Наклонение глагола как одна из основных категорий данной части речи в современном русском языке. Наклонение глагола

Н. Р. Добрушина, 2014

Наклонение – словоизменительная грамматическая категория глагола, выражающая отношение говорящего к содержанию высказывания и / или отношение ситуации к реальному миру (ее реальность, ирреальность, желательность), то есть различные модальные значения (см. Модальность).

Наклонение является грамматическим средством обозначения модальных значений. Те же значения могут выражаться и лексически (например, с помощью модальных глаголов): ср. выражение желательного значения с помощью сослагательного наклонения (Полежать бы на солнышке! ) или с помощью глагола хотеться (Хочется полежать на солнышке ).

1) изъявительное наклонение (индикатив);

2) сослагательное наклонение (условное, кондиционалис, субъюнктив, субжонктив, конъюнктив), см. соответствующую статью настоящего сборника;

3) повелительное наклонение (императив), см. соответствующую статью настоящего сборника.

Изъявительное наклонение иногда называют прямым , в отличие от косвенных – сослагательного и повелительного.

1. Морфология

1.1. Способы выражения наклонений

Изъявительное наклонение выражается особым набором показателей со значением числа и лица / рода. Например, в форме уходит (он уходит через час ) окончание -ит имеет следующие значения: изъявительное наклонение, настоящее время, 3-е лицо, единственное число.

Повелительное наклонение выражается с помощью показателей, которые присоединяются к основе презенса: (те ) (уход-и / уход-и-те ) или (те ) (пей-Ø / пей-Ø-те ). Отдельные глаголы имеют также особую форму призыва к совместному действию с показателями -ем-те или -им-те (пойд-ем-те ). Имеется также ряд форм и конструкций со значением побуждения к совместному действию (давай (те ) пойдем , давай ходить ) и побуждения к 3-му лицу (пусть / пускай уходит ). .

1.2. Наклонение и другие грамматические категории

1.2.1. Время

Грамматическое противопоставление по времени есть только в формах изъявительного наклонения. Повелительное и сослагательное наклонения не различают времен. Ситуация, обозначаемая сослагательным наклонением, по смыслу может относиться и к прошлому, и к настоящему, и к будущему. Форма наклонения при этом не меняется: если бы мне вчера / сегодня / завтра предложили миллион, я бы отказался . Ситуация, обозначаемая повелительным наклонением, всегда относится к будущему.

1.2.2. Лицо, число и род

В изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени выражаются значения лица и числа (я ухожу / ты уходишь / он уходит , я ухожу / мы уходим ), в прошедшем – рода и числа (я ушел / она ушла / оно ушло / они ушли ).

В сослагательном наклонении на -л (как и в прошедшем времени индикатива) выражаются значения рода и числа (я ушел бы / она ушла бы / оно ушло бы / они ушли бы ).

В повелительном наклонении выражаются формы числа ((ты ) уйди / (вы ) уйдите ). Собственно повелительное наклонение выражает побуждение ко 2-му лицу, некоторые глаголы имеют также особую форму побуждения к совместному действию: пойдемте , уйдемте (эта форма иногда называется гортативом или императивом 1-го лица множественного числа). Другие лица императива выражаются неспециализированными формами и различными конструкциями, которые относятся к аналитическим повелительным формам:

а) 1-е лицо множественного числа: споем , давай (те ) споем и давай (те ) петь ;

б) 3-е лицо единственного и множественного чисел: пусть споет , пусть споют .

1.2.3. Финитность

Наклонения, в отличие от времен, больше характерны для финитных форм глагола. К сослагательному наклонению, однако, могут быть отнесены также сочетания частицы бы с нефинитными формами: с инфинитивом (Скорей бы унести ноги ), с предикативами, существительными, причастием и деепричастием (см. Сослагательное наклонение).

1.2.4. Семантика

1.3. Значения, выражаемые изъявительным наклонением

Изъявительное наклонение , как правило, описывает ситуацию как принадлежащую к реальному миру.

Прошедшее время изъявительного наклонения описывает ситуацию как имевшую место до момента речи:

(1) Приехал он на место незадолго до ужина, поставил в угол знамя, снял шинель и, звеня орденами, пошел с подарками к соседке. [В. Войнович. Монументальная пропаганда (2000)]

Настоящее время изъявительного наклонения описывает ситуацию как имеющую место в момент речи:

(2) – А я и не волнуюсь , – быстро сказал он. [В. Аксенов. Таинственная страсть (2007)]

Будущее время изъявительного наклонения описывает ситуацию как такую, которая будет иметь место после момента речи. Поскольку будущая ситуация принципиально не может принадлежать реальности, будущее время иногда рассматривают как принадлежащее к системе косвенных наклонений, а не к изъявительному (об особом статусе будущего времени см. Модальность / п.2.3. Изъявительное наклонение и снятая утвердительность).

(3) Я буду гулять до самого утра, а когда ночь станет кончаться, пойду на горку и встречу рассвет... [С. Козлов. Правда, мы будем всегда? (1969-1981)]

Изъявительное наклонение может иметь переносное значение, например выступать в функции повелительного наклонения:

(4) В морозилке рыба / вытащишь / пускай оттает / потом Барсику дашь . [Домашний разговор // Из материалов Ульяновского университета (2007)]

1.4. Значения, выражаемые сослагательным наклонением

Сослагательное наклонение обозначает ситуацию, которая не принадлежит к реальному миру. Значение сослагательного наклонения сильно зависит от того, употребляется ли оно в независимой предикации или в придаточном предложении. В независимой предикации сослагательное наклонение имеет либо контрфактивное значение, то есть обозначает ситуацию, которая, по мнению говорящего, принадлежит к альтернативному, воображаемому миру, либо желательное значение. В придаточных предложениях значение сослагательного наклонения зависит от семантики союза, отношений между главным предложением и подчиненным и других факторов.

Сослагательное наклонение имеет, таким образом, три основных типа употреблений: контрфактивное (подробнее см. Сослагательное наклонение / п. 2.1), желательное (подробнее см. Сослагательное наклонение / п. 2.2) и употребление в подчиненных предикациях . В переносном значении сослагательное наклонение может использоваться в прагматических целях , для того чтобы смягчить сообщение о коммуникативных намерениях говорящего (подробнее см. Сослагательное наклонение / п. 2.3 ).

а) Контрфактивное значение сослагательного наклонения: ситуация, с точки зрения говорящего, заведомо принадлежит не к реальному, а к альтернативному миру.

(5) Ни остановиться, ни оставить камень они не могли – это было бы для всех катастрофой. [В. Быков. Камень (2002)]

(6) Если бы у меня самого не было постоянного адреса, я бы вёл себя скромнее. [А. Волос. Недвижимость (2000)]

б) Желательное значение сослагательного наклонения: ситуация не принадлежит к реальному миру, но представляется говорящему желательной.

(7) Если б он знал , как тяжело у меня на душе! [Ю. Трифонов. Дом на набережной (1976)]

(8) Лежать бы , смотреть на море и попивать холодное винцо. [В. Крейд. Георгий Иванов в Йере (2003)]

в) Прагматическое употребление сослагательного наклонения: цель – смягчить сообщение о намерениях говорящего или снизить категоричность утверждения.

(9) – Я хотел бы обратиться с одной просьбой, – сказал он тихо и даже как-то руки прижал к груди. [Ю. О. Домбровский. Факультет ненужных вещей (1978)]

(10) – Да, конечно, – ответил молодой человек, легко встречаясь лучистыми ясными глазами с потяжелевшим внезапно взглядом Штерна. – Но сейчас я бы порекомендовал Георгию Матвеевичу покой. [Ю. О. Домбровский. Факультет ненужных вещей (1978)]

(11) Виктор Астафьев писал: если бы миллионы крестьян только плюнули в сторону Москвы, её бы смыло вместе с Кремлём и горийской обезьяной. [Д. Драгунский. О рабах и свободных (2011)]

(12) Короче, что бы я ни сделал , моя жена всегда повторяет: – Боже, до чего ты похож на своего отца!.. [С. Довлатов. Наши (1983)]

(13) Все на свете должно происходить медленно и неправильно, чтобы не сумел загордиться человек, чтобы человек был грустен и растерян. [В. Ерофеев. Москва-Петушки (1970)]

(14) И полярники потащили свои вещи, а мама стала кричать, чтобы Алешка шел домой одеваться. [А. Ф. Членов. Как Алешка жил на Севере (1978)]

(15) Если кого-нибудь хвалили, Валька тотчас искал причину, которая бы сделала похвалу незаслуженной. [А. Алексин. Сигнальщики и горнисты (1985)]

1.5. Значения, выражаемые повелительным наклонением

а) Приказ:

(16) – Отчаливайте завтра же, на рассвете! – приказал господин Белуга. [А. Дорофеев. Эле-Фантик (2003)]

б) Разрешение:

(17) – Кури , – разрешил дед. – Какие куришь? [В. Шукшин. Калина красная (1973)]

в) Совет:

(18) – Не расстраивайтесь , Нина, не тратьте ваши нервы, – посоветовал он. [В. Аксенов. Пора, мой друг, пора (1963)]

г) Пожелание:

(19) – Будьте счастливы , Маргарита Николаевна! – она закивала головой мастеру и опять обратилась к Маргарите: – Я ведь всё знала, куда вы ходите. [М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита (1929-1940)]

Повелительное наклонение может также иметь переносные употребления , используясь для выражения условия (20), уступки (21), долженствования (22), для обозначения неожиданности (23), (24) и др. (см. Повелительное наклонение / п.4.8) В этом случае повелительное наклонение часто относится не ко 2-му лицу.

(20) Он вёз жену из родильного отделения районной больницы, она держала на руках ребёнка, и ему казалось, что проживи он тысячу лет – он не забудет этого дня. [В. Гроссман. Все течет (1955-1963)]

(21) Иной раз так прихватит, что хоть ложись и помирай . [И. Грекова. Перелом (1987)]

(22) Вася что получит, то и пропьёт, а я крутись-вертись на свою зарплату. [И. Грекова. Перелом (1987)]

(23) Собака и кот жили-жили у хозяина да и состарились. Дело житейское, со всяким может случиться. А хозяин их возьми да и рассчитай . [Е. Л. Шварц. Два клена (1953)]

(24) …Шла вот по веранде женщина, мимоходом сорвала цветочек, небрежно сунула его в волосы, а он и придись к месту! [В. Астафьев. Веселый солдат (1987-1997)]

2. Частотность

По частотности в Подкорпусе со снятой омонимией наклонения распределены следующим образом:

изъявительное наклонение – 580 тыс. употреблений;

повелительное наклонение – 29 тыс. употреблений;

сослагательное наклонение (частица бы (б ) + чтоб (ы )) – 25,5 тыс. употреблений.

3. Основная литература

  • Бондарко А.В., Беляева Е.И., Бирюлин Л.А. и др. Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность. Л.: Наука. 1990.
  • Грамматика 1980 – Шведова Н.Ю. (Ред.) Русская грамматика. М.: Наука. 1980. Пп. 1472–1479.
  • Palmer F.R. Mood and Modality. 2nd edition. Cambridge Textbooks in Linguistics. Cambridge: Cambridge University Press. 2001.
  • Plungian V. Irrealis and modality in Russian and in typological perspective // Hansen B., Karlik P. (Eds.) Modality in Slavonic languages. München: Verlag Otto Sagner. 2005. P. 135–146.
  • Hansen B. Mood in Russian // Rothstein B., Thieroff R. Mood in the Languages of Europe. Amsterdam–Philadelphia: John Benjamins Publishing Company. 2010. P . 325–341 .

Наклонением глагола называется непостоянный грамматический признак, который показывает оценку действия говорящим. Различные его виды указывают, как говорящий оценивает действие: то ли он считает его возможным при каком-то условии, то ли желательным, то ли реальным.

Они могут быть трех видов:

Конспект урока для 6 класса

Примечание:

Тема рассчитана на два урока. Первый урок – общее понятие о наклонении, знакомство с наклонениями глагола; второй урок – . Уроки составлены в соответствии с § 74 учебника Л. М. Рыбченковой.

Наклонение глагола.

    изучение нового материала;

    развитие умений морфологического разбора глагола, орфографических навыков;

    воспитание любви к русскому языку и интереса к его изучению.

    Познавательные: поиск информации, определение смысла информации, построение высказывания, рефлексия деятельности;

    Регулятивные: постановка цели, планирование деятельности;

    Коммуникативные: умение выразить мысль;

    Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственная оценка.

Тип урока:


Комбинированный

    Организационный момент.

    Актуализация опорных знаний:

    А) Повторение орфограммы «Ь на конце глаголов 2 лица единственного числа» ; объяснительный диктант.

    Идёшь по лесу, оглядываешься вокруг и вдруг увидишь то там, то здесь семейки грибов: растут в тени, спрятались от грибников. Пока собираешь их, несколько раз обходишь каждую полянку. Почувствуешь усталость – где-нибудь присядешь на пенёк и отдыхаешь. Замечаешь вблизи колокольчик. Кажется, задень его – и зазвенит!

    Б) морфологический разбор глаголов из 1-го предложения (повторение настоящего, будущего и прошедшего времени глагола, вида, переходности, возвратности).

    В) Создание проблемной ситуации: охарактеризуйте глагол ЗАДЕНЬ из последнего предложения; можем ли мы определить время этого глагола? В чём его необычность?

    Изучение нового материала.

    А) Тема урока, целеполагание, мотивация, планирование работы.

    Б) Наблюдение над языковым материалом (упр. 524): в каком предложении сообщается о реальном действии, в каком – о возможном, в каком – о желательном, необходимом?

    Мы к маскараду готовимся. Не бойся, пойдём с нами. Мы тебя и не взяли бы.

    В) Чтение теоретического материала в учебнике, подготовка устного ответа по таблице (работа в парах):

    Наклонение глагола выражает отношение действия к действительности: происходит оно на самом деле или является только возможным, желательным или необходимым. Глаголы изъявительного наклонения обозначают реальные действия, которые происходили (прошедшее время), происходят (настоящее время) или будут происходить (будущее время).

    Например: ловил, ловит, будет ловить .

    Глаголы условного и повелительного наклонений обозначают не реальные, а возможные или желательные, необходимые действия.

    Например: ловил бы, лови.

    Г) Упр. 525: выписать из текста глаголы, указать их время и вид.

    Бросил – прошедшее, совершенный;

    прячутся – настоящее, несовершенный;

    добрались – прошедшее, совершенный;

    полетела – прошедшее, совершенный;

    отдохну – будущее, совершенный;

    кончится – будущее, совершенный;

    буду оплакивать – будущее, несовершенный.

    отличительная особенность глаголов изъявительного наклонения в том, что они имеют формы времени.

    Д) Объясним смысл фразы:

    «Точка отсчёта для времени глагола – это момент речи, то есть момент, когда мы говорим».

    Что она означает? (На примере глаголов рисовал, рисую, буду рисовать ). Учащиеся объясняют, составляют предложения, рассказывают, какими рисунками проиллюстрировали бы эти предложения.

    Е) Анализ материалов таблицы упр. 527:

    глаголы какого вида имеют формы всех трёх времён?

    Глаголы какого вида не имеют формы настоящего времени?

    Как вы думаете, с чем это связано?

    Опираясь на материалы таблицы, рассказать о том, как связаны вид и время глагола.

    (Глагол совершенного вида обозначает действие, имеющее предел, результат, а в настоящем времени действие происходит, результата ещё нет, поэтому глаголы совершенного вида не могут стоять в настоящем времени).

    Ж) Образовать от глаголов в упр. 528 формы прошедшего времени единственного числа мужского рода:

    вязать, поднять, укрыть, пилить, слушать, кинуть, верить, заметить, замечать, управлять, заледенеть, улыбаться, бороться, молчать.

    Обозначить суффиксы и окончания. Сделать вывод о том, как образуется форма прошедшего времени глагола. (От основы инфинитива с помощью суффикса Л).

    З) Изменение текста: записать фрагмент текста, ставя глаголы в форму прошедшего времени. Как изменится смысл текста? (Текст на экране или предварительно записан на доске).

    Метель воет и свистит на полях. Она гонит тучи снега по небу, наметает сугробы на земле. Метель заносит тропинки и дорожки и торопит домой запоздалого путника. Она гудит в проводах, барабанит в окна. Везде метель. Она гудит и ревёт на разные голоса.

    Проверка, подведение итогов, оценивание.

    Рефлексия: что нового узнали о глаголе? Какие существуют наклонения? С каким наклонением работали сегодня на уроке? В чём его отличительная особенность?

    Что было самым интересным на уроке? Какой вид работы больше всего понравился? Что оказалось трудным, что нужно будет повторить?

  1. Домашнее задание:

    Устный рассказ о наклонениях глагола на основе таблицы упр. 524, подобрать свои примеры.

    Упр. 529 по аналогии с последним заданием: записать текст, заменив глаголы настоящего времени глаголами прошедшего времени.

    Школьники ставят палатки, идут собирать хворост для костра. Возле вожатого остаются несколько человек. Они чистят картошку, приносят воду из ручья. Девочки собирают ветки и устилают ими палатки, сверху на ветки укладывают спальные мешки. Так дети готовят ужин и ночлег. Быстро темнеет. Всё вокруг стихает и засыпает.


Глаголы изменяются по наклонениям. Форма наклонения показывает, как действие относится к действительности: является ли действие реальным (имеющим место в дей­ствительности), или нереальным (желаемым, требуемым, возможным при определённых условиях).

В русском языке у глаголов есть формы трёх наклонений: изъявительного, условного (сослагательного) и повелительного.

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальное действие, которое происходит, происходило или будет происходить на самом деле в определённом времени (на­стоящем, прошедшем или будущем). Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам: занимаюсь (настоящее время), занимался (прошедшее время), буду за­ниматься (будущее время).

Глаголы в условном наклонении обозначают не реальные действия, а желаемые, возможные. Формы условного наклонения образуются от основы инфинитива (или основы прошедшего времени) с помощью суффикса -л- (за которым следует окончание со значением числа и в единственном числе - рода) и частицы бы (б) (которая может стоять перед глаголом, после него, а может быть оторвана от него). Например: Если б я была поэтом, я жила бы как щеглёнок и не в клетке бы свистела, а на ветке на заре (Ю. Мо-риц).

В условном наклонении глаголы изменяются по числам и родам (в этом наклонении нет времени и лица): прошёл бы, прошла бы, прошло бы, прошли бы.

Глаголы в повелительном наклонении обозначают побуждение к действию (просьбу, приказ), то есть обозначают не реальное действие, а требуемое. В повелительном наклонении глаголы изменяются по числам и лицам (времени в этом наклонении также нет).

Наиболее употребительными являются формы 2 лица единственного и множественного числа, которые выража­ют побуждение к действию собеседника (собеседников).

Форма 2 лица ед. числа образуется от основы настоящего/простого будущего времени с помощью суффикса -и- или без суффикса (в этом случае основа глагола в повелительном наклонении совпадает с основой настоящего/ простого будущего времени): говори, смотри, пиши, держи, работай (основа настоящего времени - pa6omaj-ym), от­дыхай (отдыха)-ут), запоминай (запоминаj-ут), режь (режут), встань (встанут).

Форма 2 лица мн. числа образуется от формы 2 лица ед. числа с помощью окончания -те: говори-тё , держи-тё , за- поминай-те и т. д.

Формы 3 лица ед. и мн. числа выражают побуждение к действию того или тех, кто не участвует в диалоге. Они образуются с помощью частиц пусть, пускай, да + формы 3 лица ед. или мн. числа изъявительного наклонения: пусть уходит, пусть уходят, да здравствует, да здрав­ствуют и т. д.: Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу (А. Пушкин).

Форма 1 лица мн. числа выражает побуждение к совместному действию, участником которого является и сам говорящий. Она образуется с помощью частиц давай, да­вайте + инфинитив глаголов несовершенного вида (давай, давайте + петь, танцевать, играть) или 4- форма 1 лица мн. числа изъявительного наклонения глаголов совершен­ного вида (давай, давайте + споём, станцуем, сыграем): Давайте говорить друг другу комплименты... (Б. Окуд­жава); Давай ронять слова, как сад - янтарь и цедру... (Б. Пастернак); Товарищ жизнь, давай быстрей прото­паем, протопаем по пятилетке дней остаток... (В. Ма­яковский).

Формы наклонений могут употребляться не только в своём прямом значении, но и в переносном значении, то есть в значении, свойственном другому наклонению.

Например, форма повелительного наклонения может; иметь значения условного наклонения (1) и изъявительно­го (2): 1) Не будь на то господня воля, не отдали б Моск­вы (М. Лермонтов); 2) Раз он ему и скажи: «Вижу, Азамат, что тебе больно понравилась эта лошадь» (М. Лер­монтов).

Глагол в форме изъявительного наклонения может употребляться в значении повелительного: Однако в поле уж темно; скорей! пошёл, пошёл, Андрюшка! (А. Пушкин); Комендант обошёл своё войско, говоря солдатам: «Ну, детушки, постоим сегодня за матушку-государыню и докажем всему свету, что мы люди бравые и присяжные» (А. Пушкин).

Форма условного наклонения может иметь значение повелительного: Папаша, вы поговорили бы с Александрой, она ведёт себя отчаянно (М. Горький).

Наклонение глагола

Глагольная категория, выражающая отношение действия (состояния) к действительности, устанавливаемое говорящим, т. е. определяющая модальность действия.


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "наклонение глагола" в других словарях:

    наклонение изъявительное - Наклонение глагола, обозначающее реально совершаемое действие в настоящем, будущем или прошедшем времени. Глаголы в изъявительном наклонении представляют действие, которое: 1) совершилось в прошлом; 2) совершается в настоящем; 3) совершится в… …

    наклонение сослагательное - Наклонение глагола, обозначающее возможное, желаемое действие, которое не происходило, не происходит, но может произойти при определенных условиях. С.н. обозначает ирреальное действие, находящееся вне категории времени. Глаголы С.н. изменяются по … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Наклонение, грамматическая категория глагола, выражающая отношение содержания высказывания к действительности. В разных языках имеется разное число Н. Немаркированное (формально не выраженное специальными признаками) Н., обозначающее, что… … Большая советская энциклопедия

    НАКЛОНЕНИЕ, наклонения, ср. 1. Действие по гл. наклонить наклонять и наклониться наклоняться. 2. Форма глагола, выражающая, каким представлено действие реальным, желаемым, требуемым и т.п. (грам.). Изъявительное наклонение. Повелительное… … Толковый словарь Ушакова

    наклонение повелительное - Наклонение, имеющее значение побуждения, обозначающее действия, которые в соответствии с приказом, пожеланием или просьбой говорящего могут произойти (но могут и не произойти): читай, думай, пойди, читайте, думайте, пойдите. П.н. – это ирреальное … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    НАКЛОНЕНИЕ, я, ср. В грамматике: система форм (парадигма) глагола, выражающих отношение действия к действительности. Изъявительное, повелительное, сослагательное н. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    НАКЛОНЕНИЕ, грамматическая категория глагола (см. ГЛАГОЛ), формы которой выражают различия в отношении содержания высказывания к действительности или в отношении говорящего к содержанию высказывания (изъявительное, сослагательное, повелительное,… … Энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Наклонение. Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Наклонение в лин … Википедия

    Наклонение - Наклонение грамматическая категория, выражающая отношение действия, названного глаголом, к действительности с точки зрения говорящего. Наклонение грамматический способ выражения модальности (В. В. Виноградов). Грамматическое значение форм… … Лингвистический энциклопедический словарь

    Я; ср. 1. к Наклонить наклонять и Наклониться наклоняться. 2. Лингв. Категория глагола, выражающая отношение к действительности. Изъявительное н. Повелительное н. Сослагательное н. ◊ Магнитное наклонение. Физ. Угол, образуемый силовой линией… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Комплект таблиц. Русский язык. Морфология. 15 таблиц , . Учебный альбом из 15 листов. Арт. 5-8681-015. Морфологический разбор слова как части речи. Выделение морфологических признаков имен существительных и имен прилагательных путем сравнивания.…
  • Очерки по морфологии русского глагола , С. П. Обнорский. Вниманию читателя предлагается работа выдающегося отечественного языковеда, академика АН СССР С. П. Обнорского, написанная на основе специального курса, который автор в течение многих лет…

Поэтому так важен. Эта часть речи необходима для того, чтобы правильно назвать и описать действие. Как и другие часть речи, он имеет свои морфологические признаки, которые могут быть постоянными и непостоянными. Так, к постоянным морфологическим признакам относятся лицо, род, время, число. Разберемся с таким понятием, как наклонение глагола в русском языке. Как его определить? На все эти вопросы можно найти ответы в этой статье.

Вконтакте

Что такое наклонение?

Это грамматический признак глагола, который помогает изменять слово. Данная категория необходима для того, чтобы выразить отношение процесса , который как раз и называет это слово, к действительности.

Важно! Глагольными формами являются изъявительное, повелительное и условное наклонения

.

В зависимости от того, как слова выражают отношение к тем процессам, которые происходят в действительности, бывают наклонения у глаголов:

  • прямое;
  • косвенное.

Под прямым подразумевают изъявительное наклонение, которое позволяет объективно передать действие. Например: Вчера мы смотрели фильм.

Косвенное – это императив или повелительное наклонение. Оно служит для того, чтобы выражать те процессы, которые не совпадают с реальностью . Например: Я прочитал бы этот роман завтра, но уйду в гости.

Размышление над определением глагола

Виды

В основы классификации лежат особенности и особенности лексического значения глаголов.

В современном существует три вида:

  1. Изъявительное.
  2. Условное.
  3. Повелительное.

Первый вид обычно обозначает то действие, которое протекает в действительности и могло произойти в прошлом, может происходить в настоящем и может состояться в будущем. Например: Я сделаю уроки в четверг.

Второй вид обозначает то деяние, которое будет выполнено в будущем, но уже при определенном условии. Например: Я сделал бы уроки в четверг, но иду в театр.

Третий тип – это либо приказание выполнить что-то, либо просьба. Например: Завтра обязательно выучи уроки.

Три вида наклонения глагола

Как определить наклонение глагола

Для того чтобы определить это, необходимо понимать, как происходит действие и какие грамматические характеристики он имеет. Так, глаголы в изъявительном показывают реальное деяние, поэтому это слово будет изменяться по временам.

Если глагол в повелительной форме, то тогда это действие будет совершаться каким-то другим лицом . Такие слова обычно побуждают к какой-либо деятельности.

Поэтому действие будет не реально совершаемое, а требуемое. Чаще всего, чтобы получить повелительную глагольную форму, используют определенное время, например, будущее или настоящее, к которому обязательно нужно прибавить суффикс -и. Но можно и без него. Например, лови, кричи, умри. Если же употребляется во множественном числе, то тогда уже уважительно к окончанию такого слова прибавляется еще окончание те. Например, ловите, кричите, умрите.

Условное наклонение относится к тем действиям, которые могли бы произойти, если бы были все необходимые условия. Кстати, условное также называют и сослагательным. Такую форму легко определить в тексте, так как при нем обычно всегда есть частица бы или б. Например, я бы прыгнула в реку, если у меня был купальник.

Важно! Любая глагольная словоформа может использовать в устной и письменной речи не только в прямом значении, но и в переносном. Обычно переносное значение полностью меняет смысл слова, поэтому меняется и эта категория.

Изъявительное

Самой распространенной глагольной словоформой в русском языке считается изъявительная, так как она позволяет говорить о том, что происходит в реальности с человеком , предметом или каким-либо лицом. Только у изъявительного можно определить время, и от того, какое оно, будет зависеть то, как это действие выполняется: в реальности или это будет в будущем.

Еще одной особенностью такой формы является изменение по лицам и числам. Если глагол совершенного вида, то тогда он может изменяться по временам:

  1. Настоящее.
  2. Будущее.
  3. Прошедшее.

Каждое время здесь образуется по-своему. Так, будущее время образуется при помощи слова «быть», которое прибавляется к глаголу, стоящему в неопределенной форме. Но это сложная форма будущего времени, а простая форма – это . Например: Я убираюсь в квартире целыми днями. (наст. вр.). Я убиралась в квартире целыми днями. (прош. вр.). Я буду убираться в квартире целыми днями. (буд. вр.).

Изъявительное наклонение можно встретить в различных типах речи, и поэтому во многих речевых ситуациях такие глагольные формы самые употребляемые .

Условное

Слова, которые употреблены в условной форме, указывают на те действия, которые могут произойти, но для этого необходимы какие-то условия. Например: Я прошла бы это испытание, если мне помогли. Чтобы образовать такие формы, необходимо просто поставить глагол в прошедшее время и присоединить частицу бы или б. Частица может стоять в предложении на любом месте. Она необходима для того, чтобы выделить нужно слово, которое может быть любой частью речи.

Сослагательное, или условное, имеет и свои особенности употребления. Она позволяет не только выражать какое-то действие, которое может происходить, если бы для этого были созданы специальные возможности, но и помогает выразить желания и мечты , сомнения и опасения.

Сослагательное наклонение в русском языке помогает выразить оттенки условия действия. Примеры: Хотел бы я поехать к морю, если бы меня не держала работа. Не случилась бы беда!

Повелительное

Глаголы повелительного наклонения побуждают того, кто слушает речь совершить какое-то действие . Такие слова, разнообразные по эмоциональному и грамматическому оформлению, могут быть как вежливыми, когда в них содержится какая-то просьба, так и приказ. Например: принесите, пожалуйста, книгу. Принесите книгу!