§2.Идеализм субъективный и объективный.

Идеализм (фр. idealisme , через лат. idealis от др.-греч. ???? -- идея) -- термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи. Идеализм утверждает первичность идеального духовного по отношению к материальному. Термин «идеализм» появился в XVIII веке. Впервые его употребил Лейбниц, говоря о философии Платона.

Идеализм неоднороден. Прежде всего, следует различать две главные его разновидности: объективный идеализм и субъективный идеализм .

Объективный идеализм -- совокупное определение философских школ, подразумевающих существование независящей от воли и разума субъекта реальности внематериальной модальности.

Объективный идеализм отрицает существование мира в виде совокупности результатов познавательной деятельности органов чувств и суждений a priori. При этом признает их существование, но дополняет к ним еще и объективно обусловленный элемент человеческого бытия. Объективный идеализм провозглашает независимость идеи, Бога, духа - вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Ф.Аквинский, Гегель). В качестве первоосновы мира в объективном идеализме обычно рассматривается всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т. п.).

Как правило, объективный идеализм лежит в основе многих религиозных учений (авраамические религии, Буддизм), философии античных философов (Пифагор, Платон).

Согласно концепции объективного идеализма:

* реально существует только идея;

* идея первична;

* вся окружающая действительность делится на "мир идей" и "мир вещей";

* "мир идей" (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.);

* "мир вещей" -- материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением "мира идей";

* каждая единичная вещь -- воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь -- воплощение общей идеи лошади, дом - идеи дома, корабль - идеи корабля и т. д.);

* большую роль в преобразовании "чистой идеи" в конкретную вещь играет Бог-Творец;

* отдельные идеи ("мир идей") объективно существуют независимо от нашего сознания.

Субъективный идеализм -- группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира. Субъективный идеализм характеризуется тем, что утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли). Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм (от лат. solus - один, единственный и ipse - сам). Согласно последнему, с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного Я и моих ощущений, а всё остальное объявляется существующим лишь в его сознании.

Родоначальником субъективного идеализма в западной философии является Джордж Беркли. Другими представителями классической формы субъективного идеализма являются Фихте, Юм, схожие идеи также развивал Кант. Среди философских течений XX века к субъективному идеализму иногда относят различные школы позитивизма (махизм, операционализм, логический эмпиризм, лингвистическую философию и т. п.), прагматизм, философию жизни (Ницше, Шпенглер, Бергсон) и выросший из нее экзистенциализм (Сартр, Хайдеггер, Ясперс и др.).

В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты считали, что:

* все существует только в сознании познающего субъекта (человека);

* идеи существуют в разуме человека;

* образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;

* вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

В рамках названных форм идеализма существуют различные его разновидности. Отметим, в частности, рационализм и иррационализм. Согласно идеалистическому рационализму, основу всего сущего и его познания составляет разум. Одним из важнейших его направлений является панлогизм (от греч. pan - все и logos - разум), по которому все действительное есть воплощение разума, а законы бытия определяются законами логики (Гегель). Точка зрения иррационализма (от лат. irrationalis - неразумный, бессознательный) состоит в отрицании возможности разумного и логического познания действительности. Основным видом познания здесь признается инстинкт, вера, откровение и т. д., а само бытие рассматривается как иррациональное (С.Кьеркегор, А.Бергсон, М.Хайдеггер и др.).

Слабая черта идеализма -- отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия "чистых идей" и превращения "чистой идеи" в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).

Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы.

Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии -- материализмом и идеализмом -- существуют промежуточные (компромиссные) течения -- дуализм, деизм.

Проблема определения основного вопроса философии

Уже давно было подмечено, что философская мысль тесно связана с тем или иным соотнесением духа и природы, мысли и действительности. И в самом деле, внимание философов постоянно приковано к многообразным отношениям человека как существа, наделенного сознанием, к объективному, реальному миру, связано с уяснением принципов практических, познавательно-теоретических, художественных и других способов освоения мира. В зависимости от того, как философы понимали данное соотношение, что принимали за исходное, определяющее, сложились два противоположных направления мысли. Объяснение мира, исходя из духа, сознания, идей, получило название идеализма. В ряде моментов он перекликается с религией. Философы же, бравшие за основу природу, материю, объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания, примыкали к различным школам материализма, во многом родственного по своим установкам науке, жизненной практике, здравому смыслу. Существование этих противоположных направлений - факт истории философской мысли

Французский философ XX столетия Альбер Камю считает самой животрепещущей проблему смысла человеческой жизни. "Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема-проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенно"

В свое время И. Кант сформулировал три вопроса, имеющие, по его убеждению, принципиальное значение для философии в самом высоком "всемирно-гражданском" ее смысле: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?

Эти три вопроса как раз и отражают три указанных типа отношений человека к миру.

Материализм и идеализм в истории философии



МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis - вещественный) - научное направление в философии, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление, психическое, субъективное. Материализм признает существование единственной субстанции - материи; все сущности образованы материей, а явления (в том числе сознание) - являются процессами взаимодействия материальных сущностей.

Идеализм - (фр. idéalisme, через лат. idealis от др.-греч. ἰδέα - идея) - термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи (см. основной вопрос философии). Во многих историко-философских трудах проводится дихотомия, считающая противопоставление идеализма материализму сущностью философии.

Идеализм утверждает первичность идеального духовного по отношению к материальному. Термин «идеализм» появился в XVIII веке. Впервые его употребил Лейбниц, говоря о философии Платона. Выделяется две основные ветви идеализма: объективный идеализм и субъективный идеализм.

История материализма

Развитие материализма прослеживается в истории мировой философской мысли от её возникновения и до сегодняшнего дня. Материалистические идеи нашли отражение и в истории восточной философии (Китай, Корея, Япония, Индия).

В античности еще Фалес Милетский считал, что все возникает из воды и в неё превращается. Видимо, этого же положения придерживался и Гиппон. Анаксимен, Идей Гимерийский и Диоген Аполлонийский полагали, что все возникает из воздуха. Гераклит и Гиппас из Метапонта считали, что все возникает из огня. По мнению, Энопида Хиосского, младшего современника Анаксагора, все возникает из огня и воздуха. Наиболее последовательно проводили материалистическую линию Левкипп, Демокрит, Эпикур и Лукреций Кар. Для античного материализма, особенно для Эпикура, характерен упор на личное самосовершенствование человека: освобождение его от страха перед богами, от всех страстей и приобретение способности быть счастливым в любых обстоятельствах. По мнению некоторых исследователей глубокие исторические корни имеет материалистическая традиция в Китае. Видным представителем этой традиции считается философ Ван Чун. О существовании материалистической традиции в Японии свидетельствует и материал по истории японской философской мысли. В современном смысле материализм зарождается начиная с работ Томаса Гоббса. Бурного расцвета материализм достигает в эпоху французского Просвещения (Ж. Ламетри, П. Гольбах, Д. Дидро), но он в этот период остаётся механистическим и редукционистским (то есть склонён отрицать специфику сложного, сводя его к простому). Английскую материалистическую мысль в это время представляют такие мыслители как Джон Толанд, Антони Коллинз, Давид Гартли и Джозеф Пристли. Определяющее влияние на европейскую философию материализм приобретает в XIX веке (К. Маркс, Ф. Энгельс, Л. А. Фейербах, Д. Ф. Штраус, Я. Молешотт, К. Фогт, Л. Бюхнер, Э. Геккель, Е. Дюринг).

Соединение гегелевской диалектики и материализма началось почти одновременно в России (А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и другие) и в Западной Европе (Маркс, Энгельс). Диалектический материализм Маркса и Энгельса, в отличие от всех остальных видов материализма, не сводит материю только к веществу. Материя охватывает и физические поля, и происходящие процессы. С учётом накопленных естествознанием знаний, Ленин дал новое определение: материя - это «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин В. И. Полное собрание сочинений, том 18, стр. 131).

Истоки идеализма

Исторические корни идеализма – присущий мышлению первобытных людей антропоморфизм, очеловечивание и одушевление всего окружающего мира, рассмотрение природных сил по образу и подобию человеческих поступков, обусловленных сознанием и волей. В этом идеализм, особенно объективный, тесно связан с религией.

Субъективный и объективный идеализм

субъективный идеализм , понимающий бытие не как существующую вне человеческого сознания объективную реальность, а лишь как продукт активности человеческого духа, субъекта.

Субъекти́вный идеали́зм - группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира. Радикальной формой субъективного идеализма является солипсизм, в котором реальным признается только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в его сознании.

объективный идеализм , рассматривающий сознание как внеприродное, сверхчеловеческое, объективное духовное первоначало, создающее весь мир, природу и человека, и

Объективный идеализм - совокупное определение философских школ, подразумевающих существование независящей от воли и разума субъекта реальности

Объективный идеализм отрицает существование мира в виде совокупности результатов познавательной деятельности органов чувств и суждений a priori. При этом признает их существование, но дополняет к ним еще и объективно обусловленный элемент человеческого бытия. В качестве первоосновы мира в объективном индивидуализме обычно рассматривается всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т. п.).

Как правило, объективный идеализм лежит в основе многих религиозных учений (Иудаизм, Христианство, Буддизм), философии античных философов (Пифагор, Платон).

Основной вопрос философии

Что первично? (онтология)

Материализм

Идеализм

Объективный

Идеализм (объективный, субъективный (Беркли)

Познаваем ли мир? (Гносеология)

Да (Гносеологизм, Скептицизм)

Нет (Агностицизм)

Сомнения

Гносеология – поиск истины.

Материальное – существует обьективно, не зависит от нашего сознания.

Идеальное – зависит от нашего сознания

Бытие может быть материальным или идеальным.

Объективный и субъективный идеализм. Идеалистические системы в истории философии.

Идеализм – противоположное материализму направление в философии, утверждающее первичность духовного, идеального начала над материей, природой, веществом. Все идеалисты едины в том, что материальное не обладает самостоятельным, независимым от идеального первоначала бытием. Материя рассматривается как инобытие первичного духовного начала. Идеалисты полагают, что материя возникает лишь как отражение идеального начала или как результат его деятельности. Однако, когда встаёт вопрос о природе этого первичного идеального начала, среди идеалистов начинаются разногласия, разделившие идеализм на два направления: объективный идеализм и субъективный идеализм.

Объективным идеализмом считается учение, утверждающее, что мир является результатом деятельности существующего объективно (независимо от человеческого сознания) идеального первоначала. Для обозначения этого первоначала могут использоваться такие термины как «космический разум», «мировой дух», «абсолютная идея» и др. Мир возникает на одном из этапов развития этого идеального первоначала. Следует заметить, что объективный идеализм по своим исходным установкам близок к религиозному мировоззрению, где таким началом, создавшим всю реальность, признаётся Бог, которому не свойственна материальность. Условно объективно-идеалистические учения могут быть разделены на религиозные и нерелигиозные, но даже в нерелигиозных учениях объективного идеализма (Г. Гегель) сохраняется в скрытой форме связь с религиозным мировоззрением. Наиболее значительными представителями идеализма в истории философии были Платон, Аврелий Августин, Фома Аквинский, Г. Гегель, В. С. Соловьёв.

Субъективные идеалисты считают, что идеальным первоначалом, которому всё существующее обязано своим бытием, является сознание каждого человека (субъекта). Это приводит к отрицанию объективного характера всей реальности. Все объекты реальности существуют лишь в нашем сознании и творятся им, - полагают субъективные идеалисты. Последовательной формой субъективного идеализма является солипсизм (лат. solus ipse – только сам), утверждающий единственность существования воспринимающего субъекта. Всё остальное объявляется результатом деятельности, активности человеческого сознания. Ближе всего к солипсизму подходит философия Д. Беркли. В большинстве случаев в философии встречаются и получают распространение умеренные формы субъективного идеализма, не отрицающие напрямую существование внешней реальности. Субъективный идеализм основывается на действительной трудности достоверного доказательства независимых от чувственного восприятия субъекта объектов реальности. И. Кант называл это «скандалом в философии». Однако последовательный субъективный идеализм невозможно провести на практике, и в этом заключается доказательство его несостоятельности. Ведущими представителями субъективного идеализма были древнегреческие софисты и скептики (Протагор, Пиррон, Секст Эмпирик), Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант, И. Фихте. В постклассической философии элементы субъективного идеализма широко распространены в позитивизме, прагматизме, экзистенциализме и других направлениях современной философии.

1] Необходимо чётко уяснить значение терминов «объективный» и «субъективный». Объективным мы называем существующее независимо от сознания человека; субъективное – зависящее от сознания человека, определяемое сознанием субъекта.

Представители разных школ объективного идеализма указывали на различные причины возникновения и развития действительности. Религиозные философы ставили в центр мира Бога или божественное начало. Другие мыслители назвали первопричиной всего мировую волю. Немецкий философ Гегель, наиболее последовательно и полно разработавший свою теорию идеализма, считал, что первооснова действительности – абсолютный дух.

Начало объективному идеализму было положено греческими философами Пифагором и Платоном. Они и их прямые последователи не отрицали существования материального мира, но полагали, что он подчиняется принципам и законам мира идеального. Материальная, предметная действительность объявлялась отражением процессов, которые происходили во всеобъемлющем царстве идеального. Все многообразие вещей порождено идеальным началом, считал Платон. Предметы и телесные формы преходящи, они возникают и гибнут. Неизменной остается только идея, вечная и неизменная.

Представлен объективный идеализм и в религиозно-философских воззрениях древних индийцев. Восточные философы считали материю лишь покрывалом, под которым спрятано божественное первоначало. Эти взгляды в яркой и образной форме нашли отражение в религиозных книгах индийцев, в частности в «Упанишадах».

Дальнейшее развитие объективного идеализма

Значительно позже концепции объективного идеализма разрабатывали европейские философы Лейбниц, Шеллинг и Гегель. В частности, Шеллинг в своих работах уже опирался на данные естественных наук, рассматривая происходящие в мире процессы в динамике. Но, будучи приверженцем объективного идеализма, философ стремился одухотворять всю материю.

Великий немецкий философ Гегель внес наиболее весомый вклад не только в развитие идеализма, но и в становление диалектического метода. Гегель признавал, что абсолютный дух, который философ поставил на место Бога, первичен по отношению . Материи мыслитель второстепенную роль, подчиняя ее идеальным формам бытия.

Наиболее ярко позиция объективного идеализма отразилась в трудах Гегеля «Философия природы» и «Наука логики». Абсолютный дух мыслитель наделяет всеми атрибутами божественного начала, придавая ему также свойство бесконечного развития. Описывая законы развития духа, Гегель опирался на понятие противоречия, которое в его концепции принимало вид движущей силы развития идеального первоначала.

Философия дает богатую почву для размышлений. Так или иначе мы все философы. Ведь каждый из нас хотя бы раз размышлял о смысле жизни и о других вопросах бытия. Эта наука является эффективным инструментарием мыслительной деятельности. Как известно, любого рода деятельность человека связана напрямую с активностью мысли и духа. Вся история философии - это своего рода противостояние идеалистических взглядов и материалистических. Разные философы по-разному смотрят на соотношения сознания и бытия. В статье рассмотрен идеализм и его проявления в субъективном и объективном смысле.

Общие понятия об идеализме

Делая акцент на активной творческой роли в мире исключительно духовного начала, идеализм не отрицает материальное, но говорит о нем, как о низшей ступени бытия, вторичном начале без творческой составляющей. Теория этой философии подводит человека к мысли о способности к саморазвитию.

В философии идеализма сформированы направления: объективный и субъективный идеализм, рационализм и иррационализм.

Идеализм - это философская теория, отводящая активную роль идеальному началу, наделенному творческой составляющей. Материальное ставится в зависимость от идеального. Идеализм и материализм не имеют однородных конкретных проявлений.

Такие направления, как объективный и субъективный идеализм, тоже имеют свои проявления, которые тоже можно выделить в отдельные направления. К примеру, крайняя форма в субъективном идеализме - это солипсизм, согласно которому достоверно можно говорить только о существовании личного «Я» и собственных ощущений.

Реализм и иррационализм

Идеалистический рационализм говорит о том, что основа всего сущего и познания - это разум. Его ответвление - панлогизм, утверждает, что все действительное воплощено разумом, а законы бытия подчинены законам логики.

Иррационализм, что значит бессознательный, заключается в отрицании логики и разума, как инструмента познания действительности. Эта философская теория утверждает, что основной способ познания - инстинкт, откровение, вера и подобные проявления человеческого бытия. Само же бытие тоже рассматривается с точки зрения иррациональности.

Две основные формы идеализма: их суть и чем различаются

Объективный и субъективный идеализм имеют общие черты в представлении о начале всего бытия. Однако между собой они значительно различаются.

Субъективный - это значит принадлежащий человеку (субъекту) и зависимый его сознания.

Объективный - указывает на независимость какого-либо явления от человеческого сознания и самого человека.

В отличие от буржуазной философии, которая насчитывает множество отдельных форм идеализма, социалистический марксизм-ленинизм делил его всего на две группы: субъективный и объективный идеализм. Отличия между ними в его трактовке следующие:

  • объективный принимает за основу действительности всеобщий дух (личностный или безличный), как некое сверхиндивидуальное сознание;
  • субъективный идеализм сводит знания о мире и бытие к индивидуальному сознанию.

Стоит сделать акцент на том, что различие между этими формами идеализма не абсолютное.

В классовом обществе идеализм стал наукообразным продолжением мифологических, религиозных и фантастических представлений. По мнению материалистов, идеализм абсолютно тормозит развитие человеческого познания и научный прогресс. Одновременно с этим, некоторые представители идеалистической философии, задумываются над новыми гносеологическими вопросами и исследуют формы процесса познания, чем серьезно стимулируют возникновение целого ряда важных проблем философии.

Как развивался объективный и субъективный идеализм в философии?

Идеализм формировался как на протяжении многих веков. Его история сложная и многогранная. На разных этапах он выражался в различных видах и формах эволюции общественного сознания. На него оказывал влияние характер сменяющихся формаций социума, научные открытия.

Уже в Древней Греции идеализм был обличен в основные формы. И объективный, и субъективный идеализм постепенно обретали своих сторонников. Классическая форма объективного идеализма - это Платоновская философия, особенностью которой является тесная связь с религией и мифологией. Платон считал, что они неизменные и вечные, в отличие от материальных предметов, которые подвержены изменениям и разрушению.

В эпоху античного кризиса эта связь усиливается. Начинает развиваться неоплатонизм, в который гармонично вплелись мифология и мистицизм.

В эпоху Средневековья особенности объективного идеализма становятся еще более выраженными. В это время философия полностью подчинена теологии. Фома Аквинский сыграл большую роль в перестройке объективного идеализма. Он опирался на искаженный аристотелизм. После Фомы основным понятием объективно-идеалистической схоластической философии стала нематериальная форма, трактуемая целевым началом воли Бога, мудро распланировавшего конечный в пространстве и времени мир.

В чем выражается материализм?

Идеализм субъективный и объективный - это полная противоположность материализма, который утверждает:

  • материальный мир независим от чьего-либо сознания и существует объективно;
  • сознание вторично, материя первична, следовательно, сознание - это свойство материи;
  • объективная реальность - это предмет познания.

Родоначальником материализма в философии считается Демокрит. Суть его учения заключается в том, что основа любой материи - это атом (материальная частичка).

Ощущения и вопрос бытия

Любое учение, в том числе и объективный, и субъективный идеализм в философии, является следствием рассуждений и поиска смысла человеческой жизни.

Безусловно, каждая новая форма философских знаний возникает после попытки решения какого-либо жизненного вопроса человеческого бытия и познания. Только через свои ощущения мы получаем информацию об окружающем нас мире. Сформированный образ зависит от устройства наших органов чувств. Возможно, что при ином их устроении внешний мир тоже предстал бы перед нами другим.