Основные причины дисфункции почек: симптомы и рекомендации по лечению. Малозначительность административного правонарушения: признаки, нормы законодательства, порядок наложения взыскания Выраженное нарушение

ИЗ ЗАЛА СУДА:

О неясностях в критериях определения степени нарушений функций организма при предоставлении государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы

3.09.2012г мой сын в очередной раз обратился для проведения государственнойуслуги по медико-социальной экспертизе (далее – МСЭ)в бюро № 5 ГБ ФГУ МСЭ по Новосибирской области (далее – НСО).На комиссиях МСЭ специалистамиБюро № 5, Состава № 4 и 2 ГБ МСЭ по НСО ему было отказано в признании необходимости мер социальной помощи, защиты и реабилитации(в признании его инвалидом)при наличиисложного комплекса заболеваний: (перечень заболеваний).

Раздел III приказа Минздравсоцразвития РФ № 295н от 11.04.2011г «Об утверждении Административного регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы» (далее – «Регламент») определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при проведении медико-социальной экспертизы в целях повышения качества предоставления государственной услуги и создания комфортных условий для ее получения.

Степень нарушения функций организма характеризуется различнымипоказателями и зависит от вида функциональных нарушений и методов их определения .

Во-первых, в актах освидетельствования и решениях Бюро №5, Составов № 4 и 2 ГБ ФГУ МСЭ по Новосибирской области не определены п.п. 10.2-10.13 степень выраженности расстройств функций организма,вызванных сложным комплексомзаболеваний (перечень заболеваний) , симптомы нарушений просто описаны в актах.

К основным видам нарушений функций организма человека в соответствии с п. 3, 4 приказаМинздравсоцразвития РФ № 1013н от 23.12.2009 «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» (далее - «Приказа № 1013н») относятся:

Нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций);

Нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования и пр.);

Нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности);

Нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений);

Нарушения функций кровообращения,….. обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета;

Нарушение функций организма определяется при комплексной оценке различных показателей и характеризуется четырьмя степенями их выраженности:

1 степень - незначительные нарушения,

2 степень - умеренные нарушения,

3 степень - выраженные нарушения,

4 степень - значительно выраженные нарушения.

На основании п. 7 «Приказа 1013н» степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы , соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.

Акты освидетельствования МСЭ содержат информацию только по п. 10.1 об анализе нарушений организма (незначительные нарушения) по психическим функциям на основе применения следующих объективных методик: «10 слов Лурии», «Таблица Щульца, методика исключения предметов, проективная методика Люшера.

В актах отсутствует анализ других нарушений функций организма п.п. 10.2-10.13 , указанных в п. 3 «Приказа № 1013н», определение каких-либо показателей этих нарушений при комплексе заболеваний (перечень заболеваний) , исходя из оценки отклонения от нормы биологического развития здорового человека.

В актах не указаны методы, которые применялись для определения количественного и качественного уровня показателей выраженности (незначительные, умеренные, выраженные) каких-либо нарушений функций организма п.п. 10.2-10.13 (кроме нарушения психических функций - п. 10.1), связанными с заболеваниями (перечень заболеваний).

НАПРИМЕР, при описании в актах симптомов (жалоб) нарушений функций организма: (перечень симптомов заболеваний) НЕ ОПРЕДЕЛЕНЫ какими нарушениями эти симптомы являются (незначительными, умеренными, выраженными), исходя из каких норм определяется их отклонения при (перечень заболеваний), с использованием каких объективных методов .

В актах отсутствует описание существующих норм (в частности, норм наличия (симптом заболевания), норм количества (симптомы заболевания), норм наличия (симптом заболевание), соответствующих биологическому развитию (возрасту26 лет) человека,и шкалы оценки (незначительные, умеренные, выраженные) отклонений функций организма, от этих норм .

Во-вторых , на основании п. 56 «Регламента» по заявлению сына не проведены дополнительные обследования для определения реабилитационного потенциала и прогноза . В направлении (форма № 088/у-06) Поликлиники №…. эти показатели определены как низкий и сомнительный . В 2011 г Поликлиника №…. в направлении на МСЭ также указывала, что реабилитационный потенциал и прогноз «неопределенный и сомнительный». В актах МСЭ в 2011г реабилитационный потенциал и прогноз замененны на «благоприятный». В 2011г мой сын повторно перенес (заболевание)в тяжелой форме и по данным КТ головного мозга у него имеются новые очаги и новообразования вторичного характера, которые влияют на состояние его здоровья.

Возникает вопрос, как на комиссиях МСЭ определяют целесообразность и необходимость гражданинав проведении реабилитации и мер социальной защиты и разрабатываютиндивидуальные программы реабилитации (ИПР) без определения реабилитационного потенциалаи прогноза развития заболеваний?

Согласно «Регламента» на заседание Состава № 2 ГБ МСЭ руководитель ГБ МСЭ может пригласить с правом совещательного голоса специалиста службы занятости. По заявлению сына специалист не был приглашен на комиссию МСЭ. Он был направлен в центр занятости на проведение подбора профессий с учетом противопоказаний по заболеваниям, но в направлении в центр занятости специалисты МСЭ не указали ни заболевания, ни противопоказания по ним. Поэтому в заключении центра занятости определен перечень профессий без учета заболеваний и противопоказаний по ним. Об этом сын направил письмо в ГБ МСЭ. Эта претензия об определении перечня профессий без учета противопоказаний по заболеваниям оставлена без внимания. В свою очередь,центр занятости на подобную претензию отреагировал и направил сыну письмо с приглашением на повторное проведение подбора профессий с учетом приказа Минздравсоцразвития РФ № 302н от 12.04.2012.

Повторный подбор профессий определил, что, несмотря на среднее специальное образование (менеджер),сыну рекомендована профессиональная деятельность в сфере специальностей, не требующих квалификации, по профессиям фасовщик, маркировщик, упаковщик. При этом неопределен режим работы (полный или неполный рабочий день), уровень напряженности и объем выполняемых работ.

«Приказ № 1013н» определяет, что способность к трудовой деятельности(в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы)1 степени – это способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации , тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации.

Нарушены требования к порядку процедуры представления государственной услуги по проведению МСЭ: не определение реабилитационного потенциала и прогноза при установлении необходимости в мерах социальной помощи, защиты и реабилитации; определение способности к трудовой деятельности и подбору профессий безучета противопоказаний по заболеваниям; не определена степень выраженности нарушения функций организма п.п.10.2-10.13 в связи с заболеваниями (перечень заболеваний); не указаны показатели , на основании которых может быть определена степень выраженности нарушений; не указаны методы , с использованием которых могут быть определены показатели и степень выраженности нарушений функций организма.

В третьих, в течение 2009-2012г Поликлиника № ….. при заполнении формы № 088/у-06 направления на МСЭне отслеживала динамику состояния здоровья сына с учетом сложного комплекса заболеваний (перечень заболеваний). В феврале 2011г в направлении на МСЭ указано, что последний приступ был в 2007 году, несмотря на то, что в Поликлинику №…. сын предоставил копии вызовов скорой помощи в 2010 г, кроме этого, в 2010 г у него было 75 приступов.

Заключения Бюро № 5, Составов 4 и 2 ГБ МСЭ по НСО не являются комплексной оценкой различных показателей нарушений функций организма , не содержатинформацию о степени выраженности расстройств функций организма, связанных комплексом заболеваний (перечень заболеваний) исходя из существующих норм, соответствующих определенному периоду (возрасту) биологического развития человека. В настоящее время сын не может работать в связи с частыми проявлениями вышеуказанных симптомов, не получает в Поликлинике № …. по месту жительства какого-либо лечения, способствующего его социальной адаптации и реабилитации.

Ответ ГБ МСЭ по НСО на многочисленные обращения не содержит ответы по существу на все поставленные вопросы;вовремя не предоставлена копия акта освидетельствования Составом № 2; не даны разъяснения решений МСЭ Состава 4 и 2 исходя из существующих норм и методов определения нарушений функций организма при комплексе заболеваний; не объяснено , почему не проведены дополнительные обследования для определения реабилитационного прогноза и потенциала; повторно не определен перечень профессий с учетом противопоказаний по заболеваниям и степень способности к трудовой деятельности.

Нарушена процедура проведения государственной услуги в соответствии с «Регламентом» и нормативными актами – не определены (п.п.10.2-10.12) степень выраженности (незначительные, умеренные, выраженные) нарушений функций организма в связи с заболеваниями;не определены реабилитационный потенциал и прогноз заболеваний; определена способность к трудовой деятельности с учетом противопоказаний по заболеваниям (перечень заболеваний).

Не определены существующие нормы, соответствующие определенному периоду (возрасту) биологического развития человека; не определены степень ограничений жизнедеятельности в результате заболеваний исходя из оценки отклонений от этих существующих норм, соответствующих определенному периоду (возрасту 26 лет) биологического развития.

Не даны ответы по существу на все вопросы обращений, касающихся информации о состоянии здоровья, методах обследования, степени нарушения функций организма в результате сложного комплекса заболеваний.

Копия акта освидетельствования Составом № 2 ГБ МСЭ по НСО предоставлена только через два месяца, после направления судом в адрес ГБ МСЭ по НСО копии искового заявления.

В целях обеспечения прозрачности, объективности решений МСЭ и повышения качества и эффективности медико-социальных экспертных услуг, определения количественной оценки степени выраженности заболеваний, приводящих к нарушению функций организма и ограничениям основных категорий жизнедеятельности различной степени было направлено в суд исковое заявление о признании решения ГБ МСЭ по НСО незаконным в связи с несоблюдением требований проведения МСЭ.

Продолжение следует…….

Шаламова Ю.В.,

Просто гражданин, который через 4 года инвалидности отказалась от унизительной процедуры очередного освидетельствования в 5 раз, т.к. через полгода выхожу на пенсию по старости….

P .S . Но этого не может сделать мой сын в 26 лет, больной с рождения, не имеющий ни квалифицированной медицинской помощи, ни должного диспансерного учета и реабилитации, чтобы вылечиться, ни права на социальную защиту и реабилитацию.

Административное законодательство не только определило фактические основания применения, систему взысканий, но и предусмотрело реальные основания и правила их наложения.

Если мы говорим о применении какого-либо административного взыскания, то оно базируется на значительной численности принципов: законности, гуманизма, гласности, неотвратимости наказания и тому подобное.

Так же существует такое понятие как малозначительность административного правонарушения, которое по своей сути является не значительным нарушением, о чем и будет освещено ниже

Навигация по статье

Применение мер административной ответственности

Применение мер административной ответственности должно основываться на ряде принципов, одним из определяющих среди которых принцип неотвратимости. Сущность его состоит в том, что каждый субъект, совершивший наказуемое деяние, должен понести справедливое наказание.

Однако названный принцип в наше время по объективным и субъективным причинам действует далеко не всегда. Особенностью административного нарушения является то, что, в отличие от уголовного деяния, оно не характеризуется общественной опасностью.

Административные правонарушения являются социально вредными, то есть наносят или объективно могут нанести определенный вред охраняемым общественным отношениям.

Однако размер такого ущерба, возможность ее предотвращения или возмещения в правонарушениях с материальным составом и объективная возможность причинения вреда в формальных проступках также может влиять на вид и меру ответственности правонарушителя.

Характер правонарушения определяют признаки, характеризующие объективную сторону нарушения (действие, метод и орудие совершения правонарушения, время, обстановка).

Установление личности правонарушителя

Не менее важным при применении взыскания, предусмотренного санкциями, есть такой аспект, как установление личности правонарушителя.

Понятно, что совершение нарушения является следствием таких обстоятельств, как например, условий формирования личности, интересов, взглядов на жизнь и др.

Поэтому при назначении наказания учитываются все эти данные и только тогда, после глубокого анализа, можно назначить более приемлемую меру воздействия.

Необходимо отметить, что административные законы на данный момент не имеют указаний на данных о гражданах, которые бы учитывались при назначении наказания.

Поэтому необходимо определить лишь некоторые аспекты круга сведений о правонарушителе и документально их закрепить. Необходимо отметить, что выявление смягчающих обстоятельств недостаточно для решения вопроса об учете личности правонарушителя.

Необходимо еще разработать предложения, которые при наложении взыскания помогли более точно учитывать личность . Для изучения личности правонарушителя необходимо определить сведения, характеризующие ее социальный статус, изучить психологические свойства личности, а также ее физиологические особенности (наличие инвалидности и т. д.).

Вторым аспектом при наложении административного взыскания является учет степени вины нарушителя.

Формальный подход к признанию наличия или отсутствия преступления означает отход от принципа гуманизма и уголовно-правового воздействия, отвлечения от борьбы с настоящей преступностью. Это хорошо понимали в древнем Риме, где действовал постулат: de minimus non curat praetor. То есть: претор (судья) не занимается мелочами.

Условия, при которых можно расценивать малозначительность административного правонарушения, это:

  • Когда оно должно формально подпадать под признаки деяния, предусмотренного определенной статьей УК. Другие виды не могут подпадать под понятие малозначительного деяния. Они должны рассматриваться по нормам других сфер права: административного, трудового, гражданского и т. п.
  • Когда у малозначительного деяния должна отсутствовать общественная опасность.

Определение понятий и признаков

Так как малозначительное нарушение не является преступлением, оценка ему как таковому дается представителями правоохранительных органов. Решение принимается с учетом всех особенностей конкретного события.

Как правило, это — умышленное деяние, не повлекшее существенный вред. Эта несущественная вред может быть материальной (кража частного имущества на незначительную сумму), может быть организационной и др.

Малозначительность административного правонарушения — это качественные и количественные действия конкретного состава нарушения, которые лишают эти действия общественной опасности или уменьшают их до минимума (малый материальный ущерб, незначительное проявление с объективной стороны, неопределенная цель, мотив, незначительная вина правонарушителя и т. д.).

Для решения вопроса о том, является ли деяние преступлением или малозначительным деянием, могут иметь значение особенности субъекта действия.

Есть и совершенно противоположные соображения относительно того, что особенности субъекта не имеют принципиального значения, потому что правосудие существует на началах равенства граждан перед законом и судом, которая возможна только, когда основным в оценке деятельности лица будет деяние субъекта, а не один как лицо с ее положительными и отрицательными чертами.

Главным признаком преступления – является его общественная опасность, причинения им тяжкого, во многих случаях непоправимый вред или образования угрозы причинения такого вреда.

Наличие этих признаков исключает вопрос о малозначительности объекта посягательства (говоря об объекте, подразумеваем объект посягательства, а не объект, которому реально причинен вред посягательством).

Если деяние направлено на причинение значительного или неопределенного по объему ущерба, но реально был причинен незначительный вред, тоже нельзя говорить о малозначительности деяния. То есть о малозначительности административного правонарушения может идти речь только тогда, когда посягательство было незначительным или потенциальный вред мог быть мизерным.

Связь понятия малозначительности с понятием декриминализация

Незначительные деяния только тогда не являются преступными, когда их малозначительности является как объективной, так и субъективной, то есть по содержанию вины, когда лицо намеревалось причинить мизерный вред.

В случае же между намерением лица и фактически достигнутым ею результатом, ответственность должна отражать действительное направление и вине.

Учитывая, что объект преступления — это общественные отношения, можно сказать, что там, где нет посягательства на общественные отношения или такое посягательство носит малозначительный характер, в результате чего общественным отношениям не наносится вред, нет преступления.

Существует единственное исключение, когда объект становится малозначительным, то есть когда он теряет свою общественную значимость. Потеря значимости может быть по разным причинам: изменение ценностей, экономических условий, политической обстановки в стране т. д.

Таким образом, в таком случае понятие малозначительности имеет связь с таким понятием, как декриминализация.

Является важным определение понятий и признаков малозначительных административных правонарушений на основе обобщения действующего административного кодекса РФ, а также определение условий освобождения от административного преследования в случае совершения гражданином малозначительного правонарушения.

Проблемы малозначительности административного правонарушения в судебной практике выступали предметом исследований многих ученых, однако с развитием общественных отношений, увеличением количества нарушений административного не потеряли своей актуальности и сегодня.

Основываясь на ст. 2.9 КоАП дает сделать сказать, что освободить гражданина от административной ответственности имеет право только властный субъект, наделенный правом решать по существу соответствующую категорию дел. Это обстоятельство указывают слова «…орган, уполномоченный решать дело…».

То есть субъект, который не наделен таким правом, а уполномочен только открывать административное производство, освободить от ответственности нарушителя на основании ст. 2.9 КоАП не имеет право.

Порядок наложения административных взысканий

Принятие решения об освобождении от административной ответственности достаточно проблематичны по ряду причин:

  • Во-первых, объективно соответствующее противоправное деяние имеет все элементы состава правонарушения, то есть с формальной стороны оно является административно преследуемым деянием.
  • Во-вторых, законодатель не дает определения такого правонарушения и даже не называет его признаков.
  • В-третьих, в законодательстве нет малозначительных правонарушений, может создавать иллюзию, будто все административных правонарушениях с формальным составом незначительны, а это далеко не так.

Малозначительность административного правонарушения — это такие деяния, которые:

  • не являются большой общественной опасности
  • в совершении которых, нарушитель искренне раскаялся; не причинили значительный ущерб общественным интересам, правам граждан или другим, охраняемым законом, ценностям
  • если материальный ущерб, причиненный таким преступлением, является незначительной и была добровольно и в полном объеме возмещен правонарушителем до решения по существу

Вопрос о необходимости или нецелесообразности освобождения лица от ответственности при малозначительности нарушения в каждом отдельном случае решается правоприменительным органом.

Целесообразность освобождения лица от административной ответственности

На целесообразность освобождения лица от административной ответственности по мотивам малозначительности имеют место указывать те обстоятельства, которые смягчают ответственность, например факт отсутствия у нарушителя устоявшихся антиобщественных установок, подтверждается положительной характеристикой с места , службы, учебы, жительства, отсутствие фактов совершения противоправных поступков в прошлом, совершение нарушения по неосторожности и тому подобное.

Необходимость использования при малозначительности административного правонарушения в судебной практике такого мероприятия воздействия на граждан, как замечание, дает основание говорить о неизбежности реагирования государства на каждое нарушение, в реальную реализацию принципа неотвратимости ответственности.

Вместе с тем использование замечания, как способа реагирования на нарушения закона, не означает применения к правонарушителю принуждения, так как, во-первых, лицо остается свободной самостоятельно направлять свое поведение и прекратить, или продолжить совершение противоправного деяния со всеми его вытекающими последствиями. Во-вторых, в отличие от предупреждения, замечание в устной форме не значится среди вида наказаний, предусмотренных ст. 3.1 КоАП.

Освобождение от административной ответственности на этапе рассмотрения дела, в связи с малозначительностью нарушения согласно ст. 3.1 КоАП не считается обязанностью юридического органа.

В связи с этим указанный уполномоченный орган обязан рассмотреть все стороны совершенного нарушения, оценить обстановку и убедиться, что отсутствует значительный ущерб.

Как гуманизация уголовного законодательства разгрузит суды — на видео:

Что требуется усовершенствовать на законодательном уровне

Важно также учитывать личность нарушителя, характер нарушения, наличие факторов, смягчающих ответственность и т. п. Поэтому, считается необходимым ст. 2.9 об административном наказании изложить в такой редакции:

«При совершении лицом административного правонарушения, что не нанесло и объективно не могло нанести значительный ущерб охраняемым в административном порядке правам и интересам, и при условии осознания нарушителем противоправности своего поступка и прекращение противоправного поведения, уполномоченный орган может освободить его от ответственности. Устное замечание не является административным наказанием, а выступает мерой воспитательного воздействия, имеет целью предупреждение совершения правонарушений в будущем и объяснение правонарушителю сущности и последствий его противоправного поступка».

Применение административной дефиниции при определении малозначительности административного правонарушения в судебной практике не только упростит применения ст. 2.9 кодекса об административных нарушениях, но и позволит уменьшить количество злоупотреблений должностными лицами при решении административных дел.

Задайте свой вопрос в форму ниже

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ИНВАЛИДНОСТИ

Показатели инвалидности, являясь важным - медико-социальным критерием общественного здоровья, характеризуют уровень социально-экономического развития общества, экологическое состояние территории, качество проводимых профилактических мероприятий.

Слово «инвалид» происходит от латинского invalidus – слабый, немощный. Инвалидом принято считать человека, который имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Под инвалидностью понимают социальную недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойки расстройством функций организма, приводящего к ограничению жизнедеятельности и вызывающего необходимость его социальной защиты.

Таким образом, инвалидность – это социальная недостаточность. Что же такое социальная недостаточность? Социальная недостаточность это социальные последствия нарушения здоровья, приводящего к ограничению жизнедеятельности, невозможности (полностью или частично) выполнять обычную для человека роль в социальной жизни и обусловливающие необходимость социальной защиты.

Причиной инвалидности является нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, т.е. нарушение физического, душевного и социального благополучия вследствие потери, расстройства, аномалии физической, психической или анатомической структуры или функции организма человека.

3.1. Основные причины инвалидности:

1. Инвалидность вследствие общего заболевания является наиболее частой причиной инвалидности за исключением случаев, непосредственно связанных с профессиональными заболеваниями, трудовым увечьем, военной травмой и др.

2. Инвалидность в связи с трудовым увечьем устанавливается гражданам, инвалидность которых наступила вследствие повреждения здоровья, связанного с несчастным случаем на производстве.

3. Инвалидность вследствие профессионального заболевания устанавливается гражданам, инвалидность которых наступила вследствие острых и хронических профессиональных заболеваний.

4. Инвалидность с детства: лицу в возрасте до 18 лет, признанному инвалидом, устанавливается статус «ребенок-инвалид»; при достижении возраста 18 лет и старше этим лицам устанавливается «инвалидность с детства».

5. Инвалидность у бывших военнослужащих устанавливается при заболеваниях и травмах, связанных с выполнением военных обязанностей.

6. Инвалидность вследствие радиационных катастроф устанавливается гражданам, инвалидность которых наступила вследствие ликвидации аварий на Чернобыльской АЭС, ПО «Маяк» и др.


Степень нарушения функций организма характеризуется различными показателями и зависит от вида функциональных нарушений, методов их определения, способности измерения и оценки результатов. Выделяют следующие нарушения функций организма:

· нарушения высших психических функций (умственные нарушения, другие психологические нарушения, речевые, языковые нарушения);

· нарушение органов чувств (зрительные нарушения, слуховые и вестибулярные нарушения, расстройства обоняния, осязания);

· двигательные нарушения;

· висцеральные и метаболические нарушения, расстройства питания;

· уродующие нарушения;

· нарушения, связанные с причинами общего характера.

· На основе комплексной оценки различных параметров с учетом их качественных и количественных значений выделяют три степени нарушений функций организма:

1-я степень – незначительно выраженные нарушения функций;

2-я степень – умеренно выраженные нарушения функций;

3 степень – выраженные и значительно выраженные нарушения функций.

Как следует из определения, инвалидность приводит к ограничению жизнедеятельности, т.е. к полной, либо частичной утрате лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Таким образом, основными критериями жизнедеятельности, которые ограничивает инвалидность являются:

· способность к самообслуживанию, т.е. способность справляться с основными физиологическими потребностями, пользоваться общими жилищно-бытовыми предметами;

· способность к передвижению, т.е. способность ходить, бегать, перемещаться, преодолевать препятствия, управлять положением тела;

· способность к обучению, т.е. способность к восприятию знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками (социальными, культурными и бытовыми);

· способность к ориентации, т.е. способность самостоятельно ориентироваться в окружающей среде посредством зрения, слуха, обоняния, осязания, мышления и адекватно оценивать ситуацию с помощью интеллекта;

· способность к общению, т.е. способность к установлению и развитию контактов между людьми благодаря восприятию, пониманию другого человека, возможности обмена информацией;

· способность контроля за своим поведение, т.е. способность ощущения себя и правильного поведения в повседневной обстановке.

В зависимости от степени отклонения от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья определяется степень ограничения жизнедеятельности. В свою очередь в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности и степени нарушения функций организма лицу, признанному инвалидом, устанавливают степень инвалидности.

Что такое малозначительность совершенного административного правонарушения?

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ).

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. К ним, в частности, относятся административные правонарушения, предусмотренные:

а) ст. 12.8 КоАП РФ об управлении транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения;

б) ст. 12.26 КоАП РФ о невыполнении водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Малозначительность совершенного административного правонарушения может быть установлена судом, в частности, при:

а) рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности;

б) рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности.

Установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, в мотивировочной части судебного решения должны содержаться выводы:

а) об отказе в удовлетворении требований административного органа;

б) об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения;

в) о применении меры в виде устного замечания.

При этом судебные расходы, понесенные лицом, освобожденным от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, возмещению этому лицу не подлежат.

Если же малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 211 АПК РФ и ст. 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного суды должны учитывать, что ст. 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом вышеуказанных положений применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").