Как привлечь первоклассника в частную школу. Как выбрать школу: советы родителям будущего первоклассника

Незаметно прошло время, малыш вырос, и пришло время определиться с выбором школы? Безусловно, выбрать школу для ребенка - серьезная и ответственная задача. Какую школу лучше выбрать для ребенка и как правильно это сделать - эти актуальные вопросы необходимо решить современным родителям.

На самом деле все не так сложно, ведь существует несколько простых правил , которые помогут выбрать школу для ребенка правильно.

Для начала необходимо определиться какая она - именно ваша школа , ведь это достаточно индивидуальный вопрос. Какие требования к школе важны именно для вас и вашего ребенка? Видите своего будущего первоклассника только в стенах престижной частной гимназии в центре города, изучающего несколько языков или вам ближе по духу с детства знакомая обычная общеобразовательная средняя школа недалеко от дома с продленкой и кружками? Сложно разобраться и сразу дать однозначный ответ… Обычно на примете у родителей есть несколько вариантов, из которых можно и нужно будет выбирать.

Для того чтобы определиться с выбором школы было проще, давайте попробуем выделить несколько основных критериев , на которые необходимо обратить внимание. Именно они и помогут вам сделать правильный выбор.

Собираем отзывы.

В современном компьютерном мире достаточно легко найти мнение о той или иной школе не выходя из дома: в вашем распоряжении многочисленных сайтов и мнения пользователей.

Отзывы родителей, чьи дети учатся в интересующей вас школе - замечательная информация из первых уст, согласно которой можно сделать выводы об учителях и атмосфере школы в целом. А если в этой школе учатся дети друзей, знакомых или родственников - их совет также будет ценным и поможет сделать правильный вывод о плюсах и минусах данного учебного заведения.

Личное знакомство.

Вне зависимости от того, какую информацию вам удалось собрать о школе через интернет и со слов знакомых, ваше личное знакомство со школой - обязательный критерий .

Проанализируйте ваше первое впечатление от посещения школы:

  • комфортно ли вам было находиться в стенах этого заведения,
  • как разговаривают учителя с детьми и родителями,
  • как дети ведут себя на переменах,
  • в каком состоянии спортзал и туалеты,
  • как пахнет из столовой.

Обязательно посетите несколько школ и сравните свои впечатления: если вы сходите только в одно учебное заведение, сориентироваться и сделать правильный выбор будет сложнее, ведь у вас не будет из чего выбрать.

Если готовы и вы и будущий первоклассник - запишитесь на собеседование также в несколько школ. То, как учитель беседует с ребенком - отличный лакмус, чтобы сделать правильный выбор. И сделать его уже поможет сам школьник, ответив на вопрос, какая учительница ему понравилась больше.

Первый учитель.

Первый учитель - это важно , надеемся, никто не будет оспаривать это утверждение, ведь именно этот человек будет первым ориентиром для ребенка, научит его правильному отношению к учебе, к себе, к коллективу.

Присмотритесь, как ведут себя дети по отношению к тому или иному учителю, и, в свою очередь, как на них реагирует педагог. Юмор, терпение, доброта и уравновешенность по отношению к детям - хороший знак! Дети не отходят от учителя и на перемене, наперебой задавая вопросы? Значит этот человек для них важен и интересен.

Магистр психологии Наталья Карабута: "Не забывайте о темпераменте учителя: насколько бы ни была хорошим педагогом яркая громкоголосая крупная брюнетка с активной жестикуляцией, она может просто испугать вашего тихого скромного малыша. Ребенок очень активный, любит много разговаривать и обращать на себя внимание? В таком случае ему будет сложно найти общий язык с тихой медлительной учительницей в возрасте, да и педагог будет просто слишком уставать от такого напора неуемной детской энергии и от этого раздражаться ".

Если удастся, поговорите с завучем младшей школы и директором - эти люди диктуют политику школы, они также должны быть открытыми, знающими и любящими детей. Завуч младших классов еще и классный руководитель, о котором весьма позитивно отзываются родители, а в кабинет к директору можно зайти в любое время и поговорить о том, что волнует - еще один плюс в нашу копилку школьного опыта.

Во время визита в школу не забудьте, что набор в первый класс ведут учителя, которые выпускают 4-й. Именно на них необходимо обратить особое внимание и по возможности поговорите с родителями четвероклассников.

Месторасположение.

Юному первокласснику будет нелегко привыкнуть к своему новому динамичному школьному графику. Чтобы не отягощать психику ребенка ранними подъемами, желательно выбрать школу рядом с домом . Если же выбор пал на школу, расположенную подальше, лучше возить ребенка на своем автотранспорте, а если такой возможности нет, внимательно изучите все возможные варианты подъезда. Также не забывайте учесть тот факт, что когда ребенок подрастет, возможно, ему придется добираться в школу самостоятельно, насколько он сможет это сделать без сопровождения взрослых.

Территория и состояние здания.

Школа должна быть местом, безопасным для ребенка, потому обратите внимание, насколько прочны в школе двери, окна и безопасны лестницы, как близко от школы расположена дорога, есть ли забор, не собираются ли на территории школы любители пива, не валяются ли использованные шприцы.

Хорошо, если здание младшей школы находится отдельно от старшей или соединяется с ней специальным коридором. В таком случае ученики 1-4 классов защищены от внезапных нападок старшеклассников.

Учебный план.

Важно уточнить, по какому учебному плану занимается школа , ведь это может быть как общеобразовательная программа, так и специализированная типа «Росток» или «Развивающее обучение» Эльконина-Давыдова.

Обязательно узнайте, сколько будет детей в 1-м классе, сколько дней в неделю они учатся, есть ли вторая смена, ориентировочное количество уроков в день, задают ли домашние задания и в каком объеме.

Хорошо, если детки занимаются 5 дней в неделю, в среднем по 4-5 уроков в день, в таком случае на выходных и во второй половине дня ребенок успеет отдохнуть и набраться сил.

Не забудьте узнать больше о специализации школы , если таковая имеется:

  • физико-математическая,
  • гуманитарная,
  • с углубленным ,
  • художественно-эстетического направления.

Подумайте, насколько направление школы соответствует развитию вашего будущего первоклассника. Если вместо удовольствия от обучения малыш будет плакать по утрам, потому что у него сегодня ненавистный английский язык, который никак не дается, возможно, стоит задуматься о том, что выбор школы или конкретного учителя был неправильным.

Питание.

Не забудьте уточнить вопрос о : в школе обязательно должна быть полноценная столовая , а не только буфет. В основном в школах, первоклассникам предлагается завтрак (ориентировочно после второго урока) и обед (ориентировочно после пятого урока).

Во время ознакомительного визита в школу обязательно посетите столовую лично : визит будет максимально результативным, если вам удастся попасть на прием пищи кого-то из школьников. Запах, объем порции, а также вывод, с аппетитом ли едят дети предложенную в школьной столовой еду - важная информация для родителей.

Оплата.

Если вы определились с выбором и ребенок поступает в частное платное учебное заведение, важно точно знать какую ежемесячную сумму необходимо будет платить, есть ли в школе вступительный взнос и заключается ли контракт на обучение. Также уточните, будут ли сдаваться деньги на учебники, специализированные тетради или дополнительные занятия, которые не входят в утвержденный учебный план.

Государственные школы предоставляют бесплатное обучение, однако родительские комитеты собирают деньги на различные нужды класса и школы: от наклеек в дневники и обложек на тетради до установки новых окон в классе. Точную сумму в таком случае вам никто не назовет, но обычно она колеблется от 50 до 200 грн. в месяц.

Продленка.

В случае если родители будущего первоклассника работают, бабушки и дедушки живут далеко, а няня не предусмотрена семейным бюджетом, группа продленного дня - необходимое условие для школы.

Даже если у вас есть возможность забирать ребенка сразу после уроков, многие школы рекомендуют оставлять детей на продленке хотя бы до 15.00-16.00 часов.

За это время учитель покормит детей обедом, выведет класс на прогулку, сделает с учениками домашнее задание, а также, если это предусмотрено программой, ребенок сможет позаниматься дополнительно или сходить на кружок.

В большинстве общеобразовательных государственных школ кружки бесплатные, что дает ребенку замечательную возможность попробовать себя в различных направлениях и выбрать то, что ему будет интересно.

Существует довольно распространенное мнение, что начальная и более старшая школы должны быть разными. Потому что в выборе места обучения для первоклассника на первый план выходит не специализация учреждения, а то, насколько близко оно расположено к дому и пойдут ли туда же ребята из детсадовской группы, чтобы крох было проще влиться в новую для себя обстановку. После четвертого класса школу довольно легко будет поменять, и ребенок сможет уже самостоятельно выбрать, изучению какого предмета он хотел бы посвящать больше времени.

Обычно выбор школы для первоклассника проходит примерно по такой схеме: весной, за полтора года до начала обучения ребенка в школе, семья определяется с учреждением и записывает малыша на подготовительные занятия, осенью ребенок начинает ходить на эти уроки и заодно знакомится со всеми учителями, а зимой родители оформляют электронную запись. У родителей будущих первоклассников есть шанс попасть в желаемую школу, когда заканчивается распределение детей по «приписке», это обычно происходит в августе. Поэтому если учиться по своему адресу совсем уж не хочется, можно рискнуть.

Впрочем, куда проще выбрать учебное заведение вблизи своего дома. Для этого, во-первых, стоит составить список вообще всех школ, которые гипотетически мог бы посещать ваш ребенок. Далее – отсекаем те, что по каким-то критериям вас не устраивают, например, плохие отзывы, очень старое здание или необходимость по дороге в учреждение переходить несколько проезжих частей. Оставшуюся часть тщательно изучаем, в идеале посетив каждую школу, и оставляем в своем рейтинге три штуки, куда и оформляем электронную заявку. Дело за малым – сформировать перечень критериев, по которым вы будете отбирать кандидатов.

Какой у вас ребенок?

Это следующий вопрос после того, самого первого. Если у вас абсолютно здоровый, самостоятельный и открытый для общения со сверстниками малыш – поздравляем! Такого можно отдавать в любую школу!

Другое дело, если, например, ребенок очень боится идти в школу, переживает, что прощается с друзьями из детского сада, он довольно чувствителен и застенчив – лучше отправлять его туда, где будут уже знакомые ему ребята. В таком случае, выбор падет на ту школу, куда направляют своих детей большинство родителей из вашего детского сада. Тогда вашему чаду будет куда комфортнее в новой для него среде.

Продолжим: языковая школа точно не для детей с проблемами речевого развития, а спортивная – не для часто болеющих, и так далее. Ориентироваться стоит именно на своего первоклассника: будет ли учреждение соответствовать его потребностям?

Дни открытых дверей в общеобразовательных учреждениях нашей страны проводятся регулярно, как минимум раз в год. После того, как вы составите свой собственный рейтинг, допустим топ-10, интересующих вас школ, советуем посетить каждую вместе с ребенком. Он уж точно вычеркнет из списка парочку совсем не понравившихся ему учреждений, тем самым облегчив вам выбор. Для родителей в рамках Дней открытых дверей, как правило, проводят открытые уроки, собрания, встречи с учителями и психологами, а также экскурсии по школам. Так и вы сможете оценить обстановку в учебных заведениях и условия, в которых каждый день находятся ученики.

Критерии отбора

Теперь перейдем к детальному осмотру каждого учреждения. На эти моменты, по мнению психологов и опытных родителей, стоит обратить внимание, прежде чем отдать своего будущего ученика в школу:

Местоположение. Напомним, мы говорит именно о первокласснике, то есть ребенке, которого еще пару-тройку месяцев назад водили в детский садик во дворе. Теперь ему предстоит учиться в школе, но он по-прежнему остается маленьким мальчиком или девочкой. Вопрос: сможете ли вы каждый день отводить его на уроки и забирать с них (в начальной школе уроки заканчиваются в районе 12-13 часов). Если, нет, отдайте предпочтение тому учебному учреждению, которое находится в шаговой доступности. Оцените, можно ли добраться до школы пешком или туда ходит общественный транспорт, сколько светофоров и пешеходных переходов на пути ребенка, насколько безопасно выглядит его маршрут и сколько времени он занимает. Если вы хотите научить кроху ходить в школу самостоятельно, его дорога должна быть как можно более простой и безопасной.

Отзывы. В выборе школы для ученика младших классов не стоит ориентироваться на рейтинги. Во-первых, потому что они составляются на основе баллов за ЕГЭ, а также количества наград учеников и педагогического коллектива. Вряд ли это как-то повлияет на обучение вашего семилетнего ребенка. Во-вторых, отнюдь не всегда эти рейтинги составляются неподкупными критиками. Некоторые учебные учреждения в них даже не участвуют – слишком дорого порой в мегаполисе обходится место хотя бы в двадцатке лучших школ. Поэтому куда удобнее ориентироваться на отзывы таких же родителей, как и вы. Сейчас в сети полно соответствующих чатов и форумов, где мамы и папы анализируют учебные заведения их детей. Можно спросить также у знакомых. Особенно ценным будет мнение тех родителей, у которых ребенок по темпераменту похож на вашего. Прислушивайтесь к мнению окружающих, но не забывайте, что это – лишь один из перечня важных критериев отбора, но все же не главный.

Учебная программа. Узнайте, насколько загружены первоклашки в каждой из школ-кандидатов. Официально в нашей стране ученикам первых классов не дают домашнего задания, однако в «сильных» школах детки по вечерам корпят если не над учебниками, то над рабочими тетрадями или творческими заданиями. Уточните также, сколько дней в неделю учатся малыши, по сколько уроков в среднем у них в день и есть ли в школе вторая смена – не каждый родитель согласится отдать свое чадо на «вечернее» обучение.

Стоит отметить, что современные школы нашей страны разделяются на несколько видов. Учитывайте, что ваша потенциальная школа может быть:

    Общеобразовательная – самая обычная школа, куда дети попадают на общих условиях, в основном по месту жительства. Такие школы есть в каждом районе. Их недостатком может быть устаревшее здание, требующее ремонта. В общеобразовательной школе есть, как правило, обычные и специальные классы, с углубленным изучением предметов, а также сильные и слабые. Куда распределить ребенка, решается после предварительного тестирования.

    Школа с углубленным изучением какого-либо предмета. Это могут быть иностранные языки, естественные науки, право, спорт, математика и так далее. Это означает, что по конкретному предмету ученик может получить дополнительные уроки, углубленные знания и зачастую – еще и дополнительную практику. Но есть и недостатки: в то время как на одном предмете внимание в учебной программе акцентируется, другие предметы могут страдать. К примеру, у вашего ребенка будет шесть английских в неделю, но – только два русских языка вместо трех. Возможно, учиться в такой школе обычному первокласснику будет сложно. Нужна ли такая загруженность ребенку в семь лет?

    Гимназия. Или гуманитарная школа – для ребят, склонных к изучению литературы, истории, русского или иностранных языков. В таком учреждении часто есть дополнительные предметы вроде истории мировой художественной культуры или античной литературы, но также могут страдать другие основные предметы.

    Лицей. Работа таких школ чаще связана с каким-либо высшим учебным заведением. Лицей изначально дает образование, направленное на развитие знаний в какой-то конкретной специальности и поступление в конкретный университет в будущем. Много дополнительных предметов, мало времени на предметы «непрофильные». Зачастую нагрузка оказывается слишком высокой для ребенка.

    Частная школа. Как правило, в таких учреждениях меньше классов и учеников, царит домашняя атмосфера и свои правила. Единых стандартов для этих школ в нашей стране нет.

Родительские «поборы». Да, в нашей стране государственные школы признаны бесплатными, а любые денежные сборы с родителей – вне закона. Но на самом деле вряд ли кому-то удастся найти школу, где мамы и папы не сдают на нужды класса. Вопрос в том, какова величина этих «нужд», ведь где-то сдают только по 300 рублей на Дни рождения, а где-то – и по паре тысяч рублей в месяц. Стоит выяснить это у родителей, чьи дети уже обучаются в этих школах.

Группа продленного дня. Волшебная функция некоторых школ: продленка! После уроков детки, которых родители не могут забирать днем, остаются в школе под присмотром учителя, выполняют домашнее задание, обедают, развлекаются и даже посещают школьные «кружки» по интересам. Если вы хотели бы определить ребенка в продленку, заранее узнайте, существует ли вообще такая группа в конкретной школе.

Питание. Узнайте, организованы ли обеды младшеклассников, и каким образом. В большинстве школ первые, вторые и третьи классы организованно ходят на обед и получают горячее питание. Но может быть и такое, что вместо полноценной столовой в школе размещен буфет с выпечкой и чаем.

Территория школы. Этот критерий вы можете оценить лично, ознакомившись со школьным стадионом, игровой площадкой, двором и тем, как все это содержится. Бывает и такое, что пришкольная территория служит любимой площадкой для выгула собак или тусовки молодежи по вечерам. Определить это можно по тому, что вы встретите: окурки, шприцы и разбитые бутылки – явно не очко в пользу учебного учреждения.

Внеучебная жизнь. Пожалуй, для ученика младших классов этот критерий стал бы определяющим. То, насколько хорошо организована жизнь детей вне уроков, очень важно для такого юного возраста. Поинтересуйтесь в школе, есть ли в учреждении какие-либо традиции, общие праздники, викторины, организуются ли совместные экскурсии и походы в театр. Важно и то, как первоклассники проводят свои перемены, организован ли их досуг педагогом. Знаком того, что в школе царит дружная атмосфера, станут яркое оформление классов, наличие стендов и стенгазет. Еще лучше, если начальные классы находятся в отдельном блоке, тогда малышей не будут обижать старшеклассники.

Безопасность учеников. Современные реалии таковы, что этот фактор становится все более значимым, особенно когда речь идет о самых маленьких школьниках. На охрану учреждения стоит обратить внимание – сотрудник ли это специального охранного предприятия или бабушка в тужурке? Многие школы сейчас оснащены турникетами и датчиками, которые считывают именные карты детей и отправляют информацию о прибытии ученика в школу на смартфон родителей.

После того, как проделана такая масштабная шпионская работа, осталось только познакомиться с потенциальным учителем вашего чада в каждой школе. Делать это стоит уже тогда, когда в вашем рейтинге осталась буквально пара учреждений. Первый учитель запомнится ребенку на всю жизнь, да, что уж таить, именно он или она повлияют на формирование в детском воображении образа школьной жизни в целом. Поэтому к учителям также стоит присмотреться. Если вам педагог не симпатизирует, вряд ли он понравится и вашему ребенку.

Дополнительные занятия. Приятный бонус любой школы – открытые в ней кружки. В некоторых учебных учреждениях есть музыкальные студии, дополнительные спортивные секции, художественные кружки и так далее. Посещать их школьник сможет сразу после основных уроков, что, безусловно, удобно для всей семьи – не надо будет возить ребенка из одного кружка в другой.

Конечно, нет никакой необходимости проводить все описанное выше расследование полностью. Вполне возможно, вы определитесь с выбором сразу же после посещения школы в рамках Дня открытых дверей и уже не захотите «внедрятся» в остальные потенциальные учебные учреждения вашего ребенка. В конце концов, первые классы – только тест-драйв школы, которую при желании можно будет и сменить. Удачных поисков, родители!

1 апреля начинается запись в 1-е классы. Заявления в школы можно подавать до 31 августа, однако в престижных школах набор заканчивается в течение нескольких дней. О том, как выбрать начальную школу, в интервью РИА Новости рассказывает учитель московской прогимназии № 1718 Тамара Ветошникова.

Тамара Валентиновна, на одном из форумов, где идет дискуссия о выборе школы, родители советуют подойти к вопросу ответственно и начать узнавать о школе за два года до того, как ребенку надо будет пойти учиться. Это разумный подход?

Конечно, интересоваться, узнавать, какие школы есть поблизости, надо заранее. Большинство родителей сейчас так и поступают, многие целенаправленно отдают детей в группы предшкольной подготовки. Я часто сталкиваюсь с родителями, которые заинтересованы в образовании своих детей, и выбор школы для них - вопрос непростой. Они узнают, что пишут о школе в Интернете, посещают дни открытых дверей, общаются с другими родителями, поскольку, что касается школы, «сарафанное радио», наверное, самый лучший источник информации.

Хотя есть и такие родители, кто только в августе вспоминает, что ребенок достиг школьного возраста и должен пойти 1 сентября в школу.

Бывает, что выбор меняется. В дошкольном возрасте довольно сложно определить детские склонности. Кто-то, может быть, хотел отдать ребенка в математическую школу или прогимназию, а ребенок начинает довольно успешно заниматься спортом или музыкой, и тогда родители могут выбрать школу попроще, чтобы избежать перегрузки.

Пожалуй, самый главный вопрос - как выбрать хорошую школу. Вот если бы Вы думали, в какую школу отдать ребенка, на что бы обратили внимание?

Прежде всего, я оценила бы, как внешне выглядит школа, какой в ней ремонт, как она оснащена: сейчас даже в начальной школе сложно представить себе уроки без компьютеров.

Я бы поискала информацию о школе в Интернете, узнала бы, что за педагоги работают в ней, какова успеваемость учеников, есть ли отличники, победители конкурсов, олимпиад.

Мне как работающей маме было бы интересно, насколько насыщена вторая половина дня - есть ли «продленка», кружки.

Я бы обратила внимание на школьную территорию, удобно ли там гулять, играть.
Конечно, поинтересовалась бы, какая в школе столовая - лучше, когда завтраки и обеды не привозные, а их готовят на месте, все свежее.

Важно, есть ли в школе медицинский работник, работает ли он на полную ставку или на четверть: я тревожусь о ребенке, и мне небезразлично, могут ли ему оказать в школе квалифицированную помощь.

И, конечно же, главное: в начальной школе, как правило, «идут на педагога». Поэтому стоит пообщаться с самим учителем, родителями детей, которые у него учились. Сейчас в школах есть подготовительные курсы, где работают набирающие детей в первые классы учителя. Если даже ребенок не посещает такие курсы - можно после занятий просто познакомиться с педагогом.

В каждом районе, округе есть школы, пользующиеся повышенным спросом. Как быть в том случае, когда школа устраивает, но, допустим, это престижная прогимназия и попасть в нее сложно?

В любом округе, думаю, всегда можно найти еще одну - равнозначную - школу, где есть места, тем более если речь идет о «началке». Вероятно, она чуть дальше от дома. Но ведь есть категория родителей, кто даже готов возить своих детей в школу, и это нормально.

Другой вопрос, что школа действительно может устраивать родителей, но комфортно ли в ней будет ребенку. Большинство мам и пап хотели бы, чтобы их ребенок учился в прогимназии или специализированной школе. Обычно в таких школах повышенные нагрузки. И если, скажем, у ребенка вторая группа здоровья, справится ли он с учебой? Если он часто болеет и пропускает уроки, наверное, он будет отставать от сверстников. Не обрекаем ли мы его в этом случае на неуспех? Ведь важно, чтобы учеба была по силам. Не надо пытаться переносить собственные амбиции на детей. Главное, чтобы ребенок психически, физически, интеллектуально, эмоционально был готов к учебе в данной школе.

- Совместный проект РИА Новости и Высшей школы экономики « Социальный навигатор» предполагает создание рейтинга школ. Насколько, по-Вашему, такой рейтинг может быть полезен родителям?

В педагогическом сообществе мы так или иначе сталкиваемся с рейтингами: знаем, к примеру, какие школы наиболее успешны по результатам ЕГЭ, по количеству олимпиадников, победителей различных конкурсов. Параметры рейтингования могут быть разными - можно даже учитывать такие субъективные факторы, как, допустим, считают ли дети школу уютной. В любом случае рейтинг, в основе которого лежат те или иные параметры, - это важный, но не единственный источник информации.

В прошлой статье мы поговорили о том, . Сегодня же давайте рассмотрим варианты КУДА ИДТИ? Как выбрать школу для своего ребенка, какие они сейчас бывают?

Во-первых, вы должны сами разобраться, чего хотите от школы - муштры, дисциплины и знаний, которые получают все; психологического комфорта и обучения тому, к чему тянется именно ваш ребенок; чего-то среднего между первым и вторым, или вообще у вас есть свой вариант ответа на этот вопрос. И любой из выбранных или придуманных вариантов - только ваш. Лишь тот, который именно вы считаете единственным, идеально подходит вашему малышу и вашей семье.

Лично я хотела бы, чтобы у моего ребенка были психологически комфортные условия обучения, чтобы за школьные годы у него не отпало желание учиться дальше и познавать новое в этом мире. Мне хотелось бы, чтобы он учился сам, потому что ему интересно и это его ответственность, а не потому, что над ним кто-то стоит с палкой.

Как выбрать школу: определяемся с методикой преподавания

Традиционная педагогика. Это школы, которые оканчивало большинство из нас. Особенностями традиционной педагогики является «напичкивание» детей знаниями, однако при этом ребенок перестает думать сам - за него уже решили, как и в каком виде нужно дать правильный ответ, и лучше не перечить, свое мнение не отстаивать и не рассуждать о возможных вариантах.

Здесь могут снижать оценку по математике за то, что слова написаны с ошибками, или за то, что ребенок указал не все действия, а перепрыгнул с первого на третье-четвертое, посчитав в уме серединку и выписав все-таки правильный ответ. Учат мыслить шаблонно, не поощряя вариаций.

Вообще оценивание как таковое очень субъективно (мнение об определенном ребенке). Например, если в школе с английским уклоном ученик получает «плохие» или «средние» отметки, то в обычной он будет суперотличником. Вроде бы, с одной стороны правильно, но подумайте: что происходит с самооценкой малыша, если он сам постоянно видит, что он двоечник?

В традиционной системе учитель обычно ставит себя выше ребенка и всячески демонстрирует, что он знает больше, чем семилетний малыш. Он указывает на ошибки и не делает акцент на сильных сторонах ученика.

Реформы в образовании проходят медленно, и получается, что оно несовременно. То, что учили в школе мы, уже не актуально для наших детей.

Я бы очень хотела, чтобы моим детям преподавали тайм-менеджмент, ораторское искусство, финансовое планирование, без которых в современных реалиях жить гораздо сложнее, чем без прочтения «Анны Карениной» или «Преступления и наказания».

Я была бы рада получить на выходе из школы рекомендованный список литературы, который могла бы читать в свое удовольствие и согласно своему возрасту (причем желательно, чтобы еще и возраст к литературе был приписан:)), а в школе изучать менее объемные, но более полезные и применимые произведения классиков и современников.

Мы так много думаем о счастливом «завтра» своего ребенка,

что забываем о его счастливом «сегодня».

М. Монтессори


Педагогика Монтессори.
Называется гуманистической педагогикой, направленной на развитие самостоятельности ребенка. Она дает свободу в установленных границах, развивает малыша в естественной для него психологической, физической и социальной среде, а сам ребенок и его индивидуальность ставятся во главу угла. В системе Монтессори деток учит не педагог, а подготовленная окружающая среда. Они сами выбирают, что именно им сейчас нужно, что они хотят изучать исходя из своего внутреннего состояния, сензитивного периода и природных потребностей.

В классе реализована свобода передвижения, которая так необходима для развития.

Метод дает возможность ребенку изучать абстрактные понятия через работу со специализированным материалом, разработанным Марией Монтессори. Так, например, абстрактные цифры и буквы можно подержать в руках и пощупать. Благодаря правильной подаче материала и свободе выбора дети учатся не из-за мотивации извне, а из-за внутренней мотивации, которая гораздо сильнее внешней.


Вальдорфская педагогика.
Если школа Монтессори направлена на развитие ума, то Вальдорфская больше подойдет творческим натурам. Здесь программа также строится с учетом индивидуальных потребностей ученика, но преподавание основано на принципах преемственности и личного воздействия педагога. Уроки в Вальдорфской школе больше стимулируют воображение, благоговейное отношение к красоте и чудесам нашего мира.

Выбирая этот метод, учитывайте, что Вальдорфская система против раннего обучения, так как целенаправленное интеллектуальное развитие лишает ребенка детства и притупляет его интуицию и воображение. Система делает акцент на приобщении детей к народной культуре, на творчестве, духовном развитии и воспитании. Окончив школу, выпускники-вальдорфцы чаще всего идут учиться на педагогов, актеров, художников, дизайнеров и т. п.

Альтернативные школы. В связи с неудовлетворенностью родителей традиционным образованием стало появляться большое количество альтернативных школ. Учат они также по программе Министерства образования, но добавляют другие предметы, нестандартный подход и перестают оценивать учеников. Если же программа школы еще не одобрена Министерством образования, то вопрос получения аттестата решают закреплением детей за обычными школами как экстернов.


Хоумскулинг (домашнее обучение).
Это должен быть осознанный выбор родителя, который готов стать «директором школы». Официально вы прикрепляете ребенка к одной из школ и сдаете все контрольные и экзамены согласно общеобразовательной программе с определенной периодичностью, а обучаете его дома.

Но не буквально! Вы не запираете малыша в четырех стенах, лишая его социума, как думают многие. Наоборот, здесь я вижу массу плюсов для крохи.

Во-первых, он встает согласно своим биологическим часам (конечно, если вы не позволили ему «убить» режим и он не ложится спать после полуночи). Во-вторых, питается малыш, как привык, - дома и в то время, в которое обычно. В-третьих, у него остается больше времени на посещение различных секций, кружков, мастер-классов, лекций, выставок, музеев и еще кучи всего, что вы ему предложите, а он выберет.

Сложности родителя - организовать учебный процесс. Здесь нужно найти педагогов с горящими глазами, увлеченными и влюбленными в свой предмет. И тогда они будут доносить эту любовь до ребенка.

Как выбрать школу: выбираем специализацию

После того как вы определились с методом обучения, необходимо решить вопрос специализации. Если вы уже на этом этапе видите, что ребенок больше гуманитарий, не стоит отдавать его в математический лицей, чтобы «подтянуть» математику. Примите его с его способностями и не «продавливайте» то, чего у него нет.

Думайте о талантах ребенка с той стороны, что каждый из нас приходит в этот мир с определенным предназначением и для этого наделен соответствующим набором способностей . И чем раньше он откроет их и укрепит, тем скорее найдет свое призвание и тем проще ему все будет даваться в жизни. Так что развивайте больше те стороны, которые у малыша сильнее.

Выбираем непосредственно саму школу

Раз со специализацией определились, пора и школу поискать. Если явных наклонностей в ребенке пока не открылось, это может быть школа без какого-либо уклона, ну а если что-то в малыше разглядели - тогда специализированная. Но все на ваше усмотрение. Конечно, желательно, чтобы учебное заведение не было слишком далеко от дома, чтобы вы не боялись отпускать свое чадо идти туда самостоятельно.

Также очень важно, чтобы место понравилось малышу. Сходите туда вместе, побродите по помещениям, узнайте, нравится ли ему там, как он себя чувствует, подходит ли ему «дух» школы, ее «запах». Помните, что ребенок будет находиться в школе большую часть времени, и хорошо, если ему там комфортно.

Как выбрать школу: выбираем первого учителя

Ну и, конечно, когда вы определились со школой, желательно пойти к первому учителю. Вы знаете своего ребенка лучше, чем кто-либо другой, и вам виднее, что важнее: чтобы его первый учитель был строгим или мягким, чтобы больше обращал внимание на знания или на раскрытие талантов. А может, для вас будет принципиальным что-то еще.

Поговорите с администрацией, порасспрашивайте родителей, которые «выпускаются», самих детей. Как им тут учится, что больше всего нравится, как они провели эти четыре года - интересно ли, комфортно, весело? Задайте те вопросы, которые важны именно вам и вашему ребенку.

ПОМНИТЕ: каждый ребенок приходит в этот мир со своим предназначением. И для его осуществления ему дается ЕГО набор талантов и личных качеств. Поэтому не стоит развивать ВСЕ. Прислушивайтесь и приглядывайтесь к малышу, наблюдайте и поощряйте то, что у него получается лучше всего. Пускай идет своей дорогой.

В статье использованы материалы из книги Алены Поповой « », любое копирование разрешено только с указанием авторства и гиперссылки на сайт.

P.S. Узнайте больше про осознанное воспитание из моей книги « «, где я рассказываю о периоде в жизни женщины от планирования беременности до момента, когда ребенок идет в школу. Вы можете забронировать себе печатную версию книги, заполнив форму ниже 🙂