Девять муз древней греции имена. Музы Древней Греции: Урания

Происхождение греческих муз. Их роль в жизни людей.

Первые литературные упоминания о музах встречаются в произведениях Гесиода и Гомера . Их не сразу было девять: Гомер говорит то о нескольких, то об одной музе, не упоминая никаких имен. Позднее стали считать, что муз всего три, но их часто путали с харитами . Постепенно число муз увеличилось до девяти, и стали известны их имена: Каллиопа – муза эпической поэзии; Клио – муза истории; Мельпомена – муза трагедии; Талия – муа комедии; Полигимния – муза священных гимнов; Терпсихора – муза танца; Эрато – муза любовной и свадебной поэзии; Урания – муза науки, Евтерпа – муза поэзии и лирики.

В те далекие времена, когда герои совершали свои подвиги, а великие поэты слагали свои стихи о них, умение сплетать слова считалось самым почитаемым видом искусства. Скульптура или живопись относились, скорее, к ремеслам: они услаждали взор, но не мыслились чем-то божественным. Поэзия стояла на вершине всего. Не случайно несколько муз связано с разными ее направлениями. Каллиопа отвечала за эпос, Эрато помогала создавать любовную и свадебную лирику, Эвтерпа вдохновляла на создание лирической поэзии, Пологимния покровительствовала всем, кто складывал гимны. У живописи и скульптуры муз не было. Зато они были у истории и астрономии. Эти науки приравнивались к искусству. Историки славили Клио. Вдохновительницей и наставницей звездочетов была Урания. Поэзия была связана тесно с драматургией и театром. Музы Талия и Мельпомена помогали создавать комедии и трагедии. Они напоминали своим любимцам о том, что человеческие жизни лишь роли и полностью находятся во власти богов. Терпсихора - муза танца и хорового пения - замыкает плавное шествие сестер.

Слово «музы» происходит от др.-греческого слова «мыслящие», их называли также парнасидами, касталидами, аонидами, аонийскими сестрами, пиэридами и ипокренидами. Часть названий происходит от места обитания муз. Они всегда были связаны с источниками и горами. Музы обитали на горе Парнас , у подножия которой бил Кастальский ключ, и на горе Геликон около источника Иппокрены.

Им ведомо прошлое, настоящее и будущее. Музы славят добрые нравы греческих богов , воспевают законы и все поколения богов - Гею , Кроноса , Океана , Никту , Гелиоса , самого Зевса и его потомство, связывая прошлое и настоящее. Классические музы неотделимы от упорядоченности и гармонии олимпийского мира.

Они покровительствуют певцам и музыкантам, передают им свой дар. Музы наделяют людей убедительным словом, наставляют их и утешают.

От муз происходит слово «музыка», обозначавшее первоначально не только музыку в нынешнем смысле, но любую науку или искусство, связанное с деятельностью муз. Храмы, посвященные музам, назывались Мусейонами (отсюда современные «музей»).

Одно из первых упоминаний муз в большой литературе находится в «Илиаде» и «Одиссее ».

Впоследствии Мельпомена становится олицетворением трагического сценического искусства, покровительницей театра вообще.

Изображалась в виде женщины в венке из листьев винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой (символ неотвратимости наказания человека, нарушающего волю богов). Оружием она как бы разит человеческие пороки.

ТАЛИЯ («цвету», «разрастаюсь») – Муза комедии и легкой поэзии

Согласно Диодору, получила имя от процветания (таллейн) на многие годы, прославляемого в поэтических произведениях.

Талия - это возможность познать цену комедии и улыбки. Муза комедии Талия дает возможность посмотреть на себя со стороны, чтобы посмеяться в конце концов над своими ошибками.

В греческих мифах изображалась женщиной с комической маской в руках и венком из плюща на голове, отличалась оптимизмом и весёлым нравом.

ПОЛИГИМНИЯ или ПОЛИМНИЯ («многопоющая») – муза торжественных гимнов

Одно из значений её имени – «бессмертная слава». Согласно Диодору, имя своё получила от многих восхвалений (диа поллес химнесеос) тех, чье имя обессмертила славой поэзии.

Она покровительствует поэтам - создателям гимнов, олицетворяет силу речи, учит людей риторике и ораторскому искусству. Ей приписывают изобретение лиры. Полигимния помогала «запомнить схваченное». Считается, что она в памяти хранит все гимны, ритуальные танцы и песни, которые славят олимпийских богов.

Изображалась в виде закутанной в покрывало девушки со свитком в руках, в задумчивой позе, с мечтательным лицом. Частым атрибутом в живописи являются музыкальные инструменты.

ТЕРПСИХОРА («усладительнотанцующая») – Муза хорового пения и танца

Согласно Диодору, получила имя от наслаждения (терпейн) зрителей являемыми в искусстве благами. Её эпитет – «наслаждающаяся хороводами». Популярный образ и символ в искусстве.

Эту музу связывают с Дионисом , приписывая ей атрибут этого бога - плющ (о чём гласит надпись на Геликоне , посвященная Терпсихоре).

Изображалась в виде молодой женщины с улыбкой на лице, иногда в позе танцовщицы, чаще сидящей и играющей на лире. Терпсихора предстает с венком плюща на голове, в простой тунике с лирой в руках.

ЭРАТО («приятная») – Муза любовной (эротической) поэзии

Её имя происходит от древнегреческого «Эрот» или «Эрос», означающего любовь. Эрос был верным и постоянным спутником музы Эрато. Эрот – один из самых сильных и самых древних греческих богов на Земле: именно он дал возможность родиться всем остальным богам, человечеству и всему, что существует.

Эрато учит любви как способу бытия, поэзии – как методу выражения мыслей вдохновению – как неиссякаемому источнику идей. Её песнь о том, что нет силы, способной разлучить любящие сердца.

Нередко Эрато изображали в белых полупрозрачных одеждах, с лирой в руках, иногда рядом Эрос.

УРАНИЯ («небесная») – Муза астрономии и математики

Муза Урания всех зовет отдалиться от хаоса обыденного существования для того, чтобы погрузиться в созерцание и изучение величественной жизни Космоса и движений звезд, отражающих земные судьбы.

Урания – самая младшая из всех муз, но и самая знающая, серьёзная и умная среди них. Её наравне с Афиной Палладой считают самой мудрой греческой богиней.

Музу Уранию изображают с небесной сферой и циркулем в руках, иногда она одета в звездный плащ, на голове – корона из созвездий.

ЭВТЕРПА или ЕВТЕРПА («увеселяющая») – Муза лирической поэзии и музыки

Древнегреческая муза Эвтерпа покровительствовала поэтам, превыше других жанров любящих лирику, а также музыкантам. Она считалась самой изящной и красивой из девяти сестер. Среди муз она выделяется особой утонченностью и нежностью. Её называли «дарящая удовольствие». Согласно мифам, боги Олимпа могли наслаждаться ее стихами бесконечно долго.

Изображалась Евтрепа практически всегда с музыкальными инструментами в руках. Как правило, это были флейта, лира или авлос (двойная свирель, предок современного гобоя). На некоторых полотнах и барельефах держит гирлянды цветов, символ нежности и красоты. Могла изображаться в окружении лесных нимф.

Стихи, посвященные музам

Многие века они вдохновляли поэтов. Вот примеры произведений, посвящённых самим музам:

«Теогония» Гесиода - классический текст о музах

Блажен человек, если музы любят его:

Если нежданное горе внезапно душой овладеет,

Если кто сохнет, печалью терзаясь, то стоит ему лишь

Песнь услышать служителя муз, песнопевца о славных

Подвигах древних людей, о блаженных богах олимпийских,

И забывает он тотчас о горе своем и заботах

Больше не помнит: совсем он от дара богинь изменился.

Гесиод. Теогония

Авзоний

Клио прошлых времен дела вещает потомкам,

Мельпомена трагический вопль исторгает печали,

Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой,

Сладкую песнь поет с тростниковою флейтой Эвтерпа,

Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея,

С плектром* в руке Эрато чарует и словом и жестом,

Песни времен героических в книге хранит Каллиопа,

Изучает Урания звезды небес и неба вращенье,

Жестами все выражая, Полигимния славит героев.

(Авзоний)

Гимн к Музам

Свет воспеваем, подъемлющих смертных горе, воспеваем

Души людей, кои жизнь, полонивши, ввергает в глубины,

Могут они избавлять от скорбей, землеродным присущих,

Силою чистого таинства ум побуждающей книги

Учат спешить поскорей пролететь чрез глубокую Лету,

След обретя, что к звезде соименной ведет - ведь когда-то

Там они сбились с пути и упали на берег рождений

В жажде безумной испробовать жребий вещественной жизни.

Ныне, богини, молю - уймите порыв мой тревожный!

Полными смысла рассказами мудрых меня опьяните!

Да не сбивает с пути меня род человеков безбожный,

С дивной, священной стези, сияющей, полной плодами!

Музы, молю - из толпы многогрешного рода людского

Вечно влеките к священному свету скиталицу-душу!

Пусть тяжелит ее мед ваших сот, укрепляющий разум,

(из «Античных гимнов»)

Прокл

Под именем Прокла, главы афинской неоплатонической школы, до нас дошло семь гимнов, посвященных Гелиосу , Афродите , музам, всем греческим богам , Гекате , Янусу и Афине . По этому поводу в науке происходили споры, в которых высказывались и положительные и отрицательные взгляды на эти гимны.

Музы, молю - из толпы многогрешного города людского

Вечно влеките к священному свету скиталицу - душу!

Пусть тяжелит её мед ваших сот, укрепляющий разум,

Душу, чья слава в одном - в чарующем ум благоречье.

(отрывок)

Пушкин Аоександр Сергеевич

Муза

В младенчестве моем она меня любила
И семиствольную цевницу мне вручила.
Она внимала мне с улыбкой - и слегка,
По звонким скважинам пустого тростника,
Уже наигрывал я слабыми перстами
И гимны важные, внушенные богами,
И песни мирные фригийских пастухов.
С утра до вечера в немой тени дубов
Прилежно я внимал урокам девы тайной,
И, радуя меня наградою случайной,
Откинув локоны от милого чела,
Сама из рук моих свирель она брала:
Тростник был оживлен божественным дыханьем
И сердце наполнял святым очарованьем.

Римфа

Эхо, бессонная нимфа , скиталась по брегу Пенея.
Феб , увидев ее, страстию к ней воспылал.
Нимфа плод понесла восторгов влюбленного бога;
Меж говорливых наяд, мучась, она родила
Милую дочь. Ее прияла сама Мнемозина .
Резвая дева росла в хоре богинь-аонид,
Матери чуткой подобна, послушна памяти строгой,
Музам мила; на земле Рифмой зовется она.

О муза пламенной сатиры!

О муза пламенной сатиры!
Приди на мой призывный клич!
Не нужно мне гремящей лиры,
Вручи мне Ювеналов бич!
Не подражателям холодным,
Не переводчикам голодным,
Не безответным рифмачам
Готовлю язвы эпиграмм!
Мир вам, несчастные поэты,
Мир вам, журнальные клевреты,
Мир вам, смиренные глупцы!
А вы, ребята подлецы, -
Вперед! Всю вашу сволочь буду
Я мучить казнию стыда!
Но если же кого забуду,
Прошу напомнить, господа!
О, сколько лиц бесстыдно-бледных,
О, сколько лбов широко-медных
Готовы от меня принять
Неизгладимую печать!

Этих муз поэт не раз упоминает в «Евгении Онегине»:

Но там, где Мельпомены бурно

Протяжный раздается вой,

Где машет мантией мишурной

Она пред хладною толпой,

Где Талия тихонько дремлет

И плескам дружеским не внемлет,

Где Терпсихоре лишь одной

Дивится зритель молодой...

Василий Жуковский

Некогда муз угостил у себя Геродот дружелюбно!
Каждая муза ему книгу оставила в дар.

Я музу юную, бывало...

Я музу юную, бывало,
Встречал в подлунной стороне,
И Вдохновение летало
С небес, незваное, ко мне;
На всё земное наводило
Животворящий луч оно -
И для меня в то время было
Жизнь и Поэзия одно.

Но дарователь песнопений
Меня давно не посещал;
Бывалых нет в душе видений,
И голос арфы замолчал.
Его желанного возврата
Дождаться ль мне когда опять?
Или навек моя утрата
И вечно арфе не звучать?

Но всё, что от времён прекрасных,
Когда он мне доступен был,
Всё, что от милых тёмных, ясных
Минувших дней я сохранил -
Цветы мечты уединённой
И жизни лучшие цветы, -
Кладу на твой алтарь священный,
О Гений чистой красоты!

Не знаю, светлых вдохновений
Когда воротится чреда, -
Но ты знаком мне, чистый Гений!
И светит мне твоя звезда!
Пока ещё её сиянье
Душа умеет различать:
Не умерло очарованье!
Былое сбудется опять.

Николай Некрасов

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя...
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»

Афанасий Фет

Музе

Пришла и села. Счастлив и тревожен,
Ласкательный твой повторяю стих;
И если дар мой пред тобой ничтожен,
То ревностью не ниже я других.

Заботливо храня твою свободу,
Непосвященных я к тебе не звал,
И рабскому их буйству я в угоду
Твоих речей не осквернял.

Все та же ты, заветная святыня,
На облаке, незримая земле,
В венце из звезд, нетленная богиня,
С задумчивой улыбкой на челе.

Евгений Баратынский

Муза

Не ослеплен я музою моею:
Красавицей ее не назовут,
И юноши:, узрев ее, за нею
Влюбленною толпой не побегут.
Приманивать изысканным убором,
Игрою глаз, блестящим разговором
Ни склонности у ней, ни дара нет;
Но поражен бывает мельком свет
Ее лица необщим выраженьем,
Ее речей спокойной простотой;
И он, скорей чем едким осужденьем,
Ее почтит небрежной похвалой.

Анна Ахматова

Музе

Муза-сестра заглянула в лицо,
Взгляд её ясен и ярок.
И отняла золотое кольцо,
Первый весенний подарок.

Муза! Ты видишь, как счастливы все -
Девушки, женщины, вдовы…
Лучше погибну на колесе,
Только не эти оковы.

Знаю: гадая, и мне обрывать
Нежный цветок маргаритку.
Должен на этой земле испытать
Каждый любовную пытку.

Жгу до зари на окошке свечу
И ни о ком не тоскую,
Но не хочу, не хочу, не хочу
Знать как целуют другую.

Завтра мне скажут, смеясь, зеркала:
«Взор твой не ясен, не ярок…»
Тихо отвечу: «Она отняла
Божий подарок».

Муза ушла по дороге...

Муза ушла по дороге,
Осенней, узкой, крутой,
И были смуглые ноги
Обрызганы крупной росой.

Я долго её просила
Зимы со мной подождать,
Но сказала: «Ведь здесь могила,
Как ты можешь ещё дышать?»

Я голубку ей дать хотела,
Ту, что всех в голубятне белей,
Но птица сама полетела
За стройной гостьей моей.

Я, глядя ей вслед, молчала,
Я любила её одну,
А в небе заря стояла,
Как ворота в её страну.

Все отнято: и сила, и любовь...

Все отнято: и сила, и любовь.
В немилый город брошенное тело
Не радо солнцу. Чувствую, что кровь
Во мне уже совсем похолодела.

Весёлой Музы нрав не узнаю:
Она глядит и слова не проронит,
А голову в веночке тёмном клонит,
Изнеможённая, на грудь мою.

И только совесть с каждым днём страшней
Беснуется: великой хочет дани.
Закрыв лицо, я отвечала ей...
Но больше нет ни слёз, ни оправданий.

Кое-как удалось разлучиться...

Кое-как удалось разлучиться
И постылый огонь потушить.
Враг мой вечный, пора научиться
Вам кого-нибудь вправду любить.

Я-то вольная. Всё мне забава, -
Ночью Муза слетит утешать,
А наутро притащится слава
Погремушкой над ухом трещать.

Обо мне и молиться не стоит
И, уйдя, оглянуться назад...
Чёрный ветер меня успокоит,
Веселит золотой листопад.

Как подарок, приму я разлуку
И забвение, как благодать.
Но, скажи мне, на крестную муку
Ты другую посмеешь послать?

Михаил Кузмин

Муза

В глухие воды бросив невод,
Под вещий лепет тёмных лип,
Глядит задумчивая дева
На чешую волшебных рыб.

То в упоении зверином
Свивают алые хвосты,
То выплывут аквамарином,
Легки, прозрачны и просты.

Восторженно не разумея
Плодов запечатленных вод,
Все ждет, что голова Орфея
Златистой розою всплывёт.

Игорь Гусманов

ККУТТЭЭМП или девять муз

Что такое ККУТТЭЭМП? Девять слов сокращенных,
Мнемозины и Зевса живые черты,

Что такое ККУТТЭЭМП? Эти буквы скрывают
Девять сказочных образов древних времен,
Вспомни, как их зовут, и они засияют
Разноцветною радугой славных имен.

От подножья Парнаса до рощ Геликона
Ты услышишь их песен пленительный звук,
Ты увидишь их танец в лучах Аполлона
С атрибутами разных искусств и наук.

Старше всех Каллиопа. Эпическим слогом
Пишет стилос ее на доске восковой,
Клия, муза истории, в пеплосе строгом
Держит свиток папируса перед собой.

Держит муза Урания глобус небесный,
Муза Талия - маску с улыбкой смешной,
Терпсихора танцует свой танец прелестный,
И Эвтерпа на флейте играет двойной.

Эрато с нежной лирою вслед выступает,
Мельпомена с трагической маской в руках,
Полигимния лик покрывалом скрывает,
Вознося свою песнь о героях, богах.

Вдохновляя поэтов, артистов, ученых,
И сегодня слетают они с высоты,
Девять юных богинь, девять муз просвещенных,
Девять символов разума и красоты.

Георгий Мединцев

О, муза, милая подруга

О, муза, милая подруга,
Эвтерпа дивная моя!
В часы невзгод, в часы досуга
Всегда со мной, и добрым словом
Одна ты радуешь меня,
Как случай рыбака уловом,
В ночной тиши и в шуме дня.
Приятно мне с тобой общаться,
Приятно слушать голос твой,
Среди подруг твоих вращаться
И чувствовать: средь них я свой.
Меня в печали приласкаешь
Всегда, как малого дитя,
И петь под лиру вдохновляешь,
Не молод я уже хотя!

Зинаида Торопчина

Ода Музе

Ах, сколько обращений к Музе:
Её и хвалят, и зовут,
Хотят быть в тесном с ней союзе
И до зари порою ждут.
Она ж - капризная особа,
Махнёт крылом - её уж нет!
Следить за нею надо в оба,
Чтоб не терялся Музы след.

Да, ноутбуки - облегченье:
"Строчи" до умопомраченья!
И рифму можно подсмотреть.
Но стих не будет душу греть
Без Музы - спутницы поэта
(Давно замечено уж это!).

Прилёта Музы ждём с волненьем
И с умиленьем, с упоеньем.
Она нам дарит вдохновенье,
Души порывы - озаренье!

Да, с Музой надо жить в союзе.
И оды посвящать ей - МУЗЕ!

Александр Копп

Аполлон и музы

…На горе древнейшей Геликон
в старину совсем-совсем седую
собирал подружек Аполлон
про любовь им петь, про поцелуи…

Был красив он, статен, песни пел,
был он бог: владел мечом, кифарой…
Кто сказал, что был он не у дел? -
Зевс благословил - небесной фарой
им светил. Пегас хранил сюжет -
он источник создал Гиппокрена…
Девы-музы тех былинных лет
были умницы, в мозгах без «крена»…

Так с любовью, в предвечерний час, -
- перебор кифарный Аполлона -
космос, полня лирикой для нас,
пели хором музы Геликона!

Аполлон Светов

Муза

Я сплю. Во сне совсем не чую груза...
(А где-то, видно, клад во мне зарыт!)
Моя судьбой измотанная Муза
Устала и со мною вместе спит.

Нас не страшила никогда опала,
Мы вместе совершили много дел!
Теперь совсем ручною Муза стала.
Похоже, я ей просто надоел...

А без неё я ничего не значу!
Мне, видно, не проснуться самому...
Вот оседлаю не Пегаса - клячу -
И уступлю крылатого... Кому?

Откуда, чёрт, такое настроенье?
Ах да, я сплю... Какой кошмарный сон!
Вот новое... Прохлады дуновенье...
Я слышу стук копыт! Да это Он!

Незримо прочно нас скрепили узы...
То нити Света, Мудрости, Добра,
Моя непокорившаяся Муза
Шепнула мне: «Проснись, дружок. Пора!»

Если бы мы жили в древней Греции, колыбель инноваций Сколково, наверное, назвали бы музеоном. Местом, где обитают музы и где, вдохновленное волшебными дочерями Мнемозины и Зевса, появляется нечто новое. Но мы не в Греции. Правда, это отнюдь не должно мешать нам знать о том, кто же такие музы и сколько их. Музами звались девять дочерей богини памяти Мнемозины и Зевса, девять прекрасных девушек, обитающих на горах Парнас и Геликон. Каждая из них призвана вдохновлять людей на самые важные дела. Количество девушек-вдохновительниц вряд ли можно считать случайным. Греки верили, что триада – это символ абсолютной гармонии, а общая задача муз и заключалась в том, чтобы привнести в жизнь гармонию. Даже не стоит пытаться сосчитать произведения, в который фигурируют музы. Муз рисовали на холстах и фресках, воплощали в мраморе и бронзе. О них писали стихи и пьесы. Призванные вдохновлять, музы сами по себе становились источником вдохновения. Давайте познакомимся с ними ближе.


Каллиопа

Старшую музу зовут Каллиопа. Это муза патриотизма, любви к Родине и жертвенности. Она вдохновляет воинов, заставляет сердцем слышать прекрасный голос Родины. Каллиопу часто изображают с короной или лавровым венком, что подчеркивает статус этой благородной девы. Когда муза начинала говорить о благородстве и чести, боги Олимпа замолкали, ибо нет ничего важнее этого. Своему сыну Орфею Каллиопа внушала, что каждое слово в стихотворении ли, в песне ли должно возвращать душу погибшего воина и нет задачи более почетной, чем эта.


Клио

Очень близка по духу к Каллиопе муза истории Клио. Оно и понятно, без знания своей истории невозможна любовь к Родине и гордость за нее. Каждое, даже самое, казалось бы, незначительное событие, Клио вносит в свои свитки, потому что история должна быть беспристрастной. Клио так рьяно проповедовала беспристрастность, что однажды Афродита заставила ее раскаяться в этом. Клио слишком часто пеняла богине любви на ее ветреность и частую смену увлечений. Разгневанная вмешательством музы, Афродита велела своему сыну Эроту поразить Клио любовной стрелой, а в Пиерона запустить стрелу, убивающую страсть. Испытав на себе все муки неутоленной любви, Клио стала менее категоричной. Однако продолжала беспристрастно записывать историю, за что и получила уважение и любовь поколений


Мельпомена

Мельпомена, муза трагедий. Эту музу часто поминают в связи с театром, все ведь слышали выражение «служители Мельпомены»? Изображается она со скорбной маской в руке. Некоторые исследователи утверждают, что маска эта символизирует печальную покорность судьбе – люди всегда будут лишь актерами в театре богов. Мельпомена покровительствует не только театральным актерам, но тем, кто отваживается идти против судьбы. Неизвестно, стала бы муза так добра к непокорным, если бы не ее собственная, печальная история. Дочери Мельпомены сирены, обладательницы чудесного голоса, посмели соревноваться с музами. За беспримерную дерзость они были наказаны и превращены в птиц. Тогда Мельпомена поклялась вечно скорбеть и о своих дочерях, и обо всех смертных, решившихся кинуть вызов богам и судьбе.



Талия

Не одна печальная Мельпомена покровительствует актерской братии. У нее есть сестра-оптимистка Талия, муза комедий. Веселая и беспечная, держит она в руках смеющуюся маску. То ли символ смеха, то ли все то же напоминание о том, что смертные лишь игрушки в руках богов. Согласно мифам, Талия была женой Аполлона, но однажды на веселую резвунью польстился Зевс. Зная его супругу Геру, Талия решила от греха подальше спрятаться от любви громовержца аж в подземелье Аида. Такая вот комедия положений.



Эвтерпа

Не только Каллиопу готовы были слушать боги Олимпа, не перебивая. В минуты прочтения стихов музой поэзии и лирики Эвтерпа под тихие перезвоны арфы Орфея, небожители замирали от восторга. Эвтерпа, наделенная даром особой чувственной женственности, вдохновляла поэтов на самые пронзительные строки и изысканные рифмы. Счастлив тот, кому Эвтерпа дарила хотя бы толику своего внимания!



Эрато

Но если Эвтерпа покровительствовала всем поэтам, то муза Эрато дарила вдохновение для создания любовной поэзии и свадебных песен. Миф об Эрате рассказывает нам, что как-то раз муза заскучала на свадьбе. Тогда она подошла к слепому музыканту и что-то нашептала ему на ухо. И музыкант заиграл такую песнь, что все влюбленные переполнились намерением быть вместе всю жизнь и поверили, что смерть не сможет разлучить их. Украшенная розовым венком Эрато, убеждает всех влюбленных, что любовь великий дар и она сильнее смерти.



Полигимния

Дар убеждения – сильнейшее оружие, которым может обладать и бог, и смертный. Перед важным выступлением ораторы просили музу Полигимнию о помощи. Эта муза-покровительница гимнов, могла наполнить речь огнем и чувством, заставить любую аудиторию внимать вдохновленному ею оратору. Полигимнию так же можно считать музой молитвы, только горячее, вдохновенное сердце, может донести свои просьбы богам.

Музы Музы

(Musae, Μου̃σαι). Дочери Зевса и Мнемозины. Их считалось девять, и каждая из них имела влияние на определенную отрасль искусств и наук. Они были следующие: Каллиопа - муза эпоса, Клио - истории, Эрато - любовной поэзии и мимики, Эвтерпа - лирической поэзии, Мельпомена - трагедии, Полигимния - гимнов, Терпсихора - танцев, Фалия - комедии и Урания - астрономии. Их любимым местопребыванием считалась гора Геликон в Беотии, где находились священные источники Аганиппа и Гиппокрена. Гора Парнас также считалась священной горой муз, и они любили источник Касталию у ее подошвы. Как богини пения, музы находятся в тесной связи с Аполлоном, который и назывался предводителем муз, или Музагетом. Римские Камены (Camenae) - то же, что греческие музы, которые первоначально были нимфами источников.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

МУЗЫ

мусы (Μοΰσαι, «мыслящие»), аониды, аонийские сестры, парнасиды, касталиды, ипокрениды, пиэриды (прозвища от мест обитания М.), в греческой мифологии дочери Зевса и Мнемосины. М.- богини поэзии, искусств и наук, девять сестёр, рождённых в Пиэрии и носящих имя «олимпийские» (Hes. Theog. 52-54, 915-917; Hymn. Нош. Ill 429 след.). Их имена: Каллиопа, Клио, Мельпомена, Эвтерпа, Эрато, Терпсихора, Талия, Полигимния, Урания; все они, за исключением У ранни («небесная») и Клио («дарующая славу»), указывают на связь с пением, танцем, музыкой, наслаждением. Эти олимпийские М. восходят к архаическим М.- хтоническим существам. По сообщению Павсания, первыми, кто почтил М. и принёс им жертвы на Геликоне, были не поэты и певцы, а страшные великаны алоады - От и Эфиальт. Они ввели культ М. и дали им имена, считая, что М. только три: Мелета («опытность»), Мнема («память»), Аойда («песня»). С течением времени из Македонии прибыл Пиэр (по имени которого была названа гора), он установил число М. (девять) и дал им имена. Поэт Мимнерм утверждал, что были старшие М.- дочери Урана (неба) и Геи (земли) и младшие - дочери Зевса (Paus. IX 29 1-5).
О хтоническом прошлом М. свидетельствует также то потомство, которое М„ будучи дочерьми земли Геи, рождали и от Зевса, и от Аполлона. От Зевса и Каллиопы [(Strab. X 3, 19), по другой версии,- от Талии и Аполлона (Apollod. I 3, 4)] родились корибанты. Детьми зооморфического Зевса-коршуна и Талии были сицилийские палики. От брака Мельпомены и речного бога Ахелоя рождаются сирены. - миксантропические чудовищные существа, своим пением привлекающие путников и пожирающие их (Apollod. I 3, 4). Архаические М. назывались «бурные», «неистовые» (греч. thoyrides, одного корня с лат. furia), как об этом сообщает Гесихий (v. thoyrides). М. именовали кормилицами Диониса (Eustath. 1816, 4) и спутницами его странствий (Diod. IV 4), подобно менадам. М. и менады иногда ставятся в один ряд (напр., царь Ликург был наказан Дионисом за преследование менад и М., Soph. Antig. 962 след.). В геликонской надписи сопоставляются Терпсихора и Дионис Бромий, ей присущи дар вдохновения и плющ, ему - умение чаровать и флейта. Орфей, установивший мистерии Диониса, сын Каллиопы и Эагра (Apollod. I 3, 2-3). Певец Лин. сын Каллиопы (или Урании) и Амфимара, сына Посейдона. Бурных и экстатических М. возглавлял Дионис Мусагет - «водитель М.». Диониса Мельпомена (CIA III 274) почитали в Ахарнах (Paus. I 31, 6), он, подобно Аполлону, вел за собой хороводы (I 2, 5). М. жестоки и сурово наказывают каждого, кто осмелится с ними соперничать. Они ослепили и лишили дара пения и игры на кифаре Фамирида (Apollod. I 3, 3).
Олимпийские М. классической мифологии - дочери Зевса, они обитают на Геликоне, воспевая все поколения богов - Гею, Кроноса, Океана, Ночь, Гелиоса, самого Зевса и его потомство, т. е. они связывают прошлое и настоящее. Им ведомо прошлое, настоящее и будущее. Они покровители певцов и музыкантов, передают им свой дар. Они наставляют и утешают людей, наделяют их убедительным словом, воспевают законы и славят добрые нравы богов. Классические М. неотделимы от упорядоченности и гармонии олимпийского мира (Hes. Theog. 1-103).
Функции М. постепенно разграничивались по мере дифференциации искусств, и в эллинистическую эпоху М. превратились в символические образы: Эрато - М. лирической поэзии с лирой в руках, Эвтерпа с флейтой сопровождает лирическую песнь, Каллиопа - М. эпической поэзии и знания со свитком и палочкой для письма, Клио - М. истории с теми же атрибутами, Мельпомена - М. трагедии с трагической маской и венком из плюща, Полигимния - М. серьёзной гимнической поэзии, Терпсихора - М. танца с лирой и плектром Талия - М. комедии с комической маской, Урания - М. астрономии с небесным сводом и циркулем. Выступают М. обычно под водительством бога искусств Аполлона, получившего имя Мусагет (I 2, 5).

Лит.; Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки Московского городского педагогического института им. Ленина», 1953. т. 72, в. 3, с. 37- 40; его же. Античная мифология в ее историческом развитии, М., 1957, с. 306-13; Воуаnсе Р., Le culte des muses chez les philosophes grecs, P.. 1937; Curtiue Е. R., Die Musen, в его кн.: Europäischen Literatur und lateinisches Mittelalter, 2 Aufl., Bonn, , s. 235-52; Otto W. В.. Die Musen und der göttliche Ursprung des Sin-gens und Sagens, .
А. Ф. Лосев.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Музы

Дочери бога Зевса и титаниды Мнемосины, живущие на Парнасе богини - покровительницы наук, поэзии и искусств: Евтерпа - лирической поэзии, Клио - истории, Талия - комедии, Мельпомена - трагедии, Терпсихора - танцев, Эрато - любовной поэзии, Полигимния - пантомимы и гимнов, Урания - астрономии, Каллиопа - эпической поэзии. Музы имели свои храмы, которые назывались мусейонами (от этого слова и произошел "музей").

// А.С. ПУШКИН: Муза // Н.А. Кун: АПОЛЛОН И МУЗЫ

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

МУЗЫ

в греческой мифологии дочери Зевса и богини памяти Мнемосины, богини искусств и наук.

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)




Смотреть что такое "Музы" в других словарях:

    Греч. musa. У древних греков, девять сестер, покровительствовавших наукам и искусствам: Клие (со свертком) муза история, Каллиопа муза героической поэзии, Мельпомена (с трагическою маской) муза трагедия, Талия (с пастушеским посохом и комическою… … Словарь иностранных слов русского языка

    Музы - Музы. Фрагмент росписи белофонного лекифа художника Ахилла: Муза с лирой на горе Геликон. Ок. 440 до н.э. Частное собрание. МУЗЫ (Мусы), в греческой мифологии дочери Зевса и Мнемосины, девять сестер, богини наук, поэзии и искусств: Евтерпа… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (мусы) в мифах древних греков дочери Зевса и Мнемосины, девять сестёр, богини наук, поэзии и искусств: Евтерпа лирической поэзии, Клио истории, Талия комедии, Мельпомена трагедии, Терпсихора танцев, Эрато любовной поэзии, Полигимния гимнов,… … Исторический словарь

    Божества греческой религии, олицетворявшие поэтическое и музыкальное вдохновение. В основе представлений о М. лежат верования хтонической религии, видевшей источник всякого вдохновения и таинственного знания в подземных и водных силах. М.… … Литературная энциклопедия

    В греческой мифологии дочери Зевса и Мнемосины, богини покровительницы наук, поэзии и искусств: Евтерпа лирической поэзии, Клио истории, Талия комедии, Мельпомена трагедии, Терпсихора танцев, Эрато любовной поэзии, Полигимния гимнов, Урания… … Большой Энциклопедический словарь

    Камены Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    - (Mousai) мифические женские существа у древних греков. Гомер(в Илиаде) и древнейшая поэзия чаще называют лишь одну М., знающую все,что человек жаждет знать о богах, тайнах мироздания и судьбах героев;она обо всем этом подает весть воспевающим… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    У этого термина существуют и другие значения, см. Муза (значения). Саркофаг муз (II в. н. э … Википедия

    Музы - (греч. Musai) в греческой мифологии богини покровительницы песен, поэзии, искусства и наук, дочери Зевса и богини памяти Мнемосины (или Урана и Геи). Гесиод называет их также богинями танцев и указывает их число 9: Клио м. истории, Эвтерпа м.… … Античный мир. Словарь-справочник.

    МУЗЫ - Согласно «Теогонии» Гесиода, девять муз были дочерьми Зевса и Мнемозины. Музы дали Гесиоду мудрость и дар песнопения. Иногда за такой дар музы брали определенную плату: так, в «Одиссее» они сперва ослепили Демодока, а уже потом дали ему нечто… … Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

Каллиопа обучала своего сына Орфея способности чувствовать музыку. Она говорила, что поэзия должна к жизни душу человека, вселить в него веру в будущее. Свиток и грифель в руках Каллиопы – не просто символика. Воины утверждали, что могли слышать, как Каллиопа трудится над новым произведением. По мнению греков, Каллиопа – королева всех муз, ведь не зря на ее голове корона или . Даже Аполлон не в праве был перебить королеву, когда она рассуждала о том, как воин благороден и отважен. Раньше перед дальним путешествием греки заказывали крошечные картины с изображением музы и говорили, что она напоминает им о родной .

Клио – историческая

О музе истории писал еще мифолог Диодор: «Величайшая из муз внушает любовь к минувшему». Безусловно, каждый народ должен знать и ценить свою историю. Говорят, что Клио в своих свитках делала записи о каждом, даже малозначительном событии, чтобы все помнили о прошлом. Мифологи зачастую описывали конфликт между Клио и Афродитой. Историческая муза была строга и никогда не испытывала любви, а Афродита, будучи божественной женой Гефеста, влюбилась в Диониса. Клио осуждала ее за это, но вскоре влюбилась безответно и поняла, что не имеет права кого-то судить.

Мельпомена – трагическая муза

Мельпомену считают музой трагедии и скорби. Греки утверждают, что Мельпомена была матерью двух роковых сирен, которые попытались погубить аргонавтов. Муза дала клятву всегда скорбеть о своих дочерях и тех, кто осмелится пойти против небесной воли. На картинах ее всегда изображают в театральной мантии. В одной из рук она держит маску, в другой – пергаментный свиток или меч.

Талия – комическая муза

Талия - жена Аполлона и Мельпомене, которая вдохновляла многих на радость и счастье. На картинах изображена с комедийной маской, которая смех.

Эвтерпа – лирическая и поэтическая муза

Эвтерпа славилась особым восприятием поэзии. Главными ее атрибутами является флейта и венок из живых цветов. Как гласят мифы, одна из самых прекрасных и женственных муз помогла несчастному Орфею вновь обрести свою душу после потери своей любимой.

Эрато – муза любви и поэзии

Музу всегда изображают с тамбурином или лирой. Многие поэты-песенники обрели вдохновение, думая о ней. Эрато пела и открыла новое направление в музыке – свадебное.

Терпсихора – муза танца

С давних времен греки пытались прочувствовать музыку и двигаться под ее ритм. Терпсихора доказала что танец помогает проявить эмоции, и культуре своей страны.

Полигимния – муза гимнов

Полигимния даровала многим голос и навыки ораторства. Тем, кто получил от нее такой подарок, делал пламенные и животворящие речи, которые имели влияние на людей.

Урания – муза астрономии

Древние греки считали, что Урания могла определить любое расстояние между звездами и являлась покровительницей всех точных наук.

Древнегреческие боги были не просто грозными небожителями. В античном мире ничто не происходило без их ведома и участия. Без их благословения нельзя было ни завоевать мир, ни сочинить гимн. Чтобы победить в войне, молились грозному Аресу, вдохновение для сочинения речей, молитв и патетических од посылала людям муза Полигимния.

Эта задумчивая и одухотворенная женщина - одна из девяти дочерей Зевса, которые до сих пор дарят людям радость творчества.

Покровительницы ученых, поэтов и музыкантов

Божественные музы - это неотъемлемая часть порядка и гармонии античного мира. Их количество, предназначение, описание со временем менялось. В Древней Греции занятиями, требовавшими вдохновения, считались такие науки, как философия, геометрия и астрономия, а живопись и скульптура относились к ремеслам, и своих покровительниц не имели.

Классическая свита Аполлона состояла из девяти прекрасных дев, у которых искали поддержки музыканты, поэты и ученые. Это были:

  • Каллиопа - муза науки, философии и эпической поэзии, старшая из сестер, мать Орфея.
  • Евтерпа - покровительница музыки и лирической поэзии.
  • Мельпомена - муза трагедии.
  • Талия - олицетворение легкой поэзии и комедии.
  • Эрато - муза любовной поэзии.
  • Муза Полигимния покровительствовала многим занятиям, с современной точки зрения неродственным: написанию торжественных гимнов, риторике и ораторскому искусству, а также пантомиме и сельскому хозяйству.
  • Муза танца и хорового пения - Терпсихора.
  • Клио - муза истории.
  • Муза астрономии - Урания.

Те, кто обладал талантом в поэзии или науке, пользовались великим почетом и уважением у людей. Музы тоже любили тех, кто искренне обращался к ним за поддержкой, хотя жестоко наказывали за гордыню тех, кто считал себя выше богов.

Дочери Зевса и Мнемозины

Полигимния - муза гимнов

Разным жанрам поэзии покровительствовали многие музы. Старшая, Каллиопа, опекала тех, кто писал эпические стихи и песни. Евтерпа - муза лирической поэзии, Талия - легкой и комической, Эрато - любовной.

Муза Полигимния «курировала» серьезную поэзию. Её имя - Πολύμνια (другой вариант - Поли́мния) состоит из двух частей: первая значит «много», вторая - «похвала» или «гимн». Одно из значений имени этой музы - «бессмертная слава», которую даёт поэтам сочинение большого числа божественных песнопений.

Шестая дочь Мнемозины всегда наделялась серьезным характером. К ней взывали те, кто хотел обратиться к богам Олимпа с просьбой или восхвалением. Только осененные её именем могли рассчитывать на то, что боги их услышат. Древнегреческая муза Полигимния - покровительница священной поэзии, духовной музыки, ритуальных танцев и торжественных молитв, полных осознания таинства бытия и одухотворенности. К шестой музе обращаются те, кто ищет смысл в жизни.

Пантомима и риторика

Этой спутнице Аполлона сначала отдавали под покровительство танцы, музой которых стала Терпсихора, и мудрую науку - историю, которой потом стала «заведовать» Клио. От танцевального искусства ей осталось умение выражать мысли и чувства движением тела и жестами: Полигимния в древнегреческой мифологии - муза пантомимы. На древних изображениях она часто предстает с прижатым к губам, в знаке молчания, пальцем, - пусть говорят жесты.

Но трудно обращаться к небесам без слов. И те, к кому благоволила Полигимния, обретали вдохновение в речах. К музе торжественных гимнов взывали те, кто хотел поразить слушателей ораторским мастерством, те, кто изучал риторику. К Полигимнии обращались перед важным выступлением на публике.

Геометрия и сельское хозяйство

Удивительно разносторонними были «интересы» Полигимнии. Её называют изобретательницей грамматики, научившей людей излагать мысли на бумаге. К ней обращались за подмогой в учебе, просили помочь быстрее запомнить что-нибудь важное. И истинная дочь Мнемозины - хранительницы памяти - приходила в этом на помощь. Этой музе посвящали свои работы античные математики. Ей обязана своим рождением великая и точная наука - геометрия, которая приобрела огромное значение в мире Пифагора и Архимеда.

По одной из легенд Полигимния стала матерью Орфея и изобрела лиру, по другой - шестая по рождению дочь Мнемозины и Зевса стала матерью Триптолема, которого Деметра научила основам земледелия. На этом основании муза Полигимния считается покровительницей сельского хозяйства. К ней, среди других божеств, обращался античный поэт Гесиод в 700 году до нашей эры в работе «Труды и дни», где впервые помещались рекомендации по возделыванию земли.

Описание и атрибуты

Каждой музе соответствуют атрибуты и внешние признаки, присущие только ей. Каллиопу всегда изображали с восковой дощечкой и стилусом - палочкой для письма. Евтерпа держала в руках флейту, Эрато - кифару, Талия была всегда с комической Мельпомена - с трагической. У Клио в руках - свиток, Урания держит глобус или циркуль.

Хотя считается, что покровительница торжественных гимнов и ритуальных танцев изобрела божественную лиру, этот инструмент не всегда входит в описание музы. Полигимния не имеет общепринятого атрибута, хотя часто изображалась с поэтическим свитком в руках, полным высокой мудрости. Она всегда выделялась из окружения Аполлона, среди тенистых лесов Парнаса, своим задумчивым видом, близким к медитации. Фигура Полигимнии всегда плотно задрапирована, часто вместе с головой. Она опирается на скалу, а её глаза направлены вверх, ведь именно к небу обращены вдохновляемые ею творения.

Античная гармония

В легендах и мифах античного времени выразилось удивительно гармоничное мироустройство, где существуют вместе боги и люди, звери и растения. Свое особое место в этом мире заняли музы Древней Греции. Полигимния - муза гимнов и молитв, божественных ритуалов и повседневного труда на пашне. Она научила человека слагать божественные стихи, обращаться к другим с пламенной речью и выражать свои чувства с помощью выразительного жеста.

Впервые музы упомянуты Гомером. В бессмертных «Илиаде» и «Одиссее» он обращается к музам с просьбой помочь ему в начале долгого пути. И до сих пор поэты и музыканты, ученые и художники ищут у них духовной опоры и вдохновения. А в космосе летит как символ надежды в такой поддержке астероид Полигимния, названный в честь древнегреческой музы торжественных гимнов.