— Танатофобия: навязчивая боязнь смерти. Страх смерти

Почему-то у меня в голове всплывает фраза: «Кто не курит и не пьет - тот здоровеньким помрет!» Это, конечно, шутка, но всё же, как говорится, в каждой шутке есть только доля шутки, а всё остальное — правда. Согласитесь, что эта фраза, как ни крути, а справедлива. Посмотрите вокруг: сегодня вошли в моду различные диеты, лечебные голодания, разные виды оздоровительного дыхания - холотропное дыхание, ребёфинг и прочее. Есть целые движения последователей Порфирия Иванова и даже есть движение «Солнцеедов» (людей, якобы годами ни принимающих твёрдую пищу), вегетарианцев, «йогистов», различных школ естественного движения и прочее.

И спрашивается: «А зачем всё это? Ведь результат-то всё равно один - тело умрёт и его закопают или сожгут, или, что предпочтительнее, отдадут для анатомических исследований (какая-никакая, а всё же польза для общества). Так почему же так много людей тратят своё время и внимание на занятия различными оздоровительными техниками? Неужели только лишь для того, чтобы прожить на 5-10 лет дольше, чем сосед, который курит и выпивает? Или под желанием заниматься оздоровлением своего тела кроется какой-то подсознательный страх, например, страх смерти? Этот вопрос лично мне стал очень интересен, потому как я сам увлекался различными видами спорта, туризмом и знаком со многими системами естественного оздоровления человека… Давайте попытаемся вместе разобраться, что движет человеком в его желании потратить своё время и внимание на оздоровление собственного тела и каково истинное предназначение нашего тела.

Начнем со страха смерти. Не знаю у кого как, но лично я столкнулся со страхом смерти, когда умер близкий мне человек. До этого момента, я как-то не обращал внимания на этот страх, ну умирают себе люди и умирают. Но когда столкнёшься со смертью близкого человека, начинаешь понимать, что ты однажды тоже умрёшь. И от этого понимания рождается какой-то животный страх. Мне даже показалось, что расстроился я не из-за смерти близкого человека как таковой, а из-за понимания, вернее осознания того факта, что смерть меня не минет. Именно этот страх натолкнул меня впоследствии на изучение различных техник оздоровления и занятия спортом…

Я думаю, всем будет интересно и познавательно узнать о том, что думают молодые люди о смерти. Ниже приведен опрос, проведённый среди российских студентов Тверского государственного технического университета. В опросе участвовали 90 парней и 60 девушек в возрасте 18-20 лет. На вопрос молодым людям «Что такое по-вашему смерть?», ребята отвечали чаще всего так: «это переход в другой, более совершенный мир» (так ответили 19,3% респондентов); «это — процесс отделения души от тела» (около 18%); «это — прекращение биологического существования» (около 12%); «смерть — это подведение итогов всей жизни» (около 7,3%); другие варианты ответов: «это — начало вечной жизни», «это — жизнь после жизни», «смерть — это свобода».

Интересно также, что американские студенты, в соответствии с данными, полученными при проведении подобного теста в США (результаты взяты — из специализированной литературы), отвечали чаще всего так: «Смерть ― это остановка работы функций человеческого тела», «это — прекращение существования», «смерть — это конец всего», «это начало и конец одновременно».

Но вернемся всё же к нашим, славянским, студентам.

На прямой вопрос респондентам: «Смогли бы Вы представить себе собственную смерть?» 30% респондентов дали положительный ответ, 54,7% - отрицательный; а 3,3% опрошенных молодых людей и вовсе заявили о том, что даже не хотят такое представлять, что им страшно и думать об этом, а ещё 2% отвечающих признали, что «нынче мы все живем в такое непростое время, что нельзя практически ничего предугадать заранее ― вполне можно умереть как от старости, так и уйти в мир иной неожиданно и с пулей в шальной голове». Также опрос показал, что только единицы опрошенных собираются так сказать «умереть достойно». Другие видят окончание своего существования «в глубокой старости, в семейном кругу, в окружении детей, внуков и правнуков».

Как показывает статистика, страх перед смертью испытывают всего около 28% всех опрошенных и лишь 39,3% респондентов его отрицают. Также получены следующие комментарии от студентов: «от смерти никуда не уйдешь, надо радоваться её приходу», что «в последнее время многие и жить-то боятся», или «я боюсь самого процесса умирания, но не смерти как таковой», «вообще бессмысленно бояться, легче от этого никому не станет, да и позже положенного срока она не придет». По-видимому, это является характерным для молодых людей — они боятся не самой смерти, а разрыва отношений с близкими. Опрос показал, что в бессмертие нынче верят 36,7% опрошенных, ну а не верят ― 44,7%. И только 2% опрошенных видят своё бессмертие как продолжение в детях и внуках. А большинство всё же верит в бессмертие самой души. Вполне очевидно, что именно поэтому в ответ на вопрос: "А верите ли Вы в то, что у Вас есть душа?" утвердительно ответило подавляющее большинство опрошенных — 87,3%.

Давайте узнаем, что же говорят ведущие мировые религии о смерти?

Христианство

Считается, что после смерти тела, души праведников спасаются и попадают в преддверие рая "Умер нищий (Лазарь), и отнесен он был ангелами на лоно Авраамово" (от Луки 16:22) , ну а души грешников попадают в ад и проводят время "в аду, в муках" (от Луки 16:23) . Окончательное разделение людей на спасённых и не спасённых произойдёт на так называемом страшном Суде, когда "многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление" (Даниила 12:2) .

Ислам

В исламской религии для каждого мусульманина, который достиг совершеннолетия, очень важно упоминание в учении о смерти. Это напоминает ему о скоротечности жизни и отвлекает от привязанности ко всему материальному. Всевышний Аллах через Коран упоминает о смерти аж 164 раза! Это говорит, кончено, о важности и значимости этого вопроса в Исламе. Вот лишь некоторые цитаты из Корана по этому поводу:

На страницах Священного Корана Всевышний Аллах говорит так: «Скажи: “Поистине, та смерть, от которой вы все убегаете, всё равно непременно настигнет вас. Но затем вы все будете воскрешены и возвращены ко Всевышнему, который ведает и о тайном, и о явном, и, воистину говорю, на том свете вам сообщат о том, что вы творили на этой земле, и вы будете там отвечать за все свои деяния здесь”» (сура «Аль-Джуму‘а», аят 8) . Далее в священном Коране так сказано: «Каждая живая душа вкусит смерть. В Судный день сполна воздастся всем вам: тот, кто избавлен будет от огня Ада и будет введен в Рай, тот постигнет успех. Вся жизнь в этом мире - это всего лишь обманчивое наслаждение» (сура «Алу ‘Имран», аят 185) . Да и в других аятах священного Корана по этому же поводу говорится так: «Всякая душа живая вкусит смерть; в этой жизни Аллах испытывает всех вас вашими добрыми и плохими деяниями, а на том свете вы будете воскрешены и возвращены ко Мне и будете отвечать за все свои дела» (сура «Аль-Анбияъ», аят 35) .

Буддизм

Считается, что после смерти физического тела человека его душу могут ожидать три варианта: мгновенное перерождение, попадание в ад (время до вселения бессмертной души в новое тело) и уход в нирвану (мир бога). Вот некоторые из выражений Будды, дошедшие до наших дней: «Я прошел через сансару многих перерождений». «Рожденье вновь и вновь - горестно». «Бессмертие может быть достигнуто только непрерывными деяниями доброты». «Одни возвращаются вновь в материнское лоно, другие же, делающие зло, попадают за это в преисподнюю, праведники идут на небо, ну а лишённые желаний достигают Нирваны».

Так мы видим, что многие мировые религии верят в дальнейшую жизнь души после смерти тела. Причём почти все религии говорят о том, что праведников ждёт рай, а грешников — ад. Праведники — это те, кто придерживается заповедей, ну а грешники, соответственно, те, кто не придерживается оных. Безусловно, за всеми этими мудрыми, ассоциативными изречениями скрывается глубокий духовный смысл.

Давайте проанализируем всё вышесказанное:

1. В молодости люди редко думают о смерти, ведь они ещё так молоды и полны энергии, у них вся жизнь впереди!

2. Мысль о том, что ты умрёшь, приходит нам в голову после того, как потерял кого-то из близких родственников, тогда же приходит и осознание того, что ты тоже когда-то умрёшь. Именно в этот момент многие люди начинают заниматься различными системами оздоровления, хотят как можно дольше прожить в теле.

3. И хотя большинство мировых религий и говорят о жизни после смерти, люди не верят в неё и предпочитают жить здесь, а не задумываться о жизни после смерти. Как многие говорят, «оттуда ещё никто не возвращался», поэтому иллюзорные мысли им рисуют обман и ведут к тому, что надо взять от жизни всё.

4. И наконец, люди, которые занимаются разными оздоровительными техниками, занимаются ими только лишь для того, чтобы жить, не болея и чтобы прожить побольше. На вопрос: «А зачем Вы стремитесь прожить больше?», внятно ответить никто не может.

А действительно, зачем? И в чём смысл нашего существования? И что будет с нами после смерти?

Давайте попытаемся вместе разобраться и в этом. В Интернете и на книжных полках сейчас горы литературы эзотерического характера. В поисках ответа на этот вопрос, я изучил её множество, прочёл книги таких известных авторов, как Ошо, Ричард Бах, Пауло Коэльо, Крайон, Энтони де Мэйло, Ден Милман, Костанеда и многих других. Все они говорят об одном и том же, о необходимости саморазвития и познания себя. Образно говоря, после прочтения подобной литературы (эзотерической и религиозной) можно сделать вывод, что вся она о том, что главная цель в жизни человека это самосовершенствование. Например, через молитву или медитацию и делание добрых дел. Вот только непонятно, что такое самосовершенствование и где же конечная цель? Эзотерики говорят, что цели нет, есть только путь. Лично для меня это утверждение показалось не слишком убедительным, потому что, по моему мнению, если у человека нет конкретной цели, то он идёт в никуда. Другими словами, я не видел ясных и чётких ответов на вопросы: «Что такое самосовершенствование и духовное развитие?» И уж, конечно, мне очень хотелось узнать, что такое душа и какое отношение я имею к ней.

Чёткий и ясный ответ на эти вопросы я получил совсем недавно. Вышла в свет книга «АллатРа» Анастасии Новых. Прочтение этой книги стало для меня открытием целого мира. Но, обо всём по порядку.

Из книги я понял, что главная, и единственная цель любого человека — это слиться со своей душой. Сейчас я расшифрую это в своём понимании... В любом человеке есть личность и душа. И цель личности, во что бы то ни стало слиться со своей душой. Если это происходит, то в духовном мире рождается новое духовное существо. Приведу наглядный ассоциативный пример. Есть женская яйцеклетка - это душа, есть сперматозоид - это личность, если сперматозоид-личность достигнет души-яйцеклетки, то родится новое существо. Если не достигнет, то сперматозоид-личность погибает, а душа-яйцеклетка продолжает существовать. И потом новая личность, после перерождения души в новое тело, будет пытаться оплодотворить клетку - душу.

Я понял следующее. У меня, как у личности, есть только одна цель - достигнуть своей души. Что для этого делать? В книге даны чёткие инструкции: контролировать свои мысли и эмоции, пробуждать в себе глубинные чувства, чётко разделять свои желания от духовного и материального мира, нарабатывать глубинные чувства посредством медитативных техник и в повседневной жизни жить от души, а не от животного разума, осознавать, что весь видимый материальный мир ― это школа испытаний для личности, это вотчина Животного разума, который сделает всё возможное, чтобы отвлечь личность от своей истинной цели - слиться с душой. Согласитесь, инструментов у него для этого предостаточно, приведу лишь основные: деньги, власть, манипуляция, секс, эгоизм, гордыня и прочие. Главная задача меня, как личности, игнорировать все ловушки материального и стремиться только к душе. Это не значит, конечно, что надо уйти в пещеру и целыми днями медитировать. Просто надо чётко понимать, что главное в твоей жизни, а что - нет…

Еще несколько слов о книге «АллатРа». Всё, что я рассказал выше - это моё мнение и мои рассуждения. Я просто уверен, что вы будете потрясены, прочитав эту книгу. А прочитав, сможете понять многие вещи, начиная от устройства Вселенной и заканчивая устройством человека и духовного мира. Но самое главное, вы сделаете выбор, в какую сторону держать курс в своей жизни. Вам станет понятным, на что вы тратите свою жизнь, придёт понимание того, нужно ли заниматься разными оздоровительными техниками. Мне кажется, что вы сами ответите себе на вопрос, стоит ли тратить на них столь пристальное внимание вашей жизни, или же за это время сделать много полезных дел для людей и своей души.

Владимир Кочеров

Что такое смерть? Почему все люди в той или иной степени боятся смерти. Страх неизвестности- сильный страх. Как это будет? Буду ли я страдать? Что будет после смерти? Все эти конкретные вопросы, требуют конкретных ответов.

Вначале попробуем разобраться, почему практически каждому человеку присущ страх смерти. Если рассматривать этот вопрос шире, то мы непременно придем к выводу, что такой страх напрямую связан с инстинктом самосохранения. Любое живое существо будет неохотно расставаться со своей физической оболочкой. Привязанность к своему телу появляется вместе с рождением этого тела. Эта привязанность заложена в Сознание самой природой.

Инстинкт самосохранения, а это означает и страх смерти помогает сохранять жизнь. Говоря по другому, страх смерти - это естественное чувство, которое необходимо для жизни. Жизнь - бесценный дар, и для его сохранения, нам вместе с жизнью дается и страх смерти. Это вполне нормально.

Другое дело, когда страх перед смертью сильней, чем он того заслуживает, если он приобретает панический характер. Тогда в смерти человек видит в исключительной степени нечто неизвестное, опасное и неотвратимое. Однако в большинстве своем наши страхи происходят в основном от невежества. А самым сильным лекарством от невежества, являются знания. Все, что нам удалось понять и объяснить, становится уже не страшным. В незапамятные времена человек панически боялся грома и молнии. Однако в последствии люди смогли объяснить причину этих природных явлений и паника исчезла.

Главная причина страха смерти - это отождествление людей с их собственным телом. Задумываясь о смысле жизни, человек непременно придет к вопросу: «А кто я есть в действительности?». И не особо задумываясь над ответом, человек решает, что он - это его физическое тело. Или решает, что тело первично, а Душа - вторична. «Я - русский. Я - строитель. Я - христианин. Я - отец семейства» — вот типичные примеры подобного отождествления себя с телом.

Становится вполне понятным, что придя к такого рода выводам, человек начинает заботиться в исключительной степени о нуждах своего тела. Хотя если немного задуматься о нуждах тела, то можно понять, что в действительности нашему телу требуется очень немногое. Однако люди отождествляют себя и свое сознание со своим собственным бренным физическим телом. И приходит время, когда человек уже не осознает себя без этого тела. Теперь его тело все время нуждается в воздухе, пище, сне, удовольствиях, развлечениях и т.д.

Человек превращается в слугу своего тела. Не тело служит человеку, а человек начинает служить своему телу. А когда человеческая жизнь подходит к концу, страх смерти целиком овладевает им. Он судорожно начинает цепляться за свое немощное тело, думая, что с исчезновением тела, исчезнет и сам человек, исчезнет его Сознание и Личность.

Закономерность просматривается прямая. Чем мы больше начинаем привязываться к своему телу - тем больше мы начинаем бояться смерти. Чем меньше мы отождествляем себя с физическим телом - тем легче мы будем думать о неизбежности смерти. В действительности мы боимся смерти больше, чем она этого заслуживает.

Чего еще мы боимся? В первую очередь того что - смерть неотвратима. Да, это так. Но не следует забывать что — умирает только наше физическое тело, наш временный телесный костюм.

Представьте такую ситуацию, что вы купили в магазине новый костюм. Фасон вам понравился, цвет тот что вы хотели, цена приемлемая. Уже дома вы продемонстрировали костюм своим близким и он им также очень нравится. В этом костюме вы каждый день отправляетесь на работу. И спустя год вы замечаете, что костюм немного поизносился, но вполне еще может вам послужить. Еще спустя год костюм еще больше износился. Однако он до такой степени вам стал дорог, что вы готовы потратить кучу денег на ремонт и химчистку. О том что бы купить новый костюм вы даже не задумываетесь. Вы практически стали единым целым со своим старым костюмом.

Вы бережно храните его в шкафу, своевременно чистите, гладите, на удивленные взгляды родных и коллег не реагируете, а лишь отводите глаза. Все чаще вас посещает мысль, что рано или поздно с этим костюмом придется расстаться. Эта мысль лишает вас покоя и сна, вы близки к срыву. Вы скажете: «Такого не бывает! Это полнейший абсурд!». Конечно, вряд ли такое может произойти с нормальным человеком. Однако ведь именно так большая часть людей и относятся к своему телу, к своему временному костюму!

Понять в этом случае надо не так уж много - наш временный костюм рано или поздно придет в негодность. Но взамен мы получаем новый костюм, новое тело. И вполне может быть, что это тело будет даже лучше прежнего. Так стоит ли об этом грустить?

Также человек боится неизвестности. «Что со мной будет потом?». Часто мы думаем, что после смерти абсолютно исчезнем. Как уже говорилось, лучшее лекарство от страха и неизвестности - это знание. Знание того, что жизнь продолжается после смерти. Она приобретает новые формы, но эта такая же сознательная жизнь, как и жизнь земная.

Существует еще одна причина страха смерти. Для некоторых людей, в особенности для тех, кто причисляет себя к атеистом, эта причина может показаться несущественной. В течении долгих лет, на протяжении многих столетий людей призывали к порядку при помощи угроз и наказаний, обещая им долгие мучения в аду. Страх перед адом - одна из причин неверия в продолжение жизни после смерти. Разве кто то может захотеть поверить в жизнь после смерти, если это будущее способно принести нам лишь страдания? В наше время уже никто никого не запугивает, но страх, засевший в подсознании за много поколений, не так просто искоренить.

Что еще страшит человека перед смертью? Страшит ощущение болезненности предстоящего перехода, мы думаем, что смерть - это продолжительное страдание, очень болезненное ощущение. В голову даже может закрасться мысль: «Если умирать, то я хотел бы это произошло сразу или же во сне, чтобы не мучиться».

В действительности сам переход происходит практически моментально. Сознание на короткое время как бы отключается. Болевые симптомы продолжаются только до самого момента перехода. Умирание само по себе безболезненно. После перехода пропадают все симптомы болезни, физические недостатки. Личность человека, переступив порог физического мира, продолжает жить в новых условиях существования.

Но, если мы не смогли избавиться от страха, то этот страх останется, потому как после перехода Сознание не теряется и Личность не исчезает. Обычно, мы видим в смерти врага, который хочет лишить нас жизни. Бороться с этим врагом нам не под силу и мы стараемся гнать мысли о нем. Но смерть, оттого что о ней не думать, не исчезнет. Страх смерти не только не пропадет, а уйдет еще глубже, в подсознание. Там без осознания он будет еще опасней и вредней.

Предположим, что человек умер во время сна и у него не было предсмертных переживаний. После перехода человек увидит себя в другой обстановке, однако все его мысли и ощущения, от которых он не сумел избавиться, останутся. То, что было в нашем сознании и подсознании до момента смерти, никуда не исчезает. Человек только лишается возможности управлять своим уже не нужным физическим телом. Все его мысли, переживания, страхи остаются с ним.

Желая уйти из жизни во сне или в другом бессознательном состоянии, мы лишаемся очень многого, теряем весь период роста Души.

Взглянем на эту проблему с философской и религиозной точек зрения. Не важно, считаем ли мы себя верующими или нет. По крайней мере в Душе мы все философы.

Мы живем в материальном мире не только для того, чтобы получать наслаждения и брать от жизни все. Господь, разумеется, не против, чтобы люди радовались жизни, и дал им все необходимое для этого. Но Господь также дал каждому из нас определенную жизненную задачу которая соответствует нашим силам и способностям. Мы рождаемся в этом мире не просто так. Наша задача — сделать что-то входящее в Замысел Господа, исполнить свое предназначение.

Если более конкретно, то за время нахождения на земном плане нам необходимо развить в себя высшие способности - способности Любить и Верить. Также мы должны пройти энергетическую очистку - очистить свою Душу от грязи, которая была накоплена за период всего нашего существования, отработать кармические проблемы с другими людьми, то есть стать лучше и чище.

Вначале нам необходимо узнать свое предназначение, а потом его исполнить. Об этом говорится и в притче Иисуса Христа о талантах, где господин в конце веков спрашивает у рабов, как они использовали данное им время и таланты (Евангелие от Матфея 25, 14 - 30):

…Ибо Он поступит как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал своих рабов и поручил им свое имение:

И одному он дал 5 талантов, другому 2, третьему 1, каждому по его силе; и тотчас отправился.

Получивший 5 талантов пошел, вложил их в дело и приобрел другие 5 талантов;

точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;

Получивший же 1 талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро своего господина.

После долгого времени, господин тех рабов вернулся и потребовал у них отчета.

И, подойдя, получивший 5 талантов принес другие 5 талантов и говорит: «Господин» 5 талантов ты дал мне; вот, другие 5 талантов я приобрел на них».

Также и получивший 2 таланта подошел и сказал: «Господин! Два таланта ты дал мне; вот, другие 2 таланта я приобрел на них».

Его господин сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость твоего господина».

И получивший 1 талант подошел и сказал: «Господин! Я знал тебя, что ты жестокий человек, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл твой талант в земле; вот тебе твое».

Его же господин ответил ему: «Лукавый и ленивый раб! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; потому тебе надо было отдать мое серебро торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и отдайте имеющему 10 талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во внешнюю тьму: там будет плач и скрежет зубов». Сказав это, воззвал: кто имеет уши слышать, да слышит!

Теперь вы сами сможете прийти к выводу, почему же мы все-таки боимся смерти? Вывод простой. В глубине нашего подсознания сформирована определенная задача - выполнение конкретного предназначения. Если мы пока не исполнили это предназначение, не исполнили свою программу нахождения в физическом мире, это будет нас беспокоить на уровне подсознания. И это беспокойство, проникая на уровень сознания, будет вызывать в нас уже конкретные страхи.

То есть, с одной стороны, этот страх напоминает нам о невыполненном предназначении. С другой стороны, такой страх, выражаясь в инстинкте самосохранения, заставляет нас беречь свою жизнь. И напротив. Люди, чья земная жизнь прошла в постоянном труде и с пользой для других, часто чувствуют, что они исполнили свое предназначение. Когда же приходит время умирать, страха смерти у них нет.

Может быть об этом говорил Игумен Синайской горы в «Лествице»?

«Боязнь смерти есть свойство человеческого естества… а трепет от памяти смертной есть признак нераскаянных прегрешений…»

Также один из православных святителей написал:

«Странно было бы, если бы в это время не было у нас боязни неизвестного будущего, не было бы страха Божия. Страх Божий будет, он благодетелен и нужен. Он помогает очищению души, готовящейся выйти из тела».

У отдельных людей может сформироваться прямо противоположное отношение к смерти. У людей, которые живут по принципу «после нас - хоть потоп». К чему думать о смерти вообще, если можно хорошо наслаждаться уже в этой жизни? Когда-то я умру. И что из того? Все мы рано или поздно умрем. Зачем думать о плохом? Давайте наслаждаться жизнью сейчас, не задумываясь о последствиях.

Есть и другая крайность. Архимандрит Серафим Роуз в 1980 г. выпустил книгу на английском языке «Душа после смерти». Он писал, что свидетельства людей, которые пережили временную смерть тела, часто рисуют неправильную и опасную картину. В ней слишком много света. Создается впечатление, что страшиться смерти не следует. Смерть - это, скорей, приятное переживание, а после смерти ничего плохого душе не угрожает. Бог никого не порицает и всех окружает любовью. Раскаяние и даже мысли о нем излишни.

Отец Серафим писал:

«Сегодняшний мир избалован и не хочет слышать о реальности духа и ответственности за грехи. Гораздо приятней думать, что Бог не очень строг и что мы безопасны под любящим Богом, который не будет требовать ответа. Лучше чувствовать, что спасение обеспечено. В наш век мы ждем приятного и часто видим то, чего ждем. Но действительность иная. Час смерти - это время дьявольского искушения. Судьба личности в вечности зависит, в основном, от того, как она сама смотрит на свою смерть и как готовится к ней».

В принципе, неплохо, когда мы не зацикливаемся на своем будущем, ведь все в руках Господа. Нужно жить здесь и сейчас. Проживать и осознавать каждую минуту своего существования. Если это приятные минуты, то мы должны делиться своей радостью с окружающими. Если это грустные минуты, то это может подтолкнуть нас к пониманию смысла жизни.

Однако в любом случае, как бы мы не относились к своей земной жизни, наше предназначение остается. Берем ли мы от жизни все или больше этой жизни и другим людям отдаем- это предназначение никуда не исчезает. Соответственно задача немного усложняется - все время мы должны помнить о свое предназначении и каждую свою минуту мы должны использовать для его выполнения. А это согласитесь не вяжется с принципами «После нас - хоть потоп» и «Бери от жизни все».

Нам могут возразить много людей: «Мы счастливы и довольны жизнью уже сейчас. У нас все есть - хорошая работа, хорошая семья, успешные дети и внуки. К чему нам задумываться о каком-то мифическом будущем»? Мы не отвергаем, что на Земле много, в действительности замечательных, добрых и отзывчивых людей, которые своими качествами заслужили такую счастливую жизнь.

Однако существует и другой вариант. Именно в своей прошлой земной жизни эти люди были добрые и отзывчивые. И смогли наработать определенный Духовный потенциал. А в этой жизни этот потенциал они не нарабатывают, а попросту растрачивают. На самом деле, в этой жизни все у них хорошо. Но потенциал стремительно тает. И в последующей жизни им, возможно, доведется начинать все сначала.

Разумеется, и во все это можно не верить. И это отдельная тема для разговоров. Потому читателю предлагаем просто задуматься над этими вопросом. В принципе у всех людей почти равные возможности. Человек рождается, идет вначале в детский сад, после в школу. И здесь пути людей расходятся. Одни поступают в институт, другие идут в армию, третьи идут на работу, четвертые заводят семью и т.д. То есть каждый идет по своему пути: кто-то растет, кто-то падает, кто-то счастлив, а кто-то нет. То есть у всех вроде бы одинаковые возможности после окончания школы, а в результате уже лет через 5-10 пропасть между людьми может быть просто огромной.

Тут могут возразить: «Дело не только в возможностях, но и в способностях». А вот об этом мы и предложили подумать. Откуда у человека его способности и возможности? Почему кто-то рождается гением, а кто-то не способен даже школу закончить? Почему один человек рождается в обеспеченной семье, а кто-то рождается больным или в семье с одним родителем? Почему изначально заложена такая несправедливость?

Кто этим управляет? Господь или сам человек?

Вы можете спросить: «Получается страх смерти нужен человеку?» Но вы уже и сами можете ответить на этот вопрос. Нужен, но только как инстинкт самосохранения. И не более того. Чтобы избавиться от страха перед смертью, по сути, нужно не многое - только знание. Знание того, зачем мы находимся на Земле и знание того, что эта земная жизнь - только часть одной большой нашей жизни.

О. Казацкий, М. Ерицян

Наверняка многие из нас боятся смерти, и такой страх считается вполне нормальным. Но с чём же он на самом деле связан? И можно ли как-то от него избавиться?

Страху смерти может подвергнуться практически любой человек, причём как взрослый, так и ребёнок. Но психологи считают, что наиболее вероятно возникновение мыслей о таком явлении в моменты жизни, связанные с переходами из одной фазы в другую, то есть с так называемыми переходными возрастными периодами.

К ним относятся 4-6 лет, 10-12, 17-24, а также 35-55 лет. В эти промежутки люди осознают, что наступает новый этап, а это значит, что за ним последует другой, а в итоге когда-нибудь наступит и самый последний. Кстати, пожилые люди смерти практически не боятся. Вероятно, это связано с тем, что они осознали неизбежность такого явления и смирились с ним.

Почему люди так боятся смерти?

Так почему же всё-таки практически все мы очень боимся смерти? Причины такого страха могут быть самыми разными:

  • Неизвестность. Согласитесь, вернуться с «того света» ещё никому не удавалось, так что никто не знает, что будет потом. Но все точно знают, что смерть – это конец жизни на Земле. Но будет ли какая-то другая жизнь? Даже сам акт умирания связан с множеством вопросов. Например, люди, пережившие клиническую смерть и побывавшие буквально на грани, рассказывали о свете в конце тоннеля и других видениях. Но как всё будет на самом деле? Какими будут ощущения, что почувствует человек, увидит ли он своё тело со стороны, поймёт ли, что умер? Этого не знает никто, и именно эта неизвестность и пугает.
  • Страх боли, страданий, мучений, потери достоинства, продолжительной болезни. Случайная и быстрая смерть – это не так страшно. Гораздо страшнее, например, болеть неизлечимой болезнью и знать, что жизнь может закончиться в любой момент, и этот конец неизбежен. И ещё страшнее испытывать боли, ведь они связаны не только с физическими страданиями, но и с осознанием собственной беспомощности, потери достоинства. Именно этого и боятся многие. Такие страхи могут быть связаны с печальным опытом. Например, если долго и мучительно умирал близкий родственник, то родные наверняка видели его мучения и боятся испытать их на себе.
  • Страх небытия. Некоторые боятся того, что после смерти не перейдут в какой-то другой мир или иную реальность, а просто исчезнут и перестанут существовать, вообще. Такой исход кажется не только непонятным и несправедливым, но и очень страшным.
  • Вечное наказание. Мысли о каре небесной, которая непременно настигнет после смерти каждого грешника, конечно, чаще посещают верующих людей. Но даже неверующие часто задумываются о судьбе и высших силах, которые тоже могут наказать человека, совершившего немало плохих поступков.
  • Разлука с родными и близкими. Тот, у кого есть люди, без которых не представляется жизнь, наверняка очень сильно не хотят расставаться с ними и поэтому боятся как их смерти, так и своей, ведь любой из этих исходов в итоге приведёт к разлуке.
  • Забота о близких. Многих очень пугают мысли о том, как будут жить после их смерти родные, зависящие от их опеки и заботы. В большей мере это относится к родителям, особенно молодым. Пугать могут как мысли о страданиях детей из-за потери мамы или папы, так и возможные материальные трудности.
  • Потеря контроля. Каждый человек контролирует свою жизнь или хотя бы всеми силами стремится к этому, чтобы быть уверенным в завтрашнем дне. А смерть контролировать не получится. Она может наступить в любой момент, от неё никто не застрахован, её нельзя остановить или предотвратить. Иными словами, такое явление выходит за рамки контроля, и некоторые боятся его именно поэтому.

Как бороться?

Как перестать бояться смерти? Несколько полезных советов:

  1. Прежде всего, нужно страх осознать и проанализировать. Для этого поймите, что именно вас пугает. Вероятно, придётся отправиться в путешествие в самые дальние и тёмные уголки своего сознания, но это поможет выяснить причины страха и, в конце концов, избавиться от него или хотя бы не терзать себя страшными мыслями постоянно.
  2. Если вы верите в Бога, то поверьте и в то, что человеческая душа бессмертна. Если же вы живёте не совсем правильно и очень сильно боитесь наказания, то вспомните о том, что Бог может многое простить. Отправьтесь в церковь, исповедуйтесь, причаститесь и начните жить иначе, чтобы обеспечить себе дорогу в рай.
  3. Поделитесь своими страхами, в этом нет ничего плохого. Рассказав кому-то о том, что вас тревожит, вы сможете получить поддержку и несколько полезных советов. А если собеседник признается в том, что тоже испытывает подобный страх (а он наверняка испытывает), то вы осознаете, что вы – не единственный, кого терзают мысли о неизбежном конце. Поверьте, от этого вам тоже может стать гораздо легче.
  4. Поймите, что смерть неизбежна и является частью цикла, состоящего из рождения, самой жизни на земле и конца. Все когда-то умрут, изменить это нельзя. А зачем бояться того, что всё равно в итоге произойдёт? Это бессмысленно и глупо.
  5. Воспринимайте смерть как некий переход в другое состояние. Некоторые верят в перерождения и даже считают, что на этой Земле они пребывают далеко не в первый раз. А почему бы не поверить в это? Кто знает, быть может, на самом деле всё так и есть.
  6. Отвлекайтесь, это поможет избавиться от навязчивых мыслей. Например, можно найти какое-то интересное увлечение или записаться в спортивную секцию.
  7. Научитесь радоваться жизни и ценить её каждый момент! Поймите, что она когда-нибудь закончится, и если тратить её впустую, то умирать будет ещё страшнее и обиднее. Так что научитесь радоваться простым мелочам, например, вкусной еде, хорошей погоде, выходным и вечерам, проведенным вместе с семьёй.
  8. Ищите новые впечатления. Это поможет понять, что жизнь прекрасна и очень интересна. И пусть она когда-нибудь закончится. Но, согласитесь, если она будет насыщенной и интересной, то и умирать будет не так страшно.
  9. Что делать, если избавиться от страха никак не получается? Помочь может психолог. Он выяснит причины страхов и поможет от них избавиться. Если страхи переросли в фобию, то, скорее всего, придётся обратиться к психотерапевту.
  10. Живите так, как вам хочется, но, конечно, помня о нормах морали и основных жизненных принципах.
  11. Если вы боитесь боли и страданий, то поймите, что смерть вовсе необязательно должна быть связана с ними.
  12. Можно почитать анекдоты о смерти, это поможет относиться к такому явлению легко и с юмором.

До чего может довести этот навязчивый страх?

Навязчивый и практически постоянный страх умереть в психологии носит название «танатофобия». И если вы заметили, что боязнь переросла в фобию, то непременно начинайте с ней бороться, ведь её последствия могут быть самыми серьёзными.

Так, многие люди, боящиеся смерти, начинают бояться болезней и пытаться всячески защитить себя от них, регулярно и порой очень часто посещая врачей и проходя всевозможные обследования. И это, несомненно, мешает жить, причём как самому боящемуся, так и его близким и родным. В итоге дело может дойти до депрессии или невроза, а такие состояния требуют помощи специалиста.

Перестаньте бояться смерти, просто живите и радуйтесь жизни!

«Все мне позволительно!» — заносчиво доказывает злой раб себе и всему миру. «Но не все мне полезно», — добавляет раб благоразумный и верный. Его благоразумие проявляется не в примерном поведении или особенном внешнем виде, а в постоянном хранении памяти смертной. За любым занятием он старается помнить, что впереди его ждет кончина, которую нельзя отменить медицинскими процедурами, чудодейственными лекарствами или любыми иными способами.

Подготовку к смерти благоразумный человек расценивает как основное делание своей жизни. Он стремится соотносить с этим событием все свои поступки, слова и мысли. Говоря евангельским языком, человек приучает себя «бодрствовать» (см. Мф. 24, 42). Это отличает раба благоразумного от злого, который с пьяницами пьет и веселится и не ожидает прихода своего Господина. Злой раб тоже понимает, что смерть неизбежна, но пока, как говорится, «пить будем, гулять будем, а смерть придет — помирать будем». Зачем ему негативные мысли, вызывающие депрессию, к чему мучительный страх смерти, отравляющий и без того короткую жизнь?

Что удивительно, даже святые призывают нас не бояться смерти, правда, совершенно в ином ключе. Преподобный Антоний Великий утверждает, что надо опасаться не физической смерти, а погибели души, которая есть неведение Бога. Этот святой говорит о смерти как о процессе перехода из временного существования в жизнь вечную, чего не надо страшиться, если человек с Богом.

В Евангелии многократно звучит та же мысль. Господь говорит, что верующий в Единородного Сына Божия «не судится, а неверующий уже осужден» (Ин. 3, 18). Людей, не заботящихся о познании Бога, Он называет духовными мертвецами (см. Мф. 8, 22). Верующие во Христа Спасителя не погибнут, но будут иметь жизнь вечную (см. Ин. 3, 15), ибо таковые уже перешли «от смерти в жизнь» (Ин. 5, 24). То есть человеку, уже здесь живущему единой жизнью со Христом и для Христа, переход в иной мир не страшен, ведь и там его связь с Господом сохраняется. На земле стяжавший Бога остается с Ним и после смерти, поэтому смерть ему не страшна.

Определение преподобным Антонием погибели души как неведения Бога следует из слов Христа: «Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3). Ведение вечного Бога и воплотившегося для спасения людей Богочеловека Иисуса Христа — это жизнь нетленная, а неведение, наоборот, — ее отрицание: погибель, кончина, смерть. Святой Антоний Великий, по сути, ссылается на Евангелие, но говорит немного иными словами.

Из этого определения следует, что основным занятием в жизни человека является богопознание. Чтобы познать Бога, недостаточно совершать молитвенное правило по утрам и вечерам, изучать книги по богословию и даже читать святоотеческую литературу. Познание Бога — это опыт жизни в Боге. Например, если нет возможности прочесть полное правило, можно молиться кратко: «Господи, помилуй» или «Боже, милостив буди мне, грешному», читать «Отче наш» или Иисусову молитву. Надо обращаться к Богу на всяком месте: во время уборки квартиры, за приготовлением пищи, при выполнении любых повседневных, бытовых дел, в пути, на работе.

Жизнь в Боге достигается через постоянный внутренний труд, который направлен на то, чтобы научиться всегда помнить о присутствии Божием и обращаться к Господу хотя бы немногословно, но в любой момент времени. Так постепенно, день за днем, мы будем укреплять память смертную — память о грядущей встрече со Христом, о том, что Господь задаст каждому из нас вопросы, а мы должны будем на них ответить, а не стоять перед Ним, как истуканы, в растерянности или испуге.

В житии преподобного Сисоя Великого есть такой эпизод. Когда он умирал и уже видел светлых ангелов, которые пришли за его душой, святой начал умолять Господа отложить его смерть хотя бы на день. В этот момент отнюдь не биологический страх смерти мучил преподобного, а мысль, что он предстанет перед Богом неготовым, не очищенным покаянными слезами. Лежа на смертном одре, он говорил: «Поистине не знаю, братья, положил ли я хоть начало покаянию моему», в то время как братия даже не дерзали смотреть на его лицо, источавшее сияние чистоты и святости, готовности к жизни вечной.

Преподобный Сисой переживал не о том, что сейчас окончится его земная жизнь, а каким он предстанет перед Богом. Для святого человека это важно. Нам же не так страшна наша неготовность ко встрече с Господом, как сам процесс смерти — каким он будет: безболезненным или мучительным, мгновенным или долгим, застанет ли он нас в одиночестве или в окружении близких и так далее. А у святых подобные размышления отходят на второй план, если не на десятый. Они заботятся, чтобы принести Христу покаяние и встретить Его максимально подготовленными. Для них главное — очищение своей души от грехов, а не то, сколько лет они проживут и будут ли физически страдать в момент кончины.

Нам надо по возможности приобретать ту готовность к смерти, которая была у святых, искренне полагавших: «Когда, Господи, Тебе надо будет, тогда это свершится. У меня здесь нет дел, кроме Тебя». Это не означает, что человек может не выполнять своих повседневных дел, не заботиться о чистоте, ходить в неряшливой одежде, жить в неубранной комнате и тому подобное. Напротив, память смертная учит полноценной жизни. Человеку следует прикладывать все усилия, чтобы его жизнь была достойной. Он должен обслуживать себя и своих домочадцев, обеспечивать семью и помогать нуждающимся, делать все, что необходимо в его положении. Но при этом он, как верный раб, понимает, что все это — некая дань своей ветхости, которую нужно отдать, расплатиться и отправиться из гостиницы в свой родной, прекрасно обустроенный дом — вечную жизнь.

Такой суровый аскет, как святитель Игнатий Брянчанинов, в одном из писем укоряет свою сестру за то, что она носит безвкусные, неизящные вещи и ходит в храм только в черном платье. Святитель советует живущей в мире женщине одеваться со вкусом, согласно стандартам, которые приняты в ее окружении. Верующему человеку не надо что-то изображать из себя, выделяться поведением или внешним видом. Надо идти путем внутренних изменений, стараться приучать себя к памяти смертной. Но это не значит ходить угрюмым и печальным, одетым в подчеркнуто «аскетическую» одежду, а стараться привести себя и свою жизнь в соответствие с Евангелием. Тогда вера будет восприниматься нами правильно - не как система запретов и ограничений, а как способ приблизиться к Богу, Который есть любовь (см. 1 Ин. 4, 16), как свобода жить в единстве с сотворившим нас Богом, Который делает все, чтобы удержать нас от зла и спасти для жизни вечной.