Стоит ли зацикливаться о смерти. Стоит ли бояться смерти? Страх смерти как эволюционный механизм

Адекватная самооценка играет важную роль в жизни человека. А для ребенка нет ничего хуже, чем заниженная оценка собственных возможностей и успехов. Семилетний возраст можно назвать переходным периодом. В семь лет дети прощаются с детским садом и идут учиться в школу, а от того, какова их самооценка, во многом зависит выстраивание отношений с одноклассниками и учителем.

Если ребенок трезво и правильно оценивает свои возможности и качества, то с учебой и общением у него проблем не возникнет. Формирование такого качества, как самооценка начинается еще в дошкольном возрасте, поэтому к семи годам она уже вполне сформирована. Если вы заметили, что ваш ребенок недооценивает себя, нужно срочно менять ситуацию.

Чем плоха заниженная самооценка в семь лет?

Если ребенок не уверен в себе, то он не чувствует себя комфортно. Особенно неуютно ему в новых условиях, каковыми и является обучение в школе. Он тревожится, всегда думает о худшем, боится быть обманутым, обиженным, переживает, что не сможет справиться с заданиями. В общении со сверстниками он также думает о плохом, не доверяет и не умеет дружить.

Выполнение домашнего задания превращается в пытку и для ребенка, и для родителей. Он заранее уверен, что задачи ему не по плечу, всегда настроен на неудачу. Дети с заниженной самооценкой не любят пробовать что-то новое, посещать кружки или секции, заниматься непривычными для себя видами деятельности. Сравнивая себя с другими детьми, они не видят своих положительных качеств, а отмечают лишь преимущества сверстников.

Таким образом, у ребенка формируется установка «Я плохо», «Я не могу» и т. д. В будущем это может очень сильно повлиять на его жизнь.

Приемы повышения самооценки у семилетнего ребенка

Семилетний ребенок – это уже достаточно взрослый человек, который понимает и осознает свои поступки. С ним можно разговаривать, обсуждать и достигать соглашения. На этом и основаны основные приемы, рекомендуемые психологами.

  • Дайте ребенку почувствовать себя взрослым. Во-первых, попросите у него совета в каком-либо деле. Это должна быть область, в которой он хоть немного разбирается, чтобы малыш не почувствовал неискренности. Например, если мальчик увлекается футболом, попросите его выбрать подходящий футбольный мяч в подарок папе. Главным правилом является необходимость последовать совету ребенка. Во-вторых, не нужно стеснять просить маленького человека о помощи. Девочка в семь лет вполне способна помочь папе помыть посуду после ужина, а мальчик – донести небольшую сумку с продуктами до дома вместо мамы.
  • Если ваш ребенок увлечен каким-либо видом деятельности, обязательно поощряйте это. Даже если вам не хочется, чтобы в будущем ваш ребенок стал художником, запишите его в художественную школу при наличии таланта. Если дочка имеет приятный голос и любит петь, отдайте ее в музыкальную школу для развития способностей.
  • В случае какой-либо неудачи поговорите с ребенком и постарайтесь выяснить, почему это случилось. Подробный анализ и разбор ситуации поможет ему в дальнейшем не совершать подобных ошибок.

Особенно хорошо эти приемы работают на примере матери и сына, так как здесь можно смоделировать намного больше ситуаций, где мальчик может проявить себя сильным и взрослым.

Важная роль похвалы

Похвала и поощрение успехов – самый быстрый способ добиться у ребенка повышения самооценки. Именно отсутствие адекватной оценки его действий и приводит к занижению самооценки у детей. Однако здесь главное не перестараться, хвалить тоже нужно уметь правильно.

Когда нельзя хвалить детей:

  • из жалости;
  • при желании произвести на ребенка хорошее впечатление;
  • не подлежат похвале его одежда, игрушки, вещи;
  • не нужно оценивать и хвалить внешность ребенка.

Ребенок очень внушаем. Нельзя кидаться фразами о том, что у него ничего не получится, что в будущем из него не вырастет талантливый хороший человек, что он не справится с каким-либо делом. Прямое внушение приводит к психологическому программированию дальнейшей жизни семилетки.

Похвала – это тоже внушение, но только позитивное. Каждый ребенок обладает своими талантами. Задача родителей – выявить их и развить. Поощряйте ребенка, когда он самовыражается в любом направлении, независимо от ваших пожеланий, и обязательно хвалите его за достигнутые успехи.

Если ваш ребенок одержал победу на соревнованиях, получил пятерку в школе или просто сделал красивую поделку, обязательно похвалите его и скажите, как вы им гордитесь. Гордость родителей – это лучший стимул для дальнейшего развития ребенка.

Насколько успешно будет осуществляться становление ребёнка как личности и его успешность во взрослой жизни - зависит от уровня самооценки. На формирование самооценки детей влияют разные факторы, основную роль среди которых играет отношение родителей к ребёнку и его кружение. Как повысить самооценку ребёнку - вы узнаете из нашей статьи.

Формирование у детей разного возраста адекватной самооценки

Самооценка - это то, как личность оценивает себя: свои возможности, свойства характера, поступки, как определяет себе место среди других людей. Для ребёнка самооценка очень важна, ведь она - основа формирования личности. Адекватная самооценка (когда ребёнок объективно воспринимает свои достоинства и недостатки) - это первый уверенный шаг в общество и успешную жизнь. А ведь главное желание родителей - чтобы их ребёнок вырос счастливым и успешным, не правда ли?

Однако далеко не каждая мама или папа знают, как воспитать ребёнка с адекватной самооценкой. Посмотрим, какие особенности формирования самооценки у детей разного возраста.

Задача родителей дошкольников - сформировать хорошую, высокую самооценку.

Самооценка дошкольников обычно слегка завышена. Это считается абсолютно нормальным, так как малыш только ещё учится оценивать себя. Задача родителей дошкольников - сформировать хорошую, высокую самооценку, проявляющуюся в уверенности в своих силах, открытости, коммуникабельности. Как это сделать:

  • тактично и корректно высказывать замечания, избегая частицы «не» (например, не «у тебя не получилось…», а «у тебя получилось, но…»
  • создавать для ребёнка ситуации, в которых он сможет достичь успеха: задания в соответствии с возрастом ребёнка.

«Низкую самооценку, появившуюся у ребёнка ещё в дошкольном возрасте, впоследствии сложно поднять».

Самооценка детей младшего школьного возраста становится более адекватной. Обучаясь, дети по-другому смотрят на свои качества, стараясь их оценить правильно (обычно это происходит на втором году обучения в школе). В третьем классе может появиться даже заниженная самооценка, но чаще всего у учеников начальной школы наблюдается неустойчивая самооценка. Дети начинают критически относиться к себе, отыскивают свои слабые стороны, видят в себе только плохое. А формируется самооценка под влиянием оценок, которые дают педагоги, родители и одноклассники ребёнка в ходе учебно-воспитательного процесса. Поэтому взрослым нужно ощущать ответственность за то, какие оценки и характеристики они дают детям младшего школьного возраста, ведь в этом возрасте одарённому ребёнку легко навесить ярлык неудачника, и наоборот, легко вселить излишнюю уверенность ребёнку, у которого недостаточно для этого оснований.

Самооценка детей среднего школьного возраста характеризуется умением адекватно оценивать себя: успехи, поражения, качества характера. Мнение родителей и учителей отодвигается на задний план, уступая мнению сверстников. Больше всего ученика этого возраста беспокоят вовсе не оценки, а коммуникативные качества, взаимоотношения с одноклассниками. Задача родителей здесь - помочь ребёнку познать себя, создав условия для раскрытия его талантов и сильных сторон характера. Важно также поддержать интерес подростка к учёбе. Помните, что жёсткий контроль снизит самооценку школьника. Нужно позволить ребёнку самому контролировать свой образ мышления и поведения.

Самооценка старшеклассников неустойчива. Старшие школьники становятся чрезмерно ранимыми и чувствительными к критике. Они заняты поиском себя, многие из них недовольны внешностью, у некоторых из них есть романтические переживания, что может стать причины снижения самооценки. Здесь важно родителям выдержать определённый такт и объяснить сыну или дочери, что излишняя самокритика пойдёт только во вред. Подростка лучше не сравнивать со сверстниками, а поддержать на пути становления и самовыражения.

Старшие школьники чрезмерно ранимы и чувствительны

«Совет. Осторожнее с критикой: она в любом возрасте может обратить ваши лучшие побуждения в трагедию для ребёнка. Помните также, что излишняя похвала может стать причиной завышенной самооценки. Во всём важен баланс».

Если хвалить, то правильно

Поощрение и похвала играют значимую роль в повышении самооценки ребёнка. Учёными замечено, что если ребёнка не одобряют в процессе позитивной деятельности, но его оценка существенно понимается, способствуя появления чувства неуверенности. Но и хвалить нужно уметь.

Психологи выделили сферы деятельности, в которых не стоит хвалить ребёнка:

  • за всё, что сделано не своими силами
  • за красоту, здоровье, доброту – это природные способности
  • за игрушки, предметы, одежду или в случае находки
  • из жалости
  • из стремления понравиться.

За что же стоит хвалить и поощрять ребёнка?

  1. За стремление развивать какой-либо природный талант, развиваться, самовыражаться.
  2. За детские заслуги: хорошие отметки, победу на турнире, успехи в творчестве.

«Совет. Повышению самооценки будет способствовать обещание похвалы (одобрения) с помощью правильно подобранной фразы: «Я верю в тебя», «Уверена, у тебя всё замечательно получится», «Ты справишься», «Тебе это под силу» Не транслируйте негативных установок, в которые легко может поверить ребёнок».

Определённые приёмы могут повысить самооценку вашего ребёнка

Вот что советуют психологи родителям для повышения самооценки ребёнка:

  1. Спросите у ребёнка совет. Отнеситесь к ребёнку как к равному, последуйте его совету, даже если он далеко не лучший – это придаст уверенности ребёнку и ощущения значимости.
  2. Попросите помощи у ребёнка.
  3. Чувствуйте моменты, когда взрослому можно побыть слабым – в воспитательных целях.

Отметим, что завышенная самооценка ребёнка – тоже проблема. Преодолеть её можно, если научите ребёнка:

  • прислушиваться к мнению окружающих
  • спокойно воспринимать критику в свой адрес
  • уважать чувства других детей, их желания.

Тесты и игры

Хотите выяснить тип самооценки вашего ребёнка? Воспользуйтесь тестом «Лесенка». Его можно применять для диагностики детей с 3-х лет.

Тест «Лесенка». Нужно нарисовать на бумаге лесенку из 10 ступенек. Покажите её ребёнку и объясните, что внизу стоят самые неудачливые, завистливые, сердитые, плаксивые дети, на ступеньке повыше - чуть получше, не третьей ступеньке - ещё немного лучше и т. д. А на самом верху стоят самые-самые лучшие ребята: умные, весёлые, талантливые, добрые девочки и мальчики. Уточните, понял ли ребёнок расположение ступеней. После этого спросите: на какую ступеньку он сам себя поставит? Пусть малыш отметит ступеньку, сделав символический рисунок себя. Теперь можно делать выводы.

Если ребёнок себя поставил на первую, вторую или третью ступеньку - у него явно заниженная самооценка. Размещение от 4-й до 7-й ступеньки говорит о средней (то есть адекватной) самооценке. А если ваш ребёнок стоит на восьмой, девятой или десятой ступеньке - то это свидетельствует о завышенной самооценке.

Помогите ребёнку овладеть эффективными коммуникативными техниками, правильными поведенческими реакциями, которые можно будет использовать в настоящей жизни.

Для коррекции и поддержания адекватного уровня самооценки ребёнка создана специальная игра «Ситуации».

Игра «Ситуации». Опишите ребёнку несколько ситуаций, которые он должен соотнести со своим поведением. Роли других персонажей возьмите на себя. Например:

  • Ты принимал участие в спортивных соревнованиях и победил, а твой друг оказался в конце списка. Он очень огорчился. Как ты его будешь успокаивать?
  • Папа принёс 3 яблока: тебе и брату (сестре). Как будешь делить? Почему?
  • Ребята во дворе играют в увлекательную игру, а ты немного опоздал на неё. Попроси, чтобы тебя взяли в игру. Как поступишь, если тебя не примут?

Эта игра помогает овладеть эффективными коммуникативными техниками, правильными поведенческими реакциями, которые можно будет использовать в настоящей жизни.

Старайтесь сформировать у ребёнка адекватную самооценку

  1. Не ограждайте ребёнка от ежедневных дел и обязанностей, не решайте за него все проблемы, однако и не перегружайте его. Пусть он примет участие в уборке, получит удовлетворение от труда и заслуженную похвалу. Старайтесь ставить перед ребёнком такие задачи, которые ему под силу: он должен почувствовать себя ловким, умелым и приносящим пользу.
  2. Не перехваливайте ребёнка, но и не забывайте поощрять, если он это заслужил.
  3. Подбирайте адекватные виды похвалы и наказания, тогда и самооценка ребёнка будет адекватной.
  4. Поддерживайте инициативу ребёнка.
  5. Демонстрируйте сами пример адекватного поведения в случае успехов и неудач.
  6. Не нужно сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Лучше сравнить его с самим собой: какой он был сегодня, и какой он будет завтра.
  7. Наказывайте и ругайте ребёнка конкретно за какой-то поступок, а не в целом.
  8. Знайте, что негативная оценка плохо влияет на интерес и творческие успехи.
  9. Ведите доверительные беседы с ребёнком, анализируя его поступки.
  10. Любите своего ребёнка таким, какой он есть.

Будьте внимательны к своему ребёнку: ваша любовь и интуиция подскажут, как правильно сформировать характер ребёнка и поднять, в случае необходимости, его самооценку. Поощряйте положительное поведение ребёнка, хвалите за успехи и вскоре увидите, как уверенно он пойдёт по жизни.

Мудрецы говорят, что мы не можем поменять наше рождение: если мы родились неосознанно, то ничего сделать уже с этим не можем: этот факт уже произошел. Однако же мы можем полностью изменить наш уход из жизни, и для этого человеку необходимо задуматься об этом как можно раньше. Люди просто панически боятся смерти, всячески закрывая на нее глаза, уходя от этих мыслей, несмотря на то, что ни одному человеку не удалось избежать ее. Несмотря на нескончаемые поиски вечной жизни, чудодейственных средств и эликсиров, ни у одного существа не получилось остаться вечно живым. Физическое тело имеет свои границы, свой запас энергии, который с годами уменьшается, и нам приходится покинуть его, как бы мы за него не цеплялись.

Однако же, страхи человека перед смертью не обоснованы. Люди боятся не смерти как таковой, а сопутствующих ей некоторых вещей. И в первую очередь правды, с которой они могут столкнутся. Если вы живете свою жизнь честно, проживая каждый момент настолько тотально насколько вы можете, не отказываясь от своего пути, то к моменту смерти вы подойдете также тотально, понимая, что пришло время распрощаться с этим миром. Однако же, если вы делали много некрасивых, плохих вещей, если вы предавали себя и других людей, если закрывали глаза на то, что должны были сделать, но не сделали, то вам будет очень страшно уходить из жизни. В первую очередь вы будете бояться ответить на следующий вопрос: «Как я прожил эту жизнь? Прожил ли я ее максимально как мог? Или из-за различных страхов я делал то, что не хотел и что шло вопреки моему внутреннему восприятию только потому, что боялся?»

Об этом же говорят и официальные религии, только другим языком: они говорят, что вы переходите в другой мир, где вам придется отвечать перед Богом, и вам будет воздаваться за ваши хорошие и плохие поступки. Однако же, в конце концов, двигаясь внутрь себя, вы понимаете, что никакого другого мира, как и какого-то отдельного от вас Бога, нет: всегда есть ваша реальность и ваше глубинное «я», и если хотите, то можете назвать его Богом. Если вы следуете ему, то все в порядке: находитесь ли вы в этом теле или в другом, это ничего в сущности не меняет. Сегодня вы женщина, а в следующей жизни мужчина, но если вы честно двигаетесь, то сегодня вы будете максимально проживать свою женскую часть, развивая и познавая свои женские качества, а в следующей жизни – мужскую, узнавая тотально свои мужские черты. В этой жизни вы познаете себя как подчиненного, проживая эту свою сторону, а в следующей вы становитесь руководителем, чтобы теперь соединиться и с другой частью происходящего.

Если мы учимся смотреть на мир более объемно, видеть его в комплексе, а не в разрозненных компонентах, то мы можем прожить множество своих ипостасей в течении одной жизни. Мы можем испытать разные свои проявления, вставая то с одной то с другой стороны ситуации. Но это возможно лишь в том случае, если мы отпускаем идею стремления к чему-то. Пока мы продолжаем стремиться к достижению чего-то в жизни, мы не можем быть достаточно открыты, чтобы проживать все то, что нам дается. Мы продолжаем цепляться за какие-то цели и намерения в будущем, и это блокирует нашу возможность раскрываться в настоящем моменте. Мы ищем какой-то реализации в будущем, не проживая настоящее и таким образом постоянно откладываем жизнь на потом. Нам все время кажется, что сейчас жить невозможно так как мы еще что-то не реализовали, но взрослея, мы понимаем, что жизнь так никогда и не наступает. Потому что сначала мы бежим к будущему, а потом сожалеем о прошлом.

Если мы следуем своему пути, не боясь проживать то, что приходит к нам – даже если волны чувств захлестывают нас, то в момент смерти мы также честно столкнемся и с этим своим состоянием. Даже если оно будет пугать, мы отнесемся к нему так же, как и к любому другому страху: если мы научились пропускать его через себя, не давая ему излишней значимости, то мы также сможем отпустить его и в момент ухода из этого мира, давая себе возможность покинуть тело, не цепляясь за него.

Ошо говорит, что смерть это как смена лошадей на станции. Вы понимаете, что это тело уже устало, оно постарело, и ему нужно вернуться туда, откуда оно появилось – в землю, в то время как дух знает, что все равно не может умереть, и поэтому, если ему нужно будет следующее возрождение, он найдет себе новое тело для проживания следующих опытов на Земле. На протяжении жизни вы любите свое тело, заботитесь о нем, чистите его и ухаживаете– это ваш дом на 60-70-80 лет, и вы благодарны ему, что с его помощью можете существовать в этом мире, но вы всегда помните, что это не вы, а все-таки только ваш дом. Оно живет столько сколько ему отпущено, если мы своими неправильными поступками и мыслями не уменьшаем его продолжительность. Если у нас много программ самоуничтожения, то мы можем уйти из жизни раньше, но в любом случае у тела есть только определенный заряд энергии, данный ему родителями, и оно уйдет после того, как этот заряд закончится. Оно может протянуть немного больше, но это все равно будет всего лишь до следующей станции, где его придется оставить.

Провожая людей, которые уходят из жизни, очень важно не цепляться за них. Во-первых, своими слезами и страданиями мы мешаем людям уйти мирно. Людям и так непросто разотожествляться со всем тем, что они привыкли считать «собой», им и так непросто вспоминать кто они есть на самом деле, а еще когда вокруг умирающего человека находится армия плачущих родственников и друзей, они совсем теряются. Им сложно воспринимать уход отсюда правильно – ведь они видят слезы, страдания, все говорят, что они так рано уходят, что надо бы еще пожить, но пришел этот момент и где-то глубоко они знают, что это правильно.

Если это болезнь, то единственное, что действительно может вылечить человека – это его глубокое желание изменить ситуацию. На физическом уровне это должно быть желание жить, а на уровне духа – человек должен понимать, что есть возможность изменить ситуацию на эмоциональном, психологическом уровне. Потому что в конце концов, любая болезнь физического тела – это также и моральная болезнь. Насколько вам психологически нехорошо, настолько вам нехорошо и в вашем теле. Если у вас полно сил и энергии, то вы можете справиться с болезнью, как с физической так и с эмоциональной, но если вы чувствуете, что чтобы вы не делали, ничего не меняется, то наступает уныние, наступает нежелание жить. Поэтому первое, что нужно дать человеку, который болеет – это понимание, что ситуацию можно изменить. Если он примет это, то тогда можно продолжать работать и стараться ему помочь выбраться из болезни, если же нет, то попробовав все и использовав все возможные методы, нужно дать ему возможность уйти спокойно.

Нередки ситуации, когда долго болеющий человек покидал наконец-то свое тело в тот момент, когда ухаживающие за ним люди по каким-то причинам не могли быть с ним. Они потом очень корили себя, что недосмотрели, недоглядели и из-за этого человек умер. Но нужно сказать, что это не всегда и не совсем правильное видение. Обычно эти люди уже давно хотят уйти из жизни, но другие продолжают поддерживать в них маленький язычок пламени, чтобы каким-то образом оставить их здесь. Иногда у человека уже нет почти жизни в теле, оно даже может быть парализованным, но другой так любит его, что годами ухаживает за ним, оставляя его живым. Здесь есть и кармические задачи, поэтому понятно, что если такая ситуация произошла, то с ней придется иметь дело, но если человек умирает, то не надо себя корить – пришло время, насколько бы иногда нам не казалось это ровно наоборот. Тоже самое если рядом с вами находятся умирающие люди – родственники или друзья. Это лучший момент посмотреть в лицо смерти, а не прятаться от происходящего. Бежать от этого бесполезно – всем нам придется столкнуться с ней однажды, так уж лучше сделать это заранее — посмотреть на смерть напрямую, чтобы перестать так сильно ее бояться.

Итак, если человек умирает в тот момент пока вас нет, это совершенно необязательно говорит о том, что вы плохой человек или недостаточно были заботливыми. Например, дети могут переживать, что уехали, а его слабый родитель умер в этот момент, и теперь этот человек ругает себя. Но часто происходит следующее: если родители очень любят своих детей, и переживают за то, что их жизнь еще не устроена, например, то им очень страшно уходить. Они всегда считали, что если не они, то никто не позаботится об их детях, а уж после смерти точно никто не сможет их также сильно любить. Это неправда, это очень ограниченное восприятие – жизнь намного мудрее и всегда позаботится о человеке. Но если дети рядом, к тому же если они очень расстроены, то уйти этим родителям, даже если пришло их время, очень сложно. Им может быть очень больно, может, они чувствуют, что у них нет больше сил бороться с болезнью, что они просто хотят отдохнуть, перестать бороться, но не могут это сделать, потому что переживают за чувства своих близких. И когда те уходят куда-то, у них наконец-то появляется такая возможность отпустить, выйти из тела, чтобы вернуться туда откуда мы все пришли.

Также я не один раз сталкивалась с мамами, которые не смогли пережить смерть ребенка: это, наверное, одна из самых тяжелых утрат. Но и в данном случае необходимо посмотреть по-другому на ситуацию. Работая с людьми я увидела, что женщины несут этот заряд печали и грусти в течение много лет, влияя негативно этими чувствами на следующих детей. Я говорю в том числе о выкидышах, особенно на больших сроках. Прорабатывая глубинные чувства печали и уныния, и доходя до их корней, в какой-то момент пришло понимание, что все эти дети не просто появились у этих мам, которые не могли их выносить. У каждого из этих детей была своя задача и не нам решать почему так происходило. Ребенок уходит, и это также его выбор так мало прожить здесь (сейчас говорим о глубоких неосознанных слоях), и продолжать удерживать его уже много лет после его смерти неправильно ни как для мамы, ни для этой ушедшей души, ни для живущих детей. Еще раз повторю – если был потерян ребенок, у него тоже была определенная задача прожить так мало. Если же родители понимают, что что-то из их действий повлекло эту смерть, то, конечно же надо задуматься об этом, и исправить то, что было сделано, или помыслено неправильно, но при этом не брать на себя ответственность за чужую жизнь. Каждый, КАЖДЫЙ из нас, приходит со своими задачами, абсолютно каждое человеческое существо выбирает себе родителей согласно тому, что ему нужно реализовать, и мы не можем отвечать за это. Есть, без сомнения, внешний материальный уровень, где мы вступаем в материальные отношения друг с другом, и здесь мы заботимся о детях, стариках и больных людях, но тем не менее внутри мы должны быть всегда в контакте со своим источником, и принимать более глубоко течение вещей, даже иногда пока недоступное нашему пониманию.

Поэтому не стоит себя корить, если кто-то умер, и вы думаете, что это ваша вина. Если вы боялись и сбегали от человека, пока он болел, это другое дело – с этим вам еще придется разбираться, но если вы были честны с ним, столько сколько нужно, то это совсем другое. Просто примите, что у него появилась возможность наконец –то уйти. В конце концов каждому из нас известно, что когда человек уходит, ему уже не больно, больно же тем, кто остается. Таким образом это уже проблемы живущих людей – работать со своими чувствами и пропускать волны печали, тоски и боль утраты. К тому же, отпуская эти чувства, мы помогаем уходящим людям спокойнее и безболезненнее уйти.

Для уходящего же человека самое важное –смотреть в свой страх. В первую очередь в страх неизвестности. Чем дальше в течение жизни он был от своего источника, или, можно сказать, от Бога, тем страшнее ему будет сталкиваться с смертью. Потому что, как было сказано в начале, в этот момент будет выплывать все то, что раньше было подавлено и отодвинуто. Если вы пришли в этот мир, чтобы стать архитектором, но в то время когда вы росли и выбирали профессию, это занятие было неприбыльным, или ваши родители сказали, что это плохая специальность, и вы стали успешным финансистом, то сейчас, перед смертью вам придется самому себе ответить на вопрос: «Зачем я всю жизнь потратил на то, что не являлось тем, что мне надо было сделать?» Вы сможете объяснить кому угодно – детям, родителям, друзьям – почему вы делали то, к чему не лежала ваша душа, но перед собой вы не сможете соврать. В последние моменты жизни, деньги, на которые вы опирались как на главный аргумент или богатый дом, или еще что-то, окажутся фикцией – они будут буквально растворяться у вас в руках – как бы вы не хотели, вы не сможете их унести с собой. Социальное положение, почет – все это вы не сможете забрать, но единственное, что останется у вас — это ваши вопрошающие глаза и ваше сердце, знающее всегда правду: «Что вы сделали со своей жизнью?»

Ни один человек не сможет избежать этого. В религии это называется переход в царство Божие, но в сущности, это просто соприкосновение с самим собой. В религии нас пугают, что если мы не проживем свою жизнь ходя в церковь и читая молитвы, то после смерти нам будет плохо, и мы попадем в ад. Ну а если будем, то в рай. Но, конечно же, это просто определенный способ выражения мыслей. Иисус 2000 лет назад вряд ли как то по-другому мог донести до людей того уровня сознания, что в течении жизни нужно двигаться вместе со своими чувствами и ощущениями, не предавая себя. Тогда людям было понятен такой язык, что ад – это сковородки и черти, а рай – это сад и хорошая жизнь. Сейчас уже человек может понимать, что если в течение жизни он чувствует в себе больше, чем просто человеческое тело, если он двигается в соответствии с волей жизни, волей существования, то ему нечего бояться, что нет никакого рая и ада, что это уже все присутствует сейчас. О каком бОльшем аде мы можем сегодня говорить, оглядываясь по сторонам? Человек живет с нелюбимыми людьми, делает нелюбимую работу, болеет- какого еще ада можно бояться? Человек уже достаточно зрелый сегодня, чтобы понимать другой язык: ад и рай уже есть в настоящем моменте. И только он выбирает в чем ему жить. И эти понятия ничего не имеют общего с материальными выражениями. Это сонастроенность с Богом, с существованием в настоящем моменте. И если вы сонастроены, то начинаете понимать, что бояться в смерти нечего. Вы абсолютно честны перед собой и перед Богом. Вы шли, делая столько сколько могли, делали ошибки, исправляли, не сбегали от ответственности, не сбегали от чувств – тогда что вас может пугать? Может быть, только новое состояние, так как мы не знаем — как это быть без тела, мы так привыкли считать, что мы и есть оно, что непонятно что останется, если его не будет. Поэтому с этой точки зрения лучше начинать работать над собой и двигаться внутрь себя как можно раньше, чтобы все больше разотожествляться со своим телом, жить в нем, но не считать, что это вы. В сущности, лучше изначально не уходить далеко от себя, тогда вы не будете совершать много ошибок – пока мы еще маленькие и открытые сердцем, мы всегда знаем, правильно ли мы действуем или нет. Тогда не будет страшно обернуться назад и соединиться с тем, кем мы действительно являемся.

В восточной традиции есть специальная техника помощи умирающим людям, Бардо. Когда человек уходит, с ним находится мастер, который ведет его каждый момент, не давая ему заснуть и потерять осознанность в этом уходе. Как это делал, например, Сократ, показавший как можно уходить осознанно. После принятия яда который ему дали, он описывал каждый момент своего ухода, говоря своим ученикам: «Ребята, вот сейчас смотрите что со мной происходит: ну что вы плачете? У меня ноги сейчас отказали, сейчас у меня поднялось онемение до колена, сейчас у меня уже до туловища дошло онемение, все отмирает. Но вот смотрите, я то продолжаю говорить, значит я не могу быть моими ногами, и не могу быть моими руками, если это все уходит, а я продолжаю с вами общаться. Посмотрите, что вы плачете и зачем? Не надо».

Бардо дает такую же возможность: с помощью мастера находиться в осознанности так долго, насколько возможно. Уходить, осознавая, что происходит, не засыпая и не отключаясь от страха. Если происходит именно такой уход из жизни, то в следующей жизни можно родиться с совершенно другими ощущениями. Уходя максимально осознанно, в следующую жизнь вы приходите с другим ощущением. Ошо говорил, что такая его жизнь была обусловлена в первую очередь тем, что умирая в предыдущей, он с любопытством смотрел вперед: интересно, думал он, а что будет дальше? И уже это изменило многое.

Но даже не используя никакие дополнительные техники, мы можем просто двигаться с жизнью, и наблюдать за смертью, происходящей здесь. В конце концов смерть происходит каждый момент: кто-то рождается, а кто-то в тот же момент умирает. Если так получилось, что вы сталкивались со смертью ранее или она где-то недалеко сейчас, если кто-то из близких вам людей уходит из жизни, то самое время перестать бежать от нее и найти смелость повернуться к ней лицом, рассмотреть ее, действительно ли она так страшна, или это призраки наших сновидений продолжают портить жизнь. Познакомиться с ней, отнестись к ней как к необходимому элементу нашего существования, как к таинству и таким образом принять ее. Перестав бояться смотреть на смерть и бегать от нее, мы все больше познаем свою природу и не страшимся проживать жизнь согласно собственному направлению, а не внушаемым идеям других людей. Помня и имея ввиду тот факт, что в любой момент мы можем покинуть это тело, потому что никто не знает, что может произойти в следующую секунду, мы больше не можем предавать себя, делая вещи, которые идут вразрез с нашим сердцем и с нашим внутренним восприятием. И это совершенно меняет всю концепцию нашей жизни –зная, что вы можете умереть каждую секунду, какой еще страх может повлиять на вас отказаться от себя?

Большинство современных людей совсем немного знают о смерти, о том, как происходит переход, и что человека ждёт после него. Что значит смерть? Что значит умирать? Нужно ли готовиться к смерти и как это делать? Эта тема затрагивает самые глубокие чувства людей. И в тоже время, эта тема – самая трудная для разговора. Если вы попробуете поговорить об этом с кем-либо из ваших знакомых, то, вероятно, услышите: «Мне не хочется говорить об этом». Или могут спросить: «А зачем об этом думать и к чему готовиться? От нас это не зависит. Все люди рано или поздно умирают. Когда-то придёт и наше время».

Для людей, которые за всю свою жизнь ни разу серьёзно не подумали о смерти, её приход – это шок, это трагедия, это конец земной жизни, конец существования личности. И лишь немногие знают, что умирает только тело, а какая-то часть человека продолжает существовать, сохраняет способность видеть, слышать, думать и чувствовать.

Мы, как это ни странно, думаем о чём угодно. Размышления на серьёзные темы не сильно нас привлекают. Для этого нет ни желания, ни времени. И этому способствует тот образ жизни, который мы ведем – или, как нам иногда кажется, вынуждены вести.

Зачем нам думать о смерти, если мы здоровы и благополучны? Тем более, что мы всегда заняты, наш день расписан практически по минутам. Если и остаётся время на раздумья, то как правило, мы думаем о перспективах на будущее, о том, что ещё не успели сделать. Каждодневная суета, работа, семейные хлопоты, дача, телевизор… Мы практически всё время заняты какими-то «важными» делами, и у нас совершенно нет времени для любых раздумий о смысле своей жизни. Зачем? Ведь и так всё замечательно…

Даже если и возникнет какая-то подобная мысль, то ум сразу подкинет решение - если со смертью кончается существование человека, то зачем приобретать новые знания, воспитывать в себе новые качества, зачем вообще думать о будущем? Пока ещё есть время, нужно взять от жизни всё, что она может дать – нужно есть, пить, «любить», добиться власти и почёта. Зачем думать о чём-то неприятном?

Разве это не кажется странным? Ведь смерть – самое важное событие в жизни человека на Земле. Любое событие может произойти, а может и не произойти. Но со 100%-й вероятностью можно утверждать, что рано или поздно мы умрём. Нет ничего более определенного и более окончательного для человека. Нет ни одного человека, который смог бы выбрать себе другую участь. Все это знают, все это понимают, но задумываться об этом мы всё равно не хотим.

Почему же мы не хотим думать и говорить о смерти? Есть ли этому какое-то объяснение? Конечно, есть. Мысль о смерти сама по себе неприятна. Неприятна тем, что обсуждение этой темы ставит нас перед фактом - перспективой собственной смерти. Мы очень быстро придём к неутешительному выводу, что мы и сами смертны. Такой вывод пугает. Ведь мы, как правило, думаем, не о смерти физического тела, о смерти как о чём-то страшном и непонятном. У любого нормального человека в такой ситуации срабатывает своеобразная защита – не обсуждать эту тему, чтобы уберечь самого себя от излишних переживаний. Такое поведение можно сравнить с «политикой страуса» - если я этого не вижу, значит, этого нет вообще.

Как бы то ни было, для всех нас проблема встречи со своей собственной смертью остаётся. Даже если мы сами не хотим думать на неприятные темы, жизнь всегда подкинет нам повод для размышления. Как бы счастливо и радостно мы не жили, рано или поздно мы столкнёмся с явлениями, которые заставят нас задуматься о бренности земного бытия. Это может быть потеря близкого человека, друга, коллеги, несчастный случай, стихийное бедствие, приступ опасной болезни и т.д. Но пережив очередную беду, мы, как правило, быстро обо всём забываем.

Лев Николаевич Толстой как-то сказал по этому поводу:

«Не верит в бессмертие души лишь тот, кто никогда серьёзно не думал о смерти».

Если говорить о процессе мышления вообще, то человеческое мышление очень ленивое, хотя мы часто считаем наоборот. Большинство людей живут изо дня в день одними и теми же заботами. Думают в основном о разных пустяках и развлечениях. Вот и получается, что одним людям некогда думать, другие думать просто боятся. Таким образом, о смерти мы знаем очень мало. А ведь в смерти самое страшное – это неизвестность. И вопрос «что со мной будет потом?» , так и остаётся без ответа.

Практически вся наша современная цивилизация направлена на отрицание смерти. Если раньше человека лечил земской врач прямо на дому, то сейчас к услугам больных большое количество стационаров. Редко, когда у кровати тяжелобольного постоянно сидят его родственники. Если человек умер, то тело его находится в доме очень недолго. Иногда из морга его отвозят прямо на кладбище. С ним не сидят близкие усопшего, прощаются с ним очень быстро, не отпевают по церковному обряду, да и сами похороны проходят в большой спешке. В результате мы не видим смерти и стараемся о ней не думать.

Но закрыть глаза и не думать о смерти не удастся. Смерть и естественна, и неизбежна. Если мы помним и думаем о смерти, значит, мы не боимся её. Память о смерти необходима для полноценного и достойного человеческого существования. Ещё в Древнем Риме говорили: «Memento mori» («Помни о смерти»).

Когда-то святой Иоанн Дамаскин учил :

«Помышление о смерти важнее всех других деланий. Оно рождает чистоту неистлеваемую. Память смертная побуждает живущих к трудам, к терпеливому принятию огорчений, к оставлению забот и к молитвам».

Ещё есть мудрый житейский совет на все времена:

«Каждый день нужно прожить так, как, если бы это был последний день вашей жизни».

§ 2. Почему мы боимся смерти?

Почти все мы в той или иной степени боимся смерти. Страх неизвестности – сильный страх. Как это произойдёт? Буду ли я страдать? Что будет потом? Всё это конкретные вопросы, требующие конкретных ответов.

Для начала давайте разберёмся, почему практически любому человеку присущ страх перед смертью. Если посмотреть на этот вопрос шире, то мы неминуемо придём к выводу, что такой страх связан с инстинктом самосохранения. Любое живое существо будет с неохотой расставаться со своей телесной оболочкой. Привязанность к своему телу рождается вместе с рождением этого тела. Такая привязанность заложена в Сознание самой природой. Инстинкт самосохранения, а значит и страх смерти помогает сохранять жизнь. Другими словами, страх смерти – это естественное чувство, необходимое для жизни. Жизнь – драгоценный дар, и чтобы его сохранить, нам вместе с жизнью дан и страх смерти. Это вполне нормально.

Другое дело, когда этот страх перед смертью сильнее, чем он того заслуживает, если он приобретает панический характер. Тогда в смерти мы видим исключительно неизвестное, опасное и неотвратимое. Но большинство наших страхов происходит с основном от невежества. А самое сильное лекарство от невежества – это знание. Всё, что мы смогли понять и объяснить, становится уже не страшным. В далёкие времена люди панически боялись грома и молнии. Но позже они смогли объяснить причину этих природных явлений и паника исчезла.

Основная причина страха перед смертью – это отождествление человека с его собственным телом. Задавая вопросы о смысле жизни, человек неминуемо придёт к вопросу: «А кто я есть на самом деле?». И не сильно задумываясь над ответом на этот вопрос, человек решает, что он – это его тело. Или решает, что тело первично, а Душа – вторична. «Я – русский. Я – инженер. Я – христианин. Я – глава семьи» - вот типичные примеры подобного отождествления себя с телом.

Вполне естественно, что придя к подобному выводу, человек начинает заботиться исключительно о нуждах своего тела. Хотя если немного поразмышлять о нуждах тела, то можно выяснить, что на самом деле нашему телу требуется очень немного. Но человек отождествляет себя и свое сознание со своим собственным бренным физическим телом. И наступает время, когда человек уже не осознает себя без этого тела. Теперь его тело постоянно нуждается в воздухе, пище, сне, удовольствиях, развлечениях и т.д. Человек становится слугой своего тела. Не тело служит человеку, а человек служит своему телу. А когда жизнь человека подходит к концу, страх смерти целиком овладевает им. Он судорожно цепляется за свое немощное тело, думая, что с исчезновением тела, исчезнет и сам человек, исчезнет его Сознание и Личность.

Закономерность просматривается прямая. Чем мы больше привязаны к своему телу – тем больше мы боимся смерти. Чем меньше мы отождествляем себя с физическим телом – тем легче нам думать о неизбежности смерти. На самом деле мы боимся смерти больше, чем она этого заслуживает.

Чего ещё мы боимся? Прежде всего – неотвратимости смерти. Да, смерть неотвратима. Но мы уже знаем - умирает лишь наше физическое тело, наш временный телесный костюм.

Представим на секунду, что вы покупаете в магазине новый костюм. Фасон вам нравится, цвет подходит, цена приемлемая. Уже дома вы демонстрируете костюм своим близким и он им тоже очень нравится. В этом костюме вы ежедневно ходите на работу. И через год вы замечаете, что костюм немного поизносился, но вполне ещё может вам послужить. Через год костюм ещё больше поизносился. Но он настолько стал вам дорог, что вы готовы потратить кучу денег на ремонт и химчистку. О покупке нового костюма вы даже не помышляете. Вы практически слились со своим старым костюмом. Вы бережно храните его в шкафу, регулярно чистите, гладите, на удивленные взгляды родных и коллег не реагируете, а только отводите глаза. Всё чаще вам в голову приходит мысль, что рано или поздно с этим костюмом придётся расстаться. Эта мысль лишает вас покоя и сна, вы близки к помешательству. Вы скажете: «Такого не может быть! Это полный абсурд!». Конечно, вряд ли такое может случиться с нормальным человеком. Но ведь именно так большинство людей и относятся к своему телу, к своему временному костюму!

Понять в данном случае нужно не так уж много – наш временный костюм рано или поздно придёт в негодность. Но взамен мы получим новый костюм, новое тело. И вполне вероятно, что это тело будет даже лучше прежнего. Так стоит ли об этом грустить?

Также мы боимся неизвестности. «Что со мной будет дальше?». Часто мы думаем, что после смерти совершенно исчезнем. Как мы уже говорили, лучшее лекарство от страха и неизвестности – это знание. Знание того, что за порогом смерти жизнь продолжается. Она приобретает новые формы, но эта такая же сознательная жизнь, как и жизнь на Земле.

Есть ещё одна причина страха перед смертью. Для некоторых людей, особенно для тех, кто считает себя атеистом, эта причина может показаться несущественной. Долгие годы, в течении многих веков людей призывали к порядку с помощью угроз и наказаний, обещая им долгие мучения в аду. Страх перед адом – одна из причин неверия в продолжение нашей жизни. Разве кто захочет поверить в жизнь после жизни, если это будущее принесёт нам только страдания? Сейчас уже никто никого не запугивает, но страх, загнанный в подсознание многими поколениями, не так просто искоренить.

Что ещё страшит нас? Страшит ощущение болезненности предстоящего перехода, нам кажется, что смерть – это продолжительные страдания, очень болезненные ощущения. В голову даже может прийти мысль: «Если умирать, то я хотел бы умереть сразу или во сне, чтобы не мучиться».

На самом деле сам переход происходит практически мгновенно. Сознание на короткое время как бы отключается. Болевые симптомы действуют лишь до самого момента перехода. Умирание само по себе безболезненно. После перехода исчезают все симптомы болезни, физические недостатки. Личность человека, переступив земной порог, продолжает жить в новых условиях существования.

Однако, если мы не смогли избавиться от страха, то этот страх останется, потому что после перехода Сознание не теряется и Личность не исчезает. Как правило, мы видим в смерти врага, который хочет лишить нас жизни. Бороться с этим врагом нам не под силу и мы стараемся не думать о нём. Но смерть, оттого что о ней не думают, не исчезнет. Страх смерти не только не исчезнет, а уйдет ещё глубже, в подсознание. Там без осознания он будет ещё опаснее и вреднее.

Допустим, что человек умер во время сна и у него не было предсмертных переживаний. После перехода человек увидит себя в другой обстановке, но все его мысли и ощущения, от которых он не смог избавиться, останутся. То, что было в нашем сознании и подсознании до момента перехода, никуда не исчезает. Человек лишь теряет возможность управлять своим уже не нужным физическим телом. Все его мысли, переживания, страхи остаются с вами.

Желая уйти из жизни во сне или в другом бессознательном состоянии, мы теряем очень многое, теряем весь период роста Души. Что такое период роста вы узнаете в главе 6.

Посмотрим на эту проблему с философской и религиозной точек зрения. Не важно, считаем ли мы себя верующими или нет. По крайней мере в Душе мы все философы.

Сначала мы должны узнать своё предназначение, а потом его исполнить. Об этом говорит и притча Иисуса Христа о талантах, где господин в конце веков спрашивает у рабов, как они использовали данное им время и таланты (Евангелие от Матфея 25, 14 – 30):

14. Ибо Он поступит как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал своих рабов и поручил им своё имение:
15. и одному он дал пять талантов, другому два, третьему один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
16. Получивший пять талантов пошёл, вложил их в дело и приобрёл другие пять талантов;
17. точно так же и получивший два таланта приобрёл другие два;
18. получивший же один талант пошёл и закопал его в землю и скрыл серебро своего господина.
19. После долгого времени, господин тех рабов приходит и требует у них отчёта.
20. И, подойдя, получивший пять талантов принёс другие пять талантов и говорит: «господин» пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрёл на них».
21. Его господин сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость твоего господина».
22. Также и получивший два таланта подошёл и сказал: «господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрёл на них».
23. Его господин сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость твоего господина».
24. И получивший один талант подошёл и сказал: «господин! я знал тебя, что ты жестокий человек, жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,
25. и, убоявшись, пошёл и скрыл твой талант в земле; вот тебе твоё».
26. Его же господин ответил ему: «лукавый и ленивый раб! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
27. поэтому тебе надо было отдать моё серебро торгующим, и я, придя, получил бы моё с прибылью;
28. итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
29. ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
30. а негодного раба выбросьте во внешнюю тьму: там будет плач и скрежет зубов». Сказав это, воззвал: кто имеет уши слышать, да слышит!

Теперь вы сами можете прийти к выводу, почему же мы всё-таки боимся смерти? Вывод прост. В глубине нашего подсознания сформирована определённая задача – выполнение конкретного предназначения. Если мы пока не исполнили это предназначение, не выполнили свою программу нахождения на Земле, это будет нас беспокоить на уровне подсознания. И это беспокойство, проникая на уровень сознания, будет вызывать в нас уже конкретный страх.

Таким образом, с одной стороны, этот страх напоминает нам о невыполненном предназначении. С другой стороны, такой страх, выражаясь в инстинкте самосохранения, заставляет нас беречь свою жизнь. И наоборот. Люди, чья жизнь на Земле прошла в постоянном труде и с пользой для других, часто чувствуют, что они выполнили своё предназначение. Когда же приходит время умирать, страха смерти у них не нет.

Может быть об этом говорит Игумен Синайской горы в «Лествице» ?

«Боязнь смерти есть свойство человеческого естества… а трепет от памяти смертной есть признак нераскаянных прегрешений…»

Также один из православных святителей писал :

«Странно было бы, если бы в это время не было у нас боязни неизвестного будущего, не было бы страха Божия. Страх Божий будет, он благодетелен и нужен. Он помогает очищению души, готовящейся выйти из тела».

У отдельных людей может сформироваться прямо противоположное отношение к смерти. У людей, живущих по принципу «после нас – хоть потоп». Зачем думать о смерти вообще, если можно хорошо наслаждаться уже в этой жизни? Когда-то я умру. Ну и что? Все мы когда-то умрём. Зачем думать о плохом? Давайте наслаждаться жизнью сейчас, не думая о последствиях.

Есть и другая крайность. Архимандрит Серафим Роуз в 1980 году выпустил книгу на английском языке «Душа после смерти» . Он пишет, что свидетельства людей, переживших временную смерть тела, часто рисуют неверную и опасную картину. В ней слишком много света. Создается впечатление, что страшиться смерти не нужно. Смерть – это, скорее, приятное переживание, а после смерти ничто плохое душе не угрожает. Бог никого не порицает и всех окружает любовью. Раскаяние и даже мысли о нём излишни.

Отец Серафим пишет:

«Сегодняшний мир избалован и не хочет слышать о реальности духа и ответственности за грехи. Гораздо приятнее думать, что Бог не очень строг и что мы безопасны под любящим Богом, который не будет требовать ответа. Лучше чувствовать, что спасение обеспечено. В наш век мы ждем приятного и часто видим то, чего ждем. Однако действительность иная. Час смерти – это время дьявольского искушения. Судьба личности в вечности зависит, главным образом, от того, как она сама смотрит на свою смерть и как готовится к ней».

В принципе, неплохо, когда мы не зацикливаемся на своём будущем, ведь всё в руках Господа. Нужно жить здесь и сейчас. Проживать и осознавать каждую минуту своего существования. Если это приятные минуты, то мы должны делиться своей радостью с окружающими. Если это грустные минуты, то это может подтолкнуть нас к пониманию смысла жизни. Но в любом случае, как бы мы не относились к своей жизни на Земле, наше предназначение остаётся. Берем ли мы от жизни всё или больше этой жизни и другим людям отдаём– это предназначение никуда не исчезает. Соответственно задача немного усложняется – каждую свою минуту мы должны помнить о своё предназначении и каждую свою минуту мы должны использовать для его выполнения. А это согласитесь не вяжется с принципами «после нас – хоть потоп» и «бери от жизни всё».

Нам могут возразить многие люди: «Мы счастливы и довольны жизнью уже сейчас. У нас всё есть – хорошая работа, хорошая семья, успешные дети и внуки. Зачем нам думать о каком-то мифическом будущем»? Мы не отвергаем, что на Земле много, действительно замечательных, добрых и отзывчивых людей, которые своими качествами заслужили такую счастливую жизнь. Но есть и другой вариант. Именно в своей прошлой жизни на Земле эти люди были добрыми и отзывчивыми. И наработали определённый Духовный потенциал. А в этой жизни этот потенциал они не нарабатывают, а просто растрачивают. Действительно, в этой жизни всё у них хорошо. Но потенциал стремительно тает. И в следующей жизни им, возможно, придётся начинать всё сначала.

Конечно, и во всё это можно не верить. И это отдельная тема для разговоров. Поэтому читателю предлагаем просто поразмышлять над таким вопросов. В принципе у всех людей почти равные возможности. Человек рождается, идёт сначала в детский сад, потом в школу. И здесь пути людей расходятся. Одни поступают в институт, другие идут в армию, третьи идут на работу, четвёртые заводят семью и т.д. То есть каждый идёт по своему пути: кто-то растёт, кто-то падает, кто-то счастлив, а кто-то нет. То есть у всех вроде бы одинаковые возможности после окончания школы, а в результате уже лет через 5-10 пропасть между людьми может быть просто громадной.

Нам могут возразить: «Дело не только в возможностях, но и в способностях» . А вот об этом мы и предлагаем подумать. Откуда у людей их способности и возможности? Почему кто-то рождается гением, а кто-то не способен даже школу закончить? Почему один человек рождается в обеспеченной семье, а кто-то рождается больным или в семье с одним родителем? Почему изначально заложена такая несправедливость?

Кто этим управляет? Господь или сам человек?

Вы можете спросить: «Получаете этот страх нужен человеку?» Но вы уже и сами можете ответить на этот вопрос. Нужен, но только как инстинкт самосохранения. И не более того. Чтобы избавиться от этого страха, по сути, нужно не многое – только знание. Знание того, зачем мы находимся на Земле и знание того, что эта жизнь на Земле – лишь часть одной большой нашей жизни. Обо всём этом вы можете прочесть в нашей книге «Жизнь только миг. Знания XXI века» .

В любом случае, получив это знание, а вы, взяв в руки эту книгу, его практически уже получили, вы сможете вспомнить о своём бессмертии и избавиться от страха смерти навсегда. И если это будет всего лишь один человек, мы будем считать уже своё предназначение выполненным.

§ 3. Почему не нужно бояться смерти?

Конечно, очень легко взять и сказать: «Не бойтесь смерти. Смерть также естественна, как и сама жизнь» . Гораздо труднее не только свыкнуться с этой мыслью, но и осознать её в полной мере. Если человек до сих пор никогда серьёзно не задумывался о том, что ждет его после смерти, то ему трудно принять новые сведения. Мы живём в материальном мире, в материалистически настроенном обществе, и эти знания всё ещё кажутся необычными и неправдоподобными.

Наши предки знали, смерть – явление столь же естественное как и жизнь, и они принимали её спокойно. Умирающий испытывал чувство горя; ему было жаль покидать близких людей, природу, дом, всё, что он любил на земле, но, согласитесь, такое чувство вполне закономерно.

Мы уже говорили, что сам переход происходит безболезненно. Это подтверждают все, кто побывал за чертой этого мира, пережил клиническую смерть. Болевые симптомы были связаны с самой болезнью, но они продолжались только до момента перехода. Во время перехода и после него никакой боли уже не было. Наоборот, приходило чувство покоя, мира и даже счастья.

Для многих людей даже сам момент перехода был неощутим. Некоторые говорили о потере сознания лишь на короткое время. Таким образом, в момент умирания не будет ни боли, ни каких-либо других неприятных физических ощущений.

Также мы должны избавиться и от другого беспокойства: «А вдруг после смерти я исчезну совсем» . Нам необходимо понять, что смерть – это не уничтожение навсегда самого человека. Основная часть человека – его Личность, его Сознание продолжает жить даже после того, как физическое тело прекращает функционировать.

Конечно, даже поняв это, бояться смерти мы не перестанем. Но если поверить, что смерть- не враг, а часть нашей жизни, процесс избавления от страхов может пройти быстрее и легче. Если мы отказываемся думать и получать новые знания, то мы делаем неизвестность ещё более тёмной.

Если мы сумеем понять, что сам переход не страшен, то нам легче будет понять, что жизнь за «порогом» тоже не страшна. В этой новой жизни не будет одиночества. Нас будут окружать такие же люди, как и мы. Мы получим всю необходимую помощь. Но окончательную судьбу Души нельзя предугадать. Как «дела наши идут за нами», так и судьбы у всех нас будут разные.

Старец Амвросий Оптинский учил:

«Перед судом Божиим имеют значение не характеры, а направление воли. Главное в христианском отношении к смерти – страх и неуверенность… однако страх этот не безнадежен. Люди хорошей жизни смерти не боятся».

Но совершенное отношение к смерти свободно от страха. В «Вестнике Русского христианского движения» (№ 144, 1985) есть статья христианского философа О. Матта эль Мескина. Он пишет:

«Первым и определенным знаком того, что жизнь Божия начала действовать в нас, будет наша свобода от ощущения смерти и её страха. Человек, живущий в Боге, испытывает глубокое чувство, что он сильнее смерти, что он вышел из её тисков. Даже умирая, он не будет ощущать этого; напротив, в нем будет сильное чувство непрекращающейся жизни в Боге».

Также один из отцов Церкви советует:

«Попробуйте жить по заветам Христа, и вы перестанете бояться смерти; ваша жизнь станет полной и счастливой, исчезнет пустота, уйдут неудовлетворенность, неясность и страх будущего».

Есть ещё и другая сторона вопроса. Наше Мироздание создано очень разумно и гармонично. Даже атеисты и учёные, для которых понятие Бога неведомо, признают, что существует всеобъемлющая сила, которая управляет всеми объектами и процессами в Мироздании. Наша Вселенная – живой организм, развивающийся по определённым законам и проходящий свою собственную эволюцию. Отсюда следует простой вывод – человеческая жизнь на Земле имеет смысл, только в том случае, если смерть тела не есть конец существования человека, его Личности. Из этого вывода следует другой вывод – существуют другие, более высшие условия для жизни человека, другие планы Мироздания, где человечество ведёт такую же разумную и сознательную жизнь, как и на Земле.

Выйдя из умершего тела, Душа человека переходит в другие условия существования и продолжает жить там. Своими ограниченными чувствами мы способны ощущать только проявления этого видимого материального мира. Но существуют и другие миры. На Земле мы обладаем ограниченным Сознанием и ограниченными чувствами, поэтому мы не способны видеть эти миры. Но они реально существуют. В этих мирах тоже кипит жизнь.

Смерть – это только переход из земного мира в другой. А рождение – это приход на Землю из других миров. Нам нужно понять, что у нас не две жизни, а одна. Жизнь на Земле – это своеобразная командировка. Закончилась командировка и мы возвращаемся к себе на родину. При переходе Личность человека не меняется и его индивидуальность сохраняется. После смерти тела развитие Души продолжается, но уже в других сферах Бытия.

Здесь может возникнуть вопрос: «Если человек на Землю приходит в командировку, то почему он должен именно умереть? Нельзя ли как-то упростить этот процесс? Например, сел человек в какой-то летательный аппарат и улетел. Зачем умирать? Зачем травмировать себя и своих родственников?»

Для всего этого есть объяснения. Мы приходим на Землю не просто так, а для выполнения конкретных задач. Одна из основных задач на Земле – это очистка нашего Духа, нашего Сознания от накопившейся грязи. Именно на Земле с её непредсказуемостью возможна именно такая глубокая очистка. Именно после командировки на Землю мы определяем направление своего движение, в сторону света или в сторону тьмы.

Смерть, со всеми присущими ей переживаниями – это очень сильный очистительный процесс. Он позволяет окончательно избавиться нам от энергетической грязи в нашем Сознании. Поэтому сам процесс смерти, сам процесс оставления физического тела, крайне важен для нас. Если говорить упрощённо, то в момент смерти очистившаяся часть нашей Личности, нашего Сознания, назовём это Душой, сбрасывает в физическое тело остатки грязи и покидает это тело. Если бы человек смог каким-то образом избежать смерти, то он бы захватил бы с собой эти остатки грязи. А так они остаются в физическом теле. В дальнейшем тело предаётся земле, а остатки энергетической грязи перерабатываются земными энергиями.

Также, как мы уже писали, смерть близкого человека – это определённый экзамен и для его близких. Сильные переживания – это тоже энергетическая очистка. После таких переживаний человек, возможно, пересмотрит и свои взгляды на жизнь и, возможно, даже станет лучше. Такие трагические события, как это ни странно, позволяют человеку выработать такие качества, как милосердие, чуткость и сострадание. А всё это ведёт к появлению в человеке ростков Любви и Веры.

Согласитесь, что при таком понимании смерти, довольно легко принять тот факт, что смерть – самое важное в жизни человека событие. С одной стороны, в момент умирания человек окончательно очищает своё Сознание от грязи, а, с другой стороны, само явление смерти – это своеобразный стимул для близких умершего. Уход человека из жизни – это всегда испытание кому-то и шанс для начала самосовершенствования. Вроде бы смерть близкого человека – это трагедия. Но своим уходом этот человек даёт оставшимся возможность переоценить свою жизнь, возможность почувствовать Бога. Согласитесь, что для многих людей, потерявших своих близких – это действительно шанс.

И, наконец, последний аспект, почему смерть, как явление, на Земле необходима. Представьте на минуту, что вы устроились на новую работу, например маляром. Условия работы маляра требуют определённой экипировки, того же рабочего костюма. Фирма, на которой вы работаете, довольно преуспевающая. Она разработала новый рабочий костюм, на основе новых материалов. Теперь этот костюм, стирать не нужно, ни самому рабочему, ни самой фирме. Когда костюм полностью испачкался, его не стирают, а перерабатывают, как макулатуру или даже сжигают.

Планета Земля – это определённая энергетическая и природная среда. Для проживания на планете Земля необходимо определённое физическое тело, определённый «костюм», который наиболее приспособлен к условиям жизни на Земле. Когда этот «костюм» износился и рабочее время (срок командировки) на Земле у человека вышло, этот «костюм» не стирается. Старый костюм сбрасывается и человек получает новый костюм, новое тело. Ну, а определённые законы самой планеты, законы Мироздания не позволяют человеку просто так «прыгать» из одного костюма в другой. Для смены костюма человек должен сначала умереть (сбросить костюм), а потом родиться снова (получить новый костюм).

В качестве примера, почему не нужно бояться смерти, приведём рассказ солдата, который пережил клиническую смерть. Произошло это в 1917 году.

«Физическая смерть ничто. Её действительно не надо бояться. Некоторые из моих друзей горевали обо мне, когда я ушел «на тот свет». Они считали, что я умер на самом деле. А вот что на самом деле случилось.

Я прекрасно помню, как все произошло. Я ждал в изгибе окопа, когда придет мое время заступать на пост. Был прекрасный вечер, у меня не было никакого предчувствия опасности, но вдруг я услышал вой снаряда. Где-то позади раздался взрыв. Я невольно присел на корточки, но было поздно. Что-то меня ударило так тяжело, тяжело и сильно – в затылок. Я упал и, пока падал, не заметив даже на время никакой потери сознания, очутился снаружи самого себя! Вы видите, как просто я это рассказываю, чтобы вы лучше все поняли. Вы сами узнаете, как мало значит эта смерть…

Через пять секунд я стоял рядом со своим телом и помогал двум моим товарищам нести его по траншее в перевязочную. Они думали, что я просто без сознания, но жив. Я не знал, навсегда или на какое-то время я выскочил из своего тела из-за контузии от взрыва снаряда. Вы видите, как мало значит смерть, даже насильственная смерть на войне!..

Моим товарищам не нужно бояться смерти. Некоторые её боятся – конечно, за этим стоит страх перед тем, что ты можешь быть уничтожен, что ты исчезнешь. Я тоже боялся этого, многие солдаты боятся смерти, но у них редко бывает время об этом раздумывать… Мое тело положили на носилки. Мне все хотелось узнать, когда же я снова окажусь внутри него. Вы видите, я был так мало «мертв», что воображал, будто я все ещё живой…

Я начал новую главу в своей жизни. Я расскажу, что я чувствовал. Это было похоже на то, как будто я долго и тяжело бежал, пока не взмок, не потерял дыхания и не сбросил с себя одежду. Этой одеждой было мое тело; казалось, если бы я его не сбросил, я бы задохнулся… Мое тело доставили сначала в перевязочную, а оттуда – в морг. Я простоял возле него целую ночь, но ни о чем не думал, просто смотрел…

Мне все ещё казалось, что я пробужусь в своём собственном теле. Потом я потерял сознание и крепко уснул. Когда я проснулся, то увидел, что тело мое исчезло. Как я его искал!.. Но вскоре я перестал искать. Тогда пришло потрясение! Оно навалилось на меня внезапно, без предупреждения: я убит немецким снарядом, я мертв!..

Что это такое – быть мертвым! Я просто чувствовал себя свободно и легко. Мое существо, казалось, расширилось…

Я, наверное, и сейчас нахожусь в каком-то теле, но я мало, что могу рассказать вам о нем. Оно меня не интересует. Оно удобно, не болит, не устает. Кажется, что по форме оно напоминает мое прежнее тело. Есть здесь какая-то тонкая разница, но я не смогу это проанализировать…

Кажется, я уснул во второй раз… и, наконец, проснулся».

Также приведём известный рассказ о молитве солдата. Во время Отечественной войны в бою был убит красноармеец Александр Зайцев. Его друг нашел в кармане гимнастерки убитого стихотворение, написанное накануне боя.

«Послушай, Бог, ещё ни разу в жизни
С Тобой не говорил я, но сегодня
Мне хочется приветствовать Тебя.
Ты знаешь, с детских лет всегда мне говорили,
Что нет Тебя, и я дурак поверил.

Твоих я никогда не созерцал творений.
И вот сегодня ночью я смотрел
На небо звездное, что было надо мной.
Я понял вдруг, любуясь их мерцаньем,
Каким жестоким может быть обман.

Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку?
Но я Тебе скажу и Ты меня поймешь.
Не странно ль, что среди ужаснейшего ада
Мне вдруг открылся свет, и я узрел Тебя?
А кроме этого мне нечего сказать.

Еще хочу сказать, что, как Ты знаешь,
Битва будет злая;
Быть может, ночью же к Тебе я постучусь.
И вот, хоть до сих пор я не был Твоим другом,
Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?

Но, кажется, я плачу. Боже мой,
Ты видишь, что со мной случилось,
Что нынче я прозрел?
Прощай, мой Бог! Иду я, вряд ли уж вернусь.
Как странно, что теперь я смерти не боюсь».

Вера в Бога пришла совершенно внезапно и эта вера уничтожили страх перед смертью.

Таким образом, смерть как явление, имеет много аспектов, ни один из которых нельзя назвать трагическим. Смерть – это не безвыходная ситуация, а переход с одного планы бытия на другой. Это не то событие, которого следует бояться и опасаться.

Нам нужно понять, что наши умершие близкие никуда не уходят. Они живут в той же Вселенной, что и мы. Разница в том, что они более свободны, чем мы. Оба наших мира – одно и то же.

Если вы хотите получить больше информации на данную тему, напишите нам: ok@сайт