Зачастую такому явлению, как симптомы депрессии у ребенка или подростка, не уделяется должного внимания . Родители считают такие изменения в поведении ребенка особенностями характера, проявлениями лени, эгоизма.
Тем не менее, это не так, и депрессия считается настоящей патологией, которую необходимо лечить. Но прежде всего, ее нужно распознать, отличить от индивидуальных особенностей поведения ребенка.
Депрессия представляет собой психическое заболевание, сопровождаемое различного рода эмоциональными нарушениями .
Важно помнить, что распознать недуг в детском возрасте достаточно сложно так как маленький ребенок еще не в полной мере осознает те эмоции, которые он испытывает в данный момент, и, соответственно, не может достоверно он них рассказать взрослым (родителям, врачу).
Поэтому недуг у детей часто протекает в скрытой форме, а близкие ребенка воспринимают болезнь как лень, нежелание учиться, неуспеваемость, неправильное воспитание и прочие негативные проявления характера.
Тем не менее, ребенок, страдающий депрессией, не виноват в подобного рода изменениях, и нуждается в помощи специалиста .
Возрастная группа |
Причины |
|
|
К психологическим причинам, таким как неправильное воспитание, плохая атмосфера в семье, прибавляются еще и социальные факторы. В этом возрасте ребенок часто начинает посещать детский сад, играть с другими детьми во дворе во время прогулок, и нередко в детском коллективе происходят конфликты. Напряженные отношения со сверстниками могут привести к развитию депрессии. |
|
В этом возрасте эмоциональная нагрузка на ребенка возрастает. Связано это с тем, что ребенок идет в школу. В этот период перед ребенком ставится сразу несколько задач: он должен максимально проявить себя в школьном коллективе, успешно учиться, соблюдать правила, установленные в учебном заведении. Это требует от ребенка больших эмоциональных затрат. При этом психологический фактор (внутри семьи) так же оказывает влияние. |
|
Подростковый возраст |
В период полового созревания ребенок начинает осознавать себя как личность, для него важными становятся взаимоотношения с друзьями, а также с противоположным полом. Неудачи в этой области сильно огорчают подростка. Кроме того, имеет значение и гормональный фактор, в пубертатном периоде в организме ребенка происходит гормональная перестройка, что негативно сказывается на его эмоциональной стабильности. |
В возрасте до 10-12 лет депрессия встречается у детей независимо от их половой принадлежности.
То есть проявления патологии в той или иной степени могут встречаться как у мальчиков, так и у девочек.
В более старшем возрасте развитию недуга в большей степени подвержены девочки (депрессия у них встречается в 3 раза чаще).
Возрастная группа |
Симптомы |
|
|
|
|
|
|
Старше 12 лет |
Проявляется также, как и в предыдущем случае, однако, перепады настроения у детей подросткового возраста выражены более ярко, приступы агрессии возникают чаще. В тяжелых случаях ребенка начинают посещать мысли о смерти, суициде. |
Депрессия считается весьма опасным психическим нарушением, особенно в случае с детьми, эмоциональное состояние которых отличается крайней нестабильностью .
Заболевание нуждается в своевременном лечении, в противном случае затяжная депрессия в дальнейшем может стать причиной пристрастия к алкоголю или наркотикам.
Кроме того, дети, страдающие частыми депрессиями, не способны адаптироваться в обществе , что вызывает целый ряд других серьезных проблем.
При обнаружении у ребенка признаков депрессии необходимо показать его врачу–педиатру, который, используя специальные диагностические методы позволит выявить проблему. Так же потребуется консультация психиатра .
Для постановки диагноза используют всевозможные психологические тесты.
Однако, наиболее важным методом, позволяющим выявить проблему, считается личная беседа врача с ребенком, а также с его близкими (членами семьи).
Что делать? Для устранения проблемы ребенку назначают прием лекарственных препаратов следующих видов:
Как лечить астенический синдром у ребенка? Узнайте об этом из нашей .
Для лечения легких форм депрессии у детей часто используют народные средства, такие как расслабляющая ванна , в которую добавляют настой тополиных листьев, утренние обтирания прохладной водой, употребление экстракта элеутерококка, пустырника.
Е. О. Комаровский считает, что любые изменения в поведении ребенка требуют пристального внимания со стороны родителей . Вполне возможно, что эти проблемы связаны с временными сложностями, которые рано или поздно возникают в жизни каждого человека.
Но не исключено, что эти негативные изменения являются первыми признаками депрессии – которая считается опасным заболеванием, отрицательно воздействующим на психоэмоциональное состояние ребенка или подростка.
В этом случае без помощи специалистов не обойтись .
Успех терапии зависит от возраста ребенка, проявлений депрессии и интенсивности этих симптомов, а также от особенностей характера самого пациента.
Замечено, что некоторые люди в силу своего характера легче переносят всевозможные жизненные сложности и неудачи, меньше подвержены депрессиям, а если недуг все-таки приключился, такой человек, психически устойчивый , выйдет из депрессии гораздо легче, чем более эмоциональный и ранимый.
Особое влияние оказывает и то насколько своевременно ребенок получил специализированную помощь и насколько правильным было лечение.
В большинстве случаев исход заболевания благоприятный. Однако, бывает и так, что депрессия, на которую вовремя не обратили внимание, оборачивается серьезными последствиями .
Предотвратить развитие депрессии возможно, для этого необходимо заниматься воспитанием и развитием малыша с самого раннего его возраста.
Важно создать благоприятную обстановку в семье, тогда ребенок будет чувствовать себя уверенно и спокойно.
Необходимо как можно больше разговаривать с малышом, даже если проблемы, о которых он говорит, кажутся малозначительными.
Депрессия еще не так давно считалась взрослым заболеванием. Сегодня же известно, что развитию патологии подвержены и дети, причем даже самые маленькие. Привести к развитию данной ситуации могут различные причины.
У детей разного возраста существует разный набор предрасполагающих факторов, да и сама проблема у них проявляется по-разному. Несмотря на это, депрессия нуждается в квалифицированном лечении .
Депрессия у детей: от младенца до подростка. Симптомы и лечение в этом видео:
Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!
Интенсивный ритм жизни, высокие требования действительности, жесткие стандарты соответствия социума, непрекращающийся поток разноплановой информации стали для многих современников привычными явлениями. Однако существующий в обществе уклад вещей является для организма человека интенсивным, непрерывным, длительно воздействующим, накапливающим свое негативное воздействие на психику стрессовым фактором.
Головной мозг многих взрослых адаптировался к воздействию определенных стрессоров и в состоянии обеспечить адекватную защиту организма, задействовав различные механизмы «оборонительных» реакций. Однако полностью несформированная, неокрепшая, незрелая психика детей и подростков зачастую становится беззащитной перед многими стрессовыми факторами. К тому же, присоединения гормонального хаоса в период полового созревания не лучшим образом сказывается на эмоциональной сфере подростка, нередко выливаясь в разнообразные пограничные невротические реакции или трансформируясь в психические патологии, зачастую проявляясь в виде депрессии.
В пубертатном периоде происходит масштабная переоценка и замена идеалов: подросток перестает идеализировать своих предков, стремится к отдалению от родителей, однако в большинстве случаев он психологически не готов совершить такое символическое «убийство» бывших кумиров. Истинная физиологическая «разбалансированность» эмоционального фона проявляется в беспрестанной смене настроения: приступах плаксивости, периодов хандры, моментов гнетущей тоски, которых сменяет фаза психомоторного возбуждения и эйфоричного ликования.
В юношеском возрасте даже незначительные трудности воспринимаются как непреодолимые проблемы, приносящие невыносимую боль. Смерть родителей, неблагополучная атмосфера в семье, разрыв отношений с «первой любовью», неудовлетворительная успеваемость в школе, социальная изоляция, неудачи в начинаниях вызывают у детей сильнейшую негативную эмоциональную реакцию, формируя депрессию и нередко подталкивая к акту отчаяния – попыткам самоубийства.
Согласно многочисленным источникам статистических данных, депрессия у подростков различной степени тяжести наблюдается у 60-80% подростков, причем в большинстве случаев меланхоличные состояния, длящиеся более двух недель, требуют оказания профессиональной медицинской помощи. В детском и отроческом периоде проблема суицидального поведения стала предметом пристального внимания ученых всего мира. Согласно данным американской психиатрической ассоциации именно самоубийства являются основной причиной смертности среди детей и молодежи: ежегодно более 500 000 представителей молодого поколения делают суицидальные попытки, из них 5 000 случаев оборачиваются летальным исходом.
Расстройство пубертатного возраста несет в себе высокий риск развития депрессий в период зрелости. Исследования, проводимые в больнице Модсли, показали, что следствиями депрессии у взрослого индивида часто являются долгосрочные проблемы с адаптацией в социуме, стойкие трудности в личностных отношениях, повышенный риск суицидального поведения (у более 44 % участников выборки).
Установлены и подтверждены многочисленные факторы, влияющие на формирование депрессии. В большинстве клинически зафиксированных случаев, расстройство, возникшее в возрастном периоде от 12 до 25 лет, имеет наследственную природу (генетическая предрасположенность к патологиям психической сферы). Депрессия у детей и подростков значительно чаще наблюдается в тех случаях, когда в семье один или оба родителя страдают данным недугом в тяжелой форме и периодически проходят психотерапевтическое лечение.
Вторым по значимости фактором, провоцирующим депрессию у подростков, выступает неблагополучная атмосфера в семье. Взросление в неполной семье, пьющие родители, отсутствие единой стратегии воспитания наследников, частые ссоры и выяснения отношений между родственниками, завышенные, несправедливые требования к ребенку оказывают огромное негативное влияние на детскую психику.
Толчком для развития расстройства у подростка являются разнообразные факторы, в основе которых – влияние окружающей среды при изъянах личной идентификации ребенка (неадекватный либо неверное представление о самом себе). Непонимание близких, недостаточный уровень успеваемости в школе, низкий социальный статус семьи, отсутствие авторитета среди сверстников, искаженная сексуальная ориентация, невозможность достичь видимых высот в спорте – веские аргументы для сознания отреагировать на происходящее депрессией.
Ювенальный возраст - кризисный период психологического взросления, совпадающий с масштабной гормональной перестройкой в ходе полового созревания. Гормональные изменения вызывают сбой в работе нейромедиаторов, управляющих эмоциональной сферой, и возникающий дефицит определенных химических веществ запускает механизмы развития депрессии. В пубертатный период отчетливо проявляется подростковый комплекс:
Важным фактором в формировании расстройства является неустойчивость и конфликтность самооценок, имеющих ригидный (негибкий), сильно колеблющийся, дезорганизующий характер. Низкий уровень самооценки, образование самомнения под влиянием внешних оценок, отрицательный окрас ретроспективного, актуального и прогностического взгляда на свою личность – идеальная платформа для психических патологий.
Зачастую симптомы депрессии у подростков проявляются изменением поведения и частой сменой настроения. Ребенок, страдающий расстройством, избегает социальных контактов, прерывает отношения с друзьями, предпочитает быть в одиночестве. Ниже приведены ведущие симптомы депрессии у подростков:
Вынесение диагноза подростковая депрессия проходит на основании проводимых психиатром собеседований с ребенком и его окружением, учитывая результаты специально адаптированных для детского возраста психологических тестов. Стадия и тяжесть расстройства, наличие риска суицидальных действий и, соответственно, построение схемы лечения определяется после детального изучения клинической картины заболевания.
На сегодняшний день разработано и с успехом используется множество методик лечения депрессии у подростков, включающие назначение фармакологических препаратов и проведение сеансов психотерапии.
В случае, когда депрессивное расстройство протекает в легкой форме, не отягощено суицидальными мыслями и социально-опасным поведением, первым выбором способов лечения является когнитивно-поведенческая терапия. Недуг, имеющий реальную причину его формирования – явную неблагополучную обстановку в семье, успешно преодолевается после проведения сеансов семейной психотерапии. Работа профессионального психолога с детьми с заниженной самооценкой, нерешительными, мнительными и робкими подростками направлена в первую очередь на формирование адекватного самоприятия, новых личных стандартов, активной жизненной позиции и ощущения собственной значимости.
В случаях, когда у подростка наблюдается острое либо затяжное течение депрессии, возникает необходимость в использовании медикаментозной или комбинированной схемы лечения, нередко проводимой в условиях стационарного учреждения. Назначение антидепрессантов, нейролептиков и анксиолитиков пациентам детского и подросткового возраста – серьезная и ответственная задача, так как некоторые препараты данных классов могут провоцировать возникновение или усиление симптомов иных психических расстройств. Например: торговые названия СИОЗС с действующим веществом Fluoxetine предпочтительны при депрессивных состояниях, протекающих с двигательной заторможенностью и повышенной сонливостью, в то время как они усугубляют симптоматику у больных с психомоторным возбуждением, страдающих бессонницей или испытывающих паническую тревогу, нередко вызывая маниакальные проявления. Если соблюдать все буквы закона, то существует лицензия на использование антидепрессантов в возрастной категории до 15 лет только для Amitriptylinum . Однако на практике применяют и иные более современные «щадящие» психотропные средства в эффективной терапевтической дозировке, которые обладают минимумом побочных эффектов.
Для того, чтобы подросток ощутил действенную пользу от назначаемых препаратов, он должен не только строго соблюдать все врачебные предписания, но и стать активным участником процесса преодоления депрессии.
Психолог.
Менее чем три десятилетия назад депрессия рассматривалась как преобладающее расстройство у взрослых: дети считались слишком незрелыми для развития депрессивных расстройств, а подростковое плохое настроение рассматривалось как часть "нормального" подросткового колебания настроения. Депрессия у детей и подростковая депрессия вполне реальны.
Депрессия у подростков связана с рядом неблагоприятных причин, включает социальные и образовательные нарушения, а также проблемы физического и психического здоровья. Хотя исследования по курсу и корреляциям депрессии выявили важные сходства в развитии признаков депрессии у подростков, они также выявили и возрастные вариации. В результате исследователи продолжают оценивать степень, в какой депрессия ребёнка, подростка и взрослого человека отражает одно и то же основное состояние. В этом обзоре содержится краткое введение в последние данные в этих областях.
Только в последние два десятилетия депрессия у детей начала восприниматься очень серьезно. Депрессивный ребенок может притворяться больным, отказываться ходить в школу, цепляться за родителя или беспокоиться о том, что родитель может умереть. Старшие дети могут обижаться, попадать в беду в школе, быть злыми, грубыми и чувствовать себя непонятыми.
Поскольку нормальное поведение варьируется от одного возраста к другому, трудно определить, проходит ли ребенок через временную "фазу" или страдает депрессией. Иногда родители начинают беспокоиться о том, как изменилось поведение ребенка, или учитель говорит, что "ваш ребенок изменился, он сам не свой". В таком случае, если педиатр исключает физические симптомы, он вероятно, предположит, что ребенка должен оценить другой специалист, предпочтительно психиатр, который специализируется на лечении детей.
Один из семи подростков испытывают депрессию каждый год. Депрессия – это излечиваемая болезнь и это не просто пара печальных дней. Подростковая депрессия связана с постоянным чувством грусти или раздражительности, которые мешают ребенку или подростку функционировать.
У детей, находящихся в стрессе от потери близкого человека, или у кого есть трудности с вниманием, обучением, проблемы с поведением или есть тревожное расстройство, имеется более высокий риск депрессии. Широкое использование социальных сетей также связано с повышенным риском депрессии. Депрессия также имеет тенденцию распространяться в семьях, особенно когда семья объединена каким-то общим негативным событием. Не обязательно потеря близкого человека. Например, в семье алкоголик или тиран-психопат.
Поведение депрессивных детей и подростков может отличаться от поведения депрессивных взрослых. Детские и подростковые психиатры советуют родителям осознать признаки и симптомы депрессии у своих подростков и более младших детей.
Что нужно знать о депрессии подросткам и их родителям. Если один или несколько из этих признаков депрессии сохраняются, необходимо обратиться за помощью.
В исследованиях депрессивных школьников выявлено около двух третей молодых людей с депрессией, которые имеют по крайней мере одно сопутствующее психическое расстройство, а более 10% показывают два или более (синдром дефицита внимания с гиперактивностью [СДВГ] или расстройство поведения, или что-то ещё). В дошкольных исследованиях показатели коморбидности еще выше, и это уже три из каждых четырех депрессивных дошкольников.
Другие факторы, влияющие на планирование лечения, будут включать наличие сопутствующих заболеваний и материнского психического здоровья. Удивительно, но мало доказательств в отношении того, как лечить сопутствующую патологию при депрессии – лучше ли лечить депрессию или состояние сопутствующей болезни или и то, и другое, и при каких обстоятельствах? Клиницисты обычно принимают индивидуальные решения, рассматривая сначала состояние, которое является более хроническим или представляется наиболее серьезным. Что касается материнского психического здоровья, то данные свидетельствуют о том, что лечение депрессии у матери может помочь облегчить депрессию у потомства. Результаты исследования матерей с депрессией, получавших лечение, показали, что ремиссия материнской депрессии ассоциируется со значительным улучшением депрессии у детей.
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Последнее обновление статьи 05.02.2020
Депрессия у детей и подростков — не просто плохое настроение, это серьезное эмоциональное расстройство, накладывающее отпечаток на развитие ребенка или подростка, его самочувствие, качество жизни.
В среднем депрессия встречается у 2% детей и 5% подростков.
Так как проявления депрессии у ребенка существенно отличаются от симптомов заболевания у взрослого, очень часто расстройство не диагностируется своевременно.
Наиболее распространенные причины детской и подростковой депрессии:
Типичные проявления депрессии, такие как сниженное настроение, двигательная заторможенность и замедление мышления, детям не свойственны.
Эти симптомы встречаются в возрасте 12-14 лет и старше. Однако расстройство может развиваться и у дошкольников, описаны случаи депрессии у годовалых детей, только протекают аффективные расстройства у них атипично, маскированно.
Многие родители видят, что с ребенком или подростком происходит что-то непонятное, но даже и не подозревают, что это депрессия.
Как же тогда заподозрить наличие депрессии у ребенка, какие симптомы помогут в этом? Давайте детально остановимся на различных проявлениях детской и подростковой депрессии.
Чаще всего наблюдаются такие симптомы депрессии у детей и подростков:
Суицидальные мысли возникают приблизительно у 60% детей и подростков, страдающих депрессией, 30% — совершают суицидальные попытки, часть из которых заканчиваются летальным исходом. Одного только этого факта уже достаточно, чтобы понимать недопустимости выжидающей позиции в надежде, что депрессия у ребенка (подростка) пройдет «сама по себе». Такая халатность может привести к фатальным последствиям.
В первые годы жизни основной причиной возникновения депрессии у ребенка является разлука с матерью. После полугода у ребенка формируется выраженная привязанность к родителям, особенно к матери, и малыш враждебно реагирует на попытки разделить его с ними.
В столь юном возрасте основными проявлениями будут однообразное безрадостное настроение, выражение лица — печально-покорное. Такие дети обращают на себя внимание медлительностью, вялостью, безучастностью. Может также возникать беспричинное беспокойство, капризность, плаксивость, негативизм.
У детей эмоциональные проявления депрессии выражены слабо, на первое место выходят двигательные, вегетативные расстройства.
Симптомы детской депрессии, свойственные дошкольному возрасту — нарушения аппетита (он может как снижаться, так и повышаться), сна (бессонница или сонливость), энурез (недержанием мочи), вялость, заторможенность, чередование тревожности с плаксивостью. Такие дети могут иметь страдальческое выражение лица, ходят с опущенной головой, могут предъявлять различные жалобы, что их что-то беспокоит, болит (голова, живот, горло и т. д.), хотя выраженные проблемы со стороны внутренних органов отсутствуют.
В младшем школьном возрасте депрессия у детей может проявляться следующими симптомами: потерей интереса к играм, замкнутостью, вялостью, нарушением внимания и связанными с этим затруднениями в учебе. Энурез, снижение аппетита или повышение, и как следствие, ожирение, запоры, расстройства сна, кошмарные сновидения, страхи также могут возникать при депрессии.
У одних подростков может наблюдаться типичная картина депрессии: сниженное настроение, двигательная заторможенность, замедление мышления, у других — подростковая депрессия протекает атипично.
В этом возрасте появляются идеи малоценности, подросток может говорить про себя «я хуже всех в классе, я неспособный и т. п.», в высказываниях отрывками могут звучать суицидальные мысли «Кому я такой нужен? Зачем вы меня родили? Зачем мне жить?»
Предшествовать депрессивному эпизоду может длительное невыраженное снижение настроения — .
Двигательная заторможенность встречается не часто.
Некоторые родители не замечают происходящих в душе подростка переживаний, изменений, а лишь обращают внимание на неуспеваемость в школе, конфликты, ругают подростка за это, наказывают, и таким своим поведением могут еще более усугубить его состояние, подтолкнуть подростка к суицидальной попытке.
Депрессия в подростковом возрасте часто маскируется психопатоподобным поведением, употреблением алкоголя, наркотических веществ. Подросток не понимает, что с ним происходит, старается подавить тягостные переживания с помощью алкоголя или наркотиков, а это может привести к возникновению .
У многих подростков депрессия протекает атипично, на первый план выходят совершенно не свойственные симптомы, в таком случае говорят о подростковых депрессивных эквивалентах.
Выделяют 3 основных эквивалента:
Изменения в поведении и эмоциональном состоянии начинаются внезапно.
Подросток становится угрюмым, часто конфликтует с родителями и учителями, грубит, кажется, что все «делает на зло». Забрасывает занятия, бродит по улицам. Может оказаться в асоциальной компании, начать выпивать, однако употребление алкоголя не дает ожидаемого щущения эйфории.
На всем поведении такого подростка лежит как бы печать отчаяния. Агрессия, направленная на близких, может смениться аутоагрессией и даже суицидальными попытками. Если попробовать узнать, что не так с подростком, не беспокоит ли его депрессия, он будет отрицать ее наличие, а свое настроение определит как «обычное». Этот вариант чаще наблюдается в возрасте 13-17 лет.
Проявляется он различными жалобами на ухудшение состояния здоровья. Имеющиеся проблемы со здоровьем, как правило, преувеличиваются. Подростки охотно соглашаются на обследования, даже на неприятные процедуры. Могут уклоняться от учебы из-за болезни, бездельничать, валяться в постели, становиться раздражительными, плаксивыми.
Такие подростки часто говорят о болезни, связывают с ней свое плохое настроение и не возражают, что заболели от нервов. Они охотно будут принимать медикаменты, но могут преувеличивают побочные действия лекарств. Этот эквивалент может наблюдаться при реактивной депрессии у подростков, имеющих признаки истерической или . Чаще всего наблюдается в возрасте 15-18 лет.
Первыми симптомами подростковой депрессии являются жалобы на затруднения в обучении. У подростка возникают трудности с сосредоточением, усвоением нового материала. При попытках что-то выучить, быстро сделать, наступает утомление, ухудшается продуктивность, вследствие этого занятие забрасывается.
Сам подросток становится вялым, бездеятельным, может развиваться астения. Он никуда не ходит, ни с кем не общается, сидит дома, не ищет развлечений, может жаловаться на скуку. На обвинения родных в лени реагирует раздражением.
У подростков могут уже наблюдаться депрессивные расстройства, напоминающие таковые у взрослых, чаще всего это меланхолическая или тревожная депрессия.
Как правило, наблюдается у подростков в возрасте 15 лет и старше, преимущественно у девочек. Депрессивные расстройства представлены отчетливо: присутствует угнетенное настроение, малоподвижность, безысходная тоска. Такие подростки говорят тихим голосом, на вопросы дают короткие ответы, в подробности не вдаются. Имеющаяся заторможенность может достигать степени депрессивного ступора, когда подросток буквально замирает на месте, сидит неподвижно.
Суицидальные мысли возникают постоянно, однако двигательная заторможенность не позволяет их осуществить.
Для меланхолической депрессии, протекающей в подростковом возрасте, характерны идеи самообвинения, виновности перед родными, друзьями, учителями («это я во всем виновата», «без меня всем вам было бы легче», «от меня только одни несчастья»).
Могут присутствовать такие симптомы как бессонница, утрата аппетита, отсутствие менструации (если она уже ранее была) у девочек.
При данной депрессии ведущим симптомом является тревога. Подросток и сам не может объяснить, что его беспокоит, тревожит, часто может испытывать беспочвенные волнения по поводу того, что на него могут напасть, убить, исключить из школы и т. д.
Тревога может сочетаться с трудностью восприятия окружающей обстановки, растерянностью, могут наблюдаться неглубокие нарушения ориентировки.
Основные методы лечения депрессивных расстройств у детей и подростков, признанные Всемирной Организацией Здравоохранения — психотерапия и применение антидепрессантов.
Среди современных групп антидепрессантов для лечения детской и подростковой депрессии чаще всего применяют селективные ингибиторы обратного захвата серотонина — это такие препараты как флуоксетин, пароксетин, сертралин, циталопрам, флувоксамин, эсциталопрам. Данные лекарственные средства обладают обезболивающим, успокаивающим действием, помогают справиться с паническими явлениями, а также преодолеть навязчивые страхи (фобии).
По своей эффективности эти препараты не уступают другим группам, вместе с тем риск развития побочных явлений на фоне их применения значительно ниже, чем у трициклических антидепрессантов.
Редко, однако возможно появления следующих побочных эффектов на фоне применения селективных ингибиторов обратного захвата серотонина:
В большинстве случаев детям и подросткам назначают только один антидепрессант (монотерапия).
После начала приема препарата эффект наступает не сразу, а спустя 1-2 недели. Если через 4 недели улучшений не наблюдается, тогда назначают другой препарат.
Когнитивно-поведенческая терапия в рамках лечения детской и подростковой депрессии направлена на то, чтобы помочь ребенку (подростку) преодолевать возникающие психологические трудности, негативные эмоции, и таким образом способствовать его социальной адаптации.
Задача индивидуальной психотерапии — научить школьника выражать свои эмоции, проживать их, рассказывать про свои травмирующие переживания, а также преодолевать их.
Если же в семье наблюдаются трудности в построении внутрисемейных отношений, родители не могут найти общий язык с ребенком, тогда на помощь может прийти семейная психотерапия.
На сегодняшний день наиболее эффективным методом лечения детской и подростковой депрессии считается комбинация когнитивно-поведенческой терапии с применением флуоксетина.
При депрессии у ребенка существенно снижается его самооценка, могут возникать трудности в построении отношений с ровесниками, педагогами, снижаться успеваемость. И именно родители, которые обладают богатым жизненным опытом, хорошо знают своего ребенка (подростка), должны помочь ему преодолеть возникшие трудности. Они должны стать своеобразным «буфером» в отношениях между врачом и ребенком, школой и ребенком, ровесниками и ребенком.
Если психическое состояние школьника позволяет, то лечение депрессии должно проводится в амбулаторных условиях. Психика детей и подростков является очень хрупкой, а дополнительная нагрузка на нее в виде пребывания в психиатрическом стационаре вряд ли пойдет на пользу.
Конечно, есть ситуации, когда без стационарного лечения не обойтись. Например, при ярко выраженном суицидальном поведении, когда родители опасаются, что ребенок в любой момент может сделать попытку самоубийства, при психотической депрессии, при тяжелом, плохо поддающемся лечению депрессивном расстройстве.
Если ребенок в состоянии посещать учебное заведение, необходимо продолжать обучение. Ведь в последующем все равно придется «догонять» сверстников, делать это нужно будет в авральном режиме, что также может стать еще одним стрессом.
Лучше, чтобы родители переговорили с учителями, предупредили о непростом периоде в жизни ребенка и попросили их быть максимально толерантными к нему, помогать, поддерживать, способствовать продуктивному взаимодействию с ровесниками. Также необходимо предупредить педагогов о сохранении конфиденциальности, чтобы окружающие не узнали о болезни.
В состоянии депрессии любой человек, сколько бы лет ему не было, чувствует себя никому не нужным, нелюбимым, глупым, самым худшим. Родители ненароком, одной лишь небрежно слетевшей с уст фразой, могут еще больше усугубить психическое состояние своего чада. А это не допустимо.
Во время обострения депрессии родители должны предельно следить за своими высказываниями, своим поведением, уделять школьнику повышенное внимание. Именно они должны поддерживать свое дите, сколько бы лет ему не было, вселять в него уверенность, что он нужен, любим, что он самый-самый лучший для своих родителей. Такое отношение обладает целительным эффектом, окрыляет ребенка, помогает ему преодолеть душевных недуг.
Вероятность повторных эпизодов депрессии, единожды возникшей у подростка, довольно велика:
У 20-40% детей со временем развивается . При этом в большинстве случаев удается установить отягощенную наследственность (наличие психического недуга у кого-то из родственников).
Дети и подростки, у которых возникло депрессивное расстройство, нуждаются в повышенном внимании, заботе со стороны близких людей. Возможно, депрессивный эпизод в их жизни развился лишь один раз, однако не нужно испытывать их психику, подвергать чрезмерной нагрузке.
Согласно последним веяниям в области лечения депрессии у детей и подростков в Великобритании отдают предпочтение именно психотерапии, как индивидуальной, так и групповой.
Если спустя 4-6 недель от начала подобного лечения не получают эффекта, а также при тяжелой депрессии, при наличии сопутствующих отягощающих факторов риска (например, психического заболевания у родителей, наличия навязчивых суицидальных мыслей), тогда переходят к медикаментозному лечению (или начинают с него). При этом сеансы психотерапии продолжаются.
Для лечения подростковой депрессии (в возрасте 12-18 лет) отдают предпочтение такому антидепрессанту как флуоксетин. У детей в возрасте 5-11 лет этот препарат назначают с осторожностью. В любом случае именно флуоксетин является тем препаратом, с которого рекомендуют начинать лечение депрессивных расстройств у детей и подростков.
Если лечение данным препаратом не эффективно либо плохо переносится, тогда могут назначаться такие антидепрессанты как циталопрам или сертралин. Врачи Великобритании придерживаются такой точки зрения, что пароксетин, венлафаксин, а также трициклические антидепрессанты, ввиду высокого риска развития побочных эффектов на фоне их применения, не должны назначаться для лечения депрессии у детей и подростков.
Преодолеть первый депрессивный эпизод очень сложно. Однако вполне возможным является предупреждение и снижение интенсивности следующих депрессивных приступов. Поэтому родители должны научится вовремя распознавать первые приступы депрессии у ребенка, чтобы не упустить возможность диагностировать и лечить болезнь на начальной стадии.
Очень важным является систематический и длительный прием назначенных врачом лекарственных препаратов, даже после улучшения состояния. Также необходимо регулярно посещать сеансы психотерапии, избегая пропусков. Родители должны следить за тем, чтобы ребенок придерживался диетического питания, занимался физической активностью, избегал употребления спиртных напитков.
Необходимо не забывать про возможный риск , поэтому отвечать за «выдачу» лекарственных препаратов в семье должен кто-то один, во избежание путаницы. В этом вопросе не стоит полагаться на ребенка. Еще раз повторюсь: отменять препарат может только врач, нельзя самостоятельно прекращать лечение, считая, что ваш ребенок уже вылечился от депрессии, ведь может наступить рецидив болезни.
В семейном кругу ваше чадо должно ощущать любовь, поддержку и защиту. И это будет наилучшей профилактикой депрессии для любого ребенка и подростка, которую могут предоставить ему самые близкие люди.
Последнее время Вера стала крайне непредсказуемой. Мало того, что она ходила зимой в короткой юбке и колготках (красота же требует жертв), так перед экзаменами совсем превратилась в нервную и вечно раздраженную особу - грубила учителям, ссорилась со сверстниками, а когда поняла, что не сдаст физику , предприняла попытку суицида. Помешали друзья…
Известно, что физическое и психическое состояние подростков развивается особо интенсивно: меняется тело, обостряются эмоции , возникает желание доказать всем свою правоту, а под влиянием стресса поведение подростков становится крайне непредсказуемым.
По данным ученых, девочки-подростки в 3 раза чаще страдают депрессией, чем мальчики. Считается, что это связано с более развитой эмоциональностью..
Важными критериями являются длительность проявления и тяжесть. Под длительностью понимают затяжное изменение настроения и поведения, длящееся несколько недель, месяцев, а то и лет. Под тяжестью понимают изменение качества жизни ребенка.
Например, девочка не только отказывается дружить с одним-двумя сверстниками, но и перестает общаться со всеми, не хочет/боится выходить из дома, мечтает уехать подальше ото всех.
Второй пример, когда девочка не просто перестает есть после шести , а фактически отказывается от еды, вызывает рвоту, если съела лишнего. Тоннами закупает журналы с дистрофичными моделями, часами рассматривает их фотографии, постоянно просит купить новую одежду, чтоб стать похожей на них. Устраивает истерики, если требования не выполняются.
Родителям важно распознать отклонение поведения от нормы и вовремя принять меры.
Итак, если ваша дочь:
стоит предпринимать меры - это подростковая депрессия.
Как-то дети писали сочинение на тему «Твой лучший друг». Одна ученица, подойдя ко мне, шепнула «Мой лучший друг - мама» и заплакала от своей откровенности. Я уверена, любая мама была бы счастлива, услышав подобное.
Если ваша дочь не может сказать вам этого, если вы заметили у нее признаки депрессии, легко и самой впасть в депрессию под лозунгом «Я - плохая мать». Наслушавшись учителей, начитавшись книг, наблюдая за дочерью, у матери возникает предательское чувство вины, еще более ухудшающее положение. Как же самой не впасть в эту депрессию?
Чем вызвана депрессия у девочек-подростков?
1. Требуется осознать, что ваш ребенок - живой человек. Он может испытывать как положительные чувства, так и отрицательные. Это нормально. Если мать стремится разными способами избежать у дочери проявления этих чувств или того хуже, закрывает на это глаза - она их не принимает.
Что делать? Иногда так хочется ответить дочери: «Это все мелочи, пройдет» или «Все несерьезно, повзрослей сначала». Более выигрышным будет вариант, если вы скажете: «Я вижу, что тебе грустно/плохо/ты не хочешь никого видеть. Если захочешь поговорить, я всегда рядом».
2. Также требуется осознать, что ваш ребенок не может быть идеальным. Как бы ни хотелось его таким воспитать. На самом деле, попытка «слепить идеального ребенка» есть не что иное, как попытка реализовать саму себя такой, какой у вас когда-то не получилось стать.
Что делать? Во-первых, не стоит сравнивать вашу дочь с другими детьми по типу: «У тебя депрессия, а вот у других ее нет, другие девочки такие жизнерадостные и общительные». Ваша дочь и другие дети находятся совершенно в разных средах и реагируют на них так, как того требует их природа. Если человеку плохо, он защищается депрессией. И это тоже нормально.
Во-вторых, следует обособиться от мнения общества. Если кто-то хвалит своих детей и нападает на вас, значит, этот кто-то сам себе устроил психотерапию. У него проблемы и он решил возвыситься в собственных глазах, используя вас. Это его проблемы, но никак не ваши.
3. Нужна эмоциональная заинтересованность. «Я всегда на работе, когда заниматься дочерью?» - говорят многие мамы. Если вам кажется, что вы мало уделяли/уделяете ребенку внимания, задумайтесь, а нужно ли вашей взрослой дочери ваше максимальное присутствие рядом? Скорее всего, нет. Во-первых, это невозможно, во-вторых, быстро надоест.
Что делать? На самом деле, вашему ребенку нужно не столько ваше присутствие, сколько эмоциональная заинтересованность в вас. Не сколько интеллектуальные знания, сколько личностное общение - совместные дела, игры, спорт, дуракаваляние, разговоры по душам , кидание подушками и прочие приятные мелочи.
В чем-то я, может, утрирую, но смысл понятен. Стать для своего ребенка лучшим другом - величайшее достижение, которое возможно. Как это сделать, описано ниже.
1. Организуйте дочери крепкий здоровый сон , сделайте так, чтобы она чаще гуляла на свежем воздухе, желательно в солнечную погоду. Солнце стимулирует выработку гормона счастья - серотонина, который отвечает за хороший сон, настроение и аппетит.
2. Включите в распорядок дня девочки физические нагрузки - работу по дому, восточные или современные танцы, занятия спортом, совместные подвижные игры, выезды на природу, на пляж. С помощью активных физических нагрузок вырабатывается эндорфин - гормон радости, который помогает освободить голову от ненужных мыслей и настраивает на положительный лад.
3. Организуйте правильное питание . Известно, что бананы, цитрусовые и шоколад (в умеренном количестве) являются наилучшими антидепрессантами. Бананы богаты серотонином, шоколад - фенилэтиламином (улучшает настроение , повышает концентрацию внимания), вкус и запах цитрусовых заряжает энергией, бодрит, помогает сконцентрироваться.
4. Будьте для ребенка самым лучшим другом. Исключите одиночество девочки. Не давайте ей поводов думать, что она одна на белом свете, никому не нужна, неинтересна. Общайтесь с ребенком на интересные ей темы, рассказывайте случаи из своей жизни, сейчас или потом они обязательно ей пригодятся.
Если она сопротивляется (возможно, вы раньше мало общались), закрывает дверь, протестует, скажите, что хотите поговорить о себе. Не скрывайте от дочери свои проблемы, делитесь с ней, вместе обсуждайте. Ребенок должен чувствовать себя нужным и незаменимым. Приучите дочь общаться с вами - выслушивая вас, она научится в ответ делиться с вами сокровенным, увидит в вас человека, которому можно доверять.
Ольга ВОСТОЧНАЯ,
психолог