Показать действующие инструкции водителей на предприятии. Режим труда и отдыха водителей

24.07.2012

На практике иногда приходится прибегать к услугам специалистов на непродолжительный срок. Заключение срочного трудового договора с ними – идеальное решение. Однако такой договор имеет свои нюансы, которые нужно учесть бухгалтеру. Рассмотрим их подробнее.

По общему правилу с любым сотрудником, который трудится в организации, заключа­ется т рудовой договор. Он регулирует от но­шения между работодателем и сотрудни­ком.

Одним из вариантов трудового договора с работником служит заключение срочного трудового договора. При его оформлении стоит учесть формальности, которые по­могут избежать претензий при проверке трудовой инспекцией. Таковыми, в част­ности, являются конкретный период, на который подписывается договор, а также основания его заключения.

С кем заключать?

Обычно срочный трудовой договор заклю­чается в двух случаях. Первый - когда тру­довые отношения не могут быть установле­ны на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или усло­вий ее выполнения. Например, на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы (отпуск по беременности и родам).

Срочный трудовой договор нужно за­ключить при выполнении временных (до двух месяцев) или сезонных работ, когда в силу природных условий она может про­изводиться только в течение определенного периода, сезона.

Такой договор заключается также с сотруд­никами, направляемыми на работу за границу. С ними нужно подписать договор на срок, не превышающий три года (ст. 338 ТК РФ). По окончании трех лет трудовой договор придет­ся перезаключать на новый срок.

Трудовое законодательство обязывает подписывать срочные трудовые договоры при проведении работ, выходящих за рам­ки обычной деятельности работодателя. Например, реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы.

Нужно знать

Срочный трудовой договор может быть заключен в двух случаях: по соглашению сторон и в зависимости от характера выполняемой работы.

С сотрудниками, выполняющими вре­менную (до одного года) работу, тоже необ­ходимо заключить срочный трудовой дого­вор. В частности, если это работа, связанная с расширением производства или объема оказываемых услуг.

Срочный трудовой договор также заклю­чается с лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный период (или когда этот пери­од не может быть точно определен), а также для выполнения заведомо определенной работы.

Стоит помнить, что срочный трудовой договор необходимо подписывать с персо­налом, который направлен на выполнение работ, непосредственно связанных со ста­жировкой и профессиональным обучени­ем. Та же история, когда сотрудник направ­лен органами службы занятости населения на работы временного характера или обще­ственные работы.

Второй ситуацией, когда требуется за­ключение срочного трудового договора, является выполнение работы без учета ее ха­рактера и условий выполнения. Например, такой договор заключается с сотрудника­ми, поступающими на работу к работода­телям – субъектам малого предпринима­тельства (включая индивидуальных пред­принимателей), численность работников которых не превышает 35 человек. Для розничной торговли и бытового обслужи­вания минимальная численность составля­ет 20 человек.

Срочный трудовой договор заключа­ется с поступающими на работу пенсио­нерами по возрасту, а также с лицами, которым по состоянию здоровья в соот­ветствии с медицинским заключением разрешена работа исключительно вре­менного характера.

Особые правила

Максимальный срок заключения срочного трудового договора - пять лет.

Ко всему прочему срочный трудовой договор заключается, когда фирма расположена в районах Крайнего Севера и приравненной к ним местности, если поступление на работу связано с переездом к месту работы.

Срочный трудовой договор может быть заключен с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Перечень случаев, при которых может быть заключен срочный трудовой договор, является открытым, поэтому его можно заключить и в других ситуациях, которые разрешены законодательством, например, при проведении неотложных работ по предотвращению катастроф, аварий или иных чрезвычайных ситуаций. Однако такой договор также должен содержать сведения и обязательные условия, при которых он считается заключенным. В частности, нужно указать место работы, трудовые функции, сведения о сторонах, заключающих договор, и иные (ст. 57 ТК РФ).

Срок заключения

Срочный трудовой договор – это договор, в котором определен срок его действия (ст. 59 ТК РФ). Данная норма означает, что договор должен содержать конкретный период, на который сотрудник принимает­ся на работу. В противном случае договор автоматически переводится в разряд бес­срочных.

Окончанием срока действия такого до­говора может быть наступление определен­ных событий (например, сотрудник, кото­рого замещали, вышел из отпуска или окончание сезонных работ) или определен­ная дата.

Максимальный срок действия трудового договора – пять лет (ст. 58 ТК РФ). Что касается минимального срока, то законода­тельством он не регулируется. Его можно заключить на месяц, на неделю и даже на один день. Если срочный трудовой договор подписан на один день, то работодатель должен иметь обоснование для заключения такого контракта. В этом случае куда вы­годнее заключать договоры граждан­ско-правового характера (подряд, возмезд­ное оказание услуг).

Многократное перезаключение срочного трудового договора на непродолжительный срок для выполнения одной и той же трудо­вой функции является поводом для пере­квалификации в договор, заключенный на неопределенный срок (постановление Пле­нума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2).

Однако если сотрудник замещал друго­го работника и тот вышел на работу, то со «срочником» можно расторгнуть дейст­вующий договор и по соглашению сторон заключить новый срочный трудовой до­говор.

Основание заключения

Срочный трудовой договор должен содер­жать основания, по которым он носит характер срочности. Например, это выпол­нение сезонных работ, в связи с которыми сотрудник привлекается на работу на несколько месяцев, или работа за грани­цей. Такие обстоятельства должны быть перечислены в трудовом договоре. При отсутствии достаточных оснований, спо­собных квалифицировать договор как срочный, контролирующие органы сочтут неправомерным его заключение и устано­вят его как договор, заключенный на нео­пределенный срок.

Поэтому трудовой договор должен содер­жать причину (основания) и срок, на кото­рый он заключается.

Оформление

При приеме на работу по срочному трудо­вому договору в приказе о приеме на работу по форме № Т-1 или Т-1а нужно указать срок окончания его действия либо событие, которое послужит основанием для его пре­кращения, например, выход сотрудника из отпуска по уходу за ребенком.

Внимание

Выплаты по срочному трудовому договору облагаются как НДФЛ, так и взносами в фонды в общем порядке.

Ко всему прочему в разделе «Условия приема на работу, характер работы» следу­ет указать, что работник принимается на работу на определенный срок, и (или) вы­полнение конкретных работ. К примеру, «по срочному трудовому договору в связи с направлением на работу в Амстердам» (см. примерный образец заполнения при­каза о приеме на работу по срочному трудо­вому договору).

Нюансы работы

Заключив с работником срочный трудовой договор, бухгалтер организации должен соблюсти некоторые условия. Так, если ни одна из сторон не потребовала расторже­ния такого договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу, условие о срочном характере трудо­вого договора утрачивает силу. Тогда трудо­вой договор считается заключенным на неопределенный срок (ст. 58 ТК РФ).

По истечении срочного трудового дого­вора в период беременности женщины ра­ботодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицин­ской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора (до окончания беремен­ности). Такая сотрудница по запросу рабо­тодателя раз в три месяца обязана пред­ставлять медицинскую справку, подтверж­дающую беременность.

Сотрудникам, работающим по срочному трудовому договору, запрещено устанавли­вать испытательный срок (ст. 289 ТК РФ).

Работники, с которыми заключен трудо­вой договор на срок до двух месяцев, с их письменного согласия могут быть привле­чены к работе в выходные и нерабочие праздничные дни. Работа за эти дни ком­пенсируется в денежной форме не менее чем в двойном размере. Напомним, что по общему правилу за работу в выходной или нерабочий праздничный день сотруднику может быть предоставлена по его выбору либо денежная компенсация, либо право на дополнительный день отдыха (ст. 153 ТК РФ). Однако «срочники» не могут взять другой день для отдыха, а только денежную компенсацию.

Уберизация сказывается на работе транспортных компаний. И крупные, и небольшие перевозчики охотно привлекают водителей на аутсорсе - им это выгодно. Но у такого подхода есть и слабые места. При работе с внештатными (да и штатными) водителями транспортные компании сталкиваются с тремя распространенными проблемами, ведущими к значительным финансовым потерям. Рассказываем, как их решить (спойлер: помогут IT-технологии).

Проблема № 1: приписки

Водители склонны в бумажном путевом листе приписывать себе лишнее время на выполнение заказа: например, потратил на поездку два часа, а отчитался и получил деньги за четыре. В нашей многолетней практике эта цифра варьировалась от 30 минут до 8 часов. Водитель мог сказать, что сломался или попал в большую пробку. Спешить ему некуда - оплата труда повременная, по формуле «солдат спит - служба идет».

Чтобы избежать ущерба от подобных манипуляций с отчетностью, внедрите в свою работу мониторинговые инструменты - не устаревшие тахограф или маяк, а облачный софт (благо, на рынке полно таких предложений). Не нужно ничего физически прикреплять на грузовик - достаточно мобильного приложения на смартфоне водителя. Регистрируете в системе номер его телефона и отслеживаете по GPS все передвижения автомобиля с грузом в режиме реального времени. Данные считываются напрямую с геолокационных датчиков в мобильных устройствах водителей.

В отличие от телеметрических приборов, мониторинговое ПО дает возможность следить и за водителями на аутсорсе - от установки на свой грузовик тахографа или другого GPS-маяка они могут отказаться. Это выгодно и в финансовом плане: по нашему опыту, использование мониторинговых систем на 25-30% снижает расходы как перевозчика, так и клиента по каждой поездке. На внутригородских перевозках экономия составляет около 300 рублей с каждого заказа.

Водители обязаны нажать на кнопку в мобильном приложении дважды - начиная работу и когда ее заканчивают. «Забыть» не получится - в системе видно, что машина уже добралась до конечного пункта, и ПО каждые полчаса просит водителя подтвердить прибытие на точку. Если он пропустит два таких push-уведомления подряд, система автоматически закроет заказ.

В логистической цепочке бывает тяжело проконтролировать «последнюю милю» - с момента прибытия фуры на место до ее полной разгрузки. Это время также учитывается и оплачивается компанией-работодателем. Между «разгрузчиком» и водителем случаются сговоры: первый в документах оставляет открытым время завершения разгрузки, а второй делится половиной суммы, набежавшей за приписанное время.

С помощью современного ПО такие махинации можно отследить. Например, если водитель заехал на выгрузку в 12:00, а по документам и в приложении указал, что выехал обратно в 21:00, - не вопрос. Вот только трекинг перемещения автомобиля постоянно активен и водителю придется объяснить, куда он уехал «не выгруженным», скажем, в 13:30. Если же он выключит телефон, система автоматически зафиксирует это действие как закрытие задания.

Прежде чем устанавливать то или иное приложение своим водителям, протестируйте «в боевых условиях» все возможные сценарии. Обратите внимание на то, как ведет себя ПО, когда телефон «теряет» связь (например, в промзоне или в тоннеле) или если на нем отключить определение местоположения после отклика на задание. Проверьте также, что происходит, если водитель дольше положенного срока находится на одной точке, - приходят ли заказчику уведомления об этом? Современное и хорошо продуманное ПО незамедлительно сообщит клиенту обо всех подобных аномалиях, а самого водителя попросит подтвердить свои действия.

Проблема № 2: обналичка топливных карт

Транспортные компании часто выдают своим водителям топливные карты, на которых лежит депозит в виде определенного количества литров, предоплаченных по безналу, - они списываются при каждой заправке. Многие предприимчивые водители пытаются продать излишки топлива на сторону. Оказавшись на АЗС, они предлагают другим автомобилистам заправиться по их карте, а взамен берут наличные с большой скидкой, которые кладут себе в карман.

Эта проблема решается внедрением «умной» топливной карты, которая позволяет вести онлайн-мониторинг ее использования по конкретным АЗС. Покупая оптом топливо для своих водителей, узнайте у продавца о наличии такой возможности. Это поможет минимизировать ущерб от описанной выше схемы обмана. Наша компания, например, организовала со своим топливным партнером личный кабинет, через который можно отследить по трекингу любую карту и выявить аномальное потребление топлива. Если машина за день проехала 100 км, а водитель отчитался за топливо на все 300, закономерно предположить перепродажу излишков.

Проблема № 3: воровство грузов

IT-технологии активно проникают в логистику, но от мошенничества и кражи груза по-прежнему никто не застрахован. Вот классический сценарий: машина приезжает на склад и водитель говорит: «Я по счету № 315 - забрать утеплитель». Его загружают и оформляют накладные, не задавая лишних вопросов. После чего водитель спокойно уезжает совсем не туда, где его груз ожидает клиент транспортной компании.

Самое интересное начинается, когда пострадавший от действий мошенника перевозчик пытается получить страховое возмещение. Пикантность ситуации в том, что клиенты логистических компаний по всей России не горят желанием застраховать свой груз самостоятельно (это выливается им в круглые суммы). Они требуют от перевозчиков полис страхования экспедиторской ответственности - ведь те не захотят потерять выгодный заказ. Клиенты знают, что в случае ЧП экспедитор вернет им стоимость груза. Проблема в том, что этот вид страхования до сегодняшнего дня слабо регулируется на законодательном уровне. В результате транспортная компания может рассчитывать только на возврат страховой премии, уплаченной по договору страхования ответственности. О возмещении убытков от утраты имущества речь не идет.

Чтобы минимизировать ущерб от кражи и мошенничества, стоит внедрить у себя регламент, по которому обязательно страхуются все без исключения перевозки стоимостью выше определенной суммы. Старайтесь минимизировать расходы на страхование экспедиторской ответственности и оплачивать полис хотя бы поровну с клиентом.

Также следует заранее выстроить дополнительный барьер безопасности между вашей компанией и потенциальными мошенниками. Если проверка контрагентов через специализированные платформы «Контур.Фокус» и «СПАРК» для вас дорога или чересчур сложна, можно делать это «вручную». Поручите работникам отдела сопровождения заказов проверять каждого нового клиента и партнера по трем показателям: сроку существования фирмы - не менее двух лет; отсутствию за последний год судебных тяжб о неоплате услуг по договору; количеству юрлиц, зарегистрированных на гендиректора, - не более 5. Такой подход отсечет 90% сомнительных контрагентов.

Читайте нас в

05.09.2019

Каждый трудоустроенный гражданин должен владеть необходимыми знаниями по теме охраны труда на предприятии.

Особое внимание при этом уделяется сотрудникам, деятельность которых обусловлена повышенной опасностью.

Таковыми являются водители автомобильного транспорта.

Взаимодействие с транспортным средством всегда представляет собой риск возникновения несчастных случаев, поэтому работники данной категории должны быть осведомлены о требованиях, выдвигаемых по отношению к охране труда.

Новые правила ОТ на автомобильном транспорте в РФ

Действующим на данный момент времени Трудовым Законодательством РФ установлены правила, которые должны применяться по отношению к охране труда сотрудников, работа которых связана с эксплуатацией автомобильного транспорта.

Согласно нормативной документации, в обязанности работодателя входит:

Непосредственное содержание правил должно включать в себя информацию следующего характера:

  • требования охраны труда, выдвигаемые по отношению к организации процессу выполнения работ;
  • требования ОТ, выдвигаемые территориям производственного назначения и рабочим местам;
  • требования ОТ, обязательные к соблюдению при использовании автомобильного транспорта — порядок запуска двигателя автомобилей, технология проезда по опасным участкам и др.;
  • требования охраны труда, касающиеся размещения и хранения различных комплектующих элементов и отходов производства.

Работодатель обязан вести контроль над исполнением водителями правил охраны труда. В свою очередь, ответственными органами контролируется деятельность руководства фирмы.

При выявлении нарушений специалисты Федеральных служб могут привлечь руководителя компании к ответственности.

Важно учесть, что работать на должности водителя могут только граждане, подходящие под определенные условия:

  • возраст старше 18-ти лет;
  • наличие действующего документа, согласно которому подтверждается, что состояние здоровья трудящегося позволяет ему работать водителем;
  • наличие действующего водительского удостоверения с допуском к вождению автомобиля необходимой категории;

Также специалист должен быть ознакомлен с информацией соответствующей Инструкции по охране труда, которые также проводятся в определенное время с определенной периодичностью.

Инструктажи с лицами, которые управляют грузовыми и легковыми автомобилями

С каждым сотрудником, вне зависимости от специфики и направления его деятельности, проводятся различные .

В случае с водителями различают следующие типы обязательных инструктажей:

В качестве оснований для его проведения выступает приказ Минтранса №7 и межотраслевые правила 007-2003.

Инструктированию такого характера подлежат все сотрудники, которые занимают должность водителя. Не имеет значения опыт работы, профессиональная категория и другие сопутствующие факторы.

Инструкция включает в себя следующие моменты:

  1. Первичный.

Место его проведения — непосредственное рабочее место сотрудника. По содержанию инструктаж такого характера также как и в предыдущем случае, включает в себя информацию общего типа.

Сотрудник ознакамливается со сведениями, касающимися техники безопасности и безопасности дорожного движения.

Проведением инструктажа занимается лицо, назначенное ответственным за осуществление подобных действий. Время инструктирования — первый рабочий день.

  1. Повторный.

Основывается на повторном ознакомлении водителя со сведениями, указанными в первичном инструктаже. Периодичность проведения в данном случае — ежеквартально.

Проводится с работниками в определенных ситуациях. Таковыми являются:

  • первичная отправка водителя на новый маршрут;
  • перевозка детей;
  • перевозка грузов — опасных, крупногабаритных и тяжеловесных.

Время проведения — весенне-летний и осенне-зимний периоды. Суть инструктажей — ознакомление сотрудников с особенностями погодных условий и технологией эксплуатации транспортных средств в данных временных промежутках.

Проводится при появлении необходимости срочного ознакомления сотрудников с какой-либо информацией.

В наше прекрасно время правового государства многие только и знают, что громко заявляют о своих правах, настойчиво требуя их соблюдения. Но при этом далеко не все задумываются, что к тому же, у них есть и масса обязанностей, которые неплохо было бы для начала научиться соблюдать. Взять хотя бы такое понятие как обязанности водителя.

Теоретически каждый, кто хоть раз садился за руль, пусть мельком да задумывался, что определенные обязанности данное занятие на водителя накладывает. Но вот какие именно, судя по организации движения в городах, так и не узнали. Этот опус специально для тех, кому лень самостоятельно узнавать, собирать и конспектировать, а так же для тех, кому это действительно интересно и нужно. В краткой форме, ненавязчиво и самое основное.

Для начала оговорим, что согласно утвержденным правилам дорожного движения, водитель – это тот, кто управляет транспортным средством. И не важно, имеет он права или просто так сел покататься. Раз управляешь, значит, водитель. И обязанности водителя должен выполнять.

И тут же маленький нюанс – это касается исключительно процесса движения. В автомобиле просто сидеть, не важно, на каком сидении, около него стоять, заниматься ремонтом и просто им владеть не значит быть водителем, а значит и соблюдения обязанностей никто требовать не в праве. Тут вы просто обычный человек и документ, который должны предъявить – паспорт. Все остальные требования от лукавого и могут смело вами игнорироваться.

Что требуют от водителя ПДД?

Правила дорожного движения у нас как всегда строги, но справедливы. Спорить с ними бесполезно, да и не хочется, потому что в этом они разумны. Итак, в обязанности водителя входит:

  1. Собственно соблюдать эти самые правила дорожного движения во избежание аварийных ситуаций и прочих неприятностей.
  2. Останавливаться по требованию работников ГИБДД для проверки документов и транспортного средства, а так же в любых иных случаях.
  3. Предъявлять работникам ГИБДД по требованию ряд документов.
  4. В случае возникновения дорожно-транспортного происшествия вызывать работников ГИБДД и оставаться на месте до их приезда и описания плана и подробностей этой неприятности.
  5. Эвакуировать транспортное средство с места дорожно-транспортного происшествия и исключить затруднение проезда другим участникам дорожного движения.
  6. Пропускать пешеходов, вступающих на пешеходный переход, что выглядит очень вежливым, но зачатую неудобно и вызывает массу проблем при плотном движении.
  7. Пропускать, перестраиваясь в сторону, спецтранспорт с включенными проблесковыми маячками и спецсигналами, ведь порой не соблюдение этого может кому-то очень дорого стоить.
  8. Так же включают в себя и вождение автомобиля в трезвом виде, причем карается любой вид опьянения: алкогольный, наркотический, лекарственный.
  9. В обязательном порядке водитель должен по требованию инспектора ГИБДД пройти освидетельствование на опьянение, либо экспресс тест на месте, либо полное в больнице, при отказе от оного водитель автоматически признает факт опьянения и подвергается соответствующим мерам.
  10. Проверять перед началом движения исправность транспортного средства и не допускать движения в случае неисправности рулевого и тормозного механизма, приборов освещения и прочих «жизненно важных» для автомобиля систем.
  11. Водитель обязан перед началом движения пристегнуться ремнем безопасности и это именно обязанность, а не действие по желанию.
  12. Еще один пункт, прописанный в правилах – провоз детей до 12 лет в специальных удерживающих устройствах, подобранных под возраст и вес ребенка. Если с маленькими пассажирами проблем в этом нет, то подращенное поколение частенько пытается активно сопротивляться, доказывая свою взрослость.
  13. В обязанности водителя входит комплектация автомобиля аптечкой, огнетушителем и знаком аварийной остановки

Все перечисленное законодательно утверждено и обсуждению не подлежит. При нарушении влечет либо официальный штраф, либо лишение прав. При этом следует отметить, что лишить водителя прав на вождение транспорта может только суд, вынеся соответствующее решение и определив срок лишения. Сумма штрафов тоже берется не с потолка, а строго прописана в законе.

Водительская этика

Кроме правил писанных, если еще и правила не писанные, то есть те, что просто приняты между водителями. Например, в негласные обязанности водителя входит к другим участникам дорожного движения. При этом адекватные водители стараются:

  • без крайней нужды не «подрезать» другие автомобили, создавая аварийные ситуации;
  • не слепить водителей встречных автомобилей дальним светом, что так же может очень плачевно закончиться;
  • предупреждать о стоящих впереди машинах ГИБДД коротким миганием дальнего света;
  • по возможности давать перестроиться друг другу в пробках, сейчас ты кому-то, потом тебе кто-то, а иначе сегодня куда-то доехать просто невозможно;
  • благодарить за возможность перестроения или проезда кратким нажатием аварийного светового сигнала, что просто приятно тем, кто оказал дружескую любезность;
  • по возможности останавливаться около водителя, у которого возникла неисправность, все в жизни бывает и от этого никто не застрахован, а возможности вызвать дорогой клубный эвакуатор есть не у всех.

Это все касалось отношений водителей между собой. Но есть и другие участники движения – пешеходы. По отношению к ним, кроме уже указанной обязанности водителя пропускать на пешеходном переходе, можно упомянуть еще как минимум одну – притормаживать около лужи, чтобы никого не обрызгать. Сделать не так трудно, зато слов неприятных в свой адрес не получишь да и настроение никому не испортишь.

Вот такой в общих чертах получился обзор всего того, что должен знать и выполнять водитель транспортного средства. Не забывайте об этом и дорога ваша будет легкой, а права и кошелек – целыми!