Что вызывает отвращение у людей. Эмоция отвращения – «сторожевой пёс» нашего организма

Отвращение — это ваше глубинное отношение к чувствам (если вы — рациональный человек).

Отвращение — это крайняя форма проявления отвержения.

Отвращение — это выражение страха и защита от опасности, которую представляют для человека зависимые отношения.

"Я не пойму, что со мной. Познакомилась с парнем. Вначале он мне очень сильно понравился. Ждала его звонков, встреч с ним, много думала о нем. Но однажды, без видимых причин, я стала испытывать к нему неприязнь. Ничего не изменилось в его облике, но меня стал раздражать его запах, а когда в его отсутствие я представляла нашу близость, то испытывала самое настоящее отвращение, аж до физической тошноты.

Умом я понимаю, что это очень хороший человек и, может, лучше я больше не встречу. Хороших мужчин не так уж и много. Но ничего не могу поделать с возникшим отвращением. Каждая наша встреча превращается в ад для меня. Я не хочу его обижать, понимаю, что это мои «тараканы». Только не могу понять, откуда они взялись и почему так резко изменились мои чувства..."

Очень часто на групповых занятиях, да и во время индивидуальных приемов, я слышу истории о том, как мужчины, которые тянутся к женщине, вызывают у нее неприязнь, доходящую до отвращения. Зато другой тип кавалеров — женатые или эмоционально закрытые — притягивает ее к себе, как магнит.

Почему возникает отвращение к мужчине?

И заметьте, именно к тем, которые готовы вас любить и носить на руках.

Ведь, по сути, каждая из нас стремится к любви и желает быть рядом с заботливым и нежным партнером. Так почему же тогда, когда на пути женщины встречается мужчина, готовый подарить ей любовь, у нее возникает чувство отвращения? Почему оно вообще появляется в душе женщины?

Неприязнь может возникать как реакция на близкие отношения, как страх перед взаимной любовью. Дело в том, что очень часто к настоящим чувствам некоторые из нас, не осознавая, могут испытывать отвращение. Так бывает, когда очень чистоплотные и опрятные мамаши, «повернутые» на аккуратности и порядке, могли с отвращением менять подгузники собственному ребенку, а уж если, не дай Бог, если его вырвало... И у малыша сформировалась брезгливость к любым нечистотам и запахам.

У функциональных мам хорошо работает механизм «думать — делать», в отличие от способности чувствовать и интуитивно понимать. И любое проявление, выбивающиеся из сферы логики и разума, может вызывать у них отвращение — как к чему-то бесконтрольному, а соответственно, грязному и противному. По сути, это и есть их отношение к чувствам.

Чувства — это иррациональная сфера, и она пугает людей, у которых преобладает логические подход к жизни.

Чувства — это мир, в котором правят свои законы, отличающиеся от законов разума и правильно устроенного мира рациональных людей. Их мир предсказуем, каждое действие запланировано и рассчитано на определенный результат. Люди, живущие таким образом, постоянно пытаются вывести формулу любви. Для этого они и посещают психологов — чтобы разобраться в механизме психики. Они глубоко уверены в том, что как только поймут причины происходящего и установят причинно-следственные связи, то обретут власть над чувствами другого человека и смогут, при правильном поведении, управлять им.

Они не догадываются, что есть другой мир — абсолютно спонтанный, непрогнозируемый, без гарантий и результатов. Он просто есть здесь и сейчас, как часть момента жизни. В этом мире невозможно планировать и тем более влиять на что-либо или кого-либо.

Нельзя заставить ребенка не плакать, если он не в настроении. Невозможно предсказать, какое у него будет настроение через 30 минут, и крайне сложно повлиять на это.

Рядом с ребенком у матери часто возникает чувство связанности по рукам и ногам, и осознание полной зависимости малыша вносит в ее жизнь сильный дискомфорт. Это связано с невозможностью планировать свой день и отсутствием маломальского времени для себя самой. Всё это вызывает у некоторых молодых мам ощущение бессилия и усталости. И еще — тайные сожаления об ушедших беззаботных днях без ребенка.

Если вам когда-то были знакомы эти чувства, а они могут касаться не только ребенка, но и ваших отношений с мужчиной, то вы явно относитесь к логическому типу женщин, с преобладанием механизма психики «думай — делай». И поэтому неудивительно, что в любых отношениях с партнером, который привязывается к вам и рассчитывает на вашу любовь и внимание, у вас могут возникать чувства, отталкивающие вас от него. Это отвращение как крайняя форма проявления отвержения.

Именно по этой причине женщины, имеющие проблемы с балансом логики, разума и чувств, очень часто испытывают отвращение по отношению к чувственным мужчинам, которые искренне влюбляются и становятся прилипчивыми. Это чувство возникает не сразу, а по мере развития связи, когда у обоих партнеров оживают потаенные страхи и активизируются негативные внутренние сценарии.

В таком мужчине женщина узнает то, что тщательно пыталась спрятать в себе. Она не переваривает и не принимает прилипчивую и зависимую часть себя. Она тщательно скрывает ее за семью печатями — мощными защитами. И соответственно, чувство отвращения к этой внутренней части автоматически переносится на мужчину. Но .

Как формируется негативное отношение к своей внутренней части?

С учетом всего выше сказанного могу добавить, что, скорее всего, ваша мама так относилась к вашим детским проявлениям: прилипчивость, зависимость, постоянное требование внимания и любви маленькой девочки вызывало у нее реакцию отвержения и желание отделиться.

Материнское отношение записалось в вашей психической матрице, и по истечении времени оно таким образом проявляет себя в отношениях. В этом случае отвращение — это форма страха и защита от опасности, которую представляют для человека чувства и близость. Причем это реакция на нездоровую любовь, а любить по-настоящему вы не умеете. Это реакция на , на любовь-слияние, когда один из партнеров стремится раствориться в другом.

А вот еще одна история.

Мы с мужем вместе уже 5 лет. У него есть сын от первого брака. И он часто навещает первую жену, чтобы проведать ребенка. Иногда он приглашает его к нам, но это случается редко. Недавно я стала замечать одну странную вещь. Когда супруг проводит время с сыном у нас дома, то всё нормально. Но если он идет к ним, то после его возвращения у меня появляется отвращение к мужу. Я не могу его обнимать. Реально становится противно его тело. И мне нужно 2-3 дня, чтобы это прошло. Почему так происходит?

Действительно, почему после того, как муж возвращается из дома бывшей жены, у его настоящей супруги возникает отвращение?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вернуться в далекое детство, в мир детских фантазий и желаний, когда ребенок был привязан к матери, зависим от нее и горячо любил ее. Единственным его желанием было слиться с мамой и заполучить всю ее в свою собственность. Он хотел владеть ею, ее душой и телом. И любые материнские действия, неудовлетворяющие это желание, вызывали у него яркие, но негативные чувства — ненависть, ярость, отвращение. И если эти переживания были сильны, а у души не было возможности их изолировать и «переварить», она закрывалась и прекращала диалог с другой душой.

Если ребенок замечает, что материнское тело принадлежит кому-то еще, у него может возникнуть такая реакция боли: невозможность прикоснуться к телу, порождает восприятие его как грязного. И в результате возникает отвращение — как следствие «измены» и «предательства» близкого человека.

Очень часто женщины, пережившие измену, чувствуют отвращение к мужу. Или это чувство может быть вытеснено настолько глубоко, что для того, чтобы до него добраться, потребуются .

Вывод

Отвращение может возникать в случае:

  • когда вы чувствуете, что партнер очень вас любит;
  • когда оно проявляется как форма изощренного отвержения и унижения;
  • боязни предательства и измены.

А теперь давайте отойдем от психологических размышлений и попробуем посмотреть на отвращение с другой стороны — житейской .

Отвращение — это «рвотный рефлекс», защищающий организм от попадания в ненужные или опасные ситуации. У каждой женщины есть интуиция и вполне вероятно, что ее тело подает сигнал душе, что этот мужчина — не ЕЕ. Может, стоит прислушаться к своему телу и интуиции?

Так в первом письме (приведенном в начале статьи) женщина писала, что умом она понимает, что этот партнер — хороший вариант и лучший ей вряд ли выпадет. Выходит, что внутри нее идет борьба между чувствами и разумом. Ум говорит, что кавалер подходящий, а душа не принимает его. Тело же всегда отражает то, что происходит в сердце. А оно отвергает мужчину, и давление разума лишь усиливает это отвержение. Не мудрено, что на физическом уровне у женщины возникает отвращение — как сигнал о том, что этот мужчина ей не подходит. При этом страх одиночества и логичные доводы заглушают голос души. Но ведь слушать имеет смысл только его!!!

И все-таки, как отличить страх любви от ощущения того, что этот мужчина не ваш? Об этом мы поговорим чуть позже — в следующей части нашей статьи или моя поможет заглянуть в самые глубины вашего бессознательного. А первым шагом к пониманию может стать один из моих коротких вебинаров - или мой ежемесячный

С любовью,

Ирина Гаврилова Демпси

Как-то на клиентской сессии поднялась тема границ. Тема очень заряженная и редкая консультация обходится без ее обсуждения.

Окружающий мир постоянно испытывает наши психологические границы на прочность.

Стоит только выйти за порог дома, можно сразу в этом убедиться. А сколько того, чего мы даже не замечаем или не расцениваем, как нарушение границ: бесплатные советы, контролирующее поведение или обесценивающие замечания.

Вспоминаю недавний эпизод в общественном транспорте, когда на выходе из автобуса я не подхватила двухлетнего сына на руки, а разрешила самому справиться с невысокой ступенькой. На что услышала злобное замечание бабушек, которые «посоветовали» немедленно взять ребенка на руки, «помочь», так как ему тяжело и осуждение моего намерения позволить сыну сделать то, что она сам хотел. Плюс ко всему тон, в котором давались «советы», не оставлял сомнения - мои границы подверглись атаке.

Сейчас я вычисляю это быстро, а лет пять назад даже не поняла бы, что происходит. Может быть, именно потому, пять лет назад я была твердо уверенна, что плохая мать, которая все делает не так.

По сути, психологические границы - это осознание того, где заканчиваюсь «я» и начинается «другой». Они появляются на границе контакта «организм-среда» и сигналом тому, что психологические границы атакуются являются наши чувства и эмоции.
И, на мой взгляд, безошибочно указывают на нарушение наших границ два чувства – злость и отвращение.

Если в результате взаимодействия с другим человеком мы испытываем раздражение, как первый звоночек зарождающейся злости, то, скорее всего, в этом месте мы бы хотели что-то разграничить, обозначить свою отдельность. Если попытаться проскочить раздражение, то в скором времени велика вероятность появление злости, как нормальной реакции на нарушение границ.

Если долго не замечать свою злость, прятать внутри, последствия этого будут разрушительны.

Мы либо развернем злость на себя, либо разрушим отношения гневом и яростью, которые появляются тогда, когда мы долго сдерживаем внутри себя злость.

Чувство отвращения – еще один маячок, который сигналит о том, что пора заканчивать общение.

Как в пищеварении: когда мы съедаем чего-то много или не то, наш организм подает сигнал, что пора прекратить потребление и переходить к перевариванию съеденного. Если проигнорируем сигнал – беды не миновать. Это, как если бы мы съели два килограмма любимых шоколадных конфет, не заметили чувство отвращения, которое появилось уже после десятой конфеты, то отравились бы любимым лакомством.

Так же и в общении.

Если долгое время оставаться нечувствительным в контакте, продолжать его вопреки растущему раздражению, злости и отвращению - отравление неизбежно.

Последствием отравления может стать потеря удовольствия от общения с близкими из-за сдерживаемых эмоций, потеря чувствительности к собственным границам или отвращение к себе, как спроецированное отвращение к другим.

И вот есть два этих чувства – отвращение и злость, которые помогают нам вовремя разобраться, где нарушаются наши границы и что самое время перейти к оборонительным действиям.

Некоторым людям настолько страшно признавать эти чувства (особенно в отношении с близкими людьми), что они выбирают разворачивать злость и отвращение на себя. Тогда к чужому агрессивному поведению можно смело приплюсовать аутоагрессию, которая чаще всего выглядит как обвинение себя в слабости, безволии, попустительстве чужому безграничному поведению, желание себя наказать, отругать.

И тогда получается, что выбора как такого почти нет.
Если мы попустительствуем агрессору, подавляем чувство отвращения и злости, то постепенно теряем удовольствие от общения, неизбежно ухудшаются взаимоотношения. Плюс – отравляем себя теми чувствами, которые выбрали не размещать в контакте.

Во-первых, мы заботимся о себе и о другом, потому что не привносим в контакт себя с симптомами отравления.
Во-вторых, появляется возможность совместно с другим переварить ситуацию нарушения границ и получить опыт конструктивного взаимодействия.
В-третьих, переходим на новый этап отношений, в котором личностные границы каждого являются чем-то, что одновременно разграничивает и соединяет.
Здесь мы уже видим отдельность другого человека, осознаем, как сильно хотим познакомиться с его желаниями и потребностями, найти во взаимодействии то, что объединяет.

Например, желание быть вместе.

В раннем младенчестве реакция отвращения может быть активирована только химическим раздражителем - горькой или испорченной пищей. Однако по мере взросления и социализации человек научается испытывать отвращение к самым разнообразным объектам окружающего мира и даже к самому себе. Понятие «отвратительно» используется нами в самых разных ситуациях и по отношению к самым разным вещам. С его помощью мы можем охарактеризовать запах испорченной пищи, характер и поступки человека или неприятное событие. Оно может означать, что чье-то поведение и манеры резко отличаются от общепринятых (например, когда от человека дурно пахнет или он чавкает за столом).

Точно так же понятие «вкус» употребляется нами не только по отношению к пище, но и при описании поступков и поведения человека. Например, мы можем сказать, что человек «проявил хороший вкус», отдав предпочтение некой картине, и это будет означать, что он хорошо разбирается в живописи. Сам факт неоднозначности этого понятия свидетельствует о том, что эмоция отвращения, возникающая в результате нейрохимических процессов, имеет психологическое значение. Испорченная пища вызывает отвращение при любых обстоятельствах, но не менее сильное отвращение может вызвать у нас и самая вкусная пища, если она приготовлена или подана не так, как мы привыкли.

Малейшее нарушение привычного способа совершения того или иного действия может привести к тому, что действие, обычно воспринимаемое как нормальное и естественное, начинает вызывать отвращение. Так, например, каждый из нас постоянно сглатывает слюну. Однако, что вы почувствуете, если вам вдруг предложат сплевывать слюну в стакан, с тем чтобы потом проглотить ее разом? Конечно же, отвращение.

Итак, изучение эмоции отвращения позволяет нам прояснить некоторые основополагающие характеристики и закономерности всех фундаментальных эмоций.

Отвращение и презрение 271

Мимическое выражение отвращения обслуживается самым древним отделом мозга - стволом мозга. Эмоция отвращения играет чрезвычайно важную адаптивную роль в жизни человека, создавая мотивацию к отвержению физически и психологически вредных объектов.

Причины отвращения

Розин и Фаллон (Rozin, Fallon, 1987) разработали теорию отвращения, в которой эмоция отвращения жестко связывается с пищевым поведением. Отвращение рассматривается ими как физиологическая реакция отвержения вредоносных объектов. В качестве таких объектов они рассматривают только продукты животного происхождения.

Розин и Фаллон выделяют четыре возможные причины пищевого отвержения: 1) невкусная пища (та, которая не нравится индивиду); 2) опасная пища (ядовитая); 3) несъедобные предметы в качестве пищи (например, дерево или песок); 4) пища, вызывающая отвращение (загрязненная или зараженная пища). Отвращение рассматривается ими как реакция отторжения, основанная на когнитивной оценке объекта, в особенности на представлении о его зараженности. Авторы имеют в виду психологическое заражение и в качестве иллюстрации приводят следующий пример. В одной больнице медсестры воровали соки, предназначенные для больных детей, но когда соки стали разливать в бутылки для сбора мочи, воровство прекратилось. Бутылки были новыми,.и медсестры знали о том, что опасности физического заражениянет. Их отказ был обусловлен только представлением о возможном контакте с мочой.

Можно отвергать те или иные пищевые объекты на основании их неприятного вкуса, но, для того чтобы индивид испытал отвращение к объекту, он должен знать или предполагать, что объект заражен. Розин и Фаллон считают, что развитие эмоции отвращения тесно связано с когнитивным развитием человека и зависит от его способности понимать, как происходит заражение пищи и каким образом зараженная пища влияет на организм. Таким образом, эмоция отвращения, по мнению авторов, возникает у человека не раньше семилетнего возраста. Лишь по достижении семи лет ребенок в процессе обусловливания и научения начинает испытывать отвращение к объектам, которые раньше были нейтральными для него. Любая вполне съедобная пища теперь может вызвать у него отвращение, если он знает, что она соприкасалась с зараженным объектом. «Зараженность» - это не только и не столько физическая характеристика объекта; психологическая зараженность может вызвать не менее сильное отвращение. Апельсиновый сок, разливаемый по стаканам из ночного горшка, вызовет отвращение у большинства людей, даже если этот горшок будет новым и абсолютно стерильным. Маленькие дети, по мнению авторов, не могут испытывать отвращения к пище; они отказываются брать в рот только невкусные, несъедобные или ядовитые продукты и вещества.

Розин и Фаллон представили очень узкое определение эмоции отвращения. Из этого определения следует, что мимическая реакция отвращения, наблюдаемая у детей младше семи лет, не сопровождается соответствующим эмоциональным переживанием. Однако, по нашим наблюдениям, маленькие дети, выражая отвращение, демонстрируют поведение, явно мотивированное переживанием отвращения.

272 " Глава 12

Представление Розина и Фаллона об эмоции отвращения как исключительно пищевой реакции оспаривается психоаналитиками. Последние сообщают многочисленные случаи из своей практики, свидетельствующие о том, что человек может испытывать отвращение к определенным формам сексуальной активности (например, орально-генитальному или генитально-анальному сексу) (David, Fahy, 1987). Дэвид и Фэйхи полагают, что эротические импульсы динамически связаны с эмоцией отвращения, и подтверждают свой тезис случаями из клинической практики (например, некий мужчина сексуально возбуждался, когда партнерша мочилась ему в рот; некая женщина получала сексуальное наслаждение, когда мужчина мочился на нее).

Кроме того, Дэвид и Фэйхи считают, что сексуальное отвращение может выполнять адаптивные функции. Например, отвращение к определенным формам сексуальных отношений может сыграть роль в установлении приемлемых норм полового акта, а отвращение к потенциально опасным, вредным для здоровья формам сексуальной близости выполняет защитную функцию.

Большинство теоретиков согласны в том, что исходной причиной отвращения является «дурной вкус» объекта. Постепенно, по мере научения и накопления опыта человек научается испытывать отвращение при одном только взгляде на объект, который может быть неприятным на вкус, имеет дурной запах или неприятный вид. Мы можем испытывать отвращение к протухшему мясу и к невоспитанному ребенку, к дурно пахнущей пище и к зловонию на улице. Определенные формы полового акта или сама мысль о них также может вызвать у нас отвращение.

С точки зрения психологического благополучия индивида, наиболее серьезного внимания заслуживает, наверное, тот факт, что источником отвращения может стать собственное «Я» человека. Некоторые физические аспекты этого «Я», не доставляющие человеку особого беспокойства в детстве, в подростковом возрасте могут вызывать у него отвращение. Так, например, полнота, часто рассматриваемая в детстве как признак хорошего аппетита и крепкого здоровья, в подростковом возрасте нередко становится той частью физической Я-концепции, которая вызывает наибольшее отвращение.

В комбинации с печалью и другими эмоциями отвращение может играть немаловажную роль в пищевых расстройствах, которыми страдают очень многие люди. Генерализованное отвращение к пище может привести к полному отказу от пищи, к анорексии. Нарушения пищевого поведения у подростков зачастую характеризуются двоякой симптоматикой - попеременным обжорством и голоданием. Обжорство обусловлено целым комплексом причин, некоторые из них, вероятно, связаны с биологическими факторами, но большая часть обусловлена неудовлетворенностью различного рода эмоциональных потребностей. Голодание же в определенных случаях может быть обусловлено исключительно эмоцией отвращения. После периода обжорства многие молодые люди стремятся «очиститься», вызывая у себя рвоту. Обжорство и субъективно связанная с ним полнота, как реальная, так и воображаемая, восприятие себя как «жирной и безобразной», вызывают у многих девушек отвращение. Психологически обусловленное отвращение может в буквальном смысле вызывать у человека рвоту.

Результаты исследования, посвященного изучению предпосылок и последствий эмоции отвращения, представлены в табл. 12-1.

Отвращение и презрение 273

Таблица 12-1 Причины и последствия отвращения

Ответы Число испытуемых, давших ответы (%)

Причины

Чувства

1. Чувство тошноты, усталости, неприязни, отвращения 27,7

2. Чувство провала, собственной некомпетентности, злость по отношению к себе, 26,8 разочарованность в себе

3. Недовольство действиями других людей 17,7

4. Синонимы отвращения 11,5

5. Синонимы огорчения, страдания 6,9

6. Синонимы гнева 3,8

7. Синонимы презрения 3,1

8. Другие чувства 4,6 Мысли

1. Ненависть, неприязнь, осуждение действий других людей 24,6

2. Мысли о провале, о собственной некомпетентности; разочарование в себе, 22,3 злость на себя

3. Мысли о войне, политике, расизме 20,8

4. Мысли о дурно пахнущих, неприятных вещах 14,6

5. «Грязные» мысли 4,6

6. Мысли об одиночестве, изоляции, отверженности 3,8

7. Другие мысли 5,4 Действия

1. Самообвинение 30,8

2. Совершенная оплошность, ошибка 25,4

3. Неблаговидные поступки, совершенные вопреки собственному желанию, 15,4 под влиянием других людей

4. Действия, осуждаемые окружающими 12,3

5. Нарушение юридических или моральных норм 10,8

6. Другие действия 5,4

Последствия

Чувства

1. Физическое отвращение: тошнота, усталость, плохое самочувствие и т. п. 25,5

2. Синонимы отвращения 18,8

3. Синонимы гнева. 15,0

4. Синонимы презрения 14,3

5. Чувство апатии, разочарованность · 7,5

6. Чувство, что тебя обманули, предали, обидели, использовали 3,8

7. Чувство провала, самоосуждение и т. п. 3,8

8. Чувство, что все плохо, ужасно 3,0

9. Другие чувства 8,3 Мысли

1. Мысли о сложившейся неблагоприятной ситуации 30,8

2. Мысли о событии, вызвавшем отвращение 15,0

3. Мысли о других; о том, как забыть о сложившейся ситуации или выпутаться из нее 15,0

4. Мысли о провале, самообвинение 11,5

5. Мысли о том, что стал объектом ненависти, неприязни, осуждения окружающих 10,5

6. Поиск способов решения проблемы 9,8

7. Синонимы презрения 3,0

8. Другие мысли 11,3 Действия

1. Действия, направленные на то, чтобы выпутаться из сложившейся ситуации 39,8

2. Решение проблемы 21,1

3. Вербальное или физическое выражение враждебности 12,8

4. Переоценка собственной позиции, попытка стать лучше 4,5

274 Глава 12

Продолжение табл. 12-1

5. Действия, направленные на сокрытие истинных чувств, попытка «сохранить лицо» 3,0 | "

6. Действия, совершенные в ярости 3,0 <

7. Действия, демонстрирующие высокомерие 2,3 "

8. Разговоры, установление контакта с друзьями 2,3 Ί \

9. Другие действия 11,3:

* N - приблизительно 130 студентов колледжа. 1 "

Глава 8. Отвращение и презрение

Он наблюдал за тем, как я ел из жестяной банки консервы, привезенные мной в эту далекую деревню, населенную людьми племени форе. Когда я заметил, что он наблюдает за мной, и увидел выражение его лица, то я отложил вилку и взялся за фотоаппарат, который всегда висел у меня на шее. (К счастью, люди племени форе еще не знали, для чего предназначен фотоаппарат, и быстро привыкли к тому, что я прикладываю к глазу этот странный предмет без каких–либо видимых причин; поэтому обычно они не смущались и не отворачивались, когда я их фотографировал.)

История, лежащая в основе получения этого снимка, говорит о важности, которую имеет для возникновения у человека отвращения наблюдение за тем, как кто–то другой поглощает нечто, оскорбляющее вкус наблюдателя.

Человек племени форе даже не попробовал мои консервы; одного лишь вида того, как я их ел, было достаточно, чтобы вызвать его негативные чувства.

Тридцать лет тому назад я описал отвращение как:

…проявление антипатии. Вкус чего–то, что вы хотите немедленно выплюнуть, или даже сама мысль о необходимости съесть что–то подобное способны вызвать у вас отвращение. Запах, который заставляет вас затыкать нос, также вызывает у вас отвращение. И вновь отвращение может возникнуть у вас даже от самой мысли о том, насколько омерзительным является такой запах. Отвращение может вызвать у вас вид чего–то, что вы можете счесть для себя оскорбительным пробовать на вкус или обонять. Вы можете испытывать отвращение к звукам, если они ассоциируются с ненавистным вам событием. Также и прикосновение чего–то противного, например скользкого или студенистого, способно вызвать чувство отвращения.

Не только вкусы, запахи, прикосновения, зрительные образы или звуки способны вызвать отвращение, но и действия и наружность людей или даже их идеи. Иногда люди могут иметь отвратительный внешний вид, и смотреть на них бывает просто противно. Некоторые люди испытывают отвращение, когда видят калеку или человека с уродливой внешностью. Отвращение может вызывать пострадавший в аварии человек с многочисленными открытыми ранами. Вид крови или работа хирурга, выполняющего операцию, также вызывает у некоторых людей чувство отвращения. Некоторые поступки людей также выглядят отталкивающе. Человек, мучающий свою собаку или кошку, может быть отвратителен своим соседям. Отвращение может вызывать человек, занимающийся тем, что другие называют половыми извращениями. Жизненная философия или способ обращения с людьми, унижающие человеческое достоинство, также могут вызывать отвращение.

С тех пор мои наблюдения получили подкрепление и развитие благодаря исследованиям фактически одного–единственного ученого, занимавшегося изучением отвращения. Психолог Пол Розин, человек, прекрасно умеющий ценить хорошую еду, уверен, что в основе отвращения лежит ощущение появления во рту чего–то такого, что считается отвратительным или распространяющим заразу; в соответствии с моей терминологией это называлось бы темой отвращения. Однако в разных культурах имеются разные представления о том, что считать отвратительным. Фотография жителя Новой Гвинеи прекрасно иллюстрирует эту мысль: отвращение вызывают у него внешний вид и запах еды, которую я нахожу аппетитной. Но подобные различия могут наблюдаться и внутри одной культуры. Например, моя жена любит есть сырых устриц, а я их просто не выношу. В некоторых областях Китая собачье мясо считается деликатесом, а у большинства европейцев перспектива отведать такого деликатеса не вызывает восторга. Но есть также и общие закономерности в том, что вызывает отвращение.

Розин обнаружил, что самыми мощными универсальными триггерами являются продукты функционирования нашего организма: кал, рвота, моча, слизь и кровь. В 1955 г. выдающийся американский психолог Гордон Олпорт предложил «мысленный эксперимент» с отвращением, эксперимент, который вы выполняете в вашем сознании, чтобы проверить, действительно ли происходит то, что он предлагает. «Сначала подумайте о том, чтобы проглотить слюну, накопившуюся у вас во рту, или просто ее проглотите. Затем представьте, что вы сплевываете ее в стакан, а затем выпиваете! То, что казалось естественным и «своим», внезапно становится отвратительным и чужим». Розин действительно провел этот эксперимент, предлагая людям выпить стакан воды, после того как они в него плевали, и обнаружил, что Олпорт был прав. Даже несмотря на то, что слюна была у них во рту мгновением ранее, они не соглашались пить воду, содержащую их собственный плевок. Розин утверждает, что как только продукт деятельности нашего организма покидает наше тело, он становится для нас отвратительным.

Отвращение не возникает как самостоятельная эмоция до достижения ребенком возраста от четырех до восьми лет. До этого возраста наблюдается неприязнь, отказ есть то, что имеет неприятный вкус, но не отвращение. Розин просил детей и взрослых потрогать или съесть шоколадную конфету, которая выглядела как собачьи экскременты. Детей в возрасте от четырех до семи лет это задание совершенно не смущало, но большинство взрослых отказывались его выполнять. Подобным образом дети в возрасте до четырех лет спокойно будут пить сок или молоко, если вы намеренно бросите в него продезинфицированного кузнечика.

Дети и подростки часто бывают очарованы предметами, вызывающими отвращение. Розин напоминает нам, что магазины новинок продают весьма реалистичные имитации рвоты, слизи и экскрементов и основными покупателями таких товаров являются мальчики–подростки. Существует целая серия анекдотов, посвященных разным формам проявления отвращения. Некоторые популярные телепередачи для детей и подростков часто показывают ситуации, в которых главные герои демонстрируют свое отвращение.

Профессор права Уильям Миллер в своей увлекательной книге «Анатомия отвращения» (The Anatomy of Disgust ) отмечает, что отвращение очаровывает не только детей: «[Отвращение]… имеет свою прелесть, свое очарование, которое проявляется в том, что нам бывает трудно отвести глаза от тяжелых катастроф… или в том, насколько привлекательными оказываются для нас фильмы ужасов… Наши собственные сопли, моча и кал воспринимаются как что–то вредное и вызывают у нас отвращение, но мы проявляем в отношении них трогательное внимание и любопытство…

Мы смотрим на наши выделения чаще, чем признаемся в этом… ведь многие люди внимательно рассматривают свой носовой платок, после того как высморкаются в него». Кассовый успех таких грубых фильмов, как «Здесь есть что–то о Мери» (There"s Something About Mary ) был достигнут не только за счет аудитории подростков.

Розин проводит различие между тем, что он называет межличностным отвращением, и базовым отвращением. Он перечисляет четыре группы усвоенных межличностных триггеров: незнакомый, больной, несчастный и морально испорченный. Исследование, проведенное мной вместе с Маурин О"Салливан, позволило получить несколько результатов, подтверждающих правильность предположений Розина. Мы просили студентов колледжа записать наиболее сильные ощущения отвращения, которые, по их представлениям, мог когда–либо испытать человек. Предложенная Розином тема заражения от пищи, попадающей в ротовую полость (например, вы вынуждены съесть то, что у другого человека вызывает рвоту), действительно упоминалась, но только у 11% респондентов. Наиболее часто называемый триггер крайнего отвращения (упоминавшийся 62% респондентов) возникал в результате реакции на предосудительное с моральной точки зрения поведение (например, реакции американских солдат, увидевших следы зверств нацистов в концентрационных лагерях). Почти половина называвшихся действий, вызывавших отвращение и моральное осуждение, была связана с актами сексуального насилия, в особенности над детьми. Последнюю группу случаев, упоминавшихся примерно 18% респондентов, составляли истории физического отторжения, не имевшие отношения к еде, например обнаружение трупа с копошащимися в нем червями.

Ранее я отмечал, что базовое отвращение, по Розину, является темой эмоции и что, если он прав в том смысле, что четыре формы межличностного отвращения - к незнакомому, больному, несчастному и морально испорченному - являются усвоенными, то тогда они были бы вариациями темы. Однако мне кажется возможным, что эти четыре межличностные формы отвращения также являются темами, которые можно найти в любой культуре со своими специфическими особенностями, обусловленными научением, которые будут разными у разных индивидов, социальных групп и культур. Например, каждый может проявлять реакцию отвращение на морально испорченного человека, но то, что является признаком моральной испорченности, может изменяться. То, что является незнакомым и знакомым и что является несчастьем, также зависит от обстоятельств, и лишь отношение к болезни, возможно, везде одинаково. Те, кто имеют физические изъяны, гноящиеся раны и прочие дефекты, могут вызывать отвращение в каждой культуре.

Миллер указывает на то, что культуры имеют больше свободы с точки зрения включения объектов или действий в область вызываемого отвращения, чем с точки зрения исключения их из нее. Это наблюдение в точности соответствует идеям, рассмотренным в главах 2, 3 и 4, где я утверждал, что базы данных эмоциональной готовности людей являются открытыми, а не закрытыми. Эти базы данных совместно с программами, которые направляют наши реакции на наши изменяющиеся эмоции, не бывают пустыми, когда мы появляемся на свет; эволюция уже написала свои инструкции о том, как нам следует реагировать и какую чувствительность мы должны проявлять при каждой реакции. Как отмечает Миллер, эти базы и инструкции трудно изменить, но поскольку базы данных являются открытыми, то мы можем усваивать новые триггеры и новые эмоциональные реакции.

Хотя и японцы, и американцы проявляют реакцию отвращения на испорченные продукты питания или на попадание чего–то неприятного в рот, Розин обнаружил у них различия в проявлении социального отвращения. Человек, который не вписывается в общественное устройство или несправедливо критикует других, вызывает отвращение у японцев. Американцам внушали отвращение расисты и люди, проявляющие чрезмерную жестокость. Однако не все социальное отвращение в целом варьируется от культуры к культуре. Розин установил, что во многих культурах людям противны политические деятели!

В дополнение к четырем типам межличностного отвращения, описанным Розином, существование еще одного типа отвращения, который я называю отвращением от пресыщения, вытекает из результатов исследования, проведенного психологами Джоном Готтманом, Эрикой Вудин и Робертом Левенсоном. Их исследование заслуживает особого внимания, поскольку они оказались единственными учеными, которые точно измерили выражение эмоции во время одного из самых эмоционально насыщенных и наиболее важных социальных взаимодействий в нашей жизни - взаимодействии между мужем и женой.

Удивительно, что выражения отвращения у жены, адресуемые мужу в ходе беседы, начатой с целью разрешения конфликта, позволяли предсказать количество времени, которое они в течение ближайших четырех лет проживут порознь. Готтман обнаружил, что выражения отвращения у жены обычно возникали в ответ на попытку мужа отгородиться от нее «каменной стеной» (о чем я рассказывал в главе 6), т. е. игнорировать ее эмоции. Говоря простым языком, она получала то, чего добивалась; она оказалась сытой по горло. Отметьте, как хорошо к этой ситуации подходит метафора приема пищи. Если ваш супруг вызывает у вас неприязнь, то неудивительно, что будущее ваших отношений выглядит безрадостно. (Мы еще вернемся к результатам, полученным Готтманом, в конце этой главы, когда будем говорить о презрении.)

Миллер отмечает, что при близких отношениях мы снижаем чувствительность к тому, что обычно вызывает у нас отвращение. Самым первым примером является «перемена пеленок, вытирание выплюнутой пищи, другие действия по уходу за больным ребенком. Родители - это те люди, которые будут проявлять заботу в любых обстоятельствах; они будут убирать экскременты, рискуя испачкать ими руки и одежду; страдать, когда окажутся облитыми мочой. Преодоление естественного отвращения к подобным веществам является характерной чертой безусловной родительской любви».

Подобное временное устранение отвращения наблюдается у участников полового акта. И вновь я процитирую Миллера: «Язык другого человека у вас во рту может быть признаком близости, но он может также быть вызывающим отвращение оскорблением… Секс по обоюдному влечению означает взаимное нарушение границ, защищаемых чувством отвращения… Секс - это лишь один способ нарушения таких границ, подразумевающий один тип обнаженности. Но есть и другие формы обнаженности, открытости и знаний, на которых основываются интенсивные интимные отношения - отношения в форме продолжительного, тесного и нежного взаимного контакта.

Это замечательно тонкое наблюдение Миллера указывает на наличие у отвращения социальной функции, которая в других условиях была бы незаметна. Временное подавление отвращения создает отношения близости и служит символом личной преданности. Такое принятие того, что другой человек мог бы счесть постыдным, вовлеченность в физическую деятельность, которая с другим человеком показалась бы отвратительной - я имею в виду не только секс, а, например, необходимость убирать рвотную массу необязательно за близким, но и за совершенно незнакомым вам человеком, - может быть не только знаком любви, но и средством ее усиления.

Другая очень важная функция отвращения состоит в том, чтобы заставлять нас дистанцироваться от отвратительного и отталкивающего. Очевидно, что никому не идет на пользу потребление испортившихся продуктов, а социальное отвращение сходным образом изолирует нас от того, что мы считаем предосудительным.

Оно, как предполагает Миллер, является моральной оценкой, в которой мы можем не идти на компромисс с вызывающими наше отвращение людьми или их действиями. Правовед Марта Нуссбаум пишет, что «большинство обществ учит избегать некоторых групп людей на том основании, что они вызывают физическое отвращение». К сожалению, эта эмоция может быть опасной, так как она лишает человеческих качеств людей, которых мы считаем вызывающими отвращение, и таким образом позволяет не относиться к ним как к обычным человеческим существам.

Некоторые действия признаются недопустимыми на том основании, что они оскорбляют общественную мораль (вызывают отвращение), например детская порнография или сквернословие. Нуссбаум уверена, что законы не должны основываться на том, что кто–то находит совершенное действие отвратительным, и предлагает, чтобы мы использовали не отвращение, а оскорбление в качестве основы для правовых оценок. «[Оскорбление]… является моральным чувством, гораздо более подходящим для правовой оценки и гораздо более надежным, чем отвращение. Оно содержит аргументацию, которая может распространяться публично, и не предполагает спорных попыток обращения с таким преступником, как ничтожество или бездельник, вне морали нашего общества. Вместо этого оно прочно включает его в моральное сообщество и оценивает его действия на основе общественной морали». Отмечая, что эмоциональное состояние человека в момент совершения преступления может рассматриваться как смягчающий вину фактор, Нуссбаум также утверждает, что отвращение не является той эмоцией, которая должна приниматься во внимание. «Одно убийство не является более тяжким преступлением, чем другое, только потому, что оно вызывает большее отвращение… Разумной реакцией на отвращение, - заявляет она, - является выход из ситуации, исключающий убийство человека, вызывающего у вас отвращение - например, пристающего к вам гомосексуалиста. [Только лишь]… чувство, вызванное в вас кем–то другим, никогда не является достаточным основанием для осуществления насильственных действий в отношении этого человека».

Те, кто оправдывают худшие формы понижения статуса других людей, часто рассматривают своих жертв как животных (причем не самых привлекательных); иногда о жертвах говорят как о неодушевленных, оскорбляющих наши чувства предметах, называя их отбросами или накипью. Я боюсь, что возмущение или оскорбление могут также оправдывать кровопролитие или даже пытки, но они не должны возводить барьер между нами и теми, кто вызывает у нас отвращение. (Нуссбаум, разумеется, концентрирует внимание на использовании эмоций для оправдания законов, а не для оправдания действий, противоправных или нет.) Одним из препятствий, способных сдержать замышляемое насилие, являются внешний вид и крики страдающих жертв, а также их кровь. Но этот фактор срабатывает не всегда, возможно, потому, что вид чужих страданий вызывает отвращение. Даже если мы не начинаем думать о ком–то как об источнике нашего отвращения, вид крови и изуродованного в результате пытки или травмы тела скорее может вызвать еще более сильное отвращение, а не сочувствие.

В начале моих исследования выражений эмоций в разных культурах я обнаружил, что фильмы об испытывающих страдание людях - фильмы о выполнении туземцами обряда обрезания или хирургической операции на глазах - вызывали выражение отвращения у большинства студентов, обследованных мной в Америке и Японии. Я отредактировал другие учебные медицинские фильмы - в одном показывалось удаление конечности, сопровождавшееся большой потерей крови, а в другом показывался человек с третьей степенью ожогов, у которого обожженная кожа струпьями сходила с тела. И вновь большинство зрителей сообщали об испытываемом отвращении и показывали свое отвращение на лице. Фильмы могли заменять друг друга, так как они вызывали одинаковую эмоцию и относились к числу наиболее распространенных «киностимулов», используемых при исследовании эмоций.

Однако имелась сравнительно небольшая группа студентов (около 20%), которая проявляла очень разнообразные реакции на показываемые в фильмах страдания других людей. Вместо того чтобы проявлять отвращение, они выражали печаль и боль так, как если бы отождествляли себя с теми, кто подвергался операциям.

По–видимому, природа создала нас таким образом, что мы испытываем отвращение при виде внутренних органов других людей, особенно залитых кровью. Такая реакция отвращения временно приостанавливается, когда мы видим истекающего кровью не постороннего, а близкого нам человека. В таком случае мы стараемся ослабить страдание, а не отворачиваться от него. Каждый может представить себе, как отвращение при виде проявлений физического страдания, болезни может принести выгоду с точки зрения предотвращения распространения инфекции, но этот результат достигается ценой снижения нашей способности к сочувствию и состраданию, которая может быть очень полезной для формирования общности людей.

Ни сочувствие (эмпатия), ни сострадание не являются эмоцией; они представляют собой лишь наши реакции на эмоции других людей. При когнитивной эмпатии мы сознаем, что чувствует другой человек. При эмоциональной эмпатии мы действительно чувствуем то, что чувствует другой человек; при сострадающей эмпатии мы хотим помочь другому человеку справиться с ситуацией и с его эмоциями. Мы должны иметь когнитивную эмпатию, чтобы проявлять две другие формы эмпатии, но нам не требуется иметь эмоциональную эмпатию, чтобы проявлять сострадающую эмпатию.

Презрение родственно отвращению, но все же отлично от него. Я не смог найти ни одной фотографии в прессе, иллюстрирующей эту эмоцию; подобно отвращению, оно также редко показывается на газетных и журнальных снимках. Пример лица, выражающего презрение, можно увидеть на снимке З в конце этой главы.

Много лет тому назад я определил отличие презрения от отвращения следующим образом:

Презрение можно испытывать только к людям или их поступкам, но не ко вкусам, запахам или прикосновениям. Наступив на собачьи экскременты, вы можете испытать отвращение, но не презрение; идея употребления в пищу сырых телячьих мозгов также может вызвать отвращение, но никак не презрение. Однако вы можете с презрением относиться к людям, поедающим такие неаппетитные продукты, так как в презрении имеется элемент снисходительности по отношению к тем, кто это презрение вызывает. Проявляя в своей неприязни к людям и их поступкам элемент пренебрежения, вы ощущаете по отношению к ним свое превосходство (обычно моральное). Их поведение отвратительно, но вы, испытывая к ним презрение, не обязательно порываете отношения с ними.

К сожалению, что касается презрения, то здесь не нашлось второго Пола Розина и ни один из ученых не сконцентрировал все свои усилия на изучении этой эмоции. Миллер сделал интересное замечание о том, что хотя мы чувствуем превосходство над другим человеком, когда испытываем презрение к нему, тем не менее подчиненные также могут испытывать презрение к своим начальникам. Задумайтесь о «презрении подростков ко взрослым, женщин к мужчинам, слуг к хозяевам, работников к боссам… черных к белым, необразованных к образованным. Презрение, идущее снизу вверх… позволяет занимающим более низкое положение заявлять о своем превосходстве по какому–то параметру. Люди, находящиеся на более низких ступенях, знают, что они занимают невысокое положение в глазах других, знают, что они в какой–то мере презираемы этими другими людьми…»

Чтобы лучше понять значение презрения, давайте рассмотрим следующий набор интересных результатов исследования супружеских отношений, проведенного Готтманом и его коллегами. Жены, мужья которых демонстрировали презрение:

Чувствовали себя переполненными эмоциями;

Считали, что их проблемы невозможно разрешить;

Полагали, что их супружеские проблемы были очень серьезными;

Часто болели в течение следующих четырех лет.

Тот факт, что выражения отвращения, презрения или гнева, появлявшиеся у мужей этих женщин, не вызывали подобных результатов, подчеркивает важность выделения презрения в качестве самостоятельной эмоции (что еще не осознается всеми, кто изучает эмоции).

Презрение, подобно всем уже рассмотренным нами эмоциям, может меняться по силе или интенсивности, как и отвращение. Я подозреваю, что верхняя граница интенсивности отвращения находится выше, чем верхняя граница интенсивности презрения, т. е. максимальная интенсивность презрения слабее максимальной интенсивности отвращения.

Отвращение, безусловно, является негативной эмоцией, оно не ощущается позитивно, даже несмотря на то, что, как отмечалось ранее, мы бываем очарованы тем, что вызывает отвращение, намного сильнее, чем этого можно было бы ожидать. Разумеется, когда отвращение оказывается сильным, то ощущения, безусловно, оказываются неприятными и даже могут вызывать тошноту. Но я менее уверен в том, что презрение также является негативной эмоцией; я знаю, что ощущение презрения к другим доставляет большинству людей удовольствие. Позднее мы можем сами удивляться тому, что чувствовали себя таким образом, но ощущения, переживаемые нами во время этой эмоции, в большей степени приятны, чем неприятны. Это не значит, что такая эмоция оказывает благоприятный эффект на других людей, и результаты Готтмана подтверждают такой вывод. Но наши ощущения в те моменты, когда мы испытываем презрение, не являются изначально неприятными. Трудно определить функцию презрения иначе как функцию подачи сигнала об испытываемом чувстве превосходства, об отсутствии необходимости к чему–то приспосабливаться или чем–то заниматься. Оно сообщает о силе или статусе. Те, кто не уверены в своем статусе, могут с большей вероятностью проявлять презрение для утверждения своего превосходства над другими.

Презрение часто сопровождается гневом - обычно умеренным гневом в виде недовольства, хотя оно может возникать и вовсе без гнева. Иногда гнев человека может чередоваться с отвращением, если человек будет разгневан тем, что ему приходится испытывать отвращение.

Мы не имеем слов для описания настроений, имеющих отношение к отвращению или презрению, но это говорит не о том, что мы не испытываем таких настроений, а лишь о том, что у нас нет простого способа для обращения к ним. Я подозреваю, что такие настроения действительно существуют, но о каких–либо теоретических или практических исследований на эту тему мне неизвестно.

Давайте теперь выясним, имеются ли эмоциональные расстройства, подразумевающие проявления отвращения или презрения. В своей статье, озаглавленной «Отвращение - забытая эмоция в психиатрии», психиатры М. Филипс, К. Сениор, Т. Фахи и А. Дэвид утверждают, что хотя отвращение не признается имеющим решающее значение в психических расстройствах, оно действительно играет заметную роль в возникновении многих психических проблем. Беспокойство, возникающее вместе с отвращением, вероятно, является следствием привнесения обсессивно–компульсивного расстройства, проявляющегося в навязчивых мыслях о грязных и заразных предметах и в чрезмерном стремлении к мытью рук и тела. Страхи перед животными могут основываться на отвращении, социальные фобии, при которых человек боится оказаться униженным, могут подразумевать отвращение, сконцентрированное человеком на самом себе, а боязнь вида крови подразумевают возникновение нервного расстройства одновременно с отвращением. Люди с расстройствами, связанными с приемом пищи, такими как нервная анорексия и булимия, испытывают сильное чувство отвращения к частям своего собственного тела, к своей сексуальности и к некоторым продуктам. До настоящего времени никто еще не заявлял о наличии каких–либо психических расстройств, связанных с презрением.