Нечаянная радость (икона): о чём молятся? Икона молитва божьей матери нечаянная радость в чем.

Нечаянная радость то чудо, на которое мы уже не надеялись и не рассчитывали – неожиданное, внезапное и непредсказуемое. Верующие обращаются с молитвой к Богородице перед иконой «Нечаянная Радость» тогда, когда, кажется, что огонёк надежды уже угас. Они просят Пречистую о защите от скорбей и бед, молятся об избавлении от душевных тревог и телесных болезней.

Молитва перед иконой «Нечаянная Радость» помогает матерям испросить для своих детей физическое и духовное здоровье. Заблудшие, но раскаявшиеся души могут, наконец, получить прощение и обрести покой. Те, у кого пропали родные и близкие, обращаются к Богородице, чтобы вновь соединиться с дорогими людьми. А страдальцы, которых постигла физическая болезнь, исцеляются. Икона также помогает и тем, кто тяготится тяжёлым душевным бременем – непримиримой обидой или глубокой печалью.

Приблизительно в XVI веке Дмитрий Ростовский написал книгу "Руно Орошенное", в котором описал историю, давшую толчок на написание этого святого образа. Жил один мужчина, который вел очень непростую и далеко не праведную жизнь. Но он был очень привязан к образу Царицы Небесной. Однажды, когда он собирался вновь идти на не богоугодное дело, он упал на колени и стал молиться Матери Божией об успехах в делах. В этот момент он увидел, что из язв у младенца Иисуса на теле начала идти кровь. Руки, ноги и бок младенца кровоточили, и вдруг он услышал голос самой Богородицы: "Иудеи распяли моего сына, но вы грешники делаете это снова. Вы говорите, что я Милосердна и при этом оскорбляете меня своими грехами?!". Мужчина осознал свои грехи и с того момента вел праведную жизнь.

До сих пор досконально не известна история этого образа. Есть предположение, что эта икона окружными путями была передана в Воскресенскую церковь, которая находится в Сокольниках. На то время это был центр обновленческой ереси. Попала она туда из Константино-Еленинской церкви из Тайнинского сада Кремля. В советские года (в 1928 году) храм был разрушен и все святыни и реликвии были изъяты. Позже движение обновленцев было закрыто, оно распалось после того как "красная" власть отказалась спонсировать их. Все уцелевшие образа и святыни были переданы в остальные храмы и монастыри, которые в тот момент были открыты.

После передачи иконы, настоятель "Ильи Обыденного" отец Александр Толгский обратился к патриарху Сергию с просьбой о позволении переноса иконы на свое настоящее место. Патриарх благословил это дело и в 1944 году образ Царицы Небесной помпезно был перенесен. Действие это случилось в пятницу и теперь каждую пятницу в храме проходит торжественная служба, при которой читают акафист "Нечаянной радости".

Слава об этой иконе Божией Матери разнеслась на сотни городов. К образу приходили люди и просили о помощи в рождении детей, наставления своих чад на верный путь, молились о помощи в делах и прощении.

В дни почитания образа, 22 декабря и 14 мая, люди просят помощи и надежды на то, что их проблемы будут решены, матери просят за своих детей, просят об исцелении недугов.


В православной традиции икона становится особо почитаемой или даже чудотворной после определенных сверхъестественных событий. Но есть один образ, создание которого предварило чудесное происшествие. Сама икона представляет собой не только традиционный лик Божией Матери и Младенца Христа, но являет целую иконографическую композицию.

«Руно орошенное»

Среди многочисленного литературного наследия митрополита Дмитрия Ростовского, по словам академика Д. С. Лихачева, последнего значимого писателя православной Восточной и Южной Европы, имеется описание чудес, бывших от икон Пресвятой Богородицы. Книга называется «Руно орошенное» и повествует о необыкновенных событиях, имевших место в Ильинском монастыре города Чернигова. Святитель Дмитрий рассказывает о многочисленных чудесных исцелениях, происходивших во время чтения молитв перед иконой Матери Божией, чему свидетелем он сам являлся.

Последовательно описывая 24 чуда, автор прилагает к каждому из них по два душеполезных слова с поучительными примерами из жизни святых. В последней главе он приводит описание случая, произошедшего с одним грешником. Источник этих сведений, место событий и имя человека неизвестны. Книга была издана в 1683 году и посвящена прославлению местночтимой иконы Богоматери (правда, информации о том, какой именно, также не сохранилось).

Повествование о чуде в изложении Дмитрия, Митрополита Ростовского

Святитель описывает это так. Один человек имел привычку каждый день молиться перед образом Богородицы словами благовестия Архангела Гавриила: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» После такого благочестивого упражнения он отправлялся совершать некое скверное дело. В один из дней во время молитвы он увидел, как из ран на теле Младенца истекает кровь. Видение повергло несчастного в ужас. В исступлении он обратился к Божией Матери с вопросом: "Кто совершил это преступление?"

Матерь Божия ответила, что грешащие люди уподобляются древним иудеям, приговорившим Христа к мучительной смерти: «Ты и подобные тебе грешники распинаете Сына Моего». Человек стал молить о милосердии и прощении, на что ему был дан ответ: «Называете Меня Матерью милосердия, а в то же время доставляете Мне скорби делами своими». На человека снизошло прозрение о том, что греховные поступки имеют воистину вселенские последствия. Он стал умолять Матерь Божию о заступничестве перед Спасителем.

Только после третьего прошения Младенец Христос согласился принять ходатайство Богородицы. Божественное установление повелевает, чтобы Сын чтил Мать. А Тот, Кто установил Закон, Сам должен его исполнять. Ради мольбы Богородицы, этому человеку были отпущены грехи. Видение исчезло. Очистилась и залитая кровью икона. Нечаянная радость прощения грехов преобразила внутренний мир человека. Вдохновленный сверхъестественным вмешательством и заступничеством, с того момента грешник начал новую жизнь.

Уникальный иконографический извод

Внезапное внутреннее озарение и последовавшие вслед за этим покаяние и исправление грешного человека явились причиной того, что в литургическом обиходе русской Церкви появилась икона «Нечаянная Радость». Значение нового образа было настолько близко верующим, что к концу XVIII века почти в каждом храме имелся список этой иконы. Кто был автором живописного образа чуда - неизвестно. Радостью именуется Сама Богородица, поэтому слово в названии пишется с заглавной буквы.

Икона «Нечаянная Радость» - уникальное явление в церковном изобразительном искусстве. Образ представляет собой динамически развивающийся сюжет. На изображении присутствует икона Богородицы в киоте. Как правило, используется один из трех самых распространенных типов - «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «указывающая путь к спасению души». Изображается как бы икона в иконе, а действие происходит в храме.

В нижней части напольного киота с образом Девы Марии иконописцы размещают начальные фразы повествования о чуде, взятые из книги «Руно Орошенное», или слова Архангельского благовестия, или же отрывок молитвы перед иконой «Нечаянная Радость». Иногда историю спасения грешника в кратком изложении помещают внизу композиции.

Неотъемлемым фрагментом сюжета является фигура стоящего на коленях перед святым образом мужчины. Его покаянный облик обращен к Богородице с Младенцем. На иконе в виде узкой полосы-ленты пишут слова речи самого мужчины к Матери Божией и Ее ответ. Младенец Христос изображается с открытыми кровоточащими ранами-язвами на теле, которые появились у Него впоследствии, при распятии на кресте

Неповторимая особенность иконы именно в том, что образ, к которому взывает мужчина, развернут непосредственно к грешнику. Этим икона «Нечаянная Радость» отличается от канонического изображения Одигитрии, в котором Матерь Божия склоняется над Богомладенцем. Подобный художественный прием позволил отобразить суть чуда - обращение Богородицы и Сына Божия к молящемуся человеку.

Чудотворная икона «Нечаянная Радость» в храме пророка Ильи

На окраине столицы в Острожье более трехсот лет назад на месте ветхого деревянного храма в честь прока Илии был воздвигнут новый каменный. В наши дни эта приходская церковь известна как храм Илии Обыденного. Множество паломников устремляется сюда потому, что здесь находится, пожалуй, самая чтимая в России икона «Нечаянная Радость». О том, кем и когда был написан чудотворный образ, история сведений не сохранила.

Первоначально икона хранилась в храме св. царей Константина и Елены, у южной стены Кремля в нижнем саду. В конце XIX века здесь служил известный московский проповедник и духовный писатель протоиерей Валентин Амфитеатров. Отец Валентин регулярно читал перед иконой акафисты. Молебны собирали большое количество верующих горожан. После разрушения Константино-Елененского храма в 1928 году образ переправили в Сокольники в Воскресенский храм, в котором имелся придел «Нечаянная Радость». Только в конце войны икона заняла нынешнее почетное место в Ильинской церкви.

Святой образ украшен серебряным окладом и множеством лампад. Украшения, оставленные благодарными верующими, свидетельствуют о многочисленных чудесах, которые оказала икона «Нечаянная Радость». Значение этой святыни поистине всероссийское. На окладе имеется надпись, гласящая о том, что в 1959 году с благословения Святейшего Патриарха Алексия I на иконе была установлена риза. Перед этим образом очень любил молиться Патриарх Пимен, смиренно считавший себя прихожанином этого храма. Сама церковь в советское время никогда не закрывалась, и службы в ней не прекращались. Здесь сохранялись многие святыни из разрушенных и закрытых храмов и монастырей Москвы.

Одним из сокровищ великого духовного наследия наших благочестивых предков является икона «Нечаянная Радость». Фото этого чудотворного образа, благоговейно почитаемого многими православными верующими, представлено ниже.

Храм в Марьиной роще

К северу от Садового кольца, на улице Шереметьевской, находится построенный в первом десятилетии прошлого века храм иконы «Нечаянная Радость». Благолепная церковь была воздвигнута на пожертвования прихожан слободы Марьина Роща. Участок земли для такого богоугодного дела предоставил сам граф А. Д. Шереметьев. В новую церковь был перевезен написанный в середине XIX столетия чудотворный образ «Нечаянная Радость». Икона, где находится и частица мощей мученика Трифона, весьма почитаема среди верующих Москвы и паломников. Прихожане фиксируют чудеса, происходящие в храме от этой иконы. Одно из самых ярких произошло в 2003 году, когда престарелый иудей захотел креститься.

Акафист иконе «Нечаянная Радость»

В православной литургической традиции есть особая форма песнопений, именуемая акафистом. Впервые подобное произведение было создано в VII веке в Византии. Акафист в переводе с греческого означает "неседальное пение" (то есть такое, при котором нельзя садиться, и слушать нужно очень внимательно). В эллинской богослужебной практике акафистом называют только оригинальное песнопение.

В русской Церкви эта форма получила широкое распространение в конце XIX века. К 1901 году цензорами Синодальной комиссии было допущено к печати и последующему употреблению около ста шестидесяти подобных произведений. К этому времени был написан и акафист иконе «Нечаянная Радость». Как и большинство творений своей эпохи, хвалебный гимн в торжественной форме пересказывает описываемые Дмитрием Ростовским события.

В церковном обиходе акафисты читаются в конце Вечерни, вместо кафизм на Утрени, а чаще всего на молебне после Литургии или по запросам прихожан. Чтение акафиста, как на общественном богослужении, так и индивидуально, помогает усилить молитвенное обращение, собраться с мыслями и четко сформировать внутренний духовный строй.

Почему христиане молятся разным иконам

Христианская вера свидетельствует, что Пресвятая Богородица является самой великой Святой. Молитвы за людей Пречистой Девы, вернее сказать, ходатайства за них перед Богом, наиболее действенны. Верующие в своих воззваниях к Богородице просят Ее не просто помочь или услышать, но и спасти. А ведь спасать может только Христос Бог. В этом нет никакого противоречия или искажения догм. Когда христиане призывают Богородицу спасти, они верят в Ее необычайное духовное могущество.

В связи с этим особую важность для молитвенной практики приобретают иконы. Икона в переводе с греческого, означает образ, не саму суть предмета, но его видимость. Воздавая им почести, верующие тем самым выражают молитвенное благоговение перед той личностью, чей лик присутствует на святыне.

С каждой иконой Богородицы связано одно или несколько сверхъестественных событий. Верующие люди в истории жизни святых и Матери Божией находят примеры чудесного избавления от бедствий, болезней, разрешения проблем. Церковные молитвы и образы лишь помогают правильно оформить и выразить свои духовные нужды. Так и молитва иконе «Нечаянная Радость» имеет свои особенности. Но об этом мы поговорим чуть ниже.

Икона является своеобразным окном в иное измерение. Святые образы можно сравнить с духовным костылем для неокрепших и колеблющихся душ. Эта опора способствует отрешению об обыденной суеты и созданию молитвенного настроения.

Кому помогает чудотворная икона

Многие люди ошибочно полагают, что чудотворные иконы - это своеобразные аккумуляторы благодати, которой можно пользоваться в случае возникшей необходимости. То есть если добраться до особо чтимого образа, то в обязательном порядке произойдет чудо, и все, что желается, сбудется. Верующие свидетельствуют, что икона «Нечаянная Радость» помогает обрести именно потерянную надежду.

Благодать исходит не от доски, покрытой красками, помощь идет не от образа, а посредством образа. Можно годами прикладываться к иконе, возжигать десятки свечей, проделывать путь в сотни километров и при этом не иметь веры в действенность силы Божией благодати. А можно единожды поклониться святыни, не ожидая при этом никакого чуда, и получить не желаемое, а необходимое.

Другая крайность - излишняя самонадеянность или дерзость. Некоторые полагают, что если усердно исполнить все внешние предписания церковного устава, то автоматически будет ниспослан дар свыше. Икона Божией Матери «Нечаянная Радость» не является своеобразным оберегом, гарантированно обеспечивающим благополучие или невидимую защиту. Это символ благодатной помощи, способный эту самую помощь оказать.

О чем следует молиться перед иконой

С какими прошениями следует обращаться к Богородице перед этой иконой, говорится в канонической молитве. В богослужебном тексте пишется о том, что икона Божией Матери «Нечаянная Радость», а точнее, молитвенное обращение посредством нее к Пречистой Деве, поможет избавиться от многих болезней, в первую очередь связанных со слухом. Имеется в виду не столько физиологическая способность человека, сколько умение слышать ближнего, а самое главное - быть духовно восприимчивым к нравственным призывам Господа и Его святых.

За более чем двухсотлетнюю историю почитания святыни сложилась традиция молиться перед этим образом при долгой разлуке супругов и потере связи с родными. Молитва иконе «Нечаянная Радость» особенно действенна в крайне сложных жизненных невзгодах, в спасении от несправедливых обвинений, в безнадежных обстоятельствах.

Находящиеся в пути и в сложных условиях близкие и родные нуждаются в духовной помощи и защите от опасностей и различных превратностей судьбы. А также в скором и благополучном возвращении. Порой мы сами не можем предположить, какие нас ожидают неприятности. Именно в преодолении подобных препятствий и содействует молитва перед иконой. Нечаянная радость - та, которую мы уже и не ждали, не надеялись, не чаяли - а она нас озарила.

Внезапной радостью для многих является появление на свет ребёнка. Известно множество свидетельств, когда после молитв перед иконой «Нечаянная радость» у отчаявшихся и потерявших всякую надежду супругов рождались дети.

Дни празднования

Икона Пресвятой Богородицы "Нечаянная радость" является одним из многочисленных чудотворных образов Девы Марии, почитаемых всей полнотой Русской Православной Церкви. В отличие от нерукотворных икон Богородицы, исторически явившихся в различных местах России, образ "Нечаянная радость" является вполне рукотворным. Историки датируют время написания иконы XVIII веком.


Основой для иконографии образа послужил рассказ святителя Димитрия Ростовского о раскаявшемся грешнике, вставшем на праведный путь благодаря помощи Богородицы. В своем произведении "Руно орошенное", датируемом 1683 годом, святитель рассказывает историю о человеке-грешнике, занимавшемся разбоем и прочими делами, являющимися не только греховными, но и запрещенными гражданским законом. Грешник перед совершением злодеяний имел обычай молиться Богородице. Однажды Дева Мария явилась с Богомладенцем разбойнику. Грешник увидел, что у младенца Христа открылись кровавые язвы на руках и ногах, а также в месте прободения тела Спасителя копьем. Разбойник спросил Богородицу о причине появления язв. Дева Мария ответила, что грешники своими преступлениями раз за разом вновь распинают Христа.


Проникнвшись чувством покаяния, грешник стал молить Божию Матерь перед Христом о прощении грехов. После молитв ко Христу Пречистой Матери Божией Спаситель повелел грешнику облобызать кровавые язвы. При этом, Христос сказал, что подобает чтить Матерь, поэтому ради ее молитв и будут прощены грехи человеку.


Таким образом раскаявшийся грешник получил прощение грехов от Господа. Это изменило его жизнь. Отныне разбойник встал на путь праведной жизни и покаяния.


В основе иконографического сюжета образа "Нечаянная радость" лежит изображение молящегося грешника перед иконой Богородицы.


По благочестивой традиции перед этим образом Богоматери молятся родители о вразумлении своих детей. Кроме этого верующие христиане обращаются к Богородице с просьбой о духовном вразумлении, а само памятование о рассказе святителя Димитрия Ростовского сподвигает человека помнить о великой милости Бога к людям, ведь по учению православной Церкви нет греха непрощенного, кроме греха нераскаянного.


Празднования иконе Богородицы "Нечаянная радость" совершаются 14-го мая, 3-го июня и 22-го декабря по новому стилю.

Некоторые иконы Божией Матери считаются нерукотворными (они являлись на определенных местах), другие образы могли писаться святыми людьми по поводу каких-либо событий или чудес. Икона Пресвятой Богородицы Троеручица относится к рукотворным образам, имеющим свою историю.

История образа Божией Матери «Троеручица» восходит к VIII веку. Эта икона связана с великим подвижником христианской Церкви и выдающимся богословом Иоанном Дамаскиным.


Иоанн Дамаскин известен многими богословскими трудами, однако одними из главных его творений считаются трактаты в защиту иконопочитания. За свое особое рвение в защите иконопочитания святой Иоанн претерпел мучения.


Святой подвижник был сирийским подданным, служил при дворце халифа Дамаска. Именно оттуда Иоанн написал три трактата в защиту иконопочитания, чем привел в ярость императора Византии Льва III Исавра. Разгневанный император не мог сам наказать святого, так как последний не являлся подданным Византии. Однако Лев Исавр написал подложное письмо от имени святого Иоанна и передал его халифу Дамасскому. В письме Иоанн будто бы хотел оказать свою помощь императору Византии в захвате сирийской столицы. Князь дамасский приказал отрубить Иоан­ну правую руку, которой святой Иоанн будто бы писал изменническое письмо. Рука была отсечена и пове­шена на всеобщее обозрение в публичном месте.


Святого после наказания в темницу, а вечером ему возвратили отрезанную руку. В заточении преподобный Иоанн Дамаскин молился перед иконой Божией Матери об исцелении, приложив свою кисть к отрубленной руке. Святой просил исцеления у Богородицы для того, чтобы он смог вновь писать свои трактаты в защиту иконопочитания. После усиленных молений подвижник заснул. Во сне преподобный увидел Деву Марию, говорящую ему: «Вот рука твоя исцелена; не скорби более и исполни то, что обещал Мне в молитве».


Когда святой Иоанн проснулся, он увидел, что его рука чудесным образом исцелена. В память о таком чудесном событии преподобный сделал серебряную кисть, которую приложил к образу Пресвятой Богородицы. Именно поэтому икона и стала именоваться Троеручицей.


Три руки стали изобра­жать также и на списках с этой чудотворной иконы. Оригинальный образ Божией Матери Троеручица хранится на святой горе Афон в Хиландарском монастыре.


Видео по теме

Росли наши грехи и беззакония… Скрылись святые чудотворные иконы Царицы Небесной, и пока не будет знамения от святой чудотворной иконы Божией Матери, не поверю, что мы прощены. Но я верю, что время такое будет и мы до него доживем.
Священномученик митрополит Серафим (Чичагов)

В Москве не много храмов, чьей судьбе можно лишь позавидовать. Их миновали пожары, их не захватывали обновленцы, их не закрывали, не перестраивали до неузнаваемости и не сносили. Словно одинокие свечи, стояли они среди разгула безбожия, собирая в своих стенах прекрасных священников и замечательных мирян, помогая им выжить и устоять в вере…

Один из таких храмов — церковь во имя пророка Илии Обыденного в тихом московском переулке Втором Обыденском, неподалеку от возрожденного храма Христа Спасителя. Вокруг — милые дворянские особняки старой Москвы, вобравшие в себя уют прежней патриархальной жизни города, когда все прихожане знали друг друга, ходили друг к другу в гости, общались за гостеприимным столом. Но центром жизни духовной был храм.

Известна точная дата завершения строительства нынешнего каменного храма — 14 июня 1702 года. А раньше на его месте стоял деревянный, воздвигнутый за один день. Отсюда и название «Обыденный». Такие храмы на Руси ставили, либо прося Господа о чем-то очень важном, либо по обету, в благодарность. Место было выбрано удачное. Рядом — Кремль, по реке же подгоняли нужный для строительства лес. Ни дата, ни обстоятельства этого не известны; но к 1589 году деревянная Ильинская церковь уже существовала. Уже тогда она была любима как царями и патриархами, так и простыми москвичами: «июня 11 день государь [Алексей Михайлович] ходил за кресты [в крестном ходу] к пророку Илье к Обыденному, что за Чертольскими вороты, и в 7191 года мая в 14 день…» Крестные ходы к Илье Обыденному устраивались не только в праздники, часто молили и о дожде или ведре.

В 1612 году стояло возле этого храма земское ополчение князя Пожарского. А к самому началу XVIII века появилось и нынешнее каменное здание. На северной наружной стене сохранилась надпись: «В лето от воплощения Бога Слова 1702 года индикта 1, июня 14 на память св. пророка Елисея создася сей храм святаго и славного пророка Илии Обыденного при державе… царя Петра Алексеевича по благословению святейшего правительствующего Синода члена Преосвященнейшего Стефана митрополита Рязанскаго и Муромскаго, думным дьяком Гавриилом Федоровичем, братом его комиссаром Василием Федоровичем Деревниными»; внутри же на стене трапезной — две надгробные доски с именами братьев.

Сюда, к «Илье Обыденному» уже не один десяток лет стекается старая московская интеллигенция, потомки древних дворянских родов, те, кто уцелел и выжил, не изменив ни вере, ни Отечеству.

И самое примечательное, что стал «Илья Обыденный» прибежищем для многих икон из закрываемых и разрушаемых московских церквей.

Так попала сюда и чудотворная «Нечаянная Радость». Доподлинно ее происхождение не известно. Скорее всего, именно эта икона пребывала в Константино-Еленинской церкви в Тайнинском саду Кремля, разрушенной в 1928 году. Оттуда она вместе с многими другими святынями первопрестольной кружным путем попала в Воскресенскую церковь в Сокольниках, тогда — один из центров обновленческой ереси. Когда же безбожная власть перестала поддерживать обновленцев, их движение распалось и иконы из Сокольников начали возвращаться в уцелевшие православные храмы Москвы.

Тогдашний настоятель «Ильи Обыденного» отец Александр Толгский испросил у патриарха Сергия благословения, и в 1944 году икона была торжественно перенесена на свое нынешнее место. Случилось это в пятницу, и с тех пор по пятницам служат здесь торжественный соборный акафист «Нечаянной Радости».

Сотни людей молились этому чудотворному образу, обращаясь к Пречистой с верой и в надежде получить нечаянную радость прощения и благодатного утешения, помощь в делах своих и особливо молясь за чад своих.

Первые известные упоминания о самой иконе относятся уже к 1830-м годам, однако событие, давшее повод к ее написанию, произошло как минимум на столетие раньше и описано уже в книге «Руно Орошенное», составленной святителем Димитрием Ростовским. Некий лихой человек вел грешную жизнь, но был тем не менее благоговейно привязан к Пречистой, ежедневно неопустительно молясь на Ее икону. Однажды, собравшись «идти для греховного дела», он помолился и вдруг узрел, как у Младенца стали кровоточить язвы на руках, ногах и в боку, а глас Пречистой изрек: «Ты и прочие грешники вновь распинаете грехами своими Моего Сына, как иудеи. Вы называете Меня Милосердной, но зачем же оскорбляете Меня своими беззаконными делами?» Потрясенный грешник умолил Пречистую о заступничестве, в знак прощения облобызал язвы Спасителя и с того времени вернулся к честной и благочестивой жизни.

Согласно этому преданию на иконе «Нечаянная Радость» и пишется «человек некий беззаконный», молящийся на коленях пред образом «Одигитрии», под которым обычно начертаны первые слова самого повествования или же особая молитва.

На ризе чудотворной из храма во имя Ильи Обыденного надпись: «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на иконе Божией Матери “Нечаянная Радость” восстановлена риза в лето 1959 при настоятеле храма Святого Пророка Божия Илии Обыденного протоиерее А. В. Толгском».

Покойный особенно любил эту икону и потому считал себя прихожанином храма Ильи Обыденного, часто приезжая сюда к вечерней службе. Рассказывают, будто однажды он увидел этот образ в тонком сне, а оказавшись первый раз в храме Ильи пророка, тотчас узнал именно такой список «Нечаянной Радости».

Скажем здесь и о других святынях этого храма. Прекрасный образ Казанской Богородицы письма Симона Ушакова. Икона «Успения», перешедшая сюда из закрытой церкви Успения на Могильцах. Когда в 1924 году был закрыт близлежащий Зачатьевский женский монастырь, то его последняя игуменья принесла сюда иконы «Троеручицы» и Богоматери «Милостивой» (ровно семьдесят лет спустя эта обитель была восстановлена, а ее иконы возвращены на свое исконное место, в монастырь). Икона Державной Богоматери, написанная художником Николаем Чернышевым, арестованным и погибшим за веру в декабре 1924 года.

Священномучеником митрополитом Серафимом (Чичаговым), одним из первых агиографов преподобного Серафима Саровского, были в свое время написаны образы Спасителя и преподобного, причем икона Спасителя была конфискована при аресте владыки в 1937 году и неведомо как попала в храм уже после расстрела святителя Серафима.

Храм собирал в своих стенах удивительных людей. Недавно окончил свой земной путь отец Александр Егоров: скольких людей окормлял этот истинно русский пастырь, сколько мудрых советов дал, сколько любви и утешения видели от него прихожане… Мир праху его…

Еще один местночтимый образ «Нечаянная Радость» издавна пребывает в московском храме во имя иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще.

Чтимые списки имелись также в снесенных церквах Неопалимой Купины близ Смоленского бульвара, Благовещения на Житном дворе в Кремле, а также в дошедшей до наших дней церкви во имя Федора Стратилата у Мясницких ворот; за пределами же первопрестольной — еще и в селе Сельги Симбирской губернии.

Будем уповать на милосердие Матери Божией, благодарить за те нечаянные радости, которые посылает Она нам и верить, что не оставит Она нас на трудном и тернистом пути, имя которому — жизнь.

Тропарь, глас 4

Днесь, вернии людие, духовно торжествуем, прославляюще Заступницу усердную рода христианскаго и притекающе к пречистому Ея образу, взываем сице: о Премилостивая Владычице Богородице, подаждь нам нечаянную радость, обремененным грехи и скорбьми многими, и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Молитва

О Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, града и святаго храма сего Покровительнице, всех сущих во гресех, скорбех, бедах и болезнех верная Предстательнице и Заступнице! Приими молебное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, Тебе возносимое, и якоже древле грешника, на всяк день многажды пред честною иконою Твоею молившагося, не презрела еси, но даровала еси ему нечаянную радость покаяния и приклонила еси Сына Твоего многим и усердным к Нему ходатайством к прощению сего грешнаго и заблуждшагося, тако и ныне не презри моления нас, недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да и всем нам, с верою и умилением покланяющимся пред цельбоносным образом Твоим, дарует нечаянную по коегождо потребе радость: грешником, погрязшим во глубине зол и страстей, — вседейственное вразумление, покаяние и спасение; сущим в скорбех и печалех — утешение; обретающимся в бедах и озлоблениих — совершенное сих избытие; малодушным и ненадежным — надежду и терпение; в радости и изобилии живущим — непрестанное Благодетелю Богу благодарение; бедствующим — милосердие; сущим в болезни и долгонедужии и оставленным врачами — нечаемое исцеление и укрепление; иждившим от недуга ум — ума возвращение и обновление; отходящим в вечную и нескончаемую жизнь — память смертную, умиление и сокрушение о гресех, дух бодр и твердую на милосердие Судии надежду. О Госпоже Пресвятая! Умилосердися о всех чтущих всечестное имя Твое и всем яви всемощный покров Твой и заступление: во благочестии, чистоте и честнем жительстве пребывающия до скончания их во благости соблюди; злыя благи сотвори; заблуждшия на путь правый настави; всякому делу благому и Сыну Твоему угодному споспешествуй; всякое дело злое и богопротивное разруши; в недоумении и трудных и опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с небесе ниспосли, от искушений, соблазнов и погибели спаси, от всех злых человек и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани; плавающим сплавай, путешествующим спутешествуй; сущим в нужде и гладе буди Питательница; неимущим крова и пристанища буди покров и прибежище; нагим подаждь одеяние, обидимым и неправедно гонимым — заступление; клевету, поношение и хуление терпящия незримо оправдай; клеветники и хулители пред всеми обличи; ожесточенно враждующим нечаемое подаждь примирение и всем нам — друг ко другу любовь, мир, и благочестие, и здравие с долгоденствием. Супружества в любви и единомыслии сохрани; супруги, во вражде и разделении сущия, умири, соедини я друг ко другу и положи им союз любве неразрушимый; матерем детородящим скорое подаждь разрешение, младенцы воспитай, юныя уцеломудри, отверзи им ум к восприятию всякаго полезнаго учения, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави; от домашния брани и вражды единокровныя миром и любовию огради; безматерних сирот буди Матерь, от всякаго порока и скверны отврати я и всему благому и богоугодному научи, прельщенныя же и во грех и нечистоту впадшия, скверну греха отъявши, из бездны погибели изведи; вдов буди Утешительница и Помощница, старости буди жезл; от внезапныя смерти без покаяния всех нас избави и всем нам христианскую кончину живота нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и добрый ответ на Страшном Судищи Христове даруй; преставльшияся в вере и покаянии от жития сего со Ангелы и всеми святыми жити сотвори; скончавшимся внезапною смертию милостива быти Сына Твоего умоли и о всех усопших, иже не имут сродников, о упокоении их Сына Твоего умоляющих, Сама буди непрестанная и теплая Молитвенница и Ходатаица; да вси на небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианскаго, и, ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего, с Безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Богородица «Нечаянная радость» — это икона, которая помогает заблудшим душам обрести покаяние, справиться со своими страстями, плохими помыслами и встать на путь истины.

Икона Божьей Матери «Нечаянная Радость»

Икона «Нечаянная Радость» — история возникновения

В трудах св. Димитрия Ростовского имеется поучительный рассказ о некоем грешнике, который неожиданно испытал радость от покаяния перед иконой Божией Матери «Нечаянная Радость». На иконе изображен грешник, стоящий на коленях, молящийся перед иконой Богородицы и очищающий душу через покаяние.

У этого грешника была привычка каждый день молиться иконе «Нечаянная Радость» Пресвятой Богородице, часто повторяя приветствие Архангела Гавриила: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою» Однажды, как обычно, прежде чем идти на грех, он обратился к святому изображению Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость» и ему стало страшно, когда он посмотрел на изображение Святой Девы с ее Божественным Сыном на руках. У Младенца были раны на его руках и ногах, и кровь текла из ран, точно так же, как на кресте. Грешник упал на колени и закричал: «О, Госпожа! Кто это сделал?»

«Ты и другие грешники. Снова и снова вы распинаете Моего Сына своими грехами, как это делали евреи », — тихо ответила Богородица. «Помилуй меня», — со слезами воскликнул грешник. «Вы называете Меня Матерью милосердия, но вы оскорбляете Меня и приносите Мне скорбь по своим делам». «Нет, госпожа», — в страхе воскликнул грешник. — Пусть моя злоба не победит Твою неописуемую доброту и милосердие! Ты одна являешься надеждой и надежным убежищем для всех грешников! Помилуй меня, о милосердная Мать! Призови Твоего Сына и моего Создателя от моего имени».

Увидев, что грешник раскаялся и душа его очищена покаянием, самая благословенная Мать начала умолять Ее Сына: «Мой доброжелательный Сын! Ради Моей любви помилуй этого грешника». Но Сын ответил ей: «Не сердись, Мать Моя, если я не повинуюсь Тебе.

Снова и снова Матерь Божия умоляла Ее Сына, напоминая Ему, как Она воспитывала Его на Ее груди, как она страдала на Его кресте. Но Господь не склонился бы к милосердию. Тогда встала Матерь Божия, отпустила Своего Сына и была готова упасть на Его ноги. «Что ты хочешь сделать, Мать?!» — воскликнул Сын. «Я останусь, — ответила она, — лежа в Твоих ногах вместе с этим грешником, пока Ты не простишь ему его грехи». Затем Сын сказал: «Закон требует от сына почитать свою мать, а справедливость требует, чтобы даритель закон будет сам послушен закону. Я Твой Сын, Ты Моя Мать; Я обязан исполнить Тебя поклонение, выполняя Твою просьбу. Пусть это будет так же мудро! Его грехи теперь прощены ради тебя! И как знак прощения, пусть он прижимает губы к моим ранам ».

Грешник встал, с трепетом и радостью поцеловал самые святые раны младенца и пришел в себя. Когда видение закончилось, он почувствовал в своем сердце страх и радость. Его душа ликовала, слезы текли по его лицу. Он поцеловал икону, с благодарностью за то, что нашел покаяние и прощение, и молился, чтобы он получил дар, чтобы всегда видеть свои грехи и раскаиваться в них. Его жизнь полностью изменилась и оставалась богатой до конца его дней.

Икона Божией Матери «Нечаянная Радость» в чем помогает

Икона Божьей Матери «Нечаянная Радость», созданная в XVIII веке, защищает от многих несчастий и бед, которые наносят ущерб человеческой жизни. Она приносит радость, и когда люди отчаянно ждут позитивных перемен, когда у них больше нет надежды в душе, и они живут, надеясь только на чудо. И чудо совершается этой иконой, и дарует радость молитвы.

Икона Богородицы «Нечаянная Радость» о чем молятся

Важно то, что «Нечаянная Радость» способна слышать и принимать молитву, умоляя о помощи от чужой глухоты, однако не обязательно, чтобы эта глухота была физической. Гораздо более распространенная духовная, или умственная глухота, и это намного хуже, чем болезнь. Божья Матерь «Нечаянная Радость» икона, молитва к которой способная защитить от большого количества несчастий. Главное молиться правильно. Если вы читаете просто молитву, не чувствуя ее, такая молитва пустая и не принесет плодов. Молиться нужно искренне, от всего сердца и тогда она будет услышана и прошение ваше будет исполнено. Если в жизни много печалей, разрушается семья, вас оклеветали, вам нужно только попросить Божью Матерь о защите и помощи. И все сразу наладится.

Родители молятся о заблудших детях, чтобы наставить их на правильный путь, помочь им уйти от порочной дороги.

Пресвятая Богородица «Нечаянная Радость» также помогает вернуться домой тому, кто исчез на тернистых дорогах войны, если информация о его смерти не была подтверждена.

Самое главное, нужно просить о том, в чем скорбит душа, что затрудняет дыхание и жить нормальной жизнью. И когда вера сойдет на нет, Божья Матерь «Нечаянная Радость» вернет надежду.

Икона Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость» значение, в чем помогает

Вся человеческая жизнь состоит из маленьких радостей, которые не всегда видны людям и в погоне за иллюзорной мечтой забывают обратить внимание на своих близких и выразить им благодарность. Именно так мечты становятся одержимостью, что не дает людям радоваться жизни каждый день.

Икона Богородицы «Нечаянная Радость», ценность и сущность этого образа несет в себе надежду на волю Бога и отказ от аморальных поступков и греховных мыслей, помогает прийти к покаянию, справится с плохими мыслями и преступными деяниями, гневом, завистью, которые часто подавляют человеческое сердце. Молиться нужно каждый день, тогда на душе наступит мир и покой.

Икона Божией Матери «Нечаянная Радость» день празднования

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость», которая так ярко воплощала надежды людей на милосердное заступничество и помощь, всегда была очень ценна в России. И даже в наши дни православные люди подходят к иконе с теплой и сердечной молитвой и получают утешение в печалях и несчастьях.