Мастер-класс «Подготовка детей к конкурсам. Методические рекомендации по подготовке к конкурсам профессионального мастерства

24.09.2019 Гастрит

Соперничество и азарт подобных конкурсов приводит к тому, что девушки вкладывают всех себя, тратя тонны усилий, уйму времени и средств. Здесь можно увидеть и самые шикарные наряды, и необыкновенные таланты, и море улыбок, и тяжелейший труд. Самое интересное, что такие конкурсы также становятся прекрасной возможностью проявить находчивость. Женщины, которые побеждали (а иногда и не раз) в соревнованиях с другими красавицами, поделятся с вами своими секретами. Существует множество очень оригинальных, но действенных способов достичь своей цели в данной сфере.

Салон красоты

Если вы принимаете участие в обычном конкурсе или фотоконкурсе, например, как , вам пригодится следующий совет. Готовьтесь к соревнованию заранее - посетите салон красоты недели за две до назначенного дня. Если же времени мало, и вы решили подать заявку перед самым днем «Х», побывать в салоне красоты тоже стоит, но рекомендуется отказаться от таких процедур, которые могут привести к покраснению кожи, появлению опухлостей и т.п. Специалисты вам посоветуют, что именно выбрать. В некоторых салонах даже существуют специальные комплексы процедур, предназначение которых - подготовка к важным событиям: свадьбам, фотосессиям, конкурсам красоты и др.

Клейкая лента

Ее используют в разных целях. Во-первых, чтобы немного приподнять грудь, когда надевают вечерний наряд или купальник. Во-вторых, с помощью скотча можно несколько уменьшить объем талии, если обмотать ее им.

Двухсторонний скотч

Выручает на показах, когда нужно удержать в нужных местах на теле платье, бретельки и всякие мелочи.

Лак для волос

Лак для волос часто могут использовать не только по прямому назначению. При подготовке к конкурсу красоты некоторые конкурсантки наносят его на лицо, чтобы не дать макияжу поплыть. Он неплохо также помогает фиксировать антиперспирант, дабы последний не пачкал одежду.

Вазелин

Задавали ли вы себе вопрос, как участницы так долго могут улыбаться? Именно вазелин помогает им в этом. Нанеся небольшое его количество на зубы, вы поможете своим губам хорошо скользить и не прилипать к зубам. Кроме того, нанесенный на зубы вазелин, придает им блеск. Он также не дает помаде их пачкать.

Пышные волосы

Специалисты советуют не мыть волосы в сам день проведения конкурса и не мыть их каждый день, чтобы не удалить естественный их блеск и чтобы они лучше укладывались. Для создания эффекта пышных волос используйте различные хитрости вроде накладных прядок и т.п.

Темные тона косметики

Участницы конкурсов красоты для девушек часто используют косметические средства темных оттенков, чтобы визуально откорректировать фигуру. Они наносят их на определенные области в районе бедер, живота, на руки, ноги.

Наша страна богата талантливыми людьми. И вот уже много лет проходят профессиональные испытания, на которых происходят уникальные события: с каждым разом все больше профессионалов могут заявить о себе во всеуслышание; появляются свежие идеи, доселе неизвестные, а иногда известные, но представленные как-то совсем иначе, творчески; простые «работники образования», сумев по-новому пообщаться друг с другом и с уже сложившимися знатоками дела, стремительно растут в своем видении предмета, профессии, окружающей действительности.

Основные положения конкурса четкие и ясные. Но исходя из опыта участия в конкурсном движении обнаруживается, что учителям требуется знать больше о том, каковы внутренние течения конкурса, как можно представить свой профессиональный и творческий потенциал, чтобы он был хорошо виден другим, как донести свои идеи до понимания окружающих.

Это большие и многоаспектные вопросы, на которые трудно - или даже вообще невозможно - ответить просто и однозначно. Ученые и философы уже много десятков (сотен, тысяч) лет работают над этими и другими подобными вопросами, создавая элементы ответов в многотомных трудах. Между тем ответить достаточно удовлетворительно можно только самому себе, ознакомившись с этими трудами, составив собственное впечатление.

Тем не менее есть несколько позиций, которые, полагаем, смогут в чем-то помочь учителям при подготовке к участию в профессиональном конкурсе «Учитель года». Схематически они выражены на рисунке 1.

С чего лучше всего начать учителю подготовку к конкурсу? С анализа собственного педагогического опыта. Что уже удалось сделать за годы работы в профессии? Что довелось узнать и понять в это время, а также, может быть, до работы в области педагогики? Многие идеи, пришедшие косвенно, а не только в процессе учебы или подготовки к занятиям, имеют достаточный потенциал, чтобы быть эффективно использованными в профессиональной деятельности. Эти позиции - идеи, подходы, заметки, даже маленькие мысли, - следует записать (или зарисовать, изобразить схематически).

Важно при этом помнить, на основе каких элементов строится методика преподавания любых предметов: цели обучения, задачи обучения, содержание обучения, формы и методы обучения, средства обучения (дидактические), результаты учебной деятельности.

Цели обучения задаются государственными стандартами, федеральными образовательными программами; цели обучения традиционно представляют в виде триединства обучающих, развивающих и воспитывающих компонентов. Задачи - «ступеньки» для достижения поставленной цели - учитель может сформулировать самостоятельно (разрабатывая авторский курс) или воспользоваться уже готовыми. Содержание обучения учитель, как правило, подбирает сам, опираясь на требования государственных стандартов; и уже на стадии подбора содержания могут проявляться элементы педагогического творчества. Формы и методы обучения фактически изучены, и особенностью конкретного курса может стать интересный и эффективный их подбор для достижения учебных целей. Дидактические средства обучения - широкое поле для проявления креативности, находчивости, неординарности учителя (и его учеников); они могут быть выражены в совершенно различных формах и видах, в том числе нематериальных. Различные подходы к организации учебной деятельности приводят к различным педагогическим результатам, как позитивным, так и негативным; необходимо грамотно и адекватно анализировать полученные результаты для корректировки деятельности впоследствии.

Очень важный момент - изучение передового педагогического опыта. Он может быть выражен в различных формах, источниках. Самое простое - это читать газеты, педагогические издания, открыть книги, написанные известными (и не очень) педагогами как нашего времени, так и прошлого. Можно воспользоваться ресурсами сети «Интернет», хотя следует заметить, информация там объемна и многогранна, но в то же время хаотична и разрозненна, так что придется потратить на такую работу достаточно продолжительное время. Тем не менее сейчас в России известны несколько сайтов, посвященных педагогической тематике (разработки уроков, планы, пособия).

Для лучшего осознания своего опыта и изучения чужого полезно поговорить с другими учителями, особенно общественно признанными, заслуженными специалистами. Следует обратиться в другие образовательные учреждения: присутствовать на открытых уроках и мастер-классах, семинарах и, конечно, курсах повышения квалификации, получая полезные сведения в концентрированном виде.

Небесполезен опыт наших коллег из Подмосковья, других городов России. При этом обмен мнениями может проходить как во время выездных мероприятий, так и виртуально, посредством интернета (конференции, электронная почта и даже «чат» - быстрый обмен короткими сообщениями). Уникален и чрезвычайно занимателен опыт преподавания конкретного предмета (или схожих по направленности) в других странах. Пожалуй, наибольшим недостатком в этом случае становится языковой барьер, но такое взаимодействие педагогов, особенно в личной беседе или при участии в открытом мероприятии, просто незаменимо, оно способно в корне изменить многие представления о преподавании.

В процессе ознакомления с работой коллег и после этого наступает стадия переосмысления своего опыта, которую образно можно представить как некий фильтр, сито, отделяющее важное, полезное от малозначительного - «шелухи».

В процессе такого отсева рождаются полезные мысли, находки, происходит преломление внешних приемов и стереотипов к своей теории и практике преподавания. Такие мысли лучше записывать, так как они могут постепенно трансформироваться, иногда уводя далеко от основной цели. В процессе написания (следует заметить, что порой даже затруднительно подобрать подходящие к возникающим образам слова) происходит формулирование элементов новой педагогической идеи, совокупности взглядов, концепции.

Когда некоторые свежие идеи родились и были записаны, имеет смысл приступить к самой волнующей и продолжительной по временным затратам стадии апробации идеи - через серию экспериментов, с привлечением различных педагогических технологий, приемов, подходов. Подготовить новый урок, продумав его от начала до конца сразу, непросто, ведь для достижения наиболее интересных, эффектных и эффективных результатов требуется поэкспериментировать различными приемами, методами, формами, способами передачи учебного материала. И это в рамках одного-двух занятий, так что выгодно экспериментировать на нескольких параллелях учащихся. При этом какие-то новые элементы проведения уроков даются легко, какие-то приходится переделывать, а некоторые - вообще откладывать. Следует постоянно помнить про основные, уже названные компоненты методики - они становятся основными структурными компонентами любого занятия; если эти компоненты четко определены и взаимосвязаны, можно говорить о целостной методике преподавания. Урок должен отвечать основным требованиям дидактики.

Итак, в результате этой продолжительной деятельности можно подойти к решению - определению наиболее удачного, близкого, оптимального варианта урока. Часто при этом педагогу приходится вновь обращаться к источникам педагогического опыта - читать, беседовать, посещать курсы и семинары, чтобы лучше почувствовать смысл принятой или сотворенной самостоятельно технологии, стать более уверенным в своей педагогической идее.

Новую идею обязательно надо «проверить на прочность», подкрепить (или опровергнуть) вескими доводами со стороны авторитетных экспертов. В этой роли могут выступить коллеги, представители школьной администрации, «знакомые профессора» и другие специалисты, род деятельности которых связан с преподаванием. При этом они должны быть максимально объективны, непредвзяты по отношению к вам; им следует вникнуть в методику урока в контексте сформулированной вами педагогической идеи, концепции. Надо помнить, что в этом случае следует критиковать не разработчика, а именно подход, идею, структуру и содержание нового урока. Возможно, что после этого мероприятия придется вновь что-то изменять в элементах урока, а может быть, следует критически отнестись к самой критике и настаивать на своем. Это учитель сможет решить по сложившейся обстановке только сам - как творец идеи.

И когда уверенность учителя в своих силах, в ясности его идеи, в эффективности и результативности его урока укрепится и достигнет переломного момента, можно похвалить себя за проведенную нелегкую работу. А затем уже выходить на публичное представление через конкурсные мероприятия.

Следует особо подчеркнуть, что, выходя на профессиональный конкурс, нужно настроить себя на готовность:

к адекватному восприятию критики;

к нестандартным импровизационным заданиям;

к тому, чтобы быть настойчивым и доказательным в предъявлении своего мнения, концепции;

к настраиванию на позицию «Я знаю, как решать проблему».

По ходу конкурсных испытаний (да и просто с течением времени) учителю придется неоднократно анализировать свою деятельность, возвращаться мыслями к тому, какие цели он преследует, каких результатов и какими средствами хочет достичь; соответствуют ли выбранные пути, способы, методы, технологии поставленным целям и задачам; и даже нужно ли все это вообще кому-либо? Конечно, нужно. Ведь, как говорят, «под лежачий камень вода не течет...» Чтобы мир развивался, изменялся к лучшему, необходимо постоянно делать соответствующие попытки, нужно самим стремиться к лучшему и увлекать за собой других. В этом направлении неизменно будут присутствовать как удачи, так и неудачи. И успехи, и ошибки повлекут новую творческую мысль, а общение и целенаправленное взаимодействие коллег, взаимопомощь выведут на нужную дорогу. Главное, чтобы ученики, общаясь с учителем на его уроках, находили для себя что-то важное, ценное, запоминающееся. В этом, собственно говоря, и заложена одна из основных миссий Учителя.

Наталья Коршунова
Мастер-класс «Подготовка детей к конкурсам»

Цель : ознакомление участников мастер -класса с опытом работы по развитию просодической стороны речи дошкольников.

Оборудование : стулья, столы по количеству участников мастер класса , кукольный пальчиковый театр, текст стихотворения раздаётся участникам до начала мастер класса .

ЦОР : презентация – 15слайдов;

Здравствуйте, уважаемые коллеги, члены жюри!

Детство…самое прекрасное и беззаботное время. Детство - это счастье, буря эмоций, куча впечатлений. Только понимаем мы это тогда, когда становимся взрослее. Детство – основа нашей жизни. Трудно не согласиться с тем, что (слайд) «Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца» . И то, как будет воспитано сердечко каждого из наших воспитанников, во многом зависит от нас педагогов, ведь именно мы «лепим» из ребенка личность, раскрываем и развиваем его таланты и увлечения, прививаем ценности и качества.

То, что заложено в нас в этот прекрасный период, остается с нами навсегда. В жизни каждого человека в детстве есть какие-то яркие незабываемые моменты. И каждый из нас бережно хранит их в своем сердце. И как здорово, что в нашей памяти хранятся теплые воспоминания об удивительной, прекрасной поре, когда можно было бесконечно, веселиться, удивляться, играть.

Уважаемые коллеги, в двух словах назовите, что ярче всего сохранилось в вашей памяти из детства? (ответы аудитории : колыбельная мамы, игрушки, праздники и др.) . Хорошо. Интересно.

А стихотворения? Запомнились ли вам стихотворения вашего детства? Назовите их или прочтите строчку (ответы аудитории) .

А как вы думаете, почему эти стихотворения вы помните до сих пор? (рассказывали взрослые : воспитатели, родители) .

В детстве я слушала стихи и не понимала, или, точнее, не задумывалась, в чем их секрет. Теперь я читаю их своему ребёнку, воспитанникам будучи взрослой : но ощущение того, что я ребёнок, не проходит. И только сейчас я понимаю, что в стихотворения вложена душа автора и того, кто нам его рассказывал.

В дошкольном учреждении, в котором я работаю, оказание логопедической помощи осуществляется в условиях логопедического пункта и заслуженное внимание в коррекции речевых нарушений у детей уделяется развитию такой стороны речи как : просодическая.

Поиск методов и приёмов, способствующих эффективному решению педагогических задач, связанных с формированием просодического компонента речи у воспитанников и в то же время интересных детям, позволили мне сформировать определённый алгоритм такого важного направления в работе, как подготовка детей к конкурсам , и в данном случае речь пойдёт о подготовке детей к конкурсам чтецов .

Итак, тема моего мастер класса : «Как подготовить ребёнка к конкурсу чтецов . Вы скажете, что нового? Существуют методики разучивания стихотворений, технологии формирования интонационной выразительности речи. Но, на мой взгляд, их можно сделать более эффективными, рассматривая в единстве с предварительной подготовкой к восприятию стихотворений.

Процитирую : «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Предлагаю сегодня попробовать вместе подготовить ребёнка к конкурсу . Согласны? Итак, начинаем. В реальности данная работа занимает от 1 до 3 недель, в зависимости от объёма стихотворения. Спасибо, коллегам, вызвавшимся мне помочь, надеюсь вместе мы сможем справиться в рамках времени, отведённого для мастер класса .

И я предлагаю первый интересный приём, который называется «Да, нет» . Здесь у меня скрыт предмет, угадав который вы сможете узнать название стихотворения. Отгадайте, что здесь нарисовано. Напоминаю правила, вы можете задавать вопросы, а я буду отвечать : да, нет (задают вопросы) .

Хорошо, я подскажу. Оно растёт, у него есть ствол (задают вопросы) . Да, это дерево (на слайде) . Стихотворение, с которым мы будем сегодня работать, называется «Чудо-дерево» , которое написал Корней Чуковский.

Подбирайте стихи с яркими, конкретными образами , так как мышление ребенка отличается образностью, они легче запомнятся.

Ребёнок уже заинтересован, так же как и вы сейчас, согласитесь.

Члены фокус группы, следуя подробной инструкции, выполняют предложенные задания, и к ней мы обратимся чуть позже.

Чтобы вызвать ваш интерес к содержанию стихотворения предлагаю… посмотреть мультфильм, снятый по мотивам стихотворения Корнея Чуковского. Внимание на экран (включается отрывок из мультфильма) .

Предлагаю сделать так. Кому захотелось выучить это стихотворение, пусть ударит в ладоши три раза. Кому не захотелось, я спрашивать не буду, потому что данный приём у детей всегда вызывает желание выучить предлагаемое стихотворение.

А я хочу спросить у участников фокус группы, что изготовили они?

(3 пары по 2 человека : мы разрабатывали пособие, помогающее мотивировать ребёнка на заучивание стихотворения. Каждая группа описывает своё пособие, я прикрепляю их на магнитную доску)

Всё верно, скорость и качество заучиваемого стихотворения зависит от установки на запоминание, мотивации (для чего нужно) . Установка мобилизует память, внимание, ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст. Данные пособия помогут детям помнить, для чего они это делают на протяжении всей подготовки к конкурсу . Аплодисменты участникам.

Уважаемые коллеги, как вы считаете, при помощи чего можно показать настроение стихотворения и создать нужный образ? (при помощи музыки) . Правильно. Обратите внимание на экран, перед вами часть текста стихотворения (на слайде) . Предлагаю вам поиграть в «Угадай мелодию» .

Послушайте три музыкальных фрагмента и определите, какой из них ближе всего передаёт настроение стихотворения (включаю три фрагмента, выясняют, какая музыка подходит больше всего) . Спасибо всем!

Мы продолжаем готовиться к конкурсу и плавно переходим к работе над ритмом (просодикой) . И поиграем в игру «Договори словечко» . Помогайте мне.

Как у наших у … (ворот)

Чудо дерево… (растёт)

Чудо, чудо, чудо, чудо… (расчудесное) (Развивать умение чувствовать ритмический рисунок стихотворения и вставлять слова, которые подходят по ритму и смыслу)

А теперь предлагаю вам приём, который называется «А такое – может быть?» . Уважаемые коллеги (беру молоточек со стола, я принесла для игры молоток. И утверждаю, что это – измерительный прибор. Верно ли моё утверждение? Почему? Докажите (предполагаемые ответы) Послушайте : как у на - ших у во - рот. Что я сделала? (назвала фразу, простучала молотком, сохраняя ритм произносимой фразы) . (обращаюсь к фокус группе, они берут со стола со звучащие предметы) . Как по-другому можно простучать ритмический рисунок слова, фразы, если нет молотка под рукой? (говорят, показывая свои приборы) . Члены фокус группы сейчас простучат своими измерительными приборами одну из фраз нашего стихотворения (на экране написаны обе, а вам, уважаемые коллеги, предстоит определить, к какой из них подходит данный ритмический рисунок.

А как вы выйдите из ситуации, если под рукой не оказалось измерительных приборов? (обращаюсь к залу) . Вы уважаемые коллеги будете «топалки» , а вы (обращаюсь к фокус группе) уважаемые коллеги будете «хлопалки» . А сейчас вместе прохлопаем и протопаем фразу «Маше – гамаши, Зинке - ботинки, Нинке – чулки» . Готовы? (одни хлопают, другие топают, а я делаю вместе с ними одновременно, топая и хлопая) Аплодисменты друг другу!

Заканчивая подготовку к конкурсу предлагаю простое , но эффективное упражнение «Кукольный театр одного…. пальчика» (обращаюсь к фокус группе)

Наденьте на палец игрушку. Это - актер кукольного театра. Я буду режиссером. Актеру нужно выучить роли для спектакля.

Роль первого актёра :

Не листочки на нём,

Не цветочки на нём.

А чулки да башмачки словно яблочки! (актёр повторяет)

Роль второго актёра :

Что же вы зеваете

Их не обрываете? (актёр повторяет)

Так, играя, вы уточняете, с какой интонацией будет произносить ребёнок каждую фразу в стихотворении.

Спасибо актёрам. Кому понравилось упражнение скажите громко : да!

А кому не понравилось : скажите это же слово, только тихо.

Ну что, уважаемые коллеги, посмотрим, что у нас получилось. Внимание на экран, выступает Вика Райзих (включается видео стихотворения в исполнении ребёнка) . Выши аплодисменты!

Детство – это наше прошлое. Это путешествие, которое никому не удалось совершить дважды. Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети, ваши воспитанники пронесли воспоминания о нём, через всю жизнь. А стихи выученные вместе с вами остались самым ярким воспоминанием о этой прекрасной поре.

Спасибо, уважаемые коллеги за помощь в проведении мастер класса . Если вас заинтересовала эта тема, приглашаю вас к сотрудничеству.

Публикации по теме:

"Гномики" мастер-класс для детей 5 лет. Цель: учить детей видеть в простом предмете нечто волшебное. Задачи:1. развивать творческую фантазию.

Добрый день! В этот раз с детьми подробнее знакомимся с профессией почтальон. Он нам приносит газеты, журналы, письма. Письма, телеграммы.

Дети много и долго пишут на уроках в школе. Это выражается в затекании кисти и пальцев, удерживающих ручку, в лгком онемении их,.

Во-первых, определяемся с датой выступления и местом. Знание точной даты дает возможность правильно и рационально рассчитать свои возможности и время, отведенное на подготовку. Не стоит откладывать, даже если вы абсолютно уверены в себе и ребенке. Могут возникнуть совершенно непредсказуемые обстоятельства, которые сыграют отрицательную роль (ребенок заболел, испорчен костюм и т.д.).

Во-вторых, вы должны знать, что основным документом для отправной точки является «Положение о проведении районного(зонального) тура среди вокалистов». Как правило, он содержит основную информацию для педагога или организатора, поэтому необходимо получить ксерокопию этого документа в личное пользование. В случае недоразумений с организаторами у вас на руках будет документ, подписанный ими. Зачем это нужно? В первую очередь, для вас это ответственное конкурсное мероприятие, так как полученные на нем поощрительные документы (грамоты, дипломы, сертификаты) , будут положительно характеризовать вашу работу с учениками, а им принесут радость и уверенность в своих силах. А для организаторов это рядовое мероприятие, в рамках организационной деятельности, и они могут в силу «веских» причин изменить условия конкурса, дату, время и даже место проведения, просто «забыв» предупредить об этом вас или ваше руководство.

Далее изучаем положение. Очень внимательно, вплоть до каждой запятой. Возраст детей, количество исполняемых произведений - все это должно быть указано. Как правило, это так и есть, но мне доводилось видеть в точности до наоборот. Не стоит надеяться на то, что ваш 14-летний ребенок выступит вместо 12-летнего: организаторы могут попросить предъявить документ, подтверждающий его возраст. Тогда неприятностей не избежать.

Не стоит готовить 3 произведения вместо требуемых двух, надеясь уговорить исполнить еще одно. Жюри вы этим не удивите, а время на подготовку потратите.

Обратите внимание на требования к исполняемым произведениям. Как правило, они должны быть разнохарактерными. Это вовсе не означает, что можно взять близкие по содержанию и гармонии песни, но разного темпа. Это будет серьезной ошибкой. Задача солиста - показать свое мастерство в преображении музыкального и сценического образа, моментального перевоплощения. Рекомендуется использовать комплектацию: из народного творчества и эстрадного в стиле «поп», из классической песни и джазовой и т. д. Конечно, это во многом зависит от возраста и уровня подготовки исполнителя. Маленьким детям (до 10 лет) можно ограничиться двумя детскими песнями. Например, одна из известного мультфильма, другая - популярных авторов детской песни. Не берите для этой возрастной категории юношеские и взрослые песни, даже если ребенок их хорошо исполняет. Это нарушение условий, а значит, гарантированный проигрыш. Несомненно, такое встречается, но это исключение из правил.

Далее изучаем, как произведение должно быть подано. В последние годы приобрели большую популярность так называемые «шоу-номера». Что это такое? Для того, чтобы придать выступлению солиста зрелищность, его часто сопровождает группа близких по возрасту артистов, не задействованных в вокальном исполнении. Они могут создавать для солиста фон, исполняя как готовый поставленный танец под фонограмму, так и совершая движения в такт с музыкой, подчеркивая выразительность текста исполняемой песни. Замечательно, если солист владеет хореографией и, не отрываясь от исполнения, «вписывается» в танцевальную группу. Это и есть стандартный шоу-номер. Главное в нем - гармония между артистами на сцене. При хорошей, грамотной подготовке успех гарантирован. Интересное решение можно также найти, используя на сцене актеров со сменой действий без хореографии. Но подходить к этому следует с осторожностью, с помощью театрального режиссера.

Можно использовать оригинальные и простые декорации, опять же - подчеркивающие смысл исполняемого произведения. Все дело в образе солиста. Мне не раз приходилось бывать в составе жюри на таких конкурсах. И, поверьте, даже простой букет или платок в руках у исполнителя, правильно и творчески использованный, иногда стоит целого танцевального коллектива. Если у вас одно произведение явно слабее, то не стоит усиливать его шоу-номером: посредственный танец или постановка вряд ли украсят слабый вокал и интонирование. Известны случаи, когда танцевальная группа явно лучше подготовлена, чем солист, что играет ему «в минус». А вот несложный, но грамотно сделанный фон придаст значительный вес удачно и мастерски исполненной песне.

Если у вас возникают вопросы по условиям конкурса, их необходимо лично задать заранее по телефону, который обязательно указывается в положении. Надеяться на кого-то не стоит, информация часто бывает искажена.

Когда условия изучены, начинаем непосредственную подготовку. Отбираем конкурсантов. Любому педагогу хочется, что бы все его воспитанники были победителями или лауреатами, но, к сожалению, так не бывает. Вам все равно придется выбирать лучших, к тому же если количество ограниченное. Надеяться, что вдруг послушают двоих, не стоит, можете нанести психологическую травму ребенку, не отстояв его выступление, а себе нажить неприятности. На заявления родителей, что они очень хотят увидеть своего ребенка на сцене, в чьем успехе вы явно не уверены, отвечайте вежливо, корректно. Обещайте, но не голословно, что их обязательно выступят в концертах и конкурсах меньшего масштаба. Ведь конкурсы для этого и существуют, чтобы выявить лучших.

Если у вас определился кандидат, сразу решайте вопрос о шоу-номере. Почему? Вам нужно будет найти подходящий хореографический коллектив, поговорить с руководителем, чтобы он был в курсе сроков и условий конкурса. Уважающий мнение детей и грамотный педагог обязательно лично поговорит с танцевальным коллективом (разумеется, в присутствии его руководителя), объяснит им поставленную задачу, заинтересует творчески и убедит, что выступление будет совместным номером. Солист должен будет стать частью остальных, поэтому его присутствие при этом разговоре тоже необходимо. Возможно, потребуются костюмы, декорации и прочее, чего может и не быть в наличии. Поэтому, если остановились на шоу-номере, приступайте к работе немедленно. Если в условиях задана тематика, то ее желательно соблюсти, хотя и заставить точно придерживаться ее вас никто не имеет право. Пускай хотя бы одно произведение ее отражает, остальное - ваше творчество.

Если с музыкальным материалом определились, песня подходит ребенку по возрасту, по тематике конкурса, смотрится выигрышно, и участнику, и вам нравится, а у шоу-группы не вызывает вопросов, то следующий этап - фонограмма. В конкурсной ведомости есть такой пункт: качество фонограммы оценивается баллами. Как ее подобрать? Хорошо, если в организации работает человек, который изготавливает фонограммы. Это - идеальный вариант, но он часто и редкостный. Если вам повезло, то перед заказом фонограммы определитесь с тональностью. Опытные педагоги по вокалу знают, как это делается, остальным могу пожелать следующее:

  1. Не берите песню, диапазон которой явно превышает вокальные возможности вашего ребенка. Даже если он иногда « берет», чем очень радует вас, не стоит надеяться, что на сцене придет вдохновение и все получится. Практика показывает, что в девяти случаях из десяти - не получается (волнение, стресс, «чужая» сцена, вокруг конкуренты и т. д.) поэтому фонограмму нужно изготовить в досягаемом диапазоне вашего ученика.
  2. На сегодня в интернете можно найти великое множество фонограмм-минусовок. Если ее тональность не соответствует возможностям ребенка, то ее можно откорректировать при помощи специальных качественных программ по обработке звука типа CUBASE. Обратитесь за помощью к коллегам, разбирающимся в технологиях MIDI. Не следует изменять тональность компьютером до неузнаваемости фонограммы. Оптимально плюс-минус 1-1,5 тона. Если не получается, то лучше подобрать другой музыкальный материал, исходя из возможностей ученика.
  3. Отдельно о фонограммах «караоке». В продаже их великое множество, но они предназначены больше для домашнего развлечения, чем для использования в качестве минусовок на конкурсах. Поверьте, никто из жюри не оценит весьма громкое и назойливое, а иногда и неточное звучание вспомогательной мелодии в общем минусе фонограммы. Очень часто она просто скрывает голос солиста. Результат будет низким.

Во время подготовки конкурсантов не стоит переключаться на них полностью, так как остальные ваши дети будут чувствовать себя брошенными, что недопустимо. Занятия стоит вести в привычном режиме, уделяя немного больше времени конкурсным произведениям. Помните, что для остальных учеников конкурсанты станут неким эталоном, поэтому конкурсные произведения следует разучивать всем. Так остальные будут чувствовать себя будущими претендентами и работать с полной отдачей.

На методике непосредственной подготовки ребенка останавливаться не буду - она у каждого педагога своя, советую лишь обратить внимание на некоторые нюансы:

  1. Не пытайтесь сразу проводить репетиции непосредственно на сцене - сначала разберите произведение, которое будете исполнять, буквально по долям. Исполнение на сцене требует соответствующего образа и взаимодействия с шоу-группой. А дети, как правило, выразительность ставят гораздо выше правильности исполнения песни. Очень досадно наблюдать следующую картину: конкурсант хорошо взаимодействует с танцовщиками, улыбается залу, правильно держит микрофон, но путается в тексте и не соблюдает музыкальную гармонию. Создается ощущение, что кого-то из шоу-группы попросили спеть. Чтобы этого не произошло, займитесь прежде всего вокалом. Когда солист хорошо знает исполняемое произведение, ему будет намного легче обыграть его на сцене.
  2. Генеральную репетицию постарайтесь провести в костюме и вместе с шоу-группой. Это в первую очередь относится к детям младшей возрастной категории (до 10-11 лет) в силу их большой эмоциональной восприимчивости. Слишком сложный костюм, предметы реквизита в руках могут отвлечь солиста непосредственно на сцене, поэтому заранее по максимуму отрепетируйте все на своей сцене.

Прибыть к месту проведения следует минимум за полчаса до своего выступления. Взять с собой нужно следующее:

  1. Фонограмму(на двух носителях, например, флеш-карте и СД-диске в формате WAV) Для чего? В случае выхода из строя одного из носителей вам не придется бежать домой.
  2. Положение о проведении конкурса. Вы будете вооружены документально на случай нарушения условий.
  3. Фотоаппарат. (Задокументировать ваше выступление)

По прибытии разыщите организаторов конкурса и вежливо задайте любые вопросы, которые вас интересуют - они обязаны вам ответить, если даже предельно заняты. Помните: это их работа. Далее отыщите план выступления конкурсантов и убедитесь, что вы есть в списке. Заранее подойдите к звукорежиссеру и передайте ему свои фонограммы. Попросите (вежливо) убедиться, что они воспроизводятся, даже если звукорежиссер уверяет вас, что у него всегда все в порядке. После этого зайдите за кулисы и попросите дать вам в руки микрофон, который будут использовать конкурсанты - вам обязаны его дать. Разберитесь сами и объясните ребенку, как его включить. Поверьте, почему-то все организаторы считают, что у вас точно такие же микрофоны. Если включение микрофона вызывает у ребенка технические трудности, дайте ему уже включенный микрофон. Разумеется, если организаторы будут сами бездействовать. Нередки случаи, когда дети, волнуясь, не могли справиться с выключателем и номер получался «смазанным». Помните - не все члены жюри могут этим проникнуться.

Начать петь песню нужно уверенно. Не громко, а именно уверенно. Почему? В первые секунды работы микрофона звукорежиссер как можно быстрее подстраивает его к голосу вашего солиста. Это время зависит напрямую от того, как уверенно и ровно ребенок начал петь. Микрофон держим в трех-пяти сантиметрах от губ, на громких продолжительных фразах увеличиваем это расстояние до 10 см, не более. Если при исполнении солист далеко держит микрофон, это повлечет за собой уменьшение громкости вокала, поэтому звукорежиссер скорее всего убавит громкость фонограммы. А это повлечет за собой растерянность находящихся на сцене как вокалиста, так и шоу-группы. Не стоит равняться на телевизионные музыкальные передачи, где у артистов микрофоны не закрывают лица. Объясните ребенку, что это фонограмма и цель у этих передач совсем другая.

Хорошо, если у вас есть возможность попасть на живой концерт. Пускай даже незначительных исполнителей. Поверьте, настоящий пример живого выступления окажет только положительное влияние на ваших детей.

Шабельник Евгений Николаевич,
педагог дополнительного образования,
Медведовский ЦРТДиЮ,
МО Тимашевский район Краснодарского края