Суннат намазы. Намаз по шафиитскому мазхабу

Вопрос:

Какова позиция шафитского мазхаба касательно желательных намазов, совершаемых после обязательных и перед ними (раватиб). Сколько их, какие из них более желательны (муаккада), а какие – менее (гейр муаккада)? Разъясните, на какие виды делятся желательные (мандуб) молитвы.

Ответ:

Для начала надо разобраться с терминологией и понять, что подразумевается под такими категориями, как «сунна» и «мандуб». То, что вы назвали сунной в своем вопросе, – это желательные молитвы, которые факихи называют «раватиб», т. е. желательные молитвы, совершение которых связано с совершением обязательных молитв. В шафиитском мазхабе все молитвы, кроме обязательных, называются «нафль» или «татавву», и их синонимами являются «суннат», «хасан», «мураггаб фих», «мустахаб» и «мандуб». Всё это в книгах мазхаба – синонимы, и их заменяют словами «нафль» или «нафиля».

Что касается желательных молитв, которые совершаются до и после обязательных, то их задача – устранить и смыть небольшие неточности или забывчивость, которая нападает при совершении обязательных молитв.

Так как вопрос касается не обязательных молитв, а желательных, то тут существует множество мнений. Мы всегда должны проявлять гибкость в этих вопросах и понимать, что наличие разных мнений – это милость для общины. Но, тем не менее, достоверное мнение в мазхабе (аль-кавль аль-мутамад) хорошо разъяснено в книге «Фатх аль-муин» учеником имама Ибн Хаджара имамом аль-Маллибари, рахимахуллах.

Наш мазхаб делит желательные молитвы на две группы:

1. Молитвы, которые желательно совершать с джамаатом, и это два праздничных намаза, кусуф и хусуф (намазы лунного и солнечного затмения), истиска (намаз испрашивания дождя) и таравих.

2. Намазы, которые желательно совершать индивидуально, такие, как раватиб, витр, зуха, намаз приветствия мечети (тахият масджид), истихара, намазы, совершаемые в Мекке (таваф и ихрам), намаз, совершаемый после омовения, аввабин (намаз между магриб и иша), тасбих и ташахуд.

Намазы-раватиб (ещё их называют «ас-сунан ар-ратиба маа аль-фараид», т. е. сунны, которые совершают вместе с обязательными молитвами) – это желательные молитвы (нафиля), которые совершают до или после обязательных молитв. Они, в свою очередь, делятся на два вида: раватиб муаккада и раватиб гейр муаккада.

Общеизвестно, что раватиб муакада – это 10 ракаатов (одним из смыслов и мудростей того, что таравих состоит именно из 20-ти ракаатов, является удвоение количества раватибов муаккада, чтобы получить большую награду в этот благодатный месяц; на самом деле, таравих – это тоже вид раватиба).

Итак, 10 раватибов муаккада:

Два ракаата перед субх;

Два ракаата до зухра;

Два ракаата после зухра;

Два ракаата после магриба;

Два ракаата после иши.

Раватиб гейр муаккада – это 12 ракаатов:

Два дополнительных ракаата перед зухром;

Два дополнительных ракаата после зухра;

Четыре ракаата перед асром (с двумя саламами);

Два коротких ракаата перед магрибом (в промежуток времени между азаном и икаматом)

Два коротких ракаата перед ишей (в промежуток времени между азаном и икаматом).

В итоге получается 22 ракаата каждый день.

Более корректное понимание значимости желательных молитв лежит не в терминах «сунн», «мандуб» или «нафль», как может показаться на первый взгляд. Все намазы по их значимости можно разделить на две группы:

1. Обязательные молитвы;

2. Желательные (нафль, татавву, суннат, хасан, муггараб фих, мустахаб, мандуб).

Кто слушается Пророка (мир ему и благословение), тот слушается . В суре «Нур» Корана сказано: «Слушайтесь Аллаха и Пророка, а если вы не внемлите им, то сами будете отвечать за себя».

Эти слова Всевышнего Аллаха показывают, что выполнение сунны Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) верующими обеспечивает им нахождение правильного пути и милосердие Аллаха. Тот, кто стремится к вере, стремится ко всему, что укрепит его иман, что сделает его ближе ко Всевышнему, и сунна является как раз тем средством.

Выполнение некоторых сунн может казаться сложнее, чем совершение других. Но, за ними кроется огромное благо и баракат, зная о которых, мусульманин бы ни за что от них не отказался. Изучите представленный ниже список таких сунн для выполнения, посмотрите, какие вы выполняете, а какие нет. Возможно, пришло время поднять ваш иман на новый уровень.

1. Совершение тахаджуда (добровольный ночной намаз).

СУННАТ-НАМАЗЫ (НАВАФИЛЬ)

Навафиль в буквальном переводе означает «добавление». В шариате навафилем называются намазы, добавляемые к обязательным намазам. Тому, кто совершит эти суннат-намазы, в ахирате будет большое вознаграждение, но и тому, кто не совершит, не будет греха

Суннат-намазы делятся на 2 вида: первые - совершаемые вместе с обязательными намазами, вторые - совершаемые самостоятельно, т. е. не связанные с какими-либо намазами.

Совершаемые вместе с обязательными намазами суннаты тоже имеют 2 вида: те, на которые особо было указано, т. е. суннатун-муаккад, и те, на которые не было особо указано, т. е. гайру-муаккад.

Суннат-намазы, добавляемые к обязательным, на которые особо указал Пророк (мир ему и благословение)

  1. Два ракаата, совершаемых перед утренним намазом. Это суннат, над совершением которого нужно больше всего усердствовать. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Два ракаата суннат-намаза утром лучше мира и всего, что есть в нем».

Если при входе в мечеть человек, не совершивший суннат-намаза, увидит, что совершается коллективный намаз, то он, если не рискует пропустить его, может совершить суннат и во втором ракаате вступить в намаз со всеми остальными. Если же намаз может завершиться до его вступления в него, то нельзя совершать суннат-намаз - нужно вступить в коллективный намаз. А тот суннат он возместит после восхода солнца во время зуха-намаза.

  1. Желательно перед обеденным намазом совершить четыре ракаата суннат-намаза одним саламом. Айша (да будет доволен ею Аллах) передает, что Пророк (мир ему и благословение) не пропускал четыре ракаата перед обеденным фарз-намазом.
  2. Также суннатун-муаккадом является совершение двух ракаатов после обеденного фарз-намаза. При этом желательно совершить еще два ракаата. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Того, кто соблюдает совершение по четыре ракаата суннат-намазов до и после обеденного фарз-намаза, Всевышний защитит от огня».
  3. Два ракаата после ночного намаза также являются суннатун-муаккадом.

Подтверждением необходимости нашего усердия в этих намазах является хадис Пророка (мир ему и благословение): «Тому, кто будет усердствовать на двенадцати ракаатах в сутки, Всевышний построит дом в Раю. Это два ракаата до утреннего намаза, четыре перед и два после обеденного и по два ракаата после вечернего и ночного намазов».

  1. Суннатун-муаккадом является совершение четырех ракаатов до джума-намаза и также после него с одним саламом.

Суннат-намазы, не являющиеся муаккадами, т. е. на которые не было особо указано

  1. Второй дополнительный двухракаатный намаз после обеденного фарз-намаза. Но при этом совершают одно намерение так, чтобы и одним саламом завершить все четыре ракаата. После первого «Ат-Тахийяту» салам не дают, а встают и читают дуа вступления в намаз, совершают два ракаата и после четвертого ракаата завершают намаз саламом.
  2. Четыре ракаата перед послеобеденным намазом.
  3. Четыре ракаата перед ночным намазом.
  4. Вторые два ракаата суннат-намаза после ночного намаза, наподобие послеобеденного намаза.

От того, что не было проявлено усердия, эти суннаты не нужно упускать. Пророк (мир ему и благословение) их совершал и лишь изредка пропускал.

Суннат-намазы, совершаемые отдельно от обязательных намазов

  1. Шесть ракаатов после вечернего намаза.
  2. Два ракаата тахийят-намаза. Совершаются при входе в мечеть во время, когда не порицательно совершать намазы. Его может заменить и намаз, и фарз-намаз, совершенный по приходу в мечеть.
  3. Два ракаата, совершаемые после омовения.
  4. Зуха-намаз. Самое меньшее количество его ракаатов - два, самое большее - восемь, а среднее число - четыре. Время зуха-намаза наступает, когда солнце поднимется над горизонтом на размер штыка, т. е. через полчаса после восхода, и не проходит до наступления времени обеденного намаза.
  5. Тахаджуд-намаз. Это очень ценный намаз. Он ценнее суннат-намазов, совершаемых днем. Количество ракаатов его доходит от двух до восьми.
  6. Истихара-намаз. Истихара - это испрашивание у Всевышнего Аллаха того, в чем есть польза или добро.

Истихара совершают заранее, чтобы можно было выбрать лучшее решение из дозволенных путей. Но в делах, в которых есть добро, таких, как совершение намаза, хадж, или в тех, которые мы знаем, что это плохо, т. е. отвергнуто шариатом, истихара не предписан. Пророк (мир ему и благословение) учил этому своих сподвижников подобно тому, как обучал Корану. Джабир бину Абдулла передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обучал их истихара-намазу и говорил: «Вы совершайте два ракаата суннат-намаза, затем прочитайте: «Аллагьумма инни астахирука бигIилмика ва астакъдирука бикъудратика ва асъалука мин фазликаль гIазими фа иннака такъдиру вала акъдиру ва тагIламу ва ла агIламу ва анта гIалламул гъуюби. Аллагьумма ин кунта тагIламу анна гьазал амра (здесь упоминается то, что вы намерены сделать) хайрун ли фи дини ва магIаши ва гIакъибати амри ва гIажилигьи ва ажилигьи факъдургьу ли ва яссиргьу ли сумма барик ли фигьи, ва ин кунта тагIламу анна гьазаль амра (здесь также упоминается то, что вы намерены сделать) шаррун ли фи дини ва магIаши ва гIакъибати амри ва гIажилигьи ва ажилигьи фасрифгьу гIанни васрифни гIангьу вакъдур ли хайра хIайсу кана сумма арзини бигьи» («О, мой Аллах, я прошу Тебя выбрать лучшее Твоим знанием, я прошу силы от Тебя посредством могущества Твоего. Поистине, Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я не знаю. О, мой Аллах, поистине, мое дело, намерение (здесь упоминается то, что вы намерены сделать), если полезно для меня, моей религии, для мирских дел, для исполнения моих планов, будущих и настоящих, то сделай это судьбой для меня и ниспошли мне благодать (баракат) в этом деле, и облегчи мне его совершение. А если это дело (здесь также упоминается то, что вы намерены сделать) вредно для меня и моей религии, для мирских дел моих, для моих планов, будущих или настоящих, отврати его») .

Это дуа читается после совершения двух ракаатов, затем приступают к тому, что задумал. Если начало этого дела будет хорошим - Аллах ему облегчит его, если нет - затруднит. Намаз и дуа тоже нужно совершить как можно в большей богобоязненности. Есть еще и другие методы истихара, описанные в книгах. Желательно повторить истихара 7 раз.

  1. Тасбих-намаз. Состоит из четырех ракаатов. Можно совершить по два ракаата, можно и в четыре ракаата. После дуа сана"а при вступлении в намаз 15 раз читают тасбих (СубхIаналлагьи вальхIамдулиллагьи вала илагьа иллаллагьу валлагьу акбар). Затем читают суру «Аль-Фатиха» и далее 10 раз тасбих. Затем 10 раз после тасбиха на поясном поклоне, 10 раз после поднятия с руку", по 10 раз в обоих земных поклонах, 10 раз между поклонами. Намерение совершают как для суннат-намаза тасбиха, т. е. во всех перечисленных местах тасбих читается по 10 раз, кроме как до чтения суры «Аль-Фатиха». Здесь читают 15 раз.
  2. Намаз исполнения желаний.

Бисмилля альхамдулилля ва с-салляту ва с-салляму аля расулиЛЛя ва аля алихи ва асхабихи аджмаин.

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух.

Вот несколько практических советов относительно того, как провести время в Рамадан:

1. Постараться совершать все намазы в мечети с джамаатом.

Попробовать изменить свой режим для и постараться все намазы в месяц Рамадан совершить в мечети (для мужчин). Совершение намазов в джамаате имеет огромное значение, особенно в этот месяц. Даже если человек работает, Рамадан – это хорошее время взять отпуск, если он не может взять отпуск, то сейчас лето, на большей части территории России и СНГ световой день длинный, так что можно даже работая выкроить 5-10 минут и сходить в мечеть (если мечеть находится рядом) и сделать намаз в джамаате. Нужно постараться изменить себя, воспитав в себе истикамат (постоянство) привязанности к мечети, совершения намазов в джамаате, и Рамадан – лучшее время начать это делать*.

2. Второй момент относительно Рамадана – это совершение намаза таравих. Постараться каждую ночь ходить в мечеть на этот намаз,если есть мечеть где он совершается. Также не стоит обращать внимание на различные глупости насчет того, что таравих состоит из 8 ракаатов, нужно найти мечеть, где он совершается в 20 ракаатов и ходить в эту мечеть. Все четыре мазхаба едины в том, что суннат-намаз таравих состоит из 20 ракаатов.

Если есть мечеть, где в течение Рамадана делается хатм Корана во время таравиха (полностью прочитывается Коран), нужно стараться ходить в такую мечеть. Если человек не уверен в своих силах (что он сможет выстаивать такие длинные намазы), то он может ходить туда, где таравих читается быстрее. Но это очень похвальное деяние в Рамадан.

3. Нужно уделить особое внимание Корану. Если человек плохо читает Коран, то нужно постараться найти себе учителя на время Рамадана, и в течение этого месяца вполне возможно овладеть базовыми правилами и научиться читать Коран по правилам таджвида. Если человек выучил когда-то некоторые суры, но забыл, нужно начать их повторять, чтобы хотя бы джуз амма (30 джуз) у человека был повторен на автомате, он мог его прочитать, не запинаясь.

Нужно в течение дня выделить себе время – хотя бы двадцать минут или полчаса, именно для повторения сур, которые человек заучил, но потом забыл или плохо помнит, чтобы они у него были постоянно на памяти. Хороший способ повторения выученных сур – это их повторение в намазе. Обычно люди очень ленивы в этом вопросе – читают в намазах лишь суры Ихляк, Фаляк и Нас, это одна из причин (такая практика), что суры забываются. Нужно стараться читать более длинные суры в намазе – хотя бы на уровне джуза амма, последние суры джуза амма читать в намазе, к примеру, в четырех ракаатах суннат-намаза перед зухром, в четырех ракаатах после зухра, в суннат-намазе после намаза иша, после магриба – в этих намазах стараться читать более длинные суры, повторяя их.

4. Сделать месяц Рамадан месяцем намаза. Если человек не совершал сунны муаккада (сильно желательные сунны) в намазе, то начать их совершать и постоянствовать в суннах гейр-муаккада, которые считаются мандуб (просто желательными). К примеру, два ракаата суннат-намаза перед фаджром у нас считаются муаккада, затем четыре ракаата перед зухром – также сунна-муаккада и два ракаата после зухра – также сунна-муаккада (но нужно постараться совершать четыре ракаата суннат-намаза после зухра). Также нужно стараться совершать четыре ракаата перед аср-намазом, хотя это сунна гейр-муаккада, но это желательное деяние. После магриба у нас также следует два ракаата намаза сунна-муаккада, а затем шесть ракаатов суннат-намаза аввабин, этот намаз – идеальная возможность для повторения выученных сур. Многие праведные люди старались полджуза или джуз Корана прочитывать именно в шести ракаатах намаза аввабин. Также перед иша-намазом четыре ракаата намаза – это сунна гейр муаккада, нужно постараться совершать ее. Если человек ленился читать эти суннат намазы в другое время, в Рамадан стоит проявить химмат (усердие) в этом вопросе. Также совершать четыре ракаата суннат-намаза после иша и соответственно, витр намаз, но он совершается в джамаате во время таравиха.

Также если человек держит пост, он будет просыпаться на сухур и кушать в это время. Это идеальное время для совершения тахаджуд-намаза, поскольку человек встает в это время, чтобы поесть. Это идеальное время – перед рассветом, для тахаджуд намаза. Нужно постараться делать намаз насколько возможно длинным – пять минут, десять минут, во время Рамадана будет невероятная награда за этот тахаджуд намаз. Следует не пропускать тахаджуд намаз, поскольку человек, вставая на сухур, будет получать и награду за сухур и награду за тахаджуд, если его совершает.

5. Желательно во время Рамадана сделать хатм Корана – полностью прочитать Коран самостоятельно . Если человек умеет это делать, ему следует это сделать – разделить Коран по дням месяца и хотя бы джуз Корана прочитывать каждый день, это тоже сунна. Некоторые ученые говорят, что есть две сунны – когда ты самостоятельно прочитываешь и делаешь хатм Корана и когда ты слушаешь чтение Корана, когда его читает кто-то другой, это две отдельные сунны. Если человек объединит их вместе, это будет идеальным для Рамадана.

6. Стараться огородить себя от бесполезных и запретных вещей – все, что связано с телевизором, с музыкой , все, что отвлекает человека от поклонения Всевышнему Аллаху. Нужно стараться полностью убрать эти вещи из своей жизни. Если человек сможет в течение месяца от этого отказаться, то он сможет и в течение года без этих вещей прожить. Не говоря о том, что, к примеру, просмотр телевизора содержит в себе элементы запрещенного с точки зрения шариата, это бесполезная трата времени.

Если у человека получится соблюдать все вышеперечисленное должным образом, то иншаАллах, у человека получится провести Рамадан полноценно.

7. Также во время Рамадана нужно стараться уделить внимание садака (милостыне, благотворительности), стараться больше помогать нуждающимся , если есть возможность решить проблему другого мусульманина, то постараться это сделать, помочь ему. За это человек получит большую награду.

Если человек не привык так жить, ему это будет сложно, так что не стоит перегружать себя совершением различных поклонений, чтобы не вышло так, что пару дней ты это все будешь делать, а потом устанешь и вообще ничего делать не сможешь. Каждый человек знает свой уровень, но нужно все-таки стараться делать больше, чем он делал в течение всего года, необходимы некоторые дополнительные усилия. Человеку не стоит делать то, что ему не по силам, но некоторые дополнительные усилия необходимо проявить. Необходимо постараться изменить себя, чтобы Рамадан стал месяцем духовного изменения и преображения.

На этом мы закончим.

Абу Али аль-Ашари (Рашид Исаев)

_________

*Внимание сестрам! Эти советы (о посещении мечети) касаются мужчин, женщинам, напротив, не следует посещать мечеть в этот месяц, поскольку там бывает много мужчин, для женщины самый лучший намаз – который совершается дома (Примечание редактора).

Вопрос. Мы видим в мечетях некоторых молящихся, не исполняющих сунну после первого азана в пятницу, а большинство исполняют этот намаз до фарда, как и после фарда. Поэтому прошу разъяснить шариатскую законодательность суннат-намазов до и после пятничного фард- намаза, да вознаградит вас Аллах.

Ответ.
После хвалы Аллаху, Всеодаривающему, Ведущему к истине.
Намазы делятся на две категории:
1. Фард-намазы - обязательные для исполнения каждому половозрелому мусульманину и мусульманке в здравом уме. Исполняющий получает воздаяние, не исполняющий - наказание, отрицающий его - неверие. Это пятикратная молитва: утренняя, обеденная, предзакатная, вечерняя и ночная.
2. Суннат-намазы. Исполнение - вознаграждение, но оставляющим наказания не предусматривается. Есть усиленная сунна , исполняемая вместе с фардом (раватиб): два ракаата перед утренним, четыре ракаата до и два после обеденного, два после вечернего, два после ночного и витр-намаз три ракааата. Есть не усиленные сунны : четыре ракаата до предвечернего, два до вечернего, четыре до ночного. Также есть сунны, связанные со временем и местом : тахаджуд-намаз читается до утреннего намаза, время духа-намаза вступает с восхода Солнца и до зенита, таравих-намаз в месяц Рамадан, намаз испрашивания дождя, лунного и солнечного затмений, при принятии решений, проблемах, перед путешествием, после свадьбы, приветствие мечети, два ракаата перед ихрамом, после тавафа и омовения и другие. Нафль-намаз исполняется в любое время.

Что касается пятничного намаза, то он имеет свои особенности и свои далили, так как он заменяет обеденный намаз. Он состоит из двух ракаатов фарда, перед которыми две хутбы, и после и до него читается сунна.

Сунна после фарда составляет четыре ракаата, минимум два и в этом нет разногласий, так как это усиленная сунна, которую исполнял Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует). Как приводит Муслим от Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал: "Тот из вас, кто будет молиться после джумга, пусть исполнит четыре ракаата". Также приводит Бухари и Муслим от Ибн Умар (да будет доволен ими Аллах): "Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) после джумга исполнял два ракаата у себя дома".

Что же касается сунны, читаемой до джумга, то некоторые учёные не ограничивают её определённым количеством ракаатов, а говорят, что человек может исполнить до джумга столько ракаатов сколько считает нужным, как это делали сподвижники. Они старались пораньше прийти на джумга и тем самым заслужить больше воздаяний и читали столько ракаатов, сколько могли. Кто-то читал десять ракаатов, кто-то меньше, но когда выходил Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) из своего дома рядом с мечетью и поднимался на минбар, то сподвижники прекращали молиться дабы слушать хутбу, муедзин читал перед Ним азан и начиналась хутба. Как приводит Бухари от Салман Аль-Фариси (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал: "Кто совершит полное омовение в пятницу, очистившись должным образом, умастится маслами или благовониями, а после отправится в мечеть, не шагая по головам, будет молиться, сколько пожелает до появления имама и затем будет молча слушать, получит прощение от этой и до следующей пятницы". И в "Сахих Муслим" от Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) приводится как Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал: "Кто совершит полное омовение и отправиться на пятничный намаз, будет молиться сколько пожелает, молча будет слушать пока имам не закончит хутбу, а затем исполнит намаз за ним, тот получит прощение от этой и до следующей пятницы с запасом трёх дней ". Так же приводит Абу Дауд в своём "Сахих": "Ибн Умар (да будет ими доволен Аллах) читал много ракаатов до джумга и два ракаата после джумга у себя дома и говорил, что так же поступал и Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует)". Так же Бухари приводит эти хадисы в разделе под заглавием "Молитвы до и после джумга", а учёные знают, что его заглавия это по сути его фикх. Приводится много других хадисов, указывающих на предписание суннат-намаза перед фардом джумга. Приводит Аль-Базар от Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах): "Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) исполнял два ракаата до и четыре после джумга". И "Табарани" в "Золотой середине": "Посланник Аллаха исполнял четыре ракаата до и четыре после джумга" . Передаёт Хаммад, что он слышал, как сказала София: "Я видела, как Сафия бинт Хайя исполняла четыре ракаата до выхода имама, затем два ракаата за имамом". Некоторые считают эти три хадиса слабыми, даже если это так, всё же при этом можно следовать слабым хадисам если они не противоречат более сильным, это правило известное всем учёным.

Абу Хурайра и Абу Суфьян передают от Джабира (да будет доволен ими Аллах):

Вошёл в мечеть Сулейк Аль-Гатфани когда Посланник Аллаха читал хутбу и Пророк спросил его:

Исполнил ли ты два ракаата прежде чем прийти в мечеть?

Тот ответил:

Пророк сказал:

Исполни два ракаата и не затягивай их.

Приводится Абу Дауд.

Это указывает на то, что это два ракаата сунны джумга, а не приветствие мечети, потому что Пророк спросил: "...прежде чем прийти в мечеть...". Намаз приветствия мечети не исполняется дома. И войдя в мечеть Сулейк сел, тем самым пропустив приветствие мечети. "...и не затягивай их", то есть прочитать скорее, чтобы слушать хутбу.

Что касается факихов, то ханафиты, шафииты и ханбалиты (по одному из мнений) считают необходимым читать сунну перед джумга аргументируя это хадисом, приведённым Бухари и Муслим в их "Сахих" от Абдулла бин Мугаффаль: "Между каждыми двумя азанами намаз". Повторил Он это три раза, и на третий сказал: "Тому, кто пожелает". "между двумя азанами" здесь имеется в виду азан и икамат. Это один из литературных способов арабского языка удвоение существительного как, например, две луны - Солнце и Луна, два родителя - отец и мать. Под "каждыми" подразумеваются все намазы в том числе и джумга, в которых есть азан и икамат, следовательно, между ними надо читать сунну. Во времена Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует) читался лишь один азан, а Усман бин Аффан (да будет доволен им Аллах) во время своего правления добавил ещё один азан и теперь следует исполнять эту сунну между первым и вторым азаном, до выхода имама на хутбу. Приводится другой хадис Аттирмизи что Ибн Мас"уд (да будет доволен им Аллах) исполнял четыре ракаата до и четыре после джумга. Опираясь на этот хадис, можно сказать, что подобное не является собственным иджтихадом Ибн Мас"уда, а только его следование Пророку (да благословит Его Аллах и приветствует).

Маликиты и ханбалиты (по другому мнению) отрицают сунны перед джумга, аргументируя это хадисом, приведённом в обоих сахихах от Ибн Умар (да будет доволен ими Аллах) о том, как Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) исполнял два ракаата до и после обеденного намаза, после вечернего намаза два ракаата у себя дома, после ночного намаза два ракаата и не читал сунну после пятничного намаза, а уйдя домой, исполнял там два ракаата. В этом хадисе Ибн Умар не упоминает о сунне перед пятничным намазом. На это я отвечаю так: Ибн Умар знал о том, что Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) исполнял перед джумга сунну и Ибн Умар не стал повторять сказанные многими доказательства.

От Абдулла бин Зубейр приводятся слова Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует): "Перед каждым фард намазом - два ракаата". Приводит Ибн Хиббан в своём "Сахих" и это относится ко всем намазам, в том числе и к джумга.

Заключение.

После подробного изложения становится ясно, что намаз перед джумга - единое мнение учёных и все риваяты говорят об этом и все сподвижники следовали этому. Единственная разница в названиях, кто-то называет это сунной кто-то нафлем. Но аргументы в пользу первого мнения, тем более, что пятничный намаз заменяет обеденный, а перед ним и после читается сунна. И я считаю, (но лишь Аллах Всезнающий) что не надо оставлять этот намаз, как бы он не назывался, сунной или нафлем, дабы не упустить пророческую сунну, а следовать за сподвижниками (да будет доволен ими Аллах). К тому же, намаз этот исполняется в дозволенное время, так зачем же лишаться этого воздаяния?!

Во многих мечетях я видел, когда все встают чтобы исполнить этот намаз перед джумга, но некоторые остаются сидеть, кто-то из них или сидит молча, или делает дуа, читает зикр или играет с телефоном, даже не подозревая, что именно в этих действиях множество ошибок с точки зрения шариата. Во-первых, своим сидением они разрушают единство мусульман и отделяются от них, нарочито показывая, что только им одним ведома истина, а все остальные заблуждаются. Подобное может привести человека к разрушительному самообольщению и показухе, да убережёт нас Аллах от этого. Ибо именно в поклонении категорически запрещено отделяться от мусульман.
Кроме прочего, они отрицают всё то, что все мусульмане считали хорошим и передавали из поколения в поколение, исполняя этот намаз. Этим довольны Аллах и Его Посланник, ведь это поклонение, а не прегрешение. Приводится как Абдулла бин Мас"уд (да будет доволен им Аллах) сказал: "Воистину Аллах посмотрел в сердца людей и выбрал Мухаммада (да благословит Его Аллах и приветствует) и отправил Его со Своим Откровением, после ещё посмотрел в сердца людей и выбрал Ему сподвижников, и сделал их помощниками Его религии и везирами Его Пророка. То, что мусульмане считают благом, то и у Аллаха благо, а то, что считают скверным они, то и у Аллаха скверно".

Хадис сподвижника, хороший, приводится Ахмадом в "Муснад", Аль-Базар, Аттаялиси, Аттабарани, Абу Наим в "Украшение", и Аль-Байхаки.
Чтение же дуа или зикра во время молитвы причисляется к измышлению своего шариата, ибо нет на это ни сильного, ни слабого доказательства. Так и получается, что предписанное - отвергает, а не важное - ревностно исполняет.

Игра на мобильном телефоне во время чтения хутбы не только не принесёт воздаяния, но и является запрещённой.

Аллах Всезнающий и Мудрый, и не забудьте нас в своих молитвах к Нему.

Шейх Абдурраззак.