Умственная отсталость (малоумие, олигофрения; др.-греч. ὀλίγος - уникальный + φρήν - ум, разум) - «стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной (деменция) органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом».
Термин «олигофрения» предложил Эмиль Крепелин.
Олигофрению (малоумие) как синдром врожденного психического дефекта отличают от приобретённого слабоумия, или (нем. de - приставка, означающая снижение, понижение, движение вниз + нем. mens - ум, разум). Приобретённое слабоумие - снижение интеллекта от нормального уровня (соответствующего возрасту), а при олигофрении интеллект взрослого физически человека в своем развитии так и не достигает нормального уровня.
"Точная оценка распространённости олигофрений затруднена в связи с различиями в диагностических подходах, в степени терпимости общества к психическим аномалиям, в степени доступности медицинской помощи. В большинстве индустриально развитых стран частота олигофрений достигает 1 % населения, однако подавляющая часть (85 %) пациентов имеют легкую умственную отсталость. Доля средней, тяжелой и глубокой умственной отсталости составляет соответственно 10, 4 и 1 %. Соотношение мужчин и женщин колеблется от 1,5:1 до 2:1.
Умственная отсталость - не прогрессирующий процесс, а следствие перенесённой болезни. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам.
Иногда олигофрен определяется как «… индивид, неспособный к независимой социальной адаптации».
Общие диагностические указания F7X.X:
      * A. Умственная отсталость - состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллекта, то есть когнитивных, речевых, моторных и специальных способностей.
      * B. Отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него.
      * C. Адаптивное поведение всегда нарушено, но в защищённых социальных условиях, где обеспечивается поддержка, эти нарушения у больных с лёгкой степенью умственной отсталости могут совсем не иметь явного характера.
      * D. Измерение коэффициентов умственного развития должно проводиться с учётом кросс-культуральных особенностей.
      * E. Четвёртый знак используется для определения выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены сопутствующим (психическим) расстройством.
Указания на нарушения поведения:
      * .0 - отсутствие или слабая выраженность нарушений поведения
      * .1 - со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения
      * .8 - с другими нарушениями поведения
      * .9 - без указания на нарушения поведения.
Классификация Е. И. Богдановой (ГУЗ РОКПНД, Рязань, 2010):
      * .1 - Снижение интеллекта
      * .2 - Общее системное недоразвитие речи
      * .3 - Нарушение внимания (неустойчивость, трудность распределения, переключаемость)
      * .4 - Нарушение восприятия (замедленность, фрагментарность, снижение объема восприятия)
      * .5 - Конкретность, некритичность мышления
      * .6 - Малопродуктивность памяти
      * .7 - Недоразвитие познавательных интересов
      * .8 - Нарушение эмоционально-волевой сферы (малодифференцированность, неустойчивость эмоций, их неадекватность)
Трудности в диагностике умственной отсталости могут возникнуть при необходимости отграничения от рано начавшейся . В отличие от олигофренов, у больных шизофренией задержка развития носит частичный, диссоциированный характер; наряду с этим в клинической картине обнаруживается ряд свойственных эндогенному процессу проявлений - аутизм, патологическое фантазирование, кататонические симптомы.
Умственную отсталость отличают также от деменции - приобретённого слабоумия, при котором, как правило, выявляются элементы имевшихся знаний, большее разнообразие эмоциональных проявлений, относительно богатая лексика, сохранившаяся склонность к абстрактным построениям.
      * Генетические причины умственной отсталости;
      * Внутриутробное поражение плода нейротоксическими факторами физической (ионизирующее излучение), химической или инфекционной (цитомегаловирус, и др.) природы;
      * Значительная недоношенность.
      * Нарушения в процессе родов (асфиксия, родовая травма);
      * Травмы головы, гипоксия головного мозга, инфекции с поражением центральной нервной системы.
      * Педагогическая запущенность в первые годы жизни у детей из неблагополучных семей.
      * Умственная отсталость неясной этиологии.
Генетические причины умственной отсталости.
Умственная отсталость является одной из основных причин обращения в генетическую консультацию. Генетическими причинами обусловлено до половины случаев тяжёлой умственной недостаточности. Основные типы генетических нарушений, ведущих к умственной недостаточности, включают:
      * Хромосомные аномалии, нарушающие дозовый баланс генов, такие как анеуплоидия, делеции, дупликации.
            Трисомия хромосомы 21 (синдром Дауна);
            Частичная делеция короткого плеча хромосомы 4;
            Микроделеция участка хромосомы 7q11.23 (синдром Вильямса) и др.
      * Дерегуляция импринтинга вследствие делеций, однородительской дисомии хромосом или участков хромосом.
            Синдром Ангельмана;
            Синдром Прадера-Вилли.
      * Дисфункция отдельных генов. Число генов, мутации в которых вызывают ту или иную степень умственной отсталости, превышает 1000. В их число входят, например, ген NLGN4, находящийся на хромосоме Х, мутации в котором обнаружены у некоторых пациентов, страдающих аутизмом; ген FMR1, сцепленный с хромосомой Х, дерегуляция экспрессии которого вызывает синдром хрупкой Х-хромосомы; ген MECP2, также находящийся на хромосоме Х, мутации в котором вызывают синдром Ретта у девочек.
Для лечения назначают:
Специфическая терапия проводится при некоторых видах умственной отсталости с установленной причиной (врожденный сифилис, и др.); при умственной отсталости, связанной с нарушениями метаболизма (фенилкетонурия и др.), назначают диетотерапию; при эндокринопатиях, микседема) - гормональное лечение. Лекарственные средства назначают также для коррекции аффективной лабильности и подавления извращённых влечений (неулептил, феназепам, сонапакс). Большое значение для компенсации олигофренического дефекта имеют лечебно-воспитательные мероприятия, трудовое обучение и профессиональное приспособление. В реабилитации и социальной адаптации олигофренов наряду с органами здравоохранения играют роль вспомогательные школы, школы-интернаты, специализированные ПТУ, мастерские для умственно отсталых и др.
Психические заболевания детей лечение
РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ
Под умственной отсталостью понимают врожденное или приобретенное в раннем возрасте общее недоразвитие психики с преобладанием интеллектуального дефекта. Другое определение, используемое, в основном, в зарубежной психиатрии, выделяет три основных критерия умственной отсталости: Уровень интелекта ниже, чем 70. Наличие существенных нарушений в двух и более сферах социальной адаптации. Указанное состояние наблюдается с детского возраста.
Каковы
симптомы умственной отсталости?
Недостаточность интеллектуальной деятельности при олигофрении в той или иной степени сказывается на всех психических процессах, прежде всего познавательных. Замедлено и сужено восприятие, нарушено активное внимание. Запоминание обычно бывает замедленным и непрочным. Словарный запас у детей с умственной отсталостью беден, речь — с неточным использованием слов, неразвернутыми фразами, обилием штампов, аграмматизмами и дефектами произношения. В эмоциональной сфере отмечается недоразвитие высших эмоций (эстетические, нравственные эмоции и интересы). Поведение таких детей характеризуется отсутствием устойчивых мотиваций, зависимостью от внешней обстановки, случайных воздействий среды, недостаточно подавляемых элементарных инстинктивных потребностей и влечений. Для людей с умственной отсталостью также весьма характерна сниженная способность прогнозировать последствия своих поступков.
Различают несколько степеней умственной отсталости:
(IQ=50-70). Дети с этой степенью отсталости обычно обучаемы. В течение дошкольного периода у них могут быть достаточно развиты навыки общения, а отставание в развитии сенсорной и двигательной сферы может быть выражено в минимальной степени. Именно поэтому они не слишком отличаются от здоровых детей до наступления более поздних возрастных периодов. В течение школьного возраста они могут при надлежащих усилиях со стороны родителей и педагогов освоить программу до 5-го класса включительно. Становясь взрослыми, они могут осовить социальные и профессионально-технические навыки, достаточные для достижения минимальной независимости, но всегда будут нуждаться в руководстве и помощи в сложных социальных или экономических ситуациях.
Умеренная умственная отсталость
(IQ=35-49). При этом виде умственной отсталости возможно обучение некоторым навыкам. В дошкольном возрасте они могут научиться некоторым речевым или другим коммуникативным навыкам. Более сложные социальные навыки у них почти не развиваются. В связи с этим а также из-за недостаточного развития двигательной сферы, их можно обучить низквалифицированным видам труда, причем работать они могуть только в специально приспособленных условиях. Их можно обучить также навыкам самообслуживания. В повседневной жизни они нуждаются в наблюдении и руководстве.
Тяжелая умственная отсталость.
(IQ=20-34) Дети с этой степенью умственной отсталости отличаются резким недоразвитием не только интеллектуальной, но и двигательной сферы. У них практически отсутствует речь, и они неспособны к обучению и воспитанию в дошкольном возрасте. В более старшем возрастном периоде их можно обучить нескольким словам или другим несложным способам коммуникации. Им также могут оказаться доступны некоторые элементарные гигиенические привычки. Во взрослом возрасте они способны выполнять некоторые элементы самообслуживания при контроле со стороны.
Глубокая умственная отсталость
(IQ менее 20). При этой степени олигофрении возможно минимальное развитие сенсорных и двигательных функций. Больные с этим уровнем умственной отсталости нуждаются в постоянном постороннем уходе в течение всей жизни. Они не обучаемы, у них отсутствует речь и узнавание объектов (например, родителей или ухаживающих лиц).
У детей с умственной отсталостью чаще, чем у здоровых встречаются разнообразные поведенческие нарушения. Вероятность их развития тем больше, чем глубже степень отсталости.
Как часто встречается умственная отсталость?
Согласно общепринятой оценке, умственной отсталостью страдает приблизительно 2,5 — 3 % всего населения. По данным, опубликованным в начале 90-х годов, в мире насчитывалось около 7,5 миллионов людей с умственной отсталостью. Несомненно, на сегодняшний день эти цифры значительно выше. При этом лишь у 13% из этого числа умственная отсталость достигает степени более выраженной, чем
Легкая умственная отсталость
.
Каковы причины умственной отсталости?
Олигофрения может быть вызвана любым фактором, который оказывает повреждающее воздействие на развитие мозга в течение внутриутробного периода, во время родов или в первые годы жизни. К настоящему времени обнаружено уже более сотни вероятных причин умственной отсталости, на несмотря на это у трети людей с этим состоянием его причина остается неясной. Большинство случаев умственной отсталости бывает вызвано тремя основными причинами, а именно: синдром Дауна, эмбриональный алкогольный синдром и хромосомная патология в виде так называемой «хрупкой икс-хромосомы». Все причины умственной отсталости можно разделить на следующие группы:
Можно ли лечить умственную отсталость?
Исходя из того, что олигофрения по своей сути является скорей не болезнью, а
Патологическим состоянием
. которое клинически проявляется гораздо позже момента воздействия повреждающего фактора, основные усилия должны быть профилактическими, то есть быть направленными на борьбу с причинами раннего повреждения мозга. Другими словами, легче и целесообразней предотвратить умственную отсталость, чем впоследствии пытаться воздействовать на уже неполноценный мозг. Тем не менее ребенку с олигофренией можно помочь. Современные методы реабилитации сводятся преимущественно к обучению и воспитанию, то есть выработке, исходя из возможностей ребенка, необходимых для жизнедеятельности навыков. Лечение психофармакологическими средствами может применяться как дополнительный метод, особенно при наличии осложнений, например, поведенческих расстройств.
СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ
РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ
Состояния, относимые к задержкам психического развития (ЗПР), являются составной частью более широкого понятия — » пограничная интеллектуальная недостаточность». Они характеризуются прежде всего: замедленным темпом психического развития; негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении; тенденцией к компенсации и обратному развитию; личностной незрелостью; Эти состояния отличаются от умственной отсталости — олигофрении, при которой отмечаются тотальность, стойкость и необратимость психического дефекта, а ведущим признаком является нарушение собственно интеллектуальной деятельности, особенно абстрактного компонента мышления.
Одним из вариантов задержек развития является так называемый
Психический инфантилизм
. который характеризуется психической незрелостью, особенно выраженной в эмоциональной и волевой сферах. Эта незрелость редко бывает заметна в дошкольный период, зато может явиться источником серьезных проблем с момента поступления ребенка в школу. Деятельность таких детей отличается преобладанием эмоций, игровых интересов и слабостью интересов интеллектуальных. дети не способны к занятиям требующим волевого усилия, не могут организовать свою деятельность подчинить ее требованиям школы. Все это создает феномен » школьной незрелости», выявляющейся с началом обучения.
Кроме инфантилизма, выделяют ряд других вариантов задержек психического развития, из которых стоит отметить задержки, возникающие при отставании в развитии отдельных компонентов психической деятельности, таких как речь, психомоторика, механизмы. определяющие выработку так называемых школьных навыков (чтение, счет, письмо). В связи с этим выделяют задержки
Речевого развития, чтения, письма, счета
.
Каков прогноз при задержках развития?
Прогноз при подобных состояниях зависит от причины, вызвавшей их. При неосложненных формах ЗПР, особенно при инфантилизме, прогноз можно считать довольно благоприятным. С возрастом. особенно при правильно организованном воспитании и обучении, черты психического инфантилизма могут сглаживаться вплоть до полного исчезновения, а интеллектуальная недостаточность — компенсироваться. Наиболее положительные сдвиги выявляются к 10 — 11 — летнему возрасту. Если в основе задержек психического развития лежит какая-либо серьезная органическая недостаточность центральной нервной системы, все зависит от степени выраженности основного дефекта и проводимых реабилитационных мероприятий.
Чем можно помочь ребенку с задержкой психического развития?
Первый шаг — своевременное выявление задержки психического развития. Как правило, эта патология выявляется сначала врачами детских поликлиник. Они направляют на консультацию к специалисту узкого профиля — детскому психиатру, логопеду или психологу. Одним из методов реабилитации может служить посещение детьми специализированных групп в детских садах (группы для детей с задержками психического развития либо логопедические группы). Там с ними занимаются специалисты — логопеды, дефектомлоги, а также воспитатели, имеющие специальную подготовку. Направить ребенка в такое учреждение может только медико-педагогическая комиссия — МПК.
Естественно, усилия педагогов и врачей должны подкрепляться домашней работой родителей с детьми. Стоит еще раз подчеркнуть, что при надлежащем внимании родителей к данной проблеме, задержки психического развития имеют тенденцию к сглаживанию и даже полному исчезновению к школьному возрасту. Если какие-то элементы задержки развития сохраняются до момента поступления в школу, то ребенок может обучаться в специализированном классе с адаптированной программой, не испытывая при этом существенных проблем, что важно для формирования адекватной самооценки и самоуважения.
СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ
РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ
Синдром Дефицита Внимания — распространенное заболевание детского возраста, которое обычно характеризуется такими серьезными и длительно сохраняющимися симптомами как
Сниженная способность к длительной концентрации внимания, слабый контроль над импульсами, гиперактивность
(не во всех случаях). Синдром дефицита внимания (СДВ) также имеет подтип, который характеризуется гиперактивностью.
СДВ — это заболевание со сложной структурой. Оно поражает, по разным оценкам, от 3 до 6 % населения. Нарушения внимания, импульсивность и зачастую гиперактивность являются типичными признаками заболевания. У мальчиков эта патология обнаруживается в три раза чаще чем у девочек, хотя считается, что у последних этот синдром диагносцируется неоправданно редко.
Каковы основные симптомы СДВ?
У ребенка не исключено наличие синдрома дефицита внимания, если он:
Каковы причины развития СДВ?
Пока не доказано существование единой причины для всех случаев синдрома дефицита внимания. Основные современные гипотезы включают: Наличие генетической предрасположенности (эта теория располагает самыми убедительными доказательствами). Повреждение головного мозга вследствие травмы, например, при затяжных родах Токсическое повреждение ЦНС, например, бактериальными или вирусными токсинами, алкоголем (если мать его употребляла во время беременности) Существует мнение, согласно которому пищевая аллергия также может привести к развитию синдрома дефицита внимания. Это не доказано с научной точки зрения, хотя есть доказательства того, что специально подобранная диета может уменьшать проявления СДВ.
Каков долговременный прогноз при этом заболевании?
Современные данные говорят о том, что СДВ — длительно протекающее и трудноизлечимое состояние. У многих детей с возрастом могут значительно уменьшаться явления гиперактивности.
Считается, что недиагносцированный и нелеченный СДВ повышает риск возникновения таких проблем как трудности в обучении, заниженная самооценка, социальные и семейные неурядицы. Взрослые люди с нелеченным с детстве синдромом дефицита внимания чаще разводятся, чаще испытывают проблемы с законом, чаще прибегают к злоупотреблению алкоголем и наркотиками.
Какие существуют виды лечения СДВ?
Нет единого метода лечения, который сразу позаолил бы решить все проблемы. Применяется системный, разносторонний подход, который включает в себя следующие методы (но не ограничивается ими)
СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ
РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ
Наиболее яркими проявлениями синдрома раннего детского аутизма являются следующие.
Аутизм
как таковой, то есть предельное, «экстремальное» одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Характерны трудности установления глазного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, интонацией. Обычны сложности в выражении ребенком своих эмоциональных состояний и понимании им состояний других людей.
Стереотипность в поведении,
связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни. Выражается в сопротивлении малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни, страхе перед ними, в поглощенности однообразными действиями — двигательными и речевыми: потряхивание руками, прыжки, повторение одних и тех же звуков и фраз. Характерно пристрастие к одним и тем же предметам, одним и тем же манипуляциям с ними, захваченность стереотипными интересами, одной и той же игрой, одной темой в рисовании, разговоре.
Нарушение развития речи
. прежде всего ее коммуникативной функции. Речь у таких детей не используется для коммуникации. Так, ребенок может увлеченно декламировать одни и те же стихотворения, но не обращаться за помощью к родителям даже в самых необходимых случаях. Характерны эхолалии (немедленные или задержанные повторения услышанных слов и фраз). Отмечается длительное отставание способности правильно использовать в речи личные местоимения — ребенок может называть себя «ты», «он». Такие дети не задают вопросов и могут не отвечать на обращения, то есть, избегать речевого взаимодействия как такового.
Как часто встречается детский аутизм?
Это — достаточно редкое заболевание. Оно встречается с частотой 3-6 на 10 000 детей, обнаруживаясь у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек.
Каковы причины развития раннего детского аутизма?
К настоящему времени выявлено более 30 факторов, которые могут привести к формированию синдрома раннего детского аутизма. Полагают, что этот синдром является следствием особой патологии, в основе которой лежит недостаточность центральной нервной системы. Эта недостаточность может быть вызвана широким кругом причин: генетической обусловленностью, хромосомными аномалиями, органическим поражением нервной системы (в результате патологии беременности или родов), рано начавшимся шизофреническим процессом.
Можно ли лечить данное состояние?
Лечение раннего детского аутизма является весьма сложной задачей. На ее решение направлены усилия целой «команды» специалистов, которая в оптимальном варианте должна включать детского психиатра, психолога, логопеда, дефектолога и, естественно, родителей ребенка. Основными направлениями лечебного воздействия являются:
Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!
В то же время, дети с легкой формой заболевания хорошо поддаются лечебным и коррекционным мероприятиям, вследствие чего могут получать минимальное образование, обучаться навыкам самообслуживания и даже устраиваться на простую работу.
Также стоит отметить, что в некоторых случаях целью лечебных мероприятий является не излечение умственной отсталости как таковой, а устранение ее причины, что позволит предотвратить прогрессирование заболевания. Проводить такое лечение следует сразу после выявления фактора риска (например, при обследовании матери до, во время или после родов ), так как чем дольше причинный фактор будет воздействовать на организм малыша, тем более глубокие расстройства мышления у него могут развиться в дальнейшем.
Лечение причины умственной отсталости может проводиться:
Пальчиковая гимнастика может включать:
Медикаментозное лечение умственной отсталости
Группа препаратов | Представители | Механизм лечебного действия |
Ноотропы и препараты, улучшающие мозговое кровообращение | Пирацетам | Улучшают обмен веществ на уровне нейронов (нервных клеток ) головного мозга, повышая скорость использования кислорода ими. Это может способствовать обучению пациента и его умственному развитию. |
Фенибут |
||
Винпоцетин |
||
Глицин |
||
Аминалон |
||
Пантогам |
||
Церебролизин |
||
Оксибрал |
||
Витамины | Витамин В1 | Необходим для нормального развития и функционирования центральной нервной системы. |
Витамин В6 | Необходим для нормального процесса передачи нервных импульсов в центральной нервной системе. При его недостатке может прогрессировать такой признак умственной отсталости как заторможенность мышления. |
|
Витамин В12 | При недостатке данного витамина в организме может наблюдаться ускоренная гибель нервных клеток (в том числе на уровне головного мозга ), что может способствовать прогрессированию умственной отсталости. |
|
Витамин Е | Защищает центральную нервную систему и другие ткани от повреждения различными вредными факторами (в частности при недостатке кислорода, при интоксикациях , при облучении ). |
|
Витамин А | При его недостатке может нарушаться работа зрительного анализатора. |
|
Нейролептики | Сонапакс | Угнетают активность головного мозга, позволяя устранить такие проявления олигофрении как агрессивность и выраженное психомоторное возбуждение. |
Галоперидол |
||
Неулептил |
||
Транквилизаторы | Тазепам | Также угнетают активность центральной нервной системы, помогая устранить агрессивность, а также тревожность , повышенную возбудимость и подвижность. |
Нозепам |
||
Адаптол |
||
Антидепрессанты | Триттико | Назначаются при угнетении психоэмоционального состояния ребенка, сохраняющемся на протяжении длительного времени (более 3 – 6 месяцев подряд ). Важно отметить, что сохранение такого состояния в течение длительного времени значительно снижает способность к обучению ребенка в дальнейшем. |
Амитриптилин |
||
Паксил |
Задачами массажа при олигофрении являются:
Занятия музыкой позволяют:
Обучение умственно отсталых детей может проводиться:
Во время обследования на ПМПК ребенка могут спросить:
ФГОС ОВЗ – это федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Он регламентирует учебный процесс для детей и подростков с различными физическими или умственными дефектами, в том числе для умственно отсталых пациентов.
Основными задачами АООП для детей с умственной отсталостью являются:
Так, например, рабочая программа для детей с легкой формой олигофрении может включать обучение самообслуживанию, чтению, письму, математике и так далее. В то же время, дети с тяжелой формой заболевания не способны читать, писать и считать в принципе, вследствие чего их рабочие программы будут включать лишь общие навыки самообслуживания, обучение контролю эмоций и другим простейшим занятиям.
Целями коррекционных занятий являются:
Для разработки СИПР ребенок должен пройти полное обследование у множества специалистов (у психиатра, психолога, невролога , логопеда и так далее ). Во время обследования врачи будут выявлять нарушения функций различных органов (например, нарушения памяти, нарушения мелкой моторики рук, нарушения концентрации внимания ) и оценивать их выраженность. На основании полученных данных и будет составляться СИПР, призванная корректировать, в первую очередь, те нарушения, которые у ребенка выражены максимально.
Так, например, если у ребенка с олигофренией отмечается нарушение речи, слуха и концентрации внимания, однако двигательные расстройства отсутствуют, нет смысла назначать ему многочасовые занятия для улучшения мелкой моторики рук. На первый план в данном случае должны выступать занятия с логопедом (для улучшения произношения звуков и слов ), занятия по повышению способности концентрировать внимание и так далее. В то же время, нет смысла тратить время на обучение ребенка с глубокой формой олигофрении чтению или письму, так как он все равно не освоит данные навыки.
Обучение чтению умственно отсталых детей позволяет:
Крайне важно, чтобы перед началом обучения ребенок хотя бы в минимальной степени научился читать. После этого его следует учить рисовать простые геометрические фигуры (круги, прямоугольники, квадраты, прямые линии и так далее ). Когда он это освоит, можно переходить к написанию букв и их заучиванию. Затем можно приступать к написанию слов и предложений.
Стоит отметить, что для умственно отсталого ребенка трудность заключается не только в освоении письма, но и в понимании смысла написанного. В то же время, у некоторых детей отмечается выраженное нарушение мелкой моторики рук, что мешает им овладеть письмом. В данном случае рекомендуется сочетать обучение грамматике и коррекционными упражнениями, позволяющими развивать двигательную активность в пальцах рук.
Дети с легкой формой олигофрении могут:
Суть методики пиктограмм заключается в том, чтобы ассоциировать у ребенка определенное изображение (картинку ) с каким-либо определенным действием. Так, например, картинку с изображением унитаза можно ассоциировать с желанием сходить в туалет. В то же время, картинку с изображением ванной или душа можно ассоциировать с водными процедурами. В дальнейшем данные картинки можно закрепить на дверях соответствующих помещений, вследствие чего ребенок будет лучше ориентироваться в доме (захотев в туалет, он самостоятельно найдет дверь, в которую ему нужно для этого войти ).
С другой стороны, использовать пиктограммы можно и для общения с ребенком. Так, например, на кухне можно держать картинки с изображением чашки (кувшина ) с водой, тарелки с едой, фруктов и овощей. Когда ребенок почувствует жажду, он может указывать на воду, в то время как указывание на картинку с едой поможет окружающим понять, что ребенок голоден.
Выше были приведены лишь некоторые примеры использования пиктограмм, однако с помощью данной методики можно обучать умственно отсталого ребенка самым разнообразным занятиям (чистить зубы по утрам, самостоятельно заправлять и расстилать постель, складывать вещи и так далее ). Однако стоит отметить, что данная методика будет максимально эффективной при легкой олигофрении и лишь частично эффективной при умеренной степени заболевания. В то же время, дети с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости обучению с помощью пиктограмм практически не поддаются (из-за полного отсутствия ассоциативного мышления ).
Целями внеурочной деятельности могут быть:
С одной стороны, такая методика обучения имеет свои плюсы, так как ребенку при этом уделяется намного больше внимания, чем при обучении в группах (классах ). В то же время, ребенок в процессе обучения не контактирует со сверстниками, не приобретает необходимых ему навыков общения и поведения, вследствие чего в дальнейшем ему будет намного сложнее влиться в общество и стать его частью. Следовательно, обучение умственно отсталых детей исключительно в домашних условиях практиковать не рекомендуется. Лучше всего совмещать обе методики, когда днем ребенок посещает образовательное учреждение, а после обеда родители занимаются с ним дома.
Психокоррекция может включать:
Занятия с логопедом позволяют:
С обучающей целью можно использовать:
Целями ЛФК при олигофрении могут быть:
Для занятия спортом умственно отсталым детям рекомендуется:
Развитие трудовой деятельности у ребенка с олигофренией может включать:
Детям с умственной отсталостью могут присвоить:
Здоровые (в физическом плане ) люди с легкой степенью олигофрении могут себя обслуживать, легко поддаются обучению и даже могут устраиваться на работу, зарабатывая деньги себе на пропитание. В связи с этим средняя продолжительность их жизни и причины смерти практически не отличаются от таковых среди здоровых людей. То же самое можно сказать о пациентах с умеренно выраженной олигофренией, которые, однако, также поддаются обучению.
В то же время, пациенты с тяжелыми формами заболевания живут намного меньше обычных людей. В первую очередь, это может быть связано с множественными пороками и врожденными аномалиями развития, которые могут приводить к смерти детей в течение первых лет жизни. Другой причиной преждевременной смерти может послужить неспособность человека критически оценивать свои действия и окружающую обстановку. При этом больные могут находиться в опасной близости от огня, работающих электрических приборов или ядов, падать в бассейн (при этом, не умея плавать ), попадать под машину (случайно выбегая на дорогу ) и так далее. Вот почему продолжительность и качество их жизни напрямую зависят от внимания со стороны окружающих.
Имеются противопоказания. Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.Умственная отсталость у детей
Профиль:
педиатрический.
Этап:
стационар.
Длительность лечения: 30 дней.
Коды МКБ:
F70 Умственная отсталость легкой степени
F71 Умственная отсталость умеренная
F72 Умственная отсталость тяжелая.
Определение: Умственная отсталость (умственое недоразвитие) - за рубежом используется для обозначения многообразных форм поражения интеллекта, независимо от характера заболевания, при которых оно возникает.
Классификация:
1. легкая умственная отсталость;
2. умеренная умственная отсталость;
3. тяжелая умственная отсталость;
4. глубокая умственная отсталость;
5. неуточненная умственная отсталость;
6. другие виды умственной отсталости.
Факторы риска:
1. состояние здоровья родителей и условий работы к началу беременности;
2. наличие гестоза, перенесенные матерью заболевания, принимаемые медикаменты во время беременности, течение родов (продолжительность, наложение щипцов, асфиксия), состояние новорожденного после родов (желтуха, судороги, вздрагивания);
3. своевременность основных этапов моторного и психического развития;
4. наследственный фактор.
Поступление: плановое.
Показания для госпитализации:
1. задержка психического развития в виде выраженных эмоционально-волевых расстройств и моторики (запаздывание становления стато-моторных актов, отсутствие моторно-адаптивных движений, слабовыраженный интерес к окружающим, игрушкам, речи);
2. диагностика уровня задержки;
3. решение социальных вопросов.
Необходимый объем обследования перед плановой госпитализацией:
1. консультация: невролога, психолога, генетика, эндокринолога, психиатра.
Критерии диагностики:
1. наличие биологической неполноценности мозга, устанавливаемой на основании анамнеза, психического, неврологического и соматического статусов;
2. характерная структура диффузного слабоумия с обязательной недостаточностью понятийного мышления и недоразвитием личности;
3. непрогредиентность состояния с положительной, хотя и в разной степени замедленной динамикой психического развития.
Перечень основных диагностических мероприятий:
1. Биохимический анализ крови на фенилкетонурию, гистидинемию, гомоцистинурию, галактоземию, фруктозурию;
2. Консультация невролога;
3. Общий анализ крови (6 параметров);
4. Общий анализ мочи;
5. Определение общего белка;
6. Определение АЛТ, АСТ;
7. Определение билирубина;
9. Исследование кала на яйца глист.
Перечень дополнительных диагностических мероприятий:
1. Нейропсихологическое тестирование;
2. Хромасомный анализ (кариотипирование);
3. Консультация генетика;
4. Консультация психиатра;
5. Консультация эндокринолога;
6. Консультация психолога;
7. Консультация логопеда;
8. Анализ крови на внутриутробные инфекции (токсоплазмоз, герпес, цитомегаловирус) ;
9. Микрореакция.
Тактика лечения:
Медикаментозное и коррекционно-воспитательные мероприятия.
Медикаментозное лечение:
1. Психомоторные стимуляторы (тонизирующее влияние на кору, ретикулярную формацию без вмешательства в метаболизм нервных клеток: адаптол 300 мг в таблетке, независимо от прима пищи, курсом от нескольких дней до 2-3 мес, от 0,5 до1 таблетки Х 3 раза в день в зависимости от возраста.
2. Препараты, стимулирующие психическое развитие, улучшающие мозговой метаболизм - энцефабол 0,25 мг табл.
3. Антидепрессанты – амитриптилин, препараты L-дофа.
4. Общеукрепляющие: поливитамины.
5. Препараты кальция, фосфора, железа, фитин, фосфрен.
6. Седативные, нейролептические препараты (дизепам табл. 2 мг. 5 мг, р-р. 10мг/2,0);
7. Противосудорожные препараты: фенобарбитал 0,01 мг/год жизни, препараты вальпроевой кислоты 20-25 мг/кг/сут, ламотриджин, карбамазепины (финлепсин).
Курс лечения 1 месяц.
Перечень основных медикаментов:
1. Амитриптилин 25 мг, 50 мг табл.;
2. Дизепам 10 мг/2 мл амп.; 5 мг, 10 мг табл;
3. Вальпроевая кислота 150 мг, 300 мг, 500 мг табл.
Перечень дополнительных медикаментов:
1. Препараты L-дофа 50 мг табл.;
2. Поливитамины;
3. Фенобарбитал 50 мг, 100 мг табл.
Критерии перевода на следующий этап лечения:
1. cтабилизация и улучшение нарушенных функций;
2. реабилитация;
3. поддерживающая терапия;
4. наблюдение психолога.