В каком веке изобрели первый печатный станок. История изобретения

25.09.2019 Диспепсия

В Европе книгопечатание с наборных литер изобрёл . Это означало, что буквы, цифры и знаки препинания отливались из металла, их можно было неоднократно использовать. И хотя подобная система была известна китайцам ещё примерно в 1400 году до н.э., она не прижилась там из-за наличия нескольких сотен письменных знаков. И метод был забыт. Примерно в 1450 году Иоганн Гуттенберг стал печатать в Германии тексты новым способом. Сначала это были календари или словари, а в 1452 году он напечатал первую Библию . Позднее она стала известна во всём мире как Библия Гуттенберга .

Как работал первый печатный станок?
Отдельные печатные знаки, литеры, крепились в твёрдом металле в зеркальном отображении. Наборщик складывал их в слова и предложения до тех пор, пока не была готова страница. На эти символы наносили печатную краску. При помощи рычага страница сильно прижималась к подложенной под неё бумаге. На отпечатанной странице буквы оказывались в правильном порядке. После печати литеры в определенном порядке складывались и хранились в наборной кассе. Таким образом, наборщик мог быстро их снова отыскать. Сегодня книга обычно проектируется на компьютере: текст набирают и непосредственно с компьютера отправляют на печать.

Почему изобретение книгопечатания было очень важным?
Благодаря новым способом печати стало возможно за короткое время отпечатать много текстов, поэтому неожиданно у многих людей появился доступ к книгам. Они смогли учиться читать и духовно развиваться. Главы церкви больше не определяли, кто мог получить доступ к знаниям. Мнения распространялись при помощи книг, газет или листовок. И обсуждались. Эта свобода мысли была для тех времён совершенно новой. Многие правители боялись её и приказывали сжигать книги. Да и сегодня подобное происходит у некоторых диктаторов: они арестовывают писателей и журналистов и запрещают их книги.

Все книги, напечатанные до 1 января 1501 года, называют ИНКУНАБУЛАМИ . Слово это переводиться, как «колыбель», то есть младенческий возраст книгопечатания.

Инкунабул до нашего времени сохранилось немного. Их сберегают в музеях и крупнейших библиотеках мира. Инкунабулы красивы, их шрифты изящны и четки, текст и иллюстрации размещены на страницах очень гармонично.

На их примере видно, что книга - это произведение искусства.

Одно из крупнейших собраний инкунабул в мире, около 6 тысяч книг, хранится в Российской Национальной библиотеке в городе Санкт - Петербурге. Коллекция находится в специальном помещении, так называемом «кабинете Фауста», воссоздающем обстановку западноевропейской монастырской библиотеки 15 века.

Знаешь ли ты, что…
В древне Руси писали на бересте? Так называется наружная часть коры берёзы, состоящая из тонких полупрозрачных слоёв, легко отделяемых друг от друга.
Первая пишущая машинка была сделана в США в 1867 году?
Число книг, издаваемых во всём мире, год от года растёт? Правда, это касается только развитых стран.

Проверь себя.

1. В Германии в городе Страсбурге на центральной площади стоит памятник Иоганну Гутенбергу. За какие заслуги благодарные потомки увековечили память этого немецкого мастера?
2. Почему печатные книги 15 века называются инкунабулами?
3. Какие новые элементы появились в печатных книгах 15 века?
4. Объясни значение следующих понятий с помощью справочных изданий.
Тебе поможет Большой Энциклопедический словарь (любое издание)
литера
наборная печать (набор)
шрифт
типография
гравюра
красная строка

Посмотреть мультфильм об Иоганне Гуттенберге :
http://video.mail.ru/mail/glazunova-l/4260/4336.html

Иоганн Гутенберг – одна из наиболее известных личностей в истории. По состоянию на середину 20-го века количество работ по тематике «гутенберговедение» превышало несколько тысяч наименований, после этого появились еще тысячи.

Гутенберг не был изобретателем книгопечатания. Он был новатор, создатель уникального станка с подвижными литерами. В этом качестве он вошел в историю.

Книгопечатание до Гутенберга

Известно, что печать книг изобреталась минимум дважды. В первом тысячелетии его изобрели древние китайцы. По европейским источникам это произошло в 6 веке, по китайским – в десятом. Достоверно известно, что первый печатный текст, точно датированный по времени – это Алмазная сутра, и появилась она в 868 году.

Штучная печать, с помощью которой можно было воспроизвести различные рисунки или тексты, использовалась в Китае в эпоху Хань. В 10 веке печать происходила преимущественно на бумаге. В те годы было напечатано несколько тысяч сутр, выходили сочинения Конфуция и его учеников. Опытный печатник за рабочий день создавал около 2000 двойных страниц.

Второй раз книгопечатание появилось несколько веков спустя в Европе. Здесь также использовался метод ксилографии – получение оттиснутых изображений с деревянных досок. Этот метод известен в Европе с начала 14-го века.

Биография Гутенберга

Несмотря на обилие современных работ, достаточно полной и связной биографии книгопечатника не существует. При жизни он не был известен настолько, чтобы быть занесенным в официальные источники. Неизвестна даже дата рождения – называют разные даты между 1395 и 1400 годом.

По профессии Гутенберг был ювелиром. Он шлифовал полудрагоценные камни, изготавливал зеркала, обучал молодых ювелиров. Чтобы обучать начинающих, он сам должен был получить звание мастера и доказать профессиональные умения, но где учился он сам – неизвестно.

Параллельно с основной деятельностью он экспериментировал в области книгопечатания. Очевидцы утверждали, что некий прообраз печатного пресса стоял в его мастерской уже в 1438-39 годах.

Печатный станок Гутенберга

Большинство исследователей сходится во мнении, что первый печатный станок Гутенберг разработал к 1440 году. Суть изобретения состояла в следующем: он сделал специальные выпуклые металлические буквы. Буквы были «подвижными», что сделало Гутенберга создателем первого европейского наборного шрифта. Они были сделаны в зеркальном виде таким образом, что на бумаге оставался текст в обычном формате.

Печатный станок Гутенберга – это достаточно крупное сооружение, которое с помощью специальных брусьев крепилось к потолку и полу. Основная часть станка – тяжелый пресс с рычагом. Под ним располагался идеально плоский стол, талер, который при необходимости можно было выдвигать из-под пресса.

Многие исследователи считают, что основой для изобретения печатного станка Гутенберга послужил обычный винный пресс, имевший аналогичный механизм.

Литеры для станка делались следующим образом:

  1. На одном из концов металлического прута заданного диаметра гравировалась буква в перевернутом формате.
  2. Прут опускался в размягченную медь, в меди оставался отпечаток буквы.
  3. Этот отпечаток служил в качестве матрицы для шрифта, отливаемого из свинца.

Для оптимизации работы изобретатель создал специальный инструмент, облегчающий литье букв. Этот инструмент представляет собой специальный желоб. С одной стороны в желоб вставляется матрица, с другой стороны заливается расплавленный свинец. После этого желоб открывается, из него извлекается готовая литера. При таком способе изготовления, одна матрица использовалась для создания любого количества литер.

  1. Далее наборщик составляет из отдельных букв макет страницы.
  2. Литеры в нужной последовательности вставлялись в специальную форму, образуя строки.
  3. Результатом являлось зеркальное отображение страницы.
  4. После этого форма смазывалась специальной типографской краской и начиналась печать.
  5. При помощи пресса текст переносился с печатной формы на бумагу либо подобный материал.
  6. На стол ставился набор страниц. Количество печатаемых одновременно страниц зависело от размера каждой, максимум можно было разложить 32 листа.

Видео об изобретении печатного станка Гутенберга

Для организации собственной типографии у Гутенберга не было денег, потому он заключил партнерство с ростовщиком из Майнца, Иоганном Фустом. Фуст дал деньги на открытие типографии и обязался по договору ежегодно выплачивать определенную сумму на текущие расходы. Партнерство оказалось неудачным. Дополнительных сумм Фуст не выдавал, при этом, когда Гутенберг не выплатил процент по договору, обратился в суд и отсудил типографию. Это сделало Фуста одним из первых европейских книгопечатников и породило немецкую легенду о том, что изобретателем и первым печатником был именно он.

Изобретение печатного станка приписывалось еще нескольким первопечатникам из разных стран. Но, сопоставляя известные данные и свидетельства очевидцев, ученые пришли к выводу, что первым был именно Иоганн Гутенберг.

Библия Гутенберга

Одной из первых книг, выпущенных после изобретения печатного станка Гутенберга, является 42-строчный экземпляр Библии, названный в народе Библией Гутенберга.

При создании этой книги на первом печатном станке было сделано несколько сопутствующих доработок и изобретений:

  • Стандартная типографская краска, используемая в ксилографии, не могла использоваться в печати подвижными металлическими литерами. Гутенберг разработал собственный состав краски с добавлением частей серы, меди и свинца. Благодаря этому печать не потеряла своей четкости и блеска даже спустя полтысячелетия.
  • Межстрочный интервал. Изначально Библия Гутенберга имела 40 строк на каждой странице. Потом изобретателю пришлось экономить, и он довел количество строк до 42. Чтобы остаться в заданных рамках и не заходить за поля, пришлось уменьшить межстрочный интервал. В научных кругах книга носит название 42-строчной.
  • Двухцветная печать. Изначально изобретатель пропускал листы через пресс два раза. В первый раз стандартной черной типографской краской печатался основной текст книги, второй раз – красной краской допечатывалась рубрикация. Таким образом было создано несколько томов, после чего Гутенберг отказался от такой практики. В дальнейшем он оставлял свободное место для заголовков, буквиц, колонтитулов, после чего они заполнялись вручную.

Современные ученые подсчитали, что тираж этой книги составил порядка 180 экземпляров, из которых 45 – «элитные», отпечатанные на пергаменте. Остальные изданы на первоклассной итальянской бумаге.

В процессе работы над тиражом работники Гутенберга отлили около ста тысяч литер готическим шрифтом.

Дальнейшая работа со станком

Помимо 42-строчной Библии, которую несколько веков спустя прозвали Библией Мазарини, Иоганн Гутенберг на первом печатном станке напечатал несколько других книг. Среди них еще одна Библия, изданная в 36 строк, различные папские индульгенции и учебник по латинской грамматике.

Через несколько лет ростовщик Фуст отсудил печатный станок Гутенберга, фото которого выставлены в интернете. После этого печатник построил второй станок и издал еще несколько книг.

Значение изобретения Гутенберга

Изобретение печатного станка имело огромный резонанс в мире:

  • В течение нескольких десятилетий после того, как Гутенберг изобрел печатный станок, аналогичные приспособления появились и в других европейских странах. Уже к концу 15 века в одной Германии существовало более 50 типографий, где работало порядка двухсот профессиональных печатников, а во всей Европе было издано более 30 тысяч различных книг.
  • Ученые считают, что именно изобретение подвижных литер и печатного станка дали толчок эпохе Ренессанса: с развитием книгопечатания увеличилась и грамотность. В 16-м веке Мартин Лютер выпустил издание собственного перевода Библии в количестве полумиллиона экземпляров с расчетом на то, чтобы каждый смог прочесть книгу и сделать свои выводы.
  • Изобретение станка и дальнейшее развитие книгопечатания привело к появлению печатных памфлетов, листовок, ежедневных газет и, в конечном счете, к развитию современной прессы.

Видео о работе печатного станка Гутенберга

До 18 века печатный станок оставался практически неизменным. Постепенно тиражи книг увеличивались, их производство удешевлялось, и печатное слово стало доступно каждому желающему.

Как Вы считаете, какую роль в истории сыграл печатный станок Гутенберга? Поделитесь своим мнением в

Что такое для культурного человека жизнь без книги? Это риторический вопрос, ответ на который очевиден. Мы настолько привыкли, что нас окружает буквально море печатной продукции, что уже не задумываемся о том, что когда-то книга была не только источником мудрости и знаний, но ценилась на вес золота, так как процесс ее изготовления был невероятно трудоемким.

До определенного момента, в Европе, все книги (и, разумеется, свитки) были рукописными. В основном, они носили религиозный характер и стоили довольно дорого. Книги тогда были чем-то вроде драгоценности, которую могли себе позволить лишь очень обеспеченные люди. Но в 1440 г. Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок, благодаря которому книги получили гораздо более широкое распространение. Принцип работы этого станка был довольно прост: набирались строки из подвижных, вырезанных в обратном виде выпуклых букв, которые оттискивались на бумаге с помощью пресса.

Однако изобретение Гутенберга не было первым приспособлением для книгопечатания в истории человечества. Еще в эпоху раннего Средневековья (по одним сведениям – в 581 г., по другим – в промежутке между 936 и 993 гг.) в Китае пользовались такой технологией: на деревянных козлах вырезались выпуклые буквы, затем на них наносили жидкую краску, сверху накладывали лист бумаги и терли его специальной мягкой щеткой. Первой китайской напечатанной книгой считается Алмазная сутра, датированная 868 г. Описанный выше способ печати называется ксилография. Кстати, при раскопках древних городов, например, Вавилона, исследователи находили кирпичи с втиснутыми в них надписями. Подобный способ «печати» был известен и ассирийцам, и древним римлянам. Поверхность, на которой выполнялся оттиск, чаще всего была глиняной. Обычно, это были бытовые надписи. Например, когда гончар выполнял заказ, он ставил на посуде оттиск с именем заказчика.

Но вернемся в Европу. После того, как Гутенберг изобрел первый печатный станок, его изобретение, конечно, не могло долго держаться в тайне. Во второй половине пятнадцатого века по всей Германии стали возникать типографии: в 1460 г. – в Страсбурге, в 1461 г. – в Бамберге. С 1466 по 1471 гг. типографии открылись в Базеле, Аугсбурге, Нюрнберге, Лейпциге и Франкфурте-на-Майне. Позже, к концу пятнадцатого века, искусство книгопечатания распространилось по всей Европе. Позже всего книгопечатание появилось во Франции. Почему – у ученых нет точного ответа. Известно лишь, что в 1470 г. двое уважаемых профессоров Сорбонны, Иоганн Гейлин и Вильгельм Фише пригласили из Германии троих печатников.

Настоящий расцвет печатного искусства пришелся на восемнадцатый век. Этому способствовало развитие литературы и науки.

В девятнадцатом веке, благодаря техническому прогрессу, были сконструированы особые машины для отливки букв, а так же станки, позволяющие одновременно печатать на обеих сторонах листа. В 1810 г. Кениг изобрел паровой печатный станок, а чуть позже появились ротационные машины, позволяющие печатать по 12000 листов одновременно.

А что же Россия? Как известно, первой печатной книгой Московского государства был «Апостол», выпущенный Иваном Федоровым и его учеником Петром Мстиславцем. Дата ее выхода – 1564 г. Напечатан «Апостол» с невероятным изяществом, тщательным набором и идеально ровными линиями.

Вплоть до 1589 г., когда было учреждено патриаршество, книгопечатание в Московском государстве не было регулярным. Самые известные издания того времени — «Часовник», который использовался для обучения детей грамоте и «Псалтирь учебная». Однако впоследствии, в московской типографии стали периодически печататься различные книги. Конечно, все они были религиозного содержания.

При Петре I была основана типография в Санкт-Петербурге, где книги печатались гражданским шрифтом, заказанным императором в Амстердаме. Большое распространение получили не только религиозные книги, но книги светского характера, что во многом было связано с развитием литературы и общественной мысли.

К концу девятнадцатого века в нашей стране насчитывалось 1958 типографий, литографий, металлографий и т.д. Больше всего их было в Москве, Петербурге, Киеве, Одессе, Варшаве. Основывались технические школы для подготовки типографских мастеров и наборщиков. Если интересуетесь, можете подробнее почитать о том, какие виды и типы кожи использовались ранее и применяются сейчас при изготовлении переплетов, а также об истории его происхождения.

Сегодня, в век необычайного прогресса и развития всевозможных технологий, книга – по-прежнему лучший подарок, и это – неоспоримый факт. Многие люди собирают свои собственные, домашние библиотеки, которые являются предметом их гордости. Коллекционеры подбирают для своих библиотек редкие, уникальные издания, часто посещают букинистические магазины. Иногда подобные коллекции представляют собой огромную ценность.

Большой популярностью пользуются книги, выполненные в дорогих, необычных переплетах. Эти переплеты могут быть изготовлены из натуральной кожи, украшены драгоценными камнями или золотой нитью. Редчайший экземпляр – книга, переплет которой выполняется вручную. Издание с красивым, оригинальным переплетом – прекрасный подарок на любой праздник и замечательный экземпляр для домашней коллекции, который не только дополнит ее, но и украсит.

Первое книгопечатание возникло в Китае, в 9 веке. Печатанье производилось при помощи специальных гравюрных досок, на которые наносились чернила. К доске прижимался лист бумаги, буквы отпечатывались, образовывая, таким образом, печатный текст.

Изобретение книгопечатания

Дальнейшее развитие и усовершенствование книгопечатания происходило в Средневековой Европе. В конце 14 века европейские государства переживали рассвет торговли, производство становилось мануфактурным. Рукописные издания книг уже не могли удовлетворить всех потребностей общества.

Изобретение книгопечатания при помощи металлических наборных литер – заслуга известного немецкого ювелира Иоганна Гуттенберга. Именно он разработал идею первого печатного станка.

Поначалу Гуттенберг сохранял свою разработку в секрете, так как это могло вызвать негодование католической церкви. Но уже в 1446 году мир увидела первая печатная книга «Троянская хроника».

Первым русским книгопечатником был Иван Федоров. Именно он издал первую печатню книгу на территории Русского государства – «Апостол».

Первые печатные книги

Ранее книгопечатание было ориентировано на духовное просветление общества. Первые печатные книги носили преимущественно теологический и философский характер. В то время в обществе господствовала церковь, и первые книгоиздатели не хотели вызвать на себя гнет римского духовенства.

Так одной из первых книг Гуттенберга – «Донат» являлась пособием для студентов по изучению латинского языка, на котором осуществлялись богослужения в средневековых храмах. С началом Ренессанса в первых типографиях происходил книгопечатный бум: воспользовавшись духовным оживлением общества, книгоиздатели пытались напечатать все книги, которые были ранее созданы человеком.

Мир увидели печатные труды древнегреческих и древнеримских мыслителей – «География» Страбона, «История» Плиния, «Начало геометрии» Евклида. В 1493 году в Нюрнберге была напечатана «Книга хроник» знаменитого немецкого врача Г. Шеделя, которая побила рекорд по количеству изданных экземпляров – около 1000.

Влияние первых печатных книг на общество

Печатные книги произвели духовную революцию в обществе. До эпохи книгопечатания людям были недоступны многие литературные труды, ведь большинство книг в рукописном виде хранились в монастырях и церквях. С развитием и становлением книгопечатания, книги стали доступными практически каждому человеку.

Именно это стало решающим фактором наступления эпохи просвещения. Одной из первых печатных книг была Библия. Общество впервые ознакомилось с библейскими канонами не из проповедей священнослужителей, как это было ранее, а из оригинального текста.

Это спровоцировало возникновение новых взглядов на церковь и ее роль в жизни общественности. Именно в это время начали появляться первые протестантские течения, которые откололись от католичества из-за идеологических разногласий.

Большим культурным достижением явилось начало книгопечатания в России во время Ивана Грозного в XVI веке. Русским первопечатником был Иван Федоров: родился в 20-х годах XVI века, умер 6 декабря 1583 года во Львове.

Строительство первой государственной типографии в Москве закончилось в 1563 году, а 1 марта 1564 года здесь вышла первая книга «Апостол», техническое и художественное исполнение которой было превосходным. В дальнейшем типография напечатала еще несколько книг религиозного содержания, затем деятельность ее прерывается. Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец, преследуемые церковными и светскими реакционерами, были вынуждены покинуть Родину и поселиться за ее пределами, став зачинателями книгопечатания в Литве, в Белоруссии и на Украине.

Послесловие "Апостола", напечатанного Иваном Федоровым во Львове. 1574. Первая неудача не остановила Ивана Грозного, и он завел новую типографию в Александровской слободе. Но печатание развивалось сравнительно медленно.

Наряду с Иваном Федоровым в числе первых русских печатников следует назвать и Марушу Нефедьева, Невежу Тимофеева, Андроника Невежу и его сына Ивана, Анисима Радишевского, Аникиту Фофанова, Кондрата Иванова. Многие из них были и граверами и литейщиками шрифтов.

В 1803 г., когда исполнилось 250 лет с начала русского книгопечатания и 100 лет со дня выхода первой русской газеты, историк Карамзин говорил: "История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии".

Назвать Ивана Федорова создателем первого русского печатного станка -- мало.

Он первооткрыватель. С его именем связано начало книгопечатания в России.

Дата и место рождения Ивана Федорова точно неизвестны. Родился он около 1520 г. Можно считать достоверной версию о его происхождении из новгородских мастеров рукописной книги. Исторические сведения, связанные с истоками русского книгопечатания, таковы. Первые печатные славянские книги появились на Балканах, но это были глаголические письмена, которые в России в XV--XVI вв. хождения не имели. К концу XV в. в Кракове были напечатаны первые четыре книги на кириллической основе; две из них датированы 1491 г. Имя их печатника известно -- Швайпольт Феоль. Белорусский просветитель Франциск Скорина начал печатать книги на родном языке в Праге в 1517 г. Более того, известно семь книг, напечатанных непосредственно в России в 50-е годы XVI в., то есть лет за десять до первопечатного "Апостола".

Однако до сих пор не установлено точно ни место, ни дата выпуска этих книг, ни имена их печатников. "Апостол" Ивана Федорова, изданный в 1564 г. В Москве, -- первая печатная русская книга, о которой известно, кто, где, зачем и когда ее напечатал. Эти сведения содержатся в летописи на выходном, или титульном, как мы теперь скажем, листе книги и в послесловии Ивана Федорова.

В этом послесловии, а еще более детально в предисловии ко второму изданию "Апостола" Иван Федоров излагает историю создания русской типографии, историю бед и невзгод, обрушившихся на первопечатника русской книги.

Первая печатня в Москве была открыта в 1.563 г., и в ней 19 апреля того же года Иван Федоров и Петр Мстиславец.

В отличие от западноевропейских московская типография являлась не частным, а государственным предприятием, средства на создание печатни были отпущены из царской казны. Устройство типографии было поручено дьякону Николо-Гостунской церкви в Московском Кремле Ивану Федорову -- опытному переплетчику, переписчику книг и резчику-художнику. Для типографии требовалось особое помещение, и решено было построить специальный Печатный двор, для которого отвели место вблизи Кремля, на Никольской улице. Иван Федоров вместе со своим помощником Петром Мстис-лавцем, белорусом из Мстиславля, принимал самое деятельное участие в строительстве Печатного двора.

После окончания строительства началась организация самой типографии, конструирование и изготовление печатного станка, отливка шрифта и т. п. Сам принцип печати подвижными литерами Иван Федоров вполне понял со слов других.

Возможно, Федоров посетил в Троице-Сергиевой лавре Максима Грека, который долгое время жил в Италии и лично знал знаменитого итальянского типографа Альда Мануция. Однако технику книгопечатания вряд ли кто мог ему подробно объяснить. Федоров делал многочисленные пробы и в конце концов добился успеха, он научился отливать добротные литеры, набирать их и делать оттиски на бумаге. Федоров, несомненно, был знаком с западноевропейскими печатными книгами. Но создавая форму своих печатных букв, он опирался на традиции русской письменности и русской рукописной книги. . Первопечатный "Апостол" -- наивысшее достижение типографского искусства XVI в. Мастерски изготовленный шрифт, удивительно четкий и ровный набор, превосходная верстка полос. В анонимных изданиях, предшествовавших "Апостолу", слова, как правило, не отделяются друг от друга. Строки получаются то короче, то длиннее, и правая сторона страницы извилистая. Федоров ввел шпации между словами и добился совершенно ровной линии с правой стороны страницы. В книге 46 орнаментальных заставок, выгравированных на дереве (черным по белому и белым по черному фону). Строки вязи, также гравированные на дереве, как правило, печатались красной краской, выделяя начало глав. Ту же роль выполняют 22 орнаментальные "буквицы", то есть инициальные или заглавные буквы. Иван Федоров применил совершенно своеобразный, нигде более не встречающийся способ двухцветной печати с одной печатной формы.

В 1565 г. в Москве Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем была выпущена еще одна книга -- "Часовник". Иван Федоров и его товарищ в Москве были людьми весьма заметными и уважаемыми. Но опричнина, введенная Иваном Грозным, внушала им большое беспокойство. "На нас многие зависти ради многие ереси умышляли", -- писал впоследствии Иван Федоров, объясняя свой и Метиславца отъезд в Белоруссию, которая тогда принадлежала Польской Литовскому государству. Так что Иван Федоров и Петр Мстиславец выпустили в Москве всего две книги, но и этого вполне достаточно, чтобы Иван Федоров навсегда остался первопечатником Руси. Имевший церковный сан дьякона, Иван Федоров вывез из Москвы не только жену и детей, но и необходимые для продолжения книгопечатания инструменты и материалы.

Вскоре Федоров и Мстиславец смогли возобновить работу в Литве, в имении гетмана Ходкевича в Заблудове. Здесь в 1569 г. было напечатано "Евангелие Учительное". В отличие от московских эта книга была не богослужебной и предназначалась для домашнего чтения. Из имения Ходкевича Иван Федоров в 1572 г. переехал во Львов, несмотря на то, что Ходкевич в награду за труды подарил Федорову сельцо, где первопечатник мог заниматься земледелием, безбедно жить. Но Федоров отказался от оседлой жизни, считая свою печатную деятельность апостольским служением. (Апостолами, что в переводе с греческого значит "посланные", назывались ученики Христа, которых он отправил по всему миру рассказывать о себе.)

Во Львове 14 февраля 1574 г. вышла первая на Украине точно датированная печатная книга, так называемый львовский "Апостол"; шрифт и часть заставок в этой книге были заимствованы из московского"Апостола", но концовки и узорные инициалы были изготовлены заново. В том же году в Львове Иван Федоров впервые напечатал книгу для русских детей -- "Азбуку".

Второе издание "Азбуки" вышло в 1576 г. в городе Остроге, куда Федорова пригласил князь Константин Острожский. В 1580 г. Федоров выпустил Новый завете Псалтирью небольшого формата, удобного для чтения. Это первая книга в русской истории, которая сопровождена алфавитно-предметньм указателем.

Но настоящим подвигом Ивана Федорова являлась колоссальная работа над полной славянской Библией. Этот гигантский Труд занимал 1256 страниц. Федоров и его помощники использовали не только греческий, но и еврейский текст Ветхого завета, а также чешский и польский переводы. А в основу был положен текст Геннадиевской Библии.

Именно к этой "Острожской библии", как называют ее теперь историки, восходит тот славянский библейский текст, который существует и в современных изданиях. На подобный героический труд, да еще впервые в истории России, был способен только незаурядный человек, Иван Федоров именно таким и являлся. Он в совершенстве владел несколькими языками -- греческим, латинским, польским. Отлично разбирался в тонкостях церковно-славянской грамматики.

"Острожская библия", вышедшая в 1580--1581 гг., была последним печатным трудом Федорова. После Библии Федоров выпустил лишь "Хронологию" Андрея Рымши -- первое сочинение светского характера, отпечатанное на Украине. Князь Константин Острожский охладел к издательской деятельности Федорова, и первопечатнику снова пришлось искать средства для продолжения дела его жизни.

В эти годы Иван Федоров изобретает разборную пушку и занимается

усовершенствованием ручных бомбард. В поисках заказчика он отправляется из Львова в далекое и нелегкое по тем временам путешествие -- в Краков и Вену, где встречается с императором Рудольфом II и демонстрирует ему свое изобретение. Рудольфа II оно вполне удовлетворило, но от условий, выдвинутых Федоровым, он отказывается. Тогда Иван Федоров написал письмо саксонскому кур-фюрту Августу: "...Итак, я владею искусством изготовления складных пушек... каждую без исключения такого рода пушку можно разобрать на отдельные, строго определенные части, а именно на пятьдесят, сто и даже, если потребуется, на двести частей..." Об изобретении в письме говорится неясно, можно лишь судить, что это была многоствольная мортира с взаимозаменяемыми частями.

Возвращаясь во Львов, Федоров занемог и 3 августа 1583 г. "впал в болезнь к смерти". Иван Федоров скончался в одном из предместий Львова, которое называется Подзамче. Умер он в бедности, не имея средств, чтобы выкупить заложенное ростовщику типографское имущество и отпечатанные книги.

Его похоронили на кладбище при храме святого Онуфрия, храм принадлежал Львовскому православному братству. На могиле Федорова был поставлен надгробный камень с надписью: "Друкарь книг, пред тым невиданных". В этих словах содержится, быть может, наиболее точная характеристика великого дела, совершенного Иваном Федоровым.

О жизни и деятельности Ивана Федорова известно не очень много. То, что мы о нем знаем, известно из выпущенных мастером книг, вернее из послесловий к ним, которые он писал к каждому из своих изданий. Первая точно датированная печатная книга на русском языке "Деяния Апостольские" ("Апостол") вышла всвет в Москве в государственной типографии. Это великое событие для Руси произошло в марте 1564 г. По распоряжению Ивана IV в 1553 г. в Москве была создана большая государственная типография - Государев Печатный двор. Ее руководителем был дьякон Николо-Гостунской церкви в Московском Кремле Иван Федоров.

Работа над книгой продолжалась с 19 апреля 1563 г. по 1 марта 1564 г. Выход в свет "Апостола" и принято началом книгопечатания на Руси. Вместе с тем известен ряд изданий "анонимной" типографии, работавшей в Москве в начале 50- х гг. XVI в., и, таким образом, Ивана Федорова следует считать лишь продолжателем книгопечатания в России. В издании и оформлении книги Ивану Федорову помогал Петр Тимофеев Мстиславец (т.е. уроженец белорусского города Мстиславль). Книга напечатана "старопечатным" стилем, который разработал сам Иван Федоров на основе московского полууставного письма середины XVI в., и богато орнаментально украшена. В конце "Апостола" было помещено обстоятельное послесловие, в котором рассказывалось, кто печатал, где, как и когда была основана московская типография. В октябре 1565 г. в свет двумя изданиями вышла следующая книга Ивана Федорова - "Часовник" ("Часослов"). "Часовник" являлся сборником молитв, который использовался при богослужении; по нему же обучали на Руси грамоте детей.

В 1566 г. с согласия царя Ивана IV Васильевича печатники, захватив с собой часть типографских материалов, навсегда покинули Москву и переехали в Великое Княжество Литовское. Причиной отъезда были нападки со стороны земского духовенства и боярства, как впоследствии писал сам Федоров в предисловии к львовскому изданию "Апостола" 1574 г., он испытал гонения от "многих начальник и священоначальник". Другой причиной отъезда печатников из Москвы было, в условиях угрозы создания союза-унии Великого Княжества Литовского с Польским королевством, распространение печатного слова в целях православной пропаганды в Белоруссии и на Украине. В 1569 г. в имении великого гетмана Григория Александровича Ходкевича, Заблудове, печатниками на средства последнего была основана новая типография, где были напечатаны "Учительское евангелие" (1569 г.) - собрание святоотеческих слов и поучении на воскресные и праздничные дни и "Псалтырь" с "Часословцем" (1570 г.). В этих книгах Иван Федоров впервые назвал себя "Иваном Федоровичем Московитином", т.е. выходцем из Москвы. Последняя книга была напечатана уже одним Иваном Федоровым, так как Петр Мстиславец уехал в Вильно. Из Литвы, испытав "беды и невзгоды всяческие и самые злейшие", Иван Федоров перебрался во Львов. Здесь в 1574 г. он издал "Апостол" и первый славянский печатный учебник - "Азбуку" (сохранился лишь один экземпляр издания "Азбуки", который хранится в настоящее время в библиотеке Гарвардского университета США).

В дальнейшем Иваном Федоровым была основана новая, четвертая по счету, типография в родовом имении киевского воеводы князя Константина Константиновича Острожского - Остроге. Здесь им были изданы пять изданий - "Азбука" (1578 г.), "Новый завет" и "Псалтырь" (1580г.), алфавитный предметный указатель к новому завету. "Книжка собрание вещей нужнейших вкратце скорого ради обретения в книге Нового завета по словесам азбуки" (1580 г.), совместно с Герасимом Смотрицким - замечательный памятник мирового типографского искусства, первая полная славянская библия, получившая название "Острожская Библия" (1580-1581 гг.) и первый печатный календарь-листовку на двух страницах "Хронология". Составленный приближенным князя Радзивилла белорусским поэтом Андреем Рымшей (1581 г.). Книги Ивана Федорова поражают своим художественным совершенством, многие из них хранятся сейчас в музеях и частных коллекциях Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и Львова, а также - в Польше (Варшаве и Кракове), Югославии, Великобритании, Болгарии и США.