Материалы и методы исследования. Общая характеристика процедуры нейропсихологического обследования детей Методы и методики нейропсихологического обследования

  • Глава 2. История диагностики отклонений в развитии
  • § 2. Экспериментально-психологические исследования и диагностика способностей
  • § 3. Психолого-педагогическая теория и практика диагностики отклоняющегося развития
  • Тема 1. Зарождение и развитие клинического направления в изучении нарушений и расстройств психического онтогенеза
  • Тема 2. Психологический и социально-педагогический подходы к диагностике психического дизонтогенеза
  • Глава 3. Методологические основы диагностики отклоняющегося развития
  • § 2. Общие требования к организации и проведению психолого-педагогического обследования ребенка
  • § 3. Подходы к психолого-педагогическому анализу и оценке данных психодиагностики
  • § 4. Психологическое заключение и психологический диагноз
  • Тема 1. Методология исследований отклоняющегося развития
  • Тема 2. Организация и процесс комплексного диагностического обследования ребенка
  • Глава 4. Методы психолого-педагогического изучения ребенка
  • § 1. Эксперимент
  • § 2. Наблюдение
  • § 3. Беседа
  • § 4. Анкетирование (опросники)
  • § 5. Тестирование
  • § 6. Анализ продуктов деятельности
  • Глава 5. Исследование речевого развития ребенка
  • § 2. Структура и уровни речевой деятельности. Этапы порождения высказывания. Речевые механизмы и речевые умения. Основные функции речи. Нейропсихологическая диагностика речевых функций.
  • § 3. Цель и задачи логопедического исследования речи. Психолого-лингвистические критерии анализа нарушений речи.
  • § 1. Детская речь и принципы анализа ее нарушений
  • § 2. Нарушения речевого развития с позиций психолингвистики, нейролингвистики, нейропсихологии
  • § 3. Задачи и содержание логопедического обследования
  • § 4. Анализ речевого развития при психологическом обследовании ребенка
  • Глава 6. Методы интегративной диагностики отклоняющегося развития
  • § 2. Пренатальная диагностика и генетическое консультирование
  • § 3. Нейропсихологическии подход в диагностике
  • § 4. Основные задачи и методы нейропсихологической диагностики
  • § 5. Патопсихологический эксперимент как диагностический метод
  • Глава 7. Ранняя диагностика отклонений в развитии
  • § 1. Влияние патологии на психическое развитие в раннем детстве. Проблемы дифференциальной диагностики.
  • § 1. Значение ранней диагностики нарушений развития
  • § 2. Комплексная диагностика развития в младенчестве и раннем детстве
  • Глава 8. Дифференциальная диагностика
  • § 1. Задачи дифференциальной диагностики. Проблема отграничения сходных состояний. Принцип комплексного исследования развития ребенка. Особенности клинического подхода к диагностике развития ребенка.
  • § 1. Задачи и проблемы дифференциальной диагностики
  • § 2. Дифференциальная диагностика отдельных нарушений развития
  • Глава 9. Требования к организации психолого-педагогического обследования детей с нарушениями отдельных функций
  • § 2. Обследование детей с нарушениями зрения
  • § 3. Обследование детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
  • § 4. Обследование аутичных детей
  • § 4. Основные задачи и методы нейропсихологической диагностики

    Научный анализ нарушений ВПФ разрабатывался параллельно с методами, позволяющими за внешним сходством симптомов:

    · вскрывать их внутреннее различие;

    · устанавливать связь выявленных дефектов развития с патологией, дисфункцией или особенностями строения определенных отделов мозга или своеобразием (нарушениями) функционального состояния;

    · выявлять неспецифические нейродинамические особенности мозговой деятельности - подвижность психических процессов, темп, работоспособность.

    К основным задачам нейропсихологической диагностики относятся:

    1. дифференциально-диагностическое исследование, позволяющее на основе качественного анализа нейропсихологических синдромов выявить сохранные и нарушенные (сильные и слабые) звенья психических процессов, определить ведущие нейропсихологические факторы синдромов и прийти к определенным выводам:

    · об индивидуальном развитии испытуемого, структуре и функционировании у него ВПФ;

    · о наличии патологического очага (очагов) в его мозге;

    2. количественная оценка результатов исследования, позволяющая выявить степень выраженности имеющихся нарушений или изменений;

    3. осуществление динамического наблюдения за состоянием психических процессов у одного и того же испытуемого в ситуациях, когда на него оказывают воздействие различные внешние факторы в ходе лечения, обучения, коррекции и т.д., а также на разных этапах его индивидуального развития;

    4. определение «зоны ближайшего развития» - потенциальных возможностей испытуемого выполнить различные задания в условиях специально организованного эксперимента;

    5. разработка на основе данных нейропсихологического обследования адекватных индивидуализированных программ восстановления, коррекции, обучения;

    6. изучение эффективности различных видов воздействия;

    7. составление ближайших и долгосрочных прогнозов.

    Благодаря системному нейропсихологическому анализу ВПФ создается возможность более глубокого понимания общих механизмов симптомообразования, структуры нарушений познавательной деятельности при аномалии психического развития, в том числе при ее относительно негрубых формах, например при ЗПР. Такой анализ может преследовать три цели:

    1. топическая диагностика поражения мозга наиболее актуальна при исследовании испытуемых с локальными церебральными нарушениями;

    2. установление функционального диагноза - определение дефицитарных функций и выявление сохранного фонда корковых функций;

    3. выявление соотношения симптомов незрелости и повреждения ЦНС, а также возрастной динамики развития ВПФ (И. Ф. Марковская).

    Такой подход имеет наибольшую ценность при решении вопросов реабилитации поврежденных функций и формирования незрелых функциональных систем у детей с различными нарушениями психического развития.

    В зависимости от задач и направленности нейропсихологического обследования применяемые методы могут быть:

    · стандартизированными (одни и те же задания для всех испытуемых) или гибкими (разные задания, специфичные для каждого испытуемого);

    · сгруппированы или отбираться отдельно для оценки узкоспециализированной функции и проводиться как индивидуальное обследование;

    · количественными (выполнение или невыполнение теста в нормативно заданное время) или качественными, ориентированными на процесс и специфические особенности выполнения задания, квалификацию ошибок, допущенных при тестировании.

    Интерпретация данных, полученных при помощи перечисленных методов, опирается на нейропсихологическую теорию.

    При нейропсихологическом обследовании используются пробы, где наибольшую нагрузку несут одна-две из операций, а остальные достаточно просты. Сопоставление близких проб позволяет уточнить, какие именно операции вызывают затруднения. Все пробы направлены на изучение определенной психической функции, в то же время они перепроверяют и уточняют результаты друг друга. Важно отметить, что такая диагностика не выявляет актуальный уровень знаний и умений, а демонстрирует базальные психические процессы и, таким образом, является объективным методом изучения состояния ВПФ.

    К наиболее разработанным методам оценки синдромов в нейропсихологии относится система приемов А. Р. Лурии, сведенная им в логически целостный блок и направленная на характеристику клинического «поля факторов», то есть выявление и описание принципиальных сторон психических нарушений при локальных поражениях мозга без точной количественной их оценки.

    Схема А. Р. Лурии включает:

    1. формальное описание испытуемого, историю его болезни (развития) и результаты различных лабораторных и аппаратурных обследований;

    2. общее описание психического статуса испытуемого - состояние сознания, способность ориентироваться в месте и времени, уровень критики и эмоционального фона;

    3. исследования произвольного и непроизвольного внимания;

    4. исследования эмоциональных реакций на основании жалоб больного, по оценке им лиц на фотографиях, сюжетных картин;

    5. исследования зрительного гнозиса - по реальным объектам, контурным изображениям, при предъявлении различных цветов, лиц, букв и цифр;

    6. исследования соматосенсорного гнозиса с помощью проб узнавания объектов на ощупь, на прикосновение;

    7. исследования слухового гнозиса при узнавании мелодий, при локализации источника звука, повторении ритмов;

    8. исследования движений и действий при выполнении последних по инструкции, при установке позы, а также оценка координации, результатов копирования, рисования, предметных действий, адекватность символических движений;

    9. исследования речи - через беседу, повторение звуков и слов, называние предметов, понимание речи и редко встречаемых слов, логико-грамматических конструкций;

    10. исследования письма - букв, слов, фраз;

    11. исследования чтения - букв, бессмысленных и осмысленных фраз и неверно написанных слов;

    12. исследования памяти - на слова, картинки, рассказы;

    13. исследования системы счета;

    14. исследования интеллектуальных процессов - понимания рассказов, решения задач, правильности окончания фраз, понимания аналогий и противоположностей, переносного и обобщающего смысла, умения классифицировать.

    Классический вариант нейропсихологического обследования разрабатывался на контингенте взрослых с локальными поражениями мозга. Работа с детьми потребовала адаптации имеющихся методов: содержания, т.е. предлагаемого для исследования материала, и процедуры, т.е. длительности исследования, с учетом возрастных особенностей и этапов развития. Системный анализ ВПФ все чаще используется в психиатрии детского возраста и дефектологии при различных вариантах психического дизонтогенеза.

    Для каждого этапа психического развития ребенка необходимо взаимодействие двух факторов: потенциальной готовности комплекса определенных мозговых образований к обеспечению развития и востребованности от социума к постоянному наращиванию зрелости и силы того или иного психологического образования. При отсутствии такой востребованности или ее недостатке развитие ВПФ затормаживается и/или искажается, что вызывает вторичные функциональные деформации на уровне мозга.

    Доказано, что на ранних этапах онтогенеза социальная депривация приводит к дистрофии мозга на нейронном уровне.

    Нарушения развития, связанные с органическим повреждением головного мозга на ранних этапах онтогенеза (олигофрения, задержки интеллектуального развития, включая состояния психического инфантилизма, дислексии, дисграфии, дискалькулии, специфические нарушения речи и т.д.), сопровождаются вторичным недоразвитием мозговых структур, формирующихся в постнатальном периоде.

    По мнению многих отечественных и зарубежных исследователей, нейропсихологические методики целесообразно применять в комплексе клинико-психологического изучения аномальных детей. Полученные таким образом данные позволяют оценить состояние зрительного и слухового восприятия, праксиса, речи, памяти - функций, обеспечивающих возможность овладения элементарными школьными навыками (чтение, письмо, счет, решение арифметических задач).

    Кроме парциальных, локальных нарушений вышеназванных модально-специфических функций отклонения в развитии и связанные с ними трудности обучения детей могут быть обусловлены общими неспецифическими расстройствами мозговой деятельности, отражающими дискоординацию корко-подкорковых функциональных отношений. В психической деятельности это может проявляться:

    · в расстройствах общей нейродинамики - повышенной истощаемости, нарушениях темпа и подвижности психических процессов, работоспособности по астеническому типу;

    · в нарушениях произвольности и целенаправленности познавательной деятельности - отсутствии или нестойкости установки (мотивации) на познавательную деятельность, трудностях планирования заданной психической операции, нестойкости произвольного внимания и контроля.

    Высшие формы регуляции волевой сознательной деятельности обеспечиваются прежде всего работой лобных мозговых систем. Уточнение структуры нарушений познавательной деятельности чрезвычайно важно при решении вопросов прогноза и индивидуализации психолого-педагогической коррекции.

    Уже самые первые исследования показали отличия нарушений ВПФ у детей с резидуальной органической церебральной недостаточностью от симптоматики при очаговых поражениях мозга: это негрубость расстройств и отсутствие четкой очерченности нейропсихологического синдрома. Именно это исключает возможность одной лишь констатации факта выполнения или невыполнения задания и требует более дифференцированной оценки характера возникающих затруднений, способа действия, анализа видов помощи, способствующих преодолению или уменьшению этих затруднений.

    При комплексной работе разных специалистов нейро-психологическое обследование является стержневым, так как позволяет установить взаимосвязь между результатами различных исследований - от описания поведения (проявлений симптомов) через анализ механизма этих проявлений и их причин к пониманию мозговой организации имеющихся нарушений и изменений. Это помогает решать диагностические задачи и - что для практики гораздо важнее - осуществлять помощь лицам с нарушениями высших психических функций, с различными отклонениями в развитии.

    Методика нейропсихологического исследования детей младшего школьного возраста с аномалией психического развития И. Ф. Марковской представляет собой модификацию методики А. Р. Лурии. При качественном анализе состояния ВПФ в ней выделяются ведущие факторы, затрудняющие осуществление заданной психологической операции:

    · нейродинамические нарушения;

    · нарушения высших форм регуляции;

    · парциальные нарушения модально-специфических корковых функций.

    Степень выраженности этих факторов неодинакова и оценивается по 5-балльной шкале.

    Общим нейродинамическим нарушениям в виде лабильности и истощаемости соответствует дисфункция лобных систем в звене контроля. Более грубые нарушения нейродинамики в виде персевераторности, инертности чаще сочетаются с парциальными нарушениями корковых функций и обусловленной ими вторичной дезорганизацией программирования целостных действий. Интерпретация данных осуществляется на основании построения индивидуального «профиля» состояния психических функций.

    Большинство заданий предъявляется ребенку в двух вариантах: вначале инструкция не отличается от применяемой в практике исследования взрослых, а при неправильном выполнении задания она дается в ситуации игры, обеспечивающей не только эмоциональную стимуляцию, но и включение речевого и смыслового опосредования действий. Тем самым выясняется эффективность видов помощи, что важно для оценки потенциальных возможностей ребенка.

    Методика И. Ф. Марковской может быть также использована для сравнительного анализа характеристик ВПФ на различных возрастных ступенях психического развития или на отдельных этапах психолого-педагогических и лечебных мероприятий для оценки их эффективности, а также для прогнозирования возможностей психического развития ребенка в условиях специального обучения.

    Программа нейропсихологической диагностики и коррекции детей от 4 до 12 лет А. В. Семенович с соавторами базируется на классических разработках А. Р. Лурии, Е. Д. Хомской, Л. С. Цветковой, но дополнена рядом сенсибилизированных «детских» проб. Данные диагностики высших корковых функций позволяют выявить:

    · синдромы функциональной несформированности лобных отделов мозга, левой височной доли, межполушарных взаимодействий, правого полушария;

    · синдромы дефицитарности подкорковых и стволовых образований мозга;

    · атипию психического развития.

    Схему краткого нейропсихологического обследования детей, которое может проводиться в процессе психолого-медико-педагогического консультирования психологом, получившим достаточную подготовку в области нейропсихологии, предлагает Т. В. Ахутина с сотрудниками. Обследование предполагает анализ развития функций планирования и контроля, кинестетической организации движений, зрительно-пространственного праксиса и гнозиса, зрительно-предметного гнозиса, процессов переработки слухоречевой информации.

    На основании сопоставления выполнения предложенных проб делается вывод о сформированности каждого из блоков мозга - функциональный диагноз, заключение о том, нуждается ли ребенок в специальной помощи, даются рекомендации о направлениях коррекционно-развивающей работы (прил. 4).

    Д.Д. Бекоева В.А. Дегтярев

    ОСОБЕНОСТИ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

    Статья посвящена проблеме нейропсихологического исследования и комплексного анализа личности и состояния высших психических функций при мозговых поражениях. Особое внимание уделяется теоретическим основам и требованиям к нейропсихологическому исследованию. Рассматривается общая схема и структура нейропсихологического обследования. Показана процедура нейропсихологического обследования личности и выявление нарушений состояния высших психических функций для организации восстановительного обучения и реабилитации.

    Ключевые слова: нейропсихология, методы нейропсихо-логического исследования, симптомы нейропсихологических нарушений, нейропсихологический синдром, факторы, определяющие дефект.

    Под нейропсихологическим исследованием понимается исследование состояния личности и психических процессов с помощью нейропсихологических методов, выявляющих закономерности их нарушений на мозговом уровне. Нейропсихологические методы представляют собой систему методик, тестовых заданий и проб, объединенных общей методологией нейропсихологиче-ского исследования для выявления закономерностей психических процессов при различной патологии мозговой деятельности человека. Основы нейропсихологического исследования и нейропсихологические методы были разработаны А.Р. Лурия и его ближайшими сотрудниками Е.Д. Хомской, Л.С. Цветковой, В. Лу-

    бовским и др.. В основе этих методик лежит общепсихологическая концепция формирования и развития высших психических функций Л.С. Выготского. Важнейшей чертой нейропси-хологических методов является их целостный системный характер. Они позволяют выявить нарушение или сохранность той или иной высшей психической функции, при этом одновременно исследовать связь с эмоционально-волевой и мотивационной сферами личности и поведением человека.

    Нейропсихологические методы исследования позволяют выявить факторы, лежащие в основе дефекта; определить структуру дефекта в целостной психической функции, связь с другими психическими функциями; описать уровни психической или психофизиологической организации функции и каждого из его звеньев; указать на то, с какой патологией, в какой зоне коры головного мозга находится наблюдаемый дефект. Фактор - собственная функция той или иной мозговой структуры, например, фонематический слух, функция верхневисочной извилины коры больших полушарий (22 поле по карте Бродмана). Каждый из факторов может входить в структуру не одной, а нескольких психических функций, что приводит к системному нарушению тех психических функций, которые связаны с этим фактором (например, нарушение фонематического слуха приводит к нарушению экспрессивной и импрессивной речи, искажению называния, повторения, говорения).

    Таким образом, нейропсихологические методы предусматривают осуществление анализа различных аспектов наблюдаемого дефекта - психологического, психофизиологического, клинико-физиологического и нейропсихологического. Каждый аспект позволяет выявить факторы, симптомы и целостный синдром дефекта и внести вклад в понимание происхождения и структуры дефекта, выявление причин нарушения, определение уровня нарушенной психологической функции и в конечном итоге раскрывает организацию нормального развития психических функций. Под симптомом понимается характеристика нарушения

    психической функции (памяти, ощущения, восприятия, мышления, речи, счета и др.), возникающего под влиянием различных факторов поражения мозговой деятельности. Синдром - избирательное нарушение одних высших психических функций и сохранность других.

    Нейропсихологическое исследование включает следующие этапы:

    Описание и анализ состояния, а также клинической картины нарушения высших психических функций;

    Выявление факторов или механизмов нарушения высших психических функций;

    Определение симптомов и синдрома нарушений, т.е. анализ и поиск совокупности факторов нарушения психических функций и их влияние на другие функции.

    Выявление сохранных высших психических функций и определение их состояния;

    Постановка диагноза и определение методов реабилитации или восстановления нарушенной функции.

    Проведение нейропсихологического исследования и постановка диагноза позволяет выявить природу и механизмы нарушенной функции и межфункциональных связей и организовать последующую коррекционную работу.

    Основные требования к знаниям психологов, осуществляющих нейропсихологическое исследование, следующие:

    Знание психологической теории, в частности, представлений о формировании психических функций, хроногенной зависимости локализации высших психических функций;

    Знание закономерностей формирования высших психических функций, генез и последовательность их формирования и взаимодействия;

    Умения устанавливать связи между психическими функциями на основе закона перехода функций снизу вверх у детей и сверху вниз у взрослых;

    Навыки выявления зоны актуального и ближайшего развития у детей в зависимости от возраста;

    Знания о прижизненном формирования высших психических функций, концепции первоначальной их экстериоризированной формы и последующей интериоризации.

    Знания о системных нарушениях высших психических функций, связи синдромов с мозговыми зонами коры больших полушарий, о закономерности нарушений высших психических функций при различной этиологии.

    При осуществлении нейропсихологического исследования необходимо учитывать также требования к практическим умениям и навыкам психолога, формирующимся в процессе его практической работы, которые включают:

    Умение вступать в контакт с больным, ребенком или взрослым;

    Процедурные навыки и умения квалифицированно проводить нейропсихологическое исследование;

    Умения и навыки подробного описания симптома-

    тики и определения нейропсихологического синдрома; постановка диагноза;

    Навыки выявления основных факторов, лежащих

    в основе того или иного дефекта;

    Навыки и умения составления квалифицированно-

    го заключения;

    Навыки определения методов восстановительного

    этапа и последующей реабилитационной работы.

    Нейропсихологическое исследование в отличие от традиционного психологического исследования является структурно-динамическим, т.к. предполагает не только обнаружение дефекта, но и слежение за его динамикой с помощью специальных методик, тестовых заданий и проб, а также выявление тех или иных характеристик изменения познавательной деятельности, особенностей личности.

    Схема проведения нейропсихологического обследования включает следующие требования к условиям его проведения:

    Обстановка должна быть спокойной, отношение к обследуемому со стороны психолога исключительно доброжелательным;

    Условия предполагают относительно интимную атмосферу, отсутствие посторонних людей, допустимо присутствие не более двух специалистов;

    Необходимо установить контакт с обследуемым, общение должно быть доверительным и открытым, важно учитывать желание пациента обследоваться;

    Должна быть создана атмосфера сотрудничества и контакта, голос обследующего должен быть негромким, доброжелательным, мягким, а сам он должен быть немногословным;

    Для выполнения какого-либо задания инструкцию желательно повторить несколько раз или дать образец выполнения задания.

    При обследовании обязательным требованием является перерыв для активного или пассивного отдыха с последующим наблюдением за поведением обследуемого и прекращение обследования при потере интереса со сторон пациента;

    При необходимости проверки гипотезы о нарушении динамики протекания высших психических функций в процедуру допустимо включение (или исключение) каких либо помех.

    Структура нейропсихологического обследования включает, как правило, ряд составляющих.

    1. Первая составляющая представляет собой экспресс-исследование на основе нескольких методов и тестовых заданий, с помощью которых в течение 20 минут можно получить данные об общем состоянии высших психических процессов, сохранности личности, его эмоциональной сферы, мотивации, целенаправленном и осмысленном поведении, активности и пассивности, управляемости и общих характеристиках регуляции поведения.

    2. Вторая составляющая содержит развернутое нейроп-сихологическое исследование особенностей личности, двигательной и познавательной сферы, памяти, внимания, речевых

    процессов, мышления и воображения, эмоционально-волевой сферы с последующим количественным и качественным анализом, выявлением факторов, симптомов и синдромов нарушения высших психических функций и возможности их восстановления.

    3. Третья составляющая - заключение, в рамках которого тщательно описываются результаты качественного анализа выполнения тестов, заданий и проб. На основании качественного анализа дается синдромная картина совокупности нарушений высших психических функций или их сохранности. В результате такого анализа вычленяется фактор, лежащий в основе обнаруженных симптомов. Структура заключения включает определение состояния личности, его эмоционально-волевой сферы, ее деятельности, умений и навыков, структуру и особенности деятельности; состояния высших психических функций, двигательной сферы, речевых процессов памяти и интеллектуальной сферы и указывает на дисфункции соответствующих мозговых систем. В заключении дается общий диагноз.

    4. Количественная характеристика выполнения задания представляет собой четверную составляющую, которая включает оценку выполнения каждой пробы или задания по 5-балльной шкале. Например, на 100% выполненное задание оценивается 5 баллами; выполненное задание на 75% оценивается 4 баллами; на 50% - 3 баллами; на 25% - 2 баллами; на 10% - 1 баллом; невыполненное задание - 0 баллов. Количество баллов по каждому тесту может быть суммировано. Кроме того, по результатам количественной оценки можно построить кривую симптомов и выявить их значимость при определении факторов и симптомов нарушений в синдромной картине.

    5. Обобщение количественной и количественной оценки дает возможность проследить динамику изменений высших психических функций и перейти к следующей составляющей -коррекционной работе, с учетом взаимодействия высших психических функций и других характеристик, определяющих направление коррекционной работы и продуктивность коррекции.

    Нейропсихологические методы, включающие хорошо структурированные методики и «батареи» стандартизированных тестов, подобраны таким образом, чтобы можно было исследовать всю психическую сферу. Нейропсихологические методы направлены на выявление нарушений деятельности пациента, поэтому пациенту предлагаются различные свободные задания, включающие предметные, сюжетные, ситуативные или интеллектуальные задачи для определения сохранности или нарушений умений и навыков как основы любой деятельности.

    Например, проверяются:

    Умения и навыки установления контакта, желания идти на контакт с обследующим;

    Способность поддержать беседу и диалог;

    Способность к сотрудничеству;

    Навыки и умения рисования и копирования;

    Умения осмысленно растолковать собственные рисунки или заданные сюжетные картинки;

    Словарный запас, основные характеристики речи;

    Двигательные навыки - быстрота, точность, ловкость;

    Умение осуществлять контроль за своими действиями.

    Посредством тестовых заданий и проб проверяется уровень сохранности или нарушений тех или иных высших психических функций - двигательного праксиса, ощущений, восприятия предметов, памяти, мыслительных процессов, воображения и речи, эмоций и чувств. Тестовые задания включают небольшие пробы, которые выявляют сохранность или нарушения в таких функциях, как:

    Называние - умение назвать свои биографические характеристики, предметы окружающей среды;

    Предметные действия - тесты на динамический прак-сис, воспроизведение позы в пространстве, отдельных движений (пробы Хэда.);

    Восприятие - пробы на восприятие в разной модальности: зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой, восприятие времени и пространства;

    Память - пробы, характеризующие состояние общей

    памяти: непроизвольная и произвольная, кратковременная и долговременная; модально-специфическая память: слухоречевая,

    предметно-визуальная, осязательная, обонятельная; характеристика процессов запоминания, хранения и воспроизведения следов памяти;

    Внимание - исследуется в процессе различных видов деятельности при выполнении тестовых заданий, характеризуются свойства внимания: избирательность, колебания внимания, объем, переключаемость и др.;

    Речь - изучается понимание речи (инструкции), диалогическая речь, особенности лексики, фразовая речь, повторение, фонематический слух, называние предметов на картинках Поп-пельрейтера, которые представляют собой наложенные друг на друга контурные изображения предметов, спонтанная речь, пересказ услышанного рассказа или рассказ об одном счастливом дне свой жизни и др.;

    Мышление и интеллектуальные процессы - оцениваются по результатам простых тестов на аналогии, классификации предметов (или картинок с изображением предметов), решению простейших арифметических задач, пониманию смысла пословиц, небольших рассказов (например, рассказа Л.Н. Толстого «Муравей и голубка») или сюжетных картин, ориентировки во времени и пространстве;

    Эмоции - оценивается работоспособность, состояние расслабленности или бодрствования, возбуждение, эйфория или негативное состояние;

    Волевые процессы - степень произвольности действий, способности организовать деятельность, подчинить ее поставленной цели.

    Процедура нейропсихологического исследования начинается с беседы. Обследуемому предлагается рассказать о себе и своих жалобах, ему задаются следующие вопросы:

    Как Вас зовут? Назовите полное имя, отчество и фамилию. Назовите имена ваших родных. Как зовут Вашу мать, отца, детей, жену? Есть ли у Вас брат или сестра, как их зовут? На что Вы жалуетесь, почему Вы здесь находитесь? Сколько сейчас времени? Какой месяц? Какая у Вас специальность? Где Вы работали? Как Вы учились в школе, институте? Какие были трудности? и др.

    В процессе беседы выявляются следующие характеристики психических функций и симптомов:

    Состояние устной экспрессивной речи, лексика, ее уровень, богатство словарного запаса, конструкции связанной речи, простых или сложных предложений;

    Умение вступать в контакт, степень коммуникабельности, интонационный строй речи, мимика лица при восприятии других, самооценка и самовосприятие;

    Особенности сферы интересов, знаний, умений и навыков, мотивов поведения, познавательных интересов;

    Эмоциональное состояние, система отношений и ожиданий, структура личности;

    Ориентировка во времени и месте, социальная ориентировка и оценка своего статуса, способности самоконтроля;

    Уровень непроизвольной памяти, отсроченного запоминания и воспроизведения, процессов припоминания и узнавания.

    Затем нейропсихологическое исследование предполагает обследование произвольной деятельности личности.

    1. Сначала обследуемому предлагается выполнить различные задания и пробы на все виды праксиса, на оральный, двигательный, динамический и пространственный праксис, реци-прокную координацию. Испытуемому дается инструкция для выполнения проб на оральный праксис, которые он должен выполнить без ошибок: ему предлагается широко улыбнуться, надуть

    щеки, поцокать языком, вытянуть губы в трубочку, посвистеть, помычать. Артикуляторные ошибки возникают при оральной ап-раксии, двигательных нарушениях губ и языка и указывают на дисфункцию центральных и теменно-височных отделов коры головного мозга.

    Пробы на динамический праксис включают следующие задания.

    Когда я подниму красный квадрат, Вы из стопки карточек с геометрическими фигурами квадратов, треугольников и кружочков отберете только все квадраты (проба «геометрические фигуры» на выполнение задания по инструкции).

    Наиболее частые ошибки при выполнении этой пробы связаны с неустойчивым запоминанием инструкции, нарушением реакции выбора (контаминациями, спутанностью), замедленным выполнением, инертностью, трудностями переключения. Эти ошибки связаны с возможными дисфункциями лобных, заднелобных, лобно-височных зон коры больших полушарий головного мозга.

    Когда я подниму кулак левой руки, Вы, пожалуйста, поднимите указательный палец, и наоборот. Когда я стукну по столу один раз, Вы должны будете стукнуть три раза и наоборот (проба «кулак-палец» на выполнение контрастного произвольного действия).

    Наиболее распространенные ошибки при выполнении этой пробы связаны с возможными пересеверациями, эхопракси-ческими движениями, когда на поднятый кулак поднимается тоже кулак, что противоречит инструкции. Эти ошибки проявляются только при поражении или дисфункциях лобных отделов коры больших полушарий головного мозга.

    Смотрите на мои действия и повторяйте их (проба «ку-лак-ладонь-ребро» или «динамический праксис» на выполнение двигательного задания, нескольких действий в динамике, по образцу).

    Ошибки связаны с особенностями динамики действия (или ее нарушениями), пропусками элементов, изменением направления движения. Иногда повторение инструкции и замедление темпа помогают исправить ошибки. Эта проба дает возможность дифференцировать дефекты теменной и лобной области коры полушарий головного мозга.

    Делайте такие же действия, какие буду делать я (пространственный праксис, пробы Хэда), например, если я дотронусь правой рукой до кончика своего левого уха, то Вы сделайте то же самое. Если я перекрещу ладони рук, Вы сделаете то же (обследуемому дается образец).

    Ошибки могут быть связаны с пространственными изменениями направления движения, что может указывать на дисфункции теменно-затылочной области коры полушарий головного мозга.

    Делайте вслед за мной, повторяйте такое же действие. Кисть правой руки сожмите в кулак, левую положите ладонью вниз. Одновременно меняйте позу рук, попеременно сжимая в кулак одну руку и разжимая ладонь другой руки, и наоборот (проба на реципрокную координацию).

    Ошибки переключения и плавной динамики смены позы, нарушения координации движений указывают на дисфункцию глубинных, парасагитальных отделов головного мозга и области мозолистого тела.

    2. Затем обследуемому предлагаются тестовые задания на исследование его речевых процессов и слухо-речевой памяти. Испытуемому дается инструкция для выполнения заданий на повторение отдельных звуков, букв, простых предложений, на основе которых исследователь делает заключение о состоянии его фонематического слуха и речи:

    Повторите вслед за мной звуки: А, О, И, Э, Ы; Б-П, К-Г, Т-Д, З-С;

    Повторите следующие слоги: би-ба-бо, бо-ба-би, ба-бо-би, да-та-та-да;

    Повторите за мной слова: дом-том-ком, забор-собор-

    Сложные слова: кораблекрушение, арахноидэндотелио-

    Предложения: «В саду за высоким забором росли яблони», «В Тушино был авиационный праздник и прыжки с парашюта»;

    Вспомните, какие слова Вы повторяли?

    Наиболее типичные ошибки при повторении связаны с литеральными и вербальными парафазиями, заменой звуков, нарушениями запоминания, и отражают дисфункции средней и верхней височной извилины левого полушария коры головного мозга. Нарушения моторного звена в речи (кинетического или кинестетического), возможно, будут указывать на дисфункции заднелобных отделов коры полушарий головного мозга .

    Назовите все дни недели, начиная с понедельника;

    Назовите и все месяцы года, начиная с января;

    Посчитайте цифровой ряд в обратном порядке, начиная

    Ошибки автоматизированной речи, дезавтоматизация речи, нарушения произвольных речевых процессов указывают о возможных дисфункциях заднелобных отделов коры больших полушарий мозга.

    3. Нарушения или сохранность процессов восприятия обследуются тестовыми заданиями, включающими пробы на восприятие разных модальностей - зрительной, слуховой, осязательной.

    Для нейропсихологического исследования особенностей зрительного восприятия предлагаются пробы на называние предметов на картинках, узнавание контурных изображений, перечеркнутых контурных изображений, фигур-кентавров (сдвоенных фигур животных), выбор трех называемых обследуемым предметов из числа изображенных на картинках, узнавание букв, геометрических фигур, определение недостающих фигур и др.

    Ошибки узнавания предметов, точности и дифференцированно-сти восприятия контурных изображений, трудности вычленения признаков предметов указывают на определенные дисфункции височных и затылочных отделов левого полушария головного мозга.

    Состояние зрительно-пространственного восприятия определяется с помощью тестов на узнавание времени на схематических часах, узнавание и называние пространственноориентированных букв, например «З» и «Е», римских чисел IX, XI, списывание букв, идеографическое письмо (напиши Ф.И.О., наименование улицы, где проживаешь, письмо под диктовку, чтение букв, слов текста и др.). Ошибки указывают на симптомы нарушения пространственного гнозиса, связанные с дисфункцией теменно-затылочных отделов, правого и левого полушарий коры головного мозга.

    4. Нейропсихологическое исследование сомато-пространственного восприятия опирается на тесты, выявляющие сохранность схемы тела, способность определить правосторонние и левосторонние ощущения, ориентироваться в пространстве. Предлагается показать свою правую или левую руку, «глаз-нос-ухо», взять левой рукой карандаш, показать правой рукой на тетрадь, застегнуть пуговицу, определить недостающие детали предметов справа и слева на рисунке и др. Ошибки восприятия схемы тела и пространственные нарушения могут указывать на дисфункции теменных и теменно-затылочных отделов левого и правого полушарий головного мозга.

    5. Нарушения слухового восприятия изучаются на основе тестовых заданий на восприятие речевых и неречевых звуков. Испытуемому предлагается воспринять и оценить неречевые стимулы, узнать знакомую мелодию, определить шум дождя и морского прибоя, воспроизвести ритмические ряды со слуха, оценить количество постукиваний, выполнить ритмическое задание по инструкции и образцу. Ошибки могут быть связаны с нарушением слухового внимания, восприятия звуков, слухомотор-

    ных координаций. Неузнавание мелодий и шумов может быть связано с дисфункциями височно-теменных отделов правого полушария головного мозга. Нарушения слухомоторных координаций, связанные с ошибками восприятия ритмов и их оценки, ошибки в моторике могут свидетельствовать о симптомах дисфункций верхневисочных отделов левого полушария.

    6. Мыслительные процессы в нейропсихологическом исследовании оцениваются по результатам выполнения тестовых заданий на понимание смысла пословиц, оценку сюжетной картины и ее смысла, понимание и способность разложить последовательно и правильно серию сюжетных картинок, понимание содержания рассказов, решение арифметических задач. Предлагается сравнить предметы и выделить признаки различия, по заданным основаниям классифицировать предметы или картинки, сосчитать и сравнить числа по разряду и др. Ошибки и нарушение счета в уме, непонимание арифметических действий указывают на возможные дисфункции лобных и теменных отделов мозга.

    7. Эмоциональная сторона личности в процессе нейропсихологического обследования оценивается в процессе взаимодействия с исследователем по подвижной (или неподвижной) мимике, коммуникабельности, способности вступать в контакт, напряженной позе, скованности, волнении, расслабленности, инертности, чрезмерной раскованности и эйфории и поведению человека в целом. В специальном исследовании нарушения проявляются в неспособности оценить адекватно эмоциональное состояние другого в сюжетной картине или ситуации, нарушения в системе отношений к себе и другим, оценке мимического выражения и др. Нарушения и ошибки могут указывать на дисфункцию глубинных структур, а также лобных долей коры больших полушарий.

    Таким образом, нейропсихологическое исследование позволяет проанализировать психическую деятельность человека системно и комплексно, определить состояние, нарушения взаимосвязей и взаимовлияния высших психических функций, поста-

    вить правильно диагноз на основе синдромного анализа и указать направление восстановительного обучения и последующей реабилитации.

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    1. Бекоева Д.Д. Нейропсихологические механизмы установки: Автореф. ... канд. психол. наук. М., 1978.

    2. Дегтярев В.А. Психология отклоняющегося поведения. М., 2008.

    3. Лурия А.Р. Мозг и психические процессы. М., 1970.

    4. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

    5. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., 2005.

    6. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. М., 1998.

    Человеческую психику не следует рассматривать как пресловутого сферического коня в вакууме из известного научного анекдота: она не существует отдельно от природы, а является органичной ее частью, неразрывно связанной с высшими психическими функциями головного мозга. И как окружающий нас мир, психика не была создана по щелчку пальцев, а возникла в процессе длительного развития. Психические процессы нельзя воспринимать как автономное явление, действующее в отрыве от мозговых процессов: по сути, это и есть те же самые процессы, субъективно выражающие высшие функции мозга. Проблемы психологической науки прошлых лет были связаны как раз с этим: психический процесс искусственно экстрагировался из целостного психофизиологического процесса с полной потерей своей первоначальной сути. Во избежание этого представляется целесообразным изучать не отдельные вырванные из общего контекста психические и физиологические процессы, а рассматривать их в целом с учетом объективных и субъективных характеристик.

    Нейропсихология является единственной дисциплиной психологии, изучающей соотношение психических явлений и процессов с физиологическими структурами головного мозга. Иными словами, нейропсихология изучает психическую деятельность человека в нормальном и патологическом состоянии с точки зрения ее мозговой организации. Отсюда вытекает основная функция нейропсихолога : рассматривать любой психологический феномен (не важно, в норме или патологии) в конкретном половозрастном и социокультурном аспекте с позиций его церебрального обеспечения.

    Позволяет установить степень нарушения когнитивных функций, и то, как это приводит к нарушению повседневной активности, а также выявить вероятные причины наступивших изменений. В дальнейшем полученные данные помогут специалистам НДЦ Клинической психиатрии контролировать ход лечения, ориентируясь на степень выраженности когнитивных нарушений и их изменение входе фармакотерапии, а также подобрать поведенческие методы коррекции когнитивных расстройств.

    При нейропсихологической диагностике в НДЦ Клинической психиатрии используются с одной стороны хорошо зарекомендовавшие себя отечественные подходы и методы исследования, так и используются современные западные методы.

    Набор методик и какие когнитивные функции должны быть исследованы подбираются специалистом (клиническим (медицинским) психологом) исходя из задач диагностики и тактики предполагаемого лечения.

    Шизофрения.

    Депрессия.

    ПТСР.

    Органическое тревожное расстройство.

    Органическое изменение личности.

    Опухоли мозга.

    Умеренные когнитивные расстройства.

    Деменция любого происхождения.

    Черепно-мозговые травмы.

    Инсульт.

    Артериальная гипертензия.

    Атеросклероз сосудов.

    Рассеянный склероз.

    Сосудистые заболевания головного мозга.

    Расстройства личности.

    Как правило, нейропсихологическое обследование будет в себя включать различные пробы на память, внимание, мышление и т. д., но акцент будет делаться больше на наиболее нарушенные функции с целью уточнения степени выраженности нарушения для последующей оценки эффективности проводимой терапии и постановки диагноза.

    Психометрические батареи тестов

    Методики

    Описание

    Болезни

    MMSE+тест часов

    Плохо дифференцирует умеренные когнитивные расстройства от деменции.

    Низкая чувствительность к сосудистым когнитивным расстройствам.

    При подозрении на болезнь Альцгеймера.

    Энцефалопатии.

    УКР (умеренные когнитивные расстройства).

    КНОКС (краткоенейропсихологическое обследование когнитивной сферы)

    Применяется для скрининговой оценки когнитивного дефицита.

    Позволяет дифференцировать когнитивный дефицит на легкую, среднюю, тяжелую степени выраженности, а также оценить нарушения повседневной активности.

    Позволяет выдвинуть гипотезы о причинах нарушения. Предсказать какие могут возникнуть трудности в повседневной активности.

    Не позволяет оценить память.

    Алкоголизм, болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, депрессия, деменция, шизофрения, ишемический инсульт, энцефалопатия (токсическая, сосудистая), атеросклероз. ЧМТ.

    Лобная батарея тестов

    Применяется для исследование лобной дисфункции.

    Шизофрения, депрессия, сосудистые когнитивные расстройства, токсическая энцефалопатия, атеросклероз, ЧМТ.

    Цветные прогрессивные матрицы Равена.

    Для исследования общих когнитивных способностей (фактор G).

    Векслер детский

    Для оценки общего интеллекта (фактор G). Может быть не валидным при нарушении нейродинамики, пространственных функций, планирования и контроля.

    Для оценки общего интеллекта детей.

    Нейропсихологическое обследование

    Методика

    Описание

    Болезни

    Полное нейропсихологическое обследование.

    Включает в себя батареи тестов на память, внимание, мышление, восприятие, праксис, счет, письмо, чтение, речь, эмоционально-волевую сферу.

    Полное сокращенное нейропсихологическое обследование

    Включает в себя пробы на память, внимание, мышление, праксис, гнозис, счет, речь, с акцентом на более поврежденные функции (большее количество проб).

    Рекомендуется проводить при шизофрении, при расстройствах наблюдающихся при органическом психосиндроме (тревожность, изменения личности, деменции, умеренные когнитивные расстройства и т. д.). Последствия ЧМТ, инсультов.

    Тесты специальных функций

    Методика

    Описание

    Болезни

    Управляющие функции

    Совокупность методик исследующие различные компоненты управляющих функций (беглость, гибкость, целенаправленность, решение задач, контроль, рабочая память, планирование и т. д.). Благодаря управляющим функциям человек способен выполнять сложные и целенаправленные формы поведения.

    Алкоголизм, Болезнь Пика, деменция, шизофрения, токсическая энцефалопатия, ишемический инсульт, атеросклероз, средний, поздний и резидуальные периоды после ЧМТ и инсульта. Личностные расстройства.

    Исследование памяти по Лурии и другие пробы на память.

    Деменции, инсульт, алкоголизм, средний, поздний и резидуальный периоды после ЧМТ. Депрессия.

    Внимание

    Шульт, trial-making test. Проба рыбакова, серийный счет, Проба Бурдона, Тулуза-Пьерона. Тест Струпа. Лабиринты и др.

    Шизофрения, деменции, алкоголизм, сосудистые когнитивные расстройства, легкие и умеренные когнитивные расстройства, ЧМТ, депрессия.

    Мышление

    Обобщение, решение задач, серийные картинки.

    Шизофрения, депрессия, деменции, легкие и умеренные когнитивные расстройства, ЧМТ, инсульт.

    Восприятие

    Предметное, зрительно-пространственное, симультанное, опознание шумов, слов, музыки.

    ЧМТ, деменции, инсульт.

    Пространственная переработка информации.

    Исследование способности к конструктивной деятельности, симультанным синтезам.

    Болезнь Альцгеймера, ЧМТ, Инсульты.

    Кинестетический, кинетический, конструктивный.

    ЧМТ, деменции, инсульт, алкоголизм.

    Счет, письмо, чтение.

    Инсульт, ЧМТ, шизофрения, деменции.

    Речь: экспрессивная, импрессивная.

    Скрининг/Полное.

    ЧМТ, лобно-височная деменция, инсульт.

    Если речь идет о нарушениях высших психических функций, то задачи, решаемые в рамках и по результатам нейропсихологического обследования можно сгруппировать следующим образом:

    диагностика локализации патологического процесса или недоразвития (неправильного развития) структур головного мозга;

    дифференциальная диагностика некоторых заболеваний центральной нервной системы;

    Описание клинической картины и определение степени нарушений психических функций;

    определение конкретных причин и предупреждение различных типов аномального психического функционирования (школьная неуспеваемость, дезадаптация и т.п.);

    оценка состояния психических функций в динамике;

    оценка эффективности терапевтического и коррекционного воздействия;

    разработка стратегии восстановительных и коррекционных мероприятий

    Как показывают научные исследования последних лет, нейропсихологический подход к изучению проблемы дефектов мозговой деятельности является одним из самых перспективных в медицинской психологии.

    Выделение нейропсихологического фактора, определяющего характер симптомов и синдромов, возникающих в результате мозговой патологии, может осуществляться с помощью широкого набора приемов обследования испытуемого или больного, описываемых как методы нейропсихологической диагностики. Задачи, решаемые с их помощью при системном анализе нарушений ВПФ, могут быть сгруппированы следующим образом (Глозман):

    Топическая диагностика поражения или недоразвития (атипичного развития) мозговых структур;

    Дифференциальная ранняя диагностика ряда заболеваний ЦНС, дифференциация органических и психогенных нарушений психического функционирования, его индивидуальных различий, нормального и патологического старения;

    Описание картины и определение уровня нарушений психических функций: определение пораженного (несформированного) блока мозга (в понимании термина Лурия), первичного дефекта и его системного влияния;

    Определение причин и профилактика различных форм аномального психического функционирования: дизадаптации, школьной неуспеваемости и др.;

    Оценка динамики состояния психических функций и эффективности различных видов направленного лечебного или коррекционного воздействия: хирургического, фармакологического, психолого-педагогического, психотерапевтического и др.;

    Разработка на основе качественного анализа нарушенных и сохранных форм психического функционирования стратегии и прогноза реабилитационных или коррекционных мероприятий;

    Разработка и применение систем дифференцированных методов восстановительного или коррекционно-развивающего обучения, адекватных структуре психического дефекта.

    В зависимости от задачи и направленности нейропсихологического обследования применяемые методы могут быть стандартизованными (одни и те же задания для всех пациентов) или гибкими (разные задания, специфичные для каждого пациента); могут быть сгруппированы или отбираться «штучно» для оценки узкоспециализированной функции и проводиться как индивидуальное обследование; могут быть количественными (психометрическими), то есть сфокусированными на достижении результата (выполнение или невыполнение теста в нормативно заданное время) или качественными, ориентированными на процесс и специфические особенности выполнения задания больным, квалификацию ошибок, допущенных при тестировании, и опирающимися на нейропсихологическую теорию.

    К наиболее разработанным и распространенным методам оценки синдромов в нейропсихологии относится система приемов, сведенная Лурия в логически целостный блок и направленная на характеристику клинического «поля факторов», то есть выявления и описания принципиальных сторон психических потерь при локальных поражениях мозга без явной точной количественной их оценки. Эта схема включает:

    1) формальное описание больного, историю его болезни и результаты различных лабораторных и аппаратурных обследований (ЭЭГ, биохимия и т. п.);

    2) общее описание психического статуса больного - состояние сознания, способность ориентироваться в месте и времени, уровень критики и эмоционального фона;

    3) исследования произвольного и непроизвольного внимания;

    4) исследования эмоциональных реакций на основании жалоб больного, по оценке им лиц на фотографиях, сюжетных картин;

    5) исследования зрительного гнозиса - по реальным объектам, контурным изображениям, при предъявлении различных цветов, лиц, букв и цифр;

    6) исследования соматосенсорного гнозиса с помощью проб узнавания объектов на ощупь, на прикосновение;

    7) исследования слухового гнозиса при узнавании мелодий, при локализации источника звука, повторении ритмов;

    8) исследования движений и действий при выполнении последних по инструкции, при установке позы, а также оценивание координации, результатов копирования, рисования, предметных действий, адекватность символических движений;

    9) исследования речи - через беседу, повторение звуков и слов, называние предметов, понимание речи и редко встречаемых слов, логико-грамматических конструкций;

    10) исследования письма - букв, слов и фраз;

    11) исследования чтения - букв, бессмысленных и осмысленных фраз и неверно написанных слов;

    12) исследования памяти - на слова, картинки, рассказы;

    13) исследования системы счета;

    14) исследования интеллектуальных процессов - понимания рассказов, решения задач, правильности окончания фраз, понимания аналогий и противоположностей, переносного и обобщающего смысла, умения классифицировать.

    Предлагаемые методы адресуются преимущественно к произвольному, осознанному, то есть опосредованному речью уровню осуществления психических функций, и в меньшей степени к непроизвольным автоматизированным или неосознанным психическим функциям. Для расширения спектра использования измерительных процедур могут дополнительно создаваться специальные сенсибилизированные условия - ускоряться темп подачи стимулов и инструкций, увеличиваться объем стимульного материала, возможно его предложение в зашумленной форме. За последние годы система методов нейропсихологического исследования обогатилась новыми разработками, предполагающими как усовершенствование уже известных приемов, так и введение в практику новых измерительных процедур. Были разработаны количественные критерии выполнения проб, учитывающие принципы стандартизации исследований и сравнимость полученных результатов, введены диагностические коэффициенты и возрастные нормы, обоснованы методологические принципы, способствующие разработке новых инструментов исследования, в том числе и специальной экспериментальной аппаратуры (Вассерман, Дорофеева, Меерсон, Глозман).

    Проблема состава и направленности комплекса приемов, адекватных для достижения той или иной нейропсихологической диагностической цели, решается в каждом конкретном случае, исходя из индивидуального подхода, системности в динамической организации функций и всесторонности охвата симптомов, развитие которых подлежит прогнозированию. Исследование целесообразно планировать так, чтобы оно позволяло не только фиксировать расстройства, но и выявлять его механизмы. При поврежденном мозге интерпретация полученных результатов должна отражать и компенсаторные следствия, особенно актуальные при длительных сроках болезни.


    1. Что изучает нейропсихология


    Нейропсихология - это отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга; развивалась как раздел неврологии. Нейропсихология изучает особенности нарушения психических процессов состояний и личности в целом при локальных поражениях мозга. Наиболее популярное и общее определение нейропсихологии - это наука о связи мозга и психики человека. Нейропсихология смежная наука с патопсихологией.

    В западной нейропсихологии главенствующей является формула, согласно которой поведение в целом обеспечивается работой мозга.

    В отечественной нейропсихологии речь идет не о поведении, а о конкретных психических функциях. А.Р. Лурия сумел показать на клиническом материале, что каждая психическая функция может быть связана с работой разных участков мозга, которые организуются в систему; эта система и обеспечивает работу той или иной психической функции. Так что нейропсихология занимается не просто изучением соотношения работы мозга с поведением в целом, а тем, какую роль каждый отдельный участок мозга играет в обеспечении той или иной психической функции. Подразумевается, что каждый участок мозга отвечает за что-то свое, и это «свое» Лурия определил как «нейропсихологический фактор». Цель отечественной нейропсихологии найти все эти факторы, описать все функции разных участков мозга, понять, как мозг обеспечивает психические. Лишь во 2-й половине 19 в. в связи с успехами изучения мозга и развитием клинической неврологии был поставлен вопрос о роли отдельных частей коры больших полушарий головного мозга в психической деятельности. Указывая на то, что при поражении определённых зон коры левого (ведущего) полушария у человека нарушаются отдельные психические процессы (зрение, слух, речь, письмо, чтение, счёт), неврологи предположили, что эти зоны коры больших полушарий - центры соответствующих психических процессов и что «психические функции» локализованы в определённых ограниченных участках мозга. Так создавалось учение о локализации психических функций в коре. Однако это учение, носившее «психоморфологический» характер, было упрощённым.

    Современная нейропсихология исходит из положения, что сложные формы психической деятельности, сформировавшиеся в процессе общественного развития и представляющие высшие формы сознательного отражения действительности, не локализованы в узко ограниченных участках («центрах») коры, а представляют сложные функциональные системы, в существовании которых принимает участие комплекс совместно работающих зон мозга. Каждый участок мозга вносит специфический вклад в построение этой функциональной системы. Так, стволовые отделы мозга и ретикулярная формация обеспечивают энергетический тонус коры и участвуют в сохранении бодрствования. Височная, теменная и затылочная области коры больших полушарий - аппарат, обеспечивающий получение, переработку и хранение модально-специфической (слуховой, тактильной, зрительной) информации, которая поступает в первичные отделы каждой зоны коры, перерабатывается в более сложных «вторичных» отделах этих зон и объединяется, синтезируется в «третичных» зонах (или «зонах перекрытия»), особенно развитых у человека. Лобная, премоторная и двигательная области коры - аппарат, обеспечивающий формирование сложных намерений, планов и программ деятельности, реализующий их в системе соответствующих движений и дающий возможность осуществлять постоянный контроль над их протеканием. Таким образом, в выполнении сложных форм психической деятельности участвует весь мозг.

    Нейропсихология имеет важное значение для понимания механизмов психических процессов. Одновременно, анализируя нарушения психической деятельности, возникающие при локальных поражениях мозга, нейропсихология, помогает уточнить диагностику локальных поражений мозга (опухолей, кровоизлияний, травм), а также служит основой для психологической квалификации возникающего при этом дефекта и для восстановительного обучения, что используется в невропатологии и нейрохирургии.

    Детская нейропсихология - это один из разделов нейропсихологии, науки, изучающей мозговую организацию психических процессов. В последние годы детская нейропсихология активно внедряется в психологическую службу в системе образования и участвует в оказании помощи детям с отклонениями в развитии. Наиболее эффективна помощь нейропсихологов детям, демонстрирующим выраженные диспропорции развития психических функций, имеющим такие нарушения, как задержка психического развития (ЗПР) и отставание в речевом развитии (ОНР), а также при работе с неуспевающими учениками и одаренными детьми. Нейропсихолог не удовлетворяется констатацией слабости той или иной ВПФ, а умеет провести анализ, позволяющий обнаружить, какой структурно-функциональный компонент страдает первично и приводит к недоразвитию данной ВПФ в целом. Затем на основе этого анализа он разрабатывает индивидуально-ориентированную стратегию и тактику коррекционно-развивающей работы.Нейропсихологическое исследование может выделить пострадавшее функциональное звено, но его топика может быть указана лишь вероятностным способом.

    нейропсихологический исследование личность поражение

    2. Нейропсихологическое исследование и его роль в патопсихологической практике


    Практически любое нервное или психическое заболевание обусловливает необходимость проведения нейропсихологического обследования. Детская нейропсихология объективно выявляет причины расстройства мозговой деятельности - осложненные беременность и роды, перенесенные черепно-мозговые травмы, судороги, инфекции и другие заболевания нервной системы, а также, прием некоторых лекарств. Нейропсихологическое исследование позволяет раскрыть сущность различных медицинских диагнозов (например, минимальная мозговая дисфункция, синдром гиперактивности и дефицита внимания и т.д.), определяет уровень текущего психического развития ребенка, и самое важное, находит пути и конкретные способы психологического исправления выявленных нарушений.

    В настоящее время установлено, что успешное обучение в школе возможно только при определенном уровне зрелости высших психических функций, что в 6 - 7 лет наблюдается далеко не у каждого ребенка. Особого внимания при этом требуют дети - левши и дети, у которых ранее выявлялась задержка психического и (или) речевого развития.

    Незрелость или недостаточность какой-либо психической функции могут значительно затруднить, а иногда, сделать невозможным успешное обучение в школе даже у детей с высоким интеллектом. Следовательно, нейропсихологическое исследование дошкольников позволяет выявить уровень развития каждой высших психических функций (памяти, внимания, мышления, и др.) в данный момент времени и в случае необходимости, устранить имеющиеся проблемы к моменту поступления ребенка в школу.

    Нейропсихологическое исследование школьников обнаруживает причины трудностей в учебе, определяет степень развития памяти, внимания, интеллекта и находит пути коррекции выявленных нарушений, позволяет повысить успешность учебы в каждом конкретном случае.

    Таким образом, детская нейропсихология в действительности помогает полноценно изучать школьные предметы и развивать способности ученика, а также формирует такие качества личности, как уверенность в себе и чувство собственного достоинства. Эти качества личности напрямую связаны с широтой знаний и умений, легкостью овладения учебным материалом. Поэтому, важно отметить, что квалифицированный анализ учебных трудностей, помогает решать и общие задачи воспитания и развития школьника.

    Результаты нейропсихологических исследований больных с локальными поражениями мозга позволили описать различные типы нарушений обучения при поражениях разных мозговых структур и тем самым заложили основы для дифференцированного подхода к трудностям школьного обучения, связанным с мозговой дисфункцией, которой в настоящее время уделяется большое значение в генезисе школьной неуспеваемости. Нейропсихологический подход ставит своей целью как изучение механизмов, лежащих в основе трудностей школьного обучения, так и нахождение оптимальных путей их коррекции. Теоретическую основу этого метода составляет представление о том, что все психические процессы имеют сложное многокомпонентное строение и опираются на работу многих мозговых структур, каждая из которых вносит свой, специфический вклад в их протекание. Согласно этому представлению, каждый симптом (недостаточность праксиса, гнозиса и др.) может иметь место при дисфункции различных отделов головного мозга, но в каждом из этих случаев он проявляется специфично, качественно отличаясь от особенностей его проявления при заинтересованности других мозговых структур.

    Но, к сожалению, все эти процессы станут попросту невозожными или искаженными, если не будет нейробиологической предуготованности мозговых систем и подсистем, которые их обеспечивают. Иными словами, развитие тех или иных аспектов психики ребенка однозначно зависит от того, достаточно ли зрел и полноценен соответствующий мозговой субстрат. При этом следует иметь в виду, что мозг - это не только известные всем кора, подкорковые образования, мозолистое тело и т.д., но и различные нейрофизиологические, нейрохимические и другие системы, каждая из которых вносит свой специфический вклад в актуализацию любой психической функции. Следовательно, для каждого этапа психического развития ребенка в первую очередь необходима потенциальная готовность комплекса определенных мозговых образований к его обеспечению. Но, с другой стороны, должна быть востребованность извне (от внешнего мира, от социума) к постоянному наращиванию зрелости и силы того или иного психологического фактора. Если таковая отсутствует - наблюдаются искажение и торможение психогенеза в разных вариантах, влекущие за собой вторичные функциональные деформации на уровне мозга. Более того, доказано, что на ранних этапах онтогенеза социальная депривация приводит к дистрофии мозга на нейронном уровне.

    Нейропсихологический метод является единственным на сегодняшний день валидным аппаратом для оценки и описания всей этой многоликой реальности, поскольку изначально разработан А.Р. Лурией и его учениками для системного анализа взаимодействия мозга и психики как взаимообусловливающего единства.

    Опыт нейропсихологического консультирования детей с отклоняющимся развитием доказал адекватность и информативность именно такого подхода к данному контингенту. Во-первых, практически однозначно решается дифференциально-диагностическая задача: в результате обследования выявляются базисные патогенные факторы, а не актуальный уровень знаний и умений. Ведь внешне и патохарактерологические особенности ребенка, и педагогическая запущенность, и первичная несостоятельность фонематического слуха могут проявляться одинаково - «двойка по русскому». Во-вторых, только нейропсихологический анализ такой недостаточности может вскрыть механизмы, лежащие в ее основе, и подойти к разработке специфических, особым образом ориентированных коррекционных мер. Подчеркнем это непременное условие: важен именно синдромный подход, иначе, как показывает опыт, неизбежны искажения, односторонность результатов, обилие артефактов.

    Нейропсихологическое исследование позволяет более точно провести дифференциально-диагностическую работу, установить базовый, первичный дефект, препятствующий полноценной адаптации ребенка, и, что самое важное, смоделировать иерархию и этапы психолого-педагогического воздействия.

    Перед тем как приступить к описанию схемы нейропсихологического обследования, отметим в самом общем виде несколько моментов, принципиальных для квалификации имеющейся у ребенка недостаточности.

    Психологу необходимо констатировать наличие или отсутствие у ребенка таких явлений, как:

    гипо или гипертонус, мышечные зажимы, синкинезии, тики, навязчивые движения, вычурные позы и ригидные телесные установки; полноценность глазодвигательных функций (конвергенции и амплитуды движения глаз);

    пластичность (или, напротив, ригидность) в ходе выполнения любого действия и при переходе от одного задания к другому, истощаемость, утомляемость; колебания внимания и эмоционального фона, аффективные эксцессы;

    выраженные вегетативные реакции, аллергии, энурез; сбои дыхания вплоть до его очевидных задержек или шумных «преддыханий»; соматические дизритмии, нарушение формулы сна, дизэмбриогенетические стигмы и т.п.

    Различные патофеномены такого круга, как и ряд иных, аналогичных, всегда свидетельствуют о препатологическом состоянии подкорковых образований мозга, что с необходимостью требует направленной коррекции. Ведь перечисленное, по сути, является отражением базального, непроизвольного уровня саморегуляции человека. Причем уровня во многом жестко генетически запрограммированного, т.е. функционирующего помимо воли и желания ребенка. Между тем полноценный его статус предопределяет во многом весь последующий путь развития высших психических функций (ВПФ). Это обусловлено тем, что к концу первого года жизни названные структуры практически достигают своего «взрослого» уровня и становятся точкой опоры для онтогенеза в целом.

    Необходимо отмечать, насколько склонен ребенок к упрощению программы, заданной извне; легко ли переключается он от одной программы к другой или инертно воспроизводит предыдущую. Выслушивает ли до конца инструкцию или импульсивно принимается за работу, не пытаясь понять, что же от него требуется? Как часто отвлекается он на побочные ассоциации и соскальзывает на регрессивные формы реагирования? Способен ли он к самостоятельному планомерному выполнению требуемого в условиях «глухой инструкции», или задание доступно ему только после наводящих вопросов и развернутых подсказок экспериментатора, т.е. после того, как изначальная задача будет раздроблена на подпрограммы.

    Наконец, способен ли он сам дать себе или другим внятно сформулированное задание, проверить ход и итог его выполнения; оттормозить свои не адекватные данной ситуации эмоциональные реакции? Положительные ответы на эти вопросы наряду со способностью ребенка оценить и проконтролировать эффективность собственной деятельности (например, найти свои ошибки и самостоятельно попытаться их исправить), свидетельствуют об уровне сформированности его произвольной саморегуляции, т.е. в максимальной степени отражает степень его социализации в отличие от тех базальных процессов, о которых говорилось выше.

    Достаточность перечисленных параметров психической деятельности свидетельствует о функциональной активности префронтальных (лобных) отделов мозга, прежде всего его левого полушария. И, хотя окончательное созревание этих мозговых структур растягивается по нейробиологическим законам до 12- 15 лет, к 7 - 8 годам в норме уже имеются все необходимые предпосылки для их оптимального в соответствующих возрастных рамках статуса.

    Говоря о понимании ребенком инструкций и их выполнении, необходимо подчеркнуть, что первоочередной задачей является дифференциация первичных трудностей от тех (вторичных), которые связаны у него, например, с недостаточностью памяти или фонематического слуха. Иными словами, мы должны быть абсолютно убеждены, что ребенок не только понял, но и запомнил все вами сказанное относительно предстоящего задания.

    Как известно, развитие психических функций и отдельных их составляющих (факторов) протекает по законам гетерохронии и асинхронии. Опора на это поможет исследователю оценить состояние того или иного функционального звена не вообще, а в соответствии с возрастными нормативами, которые были получены в ходе нейропсихологического обследования хорошо успевающих учеников массовых школ и дошкольных учреждений.

    При исследовании двигательных функций было установлено, что различные виды кинестетического праксиса полностью доступны детям уже в 4 - 5 лет, а кинетического лишь в 7 (причем проба на реципрокную координацию рук полностью автоматизируется лишь к 8 годам).

    Тактильные функции достигают своей зрелости к 4 - 5 годам, в то время как соматогностические - к 6. Различные виды предметного зрительного гнозиса перестают вызывать затруднения у ребенка к 4 - 5 годам; здесь необходимо подчеркнуть, что возникающее иногда замешательство связано не с первичным дефицитом зрительного восприятия, а с медленным подбором слов. Это обстоятельство может обнаружить себя и в других пробах, поэтому крайне важно разделять эти две причины. До 6- 7 лет дети демонстрируют затруднения при восприятии и интерпретации сюжетных (особенно серийных) картин.

    В сфере пространственных представлений раньше всех созревают структурно-топологические и координатные факторы (6- 7 лет), в то время как метрические представления и стратегия оптико-конструктивной деятельности - к 8 и 9 годам соответственно.

    Объем как зрительной, так и слухоречевой памяти (т.е. удержание всех шести эталонных слов или фигур после трех предъявлений) достаточен у детей уже в 5 лет; к 6 годам достигает зрелости фактор прочности хранения необходимого количества элементов вне зависимости от ее модальности. Однако лишь к 7- 8 годам достигает оптимального статуса избирательность мнестической деятельности.

    Так, в зрительной памяти ребенок, хорошо удерживая нужное количество эталонных фигур, искажает их первоначальный образ, разворачивая его, не соблюдая пропорции, не дорисовывая какие-то детали (т.е. демонстрирует массу параграфий и реверсий), путая заданный порядок. То же в слухоречевой памяти: вплоть до 7-летнего возраста даже четырехкратное предъявление не всегда приводит к полноценному удержанию порядка вербальных элементов, имеет место много парафазии, т.е. замен эталонов словами, близкими по звучанию или значению.

    Наиболее поздно из базовых факторов речевой деятельности созревают у ребенка: фонематический слух (7 лет), квазипространственные вербальные синтезы и программирование самостоятельного речевого высказывания (8- 9 лет). Особенно отчетливо это проявляется в тех случаях, когда указанные факторы должны служить опорой для таких комплексных психических функций, как письмо, решение смысловых задач, сочинение и т.п.

    Следующее требование связано с необходимостью включения в нейропсихологическое обследование сенсибилизированных условий для получения более точной информации о состоянии того или иного параметра психической деятельности. К таковым относятся: увеличение скорости и времени выполнения задания; исключение зрительного (закрытые глаза) и речевого (зафиксированный язык) самоконтроля.

    Успешность выполнения любого задания в сенсибилизированных условиях (в том числе на следах памяти) в первую очередь свидетельствует о том, что изучаемый процесс у ребенка автоматизирован, а следовательно, помимо прочих преимуществ может быть опорой для ведения коррекционных мероприятий.

    Необходимым условием является также выполнение любых мануальных проб (двигательных, рисуночных, письма) обеими руками поочередно. В дальнейшем описании это оговаривается особо, но здесь хотелось бы подчеркнуть, что использование бимануальных проб приближается по информативности к дихотическому прослушиванию, тахистоскопическому эксперименту и т.п., а пренебрежение ими - к неадекватной квалификации имеющейся феноменологии.

    Во всех экспериментах, требующих участия правой и левой руки испытуемого, не следует оговаривать в инструкции, какой именно рукой начинать выполнение задания. Спонтанная активность той или иной руки в начале выполнения задания дает экспериментатору дополнительную, косвенную информацию о степени сформированности у ребенка мануального предпочтения. Эта же информация содержится в «языке жестов»: исследователь обязательно должен отмечать, какая рука «помогает» ребенку обогатить свою речь большей выразительностью.

    Задания должны чередоваться так, чтобы два идентичных (например, запоминание двух групп по 3 слова и запоминание 6 слов) не следовали одно за другим.

    Крайне важно как аксиому воспринимать тот факт, что ребенок всегда включен в целую систему межличностных и социальных взаимоотношений (родители, учителя, друзья и т.д.). Поэтому успешность обследования (и последующей коррекции) однозначно будет коррелировать с тем, насколько полно будут представлены в нем соответствующие данные. В первую очередь это означает установление партнерского контакта с родителями, особенно с матерью ребенка. Именно она способна дать важнейшую информацию о его проблемах, а в последующем - стать одним из центральных участников коррекционного процесса.


    Заключение


    Итак, нейропсихологическое исследование решает следующие основные задачи:

    Выявление незрелых или нарушенных областей и функций мозга, а также определение причин трудностей обучения и развития ребенка.

    Организация специальных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.

    В процессе нейропсихологического исследования решается дифференциально-диагностическая задача: в результате обследования выявляются базисные патогенные факторы, а не актуальный уровень знаний и умений. Ведь внешне и патохарактерологические особенности ребенка, и педагогическая запущенность, и первичная несостоятельность фонематического слуха могут проявляться одинаково. Нейропсихологический анализ такой недостаточности может вскрыть механизмы, лежащие в ее основе, и подойти к разработке специфических, особым образом ориентированных коррекционных мер.

    Итак, нейропсихологическое исследование позволяет более точно провести дифференциально-диагностическую работу, установить базовый, первичный дефект, препятствующий полноценной адаптации ребенка, и, что самое важное, смоделировать иерархию и этапы психолого-педагогического воздействия.


    Список литературы


    1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1994.

    2. Зейгарник Б.В. Патопсихология. Основы клинической диагностики и практики. - М., Издательство Эксмо, 2008.

    Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. Учебник. Изд.: Питер, 2007.

    4. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. - М., 1988.

    5. Методика адаптированного нейропсихологического исследования для детских невропатологов. Методические рекомендации / сост.: Симерницкая Э.Г., Скворцов И.А., Московичюте Л.И. и др. - М., 1988).

    Нейропсихология сегодня/ под ред. Хомской Е.Д. - М.: Изд - во МГУ, 1995.

    7. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: Академия, 2002.

    Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., 1987.


    Теги: Возможности использования нейропсихологического исследования в патопсихологической практике