопросы и самому же р е-шать проблемы быстрее и эффективнее. Это касается и сложностей в бизнесе, и в карьере, и в повседневной жизни. Это касается и повседневных вопросов и проблем, которые мучили годами. Порой 30 минут анализа хватает, чтобы решить проблему. К тому же в отличие от консалтинга, где ответственность за решение лежит на советующем, в коучинге вы берете ответственность за решение на себя. Поэтому дальше, если у вас не получается решить проблему, то будете немного злиться, ибо переложить ответственность на других, на меня, на семью, на начальника, на партнера или конкурента не получится.
И еще один очень интересный факт: решение любой проблемы всегда уже у вас есть. Если вы знаете и помните это, то вам просто предстоит найти это решение в самом себе.
Вот несколько вопросов, которые помогут Вам «включить голову»:
В идеале, конечно, на первое время в помощь нужен коуч. Даже у коучей есть свои коучи - это очень помогает. Коуч мотивирует и помогает найти решение. Найдите себе коуча, один раз в неделю или три раза в месяц встречайтесь с ним: он поможет вам ответить на вопросы, спланировать дальнейшую работу над собой или проектом, направит ваше мышление в нужное русло, поможет структурировать имеющуюся информацию в голове, и будет поддерживать и искренне верить в Ваш успех!
В этой части книги я приведу примеры идеально развитых soft-skills компетенций для того, чтобы вы могли оценить себя и понять, какие из них вам необходимо развивать и на чем делать акцент. Я представлю вам компетенции, которые мы рассматриваем, подробно изучаем и практикуем на программе «Open soft-skills program for career & business» и приведу к ним несколько примеров того, в чем конкретно они проявляются. Если попросить вас оценить навык продаж или постановки задач сотруднику, то наверняка вам потребуется время для размышления о том, а по каким критериям вы будете оценивать эффективность и развитость навыка. В профессиональном сообществе эти проявления навыка называются "поведенческие индикаторы". Как вы можете это использовать? Ознакомьтесь с интересующими навыками и оцените свое владение ими по пятибалльной шкале.
Могу немного помочь: важно себя не переоценить и не недооценить. Постарайтесь наиболее честно ответить себе - на каком уровне у вас находится та или иная компетенция. Далее вы сможете использовать это для наиболее эффективного составления своего индивидуального плана развития, о котором говорилось выше.
В чем смысл навыка: эффективно обеспечиваете двухсторонний обмен информацией в своих интересах и интересах собеседника.
Смысл: умеете выстраивать долгосрочные доверительные отношения с партнерами и клиентами.
Идеальные проявления компетенции:
Смысл: эффективно добиваетесь поставленных целей в спорных вопросах, при этом сохраняя и укрепляя отношения с собеседниками.
Идеальные проявления компетенции:
Смысл: контролируете свое состояние в конфликтных и стрессовых ситуациях, находя и реализуя наиболее оптимальное решение, удовлетворяющее решение всех сторон конфликта.
Идеальные проявления компетенции:
Смысл: максимально результативно планируете и распределяете свое время.
Идеальные проявления компетенции:
Смысл: принимаете своевременные и оптимальные решения на основании проведенной аналитической работы.
Идеальные проявления компетенции:
Смысл: создаете среду, в которой поощряются различия между людьми и приветствуется здоровая конкуренция, обеспечивающие достижение наилучших результатов для команды.
Идеальные проявления компетенции:
Смысл: продаете продукты, услуги, идеи и решения с акцентом на интересы и потребности клиентов/собеседников с успехом отвечая на все вопросы и возражения.
Идеальные проявления компетенции:
Смысл: демонстрируете уверенные навыки подготовки к публичному выступлению, вовлечения аудитории и удержания внимания участников, умеете создавать и проводить динамичные, эффективные и конструктивные выступления.
Смысл: осмысленно используете инструменты управления проектами в любой деятельности, ориентируясь на баланс качества результата, затрат и сроков.
Идеальные проявления компетенции:
В заключении хотел бы напомнить следующие, на мой взгляд, самые важные мысли:
Чтобы получить работу, человек должен правильно презентовать себя. Обязательно составляется резюме, в котором указывается краткая биография соискателя и перечисляются профессиональные навыки, которыми он обладает. От правильного оформления этого документа в определенной степени зависит – получит человек работу или нет.
Главные признаки хорошего резюме – презентабельность и лаконичность.
В нем следует перечислять те профессиональные умения, которые соответствуют вакансии. Есть перечень основных характеристик, которыми должен обладать каждый современный соискатель. Они делятся на 4 группы. В первой категории коммуникативные:
Четвертая группа – прикладные навыки, необходимые для той или иной профессии. Перечень:
Существуют профессиональные умения, наличие которых приветствуется, хотя не считается обязательным. Какие дополнительные навыки можно перечислить в резюме:
Иногда очень трудно понять, какие умения являются базовыми, какие – дополнительными, а что и вовсе лучше перенести в раздел «О себе» или не упоминать. Ниже представлены примеры профессиональных навыков, которые можно вносить в резюме на вакансии:
Эта должность имеет множество ответвлений, что влияет на перечень навыков, которыми нужно обладать, занимая ее. Есть вакансии менеджера по продажам, закупкам, обучению кадров, подбору персонала и т.д. Есть ряд общих качеств, которые важны для выполнения служебных обязанностей. В резюме на должность менеджера можно указать следующие навыки:
Все действия человека, занимающего эту должность, должны быть направлены на то, чтобы наладить эффективную работу предприятия.
Соискателю на вакансию руководителя в резюме можно указать такие специализированные навыки:
Занимающий такую должность человек должен иметь высшее образование и аналитический склад ума. В резюме на вакансию экономиста можно указать следующие профессиональные навыки и знания:
Чтобы занимать эту должность, нужно обладать множеством навыков. Что можно включить в резюме:
Преподаватель и воспитатель – это особые профессии, требующие большой самоотдачи. Для соискателей на эти вакансии одинаково важны как специализированные навыки, так и личные качества. Составляя резюме на должность педагога, можете перечислить те из этих характеристик, которыми обладаете:
Должность, как правило, предполагает постоянное общение с людьми. Для ее получения могут понадобиться такие профессиональные знания:
Перечень умений, которым должен обладать человек, занимающий эту должность, очень большой и может меняться в зависимости от узкой специализации.
Профессиональные знания, которые можно перечислить в резюме на вакансию бухгалтера:
Если вы еще не успели нигде поработать, это совсем не значит, что вы не обладаете никакими умениями. Какие знания можно отражать в резюме людям, у которых нет профессионального стажа:
К составлению резюме нужно подходить очень ответственно, ведь от этого зависит ваша карьера и будущее. Оформляя документ, избегайте таких ошибок:
Каждый человек что-то умеет. Кто-то прекрасно готовит, некоторые люди хорошо справляются с ландшафтным дизайном. Кто-то пишет хорошие статьи, публикации, книги, а некоторые зарабатывают огромные деньги на фондовых биржах.
С самого детства мы учимся чему-то. Сначала мы обретаем навыки ходьбы, потом обучаемся навыку знания родного языка. Уже к 4–5 годам мы им владеем на достаточном уровне. Потом мы идем в школу и обретаем навыки счета, письма и так далее.
Всё это - навыки человека. Без них в этой жизни никуда.
Всякое дело совершенствуется овладением техники.
Всякий навык достигается упражнением.
Гиппократ
Современные дети обучаются компьютеру, который в себе совмещает множество других навыков. Это может быть владение текстовыми процессорами, средами программирования, мультимедийными проигрывателями. Это комплексный навык. В отличие от простого, его на полную освоить достаточно тяжело и редко кто разбирается во всех его аспектах. Чаще всего обретается какая-то специализация и человек в ней плавает, как рыба в воде.
Например, редко кому нужно осваивать программирование. Поэтому многие игнорируют знание компьютера на уровне разработчика программ. Зато на уровне пользователя (начинающего, продвинутого), знают его очень многие. Даже пенсионеры, которые с техникой дружат достаточно редко, неплохо ориентируются в основных моментах на компьютере. Общение в социальных сетях с родственниками, друзьями, например, им дается легко.
К теоретическим навыкам относится все то, что связано с абстрактным материалом, но на практике его применять не умеют. Так, знание молекулярной биологии – это также навык. Для любого навыка характерна легкая ориентировка в его сути. Навык может считаться освоенным только тогда, когда человек не чувствует, что он выполняет какую-то деятельность.
Например, человек, который научился писать, делает это уже на автомате. Ему не нужно думать, как соединять буквы, как их рисовать. Благодаря этому человек может обретать способность писать тексты. Ведь, как можно написать качественный, связный и грамотный текст, если человек постоянно думает о том, как нарисовать букву?
Также, например, и с набором текстов на компьютере. Когда человек ищет каждую клавишу перед тем, как ее набить на экране, он не может думать о содержании текста. Он сбивается с мысли, предложение становится несвязным. Ведь, думает человек при написании материала, если он освоил этот навык, не словом и даже не предложением. Он думает целыми абзацами. Он может держать в своей голове за один раз целую структурную часть статьи.
И когда писатель освоил этот навык, то у него даже не возникает вопроса «А как писать?». Он уже умеет, получил свой авторский стиль и пишет, согласно ему. Это уже больше, чем абстрактные знания, какие художественные средства лучше применимы в каких-то моментах. Это практика. Вот мы и пришли плавно к практическим навыкам.
Это такие навыки, которые основаны прежде всего на собственном опыте человека. Они также характеры автоматизированностью, но чтобы ее получить, нужно приложить намного больше усилий. Например, на освоение слепого метода или скорочтения на должном уровне может понадобиться несколько лет регулярных тренировок или непосредственно практической деятельности.
Причем тренировки дают полноценный результат лишь на первых этапах. Любой тренажер, с которым работает человек, имеет свойство абстрагированности от реальной деятельности. С самого начала действительно, он выполняет свои функции на должном уровне. Но потом человеку уже нужна непосредственно практика, привязанная к ее роду.
Но практика нужна как теоретическим навыкам, так и практическим. Ведь, как можно свободно ориентироваться в физике, если не решить ни одной задачки (которая по сути тоже является тренажером), не учить днями материала? Запомните главное правило – освоение любого навыка происходит только через практику , после которой происходит переход произвольного внимания в послепроизвольное.
Что это за термины, которые были в последнем предложении. Дело в том, что наше внимание бывает, непроизвольным, произвольным и послепроизвольным.
Характерно для безусловных реакций на внешние раздражители. Например, ударила где-то дверь, вы отвлеклись, послушали, поняли причину этого явления, и вернулись к своей работе.
Некоторые непроизвольные раздражители настолько интенсивны, что невозможно отреагировать на них пару секунд, а потом продолжить работу. Чтобы это сделать, нужно применить произвольное внимание, которое характеризуется напряжением волевых усилий для обеспечения определенной реакции.
Вспомните, как вы учились кататься на велосипеде. С самого начала вам нужно было выполнять одновременно множество действий: крутить педали, держать равновесие, следить за ямами, совершать повороты, чтобы не упасть. Это все было очень сложно, вам приходилось бешено концентрировать произвольное внимание. Временами непроизвольные раздражители доминировали, вы отвлекались, и падали.
Вам казалось, что вы никогда не научитесь кататься на велосипеде. Но со временем вы спокойно отвлекались на другие раздражители, общались с людьми, могли даже одной рукой держать руль, а другой разговаривать по телефону. Если попадалась какая-то яма, то ее даже уже объезжать не нужно было. Вы уверены в том, что не потеряете равновесия.
Вот здесь включилось послепроизвольное внимание, для которого характерен автоматизм действий. Теперь даже при отвлечении человека и при наличии неблагоприятных факторов качество работы не пострадает. Если эмоциональный фон неблагоприятный у человека, он все равно сможет делать прекрасные вещи. Если человека одолела лень, то она не помешает делать что-то. Ведь человек уже не думает о том, что делает. Он просто делает и из-под его руки получаются совершенные вещи.
Считается, что любое действие можно выполнять идеально лишь при условии, что всё внимание сосредоточено только на нем. На самом деле, это не совсем так. Это характерно лишь для той деятельности, навык выполнения которой еще не приобретен. Тогда действительно рассредоточение внимания играет плохую шутку как с процессом обучения, так и с самой деятельностью.
Многие люди стремятся быстро делать что-то. Но на самом деле так не бывает. Быстрая работа может быть выполнена только при наличии автоматизма, то есть, когда навык сформирован. Что такое быстро? На самом деле, у каждого это понятие индивидуально. Все зависит от его задатков. Очень важную роль здесь играет темперамент. Так, способны выполнить любую задачу наиболее быстро, а меланхолики не умеют работать с такой скоростью.
Поэтому при проверке, быстро человек выполняет работу, или нет, нужно смотреть в первую очередь не на цифры на секундомере, а на свои субъективные ощущения . Важно, чтобы работа не чувствовалась. Только тогда можно говорить о ее скорости. Но нет ничего плохого, чтобы соревноваться с собой в плане быстроты выполнения действий.
Каждый навык имеет свою технологию реализации. Поэтому эти цифры нужно повышать не концентрацией внимания на скорости, что возможно без потери качества только тогда, когда человек и так хорошо справляется со своей задачей. Это нужно делать как раз за счет технологии. Нужно подумать, какие сопутствующие навыки помогут ускорить усвоение этого и в перспективе способно повлиять на скорость выполнения этой задачи.
У каждого навыка эти технологии свои. Например, для современного писателя существенно улучшить качество письма способны ораторские навыки, слепой набор текста и скорочтение. Для программирования также поможет слепой набор, но при этом нужно уметь эффективно составлять алгоритмы и отлаживать программы. Для того же ораторского искусства сопутствующими навыками будет актерское мастерство, умение вести себя на сцене, навык контакта с аудиторией.
А как же узнать, на какой стадии своего развития определенный навык находится у вас? Для этого существуют определенные критерии. Итак, разберемся со стадиями развития каждого навыка. Важно отметить, что идеальной автоматизации можно добиться только через несколько лет, а то и десятков лет, если постоянно работать над совершенствованием своего навыка. Некоторые работают десятилетиями и делают все плохо как раз из-за того, что они не работают над собой.
Человек впервые столкнулся с деятельностью. Для такого человека характерен страх в подавляющем числе стадии. Стадия неофита – это явление сугубо индивидуально и чаще всего ее вынуждены пройти те люди, которые по своей натуре консервативны и не уверенны в себе. Но не у всех она есть, поэтому ее можно считать нулевой.
Человек уже познакомился со своей деятельностью, немного страха убавилось. Человек понял, что если приложить определенные усилия, навык будет достигнут через какое-то время. При этом у человека почти нет ни теоретического, ни практического опыта. Поэтому ему приходится учиться делать даже самые основные моменты.
У писателя это может быть написание связного предложения. В математике это является арифметикой, в лингвистике можно считать основные моменты в стилистике, орфографии, пунктуации. В футболе это может быть общая физическая выносливость, навыки владения мячом и так далее.
Человек уже ориентируется в базе и часто думает, что теперь он может свернуть горы. Как правило, этого не происходит. Некоторые на этом этапе не думают так, и такие люди переходят в следующую стадию. Ну а для этого этапа характерно познание теоретической базы, обретение в идеале теорией. Этап новичка чаще всего длится 4–6 лет, в зависимости от того, сколько лет нужно проучиться в институте.
На этой стадии человек уже освоил всю теорию, которую только можно, и теперь начинает стараться применять эти навыки на практике. В принципе, эта стадия аналогична второй, но человек получает практические навыки, знания и опыт. Он чаще всего соответствует уходу работать по специальности после института или интернатуре в медицинских ВУЗах с последующими десятью годами работы.
Человек уже владеет практическими навыками, делает это на автоматизме. Но особые случаи в своей деятельности человека сбивают с толку и он, привыкший, что у него все получается, внезапно получает мощнейший стресс. Все-таки профессионализм еще не есть идеалом. Он хорошо умеет делать многое, но не все.
Естественно, сложные ситуации в деятельности случаются и у мастеров, но их процент меньше единицы. Такой человек не только умеет делать что-то, но еще при этом находит интересные подходы к выполнению какой-либо деятельности. Это зона профессиональной креативности. Человек может не только мастерски выполнять свою работу, выполнение которой почти незаметно для окружающих, но еще при этом способен обучить других. Как правило, раньше 50 лет мастерами не становятся. Для становления человека как мастера нужно посвятить этой деятельности хотя бы 25 лет.
Способность контролировать свои эмоции, пожалуй, самый полезный навык для общения.
Но самый вредный для здоровья...
Автор неизвестен
Важно понимать, что эта картина достаточно абстрагированная от реальности и имеет высокую степень обобщения. На самом деле не все так однозначно. Например, люди, у которых есть талант в определенной деятельности, могут пройти все эти этапы намного быстрее. Поэтому нужно учитывать индивидуальные особенности человека при его определении в одну из групп.
В каждом втором резюме соискатели пишут, какие они креативные и амбициозные и как сильно хотят работать только на благо компании. Половина таких навыков добавляется для балласта, а ведь среди стандартных умений есть и такие, которые полезны всем.
flickr.comКопирайтеров, журналистов и писателей у нас и так много, так зачем вам , если ваша работа с текстами никак не связана? Подсказка: 36% работодателей, по данным портала hh.ru, отказывают в собеседовании и даже не рассматривают резюме, если сопроводительное письмо было составлено с ошибками. То есть вас даже не пригласят, если увидят, что вы описали свой «функционал».
Неспособность связать два слова может стать стеной на пути повышения. Начинающий инженер несколько лет может работать только с железом. Но работа руководителя, например, заключается не столько в разработке, сколько в управлении. Значит, надо писать письма, служебные записки, задания, отчёты… и бросить все силы на изучение родного языка, чтобы удержать новое место и зарплату.
Выражение мыслей в устной форме идёт рука об руку с предыдущим пунктом рейтинга. Причём разговорные навыки помогают не только в работе. Если вам по долгу службы надо делать презентации или проводить встречи, то - обязательное условие работы. А если сидите в кабинете или лаборатории в тишине, умение поговорить позволяет адаптироваться на рабочем месте быстрее. Угрюмых молчунов любят только другие угрюмые молчуны, и то не очень.
Чтобы показать, что вы умеете разговаривать, не нужно говорить стихами или постоянно болтать. Правила хорошего устного общения другие:
Собственно, всё. И не пытайтесь шутить, если вы никогда до этого не пробовали себя в качестве комика.
Кажется, что - это врождённая черта характера. Она либо есть, либо её нет. Но на самом деле её можно прокачать.
Нужна она больше вам, чем работодателю, потому что без здоровой дозы уверенности карьеры не построить. Соглашаться со всеми и слушать чужие указания удобно для кого угодно, кроме вас. Прописная истина о том, что нужно верить в себя, чтобы чего-то добиться, будет всегда верна. Впрочем, есть грань между уверенностью и высокомерием, так что не пытайтесь демонстрировать, какой вы крутой, прямо на собеседовании. Учитесь постепенно, а в очереди на собеседование постарайтесь хотя бы спину выпрямить.
Это один из краеугольных камней продуктивности. Даже если вам не интересна эта тема, работать - то есть выдавать продукт труда - всё равно придётся, так что и время распределять нужно с умом.
По статистике , только на социальные сети в день уходит в среднем два с половиной (!) часа. На Лайфхакере можно найти столько материала по этой теме, что прочтение статей можно приравнять к университетскому курсу.
Конечно, ваши показатели и ваша премия не зависят только от того, как грамотно вы составляете расписание. Но вам виднее, куда потратить время, освободившееся в результате грамотного планирования.
Вообще-то, этот навык почти невозможно найти в списках требований к соискателю вакансии, потому что мало кто видит прямую зависимость между общением в профессиональном сообществе и работой. Но это может повлиять на работу. Например, если вы задействованы в области, которая бурно развивается, и хотите не отставать от прогресса, нужно постоянно перенимать чужой опыт. А если вы посещаете отраслевые , то у вас есть шанс найти на них заказчиков и партнёров. Кроме того, знание сообщества даёт возможность найти экспертов и проконсультироваться с ними.
Шутки о противостоянии бухгалтеров и админов всё ещё популярны, как ни странно. Предполагается, что опыт общения с техникой сегодня есть у всех без исключения.
А если вы приходите в офис, то надо в первый же день разобраться, где компания хранит электронные документы и в каком мессенджере отделы общаются между собой. Да и обращаться в техподдержку с формулировкой «Я ничего не делал, это всё он сам», показывая пальцем на зависший компьютер, уже несолидно.
И чем лучше ваши навыки , тем больше у вас возможностей для карьерного роста. Не обязательно превращаться в гика, но основы нужны как воздух.
Работать строго по инструкции умеют многие, но по-настоящему вкусные и прибыльные проекты и должности достаются тем, кто умеет смотреть на вещи под необычным углом и быстро решать сложные проблемы. Одно только это умение можно сделать , а если способность быстро находить выход сопровождается и другими качествами, то вам цены нет.
Нет-нет-нет, не в том смысле, что все должны искать клиентов и быть мастерами холодных звонков. Просто нужно уметь торговаться. Например, когда вы разговариваете о повышении зарплаты или определяете размер будущего оклада. Учитесь продавать своё время и получать комфорт в качестве вознаграждения. Нужно быть хорошим торговцем, чтобы перенести срок дедлайна, согласовать предложенные командой изменения проекта или договориться об удалённой работе.
На умении работать в команде в последние несколько лет все рекрутеры, кажется, помешались. Хотят видеть командных игроков даже в профессиях, в которых важна индивидуальная работа.
Впрочем, командная работа, как и другие пункты из этого списка, - это шанс добиться карьерного роста. Даже если вы не стремитесь к руководящим должностям, понимание общих целей коллектива вдохновляет на интенсивную работу.
Это главный из непрофильных навыков, который помогает жить и работать. Интеллект - это ваши знания и ваше умение работать с информацией, эмоциональный интеллект - умение применять свои знания в реальных ситуациях. Эмпатия помогает взаимодействовать с другими, а главное - её тоже можно развивать.