Причину их возникновения причины развития. Причины возникновения кризисов и их роль в социально-экономическом развитии

Ключевые слова

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ММПО / МНПО / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ВОЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ / ЛИГА НАЦИЙ / ООН / «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА» / ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ИНТЕГРАЦИЯ / INTERNATIONALIZATION / IIGOS / INGOS / INTERNATIONAL RELATIONS / TRADEAND ECONOMICTIES / INDUSTRIAL REVOLUTION / MILITARY CONFLICTS / LEAGUE OF NATIONS / UN / COLD WAR / GLOBAL PROBLEMS / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы - Воронков Лев Сергеевич

Автор статьи утверждает, что появление во второй половине XIX в. первых постоянных международных межправительственных организаций (ММПО ) и международных неправительственных организаций (МНПО ) было вызвано общими причинами. Он обосновывает тезис о необходимости их исследования не в качестве отдельных самодостаточных объектов, а как явления, вызванного достигнутым в тот период высоким уровнем интернационализации хозяйственной жизни государств и социально-экономическими последствиями промышленной революции . Появление ММПО неизменно сопровождалось созданием большого числа МНПО , которые выполняли вспомогательные функции. Они регулировали сферы сотрудничества и удовлетворяли общественные потребности, не покрывавшиеся межгосударственными соглашениями. В статье приводятся основные факторы, которые на последующих стадиях интернационализации и развития современных международных отношений давали толчок появлению и развитию международных организаций. Среди них автор называет: военно-техническую революцию, породившую средства массового поражения; «холодную войну» между мировым коммунизмом и мировым капитализмом; крушение колониальной системы и формирование нового основного противоречия мировой политики между «клубом богатых стран» и государствами «мировой периферии»; развитие интеграционных процессов; возникновение глобальных проблем современности. Подчёркивается, что из вспомогательных инструментов осуществления многостороннего взаимодействия суверенных государств ММПО и МНПО превратились в неотъемлемую часть современных международных отношений , взяв на себя практическое исполнение многих жизненно важных функций человеческого общества. Учитывая вовлечённость в деятельность многих тысяч ММПО и МНПО подавляющего числа современных государств и десятков тысяч организаций гражданского общества, ни одному из существующих центров силы не под силу подчинить их деятельность. Развитие ММПО и МНПО делает невозможным создание однополярного мира в современной системе международных отношений .

Похожие темы научных работ по политологическим наукам, автор научной работы - Воронков Лев Сергеевич

  • Международные организации в системе международных отношений: тенденции и перспективы развития

    2012 / Воронков Лев Сергеевич
  • Международные неправительственные организации и проблемы глобального управления

    2013 / Наумов Александр Олегович
  • Международные межправительственные организации: социологический подход

    1999 / Кутейников Александр Евгеньевич
  • 2017 / Воронков Лев Сергеевич, Ковалева Виктория Евгеньевна
  • Тенденции развития сложноструктурных комплексов норм, создаваемых для регулирования мирового торгового оборота

    2017 / Никифоров В.А.
  • Договорная правоспособность международных неправительственных организаций

    2013 / Джантаев Хасан Магомедович
  • Взаимодействие международных неправительственных организаций с ООН и межправительственными организациями

    2012 / Иванова Елена Николаевна, Иванов Владимир Иванович
  • Роль международных межправительственных организаций в современной системе глобального управления

    2011 / Колобов Алексей Олегович
  • Формы и методы вмешательства транснациональных корпораций в деятельность межправительственных организаций

    2016 / Евсюков Антон Александрович
  • Трансформация приоритетов деятельности международных неправительственных организаций Cо второй половины XX века

    2017 / Михеева Наталия Михайловна

International Organizations: the Main Factors of Emergence and Development

The author argues that the emergence of the first permanent intergovernmental (IIGO) and non-governmental (INGO) organizationsin the second half of the XIX-th century was due to common causes. He tries to justify the need to consider them not as independent objects of study, but as the phenomenon, caused by the high level of internationalization of economic life of states and of socio-economic consequences of the industrial revolution , reached in this period. The emergence of IIGOs , based on international treaty, was accompanied by establishment of a large number of INGOs operating in similar fields of human activity, which performed supplementary functions and regulated areas of cooperation and public needs, not covered by interstate agreements. The article presents the main factors that in later stages of internationalization and development of contemporary international relations gave the impetus to emergence and development of international organizations, including the military-technological revolution, that gave birth to mass destruction weapons and avalanche-like growth of the number of human and material losses during wars and military conflicts , the Cold War between world communism and world capitalism, the collapse of the colonial system and formation ofa new main contradiction of the world politics between the "Club of rich countries" and states of the "global periphery", beginning of development of regional integration processes and, finally, the emergence of global problems . The article emphasizes that both IIGOs and INGOs evolved from the supportive tools in implementation of multilateral interaction of sovereign states towards becoming an integral part of contemporary international relations , fulfilling many vital functions of modern human society and its citizens. Given the involvement of the overwhelming majority of modern sovereign states and tens of thousands of civil society organizations in activity of numerical IIGOs and INGOs , none of the existing centers of world power can afford to trample down and to subordinate activities of all these international organizations. The development of IIGOs and INGOs makes any attempts to create a unipolar system of contemporary international relations impossible.

Никакое действие, направленное на предупреждение или эффективное разрешение конфликтов не может быть предпринято, если мы ничего не знаем о причинах их возникновения и особенностях развития. Поэтому, в настоящем уроке основное внимание будет уделено рассмотрению именно этих вопросов. Вы узнаете о том, какие существуют группы причин появления конфликтов и чем они отличаются друг от друга, а также о том, каковы основные этапы и стадии их развития и что представляет собой их динамика.

Причины возникновения конфликтов

Всего можно выделить четыре основные группы, на которые делятся причины конфликтов:

  • Объективные причины
  • Организационно-управленческие причины
  • Социально-психологические причины
  • Личностные причины

Поговорим о каждой группе в отдельности.

Объективные причины конфликтов

Объективные причины конфликтов - это причины, обуславливающие формирование предконфликтной обстановки. В некоторых случаях они могут являться реальными, а в некоторых - мнимыми, представляя собой лишь искусственно выдуманный человеком повод.

К наиболее распространённым объективным причинам относятся следующие:

Происходящее в процессе жизнедеятельности в естественном ритме столкновение духовных и материальных интересов людей.

ПРИМЕР: Два человека спорят в магазине о том, кому достанется понравившийся им товар, оставшийся в единственном экземпляре.

Недостаточно разработанные правовые нормы, которые регулируют конфликтное решение проблем.

ПРИМЕР: Руководитель часто оскорбляет своего подчинённого. Подчинённый, защищая своё достоинство, вынужден прибегать к конфликтному поведению. В наше время ещё не разработано каких-либо эффективных способов защиты от произвола руководителей интересов подчинённых. Подчинённый, конечно, может подать жалобу в соответствующие инстанции, но, скорее всего, это не даст результата. Отсюда и получается, что в подобных ситуациях подчинённым приходится любо идти на уступки, либо вступать в конфликт.

Недостаточное количество духовных и материальных благ, необходимых для нормальной жизни и деятельности.

ПРИМЕР: В наше время в обществе можно наблюдать всевозможные дефициты различных благ, что непременно сказывается как на жизни людей, так и на особенностях конфликтов между ними. Несколько человек могут претендовать на одну и ту же перспективную и хорошо оплачиваемую должность. Это способствует возникновению конфликтов между людьми, и объективной причиной конфликта здесь будет выступать распределение материальных ресурсов .

Организационно-управленческие причины конфликтов

Организационно-управленческие причины - это вторая группа причин возникновения конфликтов. В некоторой степени эти причины можно назвать более субъективными, нежели объективными. Организационно-управленческие причины взаимосвязаны с такими процессами, как создание различных организаций, групп, коллективов, а также с их функционированием.

Основными организационно-управленческими причинами являются:

Структурно-организационные причины - их смысл заключается в том, что структура организации не соответствует тем требованиям, которые выдвигает ей деятельность, которой она занимается. Структуру организации должны определять задачи, которые она решает или планирует решать, другими словами, структура должна быть адаптирована под них. Но загвоздка в том, что привести структуру к соответствию задачам очень проблематично, отсюда и возникают конфликты.

ПРИМЕР: При проектировании организации, а также в прогнозировании её задач были допущены ошибки; в процессе деятельности организации постоянно меняются стоящие перед ней задачи.

Функционально-организационные причины - как правило, вызываются отсутствием оптимальности в связях между организацией и внешней средой, различными подразделениями организации или отдельными сотрудниками.

ПРИМЕР: Конфликты могут возникать по причине несоответствия прав работника и его обязанностей; несоответствие оплаты труда качеству и количеству проделанной работы; несоответствие между материально-техническим обеспечением и объёмом и особенностями поставленных задач.

Личностно-функциональные причины - обусловлены недостаточным соответствием сотрудника, исходя из профессиональных, нравственных и других качеств, которых требует занимаемая им должность.

ПРИМЕР: Если работник не обладает требуемыми организацией качествами, могут возникнуть конфликтные отношения между ним и вышестоящим руководством, коллегами и т.д., т.к. допускаемые им ошибки могут затрагивать интересы всех, с кем происходит его взаимодействие.

Ситуативно-управленческие причины - являются следствием ошибок, допускаемых руководителями и их подчинёнными в процессе поставленных перед ними задач (управленческих, организационных и т.п.).

ПРИМЕР: Если принято неверное управленческое решение, может возникнуть конфликт между его исполнителями и авторами; подобные ситуации возникают и тогда, когда работник не выполнил поставленную перед ним задачу или сделал это ненадлежащим образом.

Социально-психологические причины конфликтов

Социально-психологические причины конфликтов основываются на социально-психологических предпосылках, заложенных в межличностных взаимоотношениях. Они также подразделяются на несколько видов:

Неблагоприятный социально-психологический климат - обстановка, в которой нет ценностно-ориентационного единства и низкий уровень сплочённости людей.

ПРИМЕР: В организации или какой-либо группе людей преобладает отрицательная атмосфера, подавленность, негативное отношение людей друг к другу, пессимизм, агрессия, антипатия и т.п.

Аномия социальных норм - это рассогласованность социальных норм, принятых в организации или социуме. Она может порождать двойные стандарты - ситуации, когда один человек требует от других того, чему не следует сам.

ПРИМЕР: В организации есть человек, которому всё сходит с рук, а от другого требуется выполнять немыслимые задачи и нести ответ за каждое действие.

Расхождение социальных ожиданий с реализацией социальных ролей и выполнением функционала - появляется по причине того, что у одного человека могут быть уже сформировавшиеся ожидания, а другой человек может даже не подозревать об этом.

ПРИМЕР: Руководитель ожидает от подчинённого, что он будет выполнять свои обязанности конкретным образом, но не поставил его в курс дела. Подчинённый выполняет работу так, как это должно происходить в его понимании. В итоге ожидания руководителя не оправдываются, что и служит причиной возникновения конфликта.

Конфликт поколений - как правило, связан с различными манерами поведения людей и разницей в их жизненном опыте.

ПРИМЕР: Пожилой человек считает, что молодёжь должна вести себя определённым образом, соответствующим тому представлению, которое закреплено в его сознании. Молодые люди, в свою очередь, ведут себя так, как правильно с их точки зрения. Вследствие этого несоответствия может возникнуть конфликт.

Коммуникационные барьеры - другими словами, непонимание между людьми, которое может возникнуть как неосознанно, вследствие неумения эффективно общаться и концентрации лишь на своих интересах, так и преднамеренно, чтобы затруднить партнёру процесс коммуникации.

ПРИМЕР: угрозы, поучения, команды, приказы, обвинения, унижения, нравоучения, логические аргументации, критика, несогласия, допросы, выяснения, отвлечение внимания, намеренный увод от проблемы и всё то, что может нарушить ход мыслей другого человека, заставить его доказывать свою позицию.

Территориальность - относится к области экологической психологии. Под территориальностью подразумевается занятие одним человеком или группой людей конкретного пространства и взятие его и всего, что находится в нём, под свой контроль.

ПРИМЕР: Группа молодых людей приходит в парк и желает занять скамейку, на которой уже сидят люди. Они требуют уступить им место, что и может послужить причиной конфликта, т.к. другие могут место не уступить. Другим примером может послужить ввод войск на территорию какой-либо страны с целью занять там определённые позиции, подчинить её своему контролю, установить свои порядки.

Наличие деструктивного лидера в неформальной структуре - если в неформальной организации присутствует деструктивный лидер, он, намереваясь достичь личных целей, может организовать группу людей, которая будет подчиняться его указаниям, а не указаниям формального лидера.

ПРИМЕР: Можно вспомнить кинофильм «Повелитель мух» - по сюжету произошла следующая ситуация: группа мальчиков, оказавшихся на необитаемом острове, выбрала конкретным лидером одного из ребят. Вначале все его слушали и выполняли его распоряжения. Однако впоследствии один из ребят посчитал, что лидер ведёт себя неэффективно. Впоследствии он становится неформальным лидером и переманивает ребят на свою сторону, в результате чего мальчик, бывший формальным лидером, теряет всякий авторитет и власть.

Трудности социально-психологической адаптации новых членов коллектива - возникают во множестве случаев, когда в организацию, компанию или любую другую группу людей приходит новый человек. В таких ситуациях нарушается стабильность коллектива, из-за чего он становится подвержен негативному воздействию как изнутри, так и снаружи.

ПРИМЕР: В сформировавшийся коллектив отдела организации приходит новый человек, обладающий своими особенностями и качествами. Люди начинают присматриваться, адаптироваться, проверять друг друга, устраивать всевозможные «тесты». В процессе такого взаимодействия могут возникать конфликтные ситуации разного рода.

Респондентная агрессия - свойственна, главным образом, слабым и беззащитным людям. Проявляется в том, что возмущение человека направляется им не на его источник, а на окружающих его людей: родственников, друзей, коллег и т.д.

ПРИМЕР: Молодой человек работает менеджером в компании. Но в силу своего характера и особенностей личности, над ним все подшучивают, «подкалывают» его, иногда не совсем дружелюбно. Но он не может никому ответить, т.к. по натуре слаб. Его возмущение сублимируется в агрессию, которую он вымещает, приходя домой, на своих родных - кричит на них, ругается с ними, затевает ссоры и т.п.

Психологическая несовместимость - ситуация, когда люди несовместимы друг с другом по каким-либо психологическим критериям: характеру, темпераменту и т.п.

ПРИМЕР: Семейные ссоры и скандалы, разводы, насилие на бытовой почве, негативная атмосфера и коллективе и т.д.

Личностные причины конфликтов

Личностные причины конфликтов находятся в тесной взаимосвязи с особенностями участвующих в нём людей. Как правило, обуславливаются спецификой происходящих в психике человека процессов во время его взаимодействия с внешним миром и окружающими людьми.

К представленному типу причин можно отнести следующие:

Оценка человеком поведения другого как недопустимого - характер поведения каждого человека зависит от его личностных и психологических особенностей, а также его психического состояния, отношения к другому человеку или ситуации. Поведение человека и его общение могут расцениваться партнёром либо как допустимые и желательные, либо как недопустимые и нежелательные.

ПРИМЕР: Два человека встретились в новой компании. Один из них привык общаться в сугубо грубой форме, к чему остальные члены компании уже относятся нормально, для другого же такое поведение недопустимо, вследствие чего он выражает совё негодование по этому поводу. Люди вступают в конфронтацию - возникает конфликтная ситуация.

Низкий уровень социально-психологической компетентности - проявляется в ситуациях, когда человек не подготовлен к эффективным действиям в конфликтных ситуациях или не имеет никакого представления о том, что для выхода из предконфликтной ситуации можно использовать множество бесконфликтных способов.

ПРИМЕР: Между двумя мужчинами возникает ожесточённый спор на какую-либо острую тему. Но в том время, как из них может привести аргументы в свою пользу и разрешить спор словесно и без агрессии, другой привык решать все вопросы с помощью кулаков. Как только ситуация начинает накаляться один прибегает к физическому контакту - возникает конфликтная ситуация, хотя до этого её можно было охарактеризовать как предконфликтную и применить к ней массу способов, чтобы обойти «острые углы».

Недостаточная психологическая устойчивость - даёт о себе знать тогда, когда человек не способен на воздействие стрессовых факторов при социальном взаимодействии.

ПРИМЕР: Причиной конфликта здесь может стать даже банальная «толкучка» с утра в транспорте - один человек нечаянно наступил другому на ногу, второй в ответ начинает возмущаться и оскорблять первого.

ПРИМЕР: Супруги на семейном совете не пришли к компромиссу, в результате чего ситуация усугубилась и начался скандал; на совещании или в процессе дисциплинарной беседы сотрудники не пришли к консенсусу и положение дел ухудшилось - начался «разбор полётов», выяснение отношений, переходы на личности и т.п. В итоге начинается конфликт.

Открытый период

Открытым периодом конфликта называется само конфликтное взаимодействие или, проще говоря, сам конфликт. Он состоит из следующих этапов:

Инцидент. Он представляет собой самое первое столкновение субъектов, во время которого происходит попытка применения своих личных сил с целью разрешить ситуацию с выгодой для себя. Если ресурсов одного из субъектов достаточно для того чтобы обеспечить перевес в свою сторону, на этом конфликт может быть исчерпан. Однако нередко конфликты развиваются и дальше в виду череды инцидентов. Причём, конфликтные взаимодействия субъектов могут способствовать изменению изначальной структуры конфликта, видоизменять его, добавлять новые стимулы для совершения новых действий.

ПРИМЕР: Во время ссоры люди начинают использовать подходящие для них методы ведения борьбы: оказывать давление друг на друга, перебивать, перекрикивать, усиленно обвинять. Если один из оппонентов сумел подавить второго, ссора может окончиться. Но одна ссора может перерасти в другую, стать серьёзным скандалом со всеми вытекающими из него последствиями.

Эскалация. Процесс эскалации можно охарактеризовать как переход от переговоров к активному противостоянию. В свою очередь, борьба станет причиной новых, более бурных эмоций, которые способствуют увеличению ошибок и искажению восприятия, что в итоге приводит к ещё более интенсивной борьбе и т.д.

ПРИМЕР: Во время дисциплинарной беседы разговор между коллегами перерос в ожесточённый спор, затем люди начали переходить на личности, оскорблять друг друга, унижать. Эмоции начали брать верх, затуманивая рассудок оппонентов. После выхода из кабинета один может начать прилюдно обвинять другого, другой может начать склонять остальных на свою сторону, плести интриги, строить козни и т.д.

Сбалансированное противодействие. Этот этап характеризуется тем, что взаимодействие субъектов конфликта продолжается, но интенсивность его постепенно идёт на спад. Участники осознают, что продолжение противостояния при помощи силовых методов не даёт соответствующего эффекта, однако действия сторон по достижению компромиссного решения или согласия ещё не наблюдаются.

ПРИМЕР: Участники семейного скандала или серьёзного конфликта на работе начинают понимать, что предпринимаемые ими действия по достижению перевеса в свою пользу не приносят результата, т.е. их усилия оказываются тщетными; активных агрессивных действий предпринимается всё меньше. Стороны постепенно понимают, что пора бы уже прийти к согласию и наладить нормальные взаимоотношения, но никто из них пока что не идёт на это открыто.

Завершение конфликта. Смысл данного этапа заключается в том, что субъекты конфликта переходят от конфликтного противодействия к поиску более адекватного разрешения ситуации с целью прекратить конфликт на любых условиях. Основными формами завершения конфликтных взаимоотношений можно назвать их устранение, угасание, урегулирование, разрешение или перерастание в новый конфликт.

ПРИМЕР: Конфликтующие стороны приходят к взаимопониманию: отношения супругов налаживаются и становятся менее агрессивными, т.к. оба смогли пойти навстречу друг другу, понять противоположные позиции; коллеги нашли общий язык, разобрались в том, что кого не устраивает, и разрешили свой спор. Но так может происходить не всегда - если завершением конфликта станет его перерастание в новый конфликт, тогда последствия могут быть весьма неутешительными.

Послеконфликтный (латентный) период

Послеконфликтный период так же, как и предконфликтный, является скрытым, и состоит из двух этапов:

Частичная нормализация отношений субъектов. Она происходит в тех случаях, когда отрицательные эмоции, присутствовавшие в конфликте, до конца не исчезли. Для представленного этапа характерны переживания людей и осмысление ими своей позиции. Нередко происходит коррекция самооценки, отношения к оппоненту, уровня своих притязаний. Также может обостриться чувство вины за предпринятые во время конфликта действия, но негативные установки субъектов по отношению друг к другу не представляют для них возможности сразу же начать процесс нормализации отношений.

ПРИМЕР: Супруги, между которыми был конфликт, осознают свою вину, понимают, что они были неправы, но в каждом из них ещё присутствует обида, негодование и другие отрицательные эмоции, которые не позволяют им попросить друг у друга прощения, забыть о скандале, вернуться к прежнему ритму жизни.

Полная нормализация отношений. Окончательно отношения могут нормализоваться только тогда, когда все стороны конфликта приходят к осознанию того, что наиболее важно найти способ конструктивного дальнейшего взаимодействия. Этот этап отличается тем, что во время общения люди преодолевают свои негативные установки, достигают обоюдного доверия и принимают активное участие в какой-либо совместной деятельности.

ПРИМЕР: Коллеги по работе пошли на уступки друг другу, преодолели свою гордость, в некоторой степени пересмотрели своё отношение к ситуации, к своему поведению, к поведению оппонента. Вполне вероятно, что они вместе будут выполнять какое-либо задание, данное руководителем, или даже сами придут к тому, что совместная деятельность может сплотить их и улучшить взаимоотношения.

Помимо представленных выше периодов динамики конфликта, можно также выделить ещё один период, для которого характерна дифференциация сторон . Это означает, что конфликт развивается по нарастающей, вследствие чего противодействие участников усиливается. Противоборство сторон друг другу продолжается до того момента, когда всякое дальнейшее усиление перестанет иметь смысл. Это и будет тем моментом, когда начнётся интеграция конфликта - стремление участников прийти к устраивающему каждого из них соглашению.

ПРИМЕР: Возможно, вам доводилось видеть художественный фильм «Водопад ангела» с Лиамом Ниссоном и Пирсом Броснаном в главных ролях. Два героя на протяжении всей картины противостоят друг другу, они - непримиримые враги, их целью является убить друг друга. Но ситуация в конце фильма складывается таким образом, что эта цель теряет всякую актуальность для каждого из героев, и, даже имея возможность её достичь, они находят другой выход из ситуации. В результате герои не только не убивают друг друга, но и становятся единомышленниками с одной общей миссией.

Подытожим урок : знание причин возникновения и этапов развития конфликтов является необходимым условием для овладения навыком их предупреждения и нейтрализации, ведь, как говорится, лучшим способом избежать пожара будет погасить его едва теплящийся очаг, чем тушить уже бушующее пламя. Умение достойно выходить из любых конфликтов сводится, главным образом, к тому, чтобы быть способным находить компромиссы и идти на уступки.

В следующих уроках нашего тренинга мы поговорим о способах и методах управления, урегулирования и разрешения конфликтов, их профилактики и предотвращения, а также более подробно коснёмся темы внутриличностного конфликта.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Массовые беспорядки, являясь наиболее опасным чрезвычайным происшествием, соз­дают экстремальные условия для деятельности не только ОВД, но и иных государственных структур. По своему характеру, направленности, последствиям они представляют серьезную опасность для граждан и вызывают большой общественный резонанс.

Для того чтобы разработать теоретически и внедрить в практическую деятельность ОВД тактику борьбы с массовыми беспорядками, необходимо решить, можно ли назвать последние непредсказуемым, стихийным явлением или же они имеют определенный сценарий.

Отвечая на этот вопрос, следует отметить, что характерной чертой массовых беспорядков является то, что они совершаются на фоне буйства и несдержанности толпы, ее стремления к разрушительным действиям. За счет постоянного притока любопытствующих, особенно молодежи, которая в своих действиях руководствуется больше хулиганскими побуждениями, нежели интересами, в защиту которых организуется та или иная акция, толпа за короткий отрезок времени может организационно оформиться и превратиться в грозную решительную силу. Эту особенность и используют лица, заинтересованные в разжигании беспорядков. Их деятельность может выражаться как в действиях по подготовке массовых беспорядков (распространение листовок, проведение агитационной работы и т.п.), так и в непосредственном участии в них. Ведь мало собрать толпу. Для того чтобы она стала организованным целым, нужно ее «разжечь», повести за собой, указать врага, в качестве которого, как правило, выступают сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка.

Под групповыми нарушениями общественного порядка принято понимать совместное умышленное совершение группой лиц общественно опасных действий, дезорганизующих нормальную деятельность государственных или общественных учреждений, предприятий, организаций или транспорта, либо противодействующих законным требованиям представителей власти, а также создающих опасность для жизни и здоровья граждан.

Массовые беспорядки представляют собой организованные, умышленно совершаемые массовые групповые нарушения общественного порядка, которые сопровождаются погромами, поджогами, уничтожением имущества и другими подобными действиями и оказанием вооруженного сопротивления представителям органов власти.

Для действий при массовых беспорядках ОВД вынуждены создавать новую организационную структуру и систему управления силами и средствами, использовать иные по сравнению с обычной обстановкой приемы и методы работы, вводить другой, более жесткий режим функционирования.

Массовые беспорядки относятся к числу наиболее опасных, чрезвычайных происшествий, создающих экстремальные условия для деятельности не только ОВД, но и иных министерств и ведомств, предприятий и учреждений.

Массовые беспорядки в соответствии с уголовным законодательством относятся к преступлениям против общественной безопасности.

В ходе массовых беспорядков могут совершаться преступления и против порядка управления.

При любых обстоятельствах и особенно в условиях чрезвычайных ситуаций, эффективность деятельности ОВД во многом зависит от общей обстановки. Когда властные структуры владеют общей ситуацией, действуют в соответствии с Конституцией, могут влиять на жизненные процессы, происходящие в обществе и регионе, имеют определенный авторитет у большой части населения и далеки от националистических предрассудков, тогда и органы внутренних дел имеют социальную и особенно правовую базу для того, чтобы эффективно влиять на оперативную обстановку.

Наиболее сложные условия для деятельности ОВД возникают тогда, когда они сами становятся объектами агрессивных действий, выступают стороной конфликта. А это может происходить по следующим причинам:

– будучи органами исполнительной власти, они олицетворяют в глазах населения саму власть и тем самым как бы разделяют ответственность за ее ошибочные или непопулярные решения. Стремление опереться на силовые методы преодоления конфликта объективно втягивает ОВД в противостояние;

– имеют место непрофессиональные действия самих ОВД (превышение власти, излишняя жестокость, нарушение закона и др.) или их бездействие в ситуациях, требующих немедленного вмешательства;

– может вестись и целенаправленная кампания по дискредитации, распространению порочащих слухов и провокационных действий в отношении ОВД со стороны определенных категорий граждан.

Массовые беспорядки представляют серьезную опасность для общества и вызывают большой общественный резонанс. Не случайно в этих условиях согласно ст. 84 Конституции страны Президент Республики Беларусь имеет право ввести чрезвычайное положение.

Массовые беспорядки – преступление умышленное. Лица, их организующие или активно участвующие в них, могут действовать из хулиганских побуждений, корыстных или иных целей.

Основными причинами, вызывающими групповые нарушения общественного порядка и массовые беспорядки могут быть:

– экономические (бытовая неустроенность, низкая заработная плата, нехватка продовольствия и промышленных товаров);

– политические (заранее спланированные политическими силами или спонтанные массовые волнения);

– экологические;

– межнациональные;

– религиозные;

– социальные и другие

Уясняя причины возникновения массовых беспорядков, особое внимание следует обратить на социально-экономический фактор, когда снижение уровня благосостояния граждан соответствует увеличению потрясений, переживаемых в обществе. Анализ практики позволяет также говорить и о политическом аспекте, когда, например, официальными властями предпринимаются какие-либо меры, непопулярные среди большей части населения.

Помимо вышеуказанных можно выделить причины воспитательного характера (конфликты между различными неформальными группами молодежи), а также недостатки в работе правоохранительных органов, органов государственной власти и управления (несвоевременное раскрытие тяжких преступлений, вызвавших большой общественный резонанс; неумелые и непродуманные действия некоторых работников милиции в острых конфликтных ситуациях, особенно при задержании граждан, применении оружия и специальных средств; неправильные действия различных государственных органов, ущемляющих интересы определенных групп населения). Как правило, причины возникновения массовых беспорядков взаимосвязаны между собой.

Поводы к массовым беспорядкам могут быть самые различные. Наиболее распространенными из них являются:

– случайная смерть кого-либо из граждан в помещении ОВД (дежурной части или вытрезвителе);

– гибель или телесные повреждения человека в результате неосторожного наезда милицейского автотранспорта;

– грубое обращение сотрудников милиции с правонарушителями в присутствии большого количества людей;

– попытки задержать в толпе с использованием силовых методов участников хулиганских действий;

– неправильное применение работником правоохранительных органов оружия.

Поводами могут служить также производственные аварии, повлекшие жертвы, несвоевременная выдача заработной платы рабочим и служащим и т.д.

Для массовых беспорядков как общественных явлений свойственна постепенность нарастания напряженности, поэтапность развития. Они выступают в качестве социального «взрыва», разрядки скопившегося недовольства большой группы граждан. Поэтому в основе деятельности ОВД и других органов власти и управления по предупреждению массовых беспорядков должно лежать глубокое знание их действительных причин, поводов и закономерностей. Наоборот, утверждения о непредсказуемости возникновения массовых беспорядков ведут к оправданию беспечности и бездеятельности руководства, к дезориентации личного состава.

Исходя из анализа процессов развития массовых беспорядков в условиях различных конфликтов, условно их содержание можно разделить на следующие этапы.

1. Формирование причин и поводов для возникновения массовых беспорядков (разрастание слухов, домыслов негативного характера, появление неформальных лидеров, попытки организовать несанкционированные митинги, демонстрации и т.д.).

2. Начало массовых беспорядков (образование толпы, потенциально готовой к совершению насильственных действий, начальные агрессивные действия - бросание камней, разрушение оград, поджоги автомобилей, нападение на сотрудников милиции, военнослужащих внутренних войск с целью захвата оружия и т.д.).

3. Кульминация массовых беспорядков (начало разрушительных действий, массовых актов насилия, вандализма, погромы, поджоги, грабежи и убийства). На данном этапе возможны захваты зданий с взятием заложников, перестрелки с силами правопорядка, взрывы, диверсии, террористические акты. В этот момент толпа выходит из подчинения "лидеров" и представляет собой бесконтрольную, не­управляемую силу. Она постоянно втягивает в свои ряды все новых участников.

4. Затухание беспорядков. Под воздействием сил охраны право­порядка толпа распадается на отдельные группы, за счет чего снижается ее агрессивность. На этом этапе отдельные вспышки волнений еще остаются, нагнетаются провокационные слухи о бесчинствах сотрудников милиции и военнослужащих ВВ, взаимоотношения с населением остаются напряженными, устраиваются провокации, предпринимаются попытки проведения несанкционированных митингов и т.д.

Участников толпы, осуществляющей массовые беспорядки можно условно разделить на три группы:

70% – любопытствующие. Это лица, стремящиеся узнать, что случилось, что происходит, как будут дальше развиваться события. Это самая большая часть толпы, которая непосредственного участия в массовых беспорядках не принимает и при правильном разрешении конфликта добровольно расходится.

25% – активные участники. Это большая по численности группа, выполняющая основную долю всей разрушительной работы. Сюда обычно входят лица, в прошлом судимые за совершение тяжких преступлений или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за мелкое хулиганство и другие правонарушения, а также граждане, ведущие антиобщественный образ жизни.

5% – организаторы и подстрекатели. Это самая немногочисленная часть толпы, однако, наиболее опасная, корректирующая все действия последней.

Знание этапов развития массовых беспорядков или групповых нарушений общественного порядка, причин и поводов их возникновения необходимо сотрудникам ОВД для того, чтобы правильно выбрать тактические приемы и способы своих действий и при минимальных затратах сил и средств своевременно предупредить или пресечь эти противоправные деяния.

На этапах зарождения массовых беспорядков ОВД должны проводить раннюю профилактику. Для чего необходима своевременная разработка и осуществление специальных мероприятий предупредительного характера. Их определение должно основываться на направленном анализе и оценке оперативной обстановке, на глубоком изучении общественного мнения о деятельности милиции, настроения и отношения к ней.

Большинство инцидентов, переросших в массовые беспорядки, возникало в местах скопления населения.

Предупреждение возникновения и разрешение конфликтов с на­селением, завоевание его доверия – важнейшая задача, решаемая сотрудниками ОВД на всех стадиях конфликта.

При этом важно, чтобы любое применение силовых средств и мер принуждения было оправдано с точки зрения строгого соблюдения законности, оперативной целесообразности и общественного мнения, представлений людей о справедливости, законности, гуманности.

В таких условиях налаживание и поддержание диалога представителей ОВД на всех уровнях с населением, различными национальными группами и социальными слоями (в особенности оказывающими прямое воздействие на общественное мнение; духовенством, интеллигенцией, авторитетными руководителями, неформальными лидерами) – имеют решающее значение. Люди должны быть убеждены, что предпринимаемые ме­ры не направлены против какой-либо национальной группы или все­го населения, не носят характера наказания или репрессий. Что это -меры в защиту их безопасности, обеспечения общественного поряд­ка, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений.

Первоочередной задачей ОВД, привлекаемых к охране общественного порядка и обеспечению безопасности граждан в районах, где социальные отношения напряжены, должно стать проведение предупредительно-профилактических мероприятий во избежание их осложнения и перерастания в массовые беспорядки с тяжелыми последствиями и пресечение массовых беспорядков в случае их возникновения.

Во время осуществления агитационно-разъяснительной работы среди населения необходимо максимально использовать средства массовой информации, привлекать ученых, работников культуры, известных людей.

При проведении предупредительно-профилактических мероприятий правоохранительным органам вместе с другими государственными и общественными организациями следует поддерживать постоянный контакт с населением, учитывая местные обычаи и традиции. При этом необходимо организовывать агитационно-пропагандистскую и разъяснительную работу о нарушениях конкретных статей нормативно-правовых актов и санкциях, следующих за этими нарушениями, а также проводить встречи с гражданами по месту работы и жительства с целью изучения общественного мнения о происходящих событиях. Вместе с тем полезно разъяснять участникам конфликтующих сторон истинные причины возникновения существующих проблем. Нужно постоянно призывать противостоящие стороны воздерживаться от любых провокационных выходок, насильственных действий, представлять им реальную картину последствий противоборства, делая акцент на многочисленных человеческих жертвах, гибели и уничтожении материальных и духовных ценностей.

В тоже время руководителям ОВД следует принимать соответствующие меры по ограничению и недопущению в районе, где назревает конфликт, несанкционированных митингов и шествий, особенно с провокационными выходками, которые носят или могут носить явный агрессивный характер. Проведение таких митингов или шествий может вызвать нежелательную реакцию противоборствующей стороны.

В случаях проведения митингов противостоящими сторонами органам внутренних дел, во избежание возникновения конфликтных ситуаций, необходимо изолировать места их проведения. При этом сотрудникам органов внутренних дел следует трезво оценивать события и степень их опасности. А чтобы не обострять их еще более, следует проявлять выдержку и самообладание, терпеливо разъяснять участникам конфликта неправильность их действий, акцентировать внимание населения на возможности разрешения возникших проблем бесконфликтным способом, убеждать прекратить противоправные действия и принимать соответствующие обстановке меры по недопущению, а в случае необходимости, и пресе­чению групповых нарушений общественного порядка. Особенно важно проявлять бдительность во время пресечения правонарушений в местах скопления людей, а также при выявлении и задержании зачинщиков, распространителей провокационных и панических слухов (вместе с тем необходимо публичное разоблачение беспочвенности распространяемых слухов и принятие к распространителям жестких мер правового воздействия) и других активных участников групповых противоправных действий, учитывая возможную реакцию присутствующих граждан, так как непродуманные действия могут вызвать осложнение ситуации.

Во время проведения митингов и шествий существует опасность сопротивления толпы работникам правопорядка и неповиновения их законным требованиям, особенно со стороны молодежи, которая, как правило, является ударной силой в конфликтных ситуациях. Поэтому основное внимание следует уделять молодежи, наиболее легко вовлекаемой лидерами конфликтующих сторон и преступных группировок в противоправные действия.

При проведении таких митингов правоохранительным органам необходимо следить, чтобы организованная масса не превратилась в неуправляемую толпу. Как известно, "толпа" чаще всего представляет собой бесструктурное скопление людей, связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Основными причинами формирования толпы являются "эмоциональное заряжение" и слухи. Несмотря на разные причины возникновения толпы, важнейшими ее характеристиками являются неуправляемость и потенциальная склонность к насильственным действиям. Как только толпа переходит к открытому насилию, даже лица, ранее не являющиеся сторонниками организаторов беспорядков, оказываются не в состоянии противостоять общему порыву и вовлекаются в происходящие события.

Масштабы насильственных действий толпы зависят от ее численности и общего настроя, от умения лидеров использовать разрушительный потенциал собравшихся, их способности спровоцировать противоправные действия.

С повышением внушаемости уменьшается степень критического отношения человека к самому себе и способность рационально перерабатывать и воспринимать распространяемую информацию. Толпа потому и представляет большую опасность, что в ней у человека возникает ощущение своей силы и при этом собственной анонимности и безнаказанности за поступки. Под влиянием толпы ее участник совершает иногда даже такие тяжкие преступления, на какие бы он никогда не решился в одиночку.

Нарядам ОВД и ВВ, осуществляющим блокирование мест проведения указанных мероприятий, следует не допускать в толпе или непосредственной близости от нее присутствия представителей другой стороны конфликта, а также лиц, находящихся в нетрезвом состоянии.

В сложных конфликтных ситуациях, если немедленное задержание зачинщиков и активных участников групповых противоправных действий, приведших к столкновению, может повлечь разрастание конфликта, целесообразно воздержаться от решительных мер и ограничиться документированием противоправных действий организаторов, подстрекателей, зачинщиков и активных участников, а также установлением оперативным путем лич­ности других нарушителей общественного порядка для последующего их задержания и привлечения к ответственности за совершенные правонарушения. При этом, как правило, возникают трудности сбора доказательств, выявления свидетельской базы, установления виновных. Неоценимую в этих вопросах помощь следствию оказывает на­личие видеозаписей. Поэтому в процессе правоохранительной деятельности и впредь следует активно использовать видеозаписывающую аппаратуру.

Если массовые беспорядки показали агрессивность толпы в отношении сил правопорядка и стремление ее к захвату ГРОВД с целью завладения огнестрельным оружием (серия выступлений), то в таких условиях следует:

– принимать меры к дальнейшему техническому укреплению объ­ектов разрешительной системы, упорядочению учета выдачи и использования оружия;

– более требовательно подходить к решению вопросов о выдаче (или временно прекратить выдачу) разрешений на приобретение и хранение оружия, к проверке лиц, допускаемых к работе, связанной с оружием;

– выявлять и изымать незаконно хранящееся оружие, составляя при этом процессуальные документы, необходимые для привлечения виновных к ответственности, пресекать факты незаконного изготовле­ния оружия;

– принять меры к повышению технической оснащенности нарядов милиции и их готовности к отражению вооруженных нападений со стороны правонарушителей.

С учетом обретенного опыта следует иметь в виду, что при возникновении массовых беспорядков, необходимо:

– четко соотнести силы и средства с реальным учетом количества участников массовых беспорядков, возможной масштабностью раз­вития событий;

– предусмотреть блокирование улиц с целью воспрепятствования передвижению новых групп противоборствующих сторон;

– немедленно создать оперативный штаб, координирующий дейст­вия всех подразделений;

– создать резерв в непосредственной близости от места событий;

– заранее предусмотреть использование специальных средств;

– реально оценивать и прогнозировать происходящие события;

– усилить пропаганду деятельности милиции по борьбе с преступ­ностью и ООП с целью устранения получивших негативную окра­ску противоречий в отношениях ОВД и гражданского населения;

– разработать программу эффективных мер предупреждения и ней­трализации противоправной деятельности неформальных группиро­вок и движений;

– пресекать разного рода слухи и спекуляции на непроверенных фактах, тенденциозные публикации в прессе, ведущие к формирова­нию негативных стереотипов и росту недоверия к милиции.

При перерастании локальных конфликтов в массовые противоправные акции незамедлительно вводятся в действие специальные планы обеспечения охраны общественного порядка, привлекаются в установленном порядке силы и средства милиции и внутренних войск.

В случаях столкновения между отдельными противостоящими группами населения необходимо:

– принять меры по их быстрому пресечению, предотвращению перерастания конфликта в массовые беспорядки,

– своевременно изолировать и удалить из таких районов подстрекателей и активных участников конфликтов, лиц, действия которых направлены на возбуждение национальной, расовой или религиозной и иной вражды,

– активно проводить контрпропагандистскую деятельность, использовать контакты с лидерами национальных, культурных, религиозных и других общественных движений и организаций с целью недопущения дальнейшей дестабилизации обстановки.

На этом же этапе осуществляется расследование в кратчайшие сроки всех фактов противоправных действий, так, чтобы ни одно лицо, совершившее преступление, не ушло от заслуженного наказания. Это будет предупреждением для лиц, предрасположенных к совершению тяжких и иных преступлений в период обострений социальных отношений, и поднимет авто­ритет ОВД среди конфликтующих сторон.

Таким образом, главной задачей ОВД при предотвращении массовых беспорядков являются тактически грамотные действия по нейтрализации условий, способствующих этим эксцессам, и недопущению инцидентов, выступающих поводами к их возникновению.

Этимология термина "финансы" имеет глубокие исторические корни. Многие исследователи связывают происхождение этого термина с латинским глаголом "Finis", означающим "уплачивать обусловленную сумму денег".

В древнем мире и в средние века термин finis применялся в денежных отношениях, возникающих между государством (в лице короля, судей и т.п.) и населением. Как производное от этого глагола в XIII-XIV веках в итальянском языке возник и закрепился термин "finansia", в дословном переводе также означающий "денежный платеж", «платеж в срок». В такой узкой трактовке этот термин постепенно получил международное распространение для характеристики системы денежных отношений между населением и государством . В более широкой системной экономической трактовке термин "финансы" (фр. - "finance") в научный оборот ввел французский ученый Ж. Боден в своей известной работе "Шесть книг о республике" (1577 г.), с которой по общепризнанному мнению связывается зарождение теории финансов, т.е. финансовой науки 14 .

Формирование и развитие финансов как системы экономических отношений носит еще более глубокий исторический характер. Историки точно не могут назвать дату их зарождения. Одни считают, что это произошло, когда государство стало собирать налоги и дань в денежной форме - Древний Рим, Вавилон, Египет - где определенная часть доходов государства формировалась за счет налогов в денежной форме. Иные полагают, что это произошло еще раньше - при уплате обязательных денежных взносов в религиозные организации. Финансовые отношения на первоначальном этапе становления финансов были направлены на обеспечение формирования государственных доходов в форме различных денежных и натуральных сборов.

Финансы вместе с тем и историческая категория, так как они имеют стадии возникновения, развития, т.е. изменяются во времени. Как историческая категория финансы являются продуктом цивилизации. Они возникают с появлением торговли. Разделение труда и расчленение первобытного общества на отдельные классы привело к разложению родового строя и замене его государством. Государству для выполнения своих функций требуются денежные ресурсы, которые формируются в добровольной, а еще больше в принудительной форме с помощью сборов и налогов. Все это способствовало созданию финансов и финансовой системы государства, причем сначала появляются финансы граждан и на их основе возникают финансы государства как общественного института 15 .

В докапиталистических формациях большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное хозяйство в тот период было развито только в армии. Главными расходами рабовладельческих и феодальных государств были затраты на ведение войн, содержание двора монарха, государст- венного аппарата; строительство общественных сооружений (храмов, каналов для оросительных систем, портов, дорог, водопроводов). Главными доходами являлись: поступления от государственного имущества (доменов) и регалий (монопольного права монарха на отдельные промыслы и торговлю определенными товарами); военная добыча, дань с покоренных народов; натуральные и денежные сборы и повинности, пошлины, займы.

С разложением феодализма и постепенным развитием в его недрах капиталистического способа производства все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства; доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась.

Государственные финансы послужили мощным рычагом первоначального накопления капитала, происходившего в 1618 вв. Основные средства капиталистических государств стали концентрироваться в государственном бюджете. Для государственных финансов капиталистических стран характерен быстрый рост расходов, что обусловлено прежде всего усилением милитаризации экономики. В конце 19 в. почти во всех капиталистических странах затраты государства на военные цели составляли свыше 2/3 всех государственных расходов. Крупные средства направлялись также на содержание государственного аппарата - парламента, министерств, ведомств, полиции, тюрем и др. Затраты на просвещение, здравоохранение были крайне невелики. Основным источником доходов государства были налоги, преимущественно косвенные.

Двадцатый век характеризуется мощным развитием производительных сил, образованием монополистических объединений, слиянием государства с монополиями, расширением функций капиталистических государств. Государство стало участвовать в процессе производства, распределения и использования общественного продукта.

В целом, можно выделить два основных этапа развития финансов 16 .

Первый этап - неразвитая форма финансов. Она характеризуется непроизводительным характером финансов; т.е. основная масса денежных средств (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели и практически не оказывала воздействия на экономику. Второй характерной чертой этого периода была узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена - бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны с формированием и использованием бюджета. По мере развития товарно-денежных отношений, государственности возникала необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования.

Современная форма развития финансов. В настоящее время повсеместно, независимо от политического и экономического устройства того иного государства, финансы вступают в новую стадию своего развития. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью воздействия на экономику большим разнообразием финансовых отношений. На этой стадии финансы становятся одним, из важнейших орудий косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства: воспроизводства материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.

Таким образом, современные финансы следует рассматривать как продукт развития форм государственности и товарно-денежных отношений.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КРИЗИСОВ И ИХ РОЛЬ

В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

Учебные вопросы:

1. Сущность и концепция антикризисного менеджмента.

2. Понятие кризиса в социально-экономическом развитии и причины их возникновения.

Сущность и концепция антикризисного менеджмента.

Кризисное состояние отдельных предприятий в условиях рынка естественно: не все оказываются способными выдержать конкуренцию. Основная причина рыночной несостоятельности – грубейшие просчёты руководителей, низкий уровень менеджмента, а также стремление многих из них обогатиться за счёт трудового коллектива. Новым управляющим нужно в полной мере осознать, что «делают деньги» не они, а их трудовой коллектив. Главное – изменение сущности и стиля управления.

Антикризисный менеджмент – такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы.

Весьма важно точно определить и саму концепцию антикризисного управления . Главное в антикризисном управлении – обеспечение условий, когда финансовые затруднение не могут иметь постоянный, стабильный характер. Речи о банкротстве при таком подходе быть не должно, т.к. должен быть налажен управленческий механизм устранения возникающих проблем до того пока они не приняли необратимый характер.

Главной целью антикризисного управления является обеспечение прочного положения на рынке и стабильных устойчивых финансов компании при любых экономических, политических и социальных метаморфозах в стране. Оно должно быть способным решать самые разноплановые и разносторонние задачи.



Суть антикризисного управления – ускоренная и действенная реакция на существенные изменения внешней среды на основе заранее тщательно разработанной совокупности альтернативных вариантов управленческих решений, предусматривающих различные действия в зависимости от ситуации.

В основе антикризисного управления лежит процесс постоянных и последовательных нововведений во всех звеньях и областях деятельности предприятия. Антикризисное управление нацеливается на то, что даже в самой сложной хозяйственной ситуации, в которой оказалось предприятие, можно было ввести в действие такие управленческие и финансовые механизмы, которые позволили бы выбраться из трудностей с наименьшими для предприятия потерями.

В каждом конкретном случае успех зависит от личных качеств и достоинств менеджера , являющегося сегодня «мотором» рыночной экономики. Для российского менеджера приоритетным становится понимание потребностей и запросов людей, умение правильно оценивать потенциал и индивидуальные особенности работников, содействовать развитию их инициатив и оптимально использовать их в практической работе.

Важным также является и маркетинг . Суть антикризисного маркетинга - деятельность, превращающая потребности покупателя в доходы предприятия. Только тогда, когда предприятие оказывается способным дать потребителю, рынку то, что ему необходимо по приемлемой цене, в нужном количестве, нужного качества, в нужное время и в нужном месте, появляются предпосылки для финансовой стабильности компании.

Чтобы добиться фундаментального успеха в бизнесе, нужно в полной мере использовать возможности планирования : необходимы тщательно проработанные стратегические программы, в которых все основные аспекты бизнеса рассматривались бы в расчёте на перспективу, в комплексе, во взаимосвязи.

Особую роль в антикризисном управлении играет финансовый менеджмент , представляющий сочетание стратегических и тактических элементов финансового обеспечения предпринимательства, позволяющих управлять денежными потоками и находить оптимальные денежные решения.

Понятие кризиса в социально-экономическом развитии и причины их возникновения.

Невозможно дать устраивающее всех определение кризиса, потому что кризис - это особое состояние объекта управления (или процесс), рассматриваемое в динамике. Объектов управления великое множество. Разнообразие их огромно, как огромно и разнообразие состояний, через которые они проходят и которые по-разному оцениваются разными общественными группами (акционерами, менеджерами, персоналом, потребителями, поставщиками, органами власти, конкурентами). Более того, каждый последующий кризис отличается от предыдущего.

История рыночной экономики показывает, что она развивается неравномерно, т.е. колебания объемов производства и сбыта, возникновение кризисов - общая закономерность ее развития.

В первой части рассматриваются теоретические основы антикризисного управления и методы диагностики кризисных ситуаций. Анализируются сущность, причины, последствия и типология экономических кризисов, раскрываются необходимость государственного антикризисного регулирования рынков и применяемые для этого способов.

Понятие «КРИЗИС». Дж.М. Кейнс писал о том, что в экономическом цикле есть характерная черта, а именно кризис, который он определил как внезапную и резкую, как правило, смену повышательной тенденции понижательной, тогда как при обратном процессе такого резкого поворота зачастую не бывает. При этом происходит обострение противоречий в социально-экономических системах, угрожающее их жизнеспособности.

Греческое слово krisis означает «решение». Впоследствии понятие «кризис» было расширено, оно при меняется ко всякому резкому переходу, ко всем переменам, воспринимаемым как нарушение непрерывности, существующей тенденции.

К Ф. Херман называет кризисом неожиданную и непредвиденную ситуацию, угрожающую приоритетным целям развития, при ограниченном времени для принятия решений. Это резкий перелом в деятельности, последствия (параметры) которого можно измерить: сокращение объема продаж, падение курса акций, социальные конфликты и т.д.

Кризис - это изменение негативное, глубокое и часто неожиданное, но одновременно несущее в себе новые возможности для развития. Кризисы являются основой обучения экономических систем. Кризис открывает то, что в нормальной ситуации невидимо, приводит в движение силы, способствующие развитию системы.

А.А. Богданов говорил, что для разрешения кризиса экономические системы трансформируются, перестают быть тем, чем они были, соединяясь в новую систему или разъединяясь на отдельные комплексы.

В периоды экономического процветания новое растет, но и старое не разрушается, однако рано или поздно накопление внутренней неустойчивости доходит до кризиса, который обычно разражается под воздействием внешнего удара.

Основная функция кризиса - разрушение тех элементов, которые наименее устойчивы и жизнеспособны, которые в наибольшей мере нарушают организованность целого. Происходит упрощение системы и возрастание ее стройности.

В экономике кризис разрушает множество наиболее слабых и наименее целесообразно организованных предприятий, отбрасывая устаревшие способы производства, формы организации предприятий в пользу способов и форм, более современных. Общее крушение увлекает и немало передовых предприятий.

Обобщая существующие представления о кризисах, можно сделать следующие выводы.

1. Кризисы неизбежны; это регулярные, закономерно повторяющиеся этапы циклического развития любой системы. Кризисы могут возникнуть и как случайный результат стихийного бедствия или крупной ошибки.

2. Кризисы начинаются тогда, когда потенциал прогресса главных элементов системы в основном исчерпан и уже родились и начинают борьбу элементы новой системы, представляющей будущий цикл.

3. Экономический цикл имеет фазы. Например, Ю. Яковец рассматривает следующую пятифазную схему цикла:

·стабильное развитие, завершающееся кризисом; следовательно, существует латентный, скрытый период, когда предпосылки кризиса назревают, но еще не прорываются наружу;

·падение производства и ухудшение экономических показателей - период обвала, стремительного обострения всех противоречий, резкого ухудшения многих экономических индикаторов; происходит разрушение или трансформация устаревших элементов системы, набирают силу и вступают в борьбу элементы следующей системы, представляющей будущее;

·депрессия - недолгое равновесие старой и новой систем, когда экономическая конъюнктура уже не ухудшается, но и не улучшается;

·оживление - начало ускоренного распространения элементов новой системы, расширение производства, уменьшение безработицы, улучшение показателей экономической динамики;

·стремительный подъем, новый цикл становится преобладающим, нормальным (перестает быть новым); период относительной стабилизации, нового устойчивого уровня равновесия, он завершается очередным кризисом.

4. При всей их болезненности кризисы прогрессивны, поскольку кризис выполняет три важнейшие системные функции:

·резкое ослабление и устранение устаревших (нежизнеспособных) элементов господствующей, но уже исчерпавшей свой потенциал системы;

·расчистку дороги (пространства) для утверждения элементов (первоначально слабых) новой системы, будущего цикла;

·испытание на прочность тех элементов системы, которые аккумулируются и переходят в будущее.

Жизнеспособные участники рынка вынуждены активнее искать новые пути развития и доказывать свое право на долю рынка. Кризис - это еще и возможность покупать активы по низким ценам. Он проверяет уровень управления рисками, выявляет слабые места и устраняет необоснованные амбиции.

5. Кризисы конечны. Они могут предшествовать либо новому этапу в развитии системы, либо ее гибели и распаду.

6. Поскольку кризисы неповторимы, причины и факторы, их вызывающие, разнообразны, каждый раз выход из кризиса требует специфических мер.

Движущей силой экономического цикла являются инвестиции и инновации. Переход от одной фазы цикла к другой выражается в динамике инвестиций. Для выхода из кризиса следует создавать условия для роста инвестиций.

Переход от одной фазы цикла к другой обычно начинается с изменения спроса, которое и вызывает колебание инвестиций, а выход из кризиса, оживление - с расширения спроса на потребительские товары и услуги, что создает условия для роста спроса на средства производства. Растут инвестиции и занятость, значит, снова происходит рост потребительского спроса.

Обязательная составляющая выхода из кризиса - инновации, которые обеспечивают конкурентоспособность продукции на основе повышения ее технического уровня и снижения издержек.

Государство - инициатор антикризисных программ, осуществляющихся при бюджетной поддержке и дающих импульс для оживления экономики.

Очевидно, что сущность кризиса и инструмента антикризисного управления можно определить для разных уровней управления экономикой: уровня национальной экономики, отраслевой и региональной экономики, уровня предприятия.

Можно ли предвидеть и прогнозировать кризисные ситуации? В одних случаях, когда кризисы наступают вследствие перемен, которые мы можем и успеваем понять и оценить, это возможно, в других - нет.

В общем виде последовательность действий при прогнозировании кризисов такова:

1) определение целей и временных пределов прогнозирования кризисов;

2)понимание причин, сущности и характера данного кризиса;

3)определение устаревших и, наоборот, перспективных элементов системы и Идентификация ядра будущей системы;

4)установление поля (пространства) действия кризиса;

5)изучение внешних факторов развертывания будущего кризиса, взаимодействия циклов, их синхронизации и резонансного влияния;

6) рассмотрение путей выхода из кризиса, анализ нескольких вариантов выхода из кризиса для разных условий, один из них принимается как основной;

7) распознание ошибок в прогнозе, чтобы вовремя внести коррективы, отреагировать на ранее не известные факторы;

8) анализ уроков кризиса.