Штраф за неподачу сведений о работнике иностранца. Как избежать штрафа за не уведомление о приеме на работу иностранного гражданина? Некоторые хитрости по снижению штрафа

Согласно действующему законодательству неуведомление федеральной миграционной службы о заключении либо расторжении трудового договора, а также предоставлении отпуска иностранному гражданину является нарушением, за которое предусмотрена административная ответственность. Зачастую УФМС назначает значительные штрафы гражданам и юридическим лицам, не учитывая того, что умысла на сокрытие таких сведений у лица, обвиняемого в совершении административного правонарушения, не было.

Учитывая тот факт, что последствием такого неуведомления (согласно ст. 18.15 КоАП РФ) является наложение значительного по своей сумме административного штрафа либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, актуальность данной темы не вызывает сомнений.

В данной статье будут рассмотрены примеры наиболее часто встречающихся споров в судебной практике, которые условно можно разделить на три группы, согласно влекущим правовым последствиям:

1. Первая группа: имеются все законные основания возможности применения в отношении обвиняемого лица правил ст. 2.9 КоАП РФ, в силу которых при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Необходимо отметить, что для первой группы характерно наличие трех составляющих: правонарушение не причинило вред общественным отношениям; правонарушение не создало каких-либо тяжких последствий охраняемым общественным отношениям; правонарушение не повлекло за собой существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, причинения вреда личности, обществу или государству.

Только в совокупности вышеописанных составляющих можно позволить говорить о его малозначительности. Таким образом, суд, рассматривая такие споры, оценивает в комплексе все обстоятельства, имеющие значение для данного дела, и освобождает от административной ответственности обвиняемого.

В качестве примера можно привести решение по делу № 12-20/2015 Краснобаковского районного суда Нижегородской области от 31 августа 2015 г.; постановление по делу № 5-7/15 от 05 февраля 2015 г. Сельцовского городского суда Брянской области; решение по делу № 5-163/2015 от 11 августа 2015 г. Прохладненского районного суда Кабардино-Балкарской Республики.

2. Вторая группа: в соответствии с частью 3.2 при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Вторая группа характеризуется тем, что суды при вынесении своего решения ссылаются на Федеральный закон от 31.12.2014 № 515-ФЗ «О внесении изменений в », Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ, положения части 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.

В данном случае суды анализируют две основные составляющие:

Обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями (правонарушение не причинило вред общественным отношениям; правонарушение не создало каких-либо тяжких последствий охраняемым общественным отношениям и т.п.);

Имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица.

И в результате анализа указанных составляющих судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа (для юридических лиц!) составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях , при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.

При таких обстоятельствах назначенное административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 18.15 КоАП РФ, не соответствует характеру совершенного заявителем административного правонарушения, его материальному положению, характеру производственной деятельности, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица и с учетом конкретных обстоятельств дела, незначительного нарушения срока уведомления о заключении трудового договора, подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи.

В качестве примера можно привести решение по делу № 7.1-532/2015 от 26 августа 2015 года Ростовского областного суда, решение по делу № А33-6424/2015 от 25 августа 2015 года Арбитражного суда Красноярского края и др.

3. Третья группа: оснований для вывода об исключительности рассматриваемого случая суд не усматривает и назначает штраф в максимальном объеме либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В третьей группе решений оснований для вывода об исключительности рассматриваемого случая суд не усматривает. В данном случае (по вмененному составу правонарушения) существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

В качестве примера можно привести постановление № 09АП-57272/2014 по делу № А40-172729/14 от 10 февраля 2015 года Арбитражного суда г. Москвы.

На основании изложенного необходимо отметить, что при подготовке правовой позиции лицу, обвиняемому в совершении административного правонарушения, необходимо ссылаться на следующие обстоятельства: правонарушение не причинило вред общественным отношениям; правонарушение не создало каких-либо тяжких последствий охраняемым общественным отношениям; правонарушение не повлекло за собой существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, причинения вреда личности, обществу или государству; примененная мера административного взыскания в виде штрафа не соответствует тяжести совершённого правонарушения и носит скорее карательный, а не превентивный характер и может привести к признанию лица несостоятельным (банкротом).

Источники:

1. КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ (действующая редакция от 29.06.2015);

2. Интернет - ресурсы (официальные сайты судов): http://selcovsky.brj.sudrf.ru/ ; http://prohladnensky.kbr.sudrf.ru/ ; http://kr-bakovsky.nnov.sudrf.ru/ ; http://www.rostoblsud.ru/ ; http://krasnoyarsk.arbitr.ru/ ; http://www.msk.arbitr.ru/ .

Виктория Мариновская, [email protected]

2018 год ознаменовался различными важными переменами в российском миграционном законодательстве. Они затронули не только мигрантов, но и российских работодателей, нанимающих иностранных граждан.

Как известно, каждый работодатель, будь то юридическое или физическое лицо, обязан подавать соответствующее уведомление в Федеральную миграционную службу РФ, касающееся приема либо увольнения иностранных граждан. При этом требуется подача уведомления на каждого работника из другой страны не позже трех дней с момента приема на работу либо увольнения.

Следует учесть, что с 2015 года у работодателя есть право отказать в найме иностранному гражданину и расторгнуть с ним трудовой договор, если мигрант не имеет медицинской страховки (полиса ДМС) либо если она у него закончилась. По этой причине каждый мигрант обязан позаботиться об оформлении данного документа.

Как подавать уведомление?

Подача уведомления работодателем должна осуществляться исключительно на бланке, форма которого установлена законодательством.

Кроме того, закон предусматривает два метода подачи уведомлений:

  1. Отправка по почте.
  2. Личная подача уведомления в Федеральную миграционную службу.

Размеры штрафов

Заполнение бланков уведомлений должно осуществляться внимательно, нельзя затягивать их подачу, при этом желательно подавать их лично. Так вам удастся не допустить штрафных санкций, предусмотренных частью 4 статьи 18.15 КоАП РФ. В соответствии с данной статьей, если работодатель не подаст уведомление в ГУВМ МВД (ФМС), нарушит сроки подачи либо форму подачи уведомления, то в Ленинградской области и Санкт-Петербурге на него будет наложен штраф:

  • на граждан Российской Федерации (физические лица) – от пяти до семи тысяч рублей;
  • на должностные лица – от 35 до 70 тысяч рублей;
  • на компании (юридические лица) – от четырехсот тысяч до миллиона рублей, или даже возможно приостановление функционирования фирмы на срок от четырнадцати до девяноста дней.

Важно знать! Не имеет какого-либо значения причина, по которой был расторгнут договор с иностранным гражданином, будь то завершение срока действия договора или досрочное его расторжение одной из сторон, в каждом из этих случаев вы должны в течение трех дней подать уведомление в ГУВМ МВД (ФМС).

Вы можете получить подробные разъяснения по вопросам, касающимся оформления иностранных граждан, позвонив по горячей линии "ЗаШтатом".


09.02.2018

"Зарплата", 2012, N 5

Работодатель, досрочно расторгнувший трудовой договор с временно пребывающим в России иностранным работником (не высококвалифицированным), не уведомил о данном обстоятельстве в установленный срок миграционную службу. Какое наказание грозит за такое правонарушение и что предпринять в данной ситуации? Ответы на эти вопросы найдете в статье.

В статье "Увольнение временно пребывающих иностранцев", опубликованной в журнале "Зарплата", 2012, N 3, мы рассказали об обязанности работодателя уведомить территориальное отделение Федеральной миграционной службы о досрочном расторжении трудового договора с временно пребывающим иностранным работником. На подачу уведомления о досрочном расторжении трудового договора с обычным иностранным работником (безвизовым и визовым) работодателю отводится трехдневный срок (п. 9 ст. 13.1 и пп. 7 п. 8 ст. 18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и абз. 5 и 6 п. 137.1 Административного регламента, утвержденного совместным Приказом ФМС России N 1, Минздравсоцразвития России N 4, Минтранса России N 1, Госкомрыболовства России N 2 от 11.01.2008).

Ответственность за неуведомление

За неуведомление территориального органа Федеральной миграционной службы ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ предусмотрен штраф:

  • для должностных лиц - от 35 000 до 50 000 руб.;
  • юридических лиц - от 400 000 до 800 000 руб.

Вместо штрафа возможно наложение административного взыскания в виде приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Что делать, если опоздали уведомить

Даже если срок уведомления пропущен, работодатель должен исполнить свою обязанность. Если вы вышлете уведомление после истечения срока, оштрафовать вас за неуведомление миграционной службы будет нельзя, так как ответственность установлена именно за неуведомление, а не за уведомление с нарушением срока (п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Нанять мигранта на работу сегодня россиянам несложно, гораздо сложне не стать случайными нарушителями миграционного законодательства, которое имеет значительное число "подводных камней". Так, к примеру, на практике нередки ситуации, когда российское предприятие нанимает иностранного гражданина с особым статусом (к примеру, с РВП). Такие иностранцы могут работать без разрешительных документов, а потому принимают их также, как россиян. Казалось бы: заключи трудовой договор и все, тогда как на самом деле после устройства мигранта нужно подать в ФМС уведомление об этом факте.

  • Подавать в миграционную службу уведомление о заключении или расторжении договора с иностранным гражданином нужно абсолютно в отношении всех категорий мигрантов

Срок подачи уведомлений всегда - три рабочих дня. Неважно, принимаете ли вы на работу мигранта или увольняете его. Ехать в ФМС не обязательно, можно отправить заполненное уведомление заказным письмом с описью вложения. Датой подачи уведомления будет считаться дата на почтовом штемпеле.

Ответственность работодателя за неуведомление

Российское законодательство весьма конкретно в требованиях. Работодатель обязан уведомить именно в три дня и именно в той форме, которая предусмотрена приказом ФМС России №147.

За нарушение срока подачи уведомления - штраф, за нарушение формы (а об этом многие забывают) - тоже штраф. Обратите внимание, нарушением формы уведомления ФМС, а вслед за нею и суды считают:

  1. Предоставление старой формы бланка (ранее был приказ №5, бланки похожи, но новый содержит больше информации).
  2. Заполнение не всех обязательных полей в уведомлении.
  3. Отсутствие печати или данных о доверенности должностного лица орагнаизации.

Когда сроки уведомления прошли

Если работодатель пропустил срок подачи уведомления или пренебрег требованием к его форме, миграционная служба привлечет его к административной ответственности. Как правило, этим занимается отдел иммиграционного контроля, инспекторы которого приглашают представителей работодателя сначала на беседу для выяснения обстоятельств, а потом вручают протокол и квитанцию на некоторую сумму штрафа.

Согласно Административному кодексу РФ, нарушитель сроков и формы уведомления о найме или увольнении иностранного гражданина - это любой гражданин Российской Федерации, который состоял с мигрантом в трудовых или гражданско-правовых отношениях и не исполнил обязательство в отношении миграционной службы в части информирования об этом факте. Проще говоря, нарушителем станет любой россиянин, вне зависимости от статуса:

Физическое лицо (обычные граждане, которые за плату просят мигрантов помочь по хозяйству и даже не подписывают с ними договор);

Юридическое лицо (целое предприятие, где по трудовому договору трудится мигрант);

Индивидуальный предприниматель (россиянин, ведущий малый бизнес и приглашающий в качестве помощника на неопределенный срок или на срок срочного договора мигранта).

Статья 18.15 в третьей части гласит, что нарушитель-россиянин должен оплатить штраф в размере от 2000 до 5000 руб, индивидуальный предприниматель или организация от 400 000 до 800 000 руб - ВНИМАНИЕ! - за каждого иностранного гражданина, о котором уведомил не вовремя.

Размер штрафа определяет инспектор ФМС, как правило, при первом нарушении взыскание минимальное, при последующих - максимальное. Если в проступке усматривается умысел - не церемонятся.

Некоторые хитрости по снижению штрафа

Физическим лицам при наложении штрафа можно попробовать побороться за его отмену по ст.2.9 КоАП РФ - "малозначительность", правда, нужно будет доказать, что деяние не стало общественно опасным и не имело последствий (т.е. иностранный работник впоследствии не попал в число нелегалов, никого не убил и не ограбил).

Юридическим лицам можно посоветовать в должностных контрактах с ответственными за работу с миграционной службой лицами прописывать персональную ответственность за совершение юридически значимых действий. В таком случае, штраф инспектор будет накладывать не на предприятие (юридическое лицо), а на его работника, который нарушил срок уведомления (должностное лицо ). Сумма штрафа при таком раскладе уменьшается в 10 раз: от 35 000 до 50 000 руб.

За не уведомление в течении 3-х дней органов ФМС о заключении трудового договора с иностранцем на предприятие накладывается немаленький штраф. А какие санкции предусмотрены за несвоевременное уведомление о приеме на работу иностранца,т.е уведомлении в течении месяца?

Неуведомление миграционной службы о расторжении трудового договора с иностранцем является нарушением законодательства, за которое частью 3 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа:

При этом не имеет значения, в течении какого периода в последствии была уведомлена ФМС, если 3-дневный срок был пропущен, поэтому даже если ФМС была уведомлена в течении месяца со дня заключения трудового договора с иностранным сотрудником, но пропустила 3-дневный срок, она будет привлечена к ответственности по части 3 статьи 18.15 КоАП РФ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

Прибывающие без визы

Без визы в Россию могут въезжать граждане большинства стран ближнего зарубежья (например, Азербайджана, Армении, Молдовы, Украины, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии). Исключение составляют граждане Грузии и Туркменистана. Кроме того, право въезжать в Россию без виз предоставлено лицам без гражданства, проживающим в Латвии и Эстонии и ранее состоявшим в гражданстве СССР (Указ Президента РФ от 17 июня 2008 г. № 977). Перечень стран с указанием установленного для граждан каждого иностранного государства режима въезда в Россию приведен в письме МИД России от 27 сентября 2006 г. № 32253/19 .

Без визы в Россию могут въезжать и граждане из стран дальнего зарубежья (например, Хорватии, Боснии и Герцеговины, Сербии, Черногории, Республики Македония). Для привлечения к трудовой деятельности таких иностранных граждан (лиц без гражданства), которые не пребывают на территории России, требуется получить приглашение на их въезд. Такое требование содержится в международных договорах, заключенных с этими странами. Например, в соглашениях между:

Порядок оформления

Чтобы принять на работу иностранца, временно пребывающего на территории России в безвизовом порядке, нужно:
1) получить патент для самого иностранца с целью ведения трудовой деятельности у работодателя – организации или предпринимателя;
2) оформить приглашение на въезд (при необходимости);
3) после въезда поставить иностранца на миграционный учет;
4) заключить трудовой (гражданско-правовой договор) и уведомить об этом миграционную службу.

При этом для граждан республик Армения, Беларусь и Казахстан действуют особые правила .

Трудоустраивая иностранцев, приехавших в безвизовом порядке и имеющих статусвременно пребывающих , получать разрешение на их привлечение и использование не нужно (п. 4.5 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

Оформление на работу

Об общих правилах приема на работу иностранных граждан см. Как оформить прием на работу сотрудника-иностранца .

Принимая на работу иностранных граждан, прибывших на территорию России в безвизовом режиме, организация должна также уведомить о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров миграционную службу и службу занятости. Форма такого уведомления утверждена .

Помимо этого миграционную службу необходимо уведомлять о прекращении трудовых или гражданско-правовых договоров с безвизовыми иностранцами (форма уведомления утверждена приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147).

Порядок заполнения и представления уведомлений приведен в приложении 6 к . Уведомить миграционную службу и службу занятости организация обязана в течение трех рабочих дней с даты заключения (расторжения) договора.

Такой порядок следует из положений пункта 8 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ и пункта 2 приложения 6 к приказу ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147 .*

Добавим, что уведомлять службу занятости и налоговую инспекцию работодателю не нужно. Подразделения ФМС России сами обмениваются со службами занятости и налоговыми органами сведениями о привлечении сотрудников-иностранцев. Это предусмотрено в пункте 8 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Ответственность за неуведомление ФМС России

Внимание: неуведомление миграционной службы о заключении или расторжении трудового (гражданско-правового) договора с иностранцем является нарушением законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность.

Ответственность установлена частью 3

  • на должностных лиц организации – в размере от 35 000 до 50 000 руб.
    • Правительством РФ и Советом Министров Боснии и Герцеговины , утвержденномраспоряжением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 977-р ;
    • Правительством РФ и Правительством Республики Македония , утвержденномраспоряжением Правительства РФ от 27 августа 2007 г. № 1131-р .
  • на организацию (принимающую сторону) – в размере от 400 000 до 800 000 руб. (либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток);
  • на должностных лиц организации – в размере от 35 000 до 50 000 руб.

Для работодателей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей ответственность за неуведомление установлена частью 4 статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предусматривает наложение административного штрафа:

  • на организацию (принимающую сторону) – в размере от 400 000 до 1 000 000 руб. или административное приостановление деятельности от 14 до 90 суток;
  • на должностных лиц организации – в размере от 35 000 до 70 000 руб.

При этом штрафы (приостановление деятельности) грозят не только за неуведомление миграционной службы, но и за нарушение установленного порядка или формы уведомления.

В каком порядке оформить нового сотрудника

Чтобы оформить на работу нового сотрудника, в первую очередь от него нужно получить все необходимые документы . В том числе пенсионное свидетельство.

Следующим шагом ознакомьте будущего сотрудника с основными локальными нормативными актами организации – коллективными договорами, различными положениями, внутренними правилами и инструкциями. Сделайте это обязательно под подпись. Для этого можно использовать специальный журнал. Специальная форма для этого не предусмотрена. Поэтому ее можно составить самостоятельно или же воспользоваться, например, таким вариантом .

Такой порядок предусмотрен частями и статьи 68 Трудового кодекса РФ.

После того как условия работы согласованы, запишите их в трудовом договоре . Его подпишите в двух экземплярах – один для сотрудника, другой для организации. Сделать это нужно не позднее трех дней с момента, когда человек приступит к работе.

Подписав договор, нужно оформить приказ руководителя о включении в штат нового сотрудника.

Кроме того, иностранец может быть высококвалифицированным специалистом . Для приема на работу таких лиц предусмотрен особый порядок.

Подтвердить свой статус иностранец должен определенными документами.

Так, доказательством статуса временно пребывающего в России иностранца будет миграционная карта . У такого иностранца она должна быть обязательно. В миграционной карте фиксируются дата выдачи и срок пребывания мигранта в России. По окончании указанного срока иностранец может его продлить. Кроме того, он может получить разрешение на временное проживание или даже вид на жительство.

Получив разрешение на временное проживание, иностранец может в течение трех лет трудиться и жить в России. Разрешение оформляется в виде отметки в документе (штампа), удостоверяющем личность, а при его отсутствии – отдельным документом.

Иностранец, проживший в России год, может подать заявление о выдаче вида на жительство. Он выдается на пять лет и может неограниченное количество раз продлеваться. Вид на жительство, полученный лицом без гражданства, одновременно будет для него и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство также позволяет иностранцу свободно въезжать в Россию и выезжать с ее территории.

Кроме того, у любого иностранца должны быть документы, удостоверяющие его личность. Так, у иностранца должен быть паспорт либо другой документ, который может подтвердить личность, согласно законодательству или подписанным международным соглашениям России. Человек без гражданства также может подтвердить личность, как указано выше, разрешением на временное пребывание (когда оно оформлено отдельным документом) или видом на жительство.

Подробнее о том, как принять на работу иностранца с учетом его статуса, см.:

  • Как принять на работу иностранца, который прибывает в Россию в визовом порядке и имеет статус временно пребывающего ;
  • Как принять на работу иностранца, который прибывает в Россию в безвизовом порядке и имеет статус временно пребывающего ;
  • Как принять на работу иностранца, проживающего в России временно или постоянно ;
  • Как принять на работу иностранца – высококвалифицированного специалиста .

Нина Ковязина

Справочная информация: Административная ответственность за нарушение трудового и миграционного законодательства

Область нарушений.