На практике иногда приходится прибегать к услугам специалистов на непродолжительный срок. Заключение срочного трудового договора с ними – идеальное решение. Однако такой договор имеет свои нюансы, которые нужно учесть бухгалтеру. Рассмотрим их подробнее.
По общему правилу с любым сотрудником, который трудится в организации, заключается т рудовой договор. Он регулирует от ношения между работодателем и сотрудником.
Одним из вариантов трудового договора с работником служит заключение срочного трудового договора. При его оформлении стоит учесть формальности, которые помогут избежать претензий при проверке трудовой инспекцией. Таковыми, в частности, являются конкретный период, на который подписывается договор, а также основания его заключения.
Обычно срочный трудовой договор заключается в двух случаях. Первый - когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения. Например, на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы (отпуск по беременности и родам).
Срочный трудовой договор нужно заключить при выполнении временных (до двух месяцев) или сезонных работ, когда в силу природных условий она может производиться только в течение определенного периода, сезона.
Такой договор заключается также с сотрудниками, направляемыми на работу за границу. С ними нужно подписать договор на срок, не превышающий три года (ст. 338 ТК РФ). По окончании трех лет трудовой договор придется перезаключать на новый срок.
Трудовое законодательство обязывает подписывать срочные трудовые договоры при проведении работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя. Например, реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы.
Нужно знать
Срочный трудовой договор может быть заключен в двух случаях: по соглашению сторон и в зависимости от характера выполняемой работы.
С сотрудниками, выполняющими временную (до одного года) работу, тоже необходимо заключить срочный трудовой договор. В частности, если это работа, связанная с расширением производства или объема оказываемых услуг.
Срочный трудовой договор также заключается с лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный период (или когда этот период не может быть точно определен), а также для выполнения заведомо определенной работы.
Стоит помнить, что срочный трудовой договор необходимо подписывать с персоналом, который направлен на выполнение работ, непосредственно связанных со стажировкой и профессиональным обучением. Та же история, когда сотрудник направлен органами службы занятости населения на работы временного характера или общественные работы.
Второй ситуацией, когда требуется заключение срочного трудового договора, является выполнение работы без учета ее характера и условий выполнения. Например, такой договор заключается с сотрудниками, поступающими на работу к работодателям – субъектам малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), численность работников которых не превышает 35 человек. Для розничной торговли и бытового обслуживания минимальная численность составляет 20 человек.
Срочный трудовой договор заключается с поступающими на работу пенсионерами по возрасту, а также с лицами, которым по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением разрешена работа исключительно временного характера.
Особые правила
Максимальный срок заключения срочного трудового договора - пять лет.
Ко всему прочему срочный трудовой договор заключается, когда фирма расположена в районах Крайнего Севера и приравненной к ним местности, если поступление на работу связано с переездом к месту работы.
Срочный трудовой договор может быть заключен с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Перечень случаев, при которых может быть заключен срочный трудовой договор, является открытым, поэтому его можно заключить и в других ситуациях, которые разрешены законодательством, например, при проведении неотложных работ по предотвращению катастроф, аварий или иных чрезвычайных ситуаций. Однако такой договор также должен содержать сведения и обязательные условия, при которых он считается заключенным. В частности, нужно указать место работы, трудовые функции, сведения о сторонах, заключающих договор, и иные (ст. 57 ТК РФ).
Срочный трудовой договор – это договор, в котором определен срок его действия (ст. 59 ТК РФ). Данная норма означает, что договор должен содержать конкретный период, на который сотрудник принимается на работу. В противном случае договор автоматически переводится в разряд бессрочных.
Окончанием срока действия такого договора может быть наступление определенных событий (например, сотрудник, которого замещали, вышел из отпуска или окончание сезонных работ) или определенная дата.
Максимальный срок действия трудового договора – пять лет (ст. 58 ТК РФ). Что касается минимального срока, то законодательством он не регулируется. Его можно заключить на месяц, на неделю и даже на один день. Если срочный трудовой договор подписан на один день, то работодатель должен иметь обоснование для заключения такого контракта. В этом случае куда выгоднее заключать договоры гражданско-правового характера (подряд, возмездное оказание услуг).
Многократное перезаключение срочного трудового договора на непродолжительный срок для выполнения одной и той же трудовой функции является поводом для переквалификации в договор, заключенный на неопределенный срок (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2).
Однако если сотрудник замещал другого работника и тот вышел на работу, то со «срочником» можно расторгнуть действующий договор и по соглашению сторон заключить новый срочный трудовой договор.
Срочный трудовой договор должен содержать основания, по которым он носит характер срочности. Например, это выполнение сезонных работ, в связи с которыми сотрудник привлекается на работу на несколько месяцев, или работа за границей. Такие обстоятельства должны быть перечислены в трудовом договоре. При отсутствии достаточных оснований, способных квалифицировать договор как срочный, контролирующие органы сочтут неправомерным его заключение и установят его как договор, заключенный на неопределенный срок.
Поэтому трудовой договор должен содержать причину (основания) и срок, на который он заключается.
При приеме на работу по срочному трудовому договору в приказе о приеме на работу по форме № Т-1 или Т-1а нужно указать срок окончания его действия либо событие, которое послужит основанием для его прекращения, например, выход сотрудника из отпуска по уходу за ребенком.
Внимание
Выплаты по срочному трудовому договору облагаются как НДФЛ, так и взносами в фонды в общем порядке.
Ко всему прочему в разделе «Условия приема на работу, характер работы» следует указать, что работник принимается на работу на определенный срок, и (или) выполнение конкретных работ. К примеру, «по срочному трудовому договору в связи с направлением на работу в Амстердам» (см. примерный образец заполнения приказа о приеме на работу по срочному трудовому договору).
Заключив с работником срочный трудовой договор, бухгалтер организации должен соблюсти некоторые условия. Так, если ни одна из сторон не потребовала расторжения такого договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу, условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу. Тогда трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок (ст. 58 ТК РФ).
По истечении срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора (до окончания беременности). Такая сотрудница по запросу работодателя раз в три месяца обязана представлять медицинскую справку, подтверждающую беременность.
Сотрудникам, работающим по срочному трудовому договору, запрещено устанавливать испытательный срок (ст. 289 ТК РФ).
Работники, с которыми заключен трудовой договор на срок до двух месяцев, с их письменного согласия могут быть привлечены к работе в выходные и нерабочие праздничные дни. Работа за эти дни компенсируется в денежной форме не менее чем в двойном размере. Напомним, что по общему правилу за работу в выходной или нерабочий праздничный день сотруднику может быть предоставлена по его выбору либо денежная компенсация, либо право на дополнительный день отдыха (ст. 153 ТК РФ). Однако «срочники» не могут взять другой день для отдыха, а только денежную компенсацию.
Уберизация сказывается на работе транспортных компаний. И крупные, и небольшие перевозчики охотно привлекают водителей на аутсорсе - им это выгодно. Но у такого подхода есть и слабые места. При работе с внештатными (да и штатными) водителями транспортные компании сталкиваются с тремя распространенными проблемами, ведущими к значительным финансовым потерям. Рассказываем, как их решить (спойлер: помогут IT-технологии).
Водители склонны в бумажном путевом листе приписывать себе лишнее время на выполнение заказа: например, потратил на поездку два часа, а отчитался и получил деньги за четыре. В нашей многолетней практике эта цифра варьировалась от 30 минут до 8 часов. Водитель мог сказать, что сломался или попал в большую пробку. Спешить ему некуда - оплата труда повременная, по формуле «солдат спит - служба идет».
Чтобы избежать ущерба от подобных манипуляций с отчетностью, внедрите в свою работу мониторинговые инструменты - не устаревшие тахограф или маяк, а облачный софт (благо, на рынке полно таких предложений). Не нужно ничего физически прикреплять на грузовик - достаточно мобильного приложения на смартфоне водителя. Регистрируете в системе номер его телефона и отслеживаете по GPS все передвижения автомобиля с грузом в режиме реального времени. Данные считываются напрямую с геолокационных датчиков в мобильных устройствах водителей.
В отличие от телеметрических приборов, мониторинговое ПО дает возможность следить и за водителями на аутсорсе - от установки на свой грузовик тахографа или другого GPS-маяка они могут отказаться. Это выгодно и в финансовом плане: по нашему опыту, использование мониторинговых систем на 25-30% снижает расходы как перевозчика, так и клиента по каждой поездке. На внутригородских перевозках экономия составляет около 300 рублей с каждого заказа.
Водители обязаны нажать на кнопку в мобильном приложении дважды - начиная работу и когда ее заканчивают. «Забыть» не получится - в системе видно, что машина уже добралась до конечного пункта, и ПО каждые полчаса просит водителя подтвердить прибытие на точку. Если он пропустит два таких push-уведомления подряд, система автоматически закроет заказ.
В логистической цепочке бывает тяжело проконтролировать «последнюю милю» - с момента прибытия фуры на место до ее полной разгрузки. Это время также учитывается и оплачивается компанией-работодателем. Между «разгрузчиком» и водителем случаются сговоры: первый в документах оставляет открытым время завершения разгрузки, а второй делится половиной суммы, набежавшей за приписанное время.
С помощью современного ПО такие махинации можно отследить. Например, если водитель заехал на выгрузку в 12:00, а по документам и в приложении указал, что выехал обратно в 21:00, - не вопрос. Вот только трекинг перемещения автомобиля постоянно активен и водителю придется объяснить, куда он уехал «не выгруженным», скажем, в 13:30. Если же он выключит телефон, система автоматически зафиксирует это действие как закрытие задания.
Прежде чем устанавливать то или иное приложение своим водителям, протестируйте «в боевых условиях» все возможные сценарии. Обратите внимание на то, как ведет себя ПО, когда телефон «теряет» связь (например, в промзоне или в тоннеле) или если на нем отключить определение местоположения после отклика на задание. Проверьте также, что происходит, если водитель дольше положенного срока находится на одной точке, - приходят ли заказчику уведомления об этом? Современное и хорошо продуманное ПО незамедлительно сообщит клиенту обо всех подобных аномалиях, а самого водителя попросит подтвердить свои действия.
Транспортные компании часто выдают своим водителям топливные карты, на которых лежит депозит в виде определенного количества литров, предоплаченных по безналу, - они списываются при каждой заправке. Многие предприимчивые водители пытаются продать излишки топлива на сторону. Оказавшись на АЗС, они предлагают другим автомобилистам заправиться по их карте, а взамен берут наличные с большой скидкой, которые кладут себе в карман.
Эта проблема решается внедрением «умной» топливной карты, которая позволяет вести онлайн-мониторинг ее использования по конкретным АЗС. Покупая оптом топливо для своих водителей, узнайте у продавца о наличии такой возможности. Это поможет минимизировать ущерб от описанной выше схемы обмана. Наша компания, например, организовала со своим топливным партнером личный кабинет, через который можно отследить по трекингу любую карту и выявить аномальное потребление топлива. Если машина за день проехала 100 км, а водитель отчитался за топливо на все 300, закономерно предположить перепродажу излишков.
IT-технологии активно проникают в логистику, но от мошенничества и кражи груза по-прежнему никто не застрахован. Вот классический сценарий: машина приезжает на склад и водитель говорит: «Я по счету № 315 - забрать утеплитель». Его загружают и оформляют накладные, не задавая лишних вопросов. После чего водитель спокойно уезжает совсем не туда, где его груз ожидает клиент транспортной компании.
Самое интересное начинается, когда пострадавший от действий мошенника перевозчик пытается получить страховое возмещение. Пикантность ситуации в том, что клиенты логистических компаний по всей России не горят желанием застраховать свой груз самостоятельно (это выливается им в круглые суммы). Они требуют от перевозчиков полис страхования экспедиторской ответственности - ведь те не захотят потерять выгодный заказ. Клиенты знают, что в случае ЧП экспедитор вернет им стоимость груза. Проблема в том, что этот вид страхования до сегодняшнего дня слабо регулируется на законодательном уровне. В результате транспортная компания может рассчитывать только на возврат страховой премии, уплаченной по договору страхования ответственности. О возмещении убытков от утраты имущества речь не идет.
Чтобы минимизировать ущерб от кражи и мошенничества, стоит внедрить у себя регламент, по которому обязательно страхуются все без исключения перевозки стоимостью выше определенной суммы. Старайтесь минимизировать расходы на страхование экспедиторской ответственности и оплачивать полис хотя бы поровну с клиентом.
Также следует заранее выстроить дополнительный барьер безопасности между вашей компанией и потенциальными мошенниками. Если проверка контрагентов через специализированные платформы «Контур.Фокус» и «СПАРК» для вас дорога или чересчур сложна, можно делать это «вручную». Поручите работникам отдела сопровождения заказов проверять каждого нового клиента и партнера по трем показателям: сроку существования фирмы - не менее двух лет; отсутствию за последний год судебных тяжб о неоплате услуг по договору; количеству юрлиц, зарегистрированных на гендиректора, - не более 5. Такой подход отсечет 90% сомнительных контрагентов.
Читайте нас в
05.09.2019
Каждый трудоустроенный гражданин должен владеть необходимыми знаниями по теме охраны труда на предприятии.
Особое внимание при этом уделяется сотрудникам, деятельность которых обусловлена повышенной опасностью.
Таковыми являются водители автомобильного транспорта.
Взаимодействие с транспортным средством всегда представляет собой риск возникновения несчастных случаев, поэтому работники данной категории должны быть осведомлены о требованиях, выдвигаемых по отношению к охране труда.
Действующим на данный момент времени Трудовым Законодательством РФ установлены правила, которые должны применяться по отношению к охране труда сотрудников, работа которых связана с эксплуатацией автомобильного транспорта.
Согласно нормативной документации, в обязанности работодателя входит:
Непосредственное содержание правил должно включать в себя информацию следующего характера:
Работодатель обязан вести контроль над исполнением водителями правил охраны труда. В свою очередь, ответственными органами контролируется деятельность руководства фирмы.
При выявлении нарушений специалисты Федеральных служб могут привлечь руководителя компании к ответственности.
Важно учесть, что работать на должности водителя могут только граждане, подходящие под определенные условия:
Также специалист должен быть ознакомлен с информацией соответствующей Инструкции по охране труда, которые также проводятся в определенное время с определенной периодичностью.
С каждым сотрудником, вне зависимости от специфики и направления его деятельности, проводятся различные .
В случае с водителями различают следующие типы обязательных инструктажей:
В качестве оснований для его проведения выступает приказ Минтранса №7 и межотраслевые правила 007-2003.
Инструктированию такого характера подлежат все сотрудники, которые занимают должность водителя. Не имеет значения опыт работы, профессиональная категория и другие сопутствующие факторы.
Инструкция включает в себя следующие моменты:
Место его проведения — непосредственное рабочее место сотрудника. По содержанию инструктаж такого характера также как и в предыдущем случае, включает в себя информацию общего типа.
Сотрудник ознакамливается со сведениями, касающимися техники безопасности и безопасности дорожного движения.
Проведением инструктажа занимается лицо, назначенное ответственным за осуществление подобных действий. Время инструктирования — первый рабочий день.
Основывается на повторном ознакомлении водителя со сведениями, указанными в первичном инструктаже. Периодичность проведения в данном случае — ежеквартально.
Проводится с работниками в определенных ситуациях. Таковыми являются:
Время проведения — весенне-летний и осенне-зимний периоды. Суть инструктажей — ознакомление сотрудников с особенностями погодных условий и технологией эксплуатации транспортных средств в данных временных промежутках.
Проводится при появлении необходимости срочного ознакомления сотрудников с какой-либо информацией.
В наше прекрасно время правового государства многие только и знают, что громко заявляют о своих правах, настойчиво требуя их соблюдения. Но при этом далеко не все задумываются, что к тому же, у них есть и масса обязанностей, которые неплохо было бы для начала научиться соблюдать. Взять хотя бы такое понятие как обязанности водителя.
Теоретически каждый, кто хоть раз садился за руль, пусть мельком да задумывался, что определенные обязанности данное занятие на водителя накладывает. Но вот какие именно, судя по организации движения в городах, так и не узнали. Этот опус специально для тех, кому лень самостоятельно узнавать, собирать и конспектировать, а так же для тех, кому это действительно интересно и нужно. В краткой форме, ненавязчиво и самое основное.
Для начала оговорим, что согласно утвержденным правилам дорожного движения, водитель – это тот, кто управляет транспортным средством. И не важно, имеет он права или просто так сел покататься. Раз управляешь, значит, водитель. И обязанности водителя должен выполнять.
И тут же маленький нюанс – это касается исключительно процесса движения. В автомобиле просто сидеть, не важно, на каком сидении, около него стоять, заниматься ремонтом и просто им владеть не значит быть водителем, а значит и соблюдения обязанностей никто требовать не в праве. Тут вы просто обычный человек и документ, который должны предъявить – паспорт. Все остальные требования от лукавого и могут смело вами игнорироваться.
Что требуют от водителя ПДД?
Правила дорожного движения у нас как всегда строги, но справедливы. Спорить с ними бесполезно, да и не хочется, потому что в этом они разумны. Итак, в обязанности водителя входит:
Все перечисленное законодательно утверждено и обсуждению не подлежит. При нарушении влечет либо официальный штраф, либо лишение прав. При этом следует отметить, что лишить водителя прав на вождение транспорта может только суд, вынеся соответствующее решение и определив срок лишения. Сумма штрафов тоже берется не с потолка, а строго прописана в законе.
Водительская этика
Кроме правил писанных, если еще и правила не писанные, то есть те, что просто приняты между водителями. Например, в негласные обязанности водителя входит к другим участникам дорожного движения. При этом адекватные водители стараются:
Это все касалось отношений водителей между собой. Но есть и другие участники движения – пешеходы. По отношению к ним, кроме уже указанной обязанности водителя пропускать на пешеходном переходе, можно упомянуть еще как минимум одну – притормаживать около лужи, чтобы никого не обрызгать. Сделать не так трудно, зато слов неприятных в свой адрес не получишь да и настроение никому не испортишь.
Вот такой в общих чертах получился обзор всего того, что должен знать и выполнять водитель транспортного средства. Не забывайте об этом и дорога ваша будет легкой, а права и кошелек – целыми!