Пожар толстой краткое содержание. Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Н

В жнитво мужики и бабы ушли на работу. В деревне остались только старые да малые. В одной избе оставались бабушка и трое внучат. Бабушка истопила печку и легла отдохнуть. На неё садились мухи и кусали её. Она закрыла голову полотенцем и заснула.

Одна из внучек, Маша (ей было три года), открыла печку, нагребла угольев в черепок и пошла в сени. А в сенях лежали снопы. Бабы приготовили эти снопы на свясла.

Маша принесла уголья, положила под снопы и стала дуть. Когда солома стала загораться, она обрадовалась, пошла в избу и привела за руку брата Кирюшку (ему было полтора года, и он только что выучился ходить), и сказала:
- Глянь, Килюска, какую я печку вздула.Снопы уже горели и трещали. Когда застлало сени дымом, Маша испугалась и побежала назад в избу. Кирюшка упал на пороге, расшиб нос и заплакал; Маша втащила его в избу, и они оба спрятались под лавку. Бабушка ничего не слыхала и спала.
Старший мальчик Ваня (ему было восемь лет) был на улице. Когда он увидал, что из сеней валит дым, он вбежал в дверь, сквозь дым проскочил в избу и стал будить бабушку; но бабушка спросонок ошалела и забыла про детей, выскочила и побежала по дворам за народом.
Маша тем временем сидела под лавкой и молчала; только маленький мальчик кричал, потому что больно разбил себе нос. Ваня услыхал его крик, поглядел под лавку и закричал Маше:
- Беги, сгоришь!
Маша побежала в сени, но от дыма и от огня нельзя было пройти. Она вернулась назад. Тогда Ваня поднял окно и велел ей лезть. Когда она пролезла, Ваня схватил брата и потащил его. Но мальчик был тяжёл и не давался брату. Он плакал и толкал Ваню. Ваня два раза упал, пока дотащил его к окну, дверь в избе уже загорелась. Ваня просунул мальчикову голову в окно и хотел протолкнуть его; но мальчик (он очень испугался) ухватился ручонками и не пускал их. Тогда Ваня закричал Маше:
- Тащи его за голову! - а сам толкал сзади. И так они вытащили его в окно на улицу и сами выскочили.

скачать

Аудио быль "Пожар" из "Первой русской книги для чтения" Льва Николаевича Толстого. Можете читать брифли (краткое содержание), слушать онлайн или скачать бесплатно и без регистрации аудио быль "Пожар".
В жнитво мужики и бабы ушли в поле на работу. В деревне остались только старые да малые. В одной избе осталась бабушка и трое внучат: трехлетняя Маша, полуторагодовалый Кирюшка и восьмилетний Ваня. Бабушка истопила печь и легла на лавку отдохнуть, закрыла голову платком от мух и уснула. Тем временем Маша нагребла в черепок угольев из печки и подожгла в сенях снопы. Снопы загорелись. Перепуганная Маша с Кирюшкой вернулась в избу и спряталась под лавку. Ваня был на улице, увидел, что из сеней валит дым и побежал в избу. Тушить было поздно. Мальчик разбудил бабушку. Та спросонку забыла про детей, выскочила на улицу и побежала звать людей. Ваня отыскал Машу и Кирюшку под лавкой. Через дверь уже нельзя было уйти из горящей избы. Он поднял окно. Сначала в него вылезла Маша, потом он вытолкнул, упирающегося Кирюшку, и успел выскочить в окно сам.

Урок внеклассного чтения

Л.Н. Толстой «Пожар»

2 класс УМК «Школа 2100»

Цели: 1. Развивать интерес к чтению и на основе его совершенствовать

технику чтения.

2. Учить детей понимать эмоциональный настрой произведения, уметь

3. Уметь доказывать свою мысль, обогащать речь.

4. Вспомнить правила пожарной безопасности.

Ход урока

I Класс разделен на 3 группы

Каждая группа получает карточки со словами. Необходимо из этих слов составить короткие тексты и определить жанр.

1. Чудище рыжее куда попадет все сожжет, даже трава не растет. (Загадка – выражение, которое нуждается в отгадке)

2. Пекарь пек калачи в печи. (Скороговорка – фраза, где есть повторяющиеся звуки, которую нужно произносить быстро)

3. Спички детям не игрушки. (Пословица – это краткая, меткое, поучительное выражение)

II Беседа об авторе:

Знакомо ли вам имя Л.Н.Толстова?

Что вам известно о нем?

Какие произведения он написал?

III Словарная работа

Жнитво – пара уборки урожая

Черепок – обломок разбитой глиняной посуды

Снопы – связка сжатых стеблей с колосками

Ошалела – стала безрассудная, не понимала что делала

IV Чтение рассказа учителем .

Понравилось ли вам произведение? Что особенно? Когда было страшно за судьбу героев?

V Повторное чтение учениками

1. Какое настроение возникло при прочтение первого абзаца? Чувствуется ли здесь приближение беды? В каком темпе нужно читать? (спокойном)

2. Для чего автор нам дает возраст детей? Какое чувство возникло у нас после чтение этой части? Осуждает ли автор Машу? Почему она так поступила? Как можно назвать е6е поступок (легкомыслие – отсутствие серьезности в поведении, беззаботность в поведении).

3. Как вели себя дети во время пожара? Проследите за их действиями, прочитайте только глаголы. В какой интонации нужно читать глаголы? Какое чувство испытываете прочитав эту часть? Как вели себя малыши во время пожара? Правильно ли они поступили? В какой интонации нужно читать эту часть?

4. Каким вам показался Ваня? (смелым, решительным). К слову «смелый» подберите синонимы (оважн6ый, храбрый, мужественный, бесстрашный).

Прочитайте глаголы, которые встречаются в этой части. Как вы думаете, зачем мы постоянно обращаем на них внимание? Подготовьте чтение вслух, показав состояние и действие мальчика. Какой чтец задел чувства слушателей? Проследите за действие бабушки? Можно ли в это время терять рассудок?

5. Найдите и прочитайте в тексте как Ваня спас брата и Машу? Какое чувство за судьбу героев испытали в конце?

Как вы думаете, что было дальше? Можно ли сказать, что Ваня совершил героический поступок? Почему? Вспомните пословицу, которая подходит для этого поступка? (Сам погибай, а товарища выручай). В чем проявилась высшая точка напряжения в рассказе. Это называется – кульминация. Какой урок вы вынесли для себя, прочитав это рассказ? Если бы рекомендовали прочитать его другу, какие достоинства бы отметили.

VI Объединитесь в группы

Составьте правила противопожарной безопасности и выберите одного человека, который ваши правила огласит.

Урок окружающего мира « Клетка – маленькая лаборатория»

УМК «Школа 2100», 3 класс.

Цель: 1) Познакомить учащихся с особенностями строения, среды обитания одноклеточных водорослей, как наиболее простого представителя растительного мира. Познакомить с работой микроскопа.

2) Развивать ассоциативно – образное мышление, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Развивать познавательный интерес.

3)Вызывать у детей ощущение к причастности к природе, интерес к уроку «Окружающий мир»

Оборудование: таблица «Одноклеточные водоросли», микроскоп, презентация «Зелёные лаборатории», препараты с одноклеточными водорослями.

Актуализация знаний.

(ученик у доски индивидуально подписывает части растений.)

Вспомните отличие растений от животных.

Для чего нужны растения? (Производители – кормильцы. Фотосинтез, т.к. они запасают энергию солнца и кормят этим веществом всю экосистему.)

Способность к фотосинтезу делает все растения похожими.

(Слайд) – Рассмотрите таблицу. Найдите общие признаки растений. (Клеточное строение, листья, зелёная окраска, корень, стебель, цветок)

Вывод. Значит, вы считаете, что все растения имеют органы: корень, листья, стебель, цветок? (проверка ученика у доски)

А из чего состоят органы растения?

Проблемный вопрос

Какое растение самое маленькое? Обсудите это в парах.

Новый материал

. – Как называется прибор, который находится перед вами? Для чего он нужен?

- (слайд) Более 3-х столетий тому назад английский учёный Роберт Гук усовершенствовал микроскоп. Это позволило ему взглянуть на обычные предметы при большом увеличении.

Посмотрите в микроскоп. Перед вами растение – водоросль.

Есть ли у неё корень, стебель, цветок?

Какой из отличительных признаков есть? (Зелёный цвет)

А раз есть зелёный цвет, какой процесс в ней происходит? (Фотосинтез)

Кто знает, как называется зелёное вещество, которое придаёт окраску растительной клетке? (Хлорофилл)

(на доске написано слово хлорофилл)

Найдите орфограммы.

На доске нарисована схема. Расставьте стрелки так, чтобы показать процесс фотосинтеза.

Вывод: зелёный цвет – это наличие органического вещества – хлорофилла. Так можно ли сказать, что зелёный цвет характерен для растений? Почему? (Да, т. к. в нём есть зелёное вещество хлорофилл)

Водоросли – самые простые водные растения. У многих водорослей тело состоит из одной клетки. Летом в пруду мы замечаем, что вода стала ярко-зелёной. Это расплодилась одноклеточная водоросль.

(Показать слайд: одноклеточные водоросли. На доске написаны слова: одноклеточные водоросли.)

Найдите орфограммы.

(Работа с микроскопом)

Из чего состоит клетка? (Оболочка)

Именно оболочки увидел Роберт Гук в микроскоп.

Для чего нужна клетке оболочка? (Придаёт определённую форму, защищает клетку).

Благодаря оболочке клетки могут выдержать недолгое высыхание и жить на суше: в почве. На стволах деревьев, на скалах, на цветочном горшке. Им достаточно несколько капель дождя, чтобы надолго окружить себя водой и выжить.

(Работа с микроскопом)

Что ещё можно рассмотреть в клетке? (Ядро)

В ядре содержится информация о том, как устроен материнский организм. Каждая из дочерних клеток получает от материнской клетки полную копию всей наследственной информации.

Цитоплазма – заполняет всю клетку. Это жидкость, как клей. В ней находятся маленькие органы клетки – органоиды.

Самостоятельная работа

На листах бумаги нарисуйте клетку и подпишите из чего она состоит.

Ра бота в группах.

Разгадайте кроссворд

Вывод

Из чего состоят все растения на земле? (Из клеток)

Какое растение самое маленькое? (Одноклеточная водоросль)

Для чего мы изучаем клетки? (Из клеток состоят все живые организмы)

Рефлексия деятельности

Встаньте, кому сегодня понравилось на уроке. Сделайте шаг те, кто узнал что-то новое. Сделайте шаг те, кто сможет рассказать дома родителям из чего состоит клетка. Сделайте шаг те, кто знает, какое растение самое маленькое на земле.

Встаньте все в кружок. Выскажите друг другу свои добрые пожелания.

Лев Толстой

ывает часто, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя их рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей; её звали Боб.

Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нёс девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали её — не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть ещё что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.

Урок внеклассного чтения 2 класс.

Учитель - Кильдибекова И.И.

Тема: Л.Н.Толстой «Пожар».

Цели: Образовательная - продолжить знакомство с литературными жанрами на основе произведения Л.Н.Толстого «Пожар»; повторить произведения известных авторов про пожар; учить выборочному чтению.

Развивающая - развивать устную речь, учить рассуждать,

развивать мышление через анализ поступков героев, умение сравнивать, делать выводы; расширять кругозор учащихся через использование дополнительной информации и литературы, интерес к литературе.

Воспитывающая –аккуратное обращение с огнём, доброжелательное отношение друг к другу, культуру речи.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок

Начинается урок.

Постарайтесь всё понять

Много нового узнать.

2.Актуализация знаний.

Ребята, отгадайте загадку.

Бежит- сверкает, мерцает, переливается,

А заденешь - жжет, кусается? (Огонь).

Ребята, а вы знаете,как появился огонь на Земле?

А хотите узнать? Об этом нам расскажет Егор (огонь из молнии, как люди поддерживали огонь, священность огня).Рисунок огня на доску.

Есть ещё легенда о появлении огня на земле. С ней вы можете познакомиться в данной книге «Мифы Птолемей», которую можно взять в школьной библиотеке.

Ребята, а кто из вас знает, как можно получить огонь?

(при трении, при ударе камень о камень)

С давних времен люди учились добывать огонь, считали его священным, но зачем он так был нужен людям?

Какую пользу приносит огонь? (ответы детей)

На доску вывешиваются слова: - обогревает

Освещает

Приготовление пищи

Молодцы, ребята.

А только ли пользу приносит огонь? (нет)

А о том, какой вред может нанести огонь,вы вспомните сами из известных вам произведений.

Работа в группах.

Каждая группа получает своё задание (отрывок из стихотворения).

С.Я.Маршак. «Пожар».

Приоткрыла дверцу Лена-

Соскочил огонь с полена,

Перед печкой выжег пол,

Влез по скатерти на стол,

Побежал по стульям с треском,

Вверх пополз по занавескам.


С.Я.Маршак «Рассказ о неизвестном герое».

Много столпилось людей на панели.

Люди в тревоге под крышу смотрели:

Там из окошка

Сквозь огненный дым

Руки ребёнок

Протягивал к ним.

К.И.Чуковский «Путаница».

А лисички

Взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит:

«Эй, пожарные, бегите!!

Помогите, помогите!»

Спасибо! Молодцы!


Что общего, во всех трёх произведениях? (тема пожара)

В каком произведении, прочитанном вами дома, встретилось

Слово ПОЖАР?

Кто написал это произведение?(Л.Н.Толстой).

К какому жанру относится это произведение? (Стих-е, рассказ, басня, былина), (рассказ, он повествует о событии, которое произошло).

3.Сообщение темы и цели урока.

Ребята, посмотрите на доску и скажите, о чем пойдёт речь на уроке? (Мы будем работать над произведением Л.Н.Толстого «Пожар» и узнаем, всегда ли огонь нам друг).

4. Физ. Минутка. Зарядка для глаз. Под музыку.

5.Словарная работа.

Глазки открываем. - Что изменилось? (появились слова на доске).

Чем мы сейчас будем заниматься и зачем это нужно?

(разберём непонятные, сложные слова)

ЖИТВО

СЕНИ

СВЯСЛА

СНОПЫ

ОШАЛЕЛА

Как и где можно узнать значение данных слов?

Кто сможет объяснить значение данных слов?

(показать снопы, по Толковому словарю Ожегова находим значение слова ошалела-потеряла соображение от испуга, сильного удивления)

6.Проверка усвоения прочитанного.

Дома вы ознакомились с содержанием текста. – Понравился ли вам этот рассказ?

Почему этот рассказ называется «Пожар»?

Кто является главными героями этого произведения?

Какова главная мысль этого рассказа?

Что такое ПОЖАР? (это беда, гибель природы, людей)

В словаре даётся такое объяснение данного слова –непреднамеренное возгорание предметов по неосторожности, из-за небрежного обращения с огнём.

А что же случилось в рассказе?

А кто в этом виноват?

Как звали эту девочку?

7.Работа над содержанием текста. Выборочное чтение.

Найдите в тексте ответ и зачитайте.

Почему Маша этим занялась?

(ей было скучно, интересно, любопытно) за чтение ставится оценка.

Как повели себя дети, когда начался пожар? Зачитать. Оценка.

В чём была ошибка детей?

(разбудить бабушку и выбежать из дома)

Давайте найдём отрывок, в котором рассказывается о героическом поступке старшего брата Вани. Зачитать. Оценка.

8. Итог урока.

Все рассказы Л.Н.Толстого обязательно чему-то нас учат. Чему же научил этот рассказ?

Какой вывод для себя сделали вы?Ответы ребят.

Когда огонь может стать не другом, а врагом и от кого это зависит?

А знаете ли вы по какому номеру нужно позвонить в такой ситуации?

Кто придёт нам на помощь?

Картинка пожарника телефон 01

Почему нам приходится обращаться к людям данной профессии,

вы сейчас увидите.

ИНСЦЕНИРОВКА (два ученика)

Д.-Чем бы нам заняться? М.- Что бы такого сделать?

Ой, я, кажется, придумал!

(достаёт из кармана спички, пытается зажечь)

Давай мы с тобой костёрчик разведём.

Д.- Вот здорово! Давай! Загорится огонёк, огонёк!

Появляется взрослый.

Взр.- Ой, что это вы делаете?

Ну что вы кричите, пожар что ли?

Взр. – Не останови я вас вовремя – пожара не миновать!

Ой-ой-ой! Из-за какой-то малюсенькой спички пожар? Ну, вы насмешили!

Взр. – Да! – Правда, ребята!?Мы то знаем, что спички - это не игрушка. Когда мы небрежны с огнём, он становится нашим врагом!Хоровое чтение последней фразы.

Большое спасибо нашим артистам.Оценивание.

Рефлексия. Продолжи предложение –

Я узнал…..

Японял….

Я задумался…

Мне понравилось….

Мне захотелось….

На следующем уроке мы продолжим изучение творчества Л.Н.Толстого и поговорим о пьесе «Любите обижающих вас».

Вас заинтересовало название? А хотите узнать о чём эта пьеса?

Чем пьеса отличается от других литер жанров?

9. Д. З. с.72-74 чит. Выписать и найти объяснение сложным словам. Подобрать пословицы.