Святые ангелы херувимы серафимы и архангелы. Чины сил небесных и святых в православии

13.10.2019 Кишечник

Престолы, Серафимы и Херувимы - главные ангельские чины. Их представители занимают главенствующие места в небесной иерархии. Узнайте, за что они отвечают и какие функции выполняют.

Престолы, Серафимы и Херувимы в разных источниках

Ангельская иерархия известна богословам из различных источников. Это Ветхий и Новый Завет, Священное Писание, а также откровения монахов и священников, которые жили в различные времена. Престолы, Серафимы и Херувимы упоминаются также в «Божественной комедии» Данте Алигьери. Интересно, но в бессмертном товрении Данте ангельская иерархия описана также, как и в современных богословских изданиях.

Успение Богородицы, Франческо Боттичини

Серафимы, Херувимы, Престолы занимают первое место в христианской иерархии ангельских сущностей. Это названия чинов, первый чин - Серафимы, второй - Херувимы, третий - Престолы. Все три чина относятся к первой сфере небесной иерархии, которых существует три. В каждой сфере - по три чина ангелов.

Ангелы высшего чина редко изображаются человекообразными существами. Иконографические изображения их вполне способны серьезно удивить большинство верующих людей. Четкая иерархия ангелов имеется только в христианской традиции. Коран практически не затрагивает эту тему, поэтому в исламе не уделяется много внимания видам помощников Аллаха. В иудаизме и каббале существует несколько версий иерархии божественных сущностей, и все они серьезно отличаются между собой.

Дионисий Ареопагит писал, что человек не может знать наверняка о том, какова иерархия небесных сил. По его мнению, известно только то, что пожелал открыть Бог. Возможно, нам доступна только часть устройства небесной божественной власти и аппарата управления нашим миром.

Высший ангел Метатрон - место в иерархии

Метатрон и аура

По преданиям, ангел Метатрон занимает главное положение среди всех остальных небесных сущностей. Он судит других ангелов, а также восседает на таком же престоле, какой имеется и у Бога. Впрочем, если верить легендам, престол стал причиной ссоры между Богом и Метатроном и последующего наказания ангела.

Метатрон не относится к чинам первой сферы - Серафимам, Херувимам или Престолам. По преданиям, когда-то он был обычным праведником. Бог вознес его на небеса живым и превратил в совершенное существо - архангела Метатрона. Архангелы занимают восьмое место из девяти среди ангельских чинов. Однако, несмотря на это, он находится ближе к Богу, чем высшие чины.

Однако, по некоторым преданиям, Бог изгнал Метатрона. Другие ангелы не желали признавать главным обычного человека. Кроме этого, ситуация с двумя престолами, которая породила слухи о двувластии на небесах, стала причиной для изгнания Метатрона. Однако его изгнание описывают не все легенды. По некоторым из них он навсегда остался приближенным к Богу архангелом, несмотря на понесенное наказание. Соответственно, ангел высшего чина - Метатрон, единственный в своем роде.

Наивысший ангельский чин - Серафимы

Серафимы - наивысший ангельский чин. Это ангелы, которые ближе остальных, не считая Метатрона, находятся к Богу. По книге пророка Исайи, они появились перед людьми в облике шестикрылых существ. Первой парой крыльев они закрывали свои лица, а второй - тело. Два последних крыла необходимы им для того, чтобы летать.

По Еноху, один из Серафимов именует себя Серафиэль. У него голова орла. От этого божественного существа исходит настолько яркий свет, что даже другие ангелы не способны рассмотреть его внешний вид. Возможно, остальные Серафимы закрывали свои лица и тела только для того, чтобы не ослепить людей своей святостью.

Иконы изображают представителей высшего ангельского чина с открытыми лицами. Два их крыла подняты вверх, два поддерживают Серафимов в воздухе, а двумя они закрывают свои тела от взоров людей. По канону, это ангелы, которые стоят вокруг Бога или поддерживают его престол. Преобладающий на их иконах цвет - пламенный, огненный, красный.

Дионисий Ареопагит утверждает, что природа Серафимов схожа с огнем, пламенной любовью к чистоте и святости. Они находятся в постоянном движении вокруг божественного. Их призвание - освещать своим светом и опалять своим жаром, возвышать и уподоблять себе низших существ.

Представители высшего чина в ангельской иерархии возносили хвалу Бога и рассказывали людям о его святости и необходимости веры и соблюдения христианских заповедей. Они поклоняются Богу и служат людским нуждам. Но основная функция Серафимов - это осуществление целей Бога на земле. Они способствуют их воплощению, отдавая приказы более низшим чинам ангелов, а также влияя на людей напрямую.

Читайте статью серафимы – сильнее только Бог.

Херувимы - второй высший ангельский чин

Херувимы занимают второе место в ангельской иерархии, после Серафимов. По Книге Бытия, один из них охраняет вход в Эдем с огненным мечом. Он был назначен на должность стража после изгнания Адама и Евы. Израильский царь Давид описывает херувимов как средство передвижения Бога. Неизвестно, были ли они запряжены в его колесницу или переносили Бога каким-то другим способом, поскольку сохранившееся изречение Давида этой тайны не открывает:

…воссел на херувимов и полетел.

В Ветхом Завете также часто встречается описывающий Бога эпитет - «восседающий на херувимах». По преданиям, когда фараон преследовал евреев, Бог взял Херувима из одного из колес своего престола и полетел на нем спасать избранный народ. Кроме этого, существует еще одна функция этих представителей одного из высших ангельских чинов. Возле престола Бога и в мире людей они поют, прославляя его. По апокрифам, они заняты песнопениями вместе с фениксами и Серафимами.

Как одни из высших ангелов, Херувимы являются носителями божественной мудрости. Они распространяют знания о Боге среди людей, направляют их на правильный путь и помогают развить необходимые богобоязненному человеку качества. Херувимы также занимаются повышением образования других божественных сущностей, когда это необходимо.

По иудейским верованиям, Херувимы были созданы на третий день Творения. Однако по еврейским легендам, они стали первыми живыми существами, населяющими безлюдный мир. По Талмуду, первыми существами стали человек, бык, орел и лев. Они же находились некоторое время возле престола Бога. Позднее Иезекииль посоветовал ему заменить быка на херувима, чтобы бык не был живым напоминанием о временах, когда евреи поклонялись Золотому Тельцу.

Читайте статью кого сейчас называют херувимами.

Подробного текстового описания внешнего вида херувимов не существует. Однако их неоднократно изображали на иконах и в скульптуре. Взорам людей доступны только их лица и крылья. В отличие от Серафимов, лиц Херувимы никогда не прячут. По пророчествам Иезекииля, они имеют и вовсе не одно лицо. Причем одно из них человеческое, а второе - львиное. Более ранние тексты описывают Херувимов как четырехликих существ, а иногда и вовсе являющихся в образе крылатых быков. Отмечается также отличное от человеческого строение их лиц. Медицина называет подобные дефекты у людей херувизмом.

Талмуд упоминает, что статуи Херувимов стояли только в самом первом храме. Когда во время его разрушения язычники увидели их, они начали глумиться над верующими, называя их поклоняющимися статуям. Поэтому в дальнейшем Херувимы в виде скульптур не изображались. Их можно было увидеть только в настенных росписях храмов.

По еврейским традициям, во время сна тело человека рассказывает душе обо всем, что было сделано за день. Душа передает сведения духу, он - ангелу, ангел - архангелу, архангел - Херувиму, а Херувим рассказывает обо всем Серафиму, а Серафим докладывает Богу. Соответственно, Серафимы являются прямым начальством Херувимов, их посредниками в общении с Богом. Каббала гласит, что главным среди Херувимов является ангел, который носит имя Херувиил.

Роспись “Херувим” церкви Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе (Москва).

Мидраш говорит, что не Херувим носит Бога, а Бог носит его. Он не заключает в себе ничего материального, Бог сидим на Херувиме, наблюдая за происходящим в мире. Этот же источник называет два имени Херувимов - Тетраграмматон и Элохим. По преданию, это части истинного имени Бога.

В христианской традиции Херувимы считаются поющими в честь Господа ангелами, а также носителями его разума и мудрости. По библейским описаниям, у них имеется двенадцать крыльев. Астрологи связывают количество крыльев Херувимов с количеством знаков Зодиака. Кроме этого, прослеживается связь и с количеством часов в половине земных суток.

Позднее Иоанн Златоуст писал, что Херувимы полностью состоят из глаз - все их тело покрыто ими. Возможно, поэтому они скрывают его под крыльями. Иоанн Златоуст увидел в таком строении символ мудрости. По его словам, через Херувимов Божий разум взирает на мир.

Некоторые богословы, например, Фома Аквинский и Феодор Студит называют Херувимов представителями высшей ангельской власти. По их мнению, они занимают первое место в божественной иерархии, а Серафимы - второе. В православном богослужении имеется особая молитва, которая называется херувимской песней.

Какое место в небесной иерархии занимают Престолы

По Священному Писанию, Престолы имеют такое название не просто так. На них время от времени восседает Бог, изрекая свой Суд. По некоторым преданиям, Престолы служат и средством передвижения Бога, поэтому их иногда называют Богоносными.

Изображение престолов на фреска храма Святого Иоанна Крестителя в Кратово, Македония.

Представители этого ангельского чина выполняют роль престола Господнего. Они занимают третье место среди ангельских чинов, подчиняясь Серафимам и Херувимам. Все остальные ангельские чины подчиняются Престолам и более высшим ангелам.

Престолы выполняют не только функции транспорта и божественного трона. С их помощью Бог осуществляет свой суд над ангелами и людьми. Престолы занимаются и человеческими судами, помогая правителям, судьям, руководителям, которые выполняют свои обязанности на разных уровнях, в различных масштабах.

Престолы изображаются в виде огненных колес с глазами на ободах. У них имеется по четыре крыла. Изначально в таком виде изображались Херувимы, но позднее их облик стал ближе к Серафимам, а огненные колеса еще некоторое время были их атрибутами. В это же время людям открылся истинный облик Престолов. В еврейской культуре третий чин называется Колесами, или Офанимами.

В целом, существует три чина первой сферы божественной иерархии. Это ближайшие к Богу Серафимы и подчиненные им Херувимы и Престолы. Каждый из этих божественных сущностей выполняет свои роли, помогая Богу управлять миром.

Все в мире подчиняется строгим законам и иерархии. Без порядка не возникли бы города не развилась цивилизация. Но иерархия прослеживается не только в материальном плане бытия, но и в духовном или по другому - ангельский мир.

Не стали исключением ангелы, помогающие Богу в его делах и ставшие проводниками Его воли. Структура ангельской иерархии четко разделена на три сферы, в каждой из которых имеются свои чины ангелов.

В каждой религии имеется свои ангелы, архангелы и другие силы небесные, но, разумеется, называются они по-другому.

Ангелы христианства

Современная Ангелология начала формироваться на начальных этапах развития христианства. Тогдашние теологи серьезно отнеслись к вопросу создания схем иерархий этих существ. При этом каждая схема разделена на несколько уровней, которые позже стали именоваться хорами.

Разумеется, христианские теологи придумывали все это не из головы. В качестве источника информации ими использовались Ветхий и Новый Заветы. Это подтверждается тем, что в иудаизме (из которого в христианство последовало множество традиций) нет таких ангельских чинов, как архангел или «начальство».

Так как все эти схемы создавались примерно в одно время, то они часто перекликаются между собой. При этом часто случалось, что иерархии и хоры подвергались серьезному увеличению или наоборот недосчитывались ранее имеющихся чинов.

Однако, встречались в истории и примеры схем с радикально отличающимися положениями. Более того, имелись иерархии обратной схемы исполнения (от низшего к высшему).

Как пример можно привести иерархию, построенную и описанную Афанасием Великим: он не стал систематизировать всю информацию и просто перечислил все имеющиеся чины.

Те, кого сейчас называют херувимами, на самом деле образ древнегреческого Амура.

Первый появившийся трактат, в котором более-менее основательно произвелась работа по структурированию скопище ангелов назывался «Ариопагитики». Именно этот талмуд в своих работах использовали теологи, как источник подробного описания хоров.

Эта книга принадлежит руке Псевдо-Дионосия и в ней иерархия небесных сил показана по возрастающей. Где все более и более важные ангелы размещались выше остальных.

В трактате «О небесной иерархии» имеется два варианта расположения иерархии небесных сил. Как так получилось объясняется в труде более позднего времени - Схилии к «Ареопагитикам».


Еще одной интересной схемой можно назвать видение иерархии от Хильдегарды, что описано в труде «Познай пути света, то есть Господа». В этой схеме имелось девять хоров, которые имели свою символичность:

  1. Ангелы вместе с архангелами соответствовали телу и душе.
  2. Серафимы и херувимы относились к любви к Богу и знания.
  3. Промежуточная пятерка символизировала чувства человека (зрение, осязание и пр).

Постепенно часть схем атрофировалась, другая - переродилась. Отбрасывались неправильные, по мнению богословов, представления об иерархии. В конечном итоге каноничной стала ареопагитскую схема. В ней имелось три сферы в каждый три группы.

Небесная иерархия в православии слабо отличается от таковой в католицизме.

Сферы ангельских чинов и ранги ангелов (по нисходящей)

Первая сфера:

  • серафимы;
  • херувимы;
  • престолы.

Вторая сфера:

  • господства;
  • силы;
  • власти.

Третья сфера:

  • ангелы;
  • архангелы;
  • начала.

Разумеется, вышеописанная схема не раз дорабатывалась и расписывалась. Нередко появлялись новые интерпретации иерархий.


Чины Первой сферы

Все 9 чинов ангельских в православии не сильно отошли от католического канона:

Серафимы (От древнееврейского Saraf — пылающий) Описывается в Библии всего один раз: Предстает в виде ангела, обладающего тремя парами крыльев. Верхняя пара закрывает голову (в ряде источников утверждается, что серафим имеет птичью голову, но от нее исходит столь яркое сияние, что ее нельзя рассмотреть), средняя пара – летательная, нижняя – прикрывает ноги. Серафимы поклоняются Богу и воплощают его волю на Земле. Наивысший ангельский чин.
Херувим (в переводе – «подобный юноше») Как и серафим имеет наиболее близкое отношение к Богу. Однако, находится на ступень ниже серафимов.
Престол Как это не прозвучало бы грубо, но используется Всевышним в качестве табуретки. Бог восседает на них и ведет свой Суд.

Вторая Сфера

Третья Сфера

Вышеописанная таблица полностью отвечает на вопрос сколько в христианской религии ангельских чинов. Как видно в иерархии рая нет ничего сложного.

Престолы, Серафимы и Херувимы — главные ангельские чины. Их представители занимают главенствующие места в небесной иерархии. Узнайте, за что они отвечают и какие функции выполняют.
Престолы, Серафимы и Херувимы в разных источниках

Ангельская иерархия известна богословам из различных источников. Это Ветхий и Новый Завет, Священное Писание, а также откровения монахов и священников, которые жили в различные времена. Престолы, Серафимы и Херувимы упоминаются также в «Божественной комедии» Данте Алигьери. Интересно, но в бессмертном товрении Данте ангельская иерархия описана также, как и в современных богословских изданиях.


Успение Богородицы, Франческо Боттичини

Серафимы, Херувимы, Престолы занимают первое место в христианской иерархии ангельских сущностей. Это названия чинов, первый чин — Серафимы, второй — Херувимы, третий — Престолы. Все три чина относятся к первой сфере небесной иерархии, которых существует три. В каждой сфере — по три чина ангелов.

Ангелы высшего чина редко изображаются человекообразными существами. Иконографические изображения их вполне способны серьезно удивить большинство верующих людей. Четкая иерархия ангелов имеется только в христианской традиции. Коран практически не затрагивает эту тему, поэтому в исламе не уделяется много внимания видам помощников Аллаха. В иудаизме и каббале существует несколько версий иерархии божественных сущностей, и все они серьезно отличаются между собой.

Дионисий Ареопагит писал, что человек не может знать наверняка о том, какова иерархия небесных сил. По его мнению, известно только то, что пожелал открыть Бог. Возможно, нам доступна только часть устройства небесной божественной власти и аппарата управления нашим миром.

Высший ангел Метатрон — место в иерархии

Метатрон и аура

По преданиям, ангел Метатрон занимает главное положение среди всех остальных небесных сущностей. Он судит других ангелов, а также восседает на таком же престоле, какой имеется и у Бога. Впрочем, если верить легендам, престол стал причиной ссоры между Богом и Метатроном и последующего наказания ангела.

Метатрон не относится к чинам первой сферы — Серафимам, Херувимам или Престолам. По преданиям, когда-то он был обычным праведником. Бог вознес его на небеса живым и превратил в совершенное существо — архангела Метатрона. Архангелы занимают восьмое место из девяти среди ангельских чинов. Однако, несмотря на это, он находится ближе к Богу, чем высшие чины.

Однако, по некоторым преданиям, Бог изгнал Метатрона. Другие ангелы не желали признавать главным обычного человека. Кроме этого, ситуация с двумя престолами, которая породила слухи о двувластии на небесах, стала причиной для изгнания Метатрона. Однако его изгнание описывают не все легенды. По некоторым из них он навсегда остался приближенным к Богу архангелом, несмотря на понесенное наказание. Соответственно, ангел высшего чина — Метатрон, единственный в своем роде.

Наивысший ангельский чин — Серафимы

Серафимы — наивысший ангельский чин. Это ангелы, которые ближе остальных, не считая Метатрона, находятся к Богу. По книге пророка Исайи, они появились перед людьми в облике шестикрылых существ. Первой парой крыльев они закрывали свои лица, а второй — тело. Два последних крыла необходимы им для того, чтобы летать.

По Еноху, один из Серафимов именует себя Серафиэль. У него голова орла. От этого божественного существа исходит настолько яркий свет, что даже другие ангелы не способны рассмотреть его внешний вид. Возможно, остальные Серафимы закрывали свои лица и тела только для того, чтобы не ослепить людей своей святостью.

Шестикрылый серафим. Мозаика собора монастыря Неа Мони на о. Хиос .

Иконы изображают представителей высшего ангельского чина с открытыми лицами. Два их крыла подняты вверх, два поддерживают Серафимов в воздухе, а двумя они закрывают свои тела от взоров людей. По канону, это ангелы, которые стоят вокруг Бога или поддерживают его престол. Преобладающий на их иконах цвет — пламенный, огненный, красный.

Дионисий Ареопагит утверждает, что природа Серафимов схожа с огнем, пламенной любовью к чистоте и святости. Они находятся в постоянном движении вокруг божественного. Их призвание — освещать своим светом и опалять своим жаром, возвышать и уподоблять себе низших существ.

Представители высшего чина в ангельской иерархии возносили хвалу Бога и рассказывали людям о его святости и необходимости веры и соблюдения христианских заповедей. Они поклоняются Богу и служат людским нуждам. Но основная функция Серафимов — это осуществление целей Бога на земле. Они способствуют их воплощению, отдавая приказы более низшим чинам ангелов, а также влияя на людей напрямую.

Херувимы — второй высший ангельский чин

Херувимы занимают второе место в ангельской иерархии, после Серафимов. По Книге Бытия, один из них охраняет вход в Эдем с огненным мечом. Он был назначен на должность стража после изгнания Адама и Евы. Израильский царь Давид описывает херувимов как средство передвижения Бога. Неизвестно, были ли они запряжены в его колесницу или переносили Бога каким-то другим способом, поскольку сохранившееся изречение Давида этой тайны не открывает:

…воссел на херувимов и полетел .

В Ветхом Завете также часто встречается описывающий Бога эпитет — «восседающий на херувимах». По преданиям, когда фараон преследовал евреев, Бог взял Херувима из одного из колес своего престола и полетел на нем спасать избранный народ. Кроме этого, существует еще одна функция этих представителей одного из высших ангельских чинов. Возле престола Бога и в мире людей они поют, прославляя его. По апокрифам, они заняты песнопениями вместе с фениксами и Серафимами.

Как одни из высших ангелов, Херувимы являются носителями божественной мудрости. Они распространяют знания о Боге среди людей, направляют их на правильный путь и помогают развить необходимые богобоязненному человеку качества. Херувимы также занимаются повышением образования других божественных сущностей, когда это необходимо.

По иудейским верованиям, Херувимы были созданы на третий день Творения. Однако по еврейским легендам, они стали первыми живыми существами, населяющими безлюдный мир. По Талмуду, первыми существами стали человек, бык, орел и лев. Они же находились некоторое время возле престола Бога. Позднее Иезекииль посоветовал ему заменить быка на херувима, чтобы бык не был живым напоминанием о временах, когда евреи поклонялись Золотому Тельцу.

Подробного текстового описания внешнего вида херувимов не существует. Однако их неоднократно изображали на иконах и в скульптуре. Взорам людей доступны только их лица и крылья. В отличие от Серафимов, лиц Херувимы никогда не прячут. По пророчествам Иезекииля, они имеют и вовсе не одно лицо. Причем одно из них человеческое, а второе — львиное. Более ранние тексты описывают Херувимов как четырехликих существ, а иногда и вовсе являющихся в образе крылатых быков. Отмечается также отличное от человеческого строение их лиц. Медицина называет подобные дефекты у людей херувизмом.

Талмуд упоминает, что статуи Херувимов стояли только в самом первом храме. Когда во время его разрушения язычники увидели их, они начали глумиться над верующими, называя их поклоняющимися статуям. Поэтому в дальнейшем Херувимы в виде скульптур не изображались. Их можно было увидеть только в настенных росписях храмов.

По еврейским традициям, во время сна тело человека рассказывает душе обо всем, что было сделано за день. Душа передает сведения духу, он — ангелу, ангел — архангелу, архангел — Херувиму, а Херувим рассказывает обо всем Серафиму, а Серафим докладывает Богу. Соответственно, Серафимы являются прямым начальством Херувимов, их посредниками в общении с Богом. Каббала гласит, что главным среди Херувимов является ангел, который носит имя Херувиил.

Роспись “Херувим” церкви Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе (Москва).

Мидраш говорит, что не Херувим носит Бога, а Бог носит его. Он не заключает в себе ничего материального, Бог сидим на Херувиме, наблюдая за происходящим в мире. Этот же источник называет два имени Херувимов — Тетраграмматон и Элохим. По преданию, это части истинного имени Бога.

В христианской традиции Херувимы считаются поющими в честь Господа ангелами, а также носителями его разума и мудрости. По библейским описаниям, у них имеется двенадцать крыльев. Астрологи связывают количество крыльев Херувимов с количеством знаков Зодиака. Кроме этого, прослеживается связь и с количеством часов в половине земных суток.

Позднее Иоанн Златоуст писал, что Херувимы полностью состоят из глаз — все их тело покрыто ими. Возможно, поэтому они скрывают его под крыльями. Иоанн Златоуст увидел в таком строении символ мудрости. По его словам, через Херувимов Божий разум взирает на мир. Некоторые богословы, например, Фома Аквинский и Феодор Студит называют Херувимов представителями высшей ангельской власти. По их мнению, они занимают первое место в божественной иерархии, а Серафимы — второе. В православном богослужении имеется особая молитва, которая называется херувимской песней.

Какое место в небесной иерархии занимают Престолы

По Священному Писанию, Престолы имеют такое название не просто так. На них время от времени восседает Бог, изрекая свой Суд. По некоторым преданиям, Престолы служат и средством передвижения Бога, поэтому их иногда называют Богоносными.


Изображение престолов на фреска храма Святого Иоанна Крестителя в Кратово, Македония.

Представители этого ангельского чина выполняют роль престола Господнего. Они занимают третье место среди ангельских чинов, подчиняясь Серафимам и Херувимам. Все остальные ангельские чины подчиняются Престолам и более высшим ангелам.

Престолы выполняют не только функции транспорта и божественного трона. С их помощью Бог осуществляет свой суд над ангелами и людьми. Престолы занимаются и человеческими судами, помогая правителям, судьям, руководителям, которые выполняют свои обязанности на разных уровнях, в различных масштабах.

Престолы изображаются в виде огненных колес с глазами на ободах. У них имеется по четыре крыла. Изначально в таком виде изображались Херувимы, но позднее их облик стал ближе к Серафимам, а огненные колеса еще некоторое время были их атрибутами. В это же время людям открылся истинный облик Престолов. В еврейской культуре третий чин называется Колесами, или Офанимами.

В целом, существует три чина первой сферы божественной иерархии. Это ближайшие к Богу Серафимы и подчиненные им Херувимы и Престолы. Каждый из этих божественных сущностей выполняет свои роли, помогая Богу управлять миром.

Чины сил небесных и святых в православии. Небесная иерархия.

С момента создания мира и человека, всегда были существа, которые мешают людям, и, которые помогают. Ангелы, Херувимы, Серафимы - пожалуй, нет ни одного человека на земле, который бы не слышал об этих силах бесплотных. С давних времен люди знали о существовании ангелов, их почитали, и продолжают почитать во многих религиях, ангелы почитаются практически у всех народов мира. Про ангелов не единожды упоминается в Святом Писании, описываются их действия при исполнении воли Божией, помощи праведникам, а также ограждение людей от бед и несчастий своим ангельским покровом. Но, об ангелах упоминается не только в главной христианской книге, сведения о них оставили и Святые отцы, которым небесные существа не раз являлись и передавали им волю Всевышнего, именно передавали, так как по Божьему замыслу, он посылает ангелов оповещать, приносить вести, поэтому они называются ангелами, то есть - вестниками.

Господь наделил своих бесплотных вестников многими дарованиями и могущественной силой, при помощи которых Божии сущности духовные, могут влиять на мир вещей и на человека, но, только по воли Господа и его хотению, выполняя его волю. Всей сущностью своею, ангелы любят своего Творца и пребывают в неустанной благодарности ему за блаженство, в котором пребывают, и это блаженство невозможно сравнить ни с чем. Ангелов очень много, порою разум человека теряется в их бесчисленном количестве. На самом деле, все гораздо проще, ведь среди ангелов небесных, есть своя гармония, порядок и иерархия, которая описана в творении ученика Святого Апостола Павла - страстотерпца и мученика Дионисия Ареопагита. Согласно писанию Святого Дионисия - небесная иерархия имеет три степени, в каждой из которой три чина, соответственно всего девять духовных сущностей:

  1. Серафимы, Херувимы, Престолы - отличаются близостью к Всевышнему Богу. Господства;
  2. Силы и Власти - подчеркивают основу мироздания и мирового владычества;
  3. Начала - Архангелы и Ангелы - отличаются близостью к каждому человеку.

Господь наш Иисус Христос, изливает свою любовь на всех своих ангелов, начиная с высших ликов, поэтому чины ангельские пребывают в полной гармоничности и подчинении низших чинов высшим, согласно иерархии.

Серафимы - это имя означает «Пламенеющие, Огненные». Они находятся всегда рядом с Господом, из всех ангелов они ближе всего к Отцу Небесному. Пылают божественной и великой любовью ко Господу, передают ее другим ликам, воспламеняя их. Таково их главное назначение, и их главная задача.

Херувимы - это имя означает «Колесница». Пророк Иезекииль, видел их в образе льва, орла, вола и человека. Это означает, что Херувимы совмещают в себе разумность, повиновение, силу и быстроту, являются Божией колесницей и предстоят престолу Божию. Херувимы знаю все, что Господь дает познать своим детям, через них Бог посылает в мир премудрость и познание его.

Престолы - духовные сущности сияющие светом богопознания. На них не чувственно, а духовно почивает Сам Бог, и вершит свой справедливый суд. Их назначение помогать детям Божиим, быть честными и поступать только по справедливости.

Господства - владычествуют над последующими чинами ангелов. Их прямое назначение оберегать от грехопадения, укрощать строптивость, побеждать жажду искушения и благочестиво владеть своими чувствами.

Силы - сотворены Господом, дабы творить чудеса, даровать дары прозорливости, исцеления от недугов, и чудодействия святым Божиим угодникам и праведным святым отцам. Они помогают людям стойко переносить тяготы и лишения, даруют мудрость, крепость духа и благоразумие.

Власти - Истинным Богом наделены особенной силой, они способны укрощать действия и силу сатаны. Их прямое назначение защищать земных жителей от козней дьявольских, оберегать подвижников в их благочестивой жизни, и усмирять природные стихии.

Начала - руководят низшей степенью ангелов, направляют их деяния на выполнение воли Божией. Они управляют вселенной, миром и народами населяющими землю. Учат землян жить не ради собственной выгоды, а во славу Господа.

Архангелы - сотворены нести благие вести в мир людей, открывать таинство веры христианской, и доносить волю Господню людям. Они являются проводниками - Откровения.

Ангелы - главные защитники простых людей, есть у каждого человека, они наставляют его на путь праведный, оберегают от злых духов и нечистой силы, удерживают от падений и помогают подняться падшим.

Согласно Святому Писанию - над всеми ангельскими чинами поставлен Архистратиг Михаил, небесный воин и главнокомандующий ангельского воинства. Во главе с Архистратигом Михаилом, Божеские Ангелы низвергли в преисподнюю возгордившегося ангела и всех, кто последовал за сатаной. Великий воин сил небесных Архистратиг Михаил, принимал участие во многих небесных битвах и защищал народ Израильский в бедах и невзгодах.

Кроме сил бесплотных, существует распределение всех святых на чины святости, которые понимаются разными категориями, а именно:

  1. Святые Ветхозаветные - Святые отцы и Пророки
  2. Святые Новозаветные - Апостолы, Равноапостольные и Просветители, Святители, Великомученики и Мученики, Исповедники и Страстотерпцы, Преподобные, Юродивые, Благоверные, Бессеребренники.

Итак, кто они эти святые новозаветные?

Истинный Бог - сотворил свои духовные сущности разумными и сильными, и распределил их согласно роду службы. По заслугам же, образу жизни и степенью святости - распределенные Ветхозаветные и Новозаветные Святые.

Основой для создания церковного учения об ангелах является написанная в v веке книга Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии» (греч. « », лат. «de caelesti hierarchia»), более известная в редакции vi века. Девять ангельских чинов разбиты на три триады, каждая из которых имеет какую-либо особенность.
Первая триада - серафимы, херувимы и престолы - характеризуется непосредственной близостью к Богу;
Вторая триада - силы, господства и власти - подчеркивает божественную основу мироздания и мировладычества;
Третья триада - начала, архангелы и собственно ангелы - характеризуется непосредственной близостью у человеку.
Дионисий суммировал то, что было накоплено до него. Серафимы, херувимы, силы и ангелы упоминаются уже в Ветхом завете; в Новом завете появляются господства, начала, престолы, власти и архангелы.

По классификации Григория Богослова (4 в.) ангельская иерархия состоит из ангелов, архангелов, престолов, господств, начл, сил, сияний, восхождений и разумений.
По своему положению в иерархии чины располагаются следующим образом:

серафимы - первый
херувимы - второй
престолы- третий
господства - четвертый
силы - пятый
власти - шестой
начала - седьмой
архангелы- восьмой
ангелы - девятый.

Иудейские иерархические построения отличаются от христианских, поскольку аппелируют только к первой части Библии - Ветхому Завету (ТаНаХу). Один источник насчитывает десять чинов ангелов, начиная с самого высокого: 1) хайот; 2) офаним; 3) арелим; 4) хашмалим; 5) серафимы; 6) малаким, собственно «ангелы»; 7) элохим; 8) бене Элохим («сыны Божии»); 9) херувимы; 10) ишим.

В «maseket azilut» десять ангельских чинов даются в ином порядке: 1) серафимы во главе с Шемуэлем или Йехоэлем; 2) офаним во главе с Рафаилом и Офаниэлем; 3) херувимы, которых возглавляет Керубиэль; 4) шинаним, над которыми поставлены Цедекиэль и Гавриил; 5) таршишим, начальниками которых выступают Таршиш и Сабриэль; 6) ишим с Цефаниэлем во главе; 7) хашмалим, вождь которых зовется Хашмал; 8) малаким, возглавляемые Уззиэлем; 9) бене Элохим во главе с Хофниэлем; 10) арелим, которыми руководит сам Михаил.

Имена старших ангелов (архангелов) варьируются в разных источниках. Традиционно высший ранг приписывается Михаилу, Гавриилу и Рафаилу - трем ангелам, поименно названным в библейских книгах; четвертым к ним обычно добавляют Уриила, встречающегося в неканонической 3 Книге Ездры. Распространено представление о том, что существует семь высших ангелов (связанное с магическими свойствами числа 7), попытки перечислить их поименно предпринимались со времен 1 Книги Еноха, однако здесь существуют слишком большие расхождения. Ограничимся перечислением «великолепной семерки», принятой в православной традиции: это Гавриил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил, возглавляемые восьмым - Михаилом.

Иудаистическая традиция крайне высокое положение отводит также архангелу Метатрону, который в земной жизни был патриархом Енохом, но на небесах превратился в ангела. Он - визирь небесного двора и чуть ли не заместитель Самого Бога.

1. Серафимы

Серафимы - ангелы любви, света и огня. Они занимают самое высокое положение в иерархии чинов и служат Богу, заботясь о его престоле. Серафимы выражают свою любовь к Богу постоянным пением хвалебных псалмов.
В древнееврейской традиции бесконечное пение серафимов известно как "трисагион" - Кадош, Кадош, Кадош ("Святой, Святой, Святой Владыка Сил Небесных, вся земля полна его сиянием"), считающийся песней созидания и праздника. Будучи ближайшими к Богу созданиями, серафимы также считаются "огненными", поскольку они объяты пламенем вечной любви.
Согласно средневековому мистику Яну ван Руйсброку, три чина серафимов, херувимов и престолов никогда не принимают участия в человеческих конфликтах, но находятся с нами, когда мы мирно созерцаем Бога и испытываем постоянную любовь в наших сердцах. Они и порождают в людях божественную любовь.
У Святого Иоанна Богослова на острове Патмос было видение ангелов: Гавриила, Метатрона, Кемуила и Натаниила среди серафимов.
Исайя- единственный пророк, упоминающий серафимов в древнееврейском Священном писании (Ветхом завете), когда он рассказывает о своем видении огненных ангелов над Престолом Господним: "У каждого было шесть крыльев: два закрывали лицо, два закрывали ноги, а два использовались для полета".
Еще одним упоминанием серафимов можно считать книгу Чисел (21:6), где дается ссылка на "огненных змеев". Согласно "Второй книге Еноха" (апокриф), у серафимов шесть крыльев, четыре головы и лика.
Люцифер вышел из ранга серафимов. Фактически, Падший Князь считался ангелом, который затмевал всех остальных, пока не лишился Божьей Милости.

Серафимы - В иудаистической и христианской мифологии ангелы, особо приближенные к Богу. Пророк Исаия описывает их так: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, а двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его/» (Ис. 6. 1-3). По классификации Псевдо-Дионисия, вместе с херувимами и престолами серафимы относятся к первой триаде: "...святейшие Престолы, многоокие и многокрылые Чины, называемые на языке евреев Херувимами и Серафимами, по изъяснению Св. Писания находятся в большей и непосредственнейшей пред другими
близости к Богу... что касается наименования Серафимов, оно ясно показывает непрестанное и всегдашнее их стремление к Божественному, их горячность и быстроту, их пылкую, постоянную, неослабную и неуклонную стремительность, также их способность дейстельно возводить низших в горнее, возбуждатъ и воспламенять их к подобному жару: оно также означает способность, опаляя и сжигая. тем самым очищать их - всегда открытую. неугасимую, постоянно одинаковую, светооброзную и просвещающую силу их. прогоняющую и учичтожаюшую всякое омраченье.

2. Херувимы

Слово "херувим" означает "полнота знаний" или "излияние мудрости". Этот хор имеет силу знать и созерцать Бога и способность понять и передать другим божественное знание.

3. Престолы

Термин "престолы", или "многоглазые", указывает на их близость к трону Бога. Это самый близкий к Богу чин: и свое божественное совершенство, и сознание они получают непосредственно от Него.

Псевдо-Дионисий сообщает:
«Итак, справедливо в первую из небесных Иерархий посвящаются существа высшие, так как она имеет высший чин, особенно потому, что к ней, как к ближайшей к Богу, первоначально относятся первые Богоявления и освящения, А горящими Престолами и излиянием мудрости называются
небесные Умы потому, что имена сии выражают Богоподобные их свойства... Наименование высочайших Престолов означает то, что они
совершенно свободны от всякой земной привязанности и, постоянно возвышаясь над дольним, премирно стремятся к горнему, всеми силами
неподвижно и твердо прилеплены к существу истинно Высочайшему,
принимая Божественное Его внушение в полнейшем бесстрастии и невещественности; означает также то, что они носят Бога и раболепно выполняют Божественные Его повелениям.

4. Господства

Святые господства наделены достаточной силой, чтобы подняться над земными желаниями и стремлениями и освободиться от них. Их обязанность - распределять обязанности ангелов.

Согласно Псевдо-Дионисию, «знаменательное наименование святых Господств... означает некоторое нераболепное и свободное от всякой низкой привязанности к земному возвышение к горнему, ни одним насильственным влечением к несходному с ними ни в каком случае не колеблемое, но господство постоянное по своей свободе, стоящее выше всякого унизительного рабства, чуждое всякой униженности, изъятое из всякого неравенства самому себе, постоянно стремящееся к истинному Господству и, сколько возможно, свято преобразующее в совершенное Ему подобие как само себя, так и все ему подчиненное, не прилепляющееся ни к чему случайно существующему, но всегда всецело обращающееся к истинно-сущему и непрестанно приобщающееся державному Богоподобию»

5. Силы

Силы, известные как "блистательные, или сияющие", - ангелы чудес, помощи, благословения, которые появляются во время сражений во имя веры. Считается, что Давид получил поддержку Сил на битву с Голиафом.
Силы также являются ангелами, от которых Авраам получил свою силу, когда Бог велел ему принести в жертву своего единственного сына - Исаака. Основные обязанности этих ангелов - творить чудеса на Земле.
Им позволено вмешиваться во все, что касается физических законов на земле, но они также ответственны за соблюдение этих законов. Этим чином, пятым в Иерархии Ангелов, человечеству дана доблесть также, как и милость.

Псевдо- Дионисий говорит: «Наименование святых Сил означает некоторое могущественное и необоримое мужество, по возможности им сообщенное, отражающееся во всех их Богоподобных действиях для того, чтобы удалять от себя все то, что могло бы уменьшить и ослабить Божественные озарения, им даруемые, сильно стремящееся к Богоподражанию, не остающееся праздным от лености, но неуклонно взирающее на высочайшую и всеукрепляющую Силу и, сколько возможно, по своим силам соделывающееся Ее образом, совершенно обращенное к Ней как источнику Сил и Богоподобно нисходящее к низшим силам для сообщения им могущества".

6. Власти

Власти находятся на том же уровне, что господства и силы, и наделены властью и разумом, уступающим только Божьим. Они обеспечивают равновесие вселенной.

Согласно Евангелиям, власти могут быть как благими силами, так и приспешниками зла. Среди девяти ангельских чинов власти замыкают вторую триаду, в которую кроме них входят еще господства и силы. Как сказано у Псевдо-Дионисия, "наименование святых Властей знаменует равный Божественным Господствам и Силам, стройный и способный к принятию Божественных озарений Чин и устройство премирного духовного владычества, не употребляющее самовластно во зло дарованные владычественные силы, но свободно и благочинно к Божественному как само восходящее, так и других свято к Нему приводящее и, сколько возможно, уподобляющееся Источнику и Подателю всякой власти и изображающее Его... в совершенно истинном употреблении своей владыческой силы".

7. Начала

Начала - это легионы ангелов, защищающих религию. Они составляют седьмой хор в иерархии Дионисия, следующий непосредственно перед архангелами. Начала придают силу народам Земли, чтобы отыскать и пережить свою судьбу.
Считается также, что они являются хранителями народов мира. Выбор этого термина, как и термина "власти", для обозначения чинов ангелов Божьих несколько сомнителен, поскольку в. "Послании к ефесянам" "начальствами и властями" названы "духи злобы поднебесные", против которых должны биться христиане ("К ефесянам" 6:12).
Среди тех, кого считают "главными" в этом чине, - Нисрок, ассирийское божество, которое оккультные писания считают главным князем - демоном ада, и Анаил - один из семи ангелов созидания.

В Библии сказано: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни
Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее... не может отлучить нас
от любви Божией во Иисусе Христе, Господе нашему (Рим., 8.38). По
классификации Псевдо-Дионисия. начала входят в состав третьей триады
наряду с архангелами и собственно ангелами. Псевдо-Дионисий говорит:
"Имя небесных Начальств означает Богоподобную способность начальствовать и управлять сообразно священному порядку, подобающему начальствующим Силам, как самим всецело обращаться к Безначальному Началу, так и других, как свойственно Начальству, к Нему руководствовать, отпечетлевать в себе, сколь возможно, образ неточного Начала и. наконец, способность выражать премирное Его начальство в благоустроении начальствующих Сил.., Провозвестнический чин Начальств, Архангелов и Ангелов попеременно начальствует над человеческими Иерархиями, чтобы в порядке было восхождение и обращение к Богу, общение и единение с Ним, которое и от Бога благодательно распространяется на все Иерархии, начаждается чрез сообщение и изливается в священнейшем стройном порядке".

8. Архангелы

Архангелы - Слово это греческого происхождения и переводится как «ангелоначальники», «старшие ангелы». Термин "Архангелы" появляется впервые в грекоязычнон иудейской литературе предхристианского времени (греч. извод "Книги Еноха" 20, 7) как передача выражений вроде ("великий князь") в приложении к Михаилу ветхозаветных текстов (Дан. 12, 1); затем этот термин воспринимается новозаветными авторами (Иуд. 9; 1 Фесс. 4, 16) и более поздней христианской литературой. Согласно христианской небесной иерархии, они занимают место непосредственно над ангелами. Религиозная традиция насчитывает семь архангелов. Главный здесь Михаил-архистратиг (греч. «верховный военачальник») — предводитель воинств ангелов и людей в их вселенской битве с Сатаной. Оружием Михаила служит пламенный меч.
Архангел Гавриил известен более всего участием в Благовещении Деве Марии о рождении Иисуса Христа. Как вестника сокровенных тайн мира, его изображают с цветущей ветвью, с зеркалом (отражение тоже способ познания), а иногда со свечой внутри светильника — тот же символ сокрытого таинства.
Архангел Рафаил известен как небесный целитель и утешитель страждущих.
Реже упоминаются четыре других архангела.
Уриил — это небесный огонь, покровитель тех, кто посвятил себя наукам и искусствам.
Салафиил — имя верховного служителя, с которым связано молитвенное вдохновение. На иконах его пишут в молитвенной позе, с крестообразно сложенными на груди руками.
Архангел Иегудиил благословляет подвижников, охраняет их от сил зла. В правой руке у него золотой венец как символ благословения, в левой — бич, отгоняющий врагов.
Варахиилу отведена роль раздатчика вышних благ простым труженикам, прежде всего земледельцам. Его изображают с розовыми цветами.
О семи небесных архангелах говорит и ветхозаветное предание. Их древнеиранская параллель — семь благих духов Аме ша Спента («бессмертных святых») находит соответствие мифологии Вед. Это указываем на индоевропейские истоки учения о семи архангелах, которое в свою очередь соотносится древнейшими представлениями людей о семеричной структур бытия как божественного, так и земного.

9. Ангелы

И греческие, и еврейские слова выражающие понятие "ангел", означают "вестник". Ангелы часто выполняли эту роль в текстах Библии, однако авторы ее нередко придают этому термину и другой смысл. Ангелы являются бестелесными помощниками Бога. Они появляются в виде людей с крыльями и ореолом света вокруг головы. Обычно о них упоминается в Еврейских, Христианских и Мусульманских религиозных текстах. Ангелы имеют вид человека, «только с крыльями и одеты в белые одежды, : творил их Бог из камня»; ангелы и серафимы — женщины, херувимы — мужчины или дети) <Иваницкий, 1890>.
Добрые и злые ангелы, посланцы Бога или дьявола, сходятся в решающей битве, описанной в книге Откровения. Ангелы могут быть обычными людьми, пророками, вдохновляющими на благие свершения сверхъестественными носителями всякого рода вестей или наставниками и даже безличными силами, как ветры, облачные столбы или огонь, которые вели израильтян во время их исхода из Египта. Чуму и моровую язву называют злыми ангелами Св. Павел называет свою болезнь «вестник Сатаны». Многие другие явления, как вдохновение, внезапные побуждения, провидения, также приписываются ангелам.
Невидимые и бессмертные. Согласно учению церкви, ангелы — бесполые невидимые духи, бессмертные со дня их творения. Ангелов много, что вытекает из ветхозаветного описания Бога — «Господь воинства». Они образуют иерархию из ангелов и архангелов всего воинства небесного. Ранняя церковь четко разделила девять типов, или «чинов», ангелов.
Ангелы служили посредниками между Богом и его народом. В Ветхом Завете говорится, что никто не мог увидеть Бога и остаться живым, поэтому непосредственное общение между Всемогущим и человеком часто изображается как общение с ангелом. Именно ангел не дал Аврааму принести в жертву Исаака. Моисей видел ангела в горящем кусте, хотя при этом слышался голос Бога. Ангел вел израильтян во время их исхода из Египта. Время от времени библейские ангелы выглядят совсем как смертные, пока не открывается их истинная сущность, подобно ангелам, которые пришли к Лоту перед ужасающим разрушением Содома и Гоморры.
Безымянные духи. В Священном писании упоминаются и другие ангелы, например дух с огненным мечом, который преградил путь Адаму обратно в Эдем; херувим и серафим, изображенные в виде грозовых туч и молний, что напоминает о вере древних евреев в бога грозы; посланец Бога,который чудесным образом вызволил Петра из тюрьмы, кроме того, ангелы, которые явились Исаие в его видении небесного суда: «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Его стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал».
Сонмы ангелов несколько раз появляются на страницах Библии. Так, хор ангелов возвестил рождение Христа. Архангел Михаил командовал многочисленным небесным воинством в битве с силами зла. Единственные ангелы в Ветхом и Новом Заветах, которые имеют собственные имена, — это Михаил и Гавриил, принесшие Марии весть о рождении Иисуса. Большинство ангелов отказывалось назвать себя, это отражало бытовавшее поверье, что раскрытие имени духа уменьшает его могущество.