Государственное устройство. Смотреть что такое "Парламент Турции" в других словарях

28.10.2019 Желтуха

В соответствии с Конституцией Турции, законодательная власть в этой стране принадлежит однопалатному Великому национальному собранию (ВНСТ). Великое национальное собрание состоит из 550 депутатов, избираемых на основе всеобщих, прямых, равных… … Энциклопедия ньюсмейкеров

- (англ. parliament, франц. parlement, от parler говорить). В ср. века в Зап. Европе первоначально (12 13 вв.) словом П. (позднелат. parlamentum) часто обозначались торжеств. собрания разного состава и характера (обычно совещат. собрания знати,… … Советская историческая энциклопедия

Парламент - высший выборный представительный орган государственной власти. Парламенты бывают одно и двухпалатные. К однопалатным, например, относятся Бундестаг, Фолькетинг, Риксдаг, Стортинг, Кнессет. К двухпалатным британский П., состоящий из Палаты… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

ПАРЛАМЕНТ - – общегосударственный представительный законодательный орган буржуазии в капиталистических странах. В эпоху свободной конкуренции П. занимал центральное место в механизме буржуазного государства (см.). С перерастанием промышленного капитализма в… … Советский юридический словарь

ПАРЛАМЕНТ - Представительный выборный (иногда частично назначаемый) законодательный орган, законодательное собрание разных наименований. В США и ряде других американских стран П. называется конгрессом, в Турции меджлисом, в Швеции риксдагом и т. д … Словарь политических терминов

История Турции … Википедия

Координаты: 39°10′00″ с. ш. 35°40′00″ в. д. / 39.166667° с. ш. 35.666667° в. д. … Википедия

Экономические показатели Валюта Турецкая лира Международные организации ВТО, ОЭСР Статистика ВВП (номинальный) $956,576 млрд (на 2010 год) (2010) ВВП на душу населения по ППС $13,447(на … Википедия

Мечеть Султанахмед, Стамбул Ислам в Турции первая по числу приверженцев и значению религия в Турции. Установление ислама … Википедия

Книги

  • Курдский национализм. История и современность , Вертяев К.В.. В данной монографии рассматриваются проблемы становления курдского национализма как идейно-политического движения на Ближнем Востоке и его роль в актуализации этнополитических конфликтов в…
  • Убийца из города абрикосов Незнакомая Турция - о чем молчат путеводители , Шабловский В.. В сборнике очерков о современной Турции польский журналист Витольд Шабловский. пишет о стране, о существовании которой вряд ли подозревают сотни тысяч ежегодно. устремляющихся туда туристов.…

конституция

президент и Совет министров

Судебная ветвь власти

Турция является республикой смешанного типа. Её политическое устройство сочетает элементы президентской и парламентской республик. Действующая конституция страны была принята в 1982 году. Однако дважды, в 2007 и в 2010 годах путём всенародного референдума в Конституцию страны были внесены некоторые изменения. Так, первый референдум изменил сроки полномочия парламента и президента, равно как и порядок их избрания. Второй референдум ограничил влияние на общественную и политическую жизнь армии, отменив неприкосновенность участников военного переворота, произошедшего в 1980 году, и значительно уменьшив полномочия военных трибуналов. Также был расширен состав Конституционного суда (до 17 человек вместо прежних 11).

На сегодняшний день законодательная власть в Турции представлена меджлисом - однопалатным парламентом , в состав которого входят 550 депутатов. Его также называют Великим национальным собранием Турции. Депутаты избираются на четырёхлетний срок прямым тайным всеобщим голосованием. При этом существует дополнительный барьер прохождения в парламент: партия, не набравшая 10% голосов по стране, не может быть представлена в меджлисе, даже в том случае, если в одном из округов или даже в нескольких она одержала убедительную победу. Интересно отметить, что в Турции солдаты и унтер-офицеры не имеют право голоса.

Исполнительную власть обеспечивают президент и Совет министров . При этом президент обладает весьма широкими полномочиями, как в области исполнительной власти, так и в судебной и законодательной ветвях власти. Стоит также отметить наличие в стране таких не подконтрольных исполнительной и законодательной власти структур, как Совет государственного контроля и Совет национальной безопасности.

Президента избирают на один срок, на пять лет, с возможностью повторного избрания, тайным голосованием депутатовмеджлиса, причём для победы необходимо набрать не менее двух третей голосов. Обязательными требованиями к кандидату в президенты являются наличие высшего образования и возраст не менее сорока лет. Также, согласно конституции страны, кандидат в президенты не должен являться членом какой-либо партии.

Президент назначает премьер-министра (согласно традиции им становится лидер партии, одержавшей победу на выборах) и, как правило, по рекомендации последнего, министров.

Судебная ветвь власти включает в себя трёхступенчатую систему судов: мировые суды, основные суды и суды высшей инстанции. К последним относятся Конституционный, Кассационный, Высший военно-административный и прочие суды. Судебные процессы, как правило, открыты. Судебная система Турции опирается на презумпцию невиновности.

До начала восьмидесятых годов прошлого века, когда к власти в Турции пришли военные, лидерами политической жизни страны были Партия справедливости и Народно-республиканская партия, основанная ещё Мустафой Кемалем. После запрета их деятельности на ведущие роли выдвинулись Народническая и Национал-демократическая партии, а также Партия Отечества. Последняя была объединением консервативно настроенных политиков, защищавших интересы предпринимательства. Она пробыла политическим лидером страны в течение последующих двенадцати лет, после чего уступила пальму первенства происламской Партии благоденствия. Однако исламистам удалось удержаться у власти лишь до 1999 года, и то лишь благодаря коалиции с другими партиями и движениями.

По результатам выборов 1999 года власть перешла к умеренной Демократической левой партии, выступавшей за национальное единство и осуждавшей поляризацию общества по социальному признаку.

На сегодняшний день ведущие позиции в стране занимает Партия справедливости и развития, ядро которой составляют умеренные исламисты, выступающие за «объединение демократии и ислама» и экономическое развитие страны.

В Турции выходит большое количество газет и журналов (около 3,5 тысяч), примерно половина которых - еженедельные. Самые крупные медиа-холдинги на турецком рынке - национальные Сабах и Доган.

Государственное устройство Турции, конституция, президент, парламент менджлис

Экономика >>

Турецкие парламентарии одобрили пакет поправок к конституции, согласно которому Турция переходит на президентскую форму правления. За соответствующие изменения в основном законе страны проголосовали 339 депутатов при 330 необходимых.

Проект конституционной реформы был внесен правящей Партией справедливости и развития (ПСР), лидером которой является действующий президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.

«Благодарю депутатов за проделанную работу, теперь слово за народом», — заявил премьер-министр Турции Бинали Йылдырым в обращении к парламентариям.

После подписания проекта реформ и его публикации в официальной прессе вопрос об изменении конституции будет вынесен на референдум, который, предположительно, состоится через 60 дней после того, как Эрдоган поставит свою подпись под документом.

Обсуждение с потасовками

Сам Эрдоган рассчитывал на большее количество голосов турецких депутатов. Как ожидалось, за поправки должны были проголосовать депутаты ПСР и дружественной Партии национального движения (ПНД), которые в общей сложности занимают 355 мест в парламенте. То есть не все представители этих политических объединений поддержали реформирование конституции страны.

Кроме того, категорически против данных поправок выступали Народно-республиканская партия и прокурдская Партия демократии народов, которые придерживались традиционного взгляда на политический процесс в Турции.

В настоящее время в стране действует политическая модель, установившаяся в 1923 году при Кемале Ататюрке и предполагающая большее разделение полномочий различных ветвей власти.

Теперь же оппозиционные политики Турции опасаются, что вся власть в результате будет сосредоточена в руках Эрдогана.

Да и само обсуждение конституционной реформы проходило отнюдь не гладко. За день до принятия поправок, 20 января, между депутатами различных политических сил в турецком парламенте завязалась потасовка, в ходе которой два депутата получили серьезные травмы. Стартом парламентских разборок послужило то, что независимый депутат Айлин Назлыяка приковала себя наручниками к трибуне, протестуя против принятия соответствующих изменений. Депутаты от ПСР пытались оттащить ее от трибуны, а на ее защиту встали оппозиционные депутаты.

Вся власть — Эрдогану

Кроме того, из 21 поправки, которые предлагались Партией справедливости и развития, в финальный проект вошли только 18, однако эти пункты существенно изменят политическую систему Турецкой Республики.

Во-первых, в стране будет упразднен пост премьер-министра, что сосредоточит всю полноту исполнительной власти в руках президента, который будет избираться сроком на пять лет.

Если поправки будут утверждены, то Эрдоган сможет избраться президентом в 2019 году и оставаться у власти до 2029 года.

Во-вторых, президент получает полномочия назначать и освобождать от должностей вице-президентов, ключевых министров и других высокопоставленных чиновников. Кроме того, в руках главы государства сосредоточатся функции составления и представления бюджета в парламент страны. То есть именно президент фактически будет контролировать основные статьи расхода бюджетных средств. Другие законодательные функции сохранятся за парламентариями.

Вместе с тем депутаты получат определенные рычаги контроля над президентом. Так, парламент получит возможность созывать специальные комиссии для расследования противоправных действий президента и даже инициировать процедуру импичмента. Однако для совершения подобных действий устанавливается достаточно сложная процедура: простое большинство голосов для создания комиссии и 2/3 голосов — для инициирования отставки президента.

С другой стороны, президенту предоставляется возможность не прерывать свое членство в партии на период исполнения президентских полномочий.

Оппоненты реформы утверждают, что если Эрдоган в 2019 году станет президентом, а ПСР сохранит большинство в парламенте, то оппозиция не сможет полноправно осуществлять функции контроля над деятельностью главы государства.

«Турция будет только отставать в демократическом развитии»

«Главное в этом процессе — даже не президентская республика как таковая, а желание Эрдогана создать исламскую республику.

Сам по себе этот факт приведет к большим сдвигам в вопросе, кто будет в авангарде исламского мира — Турция, Иран или Саудовская Аравия», — рассказал «Газете.Ru» ведущий эксперт Gulf State Analytics в Вашингтоне Теодор Карасик.

При этом кемалистам вряд ли удастся собрать какие-нибудь значительные акции протеста, поскольку в Турции сегодня сложились такие условия, которые не дают возможности для сопротивления, утверждает эксперт.

Эта реформа приведет к существенным изменениям в конституции Турции, а сама республика превратится даже не в президентскую, а в суперпрезидентскую, считает доцент кафедры европейского права МГИМО Николай Топорнин. «Такой термин в юридической практике используют в основном для стран Латинской Америки, где полномочия президента преобладают над полномочиями парламента и любых других органов власти», — пояснил он.

Вместе с тем поправки, скорее всего, найдут поддержку у большинства населения Турции, после чего страна «начнет дрейфовать к авторитарному режиму», уверен эксперт. По словам собеседника «Газеты.Ru», такие изменения идут вразрез с принципами светского государства, которые были заложены Кемалем Ататюрком.

«Безусловно, с принятием этой реформы начнется закручивание гаек: будут упрощаться демократические порядки, начнется давление на оппозицию — у нее станет меньше возможностей проводить свою политику, будут закрыты некоторые СМИ, которые хоть как-то поддерживали оппозицию», — полагает Николай Топорнин.

Столь жесткий вариант реформирования политической системы в стране эксперт объясняет провалившейся попыткой государственного переворота летом 2016 года. Эти события оказали существенное влияние на Эрдогана и будут иметь последствия во всех существенных решениях, которые будет принимать турецкий лидер в будущем.

Кроме того, продолжает эксперт, осложняет положение Эрдогана и то обстоятельство, что он фактически оказался без союзников: он одинаково критикует и США, и Россию, и Иран.

При этом его действия достаточно сложно спрогнозировать, поскольку он преследует одну цель — продвижение турецких интересов на Ближнем Востоке.

Также эта реформа может осложнить отношения Турции и Евросоюза, поскольку вряд ли Брюссель пойдет на сближение с Анкарой в случае установления авторитарного режима в стране. «Уже не будет речи о вступлении Турции в Европейский союз, а также о безвизовом режиме», — добавил Топорнин.

Кроме того, не стоит ожидать и существенных изменений в отношениях Турции с Россией, так как Москва выстраивает систему отношений как некое «локальное сотрудничество, поскольку стратегическое партнерство с Анкарой часто оказывается очень шатким».

«Турция только больше будет отставать от демократического развития. Конечно, в мусульманской стране, в принципе, смешно говорить о демократии. В таких странах скорее можно говорить о теократическом укладе, например, как в Саудовской Аравии или Иране. У них свой путь развития. И сейчас у Турции есть выбор: идти по пути развития светского государства, принципы которого были заложена Ататюрком, или же идти по мусульманскому пути. И на данный момент заветы Ататюрка укладывают в сейф», — комментирует эксперт.

Наверно, противникам вступления Турции в Европейский союз, упрекающим ее в «недемократичности» удивительно будет узнать, что парламент в этой стране появился намного раньше, чем в некоторых других, которые нынче считаются «оплотом демократии».

Избрание лидера из числа наиболее достойных кандидатур среди мусульман издавна считалось наилучшим способом наделения властью. Первый халиф ислама – Абу Бакр были избран ансарами как наиболее достойный.

Самые первые выборы в Османской империи состоялись в 1840 году. Тогда избирали депутатов местных советов, которые должны были осуществлять самоуправление и контроль за общественным порядком в провинциях (вилаетах).

Их деятельность проходила под надзором губернаторов провинций. В них выбирали наиболее достойных представителей местного населения. Половина из них являлись мусульманами, а другая половина представляла интересы немусульманских общин.

Стоит отметить, что такой подход в корне отличался от подхода к иноверцам и представителям национальных меньшинств в других странах Европы в то время.

В 1876 году в Османской империи была принята Конституция, которая учреждала в стране парламент. Однако в 1877 году султан Абдулхамид II разогнал его и отменил выборы депутатов, так как связывал поражение в русско-турецкой вой не 1877–78 годов именно с попыткой ввести конституционную монархию и парламентаризм, что, по его мнению лишь ослабляло государство.

Конституционная монархия второй раз была объявлена 23 мая 1908 года после того как в качестве мощной оппозиционной силы против султана выступила партия «Объединение и прогресс», спровоцировавшая волнения в Македонии.

Новый парламент собрался в декабре 1908 года после 32-летнего перерыва. Среди депутатов было 147 турок, 60 арабов, 27 албанцев, 26 греков, 14 армян, 10 славян и 4 еврея.

От 50 тысяч человек избирался один депутат. Выборы проводились в два этапа: на первом этапе каждые 500 избирателей выбирали одного выборщика, а на втором этапе выборщики выбирали уже непосредственно депутатов.

Получалось что-то похожее на выборы президента США. Кстати выборный ценз (наличие собственности, уплата налогов, отсутствие избирательных прав у женщин) в то время присутствовал во всех избирательных системах европейских государств.
Впоследствии парламент проголосовал за свержение султана Абдулхамида II, правившего к тому времени уже 30 лет.

Впрочем, молодая османская демократия не была лишена и иных издержек.

Так, на выборах 1912 года терявшая популярность среди избирателей партия «Объединение и прогресс» развязала фактически террор против настроенных оппозиционно к ней избирателей. Сами выборы получили название «выборов с дубинками». Результатом такой избирательной кампании стала фактически диктатура одной партии.

В 1918 году после отстранения партии «Объединение и прогресс» от власти на части территории бывшей Османской империи был образован новый парламент (меджлис) из представителей различных партий, который вошел в конфронтацию с оккупационными властями Антанты и был ими разогнан 16 марта 1920 года.

Депутаты, которым удалось избежать ареста, направились в Анкару, где в то время собирались националисты, намеревавшиеся бороться за создания Турецкой республики.

23 апреля 1920 года там было создано Великое национальное собрание, которое приняло новую конституцию, провозглашавшую республиканскую форму правления.

Однако это был далеко не конец трансформации турецкого парламентаризма.

В 1923 году, Ататюрк, поняв, что относительно демократический парламент лишь мешает ему реализовывать планы по проведению той политики модернизации Турции, которую он считал единственной верной, он разогнал парламент и назначил новый, депутатов для которого выбрал лично сам. Все они принадлежали к Республиканской народной партии, которую возглавлял сам Ататюрк. Оппозиционные партии были запрещены, а избиратели голосовали за кандидатов, назначенных правительством. (Очень похоже на советскую избирательную систему)

Турецкие женщины были наделены избирательными правами в 1935 году.

Первые демократические выборы на альтернативной основе прошли в Турции в 1946 году. Тогдашний президент страны Исмет Иненю с целью получения помощи от США согласился изменить законодательство о выборах. Как результат была немедленно образована оппозиционная Демократическая партия. Выборы 1946 года стали первыми одноактными выборами в истории страны, когда избиратели выбирали депутатов парламента напрямую.

Народно-республиканская партия, использовав свой административный ресурс (все губернаторы провинций были ее членами) победила в них и, пользуясь принципом большинства, сформировала правительство.

Впрочем, это ей мало помогло. Уже в 1950 году она проиграла выборы и уже никогда больше не приходила к власти.

В 1961 году в Турции была введена система пропорционального представительства, когда партии получали места в парламенте в соответствии с количеством голосов, отданных за них на выборах.

В настоящее время из более чем 50 разрешенных турецким законодательством партий в парламенте после прошедших 1 ноября парламентских выборов представлены лишь четыре.

Ильдар Мухамеджанов

Будем признательны за репост на Фейсбуке!