Тренажёр по русскому языку (1 класс) на тему: Зрительные диктанты по методике И.Т. Федоренко

Методика работы

Схема работы над формированием умения быстро воспринимать текст и отрабатывать навыки письма включает 18 диктантов-наборов. В каждый из комплектов входит 6 простых предложений, длина которых увеличивается пошагово. Учащимся нужно запомнить не только те слова, которые даны в рамках одного предложения, но и сами короткие предложения в рамках всего набора. В результате ежедневной работы по программе Федоренко дети: легко осмысливают различные тексты; заинтересовываются чтением; быстрее овладевают навыком аналитического чтения и грамотного письма; после отработки каждого комплекта предложений прибавляют в скорости чтения в среднем по 44 слова.

Начинать отрабатывать систему рекомендуется со второго класса, когда у ребят появляются общие представления о письме и чтении. Работать со зрительными диктантами нужно ежедневно , только тогда методика даст свои результаты. Данная методика рассчитана на 54 дня.

План проведения занятий по методике Федоренко состоит в следующем: на экране показываем 6 предложений (1 набор из презентации). Закрываем все предложения (6 щелчков на слайде презентации), а затем открываем 1-е предложение (1 щелчок). Даём детям 4-10 секунд (смотрите в приложении) на то, чтобы, читая про себя, они запомнили предложение, затем это предложение закрываем. Предлагаем детям закрыть глаза и представить, как записано предложение. Только после этого ребятам предлагаем записать то, что они запомнили. Учитель может подкорректировать предложения под изучаемый предмет. Учтите , что с 4-5 набора на каждый блок предложений выделяем по 5-6 дней, но время экспозиции при этом чётко соотносим с рекомендациями автора.

Правила

Чтобы методика отработки навыка чтения и письма шла по намеченному курсу необходимо: терпимо относиться к тем детям, которые не могут запомнить целиком весь набор, при этом приучать их работать дальше, пропуская то, что не вышло; следить за тишиной, т.к. любое комментирование переведёт акцент со зрительного на слуховое восприятие; писать предложения только на отдельных листочках; записи собирать, но не корректировать недочёты, чтобы дети не запомнили отдельные буквы, а старались откладывать в голове целые слова; следить за успеваемостью; выбрать свой собственный ритм работы над упражнениями.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Т ексты зрительных диктантов (по И.Т. Федоренко)


п/п

Предложения

Число букв

Время экспозиции (с)

1
2
3
4
5
6

Набор №1 (слайд 2)

Тает снег.
Идёт дождь.
Небо хмурое.
Коля заболел.
Запели птицы.
Поле опустело.

8
9
10
11
11
12

4
4
5
5
5
6

1
2
3
4
5
6

Набор №2 (слайд 3)

Трещат морозы.
Я ищу землянику.
В лесу росла ель.
Наступила осень.
Дни стали короче.
В лесу много берез.

12
13
13
14
14
15

6
6
6
7
7
8

1
2
3
4
5
6

Набор №3 (слайд 4)

Прилетели птички.
Ярко светит солнце.
Лида вытерла доску.
Весело бегут ручьи.
Подул резкий ветер.
Зоя прилежно учится.

15
16
16
16
16
17

8
8
8
8
8
8

1
2
3
4
5
6

Набор №4 (слайд 5)

Дятел долбил дерево.
Я хочу посадить цветы.
Иней запушил деревья.
Без воды цветы завянут.
Пролетело жаркое лето.
Возле дома посадили ель.

17
18
18
19
19
20

8
7
7
7
7
7

1
2
3
4
5
6

Набор №5 (слайд 6)

Солнышко светит и греет.
Федя решал задачу у доски.
Загорелась в небе зорька.
На деревьях сверкал иней.
Город Москва стоит на реке.
В лесу собирают землянику.

20
21
21
21
22
22

6
6
6
6
6
6

1
2
3
4
5
6

Набор №6 (слайд 7)

Зимой река покрылась льдом.
Мальчик подарил маме цветы.
Дежурные стёрли пыль с доски.
Оленеводы работают в тундре.
На огород забрались цыплята.
Мы жили возле берёзовой рощи.

23
23
24
24
24
24

5
5
5
5
5
5

1
2
3
4
5
6

Набор №7 (слайд 8)

Небо покрылось серыми тучами.
Дети посадили во дворе акацию.
Бабушка купила внуку букварь.
Землю согрело тёплое солнышко.
Моя сестра работает на фабрике.
Ласково грело весеннее солнце.

25
25
25
26
26
26

4
4
4
4
4
4

1
2
3
4
5
6

Набор №8 (слайд 9)

Идёт дождик.
Мы любим Амгуэму.
Береги учебные вещи.
У Андрея чистая тетрадь.
Помогай своему товарищу.
Солнце осветило всю землю.

0
14
17
20
21
22

5
7
8
10
10
10

1
2
3
4
5
6

Набор №9 (слайд 10)

Вода в море солёная на вкус.
Наша страна борется за мир.
Началась большая перемена.
Дети ходили в лес за грибами.
Руки надо мыть водой с мылом.
Красивы улицы нашего города.

22
22
23
23
23
24

7
7
7
7
7
7

1
2
3
4
5
6

Набор №10 (слайд 11)

Москва – столица нашей Родины.
Школьники поливают саженцы.
Депутаты съехались на съезд.
Надо быть честным и правдивым.
Звёзды сияют на башнях Кремля.
Летом наша семья жила на Волге.

24
24
24
25
25
25

5
5
5
5
5
5

1
2
3
4
5
6

Набор №11 (слайд 12)

Весело колосится густая рожь.
Поля запорошило белым снегом.
Мы читали интересный рассказ.
Мичурин много и упорно работал.
Новые дома растут очень быстро.
Из машины вышел наш учитель.

25
24
25
26
26
26

4
4
4
4
4
4

1
2
3
4
5
6

Набор №12 (слайд 13)

Мальчики принесли сухих веток.
В поле поспевают рожь и пшеница.
Из книжки выпал листочек сирени.
Дети всех стран хотят жить в мире.
Свежий ветерок повеял прохладой.
Сверкнула молния, и загремел гром.

26
26
27
27
28
28

4
4
4
4
4
4

1
2
3
4
5
6

Набор №13 (слайд 14)

Давно скосили и убрали луга и поля.
Белка взобралась на верхнюю ветку.
Солнце светило ярко, и дети купались.
Весь народ гордится героями космоса.
Дедушка Филипп пасёт колхозное стадо.
Люблю я в поле встречать восход солнца.

28
29
30
31
32
32

4
4
4
4
4
4

1
2
3
4
5
6

Набор №14 (слайд 15)

Поднялась за рекой большая серая туча.
В далёкой тайге живут охотники-эвенки.
Все радовались встрече с космонавтами.
Разведчицы отправились в опасный путь.
Дружная семья и землю превратит в золото.
Обувь всегда необходимо очищать от пыли.

32
33
33
33
34
34

4
4
4
4
4
4

1
2
3
4
5
6

Набор №15 (слайд 16)

Зацветёт, зазеленеет наш весёлый огород.
Меж редеющих верхушек показалась синева.
Хороши привольные широкие степи Украины.
На смелого собака лает, а трусливого кусает.
Нам велит трудиться школа, учит этому семья.
Наш народ хочет жить в мире со всеми народами.

34
35
35
36
36
37

4
4
4
4
4
4

1
2
3
4
5
6

Набор №16 (слайд 17)

В тайге водятся хищные животные: волки, рыси.
Сквозь волнистые туманы пробирается луна.
Школьники готовятся к новому учебному году.
Много работы пастухам в стаде ранней весной.
На берегу моря раскинулся пионерский лагерь.
Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь.

36
36
37
37
38
38

5
5
5
5
5
5

1
2
3
4
5
6

Набор №17 (слайд 18)

Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел.
Пробилась из-под земли вода, и родился родничок.
Малыши очень любили слушать волшебные сказки.
Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики.
Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят.
Играют волны, ветер свищет, и мачта гнётся и скрипит.

38
39
39
40
41
42

5
6
6
6
7
7

1
2
3
4
5
6

Набор №18 (слайд 19)

Победа над врагом наполнила грудь Павки счастьем.
Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры.
Школьники выращивали мандарины, лимоны и апельсины.
По лесной заросшей тропе осторожно идёт пограничник.
Мальчик подошёл к окну и увидел за рощей строящийся дом.
Только король удалился, как окружили Алёшу придворные.

42
43
44
45
46
46

7
7
7
8
8
8

Дятел долбит дерево.Я хочу посадить цветы.Иней запушил деревья.Без воды цветы завянут.Пролетело жаркое лето.Возле дома посадили ель. назад 1


Солнышко светит и греет.Илья решал задачу у доски. Загорелась в небе зорька. На деревьях сверкал иней.Город Киев стоит на Днепре.В лесу собирают землянику. назад 1


Зимой река покрылась льдом. Мальчик подарил маме цветы. Пёстрый дятел – лесной доктор. Колхозники работают на лугу. На огород забрались цыплята. Мы жили возле берёзовой рощи. назад 1


Небо покрылось серыми тучами. Дети посадили во дворе акацию. Бабушка купила внуку букварь. Землю согрело тёплое солнышко. Моя сестра работает на фабрике. Ласково грело весеннее солнце. назад 1


Идёт дождик.Я люблю наш город.Весело звенят ручьи.У Андрея чистая тетрадь.Помогай своему товарищу. На камнях греются ящерицы. назад 1


Воды морей солёные на вкус. Наша страна борется за мир. Хороша роща в зимнем наряде. Началась большая перемена. Дети ходили в лес за грибами. Красивы улицы нашего города. назад 1


Москва – столица нашей Родины. Школьники поливают саженцы. Депутаты съехались на съезд. Надо быть честным и правдивым. Звёзды сияют на башнях Кремля. Летом наша семья жила на Волге. назад 1


Весело колосится густая рожь. Поля запорошило белым снегом. Мы читали интересный рассказ. Ребята много и упорно работают. Новые дома растут очень быстро. Из машины вышел наш президент. назад 1


Мальчики собирали сухие сучья. В поле поспевают рожь и пшеница. Летом ребята отдыхали в деревне. Дети всех стран хотят жить в мире. Свежий ветерок повеял прохладой. Сверкнула молния, и загремел гром. назад 1


Давно скосили и убрали поля и луга. Белка взобралась на верхнюю ветку. Солнце светило ярко, и дети купались. Весь народ гордится героями космоса. Дедушка Филипп пасёт колхозное стадо. Люблю я в поле встречать восход солнца. назад 1


Поднялась за рекой большая серая туча. Зазвенели в лесу звонкие птичьи песни. Разведчики отправились в опасный путь. В верховьях реки водится редкая форель. Дружная семья и землю превратит в золото. Мимо пролетела весёлая стайка стрижей. назад 1


Зацветёт, зазеленеет наш весёлый огород. Меж редеющих верхушек показалась синева. Медведи, лисы и кабаны живут в горных лесах. Бегут по оврагам холодные весенние ручьи. На смелого собака лает, а трусливого кусает. Воробьи и сороки утром прилетают к кормушке. назад 1


В тайге водятся хищные животные: волки, лисы. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. Школьники готовятся к новому учебному году. Ранней весной много работы в колхозном саду. На берегу моря раскинулся пионерский лагерь. Небо покрылось чёрными тучками, и пошёл дождь. назад 1


Лавины и камнепады опасны для покорителей гор. Пробилась из-под земли вода, и родился родничок. От города в тайгу строители проложили дорогу. Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики. Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят. Вдоль тропинок разрослись лиловые колокольчики. назад 1


Над горными вершинами сияла одинокая звёздочка. Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры. Школьники выращивают лимоны, мандарины и апельсины. По лесной заросшей тропе осторожно идёт пограничник. Мальчик подошёл к окну и увидел высоко в небе журавлей. Солнце скрылось, и на землю тихо опустилась летняя ночь. назад 1


2


Утро мудро.Будь здоров.Делай добро.Беда ум родит.День - трудень.С делом не шути. назад 2


Было да сплыло.Беден, да честен.Ошибка не обман.Умный уступает.Свой хлеб сытнее.Первый блин комом. назад 2


Век живи, век учись.Один в поле не воин.Секрет не для двоих.Без труда нет добра.Время дороже золота.Шути, да оглядывайся. назад 2


Без ума голова - котёл.Вольного бьют больно.Кто ленив, тот и сонлив.Людей сближает улыбка.В злобе теряется разум.Непоседа портит беседу. назад 2


Без терпенья нет уменья.Без старших не проживёшь. Бумага терпит, перо пишет. Добро помни, а зло забывай. Спрос не грех, отказ не беда. Говори меньше – умнее будешь. назад 2


Говорит бело, а делает черно. Мать плачет, что река льётся. За доброго человека сто рук. В гостях хорошо, а дома лучше. Бранись, а рукам воли не давай. Поменьше слов, побольше дела. назад 2


Ум без догадки и гроша не стоит. Глаза страшатся, а руки делают. Других не суди – на себя погляди. После драки кулаками не машут. Честный человек добро помнит. С миру по нитке – голому рубашка. назад 2


Сробел - пропал.Каша – радость наша.Ссора – оружие глупца.Аптека не прибавит века.Без беды друга не узнаешь. Тому тяжело, кто помнит зло. назад 2


После дела и гулять хорошо. Как ты к земле, так и она к тебе. Без хлеба куска везде тоска. Частые гости – в доме порядок. Доброму слову – добрый ответ. Больше слушай – меньше говори. назад 2


Доброе слово – это доброе дело. Легко того учить, кто слушает. Бранись, а рукам воли не давай. С поклону голова не отвалится. Силу применить легче, чем разум. Берут завидки на чужие пожитки. назад 2


Слова что снег, а дела что сажа. Азбука – к мудрости ступенька. Бархатный весь, а жальце есть. Слова как мёд, а дела как полынь. Болен – лечись, а здоров - берегись. Своего не бросай, чужого не бери. назад 2


Ошибся, что ушибся – вперёд наука. Будет и на нашей улице праздник. Солнце как печка – всех согревает. На всякое хотенье есть терпенье. Кто быстро помог, тот дважды помог. Красив тот, кто красиво поступает. назад 2


Без дела жить – только небо коптить. Дитя плачет, а у матери сердце болит. Бабушке один только дедушка не внук. Не сиди сложа руки, так и не будет скуки. Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда. Правду как ни спрячь, она наружу выйдет. назад 2


Не беда ошибиться, беда не исправиться. Умный себя винит, а вот глупый - товарища. Не для того голова, чтобы шапочку носить. Говорить не думая – что стрелять не целясь. Болтуна видать по слову, а рыбака по улову. Скучен день до вечера, коли делать нечего. назад 2


Не затем руки даны, чтобы даром болтаться. Человек должен быть доволен своим трудом. Если хочешь иметь друзей, будь другом сам. Не хвали себя сам, пусть тебя народ похвалит. Смотри дерево по плодам, а человека по делам. Солнце, как родная матушка, никогда не обидит. назад 2


От лихого человека – хоть полу отрежь, да уйди. На смелого собака лает, а трусливого кусает. Битого, пролитого да прожитого не воротишь. Каша – матушка наша, хлебец ржаной – отец родной. Будешь учиться доброму, плохое на ум не пойдёт. Когда хочешь себе добра, то никому не делай зла. назад 2


Кто за своё дерётся, тому и сила двойная даётся. Молния – золотая орлица, наземь пожаром садится. Гостя по одёжке встречают, а по разуму провожают. Не гонись за двумя зайцами – ни одного не поймаешь. Сонливого не добудешься, а ленивого не дошлёшься. Беседа – дорогу скоротает, а песня и работу сократит. назад 2


За правое дело своей головы не жалей и чужой не дорожи. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Заразительны не только дурные примеры, но и хорошие. Словами что листьями стелет, а делами что иглами колет. Беда за беду цепляется, как в цепочке кольцо за кольцо. Конь вырвется – догонишь, а слова сказанного не воротишь. назад 2


3


Вот и утро.Небо синее.Горы высоки.В горах снег.Кавказ велик.Казбек высок. назад 3


На речке туман.Деревья шумели.Щебечут птички.На полянах цветы.В горах живёт эхо.В траве шуршат ежи. назад 3


Звонко поют птицы.Туристы идут в горы.Над озёрами камыши.Дима поймал карася.Всю ночь льёт дождь.Весело звенят ручьи. назад 3


Хорошо в лесу весной.В ущелья пришла осень.На траве блестит роса.Над цветами много пчёл.Чабан пасёт отару овец.На улицах горели фонари. назад 3


Над поляной гудят шмели.В траве трещат кузнечики.От цветов сладкий аромат.Над рекою повисла радуга.Воробьи склевали семечки.В лесах живут олени и зубры. назад 3


Ребята сделали скворечник.Сойка запасает жёлуди на зиму. В дубовых рощах живут кабаны. Машина подъехала к подъезду. На паутинках дрожат росинки. У Наташи лыжи, у Кирилла санки. назад 3


Под деревьями растут ландыши. От цветов идёт сладкий аромат. Душистые розы расцвели в саду. Вьюнок заплёл кусты шиповника. Прыгает по камням горная речка. В верховьях реки водится форель. назад 3


У Оли коньки.Котята резвятся.На столе пироги и чай.Туристы развели костёр.Под окнами звенит капель. С крыши свисают сосульки. назад 3


В берлоге спит медведица. На камнях греются ящерицы. Пестреют цветы на лужайках. Белый снег укрыл поля и луга. Часовщик чинит наши часики. Ребята любят играть в футбол. назад 3


Пёстрый дятел – лесной доктор. Дед Филипп Кузьмич - пасечник. На пасеке одиннадцать ульев. Душистое сено убрали в стога. Дорога петляла по краю обрыва. Молния ударила в сухое дерево. назад 3


Россия и Осетия – навеки вместе. Через перевал летят стаи птиц. В гнезде воробья пищат птенцы. Осина дрожит на холодном ветру. На пруду плавают чёрные лебеди. Прыгает по камням горная речка. назад 3


Зацвела душистая белая акация. На берегу ручья растут ромашки. Осетия гордится своими героями. Филин и сова – ночные хищные птицы. Изучайте экологию родного края. На болоте растут клюква и морошка. назад 3


У сороки гнездо, а у аиста - гнездище. Содержи в порядке книги и тетрадки. Горный воздух полезен для здоровья. Осетия гордится своим заповедником. Кеклики – это небольшие горные курочки. В заповедных лесах много зверей и птиц. назад 3


Серны и туры обитают на горных склонах. Летят в далёкие тёплые края птичьи стаи. По утрам над рекой слышна трель соловья. Красивы весной и летом альпийские луга. На городской площади живут сизые голуби. Альпинисты взбираются вверх по скалам. назад 3


Боровик растёт в еловом прохладном лесу. Рыжие белки в парке берут корм из рук детей. Никогда не разжигай костры под деревьями. Орёл бородач занесён в Красную книгу Осетии. Самый крупный зверь в заповедном лесу - зубр. Над горными вершинами парят огромные орлы. назад 3


Альпинисты разбили лагерь у подножья горы. В путешествие по реке туристы взяли компас. Побежали по горным кручам говорливые ручьи. Река Терек несёт свои воды в Каспийское море. Тяжёлые грозовые тучи скрыли горные вершины. Сверкают на солнце вековые ледяные шапки гор. назад 3


Клёст-еловик выводит своих птенцов в феврале. Лавины и камнепады опасны для покорителей гор. Зимой горный перевал засыпан глубоким снегом. На берегу лесного ручейка они заметили оляпку. В живописных ущельях построили удобные турбазы. Сквозь горный хребет строители проложили дорогу. назад 3


Утренняя зорька выкрасила вершины в розовый цвет. В горах Кавказа проходит государственная граница. По горным тропинкам осторожно шагают пограничники. Водяной воробей оляпка живёт на берегах горной речки. Сверкает в солнечных лучах ледяная верхушка Казбека. Вдоль скалистых склонов петляет узенькая тропиночка. назад 3

Транскрипт

1 ТЕКСТЫ ЗРИТЕЛЬНЫХ ДИКТАНТОВ (по И.Т. Федоренко) Предложения п.п 1. Тает снег. Идёт дождь. Небо хмурое. Коля заболел. Запели птицы. Поле опустело. 2. Трещат морозы. Я ищу землянику. В лесу росла ель. Наступила осень. Дни стали короче. В лесу много берёз. 3. Прилетели птички. Ярко светит солнце. Лида вытерла доску. Весело бегут ручьи. Подул резкий ветер. Зоя прилежно учится.. Дятел долбил дерево. Я хочу посадить цветы. Иней запушил деревья. Без воды цветы завянут. Пролетело жаркое лето. Возле дома посадили ель.. Солнышко светит и греет. Федя решал задачу у доски. Загорелась в небе зорька. На деревьях сверкал иней. Город Киев стоит на Днепре. В лесу собирают землянику.. Зимой река покрылась льдом. Мальчик подарил маме цветы. Дежурные стёрли пыль с доски. Колхозники работают на лугу. На огород забрались цыплята. Мы жили возле берёзовой рощи.. Небо покрылось серыми тучами. Дети посадили во дворе акацию. Бабушка купила внуку букварь. Землю согрело тёплое солнышко. Моя сестра работает на фабрике. Ласково грело весеннее солнце.. Идёт дождик. Мы любим наш край. Береги учебные вещи. У Андрея чистая тетрадь. Помогай своему товарищу. Россия наша любимая родина. Число букв Время зкспозиции 9

2 9. Воды морей солёные на вкус. Наша страна борется за мир. Россия моя большая страна. Началась большая перемена. Дети ходили в лес за грибами. Красивы улицы нашего города.. Москва столица нашей Родины. Школьники поливают саженцы. Депутаты съехались на съезд. Надо быть честным и правдивым. Звёзды сияют на башнях Кремля. Летом наша семья жила на Волге. 11. Весело колосится густая рожь. Поля запорошило белым снегом. Мы читали интересный рассказ. Мичурин много и упорно работал. Новые дома растут быстро. Из машины вышел Владимир Ильич. 12. Мальчики принесли сухих веток. В поле поспевают рожь и пшеница. Комсомольцы поехали на стройку. Дети всех стран хотят жить в мире. Свежий ветерок повеял прохладой. Сверкнула молния и загремел гром. 13. Давно скосили и убрали луга и поля. Белка взобралась на верхнюю ветку. Солнце светило ярко, и дети купались. Весь народ гордится героями космоса. Дедушка Филипп пасёт колхозное стадо. Люблю я в поле встречать восход солнца. 1. Поднялась за рекой большая серая туча. В далёкой тайге живут охотники-эвенки. Все радовались встрече с космонавтами. Разведчицы отправились в опасный путь. Дружная семья и землю превратит в золото. Обувь всегда необходимо очищать от пыли. 1. Зацветёт, зазеленеет наш весёлый огород. Меж редеющих верхушек показалась синева. Хороши привольные широкие степи Украины. На смелого собака лает, а трусливого кусает. Нам велит трудиться школа, учит этому отряд. Наш народ хочет жить в мире со всеми народами. 1. В тайге водятся хищные животные: волки, рыси. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. Школьники готовятся к новому учебному году. Много работы в колхозном саду ранней весной. На берегу моря раскинулся пионерский лагерь. Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь. 1. Однажды в студёную зимнюю пору я из лесу вышел. Пробилась из-под земли вода, и родился родничок. От города в тайгу комсомольцы проложили шоссе. Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики. Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят

3 Играют волны, ветер свищет, и мачта гнётся и скрипит. 2 В системе И.Т. Федоренко и И.Г. Пальченко есть 3 упражнения, которые оказались наиболее эффективными: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Все три названных упражнения проводятся не индивидуально, а коллективно, т.е. читают одновременно все ученики (каждый в своём темпе), но вполголоса. При проведении многократного чтения следует учитывать, что у разных учеников скорость чтения различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объёму отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени. Проводится это таким образом. После того, как начало нового рассказа прочитано учителем и осознанно, осмысленно детьми, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение минуты. По истечение минуты, каждый из учеников замечает, до какого слова он уже дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатом первого прочтения. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить характер упражнения и поупражнять на этом же кусочке текста артикуляцию. Вот для этого и предназначено следующее упражнение чтение в темпе скороговорки. Тут следует уделять внимание чёткости прочтения окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем останавливаем учеников и начинаем третье упражнение. Ребята выразительно и красиво прочитывают знакомую часть текста до конца и переходят на незнакомую часть текста. Если ежедневно проводить 3 таких упражнения на уроках чтения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через 2-3 недели чтение заметно улучшится. Самозамер чтения (скорости): в течение одной минуты читают текст (каждый в своём темпе), замечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают слова и записывают результат в дневник. Изо дня в день на каждом уроке чтения проводится эта работа. Помогают совершенствованию техники чтения и развитию речи упражнения, приведённые ниже. Звуковая разминка. 1. Артикуляция Гласные: а о у ы и э Сочетания: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о, аоуиэ, аиуоэ Согласные: з-с-ж, ш-ж-с Согласные и гласные: же, че, ща, жра, жри 2. Слова, трудные для произношения: электрификация, портфель, иллюминация и др. 3. Скороговорки.

4 Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата. Давать в качестве разминки перед чтением. «Фотоглаз» Этот приём используют с периода обучения грамоте, постоянно усложняя его: За короткое время ученик должен воспринять слово, несколько слов, предложение. За отведённое время ученик должен «сфотографировать» столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нём данное слово. Цель этого вида работы: развитие поля зрения, зрительного восприятия слов. Словарная работа. В симпатичную коробочку собирать слова, значение которых непонятно. Можно ребятам приносить те слова, о которых они хотят рассказать сами. Ребёнок приносит карточку со словом, объясняет его значение, всем вместе можно составить предложение с данным словом. «Молния» Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения про себя с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния!» и продолжается 20 секунд (в начале) до 2-х минут. Упражнение используется для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости. «Буксир» Учитель читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников (0 слов в минуту). Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за учителем. Проверку осуществлять путём внезапной остановки на каком-либо слове и повторения его. Дети должны остановиться на этом месте, показать слово, а учитель выборочно проверяет. Упражнение вводится для развития скорости и гибкости (умение менять скорость чтения в зависимости от содержания). «Сравни» Чтение домашнего текста и незнакомого в сравнении (проверка скорости чтения). У учащихся есть тетрадь учёта скорости чтения, где они 1 раз в неделю отмечают скорость чтения домашнего и незнакомого текстов. Сравниваем эти результаты с результатами, полученными через неделю, месяц. Это упражнение активизирует деятельность учащихся, так как они видят свой рост и убеждаются в том, что труд приносит успехи. «Кто быстрее»

5 На столе рассыпаны статьи, их в 3 раза больше, чем детей. Требуется найти в статьях данное предложение. По команде «Начали» каждый ученик берёт статью и «скользит» по тексту в поисках данного предложения. Вопросы по содержанию текста не ставлю. Упражнение помогает в работе по расширению фиксационного поля, содержит игровой момент. «Считаем слова» При чтении текста дети на максимальной скорости считают слова и одновременно ищут ответы на вопросы. В 1 классе вопросов должно быть не более 3-х, во 2 классе - не более -х, в 3- классах не более -ти. Цель упражнения: загрузить слуховой аппарат учащихся постоянной работой счётом слов. Школьники лишены возможности вокализировать текст про себя, т.е. приучаются читать только глазами. Скачкообразное чтение «Кенгуру» Под счёт 1, 2, 3 фиксируем взгляд на начале, середине и конце строчки. Читаем таким образом абзац. Что запомнили? Чтение вслух. Используется для расширения зоны восприятия на начальном этапе, затем тренируем учащихся на счёт 1, 2, фиксируя взгляд на начале и конце строки. Вертикально-слаломное чтение «Слалом» В течение 20 секунд, перемещая взгляд вертикально-слаломно, пытаемся найти существенную информацию. Скорочтение. Тренировочные упражнения лучше проводить на материале статей, взятых из учебника «Природоведение». Скорочтение по методике Игоря Григорьевича Пальченко. 1. Учительское чтение (аудирование) 2. Чтение за диктором (учителем или хорошо читающим учеником). Чтение слово в слово: сначала по слогам; целыми словами; целыми предложениями. 3. Чтение в паре.. Пересказ с опорой на текст (с подглядыванием).. Многократное чтение (одно предложение несколько раз): первый раз медленно орфографически;

6 второй раз медленно; третий быстрее, целыми словами; в темпе разговорной речи; как скороговорка или выразительно с логическим ударением.. Убыстрение темпа до уровня скороговорки.. Переход на незнакомый текст.. Чтение с отрывом взгляда от текста (сначала на стихотворной форме). 1. «Кто быстрее» Упражнения на скорочтение Сначала слово читаете вы, а потом ребёнок повторяет за вами. Сначала берите односложные слова: кот, рак, сыр, сук, лук, лес, лев, зуб, луг, дом, сок, мак, воз, нос, год, мох, кит, газ и т.д. Сначала берите 3-- слов и читайте их медленно, потом прибавляйте по одному слову и читайте быстрее. Хорошо, если с секундомером. Устройте соревнование, пусть ребёнок вас перегонит, а вы обязательно его похвалите. В следующее занятие прибавляйте -- слов и т.д. можете довести до 20 слов. 2. «Карусель» Напишите и прочитайте слово КОТ, ребёнок повторяет, затем добавьте ЛИСТ, вернитесь к слову КОТ и повторите 2 слова, затем добавьте двусложное слово ГРУ-ША, вернитесь к слову КОТ и повторите все 3 слова. Добавьте трёхсложное слово ДО-РО-ГА, снова повторите все слова, добавьте четырёхсложное слово ТЕ-ЛЕ-ВИ-ЗОР. Снова повторите все слова. Затем пусть ребёнок прочитает сам все слова, засеките время. Потом ещё раз, ещё до предела его возможностей. Ежедневно выполняйте это упражнение 3- раза, стараясь увеличивать количество слов. 3. «Лесенка» Выберите из книги 1-3 строчки. Прочитайте сами вслух медленно, незнакомые слова объясните. Затем медленно читает ребёнок, затем включите секундомер, пусть читает один раз, второй, третий. С каждым разом быстрее. Доведите скорость чтения до предела его возможностей, прочитав 3-- минут. Сначала читайте вслух, потом про себя.

7 . «Соревнование» Выберите в книге абзац в 3- строк, ребёнок засекает время, вы медленно читаете вслух этот абзац. Затем вы включаете секундомер, а ребёнок читает этот же абзац, но как можно быстрее. Запишите время. Затем снова читаете вы, потом ребёнок. Доведите скорость чтения до предела, каждый раз записывая результат.. «Фонтан» Выберите длинное предложение в 1, 2 строчки. Прочитайте 1-е слово, затем ещё раз быстро 1-е слово, прочитать второе. Потом повторив два первых прочитать третье слово и т.д. до конца предложения. Например: «У одного», «У одного крестьянина», «У одного крестьянина был», «У одного крестьянина был сын», «У одного крестьянина был сын ростом, «У одного крестьянина был сын ростом с мизинчик». Старайтесь каждый раз предыдущие слова читать быстрее и быстрее, дойдя до конца предложения, прочитать его 3- раза, увеличивая темп до предела возможностей ребёнка. И так 2-3 предложения в занятие.. «По кругу» Чтение скороговорок: Не жалела мама мыла, Мама Милу мыла мылом. Мила мыла не любила. Ей без мыла было мило. На реке поймали рака, Из-за рака вышла драка. Это Лёшка-забияка Снова в реку бросил рака. Читайте скороговорки многократно от начала до конца «по кругу», увеличивая постепенно скорость чтения и показывая пальцем читаемое слово. Когда читает взрослый, ребёнок должен следить за текстом и стараться увидеть то слово, которое произносится, затем предложить ребёнку прочитать самостоятельно. Продолжайте читать эти скороговорки даже после того, как ребёнок выучит их наизусть. Устройте соревнование с использованием секундомера.


Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев) Повторенье - мать ученья. Пословица По уровню применения: частнопредметная. По основному фактору развития: социогенная. Зайцев

СПОСОБЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ Малькина Г.Н. Нижневартовский государственный университет Нижневартовск, Россия WAYS TO IMPROVE THE TECHNIQUE OF READING Malkina G.N. Nizhnevartovsk State University

Контрольный диктант урок 46 задачу урока, осуществлять ее решение под руководством учителя; проверить умение записывать текст, используя изученные правила письма, проверять написанное, выполнять грамматические

Контрольная работа 1 по повторению изученного в 1 классе. сентябрь УМК «Школа России» 2 класс Русский язык Цель: проверить умения самостоятельно работать, оформлять предложение, писать слова с сочетаниями

ВАРИАНТ 1 1 Отметь верный ответ. Что такое текст? Тест 2 Это любые предложения, следующие одно за другим. Это слова, связанные по смыслу. Это несколько предложений, связанных по смыслу. 2 Как определить

Т. В. ШКЛЯРОВА ТРЕНАЖЁР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.881.161.1 ББК 74.268.1Рус Ш66 6+ Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования

Домашнее задание на весенние каникулы 1. Н.Носов. Рассказы. (Кроме «Незнайки»). Читаем, готовимся к тесту по содержанию рассказов, ведем «Читательский дневник» с помощью родителей. Кто не дочитал В. Драгунского

Игры и упражнения, направленные на развитие временных представлений (4-5 лет). Упражнение с картинками «Разложи картинки по порядку». (Утро, день, вечер, ночь) Мама (папа): Я положу картинку, где нарисовано

Лексическая тема «Весна, признаки весны» Предметы: месяц, весна, март, апрель, май, оттепель, капель, проталины, лужи, ручьи, скворечник, птицы (перелетные), гнезда, почки, листочки, трава, подснежники,

Учимся, играя. У родителей детей старшего дошкольного возраста часто возникает вопрос"как привить ребенку любовь к чтению"? Ответ на этот и многие другие вопросы находят педагоги Станции юных техников,

Итоговый контрольный диктант по русскому языку для учащихся 1 класса Гроза У Миши два товарища. Мальчики живут дружно. Ребята часто ходят в лес. В лесу чаща. Там много грибов. Вот туча закрыла небо. Началась

Живой мир ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Разговорная устная речь в 4 классе представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Уважаемые родители! Важным критерием развития ребёнка является богатое речевое общение. Однако у детей с нарушениями слуха есть трудности в усвоении родного языка. Предлагаем для расширения и обогащения

Календарное планирование на 2017 2018 учебный год II младшая группа Месяц Проекты (по образовательным областям) Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Физическое развитие Социализация

Урок чтения и развития речи 3 класс, IV четв., 165 Учитель: Сенькина М. В. (комбинированный урок) Тема: Е. Пермяк «Удачливый рыбак». Цель: 1. Продолжить формирование правильного чтения на основе работы

«Учитель года 2012» Учитель высшей категории Цевеканова Б.Н. Муниипальный уровень Тема: «Кто как весну встречает» Г. Скребицкий, В. Чаплина». Учебник «Русская речь» 4 кл. 2 часть. Цель: познакомить с творчеством

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 66 «Пчелка» Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Зимушка-зима» (с использованием

Ладошка это солнышко, А пальчики лучи. Поет о солнце скворушка, Кричат о нем грачи. Комплекс 1. Солнышко проснулось. Упражнение 1. Поглаживать левую ладонь пальцами правой руки. Поочередно поглаживать

Урок русского языка в 3 классе Тема «Род имён существительных» Выполнила учитель начальных классов МАОУ Любохонской СОШ Меницкая Галина Александровна Тема: «Род имён существительных» Тип урока: урок открытия

Ольга КАЛЕНКОВА русской речи Погода. Время года Занятие 1 Погода, плохая, хорошая, светить, солнце, луна, дождь Какая сегодня погода? Сегодня хорошая погода. Сегодня плохая погода. Почему погода плохая?

Почему дети пропускают буквы при письме? Одна из центральных проблем, возникающих у детей на начальной стадии обучения письму это пропуск букв. Как правило, это случается потому, что - недостаточно развит

УЧЕБНИК Имя Фамилия РУССКИЙ ЯЗЫК ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС ЧАСТЬ 3 Отрывок - урок 12 Данное учебное пособие составлено с использованием следующих учебников: Горецкий В. Г., Кирюшкина В.А. и др., Азбука в 2 частях,

ЧТЕНИЕ 7 «у» класс Пояснительная записка По социальной значимости в учебном процессе урок чтения имеет несколько аспектов: - чтение - это самый востребованный и практически значимый в повседневной жизни

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова НОВОЕ СПРАВОЧНОЕ ПОСОБИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1 класс АСТ Астрель Москва СОДЕРЖАНИЕ Предисловие... 5 Урок 1. Предложение... 9 Урок 2. Гласные звуки и буквы... 12 Урок 3. Согласные

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад комбинированного вида 145» г. Оренбурга Конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема «Заучивание стихотворения

РУССКИЙ ЯЗЫК Разноуровневые задания 1 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.8:811.611 ББК 74.268.1Рус Р89 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования

2012 Секреты успешной учебы школьника Ирина Лютова 09.06.2012 http://mnogoya.ru Страница 1 Содержание: 1. Введение 2. Прививаем любовь к чтению 3. «Минутное чтение» - техника скорочтения. 4. Заключение

ГБОУ ШКОЛА 222 СПд 1230 Тема: "Весна" Воспитатель: Татаренкова Т Р 2011 «Весна» Цель: уточнить представления детей о признаках весны. Задачи: Образовательная: учить ориентироваться в схеме, составлять

Тема урока: «Туман и облака. Осадки». Цели урока: 1) обогатить учащихся новыми сведениями о превращениях воды в природе (туман, облака); 2) познакомить с разными видами облаков; 3) сформировать представления

Развлечение ко дню знаний о лесе в средней группе «Удивительный лес» Воспитатель: Снастева М.Ю. Цели: уточнить и расширить имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях; показать взаимосвязь и

Государственное образовательное учреждение Педагогический колледж 6 Конспект пробного урока по русскому языку на тему: «Гласные и согласные звуки» во 2 «А» классе школы 1248 студентки 55 группы Мамай Анастасии

1 Муниципальный этап конкурса «Учитель года- 2016». Открытый урок русского языка в 5 классе. Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 42 Потатуева Н.С. Тема урока: Текст и его основные признаки. Цель:

МОУ средняя общеобразовательная школа 8 Муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской обл Результативность работы учителя и классного руководителя 4 класса Соловьёвой Е.А. (1 категория)

Издательство АСТ Москва Предисловие Эта замечательная книга включает в себя лучшие литературные произведения для детей. Все тексты книги подобраны так, что они, с одной стороны, близки жизненному опыту

Весеннее развлечение «Рады мы весне-царице» 2младшая группа. Зал оформлен весенней тематикой (солнышко, птички, шары и т.д.) Слайд 1 «Весна» + музыка Под музыку в зал входят дети, встают полукругом. Ведущий:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Малышок" г. Советский" Консультация «Осень» (дидактические игры для ознакомления с окружающим миром) Подготовили: Воспитатели

Как работать с памяткой 1. Прочтите внимательно название памятки и подумайте, почему она так озаглавлена. В названии суть памятки. 2. Изучите внимательно содержание памятки. 3. Ответьте на вопрос: «Все

Цели: Интегрированное занятие логопеда и воспитателя. Для детей подготовительной группы с ОНР, по теме "В лес за грибами" Коррекционно-образовательные: Учитель-логопед МБДОУ ЦРР ДС 17 Кочнева А.В расширять

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 51 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей Колпинского района Санкт-Петербурга

Мавричева Светлана Александровна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад 11 «Звездочка»» городского округа город Шарья Костромской области. Тема НОД:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 14 Конспект интегрированного занятия в старшей группе 5 «Весна пришла» Выполнила: воспитатель Ганина Нелля Юрьевна Одинцово 2017

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА 1454 «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ ТИМИРЯЗЕВСКИЙ» Рекомендовано к утверждению педагогическим советом

ГКС (К) ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школаинтернат 19 VIII вида» г. Изобильный Ставропольского края Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе на тему: ««У страха глаза велики»

У нас все получится, потому что глаза смотрят и все видят Уши слушают и все слышат Сначала думаю потом говорю Помню, что в классе я не один. Ход урока Организационный момент 1. Актуализация знаний Чтоб

Лексическая тема «Осень» Уважаемые родители! Осень одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. 1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ему

Русский язык для детей мигрантов В нашей школе группа детей мигрантов работает третий год. Группа была создана из учеников первых классов. В группе 9 детей. Дети разных национальностей: армяне, азербайджанцы,

Зрительные диктанты по системе профессора И.Т. Федоренко выхо 1 1 Поле Коля Запели Небо Тает Идѐт опустело. заболел. хмурое. снег. дождь. птицы. 1 В Дни Я В Наступила лесу Трещат ищу стали много землянику.

Путешествие в страну Глаголия (повторение изученного по теме «Глагол» в 5 классе) Цели: - повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Глагол»; - воспитывать любовь к родному языку,

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА Провела учительница начальных классов Анаткасинской начальной школы детского сада Моргаушского района ЧР. ТЕМА: Времена глагола ЦЕЛЬ урока: 1) закрепить знания о глаголе, о временах

Научно-исследовательская работа «Определение типа и уровня памяти пятиклассников» Выполнила Трясцина Лика Васильевна учащаяся 5 класса МБОУ Мокинской основной общеобразовательной школы Руководитель Кадочникова

Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС Вариант 13 Инструкция по выполнению заданий части 2 проверочной работы На выполнение заданий части 2 проверочной работы по русскому языку даётся 45 минут. Часть

3, 2016г. Три весенних месяца от первых лучей марта, обильного снеготаяния апреля, до радостного пробуждения природы мая. За это время природа успевает очистится от томных снежных оков, земля пропитывается

МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Прогимназия 8 г. Шебекино Белгородской области" УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ УПРАЖНЕНИЕ В ПРАВОПИСАНИИ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ СЛОВА

Урок русского языка 2-й класс Образовательная система «Гармония» Учитель Александрова Т. В. Тема урока: «Знаю или не знаю? Пишу или..?» Цель: Формировать умение писать с окошками. Задачи: Учить находить

Мнемодорожки и мнемотаблицы по темам «Осень», «Зима», «Весна». «Осень» Осенью люди ходят в лес собирать грибы (большие и маленькие). Осенью солнышко светит мало, часто идет дождь, дует ветер, падают листья.

Аналитическая справка по итогам проведения контрольной работы за 4 четверть 4 класс 20-2016 уч.год Русский язык В соответствии с планом работы школы на текущий учебный год в период с 11.05.2016г. по 19.05.2016г.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе для детей с ЗПР с использованием электронного пособия «Грамотейка» по теме «Весна» Задачи: Образовательные: Познакомить

Технологическая карта урока Ф.И.О. Мамайкина И.А. Предмет: русский язык Класс: 3 Тип урока: усвоение новых знаний. Тема: Корень слова Цель: 1.Актуализировать знания: о понятии «корень слова» с опорой на

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 223» городского округа Самара Конспект НОД По развитию речи в старшей группе: «Обучение рассказыванию» Цель:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 101 «Дашенька» г. Волжского Волгоградской области (МДОУ д/с 101) Сценарий развлечения Тема: «Весну зазываем зиму провожаем». Мастер класс

ЧАСТЬ 1. Комплексная работа 1) Прочитай текст. На одном бревне Николай Сладков Весной вышла речка из берегов. Оказались лиса и заяц на острове. А вода всё прибывает, вот-вот остров затопит. Плывёт мимо

МОУ «Кадетская школа «Патриот» План - конспект открытого урока по литературному чтению во 2 «В» классе Учитель:Бидзюра Л.П. г. Энгельс 22 декабря 2009 г. Тема: И.Соколов Микитов «Узоры на снегу» Цели урока:

Развивающие упражнения на память 1. Упражнение на развитие объема кратковременной слуховой памяти: «Каскад слов» Заранее подготовить список из 8-10 слов, которые хорошо знакомы ребенку. Расположите их

Тема:«Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне» 1. Организационный момент. С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и писать!

Проведение зрительных диктантов по методике И.Т.Федоренко способствует формированию навыка беглого чтения, развитию у детей внимания, зрительной и оперативной памяти, формированию орфографической зоркости.

Наиболее эффективным, на мой взгляд, является написание зрительных диктантов уже в первом классе, когда перед учителем актуально стоит задача формирования у учащихся навыка чтения.

Материал для проведения диктантов включает в себя 18 наборов из 6 предложений. Особенность в следующем: если первое предложение содержит всего 2 слова – 8 букв, то последнее предложение 18 –го набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной – две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ученик может запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т.е. из 8 – 9 слов.

На экране показываю 5 предложений одного из наборов и закрываю остальные. Потом сдвигаю вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ученики в течение определённого времени (оно указано в таблице в секундах) читали про себя, стараясь запомнить это предложение. По истечении времени предложение закрывается, и ученики записывают в специальные тетради для зрительных диктантов.

После записи учащимися первого предложения показываем второе. После указанного времени ученики записывают и его. Затем так же пишут все предложения из набора. На это уходит примерно от пяти до восьми минут времени. Диктанты пишут в тетрадях, так как работа ведётся несколько дней, пока ученики не будут справляться с написанием достаточно легко.

Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Если проводить их эпизодически, работа будет бесполезной и целей не достигнет.

Предлагаю вниманию коллег один из текстов для проведения зрительных диктантов по описанной выше методике. Если сравнить предлагаемые тексты с наборами И.Т. Федоренко, то может показаться, что они сложные. Но при постоянном использовании упомянутой выше методики учащиеся с лёгкостью пишут предложения при достаточно небольшом времени экспозиции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зрительные диктанты по методике И.Т. Федоренко

Проведение зрительных диктантов по методике И.Т.Федоренко способствует формированию навыка беглого чтения, развитию у детей внимания, зрительной и оперативной памяти, формированию орфографической зоркости.

Наиболее эффективным, на мой взгляд, является написание зрительных диктантов уже в первом классе, когда перед учителем актуально стоит задача формирования у учащихся навыка чтения.

Методика проведения зрительных диктантов такова.

Материал для проведения диктантов включает в себя 18 наборов из 6 предложений. Особенность в следующем: если первое предложение содержит всего 2 слова – 8 букв, то последнее предложение 18 –го набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной – две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ученик может запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т.е. из 8 – 9 слов.

На экране показываю 5 предложений одного из наборов и закрываю остальные. Потом сдвигаю вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ученики в течение определённого времени (оно указано в таблице в секундах) читали про себя, стараясь запомнить это предложение. По истечении времени предложение закрывается, и ученики записывают в специальные тетради для зрительных диктантов.

После записи учащимися первого предложения показываем второе. После указанного времени ученики записывают и его. Затем так же пишут все предложения из набора. На это уходит примерно от пяти до восьми минут времени. Диктанты пишут в тетрадях, так как работа ведётся несколько дней, пока ученики не будут справляться с написанием достаточно легко.

Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Если проводить их эпизодически, работа будет бесполезной и целей не достигнет.

Предлагаю вниманию коллег один из текстов для проведения зрительных диктантов по описанной выше методике. Если сравнить предлагаемые тексты с наборами И.Т. Федоренко, то может показаться, что они сложные. Но при постоянном использовании упомянутой выше методики учащиеся с лёгкостью пишут предложения при достаточно небольшом времени экспозиции.

Зрительные диктанты

Диктант 1

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

Двор чист.

Маша шила.

Идёт дождь.

Рома пишет.

Я иду в лес.

Мама мыла.

Диктант 2

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

Лето жаркое.

Журчат ручьи.

Блестит роса.

Лес зеленеет.

Сено скошено.

Выпала роса.

Диктант 3

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

Лиса рыла нору.

Маша была мала.

Мы были в парке.

Там липы и дубы.

Мама мыла раму.

Сова – ночная птица.

Диктант 4

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

Солнце светит.

Повеяло весною.

Март – утро года.

Грачи прилетели.

Я пасу козлёнка.

В лесу красиво.

Диктант 5

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

Заря деньги даёт.

Лиха беда начало.

По работе и плата.

Мир – золотая гора.

Два одному - рать.

Бой отвагу любит.

Диктант 6

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

Один в поле не воин.

Весна днём красна.

Без труда нет плода.

Дело мастера боится.

Без дела слабеет сила.

Делу – время, потехе – час.

Диктант 7

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

Вот деревенский луг.

Мы тут любим гулять.

Здесь растут тополя.

Они стройные и высокие.

На тополях гнёзда грачей.

Осенью грачи улетают на юг.

Диктант 8

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

Миша с отцом пошли в лес.

Их ждала грибная удача.

Сначала лес был редкий.

Потом сосен стало много.

Они стали собирать грибы.

Мама похвалила грибников.

Диктант 9

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

Пчёлы опыляют растения.

Сегодня у пчёл много дел.

Цветы акации богаты мёдом.

Пчёлы торопятся собрать.

Они работают с утра до вечера.

Труд кормит, а лень портит.

Диктант 10

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

Жизнь дана на добрые дела.

Срубил дерево – посади два.

Каждому мила своя сторона.

Поспешишь – людей насмешишь.

Белые руки любят чужие труды.

Кто спит весною, плачет зимою.

Диктант 11

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

Всякая работа мастера хвалит.

Всякое дело за себя постоит.

Добрый портной с запасом шьет.

Одна книга тысячи людей учит.

Ученье - свет, а неученье - тьма.

Коли в мае дождь – будет и рожь.

Диктант 12

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

Глаза страшатся, а руки делают.

Муравей не велик, а горы копает.

За один раз дерева не срубишь.

Москва - столица нашей России.

Пушкин – великий русский поэт.

Гагарин - первый космонавт в мире.

Диктант 13

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

Кто в слове скор, тот в деле спор.

Грамоте учиться всегда пригодится.

Ласточки низко летают – дождь обещают.

Не одежда красит человека, а добрые дела.

Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий.

Как в марте зима ни злится, а весне покорится.

Диктант 14

Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

Полынь – это многолетнее растение.

Серебристый цвет степи придаёт полынь.

В народе говорят: «Горький запах полыни».

6 Текст

Количество букв

Время экспозиции
(в секундах)

У постели в колыбели братик маленький лежит.

Он лежит, не кричит, только носиком сопит.

Я его слегка качаю, тихо песню напеваю.

Время экспозиции
(в секундах)

Золото добывают из земли, а знания из книги.

Чтоб в почёте быть, надо труд свой полюбить.

На чужой сторонушке рад и родной воронушке.

Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь капустой.

Бабочки издавна привлекали внимание человека.

По разнообразию окраски бабочки вне конкурса.

Бабочки олицетворяют собой красоту природы.

Они напоминают нам о том, что жизнь быстротечна.

Мы живём на берегу прекрасной русской реки Волги.

На берегах этой реки стоят замечательные города.

Разнообразен животный и растительный мир России.

Волга одна из самых полноводных и красивых рек России.

Очень важно нам беречь и охранять природу родного края.

Изучаем природу нашего родного края на уроках в школе.


Из опыта работы

учителя начальных классов

Лаврентьевой Людмилы Дмитриевны

Как добиться оптимальной скорости чтения

В настоящее время стало очевидно, что ни школу, ни общество не удовлетворяет современное состояние чтения младших школьников. Учащиеся не понимают смысла текста, читают медленно, невыразительно. Дети неохотно и мало читают, а уроки чтения становятся для них скучными.

Существует ряд причин спада интереса к чтению, однако главной причиной такого явления следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтение и у него развиты учебно - познавательные мотивы.

Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению - занятия по развитию техники чтения учащихся.

Некоторые рекомендации, которые сейчас будут изложены, давно известны, другие отличаются новизной, но не будем производить деление на старое и новое, главное, чтобы они были полезны. Предлагаю несколько рекомендаций обучения чтению.

Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это и создает раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие - то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно проводить с ними небольшие по объему упражнения

Зачастую можно наблюдать во многих семьях то, что мама усаживает своего сынишку, который плохо читает, за книгу и говорит следующее: «Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из – за стола не выйдешь».При той низкой техники чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо час – полтора, чтобы прочитать эту коротенькую сказку. Это час – полтора трудной работы. Мама допускает очень серьезную педагогическую ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час – два еще одна порция. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в течение час – полутора за один прием.

Жужжащее чтение было одним из основных элементов обучения чтению в Павлышской школе, школе В.А Сухомлинского. Сейчас, пожалуй, нет ни одного специалиста, который бы не удостоверился в эффективности жужжащего чтения. В самом деле, при обычной методике учитель за урок опросит не более десяти учеников. При этом каждый из учеников поупражняется не более двух минут.

Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто – то быстрее, кто – то медленнее в течение 5 минут урока. Эффективность этого метода дает поразительные результаты.

Ежеурочные пятиминутки чтения. Никакой особой методики нет, просто у каждого ребенка на парте лежит книга. И любой урок – будь то чтение, пение, рисование, математика – начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу и дальше идет обычный урок. Увеличилось время тренировки – получился положительный результат: техника чтения учащихся улучшилась.

Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Режим щадящего чтения, о котором мы говорим, - это такой режим, когда ребенок прочитает одну – две строчки и после этого получит кратковременный отдых. В это время, например, читает мама определенный объем текста, и так далее, по очереди.

Доказано, что развитие техники чтения часто тормозится из - за слабой оперативной памяти. Что это значит? Например, ребенок читает предложение, состоящее из 6 – 8 слов. Дочитав до третьего – четвертого слова, забыл первое слово. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью определенных зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором И.Т. Федоренко (см. приложение). В каждом из 18 наборов имеется шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова, 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной - две буквы. (В связи с напряженными политическими отношениями с Украиной предложения, относящиеся к данному государству можно заменить другими, но содержащими подобное количество букв). Время работы со всеми 18 набора составляет примерно два месяца, а результат восхитительный – оперативная память развивается настолько, что ребенок может уже запомнить предложение, состоящее из 46 букв, то есть 6 – 8 слов! Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, и поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.

Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске пишут шесть предложений одного из наборов и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают так, чтобы было видно первое предложение, и учащиеся в течение определенного времени (оно указано в таблице) читают про себя, стараясь запомнить это предложение. Время экспозиции обычно небольшое: от четырех до семи секунд. По истечении этого времени учитель стирает предложение и предлагает написать его в тетрадях. Возможно, что кто - то из учеников в процессе записи скажет: «А я не запомнил предложение». Как быть в этом случае? Надо отреагировать очень спокойно. Без раздражения, доброжелательно сказать: « Ну, хорошо, перепиши у соседа, а в следующий раз постарайся запомнить». Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того, как предложение стерто, его также записывают в тетрадь. В школах, оснащенных инновационными технологиями, можно использовать компьютер, хотя методика останется прежней. На шесть предложений одного набора обычно уходит на уроке от пяти до восьми минут времени.

Если учитель видит, что многие дети часто заглядывают в тетрадь соседа по парте, то есть не успевают запомнить предложения, на следующий день работу с данным набором надо повторить. И так до тех пор, когда практически все дети будут писать самостоятельно. Только после этого можно переходить к следующему набору. Итак, в среднем, на каждый набор уходит по три дня. Восемнадцать наборов – это 54 дня, около двух месяцев. За два месяца есть возможность развить оперативную память, но при одном условии. Это условие надо соблюдать непременно. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно . Если писать зрительные диктанты через день, то такая тренировка почти не развивает оперативной памяти. Если писать через два дня на третий – это уже ничего не дает.

Обычно уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи в обучении чтению: дети легче усваивают смысл предложений, охотнее читают.

Еще можно использовать из системы И.Т.Федоренко три типа упражнений, которые мне представляются наиболее эффективными. Это такие упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Все названные упражнения проводятся не индивидуально, а коллективно, то есть читают одновременно все учащиеся (каждый в своем темпе), но вполголоса, чтобы не мешать одноклассникам. При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна, поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.

Проводится это практически таким образом. После того, как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано, осмыслено учащимися, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый из учащихся отмечает, до какого слова он успел дочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова отмечает, до какого слова он дочитал и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учащихся, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке артикуляционный аппарат, то есть использовать чтение в темпе скороговорки. При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Окончания слов не должны «проглатываться» учениками, они должны четко проговариваться. Упражнение длится не более тридцати секунд. Затем учитель начинает третье упражнение, обращаясь к ребятам так: «Теперь, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть медленнее, красиво, выразительно». Учащиеся прочитывают знакомую часть текста до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается маленькое чудо, которое состоит в том, что учащийся, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста в повышенном темпе чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать в том же темпе. Его возможности не надолго хватает (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить такие упражнения, то, в конце концов, длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через некоторое время, через две – три недели чтение учащихся заметно улучшится.

Теперь переходим к последней рекомендации. Учителя начальных классов используют много приемов стимулирования учащихся. Однако мне хотелось бы остановиться на одном из приемов, используемых мной. В конце урока чтения оставляю обычно три – четыре минутки для того, чтобы произвести самозамер скорости чтения. Учащиеся в течение одной минуты читают текст (каждый в своем темпе, вполголоса), отмечают до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневнике. Изо дня в день на каждом уроке чтения проводится эта работа. Уже через неделю можно иметь возможность подойти к ребенку и сказать: «А ну, давай посмотрим, сколько у тебя было слов неделю назад». Результат всегда свидетельствует об увеличении скорости чтения. Это благотворно сказывается на отношении учеников к тренировке.

Подводя итоги вышеизложенному, мне хочется обратить внимание на то, постоянно пересматриваются цели, задачи, программы, учебники. Задача же учителя заботится о качестве обучения. Первый шаг в усилении качества обучения состоит как раз в обучении оптимальному чтению. Если вы, ваш коллектив поработаете в течение года над этой проблемой, то результаты обучения заметно улучшатся.

Все гениальное – просто.

Приложение

Тексты зрительных диктантов (по И.Т.Федоренко)

Предложения

Число букв

Время экспозиции

Тает снег

Идет дождь

Небо хмурое

Коля заболел

Запели птицы

Поле опустело

Трещат морозы

Я ищу землянику

В лесу росла ель

Наступила осень

Дни стали короче

В лесу много берез

Прилетели птички

Ярко светит солнце

Лида вытерла доску

Весело бегут ручьи

Подул резкий ветер

Зоя прилежно учится

Дятел долбил дерево

Я хочу посадить цветы

Иней украсил деревья

Без воды цветы завянут

Пролетело жаркое лето

Возле дома посадили ель

Солнышко светит и греет

Федя решал задачу у доски

Загорелась в небе зорька

На деревьях сверкал иней

Город Киев стоит на Днепре

В лесу собирают землянику

Зимой река покрылась льдом

Мальчик подарил маме цветы

Дежурные стерли пыль с доски

Колхозники работают на лугу

На огород забрались цыплята

Мы жили возле березовой рощи

Небо покрылось серыми тучами

Дети посадили во дворе акацию

Бабушка купила внуку букварь

Землю согрело теплое солнышко

Моя сестра работает на фабрике

Ласково греет весеннее солнце

Идет дождик

Мы любим наш Киев

Бабушка печет пирог

У Андрея чистая тетрадь

Помогай своему товарищу

Быть здоровым очень важно

Вода в море соленая на вкус

Наша страна борется за мир

Началась большая перемена

Дети ходили в лес за грибами

Руки надо мыть водой с мылом

Красивы улицы нашего города

Набор №10

Москва – столица нашей Родины

Школьники поливают саженцы

Депутаты съехались на съезд

Надо быть честным и правдивым

Звезды сияют на башнях Кремля

Летом наша семья жила на Волге

Набор №11

Весело колосится густая рожь

Поля запорошило белым снегом

Мы читали интересный рассказ

Мичурин много и упорно работал

Новые дома растут очень быстро

Из машины вышел наш учитель

Набор №12

Мальчики принесли сухих веток

В поле поспевает рожь и пшеница

На стройку привезли рамы и двери

Дети всех стран хотят жить в мире

Свежий ветерок повеял прохладой

Сверкнула молния, и загремел гром

Набор №13

Давно скосили луга и поля

Белка взобралась на верхнюю ветку

Солнце светило ярко, и дети купались

Травы скашивают во время их цветения

Дедушка Филипп пасет коров

Люблю я в поле встречать восход солнца

Набор №14

Поднялась за рекой большая серая туча

В далекой тайге живут охотники - эвенки

Все радовались встрече с космонавтами

Разведчики отправились в опасный путь

Дружная семья и землю превратит в золото

Обувь всегда необходимо очищать от пыли

Набор №15

Зацветет, зазеленеет наш зеленый огород

Меж редеющих верхушек показалась синева

Хороши привольные широкие степи Украины

На смелого собака лает, а трусливого кусает

Наш народ хочет жить в мире со всеми народами

Набор №16

В тайге водятся хищные животные: волки, рыси

Сквозь волнистые туманы пробирается луна

Школьники готовятся к новому учебному году

Много работы в яблоневом саду ранней весной

На берегу моря раскинулся спортивный лагерь

Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь

Набор №17

Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел

Пробилась из - под земли вода, и родился ручеек

Мы посадили во дворе елочки, липы, клены и березы

Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики

Прохладная вода освежила уставших ребят

Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрипит

Набор №18

На полях выращиваю картофель, свеклу, морковь, лук

Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры

По лесной заросшей тропе идет группа туристов

Мальчик подошел к окну и увидел за рощей строящийся дом

Советский Союз живет в мире и дружбе с другими народами